Провозглашение власти по всей стране

Становление советской власти

У всякого раба есть своя гордость: он хочет повиноваться лишь величайшему владыке.

Становление советской власти в России стало возможно в результате 2 съезда большевиков, который фактически венчал собой революцию и силовой захват власти. Это способствовало приданию законности тех действий, которые привели к краху российской империи и свержении императора.

Для понимания событий той эпохи необходимо рассмотреть хронологию событий в плане становления в России советской социалистической власти. Она покажет последовательность действий Ленина с соратниками, а также их ключевые шаги, которые способствовали становлению советской власти.

Начнем с того, что октябрьский переворот завершился открытием 2 съезда Советов. Случилось это на исходе дня 25 октября 1917 года в Петрограде, в Смольном дворце. С малыми перерывами съезд продлился до 27 октября включительно. На заседании присутствовали:

  1. Большевики — 390 человек.
  2. Эсеры (левое и правое крыло) — 190 человек.
  3. Меньшевики — 72 человека.
  4. СД-интернационалисты — 14 человек.
  5. Украинские националисты — 7 человек.
  6. Меньшевики-интернационалисты — 6 человек.

Всего на заседании присутствовало 739 человек, большинство из которых принадлежало большевикам, позволяя тем управлять процессами этого собрания. Эсеры и меньшевики выдвигают требование признать незаконность власти большевиков, поскольку она была захвачена в результате государственного переворота! Это требование не было удовлетворено и представители оппозиции покинули зал. Так началось становление советской власти, кратко описать которое просто невозможно.

Первые декреты советской страны

Продолжился 2 Всероссийский Съезд Советов в 11 часов 26 октября. На нем Ленин зачитывает «Декрет о мире», который обязывает Россию начать переговоры о мире без аннексии и контрибуции, а также о немедленном перемирии на 3 месяца для ведения переговоров. В этом документе был пункт, согласно которому все народности, ранее силой включение в состав России, имеют право на независимость.

Читайте также:  Мы живем под собою не чуя страны кому посвящено

Становление советской власти проходило в ускоренном темпе. Большевики понимали, что если в кратчайшие сроки не дать народу то, чего тот желает, они в управлении страной долго не удержатся. На 2 съезде Советов большевики, которые четко определили меры, способные укрепить становление государства, приняли директиву о мире, директиву о земле и директиву о власти.

Директива о земле была оглашена в 2 часа ночи 26 октября 1917 года. Она полностью отменяла частное владение землей. По всей стране вводилась уравнительная система распределения земли, при этом власть обязалась периодически производить новые разделы. Большевики не были сторонниками такой реформы. В том виде, в каком она была принята, это было одно из положений программы эсеров. Но они приняли эту директиву, по сути эсеровскую, чтобы завоевать любовь крестьян. Им это удалось. Кратко декрет о земле можно представить следующим образом:

  • запрещены все сделки с землей, которая переходит полностью в государственную собственность;
  • наемный труд на земле запрещен;
  • все земельные участки переходят в собственность государству, которое предоставляет ее всем без исключения гражданам;
  • земля предоставляется бесплатно, никакие арендные платы недопустимы;
  • неспособные обрабатывать землю по состоянию здоровья получают государственную пенсию.

Следующая директива большевиков о власти гласила, что вся власть в стране принадлежит теперь Советам.

Первые шаги в становлении советской страны

После принятия основных директив, которые требовал простой народ, большевики принялись за реформирование страны. В короткие сроки были приняты следующие директивы для становления порядка в советском государстве. 29 октября — директива о восьмичасовом рабочем дне. 2 ноября – директива о равенстве народов России. 10 ноября – директива о ликвидации сословий. 20 ноября – декрет о признании национальной культуры мусульман страны. 18 декабря – декрет об уравнении прав мужчин и женщин. 26 января 1918 года – постановление о выходе церкви из состава государства.

10 января 1918 года, после роспуска Учредительного собрания, состоялся 3 съезд Советов солдатских и рабочих депутатов. Вскоре к нему присоединились и крестьянские депутаты. Это собрание завершило становление органов советской власти, а также принятие директивы о правах трудящихся.

В июле 1918 года был проведен 5 съезд Советов. В результате было определено название страны – Российская Социалистическая Федеративная Социалистическая Республика. Кроме того, была утверждена конституция страны. Высшим органов государства был определен съезд Советов. Исполнительное законодательство было закреплено за Советом Народных Комиссаров. Завершился 5 съезд Советов принятием герба и флага государства.

Становление советской власти было фактически завершено, в дальнейшем уже требовалось ее удержать.

Источники и дополнительный материалпо теме:

Источник

Провозглашение власти по всей стране

1 (14) сентября 1917 г. постановлением Временного правительства была провозглашена Российская республика.

После революционных событий февраля 1917 г. в России одновременно были созданы два органа власти — власть буржуазии в лице Временного правительства и революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства — Советы. 3 (16) июля 1917 г. в Петрограде начались стихийные антиправительственные демонстрации солдат, рабочих и матросов, вылившиеся в июльский политический кризис, который привёл к завершению периода «двоевластия» и переходу власти в руки Временного правительства. 1 (14) сентября 1917 г. согласно Постановлению Временного правительства, Россия была провозглашена республикой. Все вопросы устройства России в будущем должно было решить Учредительное собрание.

В Постановлении от 1 (14) сентября 1917 г. говорилось: «Мятеж генерала Корнилова подавлен. Но велика смута, внесённая им в ряды армии и страны. И снова велика опасность, угрожающая судьбе Родины и её свободе. Считая нужным положить предел внешней неопределённости государственного строя, памятуя единодушное и восторженное признание республиканской идеи, которое сказалось на Московском государственном совещании, Временное правительство объявляет, что государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую республику. Срочная необходимость принятия немедленных и решительных мер для восстановления потрясённого государственного порядка побудила Временное правительство передать полноту своей власти по управлению пяти лицам из его состава во главе с министром-председателем. Временное правительство своей главной задачей считает восстановление государственного порядка и боеспособности армии. Убеждённое в том, что только сосредоточение всех живых сил страны может вывести Родину из того тяжёлого положения, в котором она находится. Временное правительство будет стремиться к расширению своего состава путём привлечения в свои ряды представителей всех тех элементов, кто вечные и общие интересы Родины ставит выше временных и частных интересов отдельных партий или классов. Временное правительство не сомневается в том, что эта задача будет им исполнена в течение ближайших дней». Постановление было подписано министром-председателем А. Ф. Керенским и министром юстиции А. С. Зарудным.

12 (25) сентября было созвано Всероссийское демократическое совещание, на расширенном заседании президиума которого было принято решение о создании Предпарламента. Для разработки будущей Конституции России была создана специальная конституционная комиссия под председательством профессора государственного права Н. И. Лазаревского, а затем известного историка В. М. Гессена.

25 октября (7 ноября) 1917 г. деятельность всех органов Временного правительства была прекращена.

Лит.: Милюков П. Н. «История второй русской революции». Минск, 2002; Смыкалин А. С. «Конституция Российской демократической Федеративной республики 1917 года» // Чиновникъ. 2002. № 202 (18); Суханов Н. Н. Записки о революции: В 3 т. Т. 1. Кн. 5, 6. М., 1991.

Источник

Установление советской власти, провозглашение Российской Федерации и начало строительства советской автономии

II съезд Cоветов провозгласил установление Советской власти в стране, объявил себя высшим органом государственной власти, образовал другие высшие органы власти и управления – ВЦИК и СНК, положил начало формированию советского государственного аппарата. Российская республика возникла как государство многонациональное в соответствии с волей трудящихся всей страны, о чем свидетельствует национальный состав делегатов съезда Советов: русские, украинцы, грузины, азербайджанцы, армяне, татары, башкиры, мордва.

Мордовия была представлена двумя делегатами: из Саранского и Ардатовского уездов. Посланцем Северо-Западного фронта был солдат третьего воздухоплавательного отряда мордвин Н.В. Ерушев. В работе съезда принимал участие член Ржевского городского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов мордвин И.Х. Бодякшин.

Большую роль в установлении власти Советов в Мордовии сыграли большевистские партийные организации Нижнего Новгорода, Симбирска, Пензы, Тамбова. 23 декабря 1917 г. красное знамя взвилось в Наровчате. Крестьянский уездный съезд единогласно признал Советскую власть в лице избранного СНК. В январе 1918 г. власть Советов установилась в Инсарском уезде, немногим позже (11 января) в Саранском уезде. В уездах прошли съезды Советов рабочих, крестьянских депутатов.

Великая Октябрьская революция привела не только к принципиальному изменению типа государства, но и к преобразованию его формы. На смену буржуазно-бюрократическому унитаризму пришел социалистический федерализм.

Федеративный принцип государственного единства был провозглашен в «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа», принятой III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года:

1. Россия объявляется республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре принадлежит этим Советам.

2. Советская Российская Республика учреждается на основе союза свободных наций, как федерация советских национальных республик.

Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принципы федерации советских республик.

РСФСР – исторически первое советское социалистическое федеративное государство – явилось новым типом федерации, как по своим целям, так и по принципам организации и деятельности. III съезд Советов провозгласил советскую федерацию, но не решил вопроса о конкретной ее форме, предоставив ее разработку коллективному творчеству самих народов в лице советских организаций. Народы Советской России пошли по пути создания национально-территориальной автономии, в силу чего Российская Федеративная Социалистическая Республика практически сложилась как государство с автономными образованиями.

Автономия– это одна из форм национальной государственности, в которой самоопределилась нация или народность обладающая самостоятельностью в решении вопросов, имеющих местное или чисто национальное значение, причем содержание и пределы этой автономии устанавливаются центральными органами власти того государства, в составе которого автономное государство находится. Автономия в качестве одной из форм политического устройства наций целесообразна для тех наций, которые захотят самоопределения, но вместе с тем не пожелают отделиться и образовать свое независимое государство.

К строительству советской автономии государство приступило сразу после создания РСФСР. Основу государственного устройства советской России была положена концепция В.И. Ленина. Одним из первых законодательных актов, принятых советским правительством, явилась Декларация прав народов России (16 (3) ноября 1917 г.). В ней были провозглашены принципы новой национальной политики: равенство и суверенность всех народов России; прав народов на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств; отмена всех национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп.

Национально-территориальный принцип создания и деятельности советской автономии впервые получил свое закрепление в ленинской «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а затем в Конституции РСФСР 1918 г. Статья 11 Основного Закона республики гласила: «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых, как и всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы».

Сущность национально-территориального принципа построения советской автономии в том, что все ее формы создавались на базе областей, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на относительно целостной в экономическом отношении территории. Однако компактность населения не означает, что данная национальность должна численно преобладать на соответствующей территории. Национальность, давшая имя соответствующей автономии, могла составлять большинство или значительную часть населения, а в исключительных случаях – и менее половины жителей.

При образовании советской автономии учитывался не только национально-территориальный, но и экономический принцип. Принцип свободного и суверенного самоопределения наций и народностей и их добровольного объединения в составе единого многонационального государства непосредственно вытекает из признания суверенного права каждого народа на самоопределения вплоть до отделения и образования своего самостоятельного национального государства.

Добровольность объединения выразилась не только в изъявлении воли к вступлению того или иного народа в состав РСФСР. В соответствии с восьмой статьей Конституции народы решали вопрос и о форме объединения. Реальное обеспечение равноправия национальностей было предусмотрено в Конституции РСФСР 1918 г.: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно как какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Конкретное руководство строительством автономии осуществляли ВЦИК и его Президиум, СНК, Наркомнац и административная комиссия ВЦИК, в состав которой входили представители от ВСНХ, Наркомпроса, Наркомзема, Наркома путей сообщения, Наркомтруда, Наркомнаца и другие.

При самоопределении отдельной нации или народности учитывалось свободное волеизъявление с учетом конкретной исторической обстановки, особенности исторического развития народа, компактность проживания и численность населения, экономический и внешнеполитический факторы, наличие национальных кадров и т.д. При этом преследовалась цель – создание наиболее благоприятных условий для прогрессивного развития того или иного народа, еще более близкое сближение и усиление сотрудничества всех наций и народностей страны.

Национально-государственное строительство в нашей стране – это не только создание независимых советских республик, но и образование автономных единиц в составе РСФСР.

Инициатором создания национальной государственности мордовского народа в послеоктябрьский период выступали партийные и советские работники из мордвы: И.С. Атмашкина, С.Т. Девятаева, Н.И. Игонькина, Т.А. Кирдяшкина, С.С. Шишканова и др. Активно сотрудничали с ними многие члены Мордовского культурно-просветительского общества, которые провели некоторую подготовительную работу, направленную на создание мордовской автономии.

Впервые предложение о самоопределении было высказано съездом представителей мордовского населения Алатырского уезда Симбирской губернии, состоявшегося 5 мая 1918 г. Однако гражданская война помешала начать подготовительную работу. Даже в этих условиях мордовский народ продолжал отстаивать свое право на самоопределение, о чем свидетельствует учреждение 7 февраля 1919 г. Мордовского отдела Наркомнаца, который становится организатором практической работы по созданию мордовской национальной государственности.

Вновь вопрос об образовании национальной государственности в Мордовии был поставлен лишь в 1920 году, когда в стране развернулось массовое строительство советской автономии. Его инициаторы, рассмотрев в конце июле – начале августа 1920 года ряд вопросов, имевших важное значение для национальной работы среди мордвы, приняли решение начать подготовительную работу по созданию мордовской советской автономии.

30 декабря 1920 года за выделение мордвы в отдельную административную единицу высказалась беспартийная конференция мордвы Саратовской губернии, а в апреле 1921 года – первая Самарская беспартийная конференция. Эта идея была поддержана Народным комиссариатом по делам национальностей. 5 марта 1921 года на заседании Совета Национальностей Наркомнаца мордва была в числе народов, выделяющихся в автономные области.

Противниками создания автономии в Мордовии являлись некоторые местные работники, как русской, так и мордовской национальностей, мордовский народ, мол, как самостоятельная нация не существует, ассимилировался с русским, своим языком не пользуется. Однако поддержки своей позиции они не нашли.

Работой по подготовки создания мордовской национальной государственности руководил Наркомат по делам национальностей и его мордовский отдел, учрежденный 7 февраля 1919 года.

Постановление ВЦИК от 19 мая 1920 года предусматривало, что каждая национальность в пределах РСФСР могла выделить в Наркомнац специальные представительства в составе председателя и двух членов, которые возглавляли соответствующие отделы Наркомнаца. Всероссийское объединенное совещание представителей мордовского народа, выдвинуло для работы в Наркомнаце П.П. Башаева и С.К. Марасанова. В январе 1921 года они прибыли в Москву, а в 1 февраля мордовский отдел был утвержден коллегией Наркомнаца.

По предложения ЦК РКП (б) мордовский отдел Наркомнаца решил созвать Всероссийский съезд коммунистов мордовской национальности, который должен был решить вопрос о самоопределении мордовского народа, определить характер и форму национальной государственности и наметить ее границы.

На первом Всероссийском съезде коммунистов мордовской национальности, который работал с 10 по 14 июня 1921 года в Самаре, присутствовало 112 делегатов от Самарской, Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Симбирской, Уфимской, Нижегородской и Казанской губернских партийных организаций. Съезд принял обращение «К мордовскому народу», в котором призывал усилить работу по ликвидации экономической и культурной отсталости и по подготовке образования национальной государственности.

Доклад о выделении мордвы в автономную область С.С. Праксина, содоклады М.М. Евсеева и Е.С. Окина вызвали оживленные прения, которые главным образом касались границ будущей автономии и ее формы.

На основании доклада, подготовленного Мордовским подотделом Наркомнаца, который 26 апреля 1921 года был преобразован в Мордовский отдел Наркомнаца, съезд принял решение выделить Мордовскую автономную единицу с управлением, соответствующим Конституции РСФСР. Подотдел рекомендовал образовать автономную область на территории Пензенской, Симбирской, Тамбовской и Нижегородской губерний, где исторически сложилась и проживала мордовская народность. Это предложение вызвало острую дискуссию среди участников съезда. Делегаты от Самарской губернской партийной организации настаивали на создании автономной области в рамках Самарской губернии, саратовцы – на территории Саратовской губернии, ссылаясь на то, что там проживает большинство мордовского населения. Некоторые делегаты предлагали создать автономию в форме республики. Однако съезд не располагал данными о количестве мордовского населения в стране в целом и в каждой губернии в отдельности, о его быте, уровне экономического и культурного развития и поэтому принял только постановление об образовании мордовской единицы, не определив ни формы будущего национально-государственного образования, ни территории, где она должна быть создана.

Поскольку не было сведений о том, в каком районе проживало компактное большинство мордовского народа, составляющее не менее 50 процентов всего его населения, съезд предложил создать и командировать на места специальную комиссию для сбора точных данных о количестве мордовского народа и изучения условий его жизни, быта, языка, обычаев и нравов. Затем на основании должен быть разработан проект создания мордовской советской автономии.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Источник

Оцените статью