Птица муха жарких стран

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Птицы жарких стран»

Елена Жарких
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Птицы жарких стран»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Тема «Птицы жарких стран»

• Расширять представления детей о материках.

• Уточнить с детьми название животных и птиц жарких стран и их детёнышей.

• Развивать умение называть и отличать представителей животного мира по строению и условиям обитания на планете.

• Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой (жара, богатая растительность)

• Развивать мыслительные операции.

• Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.

• Активизировать и обогащать качественный, глагольный словарь по лексической теме.

• Активизировать речь детей.

• Продолжать учить образовывать сложные прилагательные.

• Следить за правильным звукопроизношением.

• Развивать объяснительную речь.

• Закреплять умение отвечать на вопросы полным, грамматическим правильным предложением.

• Пополнять литературный багаж детей новой загадкой.

Предметный:материки: Африка, Австралия, страус, павлин, попугай, колибри,Качественный: толстоногий, быстроногий, длиннохвостая, длинношеий.

Глагольный: питается, передвигается, двигается, прыгает, откладывает, выводит, заботится.

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

• Развивать правила поведения и осторожного обращения к животным и птицам в зоопарке.

• Воспитывать заботу и любовь к животным.

• Учить координировать движения с речью.

• Развивать умение регулировать силу и точность движения в игре с мячом.

Материалы: аудиозаписи, карта мира.

Ход НОД:

Воспитатель читает детям стихотворение «Где обедал воробей». Ребята, вам понравилось это стихотворение? (Ответы детей) О ком оно? (Ответы детей). Где живут все эти звери? (В зоопарке).

Из книги выпадает письмо.

Воспитатель. Ребята, что это? (Письмо) Хотите узнать от кого оно? (Да) Прочтем? (Ответы детей).

«Добрый день, ребята! Пишут вам птицы из зоопарка. Мы так давно живем в зоопарке, что уже даже и позабыли откуда мы родом! Не могли бы вы нам помочь узнать где обитают наши соплеменники? Пользуйтесь нашими подсказками.

Воспитатель. Ребята, поможем птицам? (Ответы детей)

1. Подсказка. «Чтобы узнать место обитания птиц понадобится карта мира».

Воспитатель. Ребята, у нас есть такая карта в группе? (Да). Давайте подойдем к ней. (Давайте). А что изображено на этой карте? (Земля и вода). Земля-это материки и острова, а вода-это моря и океаны. Ребята, а вы знаете какие-нибудь материки? (Ответы детей).

2. Подсказка. «Найдите в конверте картинку с изображением материка, на которой написана цифра 1».

Воспитатель достает данную картинку. Ребята, посмотрите на какой материк похожа эта картинка? (На Африку). А вы любите путешествовать? (Да). На чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей). Давайте присядем на стульчики, закроем глаза и представим, что мы с вами на поезде отправились в Африку. Воспитатель включает запись звуков Африканской Саванны.Воспитатель: Африка –это царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Пустыня…. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка.А рядом тропические леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. (запись заканчивается, воспитатель задает вопрос). Голоса каких животных вы слышали? (Ответы детей).

Физкультминутка «У жирафа.»

У жирафа- пятна, пятна, пятна,пятнышки везде: На лбу, в ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках.

У слона есть складки, складки, складки,складочки везде : На лбу, в ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках.

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка,шерсточка везде: На лбу, в ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках.

А у зебры есть полоски,полосочки везде: На лбу, в ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, животных, живущих в Африке, вы вспомнили, а сейчас послушайте загадки про птиц и попробуйте их отгадать. (Дети, которые отгадали загадку, получают черно- белую картинку, отгаданной птицы).

На отмели, лагуне,

Та птица обитает,

И розовыми перьями,

К себе взгляд привлекает!

Он живёт в просторной клетке,

Говорить с ним любят детки:

Зря его ты не ругай –

Африканская крупная птица,

А не умеет летать.

Зато любит веселиться

И головой в песок нырять (Страус)

Эта птичка знаю сам

Всем на удивление

Весит ровно восемь грамм

Вместе с оперением.

И висит как вертолет

Над цветами долго

И нектар, представьте, пьет

Как простая пчелка. (Колибри)

Не орёл и не синица А совсем другая птица Настоящая, не миф Птица-хищник, это. (гриф).

Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе-хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге-ге! Нагнулись ниже. Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок!Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам сесть за столы и поиграть в игру.

Д/и «Найдите третий лишний» (на столах, перед детьми конверты, в которых по три картинки с изображением птиц, в каждом наборе по-две птицы обитающих в России и 1 птица Африки)

Дети раскладывают перед собой картинки, убирают лишнюю и объясняют свой выбор.

Воспитатель: Ребята, давайте приклеим ваши картинки Африканских птиц на карту Африки.

Артикуляционная гимнастика по выбору воспитателя

3. Подсказка. «Сегодня вы познакомились с птицами, которые живут в Африке. Берите следующую подсказку-карту материка с цифрой 2.

Воспитатель достает картинку. Ребята, посмотрите, на какой материк похожа наша новая картинка? (На Австралию). Вы готовы отправиться в новое путешествие? (Да). Присаживайтесь на стульчики, закрывайте глаза и представьте, что мы с вами едем на машине по Австралии.

Воспитатель включает запись звуков Австралийской природы.

В Австралии, как и в Африке очень жарко и сухо. Там обитают очень редкие животные и птицы. Я думаю, что с многими из них вы знакомы. -Ребята, у какого животного есть сумка, в которой проводит первое время детёныш? (Кенгуру). –В Австралии, как и в Африке, тоже живет самая крупная птица в мире. Как она называется? (Страус-Эму). Страусы – нелетающие птицы. У них хорошо развиты ноги. Для чего? (Для того чтобы быстро бегать).Воспитатель: Еще в Австралии есть птица, которая имеет такое же название как фрукт- мохнатый снаружи и зеленый изнутри. (Киви) Эта птица не имеет хвоста, не умеет летать и у нее длинный тонкий клюв.Воспитатель: Еще одна птица с ярким оперением и необычным названием- это Райская птица. Кто хочет рассказать про нее?Воспитатель: В Австралии как и в Африке живут попугаи. Посмотрите на картинку с Африканским и Австралийским попугаями, чем они похожи и чем отличаются? (Дети отвечают, воспитатель дополняет)Воспитатель: Существует много разновидностей попугаев. У всех попугаев яркое, разноцветное оперенье. В Африке живут крупные попугаи, а в Австралии маленькие- Волнистые. — Есть ещё интересная, красивая птица, которая живёт в жарких странах. Посмотрите на картинку, какой птице принадлежит этот хвост?Дети: Хвост принадлежит павлину.Воспитатель: Верно. Может показаться невероятным, но павлин является ближайшим родственником петуха. А какой павлин? (Ответы детей).

Д/и «Скажи какой»(с мячом) У страуса длинные ноги – значит он какой (длинноногий). У павлина пышный хвост-значит он какой (пышнохвостый). У калибри длинный клюв- значит она (длинноклювая) У страуса длинная шея- значит он (длинношеий) У киви нет хвоста-значит она (безхвостая).

Воспитатель. Давайте приклеим Австралийских птиц на карту материка. -Молодцы, хорошо потрудились! А давайте сейчас разукрасим картинки, которые вы получили за хорошие ответы и организуем выставку. (Давайте). -Присаживайтесь за стол, берите карандаши и приступайте к работе!

Воспитатель: Ребята, о каких птицах мы с вами говорили? (Ответы детей).

— Что интересного вы узнали о птицах живущих в жарких странах? (Ответы детей)

Конспект итоговой образовательной деятельности (познание) в группе детей с ОВЗ «Животные жарких стран» Конспект итоговой образовательной деятельности (познание) в группе детей с ОВЗ «Животные жарких стран» Задачи: Образовательная: дать представление.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Как звери и птицы готовятся к зиме» Образовательная область: «Познавательное развитие» Цель: расширять представления о диких животных, знания о том, как звери и птицы готовятся.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Домашние птицы» Тема: Домашние птицыЦель: Уточнение представления детей о домашних птицах. Задачи: Образовательные: 1. Совершенствовать умения образовывать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Домашние птицы» ГБДОУ детский сад №54 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербург Конспект непосредственно образовательной деятельности ТЕМА.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Перелетные птицы» Цель: 1. Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Птицы-наши друзья» Птицы – наши друзья Цель: уточнение и расширение представлений детей о птицах, воспитание доброго заботливого отношение к птицам. Задачи:.

Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности «Зимующие птицы» Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательному развитию (ознакомление с.

Конспект НОД «Животные жарких стран» Конспект НОД по образовательной области «Познание» в подготовительной группе. ТЕМА: «Животные жарких стран». ЦЕЛЬ: Расширение знаний.

Конспект совместной деятельности на тему «Животные жарких стран» Задачи: 1. Обучающие: • закреплять знания о животных жарких стран • закреплять представления о понятиях «много, один» 2. Развивающие: •.

Конспект занятия «Животные из жарких стран» Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по образцу. Формировать умение последовательно описывать животное изображенное.

Источник

Сизоворонка птица. Описание, особенности, виды, образ жизни и среда обитания сизоворонки

На нашей планете существует невероятное количество самых прекрасных и изумительных птиц. Нельзя представить без них и их пения скверы, сады, поля и леса. Они заполняют окружающий мир великолепным пением и всевозможными оттенками оперений. Одной из блестящих представительниц мира пернатых является сизоворонка, о ней подробно далее.

Описание и особенности

Сизоворонка обыкновенная уникальная птичка, принадлежит к семейству Сизоворонковых и отряду Ракшеобразных. Она обладает броским оперением с переливом, и в небе выглядит очень эффектно. Стиль полета очень подвижный и быстрый, крылья совершают взмахи сильные и резкие.

Голова особи, ее грудь и крылья с внутренней части имеют необыкновенный насыщенный голубоватый тон с бирюзово-зеленоватым переходом.

Спинка коричневая со ржавчиной, с плавным переходом у начала хвостика в сине-черный с голубоватым отливом. Крыло сизоворонки оформлено из сочетания небесного и зеленых оттенков, с черными переходами на кончиках.

Птица сизоворонка по своим габаритам похожа на галку или сороку. У нее следующие особенности:

  • длина до 30-35 см;
  • вес может быть 240 гр.;
  • конституция хорошая, пропорциональная;
  • расправленное состояние крыла до 22 см, в размахе крылья около 65 см;
  • удлиненные ноги песочного оттенка;
  • на каждой ноге три пальца повернуты вперед, а один назад;
  • голова у взрослой особи крупных размеров на коротенькой шее;
  • затемненных оттенков клюв, твердый и мощный, ровной формы, у края верхняя часть в виде крючка.

Птица обладает особенностью – у основания клюва размещены жесткие щетиноподобные вибриссы (орган осязания). Данный вид передвигается по поверхности земли неловкими прискоками, поэтому предпочитает высматривать добычу с ветвей деревьев.

Летает птица прерывисто, набирая высоту и заныривая вниз. Полет чаще не превышает более 200-250 метров. Голос сизоворонки скрипящий и жесткий, напоминающий звук «краше». Самки и самцы между собой практически не отличаются.

Слушать пение сизоворонки

В семействе сизоворонок существует 8 видов, из них только обыкновенный вид живет в европейской и южной части России.

Каждый из видов имеет свои особенности:

1. Сиреневогрудая сизоворонка выделяется главным образом пестрой окраской. Грудь сиреневатая с фиалковым оттенком, голова и затылочная часть зеленые, а у глаз белесая полоска. В остальном окрас схож с обычной особью. Птица проживает только в Африке. Образ жизни у нее оседлый. Имеет два подвида.

2. Абиссинская сизоворонка. Разновидность редкая, живет в Центре Африки, обладает эффектным окрасом, рацион — насекомые, мелкие грызуны.

3. Синебрюхая сизоворонка. Особь отличается окрасом темно-зеленого тона на спине, кремового на голове. Обитает в Центральной Африке, питается термитами. У особей ярко выраженное территориальное поведение – каждая птица, оказавшаяся у гнезда, атакуется.

4. Бенгальская сизоворонка имеет окрас груди коричневый, а не синий. Обитает в полях и лугах Южной Азии, на Аравийском полуострове до Китая, в Индии. Не ведет миграцию, но в межсезонья перелеты на небольшие расстояния совершает. Птица прославилась высшим пилотажем самцов во время брачного периода. Любит купаться и ловит мелкую рыбу. Имеет три подвида. Несколько индийских штатов выбрали эту птицу в качестве символа.

5. Сулавесская сизоворонка. Этому виду присущ насыщенный синий окрас туловища и серый цвет на голове и хвосте. Индонезийский редкий вид.

6. Рыжешапочная сизоворонка названа так, за свою невысокую шапочку рыжего окраса на голове из перышек. Грудь также имеет рыже-коричневый тон. Птица оседлая, населяет районы Африки южнее Сахары, питается скорпионами, пауками и ящерицами.

7. Ракетохвостая сизоворонка. Особь живет в нескольких странах на юго-востоке Африки. Название свое получила за длинные перья по краям хвоста. В окрасе схожа с обыкновенной, но имеет белый окрас на голове.

В семействе выделяют редкое подсемейство, которое обитает только на Мадагаскаре – земляные ракши. Эти птицы очень проворно и шустро бегают по земле в поисках пищи среди травы. У них очень сильные и длинные ноги. Гнезда они сооружают в земле в норах.

Образ жизни и среда обитания

Еще десятилетия назад сизоворонка обыкновенная встречалась на больших территориях Европы. Но усиленное вырубание лесов, использование на полях химических удобрений лишило данный вид возможности жить в привычной среде. В северных регионах Европы вид насчитывает, к сожалению, около ста тысяч, по последним подсчетам. В южных районах ареала напротив, популяция видов большая.

Сизоворонка обыкновенная птица перелетная, и на места своего гнездования она возвращается в апреле, а на зимовку в жаркие страны улетает в начале сентября. До брачного периода особи живут в одиночку. Территории, где сизоворонка обитает довольно обширные, в основном это лесостепные и степные зоны:

  1. На юге Европы расселяется на испанских, французских и немецких землях. Испании.
  2. Восток Европы — полностью.
  3. В некоторых южных точках Скандинавии.
  4. Южная Сибирь.
  5. Центральная Азия.
  6. Индия, Пакистан.
  7. Африканские страны и Австралия.

В нашей стране птиц можно наблюдать в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Калининграде, Казани, на востоке до Алтайского края. Заселения есть на восточной части Урала. В первой половине прошлого века на севере и западе Ивановской области птица регулярно прилетала на летний период. Сейчас в этих местах ученые допускают вероятность гнездовий не более нескольких пар – к сожалению.

Сизоворонка любит обитать в лощинах, прибрежных холмах и скалах, в сосновом бору, парках. Сады, ивы и дубы тоже привлекают эту птицу. На степных просторах пернатые любят селиться, им отлично подходят для жизни береговые линии рек, обрывы, безлюдные места. Эти пернатые могут подниматься на высоту до 3000 м над уровнем моря в горах, для создания гнездовий на отвесных скалах.

На северных территориях птицы ведут перелетный образ жизни и на зимовку начинают собираться в сентябре. В более жарких местностях на Кавказе, Крымском полуострове сизоворонка остается до начала октября. Отлет маленькими группами особей, направление одно – до Африки. В тропических и экваториальных странах птица ведет оседлый образ жизни.

Питание

Сизоворонки питаются в основном живой пищей, при этом они всеядны. Пернатые присматривают свою добычу сверху, устроившись в кроне дерева, стоге сена, высотных столбах, электропроводах. В рацион часто входят:

  • крупные насекомые, в весенний период – жукообразные, а с середины лета – саранчовые;
  • земляные червяки, осы, мухи;
  • ящерки небольшие;
  • реже – маленькие мышки и лягушки;
  • ягоды, фрукты и семечки — в период созревания.

Увидев сверху добычу, сизоворонка молниеносно слетает вниз и атакует ее своим крепким клювом. При поимке небольшой мыши птица поднимается с ней высоко в небо и кидает ее несколько раз на землю. И только затем приступает к поеданию.

Есть и другой вариант, которым она пользуется, вместе с добычей особь поднимается на дерево. Держа добычу клювом за хвост, ударяет ее с силой головой о твердую поверхность. Птица будет совершать это до того момента, пока не убедится, что добыча уже не живая. Только после этого добыча будет съедена.

Размножение

Из года в год сизоворонка прилетает с юга в одни и те же края гнездования, для будущего жилища выбирает дупла в деревьях или расщелины в скалах. Гнездо сизоворонки сооружают и в разрушенном доме, сарае, а также в старых, высохших колодцах. Дупла, приспособленные под гнездо пернатыми, могут расположиться на самом разном уровне, как прямо у земли, так и на большой высоте до 23-30 метров.

В прибрежных районах, в мягком грунте птица умудряется вырыть нору более полуметра в длину, проход в норке 10-15 см. В конце нее выстраивается удобная камерка для гнездовья (30-50 см), высота стенок до 20 см. Настил внутри может состоять из скудного объема сухих трав и листвы. Возможно также и отсутствие настила.

Весной, в начале брачного периода, самцы поднимаются на приличную высоту, произнося отрывистые, резкие крики, потом кувыркаются вниз, издавая при этом тоже резкие сильные звуки, зазывая самку. За эти акробатические танцы с песнями, схожими с криком « рак-рак», появилось другое название сизоворонки – ракша.

Яйца сизоворонки около трех сантиметров в объеме, уже в первые дни июня самка откладывает до шести штук сразу — они глянцевые, белые. Так как кладка яиц совершается в течение двух суток, высиживание происходит с первого яйца. В этом принимают участи обе особи.

Пара активно защищает гнездо в течение всего срока высиживания и вскармливания птенцов. Впоследствии птенцы сизоворонки, которые проклюнулись поздней, погибают от недоедания. В результате выживают только самые сильные в количестве 2-3 особей. На протяжении всего выкармливания птицы место высидки не чистят.

Птенцы вылупляются на свет совершенно голыми и слепыми. На протяжении 4-5 недель родители неустанно кормят потомство и согревают своим теплом. После оперения молодняк пытается покинуть гнездо, оставаясь при этом рядом.

А родители продолжают подкармливать их. У молоденьких особей окрас еще не такой яркий, как у зрелых птиц, ярко-бирюзовый окрас они обретут только через год. По окончании летнего сезона новое потомство улетает на юг.

Продолжительность жизни

Искать себе пару молодняк начинает в возрасте двух лет. По статистике птица ведет полноценный образ жизни 8-9 лет. Но известны и случаи ее жизни до 10-12 лет. За всю свою жизнь одна пара пернатых может вырастить до 20-22 птенцов. Если в году выдается дождливое и холодное лето, то сизоворонки не будут выводить потомство. Эти птицы любят исключительно теплую погоду.

Интересные факты

Сизоворонка имеет некоторые особенности, которые очень необычны и интересны:

  1. Птица обладает некоторым свойством: во время опасности особь выделяет секрет из желудка, с дурным запахом. Это отпугивает многих хищников. А птица, таким образом, спасается сама и сохраняет свое гнездовье с птенцами от нападения.
  2. Пернатые, однажды создав пару, остаются друг другу верными до конца жизни.
  3. За последние 30 лет, популяция вида резко сократилась. В Европе в связи с экологией и вырубкой лесов, а в южных странах (Индии) – причина отстрел из-за деликатесного мяса. На птицу очень часто охотятся ради забавы, набивки чучел, для продажи.
  4. Необдуманная вырубка лесов и проведение сезонных весенних и осенних палов трав заставляют птиц искать другие территории для обитания и гнездовий.
  5. Известны факты группового проживания пар в одной большой норе, где у каждой пары свое просторное гнездо. В такой «коммунальной квартире» птицы умудряются не конфликтовать и выращивать своих птенцов.
  6. Сизоворонка на фото и видео завораживает своей яркой красотой и грацией – она выглядит как птица, прилетевшая из рая.
  7. Зафиксированы учеными способность сизоворонки переносить птенцов из одного гнезда в другое – это очень неудобно и опасно, и нетипично для птицы.
  8. В южных районах нашей страны известны случаи, когда уже немолодые птицы высиживали яйца очень «крепко», особенно старые самки. В это время в дупле их можно легко поймать даже руками.
  9. Сизоворонка поедает в большом количестве тех насекомых, которые приносят большой вред культурным растениям. За это она достойна уважения, так как тем самым приносит огромную пользу, спасая посевы, урожаи от напасти вредителей.
  10. К сожалению, птица находится под угрозой вымирания и внесена в Красную книгу. Имеет первую категорию редкости. В Московской, Липецкой, Калужской и Рязанской и других областях вид взят под охрану. Места обитания и гнездования вида охраняются.

Сизоворонка обыкновенная это райский подарок нашим северным широтам из далеких и жарких азиатских и африканских стран. Сам наряд пернатых об этом кричит. Во время перелета птицы пролетают очень длительные расстояния, чтобы вернуться, завести и вырастить птенцов. Наша задача сберечь этот почти исчезнувший вид, и создать все необходимые условия для его комфортного сосуществования, и увеличения численности.

Источник

Читайте также:  Психология для вузов страны
Оцените статью