Птицы зимой урок экскурсия

Конспект беседы «Виртуальная экскурсия «Зимующие птицы. Птицы нашего города»

осипова надежда
Конспект беседы «Виртуальная экскурсия «Зимующие птицы. Птицы нашего города»

Виртуальная экскурсия «Зимующие птицы«.Птицы нашего города.

Цель: уточнить представление детей о зимующих птицах, их

внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;

воспитывать умение наблюдать за окружающим миром.

Ход беседы.

Появляется иллюстрация зимнего леса.

Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.

Сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром.

Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука.И кажется: нет никого во всем лесу.

Звучит аудиозапись пения птиц

— Скажите, чьи голоса мы услышали? Почему в зимнем лесу раздается пение

птиц?

— Каких зимующих птиц вы знаете?

— Какие птицы живут зимой в лесу?

— Какие живут рядом с человеком, в городах, деревнях и селах?

— А каких вы знаете птиц, которые прилетают с наступлением зимы к нам?

— Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку?

— Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться. И это

понятно. Но не нужно думать, что в лесу их вовсе не остается. Загляните в

ближайшую рощу: птиц там немало.

Вон под деревом мелкие крестики крошечных птичьих следов. Три пальца вперед и один назад. А по бокам две тонкие линии. Здесь черкнула птичка крыльями, когда взлетела. Вон там, на березе,пара птичек: они прицепились к висящим веточкам, одна даже вниз головой. Бойко перескакивают они с одного сучка на другой в поисках пищи. Желтогрудая, маленькая птичка с белыми щечками и зеленоватой спинкой. Вы ее, конечно, узнали.

— На зиму эти птицы не улетают в теплые страны, но в поисках корма стайки синиц появляются в городах. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своем саду Птички заметили нас и улетают. Но если мы остановимся и не будем двигаться, синицы быстро успокаиваются. Может быть, через несколько минут они даже вернутся на то же дерево. Что за беспокойные птички? На минуты не посидят. Все

движения их порывисты и быстро. Никогда нельзя знать, что они сделают в

следующую секунду. Как вы думаете, сто они могут находить на этих березовых ветках? Вспомните, чем питаются синицы летом? Верно, летом синицы питаются насекомыми. А зимой подбирают любое семечко, какое попадется. Но недаром шныряют они по веткам. Там находят они приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, оцепеневших гусениц в трещинах коры, куколок, прикрепленных к сучкам паутинками. Торопливо шныряют синицы по деревьям, производя самый зоркий осмотр стволов и ветвей от зимующих здесь насекомых, среди которых немало вредителей. Какую же полезную работу для леса выполняют синицы? Правильно, за один день синица успевает побывать на сотнях веток. И там они съедают множество зимующих яичек, куколок и гусениц. Скажите,а чем питаются синички в городе? Трудно ли им зимовать? Чем мы можем помочь им? Как можем подкармливать их? Где развешивать кормушки?

Верно, голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если сыта птичка — и тепло ей под пухом и перьями. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. При этом семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Также их можно кормить крошками белого хлеба. Охотно птицы едят творог и маргарин. А синицы любят клевать несоленый жир и мясо.

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь — сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник — снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

Звучит аудиозапись стука дятла.

— Чей голос мы слышим? Что вы знаете об этой птице? Опишите ее.

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого

пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку. Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена. Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” — это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку — летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек. А почему дятла называют лесным доктором? Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, — значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

— О каких птицах мы сегодня говорили?

— Какое полезное дело для леса делают синицы?

— Какую птицу называют лесным доктором?

— Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?

— Почему дятлов и синиц надо охранять?

— Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

Проектная деятельность «Зимующие птицы нашего города» Проект «Зимующие птицы нашего города». Вид проекта: информационно – исследовательский. Тип проекта: краткосрочный (12.11. по 20.11.2018.

Конспект беседы в младшей группе «Зимующие птицы» Беседа в младшей группе: «Зимующие птицы» Задачи: 1. Познакомить с названием птиц (воробей,синица,дятел,сорока,снегирь) 2. Закрепить в словаре.

Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края» Цель проекта: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним. Задачи:•.

Конспект НОД в младшей группе «Зимующие птицы» Конспект НОД младшая группа «Зимующие птицы». Цель: Закреплять знания детей о зимних явлениях в природе, расширять представления о зимующих.

Конспект НОД на тему «Зимующие птицы» Конспект НОД на тему «Зимующие птицы»Для детей средней группы (4-5 лет) Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация. Цель:.

Конспект НОД «Зимующие птицы» в подготовительной к школе группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие. Цель: расширение представлений.

Конспект занятия «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Задачи: Коррекционно-развивающие: — закрепить знания детей о зимующих птицах, изучить их особенности и особенности.

Источник

Заочное путешествие в природу «Мир зимующих птиц»
методическая разработка по биологии на тему

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов

Скачать:

Вложение Размер
zaochnoe_puteshestvie.doc 115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мир зимующих птиц

Форма проведения занятия: заочное путешествие в природу.

Цель: расширение и углубление знаний у обучающихся о видовом составе и жизнедеятельности зимующих птицах нашей местности, воспитание чуткого и бережного отношения к природе.

Способствовать формированию знаний детей о зимующих птицах нашей местности.

Развивать познавательную активность воспитанников в ходе изучения зимующих птиц.

Воспитывать у обучающихся осознанное чувство необходимости бережного отношения к природе; доброту, чуткость по отношению к животным.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (демонстрация, компьютерная презентация), практические ( изготовление альбома, подкормка птиц), игровой, поисковый.

План проведения занятия :

I. Вступительная часть (организационный момент и подготовительный этап)

II. Основная часть (заочное путешествие)

1. Приглашение в путешествие.

2. Игра «Путешествие».

3. В зимнем лесу (обзор зимующих птиц)

4. Закрепление нового и повторение пройденного материала (игры « Зимующие и перелётные птицы»; « Поможем старичку- боровичку», «Меню птичьей столовой», разгадывание кроссворда « Птичья столовая»);

5.Подведение итогов заочного путешествия.

III. Практическая часть (подкормка птиц в птичьей столовой)

I. Вступительная часть (оргмомент и подготовительный этап)

Здравствуйте ребята, тему нашего занятия сегодня мне подсказало содержание письма, адресованное нам, которое я нашла сегодня утром на пороге вашей школы. Давайте же вместе прочтём его сейчас:

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки,

Ворона, галка, воробей.

Скорей на помощь дети!

Ведь в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от вас.

Кормите нас! Согрейте!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки-

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья,

И пропоют чирикая;

«Спасибо вам, великое».

И подпись: зимующие птицы.

И так, тема занятия: «Зимующие птицы нашей местности». Мы сегодня познакомимся с основными представителями зимующих птиц нашей местности, рационом питания, узнаем об их жизнедеятельности.

1. Приглашение в путешествие.

Трудно представить себе мир без птиц: рощу без соловья, городскую улицу без милых вечно суетящихся воробьев. С наступлением осени многие из них покидают наши места, это перелетные птицы, но есть и такие, которые остаются с нами и в лютую зимнюю пору. Таких птиц называют зимующими. Не легко им приходится в зимнее время. И я считаю, что мы не можем остаться равнодушными к их просьбе о помощи.

Ребята, как вы считаете, нужно помочь птицам?

Что для этого нужно сделать?

Я предлагаю вам отправиться в лес и отнести корм нашим пернатым друзьям, который находится в этих пакетах. Пойдем? Пойдем!

Пригласить вас на экскурсию в лес хочу, друзья,

Там снег на солнышке блестит,

Там зайка беленький бежит,

Там нетерпенья не тая,

Нас ждут пернатые друзья

И если вы готовы в путь,

То посмотрите на меня, и делайте скорей как я.

2. Игра «Путешествие». (Педагог говорит слова и показывает движения, участники за ним повторяют).

Выходим из дома и идем по тротуару (топают ногами).

Сворачиваем на проселочную дорогу, скользко, осторожно. (скользящие движения ногами).

Здесь много снега намело, снежок хрустит под ногами (трут ладонями о ладонь).

А сейчас по деревянному мосточку переходим через реку (хлопки ладонями по коленям)

Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как кроны)

А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям)

Педагог: Ну вот, мы и пришли на экскурсию в зимний лес.

( демонстрация слайда зимнего леса)

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит

3. В зимнем лесу.

Педагог: Ребята посмотрите, как снег искрится, лес, как будто замер, стоит в своей величавой красоте. Кажется, что все живое спит, но прислушайтесь, кругом кипит жизнь. ( Голоса птиц )

Презентация «Птицы зимующие в нашей местности».

Ребята, прислушайтесь, словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслись над полянкой. Да ведь это клесты — природные северяне! Им не страшны наши морозы.

Клесты облепили вершины елей. Птички хватаются за шишки цепкими коготками и вытаскивают из-под чешуек семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не грозит бескормица зимой.

Если тихонечко раздвинуть ветви, то можно увидеть едва заметное гнездышко, а в нем, как весной, озабоченно распушившись, сидит зеленоватая птица — самочка клеста. Под ней копошатся только что вылупившиеся, совсем голые птенцы.

В лесу от мороза трещали деревья, а здесь, меж сучьев ели, будто уже наступила весна, заботливая мать выводила птенцов.

— Ой, ребята, посмотрите сюда, какая красивая ёлочка, она чем – то украшена. Кто это постарался в лесу? Какие яркие шарики на веточках красуются. Стойте, да они же живые.

Красногрудые шары, птички-невелички,

Как начнутся холода, прилетают к нам всегда. На ветвях качаются –

Снегирями они называются.

Ребята, вы знаете у снегирей поют и самки и самцы.

Этими птицами невозможно не залюбоваться.

Но что это застучало вдруг в лесу? Стук все громче и громче, словно дровосек стучит. Стайка красногрудых снегирей мигом вспорхнула и улетела с дерева. Видите с дерева соскользнули хлопья пушистого снега, а на стволе сидит красавец лесной. Доктор леса — голову запрокинул, клюв настроил и барабанит им, словно дробь рассыпается по всему лесу, никого не замечает дятел, долбит себе в дереве щёлку, да короедов вытаскивает себе на закуску. И себе подкормка, и дереву подмога.

Ребята, посмотрите, шумной компанией пролетела стайка птиц и уселась на сосне. Серенькие, взъерошенные комочки повисли на зелёных лапах. Конечно же вы все их узнали:

В сером армячишке.

Кто это, ребята ? (Воробьи)

Живя всю жизнь, бок о бок с человеком, эти птички сумели остаться гордыми и независимыми. Воробьи не станут, как доверчивые синицы, брать у вас корм из рук. А посаженный в клетку воробей, будет биться до тех пор, пока человек не поймёт, что приручить этих птиц невозможно, и не выпустит обратно на волю. Воробьи — смелые бойцы. Часто можно увидеть, как стая воробьев отгоняет ворону или голубя от лакомого кусочка. Вот и сейчас они зачирикали, зашумели и быстро вспорхнули с ветвей ели, да понеслись в другое место искать себе корм. Птицам трудно прокормиться, ведь аппетит у них отменный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому воробьи поступают так: найдя еду, они сразу же сообщают об этом остальным — криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны.

Ребята, посмотрите, какая большая птица вспорхнула с ветки. Это сойка, птица крикливая, шумная. На зиму она делает себе запасы. До семи желудей набирает она себе в подъязычный мешок, отправляясь с ними к подрастающим соснам, здесь осмотревшись, нет ли кого по близости рассовывает свою добычу по тайникам. Желуди прячет под мох, кочки и листовую пластинку. Прячет сойка свои запасы в хвойных лесах, здесь меньше всего снега, и это умная птица давно приметила.

«Ребята, а вы заметили, сколько мы сегодня в лесу встретили пернатых друзей? И дятла видели, и с воробьями встречались, и снегирями любовались, даже клестов отыскали в сосняке а вот одну птичку-невеличку мы не встречали.

И полоска шарфика.

— Мы синичку не встретили в лесу? Но если мы посмотрим во дворе школы, то увидим на ветках деревьев жёлтеньких цветочках среди зимы. Это синицы поближе к людям перебрались на зиму. Их несколько видов: большая синица, лазоревка, московка, гаичка, пухляк, ромзез и другие. Синички -многодетные матери: два раза за весну они высиживают птенцов, и каждый раз в гнёздышке лежит по 10-12 яиц. К концу лета в одной синичьей стайке-семейке будет 20 — 25 птичек. Такими стайками они и будут летать по лесу. Летом синицы питаются только насекомыми. Представляете, сколько вредителей уничтожит за лето только одна семейка синиц?! Но зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Поэтому они и прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. В морозные ночи стайки синиц прячутся в дупла деревьев, щели домов, и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга. Вот видишь, собрались синички у наших кормушек, обязательно их нужно покормить. Они клюют всё: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала, семечки подсолнечника.

Вот так мы с вами познакомились с зимующими птицами нашей местности.

( Слайд картины зимующих птиц нашей местности)

Закрепление нового и повторение пройденного материала.

Игра « Перелётные и зимующие птицы».

Прохладно в лесу, и вы, наверное, немного замерзли. Чтобы согреться, я предлагаю вам поиграть в игру «Перелетные и зимующие птицы», в ходе которой вспомните ранее изученных перелётных птиц и закрепите полученные знания об изученных сегодня зимующих птицах, и так, правила игры: я называю птицу, если это перелетная птица, то вы топаете ножками, если зимующая, то хлопаем в ладоши.

Практическая работа «Поможем старичку-лесовичку».

Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием теперь можно и дальше по лесу идти. Ой, посмотрите, на веточке листочек наколот. А на нем, что – то написано. Давайте прочтем.

«Дорогие мои ребята, сказали мне зайчата, что вы пожаловали к нам в гости, вот и решил я воспользоваться случаем. Стар я стал, все забываю, все путаю. Вот уже и своих друзей, зимующих в моем лесу птиц, и тех путать стал . Вот и решил я попросить вас сделать для меня фотоальбом в котором будут фотографии птиц и их краткая характеристика. Я посмотрю на фотографию, прочту текст и сразу вспомню какая птица передо мной.»

Ваш старичок – лесовичок.

Ну что, ребята, поможем Старичку – лесовичку?

Для работы мы сейчас распределимся на группы по 3 человека. Каждая группа подготовит лист с фотографией зимующей птицы и кратким описание ее образа жизни: где обитает, чем питается, особенности поведения.

Подсказки вы найдете вот на таких карточках, здесь дана информация, которой вы можете воспользоваться при оформлении нашего фотоальбома.

На столе лежат фотографии зимующих птиц, вам необходимо выбрать нужную вам фотографию, используя карточки составить текст и оформить свой лист для фотоальбома. Но помните ребята, времени у нас не много, скоро начнет темнеть, мы потратим на эту работу 10 минут.

Оформление фотоальбома, защита.

Молодцы ребята, у нас получился замечательный фотоальбом. Давайте его положим на полянке, зайчата отнесут его Старичку – лесовичку, и теперь он точно не перепутает птиц.

Игра « Меню птичьей столовой»

Ну а теперь пришло время покормить наших пернатых друзей.

Мы с собой принесли им много лакомств. Ой, ребята, а в пакетах то все перемешалось, как же теперь разобраться, чем можно кормить птиц, а чем нельзя? Придется нам поработать, давайте разделимся на 3 команды, каждая получит по пакету и выберет, что можно использовать для подкормки птиц, а что нет. На это задание вам дается 5 минут, команда, которая первой правильно справится с заданием, получит значок «Друг пернатых».

Выполнение задания, защита.

Молодцы, быстро справились с заданием и теперь мы знаем какой корм можно рассыпать на снегу для воробышков, какой положить в кормушку для синичек, а лакомства для лесных обитателей соек, дятлов, свиристелей мы оставим на лесной опушке. А теперь пора домой. Уже сумерки спускаются на лес, нужно торопиться — зимний день короткий.

Звучит фонограмма музыки, на экране слайд «Птичья столовая».

Ну, вот мы и вернулись в школу. Здесь уже в течение всей зимы работает столовая для наших пернатых друзей. А кто же здесь питается? Ответ на этот вопрос мы получим, разгадав кроссворд « Птичья столовая».

Разгадывание кроссворда « Птичья столовая»

5. Подведение итогов заочного путешествия.

Ребята, понравилось вам наше заочное путешествие? Мы познакомились с видовым составом птиц зимующих в нашей местности, изучили рацион их питания, вспомнили названия перелетных птиц. Но мало знать и помнить о птицах, нужно обязательно действовать.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Сайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!

III. Практическая часть (подкормка птиц в птичьей столовой)

А сейчас, ребята, мы с вами выйдем на школьный двор, и разложим корм для наших пернатых друзей в птичьей столовой.

Но прежде, чем мы это сделаем, мне бы хотелось узнать ваше мнение о занятии. У меня на столе лежат белые, голубые и серые снежинки. Сейчас тем, кому из вас понравилось и запомнилось занятие, возьмут былые снежинки и прикрепят их к этой ёлочке. Тем, кому занятие было не очень интересным, берут снежинки синего цвета, и кому совсем не понравилось занятие, прикрепляют к ёлочке снежинки серого цвета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный конспект способствует активизации словарного запаса по лексическим темам: «Зима», «Зимующие птицы». Формирует у детей умение составлять предложения с предлогами на, под. Будет полезен в работе .

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познав.

Урок «Путешествие в Германию» способствует систематизации и обобщению знаний учащихся по теме «Германия». На уроке учащиеся приобщаются к культуре и реалиям страны изучаемого языка. .

В данных разработках представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику, двигательную координацию, стимулировать двигательную актив.

МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области Проект «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках» Проект ра.

Материал урока предназначен для учащихся 1 класса с умеренной умственной отсталость. На уроке царит не напряженная, интересная , познавательная «экскурсия» в мир природы,создаёт.

Логопедам, воспитателям, учителям начальных классов.

Источник

Читайте также:  Азовское море отдых с детьми где лучше 2020
Оцените статью