Как девушкам путешествовать соло?
Оля Шукайло – фотокорреспондентка и соло-путешественница, которая любит бросать себе вызов, умеет посмеяться над собой и мечтает о покорении горных вершин. Для 34travel Оля делится своим опытом и лайфхаками для женского соло-путешествия.
Привет, меня зовут Оля Шукайло. Мне 30 лет и последние 8 я путешествую одна. Однажды я не смогла найти компанию для поездки и просто поехала в одиночку. И этот опыт мне очень понравился. Путешествовать девушке одной – можно и нужно. Это очень интересно и порой непросто, но на то это и путешествия – ты можешь многое узнать о себе. Я не из тех путешественников, которые проповедуют путешествия автостопом, ночевки на вписках, бюджет в 1 доллар на день и просветление в Индии. Я – самая обычная девушка, которая иногда пакует свой рюкзак и отправляется в дорогу. Одна.
Причин для соло-путешествия может быть много: посмотреть на людей и на мир вокруг, проверить себя на прочность, попробовать что-то новое, сгладить душевные раны, обрести себя, развеяться или насобирать лайков в соцсетях. В 2010 году у меня была Шенгенская виза и огромное желание увидеть Гданьск и Балтийское море. Не найдя себе компанию для поездки, я решила ехать одна. Это были потрясающие четыре дня, наполненные самыми разными эмоциями: я наконец-то увидела море, побродила по улицам красивого города, долго ходила по песчаному пляжу и мокла под проливным дождем. Я была счастлива как никогда и ощущала себя абсолютно свободной и независимой. Правда, моя свобода ограничивалась лишь наличием обратного билета. Оказалось, что путешествовать одной – это не так уж и страшно, а очень интересно, и таких «одиноких странников» довольно много.
Как сделать первый шаг?
Не жди волшебных пенделей изнаков свыше – просто открывай карту и выбирай направление, когда почувствуешь, что готова отправиться в дорогу.
Прогулка по шумному мегаполису, посещение музеев и галерей, тур по местам киносъемок, отдых на озере, хайкинг по национальному парку или что-то еще – что бы ты ни выбрала, это будет правильно.
В мороз, в дождь или в жару – все не важно. Не бывает плохой погоды – бывает неудачный выбор одежды.
Не бывает неправильного места для путешествия, ведь любое место на карте – это новый опыт и впечатления. Это бесценно.
Не откладывай свой трип до того момента, пока ты не выучишь наконец-то английский (спойлер: никогда). Ты же не сдаешь экзамен при пересечении границы! С английским хорошо, не поспоришь. Но не всегда люди на твоем пути будут его знать.
Подготовка и безопасность
Всегда важно быть на связи. Обязательно подключи роуминг на звонки и SMS, узнай у сотового оператора о возможности говорить в долг. После терактов в Европе почти невозможно купить SIM-карту без паспорта, к тому же для иностранцев обычно предлагают не очень выгодные тарифные планы. Будь готова к тому, что к Wi-Fi ты не всегда сможешь подключиться.
Перед каждой поездкой я оставляю родным информацию о дате, времени, номере рейса, по прибытии отправляю SMS о том, что со мной все хорошо. Еще я стараюсь кратко описать свой предстоящий день: сегодня я валяюсь в гамаке с книжкой или иду в горы, еду из одного города в другой или у меня прогулка на лодке. И даже иногда скидываю маме фото своих обедов, чтобы она знала, что я не голодаю. Обязательно пишу, когда я выйду на связь в следующий раз. Мне не сложно, а родным спокойно.
А еще у меня есть друг, которому я могу написать о том, что происходит на самом деле: что у меня на границе забрали паспорт и не отдают; что я иду в горы по непонятному маршруту или скидываю номер авто, на котором я еду ночью из Черногории в Албанию. Кто-то всегда должен знать, где ты находишься.
Сделай электронные и бумажные копии своих документов, размести их на нескольких носителях (флешке, бумаге, файлообменнике или в электронной почте).
Про деньги не говорили только ленивые: храни их в разных местах, в разных валютах, в банкнотах и на карточке, отложи сотню евро на всякий случай.
Залог хорошего путешествия – правильно собранный рюкзак и удачно подобранные одежда и обувь. Рюкзак, в отличие от чемодана, ты можешь закинуть за плечи и идти по снегу или перепрыгивать лужи, бежать за автобусом, в нем не сломается ручка или колесо.
Перед поездкой разложи перед собой всю одежду и составь несколько базовых и многослойных комплектов, которые будут соответствовать месту и погоде. Например, одна футболка будет сочетаться и с юбкой, и с шортами, и с брюками. Бери как можно меньше одежды. Ее всегда можно будет постирать – или купить. Однажды я приехала в Польшу из минских +30 в дождливые краковские +18. Пришлось идти в торговый центр и покупать самую дешевую куртку. Ее, кстати, я брала потом во многие путешествия и я с удовольствием носила дома. Предпочтение отдавай технологичным материалам: они легче хлопка, быстрее сохнут, почти не мнутся, приятные телу.
Если в дорогу можно чем-то заменить джинсы – замени. Нет ничего хуже, чем ходить в мокрых джинсах или таскать их в рюкзаке (они тяжелые и занимают много места).
Туфли на каблуках и кеды на тонкой подошве оставь дома – в них ноги будут быстро уставать. В дорогу бери только уже разношенную обувь. Стандартный летний набор – шлепанцы, босоножки или сандалии, кроссовки.
Когда ты едешь одна, не теряй бдительности: внимательно выбирай с кем и куда ехать. Я предпочитаю платить за автобусы, поезда, паромы и самолеты. Это дает мне чувство уверенности в том, что все будет хорошо. Хотя маршрутки в некоторых странах – это тот еще экстрим! И не забывай пристегиваться там, где это возможно.
Солнце было уже высоко и прилично припекало. Я шла в гору и изнывала от жары. До леса и тени было километра 3-4, но я понимала, что сил у меня почти не осталось. Взвесив все за и против, я неуверенно вытянула руку и подняла большой палец вверх. Через несколько минут остановилась легковушка с прицепом. В прицепе, накрытом тентом, виднелись ноги барашков. Впереди сидели двое мужчин лет сорока. Я села сзади. Возле меня лежал большой кинжал в кожаном чехле. По телу прошел холодок. Рюкзаком я прикрыла колени. Разговор шел не очень гладко: мужчины почти не говорили по-английски. Один из них сказал, что «Ольга» – это очень сексуальное имя. В тот момента, когда я стала вспоминать издевки друзей по поводу поездки в Боснию, рука водителя оказалась между передними сидениями и возле моих ног. Я изо всех сил вжалась в сиденье, как вдруг эта рука протягивает мне пачку вафель! Я первый раз застопила машину, одна, в Боснии, на пару километров и. все было хорошо.
Мне очень наскучили однотипные рассказы путешественников о том, как же круто ездить автостопом и почти без денег. Можно приехать из пункта А в пункт Б на попутке, но я считаю, что это не самый удобный вариант. Садиться в чужую машину или нет – ты всегда решаешь сама. Главное, предварительно все взвесить, оценить риски и не терять голову. К счастью, на дороге много адекватных и милых водителей, которые готовы предложить тебе помощь и ничего не попросят взамен.
Ты ответственна сама за каждый шаг и каждое решение в одиночном путешествии. Тебе некого винить, если ты села не в тот автобус, опоздала на поезд или заблудилась. Это хорошая проверка себя на прочность: насколько я могу себе доверять, куда я могу зайти, на что я способна и насколько уверена в своих силах. Главное – понимать разницу между уверенностью в себе и самоуверенностью. Сомневайся, думай критически, перестраховывайся. Но без паранойи.
Я стояла посреди извилистого русла реки. Вместо воды под ногами – белые камни и следы от машин. По сторонам – горы. До заката оставалось чуть больше часа и мне надо было спешить, чтобы найти место для ночлега. Я остановилась и осмотрелась: вокруг – никого. «Одна, совсем одна», – сказала я в объектив камеры смартфона и сделала панорамное видео. Для себя самой я уже была победительницей: преодолела почти 14 км горного хайкинга и мне хотелось об этом кричать. Я смогла! До финиша оставалось совсем немного. Вдруг я осознала: в следующий раз люди в этом месте появятся не раньше завтрашнего утра. И случись со мной что – никто не поможет. Но я была подготовлена: яркая одежда, контрастная с окружающим пейзажем; смартфон и местами даже мобильный интернет; портативное зарядное устройство; вода и еда; аптечка, байка и куртка. Кажется, эти 14 километров и 8 часов дороги сделали из меня супергероя. Неуверенность, слабость, слезы, усталость вдруг сменились радостью и легкостью. Я поверила в себя, доверилась себе и прошла этот путь. Как же я была счастлива!
В дороге ты будешь узнавать себя с разных сторон. У тебя будет много открытий и откровений, которые невозможны в комфортной комнате на диване. Вовсе необязательно ехать далеко или подвергать себя опасности. Важно остаться наедине с собой и посмотреть, как ты будешь действовать в нестандартной ситуации.
Источник
Путешествие автостопом девушке одной
Вместо эпиграфа
«Главное понимать, что как самый лучший, так и самый худший вариант развития событий зависит сейчас исключительно от тебя. И ты, действуя совершенно осознанно, думая головой можешь привести свою попу и к тому и к другому. Это ощущение сходно с тем, когда ты стоишь на краю пропасти и понимаешь, как проста и незатейлива жизнь: прыгнул и нет тебя, не прыгнул и вот ты идешь и ветер треплет твои волосы, а солнце светит в спину.. Один момент может решить все и тебе решать случиться ему или нет, все в твоих руках.. Это удивительное ощущение вкуса жизни никогда не прочувствуешь сидя в офисе или летая самолетами по все включено.. Вот за что я люблю одиночный женский автостоп.»
Пару слов скажу про свой опыт, он у меня маленький, но интересный)
Одна я проехала неполных 1000 км за две поездки из Казани в Самару через Сызрань в прошлом году и из Волгограда в Саратов в нынешнем, затратив в сумме 16 часов и обойдясь 5 транспортными средствами и минимумом происшествий. Парный опыт М+Ж по России так же имеется (2 100 км), поэтому ниже мы их сравним. Осторожно: ИМХО!!
Стоп одиночный от парного отличается координально, особенно если ты девочка. И если ты девочка-новичек, то правильнее все таки начинать с парного М+Ж, чтобы прочувствовать, что такое настоящий автостоп с его ожиданиями на трассе, дождем и прочей романтикой, а потом уже переходить к одиночке.
Когда я ездила одна, в любое время суток на трассе не стояла дольше 2 минут, иногда даже выбирая в какую из двух застопленных фур мне лучше сесть) Ради меня меняли маршруты, не спали, когда уже должны были, практически насильно вкусно кормили, вызывали на трассу такси в город и не уезжали пока я не пересаживалась в другое транспортное средство. Вообщем относились, как к родной дочке.
В парном М+Ж об этом не было и речи. Минимальное время ожидания 15 минут, ночью после 01.00 парного стопа М+Ж вообще выявлено не было. За путешествие в паре вам миллион раз скажут, что двоих не возьмут, и в результате вы придете к тому, что парню просто надо прятаться, а девушке, так сказать, пахать за двоих: и стопить и уговаривать на еще +1. Как говорил один знакомый стопер: «Девушка на трассе не роскошь, а средство передвижения». Вот такой контраст женской одиночки и нераздельный разнополой двойки))
Что ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно прочитать и новичкам перед парным стопом и бывалым перед одиночным женским: настольная брошюрка любого стопера: «Практика Вольных Путешестий» Антона Кротова — одного из основателей автостопа в России и «Девушка на обочине», «О безопасности женского автостопа» Татьяны Козаревой — одной из мною уважаемых, умных и одиночных женских стопщиц в России. Их можно преобресть за копеечку в магазине или бесплатно почитать/скачать на сайте avp.travel.ru
Я сама, перед первым выездом зачитывала их до дыр; и ниже основные принципы, которые я использую до сих пор:
1. Цель.
У любого действия есть причина. Вы должны продумать зачем и куда Вы хотите ехать. Это совсем не обязательно должно быть нечто глобальное, как перепись популяции зайцев рысаков на западно-европейской равнине или изучение фольклора чувашских поселений. У меня были вполне обычные. По работе или по знакомым в другом городе меня ждали дела и чтобы туда добраться я вместо обычного способа перемещения по нашей необъятной выбирала альтернативный — автостоп, так как он порой быстрее и интереснее + хотелось получить опыт в данной сфере и побороть страх. Сообщив цель своего путешествия, у Вас гораздо больше шансов получить в ответ адекватное человеческое отношение. Человек, едущий как-то, куда-то бесцельно, у работяги-дальнобойщика вызовет как минимум непонимание и раздражение; а если это еще и девушка, то и соответствующее отношение, как к девушке, которая в час ночи в парке Гагарина «просто гуляет»
2. Маршрут.
Очень важно уже на этапе планирования уяснить, что сейчас от любого действия, по факту, зависит твоя жизнь. Это очень отрезвляет и дисциплинирует. Поэтому, у меня всегда с собой подробная карта маршрута, с планами А и Б, если что-то пойдет не так и придется ехать другим путем; 2 телефона, зарядка и карты дубль Гис, городов, через которые планирую ехать. Маршрут составляю исходя из тех, что простроит Гугл и отзывов о трафике и стопе на тех или иных трассах. Вместе с маршрутом рассчитываю и время прибытия, обычно получается +-час. По автостопу в России сейчас очень много информации, почитайте и найдете идеальный вариант вашего маршрута.
3. Как одеваться
Кроссовки или любая обувь, в которой вам будет удобно очень быстро бежать по обочине, когда вы застопите фуру. И да, обочины часто бывают грязными) Светлые яркого цвета штаны или джинсы, мешковатые и не обтягивающие все ваши прелести, на трассе это не к чему; сверху что-нибудь яркое и балахонистое: рубашка, футболка на пару размеров больше, можно с названием какого-нибудь тур клуба, это будет интересной темой для разговора с драйвером; я например всегда езжу в желтой футболке АВП. Никаких украшений, привлекающих внимание, никакой косметики, духов и яркого лака на ногтях. Для кого женщины себя украшают? — Для мужчин. Не давайте повод думать, что Вы хотите нравиться всем мужчинам на трассе. Допускаются шляпы, кепки и солнечные очки))
4. Что с собой брать
Я всегда во всем предпочитаю вариант лайт — все, что ты делаешь, должно приносить удовольствие и не быть в тягость. Поэтому мой маленький рюкзак или сумка весит максимум 5-6 кг, за исключением поездок, когда я беру с собой тяжеленный 30 метровый слеклайн. Палатку я с собой не беру, предпочитаю, вписки в городах или хостелах, хотя пока особой нужды ночевать в дороге у меня не было, максимум была в пути сутки, когда ехали в паре. Когда поеду на дальние расстояния, буду брать только спальник, пенку и навес от дождя без палатки. Сейчас до 1000 км беру с собой: 1-2 смены городской обуви и одежды, дождевик, куртку-пуховку, которая очень удобно убирается в маленький чехол, фонарик, щетку, пасту, солнцезащитный крем, спрей от комаров, таблички с названиями городов, чашку, ложку, тарелку, бутылку воды и каких-нибудь ништяков угостить драйвера; можно взять горелку по желанию. Вместе с рюкзаком у меня также есть маленькая сумочка, которую можно заменить на ксивник. Там все, что поможет мне выжить если я лишусь рюкзака: деньги, телефоны с картами и зарядка. Рюкзак всегда находится в зоне моей видимости, а маленькая сумка всегда на мне.
5. Когда стопить
Лично я предпочитаю в ночь; часов в 6-7 вечера выезжаешь из города на трассу и ночь едешь; рано утром-днем уже на месте. Но можно и днем, кому как нравится.
6. Как стопить
Нужно выбрать удобное место. Для этого нужно представить себя на месте водителя многотонной махины, которая в горку еле взбирается, а с горки летит не остановить и которую заносит на поворотах. Никакой сложной теории вероятности удачных мест нет, все исходит лишь от удобства и выгоды драйвера останавливаться тебе в том или ином месте.
Стопить НЕЛЬЗЯ: там где есть знаки остановка запрещена, на мостах, развязках, остановках общественного транспорта; на подъемах, на спусках, на резких поворотах, в местах с узкой или скользкой обочиной.
Стопить МОЖНО: там где водители вынуждены снизить скорость и у них есть больше времени рассмотреть и принять решение тебя взять: после сложных развязок, перекрестков, светофоров, лежачих полицейских, мостов, постов, на небольшом пригорке, где подъем уже закончился, а спуск еще не очень крутой, на стоянках дальнобойщиков и после них.
Стопить НЕЖЕЛАТЕЛЬНО: если в 5-10 км по дороге или ближе идет развязка и трассы расходятся на несколько крупных городов. Но если у Вас есть табличка с городом куда Вам нужно, то можно попробовать. Когда начнет смеркаться, нужно начать освещать себя фонариком и стараться держаться подальше от дороги, либо стоять на хорошо освещенных частях трассы. В самостопящиеся машины желательно не садиться. Когда удобное место выбрано, можно скинуть сумку и приступать собственно к автостопу. Я обычно просто стою в удачном месте, держу руку параллельно земле без всяких пальцев и улыбаясь, вглядываюсь в лица водителей. 2-3 минуты и я уже бегу спрашивать по пути ли нам.
7. Что говорить драйверу
Для некоторых это просто непреодолимый барьер, попросить что-то у кого-то бесплатно, поэтому я предлагаю слово «без денег» вообще не использовать. К тому же, все дальнобои уже давно в курсе, зачем на обочине стоят люди с рюкзаками)) Лично я говорю, если например, еду до Казани: «Здравствуйте, до Сызрани по пути?» Если да — сажусь, если нет, — узнаю куда по пути и, например, если драйверу в Ульяновск, могу проехать и так, если конечно промежуточные пункты не важны. Самое главное, не называть конечно точку путешествия сразу: «до Салехарда по пути?» 99% водителей в Самаре вам на этот вопрос ответят нет. Если же называть всегда промежуточные точки, то вам почти всегда будет по пути, вы всегда будете ехать, а если в процессе разговора, когда уже сядете, выяснится, что Вам таки по пути до конца, будет вдвойне приятнее.
С легковушками можно также, в конце прибавив «автостопом» и оочень вопросительно посмотрев на водителя, удостоверившись, что он знает, что это, и Вы друг друга поняли.
8. О чем говорить с драйвером
Для начала, нужно представиться и кратко рассказать о том куда и зачем Вы едите. Неплохо подчеркнуть, что Вас встречают и ждут, даже если это не так. А дальше можно говорить о чем угодно; я обычно начинаю с тем: а часто ли Вы подвозите стопщиков, почему остановили именно мне и кого на трассе больше парней или девушек. Когда через пару минут первый барьер знакомства преодолен и появилось доверие друг к другу: «он не маньяк — она не клофелинщица» перед Вами стоит всего одна задача — стать драйверу на время пути интересным собеседником. Это не значит, что при любой паузе нужно срочно открывать рот и что-то блеять о том, что Вы ели на завтрак или о Ваших познаниях в ядерной физике. Нужно как хороший психолог наводящими вопросами выяснить, какие темы волнуют драйвера и умело их развивать опять же наводящими вопросами. Каждых любит, когда его слушают и дальнобои не исключение, так, что, если Ваш драйвер уже в течение часа, увлеченно жестикулируя, описывает свою первую любовь, знайте — Вы все делаете правильно)) Он будет очень рад той атмосфере дружеского общения, которую Вы создадите, а это ли не лучшая плата за проезд?!
Хотя есть драйверы-молчуны, это тоже желательно выяснить сразу.Не упустите возможности сделать общение приятным и для себя: дальнобои просто кладезь интересной информации по технике, спорту, современной истории и географии России. Спрашивайте и слушайте авторитетное мнение, ему будет очень приятно что-то Вам объяснить.
9. Безопасность
Я еду на трассу расслабленная, с ожиданием чего-то хорошего: светлых интересных людей, хорошей погоды и красивой природы. Обычно все это сбывается. Нужно только не обманывать самого себя: если внутри есть страх или злость лучше отойти с места, успокоиться, поспать. Так, что состояние внутренней гармонии и спокойствия в теме безопасность я ставлю на первое место.
Второе по важности: внимательность; еще Цой пел: «следи за собою, будь осторожен, следи за собой.» В любом, а тем более в автостопном одиночном женском путешествии это как никогда важно. Если Ты вся такая на позитиве расслабленная, но временами мелешь ерунду и ведешь себя слишком открыто и просто, у водителя может сложится о тебе неправильное мнение и кто его знает, как он себя поведет. Поэтому я, только забравшись в кабину, наверное около получаса трачу на то, чтобы у водителя сложилось правильное мнение. Я отправляю смс-ки маме и друзьям с номером фуры и направлением куда еду, комментируя водителю свои действия, звоню маме или тому, кто будет встречать, рассказываю, что со мной все хорошо и о том где и как меня можно встречать, у водителя советуюсь, где лучше выйти и подробно выясняю маршрут, рассказываю, что есть парень/муж даже если на данный момент это не так, что любит/ждет. Стараюсь слишком много не улыбаться поначалу, т.к это всегда выглядит так, как будто я кокетничаю. Вообщем слежу за собой как могу)) Параллельно наблюдаю за драйвером, его речью, жестами, узнаю есть ли жена-дети (дочки), и спустя время, совершенно четко начинаю понимать, на что он способен, а на что нет.
9.1 Типы бывают разные
Есть такие, которым вообще ничего не нужно, у них молодая семья, маленькие дети, любимая жена и все хорошо. Они с тобой общаются с позиции отец-дочь; не скажу, что это лучший вариант, т.к. звучит много нравоучений, по поводу того, что едешь одна и проявляются тонны не всегда нужной заботы. Есть разведенные с детьми (таких большинство); одни на эту тему грустны и молчаливы, вторые — в активном поиске: позитивны, с чувством юмора и общением на равных. С ними можно говорить на все темы, шутить, главное не заиграться; обычно если, что-то у них и может произойти в дороге, то только по обоюдному согласию. Или нужно ну очень неправильно себя вести. И самый «страшный» тип, встреченный мною за весь мой короткий опыт стопа: старый сластолюбец. Такие уже лет 30 колесят по России и ближайшему зарубежью в фуре полностью обклеенной голыми тетками и обставленной так, что страшно представить сколько женщин прошло через это логово)) Имеют жену, хозяйство с поросятами и взрослых детей и при любой возможности будут рассказывать Вам сколько чего и с кем у них было и что жена в курсе; и все это будет сдабриваться ну очень неприятно сальным взглядом. Позиционируют себя как боги и короли дорог; с такими эти темы вообще лучше не поддерживать и переводить все на политику: очень действенный метод. Приставать активно сами вряд ли будут ибо после их рассказов женщины «должны» сами вешаться им на шею.
Но какой бы вывод я не сделала о дальнобое и к какому бы типу он не относился, у меня всегда в голове есть схема отхода «если вдруг че». Видимо, это связано с массой историй, которых я начиталась на эту тему, к счастью, все они перед выездом на трассу улетучиваются, но эта схема остается. У меня прямо стоит картинка в голове, как я открываю дверь кабины, вышвыриваю рюкзак, — водитель по тормозам, и я в это время успеваю выпрыгнуть! В этот момент я чувствую себя крутой, уверенной, невероятно сильной и способной за себя постоять. Такое ощущение ко мне приходит, как только я попадаю в кабину. И это третье по важности качество от которого будет зависеть ваша безопасность: железобетонная уверенность в себе. Не потому, что Вы умеете и будете драться, не потому, что у Вас есть нож или баллончик, а просто потому, что Вас нельзя обижать и если что Вы сможете за себя постоять. И будете сильнее морально, потому, что будете правы. Не будьте жертвой и это намного облегчит ваше существование, причем не только на трассе.
Источник