- Путешествия древних людей
- Новая глава в истории человечества
- На край света
- Первые мореплаватели
- Древнейшие люди план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Презентация по предмету Человек и мир на тему «Путешествия древних людей» (5 класс)
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Путешествия древних людей
Сегодня мы воспринимаем обуревающую людей «охоту к перемене мест» как нечто само собой разумеющееся. Стремление переселяться в неведомые земли — отличительная черта человеческого рода. Уже на заре человечества наши предки совершали межконтинентальные путешествия.
Новая глава в истории человечества
Более 1,9 млн лет назад Хомо эргастер (человек прямоходящий) научились изготавливать орудия, которые позволили им не просто собирать растения и срезать мясо с туш убитых хищниками животных, но и охотиться на крупную дичь. Вероятный период существования Хомо эргастер (примерно 1,6 млн 200 тыс лет назад) совпадает с геологической эпохой, которая характеризовалась чередованием периодов интенсивного похолодания и потепления. Во время похолодания ледниковые покровы расползались по значительной части территории Северной Америки и Северо-Западной Евразии, отступая назад во время более теплых промежутков. Во время оледенений ландшафты Европы и Западной и Восточной Азии превратились в тундру.
Похолодание благоприятствовало распространению крупных млекопитающих. В периоды оледенений в субтропики поступало больше дождевых осадков, чем они получают сейчас, а тропики высыхали, и площадь дождевых лесов уменьшалась. Лишенные притока воды, которая была связана в виде льда, сокращались акватории океанов. Поверхность морей опускалась по меньшей мере на 100 м ниже их современного уровня, обнажая сухопутные перемычки, позволившие людям заселить острова Юго-Восточной Азии.
На край света
Такие изменения привели к тому, что Хомо эргастер стали осваивать новые места обитания — заселять небольшими группами Европу и Азию. Как свидетельствуют археологические находки, в Африке Хомо эргастер осели вдоль Восточно-Африканской рифтовой системы. 1,4 млн лет назад они поселились там, где сейчас находится государство Израиль, а 1 млн лет назад достигли Ближнего Востока и Северной Африки. Оттуда некоторые из них направились на север — в Европу. Одни поселились в Италии, на юге Франции и в Испании. Другие отправились в Азию, перешли через степи, достигли гор Северного Китая и добрались даже до Индонезии. Хомо сапиенс (человек разумный) появились в Восточной Африке примерно 130 000 лет назад. Более развитый интеллект и более совершенные орудия позволили им заселить всю планету, приспосабливаясь к любой природной среде.
Первые мореплаватели
Археологи обнаружили в Австралии останки людей, живших там 60 000 лет назад. В это время Австралию уже отделял от Индонезии пролив шириной от 70 до 90 км! Значит, чтобы заселить Австралию, древние люди доплыли до нее по морю. Полагают, что для пересечения водных преград они использовали плоты.
Источник
Древнейшие люди
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект урока истории 5 класс «Древнейшие люди» | 57 КБ |
Презентация к уроку истории 5 класс «Древнейшие люди» | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Древнейшие люди»
Цели урока : — изучение учащимися условий жизни древнейших людей;
— подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;
— формирование и развитие надпредметных универсальных умений и навыков учащихся: учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной и письменной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником, интерактивным обучающим пособием и интерактивной доской, компьютером), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика внешнего вида древнейших людей);
— развитие познавательного интереса учащихся;
— воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом.
Понятия и термины : прародина, первобытные люди, орудие труда, рубило, палка-копалка, дубина, охота, собирательство.
Тип урока: комбинированный
Используемое оборудование и материалы:
● Компьютеры для учащихся (8 рабочих мест)
● Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта мира» Авторы сценария Е. Корниенко, П. Корниенко (Дрофа, 2006 год)
● Презентации Power Point, подготовленная к уроку (Приложение № 1)
● Раздаточный материал (карточки для проверки домашнего задания) (Приложение № 2)
● Учебник «История древнего мира» Авторы: А. Вигасин, Г. Годер, И. Свенцицкая (Просвещение, 2009)
Использованные информационные ресурсы:
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru/ )
- в подготовленной презентации Power Point:
- «Олдовайское ущелье в юго-восточной Африке» (№ 194664) – слайд № 2 Презентации
- «Следы древнейших людей» (№ 194554) – слайд № 3 Презентации
- «Сцены из жизни древнейших людей» (№ 194522) (этап закрепления изученного на уроке) (Приложение № 3)
- Презентация Power Point «DM-1» Алексея Чернова (сайт http://lesson-history.narod.ru/ )
- История первобытного общества («Где были впервые открыты древнейшие каменные орудия?») ( http://pochemuchca.ru/history.html )
- Энциклопедия человека («Формирование человека») ( http://man.claw.ru/ )
- Википедия (http://ru.wikipedia.org/)
- Организационный момент (1-2 мин.)
- Проверка домашнего задания (5 мин.)
На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.
- Дайте определение истории как науки.
- Для чего нужно изучать историю?
Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей, перечень которых приведен на экране (поверхность интерактивной доски) (слайд № 2– зачитывается перечень). Ваша задача – в течение трех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах.
(После выполнения работы карточки собираются учителем, проводится устная проверка работы с ориентацией на экран. Карточки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся выставляется отметка).
- Изучение нового материала.
3 .1. Предполагаемая прародина человека (7 мин.)
Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте страницу № 7 вашего учебника. Сейчас мы поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).
— На каком материке находится искомая область?
— Какая часть материка включает искомую область?
— Что такое, по-вашему, прародина?
При обобщении ответов учитель формулирует определение: Прародина — первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.
(На интерактивной доске – физическая карта Восточного полушария интерактивного наглядного пособия. С ней начинает работать учитель)
Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).
— Почему прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?
— По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?
(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте)
Учитель предлагает учащимся с помощью маркера обозначить на интерактивной доске область предполагаемой прародины человека (2-3 учащихся) с проговариванием её наименования . При необходимости данная область корректируется другими учащимися и учителем.
На поверхность интерактивной доски снова проецируется презентация – слайды №№ 3 (Олдовайское ущелье) и 4 (Следы древних людей) с комментарием учителя:
«В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. За десятилетия раскопок было найдено множество таких орудий. Они встречались здесь на разных глубинах: иногда у самой поверхности, иногда на глубине 100 м. Хорошо были видны 4 разноцветных слоя. В самом нижнем слое на глубине почти 100 м были орудия и кости животных. Толщина слоя и здесь была внушительной — 40 м. В слое I тоже находили орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет. Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими. Так в науку вошла новая культура — «олдуваиская».
Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях (слайд № 5), и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни (слайд № 6).
3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда. (7 мин.)
Учитель: Запишите в тетрадях тему урока – ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.
Существует ещё одно важное понятие – первобытные люди, то есть люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Запишем это определение в тетрадь.
Посмотрим, как выглядели наши далекие предки (слайд № 6). Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались от нас с вами, представителей современного человечества? (Обсуждение)
Древнейший человек был похож на обезьяну, но он существенно отличался от представителей животного мира. В конце урока вам предстоит задание (слайд № 7) – ответ на вопрос: «Чем древнейшие люди отличались от животных?», поэтому любую информацию, полученную на уроке, старайтесь использовать для ответа на этот вопрос.
Слайд № 8 – Посмотрите на эти рисунки. На первый взгляд, это обычные камни неправильной формы и осколок кости. Как вы думаете, для чего мы рассматриваем эти предметы? Какое отношение они имеют к первобытному человеку? (из ответов учащихся делаем вывод о древнейших орудиях труда: слайд № 9 – заостренный камень, слайд № 10– изготовление рубила, слайд № 11 – отщепы, слайд № 12 – иглы и шила).
Помимо этого, учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации учебника на стр. 10 «Палка-копалка и дубина» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.
Итак, продолжите логический ряд: ОРУДИЯМИ ТРУДА ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ — … (устно)
3.3. Занятия древнейших людей (5 мин.)
Учитель: Давайте представим, что мы с вами – не 5А класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь):
Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота.
Демонстрация слайда № 13 с комментариями учителя.
3 .4. Овладение огнем (5 мин.)
Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?
(Ответы учащихся, затем – демонстрация слайдов №№ 14, 15, 16 с комментариями учителя).
- Подведение итогов изучения нового материала (4 мин.)
– устный ответ на проблемный вопрос «Чем древнейшие люди отличались от животных?» (слайд № 17). После ответов учащихся демонстрируется слайд № 18 с прописанными отличиями.
- Закрепление изученного на уроке (8 мин.)
Учитель предлагает учащимся пересесть на рабочие места возле компьютеров группами по 2-3 человека (такие группы планируются заранее).
На экране – слайд № 19 с опорными словами для составления мини-рассказа о жизни древнейших людей.
На каждом мониторе открыт файл «Сцены из жизни древнейших людей» (ЦОР № 194522), с которым учащиеся знакомятся с помощью мыши и выбирают один из пяти сюжетов для составления рассказа.
Задание – составить рассказ о жизни древнейших людей из 6-10 предложений, используя не менее пяти опорных слов (словосочетаний), приведенных на экране, и записать на листе бумаги с указанием номера группы, находящемся на столе.
(Через 8 минут работы группы сдаются учителю, все работы оцениваются к следующему уроку).
- Объявление и комментирование домашнего задания (2 мин.).
П. 1 учебника, ответы на вопросы на стр. 11 (устно), запись отличий человека от животных в тетради, по желанию – подготовка сообщения по теме «Как совершенствовались орудия труда первобытных людей».
1.Вигасин А., Годер Г., Свенцицкая И. История древнего мира – Москва: Просвещение, 2009
Источник
Презентация по предмету Человек и мир на тему «Путешествия древних людей» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Путешествия древних людей 5 класс
Еще в глубокой древности люди исследовали территорию, на которой жили. На каменных стенах пещер, бивнях мамонтов, бересте они изображали окружающую местность, делали первые картографические рисунки. План охотничьего угодья, нарисованный на серебряной вазе (X век до нашей эры)
Освоение новых земель продолжалось не одно тысячелетие. В древности люди путешествовали не только по суше, но и по океану, ориентируясь днем по Солнцу, а ночью – по звездам. Первооткрывателями новых земель были моряки и купцы.
Первым морским народом можно назвать финикийцев. Именно они на своих прочных судах перевозили по Средиземному морю товары купцов из разных стран. Плавание финикийцев вокруг Африки (600 г. до н.э.)
Геродот – ученый, живший в V веке до нашей эры в Древней Греции. Его считают родоначальником многих наук. Геродот побывал в разных местах и описал историю народов и их быт. Геродот великий древнегреческий путешественник, основоположник географии
Наиболее продолжительным и опасным было путешествие в Скифию – южную часть Русской равнины. В те времена здесь жили смелые и воинственные племена скифов и сарматов. Карта путешествия Пифагора в Скифию
Труды Геродота содержат ценные географические сведения о Вавилоне, Египте и др. Путешествуя по Египту, Геродот описал климат, разлив Нила, растительность и животный мир.
Греческий ученый-путешественник Пифей первым нашел путь из Средиземного моря в Северное. Это путешествие было организовано греческими купцами, которые хотели найти торговый путь к северным островам, богатым янтарем. Пифей
Греческий ученый-путешественник Пифей первым нашел путь из Средиземного моря в Северное. Это путешествие было организовано греческими купцами, которые хотели найти торговый путь к северным островам, богатым янтарем.
Древнегреческого ученого Анаксимандра считают создателем первой географической карты. Анаксимандр
В VI веке до нашей эры он начертил первую карту известного тогда мира, изобразив Землю в форме плоского круга, окруженного водой. Карта Анаксимандра
В ІІІ веке до нашей эры Эратосфен составил карту, на которой была изображена известная к тому времени обитаемая суша – ойкумена. Эратосфен Карта Эратосфена
Более совершенными стали карты, составленные в II веке нашей эры греческим ученым Птолемеем. Клавдий Птолемей
Клавдий Птолемей обобщил и систематизировал знания античных ученых о Земле в своем 8-томном сочинении «Руководство по географии». Карта Птолемея
В Средние века географические открытия продолжились. В VIII−XI веках на территории современных Швеции, Дании и Норвегии жили викинги − «люди моря». Викинг Драккар
Сначала викинги заселили все побережье Скандинавского полуострова, затем – остров Исландия, а позднее стали осваивать остров, названный ими Гренландией. Викинги открыли и берега Америки, на 500 лет опередив Колумба. Карта путешествий викингов
Первым европейцем, побывавшим в Китае, стал известный путешественник Средневековья венецианский купец Марко Поло. Марко Поло
Его путешествие по Азии длилось более 25 лет. Это путешествие Марко Поло описал в «Книге о разнообразии мира». Книга содержала красочное описание высокогорной Азии, Китая и Индии, Японии и многих прибрежных островов. Карта путешествий Марко Поло
Тверской купец Афанасий Никитин первым из европейцев побывал в Индии, где провел три года. Он вел дневник и оставил нам описание путешествия, которое называется «Хождение за три моря». Афанасий Никитин
В его записях даются характеристики климата страны, сведения о земледелии. Афанасий Никитин побывал в Индии за 30 лет до открытия ее португальцами.
Номер материала: ДВ-241470
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник