Путешествие фергуса сына лети
Приключения Фергуса, сына Лейте
Некогда жили в Ирландии три первейших народа: фении, улады и галеоин 1 , иначе лагены. И было три короля, что боролись за власть среди фениев — Конн Кеткатах, Конн Кеткорах и Эоху Белбуйде 2 . Отправился Эоху в изгнание к Фергусу, сыну Лейте , правителю уладов, дабы найти у него силу и сторонников, а прежде чем уйти, причинил он Конну многие разорения. Немалый срок был он с Фергусом, а потом вернулся обратно к своему народу искать примирения. И убили его тогда Асал, сын Конна, и четверо сыновей Буйде, сына Айнмиреха: Эоху Ойресах, Энда Айгенбрас, Айлиль Антуарад и Типрайте Трайглетан. А еще был с ними сын, которого Дорн, дочь Буйде, родила от чужестранца. И пелось о том 4 [. ].
Так попрали они поруку Фергуса, убив Эоху и его людей. И тогда пришел Фергус со своим войском отомстить за это. Наконец приняты были его условия и получил Фергус семь кумалов — семь кумалов золота да серебра и семь кумалов земли из владений Конна Кеткopaxa. Нит 5 звалась эта земля, ибо немало споров и стычек случилось за нее потом. А еще получил он саму Дорн, дочь Буйде, сестру сыновей Буйде, что попрали поруку Фергуса. Стала она залогом зa пленника 6 . А может статься, должны они были по семь кумалов зa каждую руку, что убила Эоху. С той поры и повелось за нарушение защиты короля давать пленника за каждые пять человек, что замешаны в этом деле. Ко всему еще дал Конн земли в возмещение поступка своего сына, Асала.
Получив все, что полагалось, заключил Фергус мир и воротился в свои края, уведя с собой женщину в неволю. Дойдя до своих владений, отправился он к морю и был с ним тогда возничий по имени Муэна. Там уснули они у самой воды. Вдруг напали на короля водяные демоны 7 , отняли у него меч и унесли Фергуса из колесницы. Донесли они его до моря, и очнулся король, когда коснулись воды его ноги. Тогда стряхнул он сон и ухватил трех демонов — по одному в каждую руку и еще одного прижал к груди.
— Исполните прежде три моих желания,— ответил Фергус.
— Обещаем тебе, если не будет это превыше наших сил,— ответили демоны.
И тогда попросил у них Фергус траву, с которой мог бы он проходить под морями, озерами и заливами.
— Получишь ты ее,— сказали демоны,— коли пообещаешь не проходить под Лох Рудрайге 8 , что в твоих владениях.
Потом дали ему демоны траву, чтобы вкладывать в уши, и с топоры мог Фергус плыть под покровом моря.
А иные говорят, что дали Фергусу демоны плащ, взмахнув которым над головой, мог он плыть под водой и морями. Тогда пососал демон соски Фергуса и взялся за его щеку, прося пощады. И спросил Фергус, зачем он делает это.
— А затем,— отвечал ему демон,— что такова у нас правда мужей 9 .
Оттого и пошел обычай браться за щеки и грудь, прося защты или взывая к чести.
Случилось однажды, что попробовал Фергус перейти под водой Лох Рудрайге, оставив возничего и колесницу на берегу. Вдруг увидел он под водой ужасное водяное чудовище, что вытягивалось и сокращалось, словно мехи в кузне. От одного взгляда на него выворотились у Фергуса от страха губы на затылок и выскочил он на берег. Спросил он тогда у возничего, каков его облик.
— Воистину нехорош,— отвечал возничий,— но ничего, сон снимет это с тебя.
Потом уложил возничий Фергуса в колесницу, и тот уснул. Тем временем отправился возничий к мудрейшим уладам в Эмайн. Маху и поведал о злоключении короля и о том, что с ним ныне. И спросил он, какого короля желают они взамен Фергуса 10 , ибо не подобало опороченному королю править в Эмайн Махе. Решили улады, что должен король воротиться в свой дом, а прежде изгнать из него всех подлых людей, дабы ни шут, ни полоумный не мог сказать в лицо королю о его позоре. Впредь надлежало Фергусу мыть волосы, лежа на спине, чтобы не увидеть своего отражения в воде. Так до исхода семи лет и прислуживали потом королю.
Как-то раз приказал Фергус своей служанке вымыть ему голову. Показалось ему, что служанка замешкалась, и ударил он ее плетью. Тогда охватил ее гнев, и крикнула она в лицо королю о его позоре. Обрушил на нее Фергус удар меча и разрубил пополам. Потом пошел он прочь и поплыл в глубину Лох Рудрайге. Целые день да ночь бурлила в нем вода от схватки Фергуса с чудовищем, а волны озера заливали берег. Наконец вышел Фергус наружу, держа в руке голову чудовища так, чтобы увидели улады, и молвил:
— Воистину, я пережил его!
Тут мертвым погрузился он в воды озера, и еще целый месяц было оно красным от этой битвы 11 . Оттого и поется:
Фергус, сын Лейте, правитель,
Отправился к берегу Рудрайге,
Ужас открылся ему — битва жестокой была,
Вот отчего был он обезображен.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ФЕРГУСА, СЫНА ЛЕЙТЕ
Перевод выполнен по изд.: The Saga of Fergus mac Leti/Ed. D. Binchy//Eriu. 1956. XVI. P. 33—48. Сага вызывала много споров. Предполагалось (Турнайзен, де ЖюСенвиль), что она была составлена в законодательных иколах XI в. для объяснения одного из стихотворных фрагментов в тексте, касающемся возвращения долгА путем конфискации имущества должника, и была предназначена служить своего рода примером применения закона. Издатель текста Бинчи не разделяет этой позиции, прежде всего исходя из анализа второй рукописи саги, неизвестной Турнайзену. Некоторая нетрадиционность взаимоотношений персонажей, относившаяся ранее на счет некомпетентности авторов саги, может быть объяснена из самой легендарной и мифологической традиции.
‘ . фении, улады и галеоин. — Термин «фении» в ирландской традиции имеет ряд исторических употреблений. Фениями могут называться все ирландцы вообще (то, что потом было вытеснено заимствованием «гойделы»), В других случаях термин «фении» может означать свободных полноправных членов племени, владеющих долей земли и скотом.
2 . и Эоху Белбуйде.— Конн Кеткатах (т. е. Ста Битв) и Конн Кеткорах (Ста Договоров) — один и тот же персонаж, и вторая рукопись саги упоминает только одного из них. Эоху Белбуйде (с Желтыми Губами), возможно, двойник Эоху Салбуйде, упоминаемого в саге «Похищение Быка из Куальнге».
3 . к Фергусу, сыну Лейте. — В ирландских преданиях нет четкого разделения между Фергусом, сыном Лейте, и Фергусом, сыном Ройга, известным по множеству саг. Оба они выступают владельцами славного меча Каладболг («меча Лейте из сидов»), и Фергус, сын Лейте, как и Фергус, сын Ройга, изображается непосредственным предшественником короля Конхобара. Существуег большая вероятность, что это одно лицо. Фергуса и Конна Ста Битв по принятой в традиции хронологии разделяет более чем столетие. Между тем их совмещение могло отражать версию, согласно которой правление KoННa приходилось на I в. (О’Ra illy T. F. Early Irish History and Mythology. Dublin, 1971. P. 203).
4 И пелось о том. — Дальше трудная для перевода реторика.
5 Нит — «Стычка», «Спор», находилась к северу от реки Бойн.
6 Залогом за пленника — то есть своего сына. Д. Бинчи полагает, что изначально Дорн шла в заложницы сама, чтобы спасти сына.
7 Водяные демоны — это одно из наиболее ранних упоминаний широко известных впоследствии в традиции lupraccan; здесь в форме luchorpan.
8 Лох Рудрайге —возможно, это Карлингфорд Лох.
9 . правда мужей. — Слово fir букв, «правда» в значении «правильное поведение» часто встречается в ирландской традиции (fir fiathemon «правда короля» и др.).
10 . взамен Фергуса. — Предполагается, что дело происходит еще до правления Конхобара, что лишний раз подтверждает отождествление Фергуса, сына Лейте, с Фергусом, сыном Ройга.
11 . от этой битвы. — Последний эпизод саги — беглый пересказ какого-то неизвестного нам мифа; конец Фергуса, сына Ройга, не связан ни с каким подобным приключением. В целом можно предположить, что составители законодательных текстов не сочинили, а использовали достаточно древнюю сагу, приспособив ее к одному из пунктов юридической доктрины.
Источник
Кто такой лепрекон?
ЛЕПРЕКОН( от ирландского leipreachan) – в ирландском фольклоре один из фейри, небольшое существо, часто предстающее в виде старика, одетого в красный или зеленый плащ; иногда носит шляпу.
Живет на холмах Ирландии. Все свое время Лепрекон тратит на изготовление башмаков и распитие ирландского самогона «потина». Употребление спиртных напитков совершенно не мешает непростому ремеслу сапожника. “Пьян, как сапожник” – это не про нашего героя! Лепрекон сохраняет разум чистым, а печень здоровой.
Как и другие мифические существа ирландского фольклора, связывается с Племенами богини Дану. Лепреконы имеют вид не маленьких (выше детей) людей преклонного возраста. Размеры лепреконов, описываемые в преданиях, с приходом христианства уменьшились, как и сама их важность. Как непременный атрибут лепреконов нередко упоминается горшочек с золотом, который они всегда носят с собой и их постоянная сонливость.
Одно из самых ранних упоминаний лепреконов — «Путешествие Фергуса, сына Лети». Фергус засыпает на пляже у моря и просыпается оттого, что его тащат три леприкона. Он хватает их, и они за свободу исполняют три его желания.
Золото лепрекона
Поговаривают, что хитрец хранит свои сбережения в виде золотых монет на самом конце радуги. Основу богатства заложили викинги, грабившие Ирландию еще в IX веке. В наши дни, фейри приходится самим добывать золото: ночью, или пока никого нет дома, они пробираются в жилище человека и отщипывают малюсенькие кусочки от золотых украшений и монет. Если человеку повезло поймать Лепрекона, то можно выпытать из него всю информацию о местонахождении горшочка с вожделенным металлом. Главное не спускать с него глаз: стоит отвернуться на мгновенье, а фейри уже и след простыл.
Правда, забрав этот горшок, нельзя быть спокойным – Лепрекон будет следовать за вами по пятам. Он сделает все возможное, чтобы вернуть свое добро. Правда, встречаются Лепреконы и победней, горшочков у них не припасено. Поймаете такого – исполнит три желания. Вот и думай, что лучше: три желания или горшок с золотом, который у тебя все равно стащат…
Внешний вид лепрекона
Принято изображать лепрекона в виде маленького человечка, не выше годовалого малыша, с рыжей бородой и с курительной трубкой. Одет он в зеленые штанишки и жилет с огромными пуговицами, голубые чулки и башмаки с непропорционально большими пряжками. Лицо старика, с глубокими морщинами и красным носом.
Естественно, как и у абсолютного большинства сказочных существ, в каждой области Ирландии был свой Лепрекон, не менялись только общие черты. На западе страны это спокойный флегматичный фейри, носящий красную куртку, в тоже время в Ольстере – озорной гном в зеленой треуголке, любящий разыгрывать людей.
Лишь в XX веке появилось, так полюбившиеся людям всей Земли, “Символ Ирландии”: хитро улыбающийся рыжеволосый коротышка, одетый в зеленый костюм, белые гольфы и черные башмаки. Изящная трубочка и клевер-четырехлистник прилагаются. Правда некоторым ирландцам такой Лепрекон не по душе, ведь современный облик гнома частью позаимствован из европейского фольклора, частью придуман в XX веке маркетологами дабы четко оформить символ Ирландской республики, появившейся в 49 году.
Источник
Лепреконы: что мы знаем о зеленых человечках?
Они могут одарить немыслимыми богатствами, которые на следующий день превратятся в пепел, а могут дать только одну монету, что сделает своего владельца богачом. В чём секрет лепреконов, которые и поныне остаются одним из символов Ирландии?
Уменьшенные от времени
Лепреконы довольно часто появляются в ирландском фольклоре, причём о них говорится как о мастерах исполнять желания. Впрочем, это только одно из умений этих созданий.
Почему же лепреконы? Исследователи полагают, что основа названия мифических героев может быть заложена в ирландском словосочетании, что переводится как «левый башмак». Почему именно так? Да просто на многих изображениях лепреконы напоминают старичков в зелёных камзолах, что чинят обувь. Вот такие «сапожники» — мастера на все руки.
Как рассказывают старинные легенды, лепреконы пришли в Ирландию во время появления «Племён богини Дану». Если соотнести эти данные, то выходит, что народ верил в лепреконов ещё на заре появления кельтских племён.
Историк Уильям Йейтс высказал одно интересное предположение: со временем лепреконы могли уменьшиться в размерах. Каким образом? Учёный отмечает, что ранее, в дохристианские времена, божества и духи Ирландии представляли собой людей вполне обычного роста, а вот с приходом новой религии народ решил уменьшить этих созданий (так сказать, визуально показать значимость их по сравнению с христианством). В более поздних мифах о лепреконах говорится, что они ростом не больше ребёнка, а их максимальный рост – 2 фута (около 60 см).
Вредная привычка и страсть к золоту
Ещё одна отличительная черта лепреконов – красный нос. Да, они живут в Ирландии, где нет круглогодичных морозов, а причина этого весьма прозаична – увлечение ирландским виски или потином (алкоголь домашнего приготовления). «Мастерство не пропьёшь», — это точно подходит лепреконам, потому что, независимо от степени опьянения, башмаки они чинят превосходно. Кто же отдаёт им свою обувь. Ирландские предания рассказывают, что клиентами мифических сапожников становятся другие герои преданий, например, феи, эльфы и прочие.
Но ремонт обуви не так увлекает лепреконов, как их главное занятие, можно сказать, призвание. Они являются искателями и хранителями сокровищ. Рассказывают, что толчком к этому было противостояние лепреконов с викингами. Люди грабили древние захоронения, унося всё ценное с собой, а что же оставалось лепреконам? Они тоже начали путешествовать по домам людей, понемногу отщипывая от каждой золотой монетки – и человек не обворован, и у лепрекона понемногу собирались золотые запасы.
Сокровища и тайны
У ирландцев есть поверье, что лепрекон, собрав целый горшок золота, закапывает его в надёжном месте. Найти его и просто, и сложно. Простота состоит в том, что на место хранения указывает один из концов радуги. А вот сложность в том, что за радугой не угонишься, а путь к сокровищам знает только сам хозяин (который, впрочем, может и сам привести путника к кладу – тут уж многое от человека зависит).
Лепреконы носят зелёную одежду, что делает их практически невидимыми в траве. Узнать их можно только по вонючему запаху табака, что доносится из трубки (они всюду носят её с собой). Однако ирландцы верят, что можно и поймать этого лесного сапожника. Вот тогда действительно можно считать, что поймана сама удача. За свободу лепрекон исполнит три любых желания или же откроет тайну местонахождения своих сокровищ (такая история рассказывается в старинном рассказе «Путешествии Фергуса, сына Лети»).
Для особенно жадных людей у лепрекона есть два кошелёчка. Один из них хранит скромный серебряный шиллинг, который заколдован, а потому всегда возвращается к своему владельцу. Но кто же возьмёт серебро, если в другом кошельке лежит сверкающая золотая монетка? Вот на её блеск и покупаются жадные простаки. Когда же лепрекон исчезает, монета в руках человека обращается в сухой листок или кусочек коры.
Кому – добрый, кому — злой
Несмотря на свой маленький рост и внешнюю безобидность, лепреконы могут быть очень мстительными. Такое происходит, если этому созданию не оставили у порога дома специальное угощения – блюдечко с молоком. Растения и животные считаются друзьями лепреконов, а потому они не смогут остаться в стороне, если узнают об убийстве малиновки или сломанном терновнике. И конечно, лепреконы буквально ненавидят воров, а потому расхитители сокровищниц этих созданий вряд ли могут рассчитывать на их милость.
Однако лепреконы – совсем не злые создания. Часто в фольклоре Ирландии проскальзывают истории о прекрасных подарках, что человек получил от лепрекона. Маленькие человечки очень любят музыку и бережное отношение к природе. Если человек чист душой, прекрасно играет на волынке и любит «братьев своих меньших» — то благосклонность лепрекона ему обеспечена. Выражена она может быть по-разному: и жизненными успехами, и внезапной ценной находкой.
Лепреконы в современности
Не только в древности, но и сегодня люди помнят о лепреконах. Конечно, в наше время многие предания кажутся только сказками, однако эти волшебные человечки по-прежнему встречают на страницах книг и в современных фильмах. Известный актёр Шон Коннери считает, что именно лепреконы принесли ему успех в Голливуде. Его первой работой стал фильм «Дарби О‘Гилл и маленький народец», где речь идёт как раз о мифических созданиях, живущих в Ирландии.
Кстати, именно лепрекон становится символом сборной этой страны в книгах о Гарри Потере, написанными Джоан Роулинг. Это неудивительно – лепреконская шапка уже давно считается главным талисманом Дня Святого Патрика, главного ирландского праздника.
Вот такие интересные и неординарные создания – лепреконы. Истории о них подчёркивают, что главное сокровище – доброта и забота о том, что вокруг. Лепреконы учат людей ценить духовные, а не материальные сокровища. Ведь золото, в отличие от доброго сердца, может оказаться просто фальшивкой.
Источник