- Экспедиция ледяной глыбы или «величайший рекламный трюк в мире», 1959 год
- Маршрут экспедиции
- Самая абсурдная рекламная кампания: доставка льда из Норвегии в Африку
- Конкурс, который оказался ошибкой
- Подготовка
- Фееричная поездка до экватора
- Ледяная глыбовая экспедиция 1959 г. — Ice block expedition of 1959
- СОДЕРЖАНИЕ
- Предпосылки и подготовка
- Через Европу
- Переход через Сахару
- Прибытие и последствия
Экспедиция ледяной глыбы или «величайший рекламный трюк в мире», 1959 год
Какой подвох кроется в истории непримечательного куска льда, который смог преодолеть расстояние свыше 8000 тысяч километров на автомобиле без искусственного охлаждения и не растаять при этом? Далёкой осенью 1959 года ледяная глыба весом 3 тонны взяла начало своего путешествия в городе Му-и-Рана, расположенном в Норвегии за Полярным кругом, и окончила свой путь на экваторе в Африке. Длительная экспедиция, которая заняла четыре недели, включала в себя проезд и через обширную территорию Сахары в жару 50 градусов.
Идея экспедиции принадлежала радиостанции Radio Luxembourg, которая бросила вызов любому, кто смог бы перевезти три тонны льда от Полярного круга до экватора. Самая интересная часть задания заключалась в том, что в поездке запрещалась рефрижерация или, проще говоря, искусственное охлаждение. Уверенные, что никто не сможет справиться с таким безумным заданием, радиостанция объявила о вознаграждении в размере 100 000 франков за каждый оставшийся килограмм в пункте назначения. На то время эта сумма была эквивалентна 200 долларам или примерно 1400 долларам США в переводе на современную валюту. Хорошие деньги.
И здесь объявляется Биргер Натвик (Birger Natvik) — директор норвежской компании по производству изоляционных материалов Glassvatt (сегодня Glava AS). Он увидел объявление и предложил компании принять вызов. Биргер предположил, что если они обернут лёд стекловатой, то это позволит минимизировать таяние льда и компания сможет заработать несколько миллионов франков. Вдобавок поездка стала бы рекламной кампанией Glassvatt, которая показала бы, насколько хорош их продукт.
В Glassvatt заявили, что они принимают вызов, и по стране прокатился фурор. Люди обсуждали, сколько льда будет потеряно в этом путешествии, а СМИ размышляли о том, сколько компании придётся вложить денег в длительную поездку, и сколько она сможет заработать. Когда Radio Luxembourg осознали свою наивность и потенциальную потерю, они отказались от предложения. Но к этому моменту запланированной экспедиции было уделено столько внимания, что стороне пришлось согласиться. Другие компании так же захотели принять участие в путешествии. Shell спонсировала топливо, а Scania предоставила грузовик. В общей сложности экспедицию финансировали спонсоры из восьми стран.
Итак, лёд был доставлен с ледника Свартисен в Норвегии, где его чуть растопили, чтобы слить все куски в один большой блок. Блок был помещен в железный контейнер, в котором была проложена древесина и стекловата. Контейнер двинулся в путь на грузовике в сопровождении фургона и автомобиля с оборудованием и съёмочной группой.
Маршрут экспедиции
Пересекая Европу, путешественникам устраивали церемонии везде, где они останавливалась. В Осло в грузовик было загружено 300 кг лекарств для доставки в больницу города Ламбарене, который находился недалеко от конечного пункта назначения — Либревиль, столица Габона. В Париже экспедиция сопровождалась полицией, и членам команды было предложено поужинать с мэром. В Марселе грузовик был поднят на борт грузового корабля. Так экспедиция пересекла Средиземное море. Когда транспорт высадился в Алжире, контейнер был вскрыт для проверки. Несмотря на необычайно жаркую европейскую погоду в тот сезон, команда потеряла всего четыре литра воды.
Первый этап экспедиции прошёл легко. Но впереди предвиделись трудности — пески Сахары. Что ещё хуже, Алжир в тот момент находился в разгаре кровопролитной войны за независимость против французских колонистов. Путь был сопряжён с огромными рисками. В пустыне не было никаких дорог, и сильно загруженный грузовик несколько раз застревал в песке. Каждый раз экипажу приходилось выходить на жаркое солнце и часами выкапывать песок из-под колёс. Их запас питьевой воды был ограничен, а температура в пустыне часто поднималась до 50 градусов.
Наконец, после 27 дней путешествия экспедиция достигла конечного пункта назначения в Либревиле. Глыба льда была взвешена — за всю поездку она потеряла всего 336 кг в весе или 11 процентов от общего веса ледяного блока. Истощенные тяжёлым путешествием, мужчины стремились вернуться домой. Поэтому, когда президент Франции Шарль де Голль сообщил, что он лично встретит команду под Триумфальной аркой, если они отвезут грузовик в Париж, недоверчивая команда отказалась и вместо этого улетела домой.
Сам лёд был рассечён и разделён между африканскими местными жителями — людьми, которые никогда раньше не видели льда. Часть льда была доставлена домой и использовалась в напитках в Осло. А экспедиция по версии норвежских СМИ была названа «величайшим рекламным трюком в мире». Ведь команда не только достигла сложной цели, но и смогла получить широкое освещение компании Glassvatt и её продукта в мировой прессе.
Источник
Самая абсурдная рекламная кампания: доставка льда из Норвегии в Африку
В 1959 году трехтонную глыбу льда провезли от самого севера планеты до экватора в Африке. Это была самая глобальная, но в то же время и самая абсурдная рекламная компания. Почти целый месяц льдина провела в пути, пробороздив более восьми тысяч километров по жарким странам, и осталась практически невредимой.
Конкурс, который оказался ошибкой
А все началось осенью 1958 года, когда «Радио Люксембург» объявило о конкурсе: тому, кто привезет три тонны льда к экватору без всяких охлаждающих приспособлений обещали подарить целое состояние. Уверенные, что никто не сможет справиться с таким испытанием, они объявили баснословную награду: 100 тысяч франков за каждый сохранившийся килограмм. По сегодняшним меркам эта сумма равна примерно 17 тысячам долларов.
На самом деле «Радио Люксембург» не рассчитывало, что конкурс примут всерьез. Но тут же появились те, кто решил пойти на риск. Хозяин норвежской фирмы Glassvatt Биргер Натвик быстро смекнул, что сможет заработать целые миллионы, если доставка льда в Африку пройдет успешно. К тому же это прекрасная реклама, Glassvatt производили стекловату для утепления домов. Биргер был уверен, что его утеплитель способен сохранить лед от палящего солнца Сахары. Так что осталось доказать это всему миру и рассказать о своей продукции.
Подготовка ледяного блока
Представители «Радио Люксембург» очень быстро осознали свою ошибку и, увидев, что их слова восприняли всерьез, объявили, что конкурс отменяется. Однако подготовка к экспедиции шла полным ходом, и Натвик решил, что обратного пути уже нет. К тому же к акции подтянулись и другие компании, которые решили поучаствовать в путешествии и прорекламировать себя: так, автомобиль предоставил Scania, а топливо — Shell.
Подготовка
Для экспедиции было решено взять лед с ледника Свартисен, который находится на севере Норвегии. Прямо в центр городка Му-и-Рана были доставлены двухсоткилограммовые ледяные глыбы, отрезанные бензопилой от ледника.
Их растопили, чтобы превратить в единый кусок весом 3 050 килограммов. Эту огромную льдину должен был перевезти грузовой автомобиль, который отлично подготовили к экспедиции: вместо кузова у него был железный контейнер, который проложили деревом и утеплили стекловатой. В экспедицию отправилась и съемочная группа, сопровождавшая грузовик на легковом автомобиле.
Фееричная поездка до экватора
Стартовала экспедиция 22 февраля 1959 года. В каждом европейском городе грузовик встречали с огромными почестями. Пунктом назначения была обозначена столица Габона Либревиль. В Осло к льдине добавилось 300 килограммов медикаментов, которые отправились в одну из больниц Габона. И на пути экспедиции было несколько шведских городов, а также Копенгаген, Гамбург, Кельн, Гаага, Брюссель, Париж. В последнем льдину даже встретили сотрудники полиции, которые сопроводили экспедицию по столичным улицам, а на ужин всех участников пригласил сам мэр. Следующим пунктом был Марсель, откуда группа села на грузовое судно и отправилась в плавание через Средиземное море.
Мужчины откапывают автомобиль в Сахаре
Однако на Черном континенте все было не так гладко. Высадилась экспедиция в Алжире, раздираемым войной за независимость. Так что путешествие становилось опасным. Поездка по Сахаре тоже была очень сложной: грузовик шел через пустыню, где совершенно не было дорог, и постоянно застревал в песках. Участникам экспедиции приходилось его откапывать по несколько часов на 50-градусной жаре.
Грузовик доехал от Полярного круга до Либревиля за 27 дней, преодолев 8 500 километров, и странная миссия была выполнена с невероятным успехом: льдину взвесили и обнаружили, что она потеряла лишь 11% от своего изначального веса. В столицу Габона прибыло 2 714 килограммов льда. Все участники экспедиции были истощены и устали настолько, что когда сам президент Франции Шарль де Голль предложил встретить их лично перед Триумфальной аркой, предпочли вернуться домой.
Но рекламная кампания удалась: о ней писали все мировые СМИ, получил мировую известность и производитель стекловаты Glassvatt. Что же касается льда, то его разрезали на куски и раздали местным жителям, которые никогда не видели снега. Но часть его все-таки вернули в Норвегию: на отчетной конференции подавали напитки с этим льдом.
Источник
Ледяная глыбовая экспедиция 1959 г. — Ice block expedition of 1959
Блок льда экспедиция 1959 ( Норвежский : isblokkekspedisjonen ) была рекламный трюк осуществляется норвежской изоляция материала производитель Glassvatt . Отвечая на вызов радиостанции Radio Luxembourg , Глассватт решил оборудовать грузовик, чтобы доставить трехтонную глыбу льда из Му-и-Раны за Полярным кругом в Либревиль на экваторе . Не было применено никакого охлаждения , и экспедиция была предназначена для демонстрации эффективности используемой изоляционной стекловаты . Грузовик также доставил 300 кг лекарств в больницу Альберта Швейцера в Ламбарене .
Затем за экспедицией следила пресс-служба со всего мира, и толпы зрителей собрались в разных европейских городах по пути следования. Переход через Сахару , где грузовик неоднократно застревал в песке, оказался одновременно опасной и трудоемкой задачей. Однако, как только грузовик проехал через пустыню и достиг конечного пункта назначения, выяснилось, что ледяной блок потерял лишь около 11% от своего первоначального веса. Когда экспедиция достигла своей цели, она привлекла к компании большое внимание средств массовой информации. Это назвали «величайшим рекламным ходом в мире». К 50-летию этого события в 2009 году компания разместила в Интернете оригинальный документальный фильм об экспедиции. Также было опубликовано новое интервью с руководителем экспедиции Сивертом Клеваном, которому на момент интервью было 84 года.
СОДЕРЖАНИЕ
Предпосылки и подготовка
Осенью 1958 года Радио Люксембурга поставило задачу перевезти три тонны льда от Северного полярного круга до экватора . Радиостанция будет награждать 100 000 франков за каждый килограмм (в то время 202,55 доллара США за килограмм; 1 487,19 доллара США или 1120,19 евро за кг в валюте 2009 года), который оставался в пункте назначения; единственное условие заключалось в том, что нельзя использовать какие-либо формы охлаждения . Управляющий директор норвежской компании по производству изоляционных материалов Glassvatt Биргер Натвик (сегодня Glava AS ) увидел объявление и предложил компании принять вызов. Он подсчитал, что, изолировав лед стекловолокном ( по- норвежски « glassvatt » ) из стекловолокна , водитель мог бы заработать несколько миллионов франков. Как только Radio Luxembourg осознало потенциальные убытки, они отозвали предложение. Однако к этому моменту запланированная экспедиция привлекла столько внимания, что Глассватт все равно решил довести ее до конца. Среди других спонсоров были Shell , которая предоставила топливо, и Scania , которая предоставила грузовик. В общей сложности экспедицию профинансировали спонсоры из восьми стран, в том числе французская материнская компания Glassvatt, корпорация Saint-Gobain . Французские спонсоры хотели использовать французский грузовик, но норвежцы настояли на скандинавском грузовике. Последняя позиция выиграла, и для этой задачи был выбран Scania-Vabis . Позже руководитель экспедиции признал, что французский грузовик, вероятно, больше подошел бы для езды по пустыне. 22 февраля 1959 года в 9:15 экспедиция покинула Му-и-Рана.
Ответственность за экспедицию возложила на Сиверта Клевана, инженера с хорошим чутьем на связи с общественностью. Лед должен был быть добыт на леднике Свартисен , и был приглашен гляциолог, чтобы дать совет. Вскоре выяснилось, что весь трехтонный блок нельзя вывести за один раз. Вместо этого 200-килограммовые блоки были вырезаны бензопилой, увезены на санях и доставлены вертолетом в центр города. Там они были растоплены вместе, чтобы получилась глыба льда весом 3050 кг. Блок помещался в специально сконструированный железный контейнер, утепленный деревом и стекловатой. Контейнер был установлен на грузовике, который должен был довезти его до экватора, в сопровождении фургона с оборудованием и седана с съемочной группой.
Через Европу
Первой остановкой экспедиции был Осло . Там он был встречен большой церемонией в Студентерлундене перед университетом . В грузовик было загружено 300 кг медикаментов на сумму 50 000 норвежских крон . Эти лекарства должны были быть доставлены в гуманитарную больницу Альберта Швейцера в Ламбарене , недалеко от конечного пункта назначения Либревиль , столицы Габона . Из Осло экспедиция продолжилась в Хельсингборг в Швеции и Копенгагене в Дании, куда были привезены новые лекарства. В целях налаживания связей с общественностью экспедиция проехала через несколько европейских городов, включая Гамбург , Кельн , Гаагу и Брюссель, и повсюду была встречена церемонией и большим вниманием. В Бельгии возникла проблема из-за отсутствия таможенной декларации на лед, но она была решена, когда сотрудник таможни согласился сопровождать машины по стране. Позже Клеван получил личные извинения за неудобства, переданные министром иностранных дел Норвегии Халвардом Ланге от бельгийского коллеги и личного друга Ланге.
В Париже экспедицию сопровождает полиция по улицам, а членов экипажа пригласили отобедать с мэром. Из Парижа грузовик продолжил свой путь в Марсель . Там его подняли на борт сухогруза «Сиди Мабрук», который отправил груз в Алжир . В Алжире пришлось приобрести специальный кран, чтобы поднять грузовик общим весом шестнадцать тонн, включая лед, на берег. В этот момент контейнер был осушен, чтобы посмотреть, сколько льда растаяло. Несмотря на необычно жаркую для этого сезона европейскую погоду, было пролито всего четыре литра воды.
Переход через Сахару
В то время переход через Сахару считался особенно опасным из-за того, что партизаны прятались в горах. Лекарства, перевозимые в грузовике, были бы ценной добычей для этих групп, и в первой части пустыни экспедицию сопровождал Французский Иностранный легион . Инструкцию, которую получили мужчины, звучало так: «Никаких остановок, езжайте, спасайте жизнь, даже если у вас спустило колесо». Однако переход прошел без инцидентов с применением насилия, и стихия создала более серьезные проблемы. В пустыне не было дорог, а грузовик был сильно загружен и не особенно приспособлен к условиям. Несколько раз он застревал в песке пустыни; Экипажу пришлось положить под них стальные пластины для сцепления и часами выкапывать песок из-под колес. Это сильно сказалось на людях, у которых был ограниченный запас воды при температуре, приближающейся к 50 ° C. По пути команда проводила большую часть ночей в оазисах , но иногда также спала в спальных мешках на песке.
Однажды экспедиция встретила племя туарегов и поприветствовала их, предложив своим верблюдам воду из сосуда. Согласно комментарию к документальному фильму, верблюды никогда не пробовали ничего вкуснее норвежской ледниковой воды. Это было не совсем так; вода была загрязнена стекловатой и битумной бумагой , и пить ее было трудно. Экспедиция прибыла в горы Хоггар возле Тропика Рака после четырнадцати дней путешествия. Измерение в этот момент показало потерю 96 литров воды. После пересечения Сахары после 7 500 км (4660 миль) езды 177 литров растаяли. Ежедневно в пустыне тает в среднем 15 литров.
Прибытие и последствия
Примерно через три недели экспедиция прибыла в Ламбарене и встретилась с Альбертом Швейцером . Позже Клеван описал встречу со Швейцером как величайший момент всей экспедиции. Позже в больницу поступило 500 кг норвежского клиппфиска (сушеной и соленой трески), особенно любимого пациентами больницы. Лекарства были переданы, и контейнер был открыт. Несмотря на то, что на протяжении всей экспедиции за дренажем следили, все еще было большое волнение, связанное с получением результата воочию. Глыба льда оказалась почти целой.
Экспедиция прибыла в конечный пункт назначения Либревиль 21 марта, через 27 дней. Было установлено, что глыба льда весила 2714 кг; За это время он потерял всего 336 кг. Хотя было неясно, сколько времени займет экспедиция, Клевань первоначально оценил потери в 10%; конечный результат составил примерно 11%. Французский представитель компании встретил экипаж в Либревиле. Личный друг президента Шарля де Голля , он сделал предложение отвезти лед обратно в Париж. Если бы экипаж согласился, сам президент принял бы экипаж под Триумфальной аркой . Однако в тот момент мужчины были слишком измотаны, чтобы обдумывать такое предложение. Вместо этого были приняты меры, чтобы машины возвращались грузовым транспортом, а команда летела домой. Лед разрезали и разделили между жителями Либревиля , для которых это было редкостью. Клеван, всегда знающий о возможностях продвижения по службе, принес домой часть льда. Этот лед впоследствии использовался в напитках, которые подавали журналистам на премьере документального фильма об экспедиции домой в Осло.
Экспедиция имела огромный успех как в достижении поставленной цели, так и в обеспечении освещения в прессе компании и ее продукции во всем мире. Сообщалось о предприятии даже в Индии. В 1979 году Маркетинговая ассоциация Осло отметила экспедицию на ледяную глыбу специальным мероприятием под названием «Величайший рекламный трюк в мире». К 50-летию этого события в 2009 году компания Glava AS разместила в Интернете оригинал документального фильма об экспедиции. Они также выпустили недавно записанное интервью с Сивертом Клеваном, которому к тому времени было 84 года.
Источник