Путешествие гулливера урок внеклассного чтения

Д. Свифт «Путешествие Гулливера» Конспект урока по литературному чтению 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Конспект урока по литературному чтению . Знакомство с миром зарубежной литературы, творческое задание.

Скачать:

Вложение Размер
svift_puteshestvie_gullivera_konspekt_uroka_4_klass.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Д.Свифт «Путешествие Гулливера».

Цель: Ввести в круг чтения 4-классников произведения зарубежных писателей о путешествиях и приключениях.

Задачи: 1. Продолжать знакомить учащихся с зарубежными писателями и зарубежной

2. Дать первичное представление о произведении Д.Свифта «Путешествие Гулли

3. Обогащать словарный запас.

4. Развивать речь, творческие способности детей.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний (викторина) (Объявление темы, постановка целей)

3. Ознакомление с биографией Д.Свифта

4. Словарная работа

5. Работа над содержанием отрывка

7. Творческая работа (Работа в группах)

8. Итог урока. Рефлексия

1.-Поздоровайтесь с гостями.

-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (интересным, познавательным, успешным).

-Что для этого вы можете сделать? (Дружно работать, внимательно слушать учителя и товарищей, не бояться трудностей).

-Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

-Путешествие в увлекательную страну литературы мы начнем с викторины.

Вам нужно узнать название и автора произведения.

Вам нужно будет угадать название и автора.

1. Музыка, потом слайд

Из какого произведения прозвучала музыка? (Бр.Гримм «Бременские музыканты»)

2. Главная героиня следующего произведения почувствовала этот предмет через 20 тюфяков и 20 перин из гагачьего пуха. (Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»)

3. Иллюстрация к какой сказке перед вами? (Андерсен, «Гадкий утенок»)

4. «Братья могут честно заработать себе на хлеб, — говорил младший. –А что станется со мной после того, как я съем своего кота и сделаю из его шкурки муфту?» (Ш.Перро «Кот в сапогах»)

5. Сходи-ка ты к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она? (Ш.Перро «Красная шапочка»)

6. Узнайте сказку по предметам :

Вечером, окончив работу она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой (Ш.Перро «Золушка»)

7.-Пип! Пип! – пропищал птенец и вывалился из скорлупы.

«Ужасный урод! – сказала утка. –И совсем не похож на других! Уж не индюк ли это в самом деле?» (Андерсен «Гадкий утенок»)

-К какому жанру можно отнести все эти произведения? (СКАЗКА)

-Подумайте, что объединяет все названные сказки?

-Обратите внимание на фамилии авторов – сказочников (зарубежные писатели)

-Совершенно верно, все эти сказки принадлежат перу зарубежных писателей, а раздел, который мы начинаем изучать, называется «Зарубежная литература».

-Как вы понимаете слово «ЗАРУБЕЖНАЯ» (иностранная, писатели из других стран)

Перед вами выставка книг зарубежных писателей. Многие из них вам уже знакомы, с другими тоже непременно познакомитесь.

-Открывает раздел отрывок из произведения английского писателя Д.Свифта «Приключения Гулливера».

-Перед вами план урока.

-Какие цели поставите перед собой?

(Познакомиться с биографией автора, произведением зарубежной литературы, развивать творческие способности, продолжать учиться работать в группах)

Давайте послушаем рассказ о жизни и творчестве Д.Свифта (рассказывают дети)

Знаменитый английский писатель, поэт Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в Ирландском городе Дублин в семье бедного священника.

Отец умер за несколько месяцев до рождения сына. Мать оставила ребенка на воспитание дяде. Жизнь в чужом доме заставила мальчика с детства испытывать унижения и нужду.

Юный Джонатан рос остроумным и независимым, но не отличался прилежанием в учебе.

После школы Свифт поступил в Тринити – колледж Дублинского университета. Окончив его, служил секретарем у состоятельного отставного дипломата, затем священником, и, наконец, настоятелем Дублинского собора Святого Патрика.

Главным литературным трудом Джонатана Свифта стал роман «Приключения Гулливера», который вышел в 1726 году и принес писателю мировую известность.

В России «Путешествия Гулливера» впервые напечатали в 1772-1773 годах.

Джонатан Свифт ушел из жизни в 1745 году, в возрасте 77( семидесяти семи) лет, завещав похоронить себя в Дублинском соборе.

4.-Вы читали отрывок из «Путешествий Гулливера» дома. Понравилось ли вам произведение?

-Все ли слова были понятны (отвечают ДА и НЕТ).

-Вы должны будете объяснить значение слов (как вы понимаете их?)

Колышки — заостренные палочки.

Колчан — футляр для стрел.

Заметались – беспокойно задвигались из стороны в сторону.

Врассыпную – разбежались в разные стороны.

Копье – старинное оружие колющее.

Помост – возвышение, площадка из досок.

Свиток – свернутая трубочкой рукопись на полосе бумаги.

Мальчик-паж – молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе.

5.-Как зовут главного героя?

-В какую страну попал Гулливер?

-Была ли ему знакома эта страна?

-Почему вы так думаете?

-Как бы вы назвали маленьких человечков?

-А вы знаете, кто придумал им такое название?

Лилипут – человек очень маленького роста. Это слово вошло в наш язык именно благодаря Дж.Свифту.

-Как автору удается показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном?(Слова из текста размер, еда.)

-Прочитайте 3 абзац. На какую деталь обращает внимание автор, повторяя несколько раз один и те же слова? (Веревочки, все тело опутано веревочками, он привязан).

-Зачем он это делает? (Чтобы показать что он огромен, но привязан крепко, т.к. они опасались его).

-Какие еще детали позволяют судить о том, что лилипуты опасались Гулливера?

-Были у них причины опасаться или они были трусами?

-Как герой относился к лилипутам? Какие его поступки об этом свидетельствуют?

-К какому экрану можно отнести это литературное произведение? (Сказка)

-Конечно, поначалу это произведение напоминает забавную сказку. Сокращенные варианты 1 и 2 частей с удовольствием читают дети, хотя изначально этот роман-путешествие был написан для взрослых.

Вам знаком жанр — роман. Вы с ним познакомитесь.

Роман- жанр литературы, который вы будете изучать в средней школе. Забегая вперед, скажу, что роман-путешествие – это произведение, в котором может быть несколько действующих лиц, их судьбы переплетаются; действие происходит на фоне путешествия героя. Мы прочитали всего лишь отрывок одну из 21 главы 1 части, а если хотите узнать продолжение истории про Гулливера, можете прочитать про его другие путешествия. (слайды)

Лемюэль Гулливер – судовой доктор, а потом и капитан нескольких кораблей, каждый раз отправлялся в путешествие из обычного портового города, а оказывался в необыкновенной стране.

-Ребята, а вы хотели бы на время стать Гулливером?

-А представить себя на месте писателя? У вас будет такая возможность, после отдыха.

7.Вслед за Гулливером отправляемся по морю творчества.

Перенесемся в выдуманную страну, в которой вы не такой как все.

Представьте себя на месте героя. Опишите свои приключения, свои чувства, ощущения, эмоции, а потом расскажите своим товарищам. Как чувствует себя великан в стране лилипутов вы уже узнали.

1группа — вы лилипут в стране Великанов.

2группа — вам предстоит подумать и обосновать свой ответ: кем лучше быть – великаном в стране лилипутов или лилипутом в стране великанов.

3группа и 4 группа- вы попадаете в страну, в которой жители такого же роста как вы, но выглядят вот так (для каждой группы своя картинка).

Вы можете при подготовке использовать наводящие вопросы, но у вас должен получиться связный рассказ.

Подготовка и выступление детей

-Наверное, нет такого человека, который с детства не мечтал бы о далеких странах и городах, не хотел бы увидеть, как живут другие народы. Став взрослыми, многие люди осуществляют свою мечту — путешествуют по свету. Но путешествовать можно не только куда — то уезжая. Путешествовать человеку помогают книги.

-Снова обратимся к выставке книг.

-Как вы думаете о чём остальные книги, представленные здесь?(о путешествиях)

-Это книги, с героями которых мы можем путешествовать.

Путешествовать мы можем с героями книг, следующих известных зарубежных писателей

С.Лагерлеф – шведская писательница

-Какой раздел начали изучать?

-С каким писателем познакомились?

-Что получилось более удачным?

-Что оказалось трудным?

-Кого можем отметить и за что (старшие в группах)?

-Оцените свою работу на уроке.

-Что можете пожелать грустному человеку? (Не огорчаться, быть активным, читать фантазировать.)

Источник

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «Д.Свифт Путешествие Гулливера»

Конспект урока по литературному чтению.

КГУ «Рулихинская» осш. Учитель начальных классов: Бойченко Е.А.

Тема: Джонатан Свифт «Приключение Гулливера»

Тип урока: обобщение и закрепление.

Оформление: презентация, выставка книг.

Оборудование: интерактивная доска.

Дидактические материалы : презентация учителя для объяснения материала,

карта историй, карта оценивания работы группы, фрагменты текстов, описание предметов, модель характеристика, карта истории, ладошка для рефлексии.

Цель: обобщить и закрепить содержание произведения, проверить степень усвоения учащимися содержания повести.

Задачи: ввести в круг чтения четвероклассников произведения о путешествиях, приключениях, фантастике;

продолжить формировать умение работать в группах;

прививать учащимся любовь к фантастическим произведениям;

учить доброте, отзывчивости, любознательности.

определять верность высказываний;

формулировать цель урока;

составлять вопросы по фрагменту текста и отвечать на заданные;

определять предметы по описанию;

составлять модель характеристику героя, составлять карту истории;

работать с книгами приключенческой литературы;

работать в команде.

1 .Создание положительного эмоционального настроя.

Приветствие упражнение «ладошки»

2. Повторение правила работы в группе.

Как вы думаете, почему названия ваших групп — Подзорная труба, Компас, Карта ?

Кому необходимы эти предметы?

Какой раздел литературы мы изучаем? (Путешествие, приключения, фантастика)

Назовите писателей-классиков этого жанра (Дж. Свифт, Д. Дефо, Жюль Верн, А.Н. Рыбаков и др.)

С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке?(“Гулливер в стране лилипутов”)

Кто главный герой этой повести? (Гулливер)

Кто автор произведения? (Джонатан Свифт.)

3 . Проверка домашнего задания

Какое домашнее задание вам было задано? (прочитать биографию автора, «Гулливер в стране лилипутов)

Мозговой — штурм (Слайд 1)

Д.Свифт немецкий писатель, родился в Дублине, 30 ноября в 1667 году. (английский)

Отец умер до рождения Д. Свифта и мать отдала его на воспитание дяде Годвину Свифту . +

Учился в дублинском Тринитиколледже. +

Его друг детства Уильям Когарив – стал высоким чиновником. ( писателем, драматургом)

В 1689 году получил место литературного секретаря у английского дипломата и писателя сера Уильяма Темпла +

Под влияние Темпла он начал писать, сначала короткие эссе . +

В 1695 году принял духовный сан английской церкви. +

Среди ранних произведений Д.Свифта – «Путешествие Гулливера» («Битва книжек», «Сказка о бочке»)

Самые известные произведения Д.Свифта «Битва книжек», «Сказка о бочке» («Путешествие Гулливера»)

Использование народных сказок о карликах и великанах, книги о путешествиях помогли написать «Путешествие Гулливера» +

Большая часть сюжетных событий в «Путешествии Гулливера» имеет отношение к историческим фактам, которые Свифт сам когда – то пережил во время политических потрясений. +

(Слайд 2) Ответы: (-,+, + , — ,+ ,+, + ,-, -,+,+) Взаимопроверка групп.

2. Постановка цели урока . (Слайд 3,)

Сегодня мы завершаем изучать произведение Джонатана Свифта “ Гулливер в стране Лилипутов”.

Как вы думаете, какова цель нашего урока? (обобщить и закрепить содержание повести, полюбить фантастические произведения, учиться быть добрыми, отзывчивыми и любознательными.)

Сегодня мы отправляемся в заочное путешествие по морю Творчества, вслед за Гулливером. Трёхмачтовый корабль «Бригантина» готов к отплытию.

Наш девиз: «Пусть не будет скуки на борту у Бригантины». Полный вперёд! (Слайд 4)

3. Работа над темой урока .

1. Работа с текстом Остров Вопросов. (Слайд 5)

-Русская народная пословица гласит: «Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать». Как вы её понимаете? (Ответы детей). Книги надо читать внимательно, вдумчиво. Посмотрим, кто же более внимательно читал книгу «Путешествие Гулливера».

Задание: Каждая группа получает фрагмент текста, и составляет по нему вопросы для других групп. Затем команды задают их друг другу. Самопроверка в группе . ( Слайд 6)

2. Определение предмета по описанию.

Остров Чудесных находок. (Слайд 7)

У берега какой-то предмет. О, да это же бутылка. Что же в ней такое, как вы думаете?

-А это опись предметов, которые нашли лилипуты у Гулливера при обыске. Кусочки этой описи и оказались в бутылке, смотрите, и надписи сделаны вкось. (Дети читают листки, угадывают, о каких предметах идет речь).

В левом кармане жилета мы видели вещь, похожую на решетку дворцового сада .(Расческа.)

Мы обнаружили у Человека-Горы большой круглый ящик. С одной стороны ящик был серебряный, а с другой- ледяной, но… этот лёд не тает. Сквозь лёд можно разглядеть 12 больших черных знаков и 2 копья. Внутри ящика сидит какое-то животное, которое всё время стучит не то зубами, не то хвостом .(Часы)

В правом кармане камзола Человека-Горы мы нашли большой кусок грубого холста, который по своей величине мог бы служить ковром для парадной залы дворца Бельфаборок. (Носовой платок.)

В правом кармане штанов найдена неизвестная нам машина из железа и дерева. (Пистолет).

В правом верхнем кармане жилета оказалась целая кипа прямоугольных, совершенно одинаковых листов, сделанных из какого – то неизвестного нам белого материала. На листах ряды черных таинственных знаков . (Книга)

В левом верхнем кармане жилета мы нашли сеть, не менее рыболовной, в ней лежит несколько тяжелых предметов из красного, желтого и белого металла. Они разной величины, но одинаковой формы – круглые и плоские . (монеты)

Допишите название предметов, которые Гулливер скрыл в потайном кармане.

(подзорная труба, компас, очки.)

Самопроверка в группе (Слайд 8)

4 . Характеристика героев повести.

Остров Встреч. (Слайд 9)

На этом острове нас ждет встреча с героями произведения.

1. Составление и презентация модели характеристики героя. «Солнышко героя»

2.Каждая группа получает задание, изобразить какого – нибудь героя из повести, он должен сесть на стул напротив класса, остальные ребята из других групп должны задать ему вопросы. Стратегия «Горячий стул»

1 группа – изображает Гулливера;

2 группа – изображает Императора Лилипутии;

3 группа – изображает жителя лилипутии.

Самопроверка в группе (Слайд 10)

Остров Сокровищ. (Слайд 11)

-Мы прибыли на остров Сокровищ. О каких сокровищах мы будем говорить? Да, это книги. А почему книги называют сокровищем? Человек, который читает вдумчиво, много, духовно богат, а это самое главное богатство. А кто является главной хранительницей сокровищ у нас в школе? (Библиотекарь).

Наталь Яковлевна — наш библиотекарь — подготовила нам небольшую выставку книг о путешественниках. Некоторые из них вы уже прочитали, а ещё больше предстоит прочитать.

4.Подведение итога. Обобщить и закрепить содержание произведения, проверить степень усвоения учащимися содержания повести.

— Итак, ребята наше плавание подходит к концу. Мы совершили заочное путешествие по морю Творчества вслед за Гулливером. Как вы знаете, все путешественники во время странствий используют карту. Я предлагаю вам составить карту произведения, по страницам которого мы путешествовали.

1. НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2. ГЕРОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

У вас на столах лежат ладошки и карандаши.

Если вы отвечаете на мой вопрос «да», закрашиваете, определенный палец синим цветом, если ответ «нет» оставляете определенный палец не закрашенным.

1.Мизинец – Я знаю биографию автора.

2.Безымянный палец — Я составляю вопросы по содержанию текста и могу ответить на заданные мне вопросы.

3. Средний палец — Я могу охарактеризовать героя произведения.

4.Указательный палец – Я определяю предметы по их описанию.

5.Большой палец – Я составляю карту истории произведения.

Посмотрите на свои результаты, много ли не закрашенных пальцев, какие задания вызвали трудности?

Нарисуйте ваше настроение в центре ладошки и прикрепите их на месте волн нашего корабля.

6.Домашнее задание: нарисовать эпизод:

1 группа транспортировка Гулливера

2 группа путешествие Гулливера по городу.

3 группа как Гулливер притянул все вражеские корабли.

Источник

Читайте также:  Интересные места разных стран
Оцените статью