Путешествовал ли Иисус в Индию?
В 1887 году Николай Нотович[1], российский военный корреспондент, путешествовал по Индии. На севере Индии, рядом с тибетской границей, в одном из буддийских монастырей, он становится свидетелем рассказа буддийского монаха о великом духовном учителе по имени Исса (тибетская форма имени «Иисус»). Из разговора с этим монахом Нотович узнает, что в буддийском монастыре Химис находится рукопись, в которой рассказывается о жизни Иссы. Он отправляется туда и, беседуя с настоятелем монастыря, выясняет, что такая рукопись действительно существует. Ее оригинальный свиток якобы был написан на языке пали[2] и хранился в библиотеке Лхасы, столицы Тибета, а в монастыре хранится копия, переведенная на тибетский язык. Нотович, узнав об этом, уезжает из монастыря, но по дороге падает с лошади. С переломом ноги Нотовича снова отвозят в монастырь, где он упрашивает монахов познакомить его с текстом тибетской рукописи. Его просьбу удовлетворяют: один монах читает рукопись, другой тут же переводит с тибетского на русский, Нотович записывает перевод. Текст, по его словам, был хаотичен и перемешан с самыми разными вставками, не относящимися к интересовавшей его теме. Поэтому он берет на себя смелость откорректировать рукопись так, как счел необходимым. Так рождается книга Н. Нотовича «Жизнеописание Святого Иссы».
О чем повествует данная книга? О том, что Иисус в молодости путешествовал по Востоку, был в Индии и Тибете прежде, чем начал свое служение в Палестине. В тринадцатилетнем возрасте, как пишет Нотович, Иисус тайно покидает родительский дом, выходит из Иерусалима и вместе с купцами отправляется в Синд для изучения закона великих Будд. После краткого посещения джайнистской общины, молодой Иисус в течение шести лет учится у браминов в Джаггернауте, Раджагрихе, Бенаресе и других священных индийских городах. Там он изучает священные индийские писания (Веды), учится исцелять при помощи молитвы, знакомится с принципами толкования священных индийских писаний и овладевает искусством изгнания бесов. Овладев всем этим, Иисус пытается донести полученные знания до простого народа Индии. Это не нравится индийской элите, которая запрещает Ему это делать. Иисус отказывается подчиниться запрету, против Него составляется заговор с целью убийства. Иисус узнает о готовящемся заговоре и бежит из Джаггернаута. Далее он поселяется в Гаутамидесе, на родине Будды Шакьянуни, и изучает священные писания Сутр. Шесть лет спустя Иисус покидает Непал и Гималаи, спускается в долину Раджпутана и идет на Запад. Некоторое время проповедует в Персии зороастрийцам, после чего возвращается в Палестину.
Благодаря проповеди Иисуса, в израильском народе растет Его популярность, это тревожит Понтия Пилата. Пилат приказывает сфабриковать против Иисуса обвинение. Его арестовывают. Иудейские священники выступают на защиту Иисуса против Пилата, но ничего не могут сделать. Иисуса казнят, Его Дух растворяется в Божественности. Пилат отдает тело Иисуса родителям, которые хоронят Его около места казни. Три дня спустя Пилат приказывает своим солдатам тайно вырыть тело Иисуса и перезахоронить в неизвестном месте, а среди народа распространить слухи, что Его тело было взято ангелами на небо. Через три года после этих событий неизвестный автор пишет книгу «Жизнеописания Святого Иссы».
Книга Нотовича с самого начала своего появления вызвала интерес ученых. Их критика сводилась к следующему. Если древний документ, подобный тому, который описал Нотович, существует, то почему он не включен в буддийские каталоги «Кангьюр» и «Тангьюр», в которых указана вся буддийская литература? Далее, ряд ученых совершили экспедиции в монастырь Химис, в результате которых они пришли к интересным выводам: оказалось, что рукописи, о которой пишет Нотович, не существует, сам же Нотович никогда в этом монастыре не был. Настоятель монастыря после того, как ему прочитали книгу Нотовича, заявил, что вся приведенная в ней информация: «Ложь, ложь, ложь, ничего, кроме лжи!» [3].
Исследование текста книги Нотовича показало, что он заимствовал текст из Нового Завета, что само по себе не страшно, если бы не один факт: в то время, когда, по словам Нотовича, была написана рукопись «Жизнеописание Святого Иссы», Нового Завета еще не существовало.
Следующей книгой, повествующей о «жизни» Иисуса в Индии, является «Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея», написанное американцем, армейским капелланом Леви Доулингом[4]. Текст этой книги, по словам ее автора, взят из некоего «энергетического поля», которое оккультисты называют «Записями Акаши», опоясывающего, по их мнению, всю землю, в котором записывается все происходящее на земле. Естественно, читать эти «Записи Акаши» могут только некоторые, особо «духовные» люди. В этой книге говорится о том, что Иисус путешествовал в Индию, где провел несколько лет, учась с браминами и буддистами. Иисус заинтересовался Востоком после того, как в его доме некоторое время погостил Равана, индийский принц. Равана упрашивает родителей Иисуса отпустить Его с ним в Индию, они соглашаются, и Иисус с Раваной покидают Палестину. После приезда в Индию Иисус становится учеником в храме Джаганатха и изучает там Веды. Затем посещает город Бенарес на реке Ганг. Там Он учится искусству целительства. Далее посещает Тибет, где изучает буддийские[5] рукописи, потом прибывает в Египет и вступает в Гелиополисе в тайное оккультное общество «Святое Братство». Пройдя в нем семь ступеней посвящения, на последнем этапе Иисус становится…Христом. Остальной текст книги Леви Доулинга – сборная солянка из искаженного Нового Завета, разбавленная оккультными пассажами автора книги. После Египта Иисус возвращается в Палестину уже в качестве Христа. Через три года Его убивают и Он, по словам Леви, достигает «преображения», которого могут достичь все.
Следующий источник наших «знаний» о жизни Иисуса в Индии – это книги Эдгара Кейси, который, подобно Леви, как он утверждал, мог мистически читать «Записи Акаши», откуда и позаимствовал, опять же по его словам, эту информацию. Кейси составил подробное описание юношеских лет Иисуса. Согласно версии Кейси, с двенадцати и до пятнадцати лет Иисус учился у ессейской учительницы Юдифь, которая обучала Его пророчествам в своем доме в Кармиле. Затем Он отправляется в Египет, потом проводит три года в Индии, после чего следует Персия. За время своего путешествия Иисус овладевает искусством исцеления, обучается управлению погодой, овладевает телепатией, астрологией и т.д.
Безобидны ли для христианства все эти рассказы о восточных «путешествиях» Иисуса? Нет! Потому что если принять их, то они автоматически приводят к нескольким выводам[6]: Иисус Христос – не Бог; Новый Завет неточен; утверждение о том, что Иисус Христос – единственный Путь к спасению, не соответствует действительности; христианство не является единственной истинной религией.
На что обращаешь внимание при знакомстве со всеми вышеперечисленными книгами? Прежде всего на то, что они противоречат друг другу. Этот факт уже сам по себе заставляет задуматься о надежности данных документов. В «Жизнеописании Святого Иссы» сообщается, что Иисус тайком уезжает из родительского дома с какими-то купцами. В «Евангелии эпохи Водолея» описывается, что индийский принц Равана попросил родителей Иисуса отпустить Его с ним, на что они дают свое согласие. У Кейси появляется ессейская учительница Юдифь, которая отсутствует у первых двух авторов. Повествование о смерти Иисуса в этих книгах тоже различается. В «Жизнеописании Святого Иссы» Иисус был жестоко убит, и Его душа растворилась в Божественности. В «Евангелии эпохи Водолея» сказано, что Он «преобразился» в «высшую форму». Кейси утверждает, что Иисус воскрес эзотерическим образом, «вылепившись из волн эфира». Если учесть, что Кейси и Леви пользовались якобы одним источником – «Записями Акаши» – такая разноголосица вызывает, по меньшей мере, недоумение. Не говоря уже о том, что сам факт существования «Записей Акаши» доказать невозможно.
Изучая Новый Завет в свете идеи о восточных путешествиях Иисуса, бросается в глаза то, что Иисус нигде не ссылается на индийские священные писания, Он цитирует только Ветхий Завет. Это странно, если учесть, что, по мнению оккультистов, треть Своей жизни Иисус провел на Востоке. К тому же, в Ветхом Завете есть сотни пророчеств о жизни Иисуса Христа и ни одного, где говорилось бы о Его восточных путешествиях.
Общий вывод, который можно сделать на основании всего вышесказанного, состоит в следующем: достоверных фактов, обосновывающих утверждения о путешествии Иисуса в Индию, не существует.
Источник
Путешествие иисуса по индии
Один из наиболее интересных эпизодов из жизни Иисуса описан в рассказе о его первой поездке в Индию. Основа этого рассказа была приведена Николаем Рерихом на основании тибетских рукописей, которые он обнаружил в 1925 г. Иисусу было тринадцать лет, когда он отправился в Индию. В сутре, известной как Натха намавали , также утверждается, что Иисус, называемый Иша натха, пришел в Индию в четырнадцатилетнем возрасте.
В евангелии от евреев сообщается, что Иисус путешествовал в Индию через Ассирию и Халдею (Месопотамию) в караване торговцев. В те дни торговый маршрут из Иерусалима в Синд проходил от Дамаска до Харакса (находившегося в месте слияния рек Тигр и Евфрат), а затем шел через Низибий и Вавилон. Из Харакса можно было добраться до Синда на корабле или наземным путем через Персию. Этот последний маршрут проходил через Элам к Ормузу, а затем к Синду. Хотя у нас нет явных доказательств, караван торговцев, к которым Иисус присоединился, вполне мог следовать этим маршрутом.
Было ли действительно возможным путешествие из Палестины в Индию две тысячи лет назад? Около 326г. до н.э. Александр Македонский и его армия достигли берегов реки Джехлум в Северной Индии. Шелковые пути, соединявшие Китай с Ближним Востоком и проходившие через Среднюю Азию, использовались еще раньше. Шелковый путь начинался в городе Сиань в Китае, проходил через провинцию Кансу к пустыне Гоби, где он разделялся на две ветви между Тун-хуангом и Кашгаром — одна из них проходила через Турфан, а другая — через Хотан и Яркенд.
Из Кашгара путь шел через верхний Памир к Самарканду, Бухаре и Мерву. Объездной путь от Яркенда ведет к Леху в Ладакхе и Шринагару в Кашмире, направляясь далее в Индию. От Мерва главный путь проходит через Персию и Месопотамию и выходит к Средиземному морю в Антиохии и Тире. Из Дамаска дороги вели к Риму, Египту, Аравии и Эфиопии. Эти маршруты использовались для торговли и миграции греками, израильтянами, кассита-ми, арийцами, шумерами, ассирийцами и другими.
Индийская цивилизация, процветавшая в Мохенджо-Даро, Хараппе и Таксиле во времена примерно за 2000 лет до нашей эры, была продолжением месопотамской культуры, которая, в свою очередь, была связана с египетской культурой. Археологи при раскопках нашли реликвии и артефакты со сходными особенностями и мотивами в Ираке, Иране, Средней Азии и Северной Индии. Поэтому очевидно, что все культуры от Египта до Индии были проявлениями единой базовой культуры с региональными изменениями. Чтобы это стало возможным, необходимо было перемещатьс на значительное расстояние из одного региона в другой в древние времена. Таким образом, во время своей жизни Иисус вполне мог совершить путешествие из Палестины в Индию.
Первой целью Иисуса был Синд, где река Инд и ее притоки Ра-ви, Беас, Чинаб и Джехлум впадают в Аравийское море. Древний город Патала стоял в дельте Инда. Пребывание Иисуса в Синде, по-видимому, было коротким, и он направился дальше через Пенджаб и Раджпутану, пока наконец не достиг Ориссы.
Во время своего путешествия Иисус познакомился с джай-нами. Это упоминается в записях Нотовича в главе 4, параграф 21. Эта религия была основана Варадхаманой Махавирой (599— 527 гг. до н.э.), который призывал к очищению души посредством ведения чистой жизни, отказа от насилия, благородных деяний и мыслей, доброго отношения ко всем существам и вегетарианского питания. Джайны, возможно, просили его остаться с ними, но Иисус продолжил свой путь, чтобы добраться до цели своего путешествия — храма Джаганнатхи в г. Пури в штате Орисса.
ДЖАГАННАТХ И ВАРАНАСИ
Храм Джаганнатхи — это очень большое учреждение. Главный храм в центре окружен с четырех сторон многочисленными храмами, залами и монастырями. Свидетельства указывают на то, что Иисус жил здесь в течение шести лет. В этот период он также посетил Раджагриху, Варанаси (Бенарес) и другие священные города. Варанаси — священный город индуистов, расположенный на берегу реки Ганг, и здесь священники ознакомили Иисуса с Ведами. С древних времен они приходили в этот город из всехуголков Индии для молитвы и медитации. Паломники совершают омовение в Ганге и разбрызгивают воду в воздухе, стоя лицом к солнцу. Трупы кремируются на берегу этой священной реки, и пепел высыпается в воду.
Иисус произнес свою первую проповедь для людей в Варанаси (примечательно, что первая проповедь Будды также была произнесена здесь — в Сарнатхе, находящемся в 10 км от Варанаси. Прим. перев.) , в которой он говорил о равенстве всех перед Богом. Он сказал:
Бог Отец не устанавливает никаких различий между своими детьми, которые одинаково дороги ему. Уважайте Бога, преклоняйте свои колена только перед Ним, и только Ему совершайте подношения.
Вечный Судья, вечный Дух — это единая и неделимая душа вселенной, которая одна только порождает, вмещает в себя и оживляет все. Только Он один изъявляет волю и порождает. Только Он один существует с начала времен и будет существовать без конца. Никто не сравнится с Ним ни в небесах, ни на этой земле.
Великий Творец не разделяет Свою власть ни с кем, и уж тем более с неодушевленными объектами, ибо Он один обладает всевышней властью; Он пожелал — и мир появился. Одной божественной мыслью он объединил воды и отделил их от земной тверди. Он — причина таинственной жизни рода людского, в который Он вдохнул часть Своего существа. И Он подчинил роду людскому землю, воды, животных и все, что Он сотворил, и которое Он поддерживает согласно непреложным законам посредством установления срока времени, отпущенного каждому. Род людской вскоре испытает на себе гнев Божий, ибо он забыл своего Творца и заполнил свои храмы гнусностью, и он поклоняется сонму существ, которых Бог подчинилему. Они, лишающие своих братьев божественного счастья, сами должны быть лишены его.Помогайте бедным, поддерживайте слабых, не вредите никому, не желайте того, чего у вас нет и что вы видите во владении других .
Взгляды Иисуса вызывали негодование у священников-браминов, и они стали его врагами. Они просили его отказаться от компании людей из низшей касты шудр. Иисус был недоволен этим и ушел из Джаганнатха, направившись к месту рождения Будды Шакьямуни.
ИИСУС СРЕДИ БУДДИСТОВ
Изучение буддийских рукописей, хранящихся в монастыре Хемис в Ладакхе, раскрывает интересную информацию об основателе буддизма. Я попробую подытожить эти сведения в краткой форме.
Из 1002 будд только семь возвеличены. Будда Шакьямуни — это наивысший Будда, и он обладает властью управлять переселением душ. Когда Будда искал расу, страну, время и мать, он вошел в чрево царицы Майи. У него было 32 признака величия, и он обладал 80 физическими совершенствами. Он вырос в красивого юношу и достиг искусности в пяти науках. Его отец, который был главой рода Шакья в г. Капилавасту в Непале, выбрал ему в жены царевну.
Когда царевич увидел невыносимое страдание рождения, жестокие бедствия болезни и старости и агонию дряхлости и смерти, он отказался от царственной судьбы, чтобы найти спасение души. Будда путешествовал по многим местам Индии и превратился в живой скелет из-за практики сурового аскетизма. Он пришел в Гаю и медитировал поддеревом Бодхи. Поднявшись как над страхом, так и над желанием, он обрел божественное видение. Таким образом он достиг всеведения.
Будда провозгласил благородный восьмеричный путь в качестве своего благовестия, направленного на освобождение от страдания и боли: правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильное добывание средств к существованию, правильное усилие, правильное внимание и правильная медитация.
Трудно определить точное время жизни Будды — предположительно, он жил между 563 и 483 гг. до н.э. Император Северной Индии Ашока Приядарши Маурья (правил в 269—232 гг. до н.э.) после войны в Калинге, которая была на заре его царствования, обратился в буддизм, и это произошло около 264 г. до н.э. Он сделал миссией своей жизни распространение учения Будды. Он рассылал буддийских миссионеров во многие страны. Именно в этот период буддийские монахи установили контакты с пифагорейцами в Греции и ессеями в Иудее. Усилия Ашоки достигли успеха в Индии, Шри-Ланке и на Дальнем Востоке.
Когда Иисус пришел в Капилавасту в Непале, буддисты приняли его, и он жил с монахами в монастыре. Он наблюдал их религиозные обряды и участвовал в молитвах и медитациях. Пришло время, когда он постиг учение Будды, достиг мастерства в сутрах, винаях и абхидхарме, и начал произносить проповеди как Учитель. Монахи включили его в список выдающихся духовных мастеров, или архатов. Через несколько лет они даже восприняли его как бодхисаттву. Главный монах заявил на специальном собрании монахов:
Вы, жрецы Капилавасту, слушайте меня: мы стоим сегодня на гребне времени. Шесть веков тому назад была рождена великая душа, принесшая человеку свет славы, и ныне великий мудрец стоит здесь в храме Капилавасту. Этот иудейский пророк, восходящая звезда мудрости, божествен. Он несет нам знание таинств Бога; и весь мир будет слушать его слова, будет внимать его словам и славить его имя .
Иисус жил среди буддистов в течение шести лет. Он хотел пойти дальше, но они просили его остаться. Когда он настоял, они с тяжелым сердцем согласились, говоря, что «Будда избрал его Для распространения своего святого слова».
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ЗАПАД
После этого он ушел из Непала и направился на запад, проповедуя разным народам всевышнее (изначальное) совершенство человеческой природы такими словами:
Тот, кто восстановил свою изначальную чистоту, умрет, получив искупление своих грехов, и у него будет право лицезреть величие Бога. Извечный Законодатель — Один. Нет никакого другого Бога, кроме Него. Он не разделяет мир (вселенную) ни с кем, и при этом Он не сообщает никому обо всех своих намерениях.
Не ищите же рая на небе; просто распахните окна сердец ваших, и придет рай подобно потоку света и принесет безграничную радость; тогда тяжкий труд не будет мучительным бременем .
Как, отец выказывает расположение по отношению к своим детям, так и Бог будет судить людей после смерти по Его милосердным законам. Он никогда не будет унижать Своего ребенка, бросая его душу для наказания в тело зверя. Все было даровано человеку, который непосредственно и сокровенно связан с Ним — его Отцом. Поэтому того человека, который приносит в жертву Его детей, настигнет суровый суд и кара в соответствии с божественным законом. Человек — ничто перед Извечным Судьей, так же как животные — ничто перед человеком. Поэтому я говорю вам — оставьте ваших идолов и не исполняйте обряды, которые отделяют вас от вашего Отца и привязывают вас к священнику, от которого небеса отвернулись .
Его слова распространялись среди народов тех стран, через которые он проходил. Некоторые священники требовали от него показать чудеса. Но Иисус ответил, что чудеса Бога непрестанно происходите того дня, когда эта вселенная была сотворена. Эти чудеса исполняются каждый день и каждое мгновение; тот, кто не видит их, лишен одного из наиболее прекрасных даров жизни. Он велел им узреть Бога своими сердцами, а не глазами. Он советовал им не обманывать никого, воздерживаться от разврата и стремиться достигать величайшего блаженства очищением души.
ИИСУС ПРИБЫВАЕТ В ПЕРСИЮ
Во время своего обратного путешествия Иисус должен был пройти через Пенджаб. Он присоединился к каравану торговцев, которые шли через Кашмир. Когда они услышали, как он говорит подобно пророку, они стали его последователями. Он показал им много чудес и исцелил тех из них, которые были больны. Когда они узнали, что Иисус хочет отправиться дальше в Персию, они дали ему верблюда для передвижения.
Когда он пришел в Персию, священники стали испытывать чопасения и запретили людям слушать его. Тем не менее сельские жители приветствовали его. Священники задавали много вопросов о Зороастре. Он сказал им:
Я проповедую не о новом Боге, но о нашем небесном Отце, Который существовал еще до начала и будет существовать после конца всего. Вы делаете вид, что вы должны поклоняться солнцу и хорошим и злым духам. Но я говорю вам, что солнце действует не самопроизвольно, но в соответствии с волей невидимого Творца, Который породил его. Кто же тогда заставил эту звезду освещать день, согревать человека во время его трудов и оживлять семена, посеянные в полях?
Нет никакого другого Бога, кроме доброго Бога! Он, подобно отцу семейства, делает только хорошее Своим детям. Он прощает их проступки, если они раскаиваются; чтите судный день, ибо Бог страшно покарает всех тех, кто ввел в заблуждение Его детей .
Источник