- Открытый урок русского языка (презентация) в 5 классе на тему: «Путешествие в страну «Имя Существительное»
- Содержимое разработки
- Презентация к уроку русского языка по теме » Имя существительное». презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок-путешествие в 5 классе по теме: «В городе существительных». план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка (презентация) в 5 классе на тему: «Путешествие в страну «Имя Существительное»
Урок-путешествие в страну «Имя Существительное» состоит из 7 различных станций: теоретической, определительной, физкультурной, распределительной, склонение по падежам, синтаксической и др. Урок содержит различные формы работы: игра, беседа, работа в группе.
Содержимое разработки
Урок-путешествие в страну « Имя существительное» в 5 классе
Эпиграф к уроку:
Имя существительное – хлеб языка
Игра «Верное и неверное утверждение»
1 . Имя существительное – это служебная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос кто? что?
2. Имя существительное изменяется по рода, числам и падежам
3. В русском языке 7 падежей
4. Существительные неряха, плакса, сладкоежка относятся к женскому роду
5. Существительные ножницы, сливки, грабли имеют только форму множественного числа
6. В русском языке все части речи служебные
7. Морфология – это наука о языке, которая изучает части речи
8. Существительные молоко, молодежь, дружба имеют форму и единственного, и множественного числа
9. В существительных после шипящих и ц под ударением пишется о , без ударения – е
10. Существительные имеют 4 склонения
На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница. Она давала
людям воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники.
Как-то раз к дубу пришёл парень. Он любил баловаться. Вот он и
подумал: «А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу?
Вот, наверное, булькнет сильно!»
Поднял камень, кинул его в криницу. Булькнуло сильно. Парень
засмеялся, побежал и забыл про свой поступок. Камень упал на дно и
закрыл жерло. Вода перестала наполнять криницу. Криница засохла.
Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные
ручейки потекли куда-то в другое место.
На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.
Замолкла соловьиная песня. Грустно стало на лугу.
Много лет миновало. Парень стало дедом. Однажды пришёл он на то
место, где когда-то был зелёный луг, стоял раскидистый дуб, била
Не стало ни луга, ни дуба, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер
вздымает тучи пыли. «Куда ж оно всё подевалось?» — подумал дед.
Распределите существительные в 3 столбика: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.
Рейс, деталь, спортсмен, облако, салфетка, меч, карниз, душа, генерал, зеркало, вежливость, нога, паркет, терраса, дочь, солнце, трава, мать.
Вставьте пропущенные буквы,
М…л…ко, (не)уч, трущ…бы, (не)нависть, плащ…м, клас…, печ…, луч…, (не)друг, а враг, кольц…, платьиц…, ш…рох, ш…колад к…р…на, любов…, корабль в…роника.
Станция «Склонение по падежам»
Работа в группах
Просклоняйте следующие слова по
1 группа – дружба
2 группа – соловей
4 группа – зеркало
Работа с учебником
Перепишите предложение, сделайте
его синтаксический разбор. Выпишите имена существительные
Источник
Презентация к уроку русского языка по теме » Имя существительное».
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Презентация к уроку руского языка по теме » Имя существительное».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse_imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.ppt | 730.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя существительное как часть речи 5 класс Составитель: Горячкина Марина Геннадьевна Учитель русского языка и литературы МОБУ «Могутовская основная общеобразовательная школа»
Мы верим, всё у нас получится, Удачным будет этот день, Преодолеем все мы трудности, Лишь было бы учиться нам не лень.
Двадцать пятое февраля. Классная работа. Имя существительное как часть речи.
Цели урока отличать имя существительное от других частей речи; узнать значение и морфологические признаки существительного как части речи; научиться находить существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Значения существительных Существительное Живые организмы Предметы Явления Действие как предмет Вещества Признак как предмет
Образуй имя существительное Храбрый – храбрость Смелый – смелость Весёлый – веселье Ходить – ходьба Прыгать – прыжок Косить – косьба Вывод : 1.Существительные могут обозначать признак как предмет. Такие существительные образуются обычно от прилагательных. 2.Существительные могут обозначать действие как предмет. Такие существительные образуются обычно от глаголов.
Распределить слова в соответствии с их значением. Гроза, смелость, молотьба, зеркало, тетрадь, Олег, бег, радость, олень, стрельба, ветер, синева, велосипед, пилот, собака, гололедица, тракторист, корова. Названия людей. Названия предметов. Названия признаков. Названия действий. Названия животных. Названия явлений.
Проверка 1.Названия людей — Олег, пилот, тракторист. 2.Названия предметов — зеркало, тетрадь, велосипед . 3.Названия признаков — смелость, радость, синева. 4.Названия действий — молотьба, стрельба, бег. 5.Названия животных – олень, собака, корова. 6.Названия явлений — гроза, ветер, гололедица.
РАСПРЕДЕЛИТЕ Кто? Что? алфавит инженер шофер холод портфель столяр свитер корова
ПРОВЕРКА КТО? ЧТО? инженер алфавит шофер портфель столяр свитер корова холод Вывод: одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? неодушевлённые на вопрос ЧТО? / / / / / / / /
Как изменяются имена существительные По числам Единственное число дерево Множественное число динозавры По падежам Падеж Именительный кто? что? Родительный кого? чего? Дательный кому? чему? Винительный кого? что? Творительный кем? чем? Предложный о ком? о чем? Просклонять слова лиса, стол
Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода Дом Избушка Окно мой моя моё Мужской род Женский род Средний род
Синтаксическая роль в предложении Россия – моя Родина. Моя родная страна – Россия. За границей я часто думаю о России. С самого рождения я живу в России. Каким членом предложения является слово Россия ? Вывод: Имя существительное может быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.
Имя Имя существительное (предмет) ———— ‒•‒•‒•‒•‒ Что? Кто? Ед.ч. Мн.ч. М.р . С.р. Ж.р. Т.п. Д.п. Р.п. И.п. П.п. В.п.
Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода . Имена существительные изменяются по числам и падежам . В предложении имена существительные являются подлежащим, дополнением или обстоятельством .
Работа с текстом Учебник , страница 175, упражнение 356.
тест 1.Найди неверное утверждение. А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Б) Имена существительные изменяются по родам. В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Найди существительное? А) Прыгать Б) Прыжок В) Прыгающий
3.Как изменяется имя существительное? А) Спрягается Б) Склоняется В) Не изменяется
5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом. А) Подлежащее В) Сказуемое Б) Дополнение Г) Обстоятельство
4.Укажите существительное женского рода А) В степи В) У дерева Б) На солнце Г) На краю
ТЕСТ. (ВЗАИМОПРОВЕРКА) «5» — 5 правильных ответов; «4» — 4 правильных ответа; «3» — 3 правильных ответа. Ключ: 1.Б 2.Б 3.Б 4.А 5.Б
И напоследок… — Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: Мне удалось … Я узнал, что … Мне понравилось … Я могу похвалить себя за … Мне было трудно …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -диспут на тему «Суд природы над обществом » разработан заключительный урок по теме «Экология «.
В наглядной и доступной форме объяснение сложной орфограммы.
Презентация к уроку русского языка.
Презентация к уроку русского языка.
Презентация к уроку русского языка.
Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя.
Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс.
Источник
Урок-путешествие в 5 классе по теме: «В городе существительных».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Сказочное путешествие для ребят и учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gorode_sushchestvitelnykh.doc | 43 КБ |
v_gorode_sushchestvitelnykh.ppt | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие в 5 классе по теме: «В городе существительных».
Цели и задачи урока : расширить представление учащихся о роли имени существительного речи; закрепить умения определять грамматические признаки имен существительных, их синтаксическую роль в предложении; формировать умения правильного написания окончаний существительных; формировать активную жизненную позицию; воспитывать любовь к Родине, к русскому языку.
Предварительная подготовка : три команды, возможны названия команд, выбран капитан команды, класс оформлен.
Эпиграф : «Имя существительное- хлеб языка» (Л.Успенский)
Оборудование : раздаточный материал, ИКТ.
1. Организационный момент. Слово учителя.
Ребята, посмотрите на доску. Эпиграфом к нашему уроку служат слова Л.Успенского «Имя существительное- хлеб языка».
Подумайте и в конце урока скажите, почему именно эти слова Успенского мы взяли эпиграфом к нашему уроку.
К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тени садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».
Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт А. Шибаем в стихотворении «Слова, слова, слова» говорит:
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным- полно.
А безымянных — нету!
И все, что может видеть глаз-
Над нами и под нами-
И все, что в памяти у нас,
2. Актуализация знаний.
Давайте вспомним, какие же названия предметам дает имя существительное?
На доске заранее написано:
Живые существа : девочка,
Явления природы : гроза,
Действие как предмет : бег,
Признак как предмет : синь,
Задание: продолжить ряды слов.
3. Игра- путешествие по городу существительных.
Сегодня у нас урок- игра. Посмотрите на карту «Город существительных». Все названия улиц и различных объектов вам знакомы. Нам предстоит с вами пройтись по улицам нашего города и вспомнить то, что вы изучали в 5 классе об имени существительном.
Станция 1. Центр города. Кремль, символизирует основное значение существительного, его смысл- обозначение предмета. У этого дома прочный фундамент. Это история происхождения имен существительных в русском языке.
На дом вам было задано: подготовить сообщение о происхождении какого- либо имени существительного. (Ученики зачитывают подготовленные сообщения)
Станция 2. В городе 2 большие улицы: улица Постоянных признаков и улица Непостоянных признаков.
Какие признаки постоянные у имени существительных, а какие – непостоянные?
Станция 3. А следующая остановка – это парк. Здесь находятся одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Какие имена существительные мы называем одушевленными, а какие – неодушевленными?
Задание. Выпишите в 2 столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные (картинки).
Станция 4. Здесь у нас два трехэтажных дома «Род имен существительных и склонение имен существительных».
Назовите род существительных. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
Задание. Определите склонение имен существительных.
Рожь, тополь, брошюра, местность, смелость, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, ветвь, картошка, ель.
Станция 5. И подошли мы к мосту Нарицательному через реку Собственную. Приведите примеры собственных и нарицательных имен существительных.
А могут ли имена нарицательные стать собственными?(Да).
Превратите имена нарицательные в имена собственные, используя пояснительные слова.
Птица орел — город Орел
Цветок роза — девочка Роза
Плодородная земля — планета Земля
Воздушный шарик — собака Шарик
Парад победителей — проспект Победителей
Симпатичные близнецы — созвездие Близнецы
Станция 6. Вот большой орфографический лес. Чтобы его пройти, нужно правильно написать слова с изученными орфограммами. (Конкурс капитанов).
Задание. Спишите, обозначьте орфограмму О/Е в окончаниях имен существительных.
Любоваться чиж..м, суп с перц..м, говорить со сторож..м, салат с огурц..м, быть молодц..м, за лиловой туч..й, с тяжелой нош..й, с опытным врач..м, пять пальц..в, укрыться плащ..м, скрыться за шалаш..м.
Или выборочный диктант.
Ночь, решение задач, помощь, молодежь, этаж, капли с крыш, мелочь, ключ, дочь, ложь, кирпич, малыш, речь, нож.
Станция 7. А пока ребята работают, мы пойдем по второй большой улице города – улице Непостоянных признаков к Синтаксическому замку. Но чтобы в него попасть нам нужно пройти через три Числовые двери и подняться по шести Падежным ступенькам.
Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа, только единственного числа и те, которые могут изменяться по числам.
Задание. Распределить слова.
1 команда 2 команда 3 команда
Ед. число мн. число ед. и мн. число
Станция 8. А теперь поднимемся по ступенькам.
Задание. Назовите падежи и вопросы, на которые они отвечают.
Что образуют падежные окончания – однокоренные слова или разные формы одного и того же слова?
Какая форма используется, если существительное выступает в роли подлежащего?
А) для слабоуспевающих учеников- карточки:
Спишите словосочетания. Объясните графически выбор буквы в окончаниях имен существительных.
Память о солдат…, в школ. в пустынном безмолви. спать в сара. идти по тропинк…, на детской фотографи…, писать в тетрад…, памятник в столиц…, в старой избушк….
Б) для остальных учащихся — объяснительный диктант
Запишите словосочетания, укажите падеж существительных.
Стоять под окном, выглянуть из окна, висеть на ветке, сидеть вокруг костра, учиться в школе, говорили о дороге, около площади, вокруг елки, пролететь над лесом, гулять у моря, спуститься к реке.
Станция 9. Добрались мы до Синтаксического замка. Какую синтаксическую роль может играть существительное?
Задание. Осуществите синтаксический разбор предложения.
Медведь к зиме строит берлогу и выстилает её мягкой хвоей, корой молодых ёлочек, сухим мхом
4. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.
Наше путешествие подошло к концу.
— Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку служат слова Л. Успенского
Источник