Путешествие как форма организации образовательной деятельности

Образовательное путешествие как педагогический метод освоения культурно-исторического опыта.
статья на тему

как педагогический метод освоения культурно-исторического опыта.

Скачать:

Вложение Размер
obrazov._putesh._-_kak_metod.docx 255.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 142 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Образовательное путешествие — как педагогический метод освоения культурно-исторического опыта.

Воспитатель высшей категории:

Степанова Ольга Ивановна

Что такое образовательное путешествие?

Образовательное путешествие – это педагогический метод, позволяющий преобразовать окружающую среду в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов, которые в них заложены и являются отражением мировидения и мироощущения человека.

Образовательное путешествие ставит своей целью научить странствовать в безграничном мире культуры: прокладывать в нем свои собственные маршруты; находить ориентиры, способные; читать те культурные послания, которые содержат объекты культурной среды.

Основу образовательного путешествия составляет активное, творческое, и во многом самостоятельная деятельность детей, связанная с изучением и исследованием разнообразных объектов реальной городской среды. В процессе этой работы ребёнку представляется возможность использовать те средства и способы, которые ему по силам; на основе собственных исследовательских действий и наблюдений делать предположения, выдвигать гипотезы, открывать заново и впервые уже хорошо знакомые нам взрослые истины.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Существенное отличие образовательного путешествия от экскурсии заключается в том, что оно ориентировано не столько на приобретение информации о мире, сколько на освоение историко-культурного опыта человечества. В ходе путешествия все предметы, окружающие человека, рассматриваются как своеобразные тексты культуры, «расшифровка» которых позволяет установить взаимосвязь между реальными объектами и воплощенными в них идеями. В отличие от экскурсии, определяющей для образовательного путешествия является идея – тот культурный текст, который, как предполагается, освоит ребёнок, и явления культуры, с которыми он познакомится. Эта идея формулируется в виде вопроса, задачи или проблемы, которые «поведут» за собой, соединят все предлагаемые к исследованию объекты, выстроят их в определенный маршрут. Наряду с культурными смыслами обучающийся осваивает разнообразные способы взаимодействия с миром, способы его познания, как научные, так и «ино-научные». Важно также, что это познание основывается на собственных наблюдениях, впечатлениях, размышлениях и требует не созерцательного отношения, а напряженной, активной духовной работы.

И, наконец, образовательное путешествие разворачивается в реальном пространстве, используя в качестве культурных ориентиров разнообразные объекты окружающего мира, что предполагает непосредственное знакомство с ними и приобретение знаний и представлений о них.

Таким образом, образовательное путешествие разворачивается на нескольких содержательных уровнях и решает несколько задач:

= знакомство с разнообразными объектами культурного наследия;

= приобретение опыта исследования подобных объектов;

= получение представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в этих объектах культуры.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Обозначенные цели и задачи образовательного путешествия диктуют и принципиально иные, отличные от экскурсионных, формы и способы его реализации. Экскурсия, нацелена на конкретный результат – дать за короткое время значительное количество фактических сведений, проиллюстрировав их.

Метод образовательного путешествия направлен на созидание личности. Поэтому для него сам процесс приобретения знания является не менее важным, чем его результат – освоение культурных текстов и понятий. Именно процесс познания, в основе которого лежит непосредственный диалог человека с миром, и является предметом рассмотрения методики образовательного путешествия.

3. СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И экскурсия, и образовательное путешествие могут быть использованы как для единичного изучения и исследования того или иного объекта культуры, так и для системного освоения целостных и многогранных феноменов культуры.

Таким образом, образовательное путешествие может рассматриваться как уникальная стратегия освоения мира культуры, которая позволяет приобрести представление о культуре в целом при изучении ее отдельных артефактов, осознать единство и хрупкость концептосферы культуры, овладеть способами ориентирования в безграничном пространстве культуры, а также эффективно использовать развивающий потенциал повседневного окружения человека.

В качестве объектов ОП могут выступать разнообразные элементы города – памятники и здания, улицы и площади, вывески и витрины, транспортные средства и мосты, магазины и школы, скверы и парки.

В совокупности идея путешествия позволяют выбрать объекты для предстоящего путешествия и соединить их в образовательный маршрут. При выборе предметов исследования в городской среде рекомендуется учитывать, что объекты, составляющие маршрут, должны:

= быть доступны для осмотра детьми, т.е. находиться на расстоянии, позволяющим их исследовать и рассматривать;

= давать возможность ребёнку развивать различные каналы восприятия мира: визуальные, тактильные, слуховые, вербальные;

= обладать информационным потенциалом, т.е. способностью невербальными средствами рассказывать о себе при внимательном осмотре, находиться друг от друга на небольшом расстоянии;

= обладать привлекательностью, быть безопасным для ребёнка.

Важно отметить, что путешествие, как правило, не предполагает изучение каждого объекта по всем возможным направлениям, мы можем остановить внимание детей только на тех аспектах, которые важны для нас в контексте выбранной идеи путешествия. Важно понимать, что исследовательская работа детей разворачивается в ситуации непредсказуемости. В ходе путешествия ребёнок менее всего слушает педагога, обычно он что-то делает сам – рассматривает, изучает, наблюдает, размышляет, обсуждает. Взрослые не могут точно предугадать ответы детей, выставить подробный алгоритм вопросов и ответов. Вместе с детьми педагог всматривается в изучаемый объект, выдвигает идеи, обсуждает различные мнения. Педагогу необходимо поддерживать желания детей говорить о том, что они видят и переживают. Подробная информация об объекте исследования предоставляется педагогом только в том случае, если об этом просят дети.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

Образовательное путешествие, как правило, состоит из трех взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита).

Первый этап. Подготовка к путешествию.

Подготовка к образовательному путешествию начинается с определения его темы и, что не менее важно, – его идеи (проблемы), осмысление которой актуально для современного дошкольника, которое способно «повести» его в путешествие. При этом необходимо учитывать наличие реальных объектов культуры (даже предметов), исследование которых позволит справиться с задачей.

Подобрав объекты исследования, необходимо составить образовательный маршрут – определить очередность исследования объектов, последовательность предлагаемых для решения задач, сформулировать вопросы и задания, составляющие содержание маршрутного листа.

Маршрутный лист – это своеобразный путеводитель, который не только указывает «дорогу», но и содержит вопросы и исследовательские задания, а также подсказывает способы исследования объектов, возможные пути поиска информации. Он, таким образом, представляет собой подробный алгоритм деятельности.

В маршрутном листе — указаны:

= объекты, которые предстоит исследовать, иногда в определенной педагогом последовательности;

= порядок действий обучающихся при исследовании данных объектов;

= вопросы, которые позволят сконцентрировать внимание, побудить их тщательно рассматривать и исследовать предлагаемые артефакты, анализировать полученную информацию.

Создание образовательного маршрута требует от педагога определенного навыка, предварительного самостоятельного исследования тех объектов, которые будут включены в маршрутный лист. В ходе этой работы уточняется маршрут, определяются ориентиры, выясняется потенциал предметов или явлений, которые были намечены для исследовательской деятельности, определяется круг вопросов и исследовательских заданий.

Другой аспект предварительной работы связан с подготовкой участников путешествия. Путешествие предполагает наличие у детей определенного количества знаний ( в соответствии с возрастной группой), к которому они будут обращаться в поисках ответов на вопросы, возникающие во время прохождения маршрута.

Второй этап. Работа на маршруте

Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа детей на маршруте, который, как уже было сказано, может пролегать и в виртуальном пространстве.

Образовательное путешествие предполагает работу в группах, в детском саду целесообразно разделить детей на 2 группы. Каждая группа получает собственный маршрут, маршруты групп не совпадают или совпадают частично – они могут использовать различные предметы для создания своей постановки, но при этом решать (частично или в полном объеме) вопросы, поставленные перед путешественниками на предварительном обсуждении.

Путешествие не может считаться завершенным до тех пор, пока не будут подведены его итоги, возможность отстоять свое, часто отличное от общепринятого, мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия, и тех ощущениях, которые они испытали. Детям предлагается ответить на вопросы, обозначенные в маршрутном листе, на основе этого изложить свой взгляд на проблему, которая решалась в ходе путешествия, и аргументировать собственную точку зрения с помощью результатов своих исследований. Первоначально эта работа проводится в каждой из подгрупп, в итоге вырабатывается общая позиция, которая выносится на общую защиту.

Форма проведения образовательного путешествия может быть различной и зависит от фантазии и возможностей педагога: выступления подгрупп или диспут, театрализация или создание визуальных образов, создание выставок или коллекций и т.п.

Все три этапа образовательного путешествия – подготовка, работа на маршруте и заключительная работа – составляют единое целое и реализуются последовательно.

ВЫВОД: Таким образом, образовательное путешествие — это особый метод, позволяющий организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся непосредственно в городском пространстве. Его цель заключается не столько в приобретении фактологических знаний о конкретном городе (в данном случае о Санкт-Петербурге), сколько в освоении определенных закономерностей культуры, в постижении того историко-культурного, социального опыта цивилизации, хранителем которого является мегаполис.

Пример образовательного путешествия:

«Транспорт нашего района».

-) помочь детям приобрести опыт ориентирования близ лежащих к детскому саду улиц (дать названия улиц, которые планируете исследовать);

-) научить детей самостоятельно добывать информацию в городской среде, дорожные знаки, остановки транспорта, карты метрополитена, указатели в метро.

-) беседа о видах транспорта;

-) беседа о дорожных знаках, указателях, обозначениях и других ориентирах, встречающихся на улицах города.

-) работа с картой района, с помощью которой разрабатывается маршрут путешествия от детского сада до ближайшей станции метро;

-) знакомство с картой метрополитена, жетонами, магнитными картами, условными обозначениями, которые встречаются в метро.

-) при выходе из д/сада предлагаем детям проблемную ситуацию: как найти станцию метро (дать название станции), обсуждаем возможные варианты решения: спросить у прохожих, найти по плану или карте;

-) по пути следования к метро детям даётся задание, какие виды транспорта они видят;

-) по ходу движения к метро детям даётся задание – обратить внимание на знакомые дорожные знаки, указатели, и рассказать, что они означают (пешеходный переход, автобусная остановка, осторожно дети), при этом необходимо уточнить, как дети догадались о содержании знака, какую дополнительную информацию несёт указатель (номер автобуса);

-) на перекрёстке с детьми обсуждается, что такое перекрёсток, как на нём регулируется движение, для чего необходим светофор и пешеходный переход, как пользуются переходом люди.

На площади перед метро детям предлагается найти станцию, используя знаки визуальной коммуникации (букву «М»), обилие входящих и выходящих людей. Детям предлагается разобраться, где вход и выход станции.

В вестибюле станции метро, дети обсуждают, как попасть в метро, высказывают версии о том, для чего необходим турникет. Наблюдают, как работает турникет, куда надо опускать жетон, как узнать, можно ли проходить через турникет или нет, где проходят дети. Смотрим, где можно купить жетоны.

Вопросы к детям:

Кто уже ездил на метро? Куда вы ездили? Что понравилось больше всего? и т. д .

После завершения путешествия обсуждаем с детьми, что им запомнилось и, по желанию, просим зарисовать свои впечатления, или сделать поделки, и рассказать о путешествии родителям.

Источник

Игра-путешествие как современная форма образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Валентина Шаповалова
Игра-путешествие как современная форма образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Игра – путешествие как современная форма образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Современный этап модернизации системы дошкольного образования характеризуется обновлением его содержания, успешным процессом социализации, изменением подходов к организации образовательного процесса,что означает необходимость:

— ухода от учебной деятельности в форме занятий;

— повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;

-включение в процесс эффективных форм работы с детьми: современные образовательные технологии: здоровьесберегающие и ИКТ — технологии, проектную и игровую деятельность, проблемно – обучающие ситуации. Занятие, как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду упразднена, но процесс обучения остался. Поэтому воспитателю следует подобрать более эффективные формы организации детей в образовательной деятельности. При этом, уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, выбирать способы действий и партнёров – участников этого совместного дела.

Всем известно, что самая любимая и естественная деятельность детей, способная удовлетворить все вышеназванные условия, это — игра. Дети по-разному и в разном темпе усваивают все новое для них. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.

Используя в образовательном процессе различные игры и игровые технологии, мы обратили внимание, что детям нравятся игры-путешествия.

В основе технологии игры-путешествия лежит технология коллективной творческой деятельности по Игорю Петровичу Иванову. И. П. Иванов преемник педагогического наследия А. С. Макаренко и его последователь. Игра-путешествие — это занимательный познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов (станций, по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждом этапе (станции) предлагается участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры. В игре участвуют команды (экипажи) численностью 5-10 человек.Каждая станция должна быть непохожа на другую: на них должны присутствовать разные виды заданий, предлагаться разные способы их выполнения – коллективная деятельность, индивидуальные задания, игры, танцы, песни и др.

Я расскажу, каким образом игры — путешествия влияют на реализацию образовательных задач в различных направлениях развития ребёнка и в видах деятельности, соответствующих его возрастным особенностям.

Во – первых, игры-путешествия – помогают усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Например, знакомясь со свойствами воды, дети превращались в капельки, не только проводили эксперименты с водой, но и обратили внимание на неплотно закрытый кран, представив, что это они, капельки, остались без внимания. После этого мы поместили плакат о бережном отношении к воде. Теперь дети не забывают закрывать краны.

Во – вторых, игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Например, закрепляя знания о геометрических фигурах, дети путешествовали в страну Соображалию. Угадывали, о какой фигуре рассказ, строили фигуры из счётных палочек. Выясняли, можно ли построить круг из палочек. Долго думали, спорили, но, все-таки, построили, а затем играли в игру «Из круга – в круг». Игры-путешествия, направлены на развитие мировоззрения, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций.

В — третьих, они способствуют систематизации знаний, смыслотворчеству, мыследеятельности, коммуникации детей и педагогов. В игре — путешествии «Мы – космонавты», дети отвечали на вопросы Незнайки, затем превращались в космонавтов, смастерив шлемы. Превращались в конструкторов – строили ракету и отправлялись в полёт. Посещая планеты, названия которых дети сами называли, прыгали через «кратеры», летали в невесомости и т. д. Затем, чтобы рассказать родителям о своём путешествии, рисовали, клеили.

Игра – путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяют то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания. Именно через них дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей действительности. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры- путешествия часто может входить песня, загадки, подарки и многое другое. В играх – путешествиях детям предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала. Играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию. Например, закрепляя знания правил дорожного движения, дети приглашали в гости куклу Катю и рассказывали о правилах. Материал был подготовлен для самостоятельного пользования – кто –то строил дорогу, кто – то решил поиграть в игру, кто – то строил улицу, мосты и обыгрывал постройку. А потом рассказывали обо всём кукле Кате

Или, отправляясь в гости к Белочке, дети ехали на поезде, шли через труднопроходимый лес, рассматривали шишки, считали их, сортировали по размеру, принадлежности. При встрече рассказывали о том, какие бывают шишки, пели песню на привале.

В – четвёртых, игра-путешествие даёт возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения и т. д. Например, знакомясь с витаминами с грядки, дети рассматривали, пробовали на вкус овощи и фрукты, покупали «в магазине», лепили, клеили, готовили настоящий компот, делали салат, убирали овощи с грядки, солили капусту, стряпали шарлотку с яблоками. Игра-путешествие – не просто созерцание какого-либо действа со сцены, а передвижение, чередование различных видов деятельности. Именно эта «подвижность» игры нравится детям.Организация игры-путешествия должна включать следующие этапы:

1 Этап – подготовительный.

а). Определение задач.

б). Текущая организация.

1 Общий сбор. Тему и маршрут путешествия выбирают, уточняют, конкретизируют на общем сборе организаторов путешествия, На этом сборе определяются команды, маршруты, определяются участники.

2. Выбор видов транспорта. Например, автомобиль, самолет, ракета, самокат, воздушный шар, пароход и др.

3. Разработка маршрутных листов для каждой команды.

4. Выбор места, времени, оформление станций.

5. Разработка сценария игры.

6. Подготовка подарков (грамот, призов).

П Этап. – проведение игры-путешествия.

Ш Этап. – подведение итогов.

Как и каждая игра, игра-путешествие предполагает завершение – финал. Таким завершением может быть сбор-привал, на котором члены экипажей рассказывают о своем путешествии, показывают то, чему научились. Например, знакомясь с птицами, дети на одной станции рассматривали картинки птиц, на другой, рассматривали и экспериментировали с перьями, затем, на привале, делились своими рассказами о понравившейся птице по материалу, который подготовили с родителями.

Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в которой она протекает. Например, заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами.Это могут быть различные слова и действия: «Уважаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте легкие одежды на себя, чтобы палящее солнце не сожгло бы вашу кожу, чтобы вы не получили солнечного удара и т. д. Практика показала, что детям иногда требуется помощь. При этом будет лучше, если подсказки (как исправить то, или иное положение) будут исходить не от педагога, а от игрового персонажа. Указывая ребенку на то или иное действие в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создает для игрового персонажа. Например, Артём, поторопись, пожалуйста, просит кукла Катя, скоро загорится зелёный свет светофора, и мы будем переходить улицу. От лица персонажа игры воспитатель может предложить выполнить те или иные действия, которые будут способствовать формированию или закреплению нужных навыков и умений. Принимая определенную роль и действуя в ней, ребенок спокойно воспринимает замечания в свой адрес, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата. Например, дети раскрашивают платье матрёшке, которая просит их раскрашивать аккуратно, не выходить за контур. Егор, постарайся, пожалуйста. Очень важно обучить детей взаимодействию друг с другом. Работа по данному направлению начинается с постановки единой цели для всех, с объяснения в необходимости сотрудничества, с формирования заинтересованного отношения к общему действию. Например, чтобы компот получился вкусным, нужно выполнить все действия по рецепту, ничего не забыть.

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени – это не опасно, т. к. качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей обеспечивает максимальный развивающий эффект. Например, дети знакомились с хлебом. В первый день рассматривали муку, стряпали пряники. На следующий день отправлялись в гости к колоску – в поле.

Темы для путешествий могут быть разнообразными. Выбор зависит от непосредственного окружения, в котором живут дети, от их возраста, возможности показать те или иные предметы. Игра – путешествие — это метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром.

Источник

Читайте также:  Город с достопримечательностями поволжье
Оцените статью