Путешествие как историко культурный феномен

Путешествие как историко культурный феномен

Главная тема выпуска – феномен путешествий в разных культурах, его роль в социальной, интеллектуальной, религиозной и других сферах жизни. Представлены материалы о разных типах путешествий (паломничество, миссия, исследовательское путешествие), охватывающие период от Античности до XX века. Обсуждаются вопросы межкультурных коммуникаций в ходе путешествия, статуса и образа путешественника в разных культурах, семантики и поэтики рассказов о путешествиях. Также в сборнике публикуются статьи о времени в средневековых проповеднических притчах (exempla).

Путешествие как историко-культурный феномен
А.В. Толстиков, О.Е. Кошелева. Homo viator
А.В. Подосинов. Путешествие по античной ойкумене: о принципах организации географического описания в «Хорографии» Помпония Мелы
Ф.Д. Прокофьев. Peregrinatio в океане: аллегория и реальность в «Плавании святого Брендана»
Т.Н. Джаксон. Хольмгардсфари, или туда и обратно
С.И. Лучицкая. Путешествие в Святую землю в XII–XIII вв.: очерк истории повседневной жизни
О.И. Тогоева. Путешествие как миссия в эпопее Жанны д’Арк
Л.А. Пименова. Путешественник, «философы» и «добрые дикари»: экспедиция Ж.-Ф. де Лаперуза, 1785–1788 гг.
С.Е. Фёдоров. «Увидеть Париж и.»: путевые заметки юного англичанина
А.В. Лазарев. Париж иностранцев эпохи ars apodemica (1570–1640 гг.)
М.В. Лескинен. Путешествие по родной стране: описание как способ национальной репрезентации. Финляндия и финны в изображении З. Топелиуса
Г.П. Мельников. «Из Чехии аж на край света»: глобальные интенции малого народа
К.А. Левинсон. Об одной выпавшей странице челюскинской эпопеи
А.В. Толстиков. Испытание терпения: поэтическое описание злоключений шведского посольства в России середины XVII в.
Историк и время
Письмо В.Я. Проппа И.П. Ерёмину о «Повести временных лет» (Предисловие и публикация Б.С. Кагановича)
О традиционализме. Доклад Н.А. Сидоровой на заседании сектора истории Средних веков Института истории АН СССР, 1949 г. (Предисловие и публикация А.Н. Горяинова)
И.Г. Галкова. Сон разума
Ю.П. Зарецкий. С точки зрения туземца
К.А. Левинсон. Почему я не комментатор
И.Г. Галкова. О туземном наследстве
О.Е. Кошелева. Доклад Н.А. Сидоровой и история государства Российского
Религиозная культура средневековья
Жан-Клод Шмитт. Exempla и время (перевод с французского И.Г. Галковой)
М.Р. Майзульс. Реальность символа и символ реальности в визионерском опыте средневековья
Рецензии

Читайте также:  Grammarland путешествие по английской грамматике

Источник

Путешествие как историко культурный феномен

Главная тема выпуска – феномен путешествий в разных культурах, его роль в социальной, интеллектуальной, религиозной и других сферах жизни. Представлены материалы о разных типах путешествий (паломничество, миссия, исследовательское путешествие), охватывающие период от Античности до XX века. Обсуждаются вопросы межкультурных коммуникаций в ходе путешествия, статуса и образа путешественника в разных культурах, семантики и поэтики рассказов о путешествиях. Также в сборнике публикуются статьи о времени в средневековых проповеднических притчах (exempla).

Путешествие как историко-культурный феномен
А.В. Толстиков, О.Е. Кошелева. Homo viator
А.В. Подосинов. Путешествие по античной ойкумене: о принципах организации географического описания в «Хорографии» Помпония Мелы
Ф.Д. Прокофьев. Peregrinatio в океане: аллегория и реальность в «Плавании святого Брендана»
Т.Н. Джаксон. Хольмгардсфари, или туда и обратно
С.И. Лучицкая. Путешествие в Святую землю в XII–XIII вв.: очерк истории повседневной жизни
О.И. Тогоева. Путешествие как миссия в эпопее Жанны д’Арк
Л.А. Пименова. Путешественник, «философы» и «добрые дикари»: экспедиция Ж.-Ф. де Лаперуза, 1785–1788 гг.
С.Е. Фёдоров. «Увидеть Париж и.»: путевые заметки юного англичанина
А.В. Лазарев. Париж иностранцев эпохи ars apodemica (1570–1640 гг.)
М.В. Лескинен. Путешествие по родной стране: описание как способ национальной репрезентации. Финляндия и финны в изображении З. Топелиуса
Г.П. Мельников. «Из Чехии аж на край света»: глобальные интенции малого народа
К.А. Левинсон. Об одной выпавшей странице челюскинской эпопеи
А.В. Толстиков. Испытание терпения: поэтическое описание злоключений шведского посольства в России середины XVII в.
Историк и время
Письмо В.Я. Проппа И.П. Ерёмину о «Повести временных лет» (Предисловие и публикация Б.С. Кагановича)
О традиционализме. Доклад Н.А. Сидоровой на заседании сектора истории Средних веков Института истории АН СССР, 1949 г. (Предисловие и публикация А.Н. Горяинова)
И.Г. Галкова. Сон разума
Ю.П. Зарецкий. С точки зрения туземца
К.А. Левинсон. Почему я не комментатор
И.Г. Галкова. О туземном наследстве
О.Е. Кошелева. Доклад Н.А. Сидоровой и история государства Российского
Религиозная культура средневековья
Жан-Клод Шмитт. Exempla и время (перевод с французского И.Г. Галковой)
М.Р. Майзульс. Реальность символа и символ реальности в визионерском опыте средневековья
Рецензии

Читайте также:  Чудеса света где побывать

Источник

Путешествие как историко культурный феномен

The article considers the Views of L. N. Tolstoy not only as a representative, but also as a accomplisher of the Enlightenment. A comparison of his philosophy with the ideas of Spinoza and Diderot made it possible to clarify some aspects of the transition to the unique Tolstoy’s religious and philosophical doctrine. The comparison of General and specific features of the three philosophers was subjected to a special analysis. Special attention is paid to the way of thinking, the relation to science and the specifics of the worldview by Tolstoy and Diderot. An important aspect is researched the contradiction between the way of thinking and the way of life of the three philosophers.

Tolstoy’s transition from rational perception of life to its religious and existential bases is shown. Tolstoy gradually moves away from the idea of a natural man to the idea of a man, who living the commandments of Christ. Starting from the educational worldview, Tolstoy ended by creation of religious and philosophical doctrine, which were relevant for the 20th century.

This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger’s major works (from Being and Time through the ‘Rector’s Address’ and the ‘Letter on Humanism’ to ‘The Origin of the Work of Art’ and the Spiegel interview), Andrew Haas does not claim that Heidegger is simply being ironic. Rather he argues that Heidegger’s writings make such an interpretation possible — perhaps even necessary.

Heidegger begins Being and Time with a quote from Plato, a thinker famous for his insistence upon Socratic irony. The Irony of Heidegger takes seriously the apparently curious decision to introduce the threat of irony even as philosophy begins in earnest to raise the question of the meaning of being. Through a detailed and thorough reading of Heidegger’s major texts and the fundamental questions they raise, Haas reveals that one of the most important philosophers of the 20th century can be read with as much irony as earnestness. The Irony of Heidegger attempts to show that the essence of this irony lies in uncertainty, and that the entire project of onto-heno-chrono-phenomenology, therefore needs to be called into question.

Источник

Путешествие как историко культурный феномен

В сборнике публикуются материалы круглого стола «Путешествие как историко-культурный феномен», состоявшегося в Институте всеобщей истории РАН в апреле 2008 г. Вниманию читателей предлагаются исследовательские статьи на эту тему и материалы дискуссии, содержащие попытки дать определение феномену путешествия, а также более пространные размышления о теме путешествий в исторических исследованиях и возможных стратегиях ее изучения.

Обращение к ранним рассказам об этом путешествии показывает, что челюскинская эпопея в том виде, как участники рассказали её по свежим следам, была, как это ни удивительно, богаче героическими деяниями, нежели официозная её версия. И поскольку сегодня большая часть описанных выше факторов утратила актуальность, то автаор считает возможным поставить вопрос о том, чтобы вернуть в рассказ страницу, незаслуженно выпавшую из него.

В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.

Материалы ежегодного международного научного форума, посвященного актуальным проблемам гуманитаристики.

This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger’s major works (from Being and Time through the ‘Rector’s Address’ and the ‘Letter on Humanism’ to ‘The Origin of the Work of Art’ and the Spiegel interview), Andrew Haas does not claim that Heidegger is simply being ironic. Rather he argues that Heidegger’s writings make such an interpretation possible — perhaps even necessary.

Heidegger begins Being and Time with a quote from Plato, a thinker famous for his insistence upon Socratic irony. The Irony of Heidegger takes seriously the apparently curious decision to introduce the threat of irony even as philosophy begins in earnest to raise the question of the meaning of being. Through a detailed and thorough reading of Heidegger’s major texts and the fundamental questions they raise, Haas reveals that one of the most important philosophers of the 20th century can be read with as much irony as earnestness. The Irony of Heidegger attempts to show that the essence of this irony lies in uncertainty, and that the entire project of onto-heno-chrono-phenomenology, therefore needs to be called into question.

Источник

/История

Утверждено к печати Учёным советом Института всеобщей истории РАН

Формат 60×90 1/16. Печать офсетная

Главная тема выпуска — феномен путешествий в разных культурах, его роль в социальной, интеллектуальной, религиозной и других сферах жизни. Представлены материалы о разных типах путешествий (паломничество, миссия, исследовательское путешествие), охватывающие период от Античности до XX века. Обсуждаются вопросы межкультурных коммуникаций в ходе путешествия, статуса и образа путешественника в разных культурах, семантики и поэтики рассказов о путешествиях. Также в сборнике публикуются статьи о времени в средневековых проповеднических притчах (exempla). В отделе рецензий читатель найдёт обзор новых изданий по истории, вышедших в России и за рубежом.

Для историков, историков культуры, студентов, специалистов в области гуманитарного знания и более широкой аудитории.

Источник

Оцените статью
Одиссей. Человек в истории. 2009: Путешествие как историко-культурный феномен
Научное издание
Чубарьян А. О., ред.
, , , , , ,
серия — Одиссей. Человек в истории
цена: 900.00 руб
Р е ц е н з е н т ы:
д-р ист. наук И. Г. Коновалова
д-р ист. наук С. И. Данченко

ключевые слова — путешеств, паломн, межкультурн, проповедническ, притч, exempla, географ, хорограф, помпон, плаван, брендан, хольмгардсфар, свят, мисс, экспедиц, лаперуз, париж, топелиус, челюскин, посол, тузем, визионер, средневеков