- «Игры-путешествия, как эффективное средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
- ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ, КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Игра-путешествие, как форма развития познавательной активности детей. консультация по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
«Игры-путешествия, как эффективное средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Авторы: Прокопьева Татьяна Викторовна, старший воспитатель, Кулагина Нина Степановна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N77 «Сказка» г.Якутск.
1 слайд:
Тема: «Игры-путешествия, как эффективное средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».
2 слайд:
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет девятьпринципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы обозначили одним из основополагающих принципов дошкольного образования – принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, то есть через интеграцию образовательных областей с их спецификой и возможностями. А так же принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
3 слайд:
Педагогическая деятельность ДОУ основывается на следующих нормативно-правовых документах. Данная нормативно-правовая база позволяет осуществлять педагогический процесс с дошкольниками наиболее эффективно и планомерно.
4 слайд:
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Приоритетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются игровые технологии. Поддержка инициативы ребенка, формирование его познавательных интересов и познавательных действий осуществляется в различных видах деятельности. Интеграция образовательных областей позволяет это осуществлять при помощи игровых технологий.
5 слайд:
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. Так с помощью игры выявляются индивидуальные особенности детей, устраняются нежелательные проявления в характере, и развиваются необходимые компоненты для успешного обучения: интеллектуальный (развитие умственных способностей детей), мотивационный (желание узнать новое), практический (применение полученных знаний и умений в жизни).
6 слайд:
Построение интегративного педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: совместные творческие проекты, праздники, наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации, сюжетно-ролевые игры и т.д., но более подробно мы остановимся на играх-путешествиях, как эффективном средстве развития познавательной активности и инициативы детей в различных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
7 слайд:
В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются – интеллектуальные интересы. Формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, ориентироваться в пространстве, делать правильные выводы. Все это в дальнейшем будет способствовать успешному обучению в школе. В связи с этим, проблема развития познавательной активности дошкольников, на сегодняшний день, приобретает все большую актуальность.
8 слайд:
Целью нашей работы является повышение уровня познавательной активности дошкольников посредством игр-путешествий.
Задачи:
- Развитие и активизация познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста;
- Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи;
- Создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности.
9 слайд + 10 слайд:
Практическая значимость и новизна нашей работы заключается в том, что использование игр-путешествий в условиях современных дошкольных образовательных учреждений позволяет воспитателю эффективно решать ряд вопросов, связанных с развитием познавательной активности и инициативы детей в различных видах деятельности, посредством интеграция образовательных областей.
10 слайд:
Игры-путешествия – имеют сходство со сказкой, её развитием и чудесами. Они отражают реальные факты и события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.
11 слайд:
Цель игры-путешествия – усилить впечатление, предать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание де6тей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Например, такие игры-путешествия, как «Алиса в стране чудес», «Путешествие в страну Выдумляндию», «В гости к Фиксикам».
12 слайд:
Благодаря играм-путешествиям у детей более эффективно развиваются такие психические процессы, как внимание, память, воображение, восприятие. Перед детьми ставятся такие задачи, как преодоление трудностей и достижение успеха, что способствует развитию логического мышления. Игры-путешествия вызывают интерес и активное участие в развитии сюжета игры, дети стремятся овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
13 слайд + 14 слайд (слайд-шоу):
Игра-путешествие – игра действия, мысли, чувства ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. Например игра «Волшебная дорога». Мы представляем вам эту игру в виде технологической карты. Используя слайды мультимедиа, детям интересно выполнять ряд заданий, чтобы собрать по частям геометрическую фигуру. (показ 14 слайда)
15 слайд:
В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, прояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Например в игре «Задачки от божьих коровок» дети получают геометрическую фигуру – овал.
16 слайд + 17 слайд:
В игре «Танцы со Шляпником» мы с детьми и танцуем, и слушаем музыку, сюда включены задания на внимание, на умение работать группами, умение договариваться. Анализ данной игры представлен в виде технологической карты.
18 слайд + 19 слайд:
Игра «Собери кролика» является итоговой. В конструктивной деятельности дети показывают свое умение работать по образцу, решать логическое задание-загадку, действовать в коллективе. Данная игра так же представлена в виде технологической карты.
20 слайд:
Таким образом, основываясь на методические разработки таких авторов, как Артемова Л.В, Деркунская В.А., Смоленцева А.А., мы использовали следующие критерии диагностики познавательной активности детей: наличие познавательного интереса, активность мыслительной деятельности, умение самостоятельно решать поставленные задачи, проявление самостоятельности в процессе поиска ответов, сохранение работоспособности. Нами были выявлены следующие результаты.
21 слайд:
На начало учебного года из 34 детей, высоким уровнем познавательной активности обладали 9 детей, что составляло 26%; средним уровнем познавательной активности – 20 детей, что составляло 58%; и низкий уровень познавательной активности наблюдался у 5 детей, что составляло 16%.
По итогам мониторинга во втором полугодии высоким уровнем познавательной активности владеют 13 детей, что составляет 28%; и средним уровнем познавательной активности – 21 ребенок, что составляет 62%.
22 слайд:
Итак, результаты мониторинга убеждают в значимости организации и проведении игр-путешествий в качестве средства развития познавательной активности детей. А оценка результатов свидетельствует о том, что игры-путешествия для развития инициативы детей в различных видах деятельности, для формирования познавательных интересов и познавательных действий старших дошкольников, являются весьма эффективными.
23 слайд:
Спасибо за внимание!
Источник
ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ, КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Сохранение и укрепление здоровья, гарантия психологического комфорта, эмоционального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ, КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
МДОУ № 8 «Тополёк»
Воспитатель: Васенина И.В.
Мы работали по программе воспитания и обучения в детском саду, под редакцией Васильевой, Комаровой и Гербовой. Данное издание является усовершенствованным вариантом программы воспитание и обучения в детском саду под редакцией Васильевой. В программе меня привлекает то, что она позволяет решать многие проблемы воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Сохранение и укрепление здоровья, гарантия психологического комфорта, эмоционального благополучия.
Решение проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой, обеспечение поступательного развития ребёнка от трёх до десяти лет.
Сохранение самоценности дошкольного детства, формирование личностных качеств. А самое главное – детям предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала. Они узнают новое, размышляют над тем, что уже вошло в их опыт. Учатся выражать своё отношение к происходящему.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей программы значение имеют: забота о здоровье, эмоциональное благополучие, своевременное всестороннее развитие.
Физическое воспитание в группе осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и в повседневной жизни детей. В группе создана обстановка, способствующая формированию навыков личной гигиены. Детей учим осозновать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомим с элементарными правилами безопасного поведения.
В процессе развития у детей различных видов деятельности: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, речи, развития любознательности, дети погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в путешественников, обитателей подводного царства, полярников,, знаменитых русских полководцев и т.д. В таких играх решаются самые разные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, истории мира, России, знакомятся с культурой и традициями, обычаями народов мира. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать и читать. Организация и проведение игр напоминают подготовку к театральному спектаклю. Главное отличие – отсутствие зрителей. Здесь только участники. Всё это позволяет сформировать положительное отношение детей к обучению в школе. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и надолго.
Такие игры – путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
Источник
Игра-путешествие, как форма развития познавательной активности детей.
консультация по теме
Игра – путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-puteshestvie.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра- «путешествие», как форма развития
познавательной активности детей.
Воспитатель МБДОУ Ярский детский сад №3 «Улыбка»
Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника – обследовательской, предметно-манипулятивной, познавательной. Особое значение имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон действительности.
Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло – вот что необходимо в процессе обучения и для развития познавательной активности. Практика обучения показала, что на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Игра – путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия.
Эти игры объединяют то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции), т.е. эффективность во многом определяется руководством детской деятельности со стороны педагогов и организаторов игры-путешествия.
Именно через них дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей действительности.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушаю пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была более полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, и возможные ролевые и игровые действия).
Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в которой она протекает (например, заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов). Это могут быть различные слова и действия : «Уважаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте легкие одежды на себя, чтобы палящее солнце пустыни не сожгло бы вашу кожу, чтобы вы не получили солнечного удара (при этом сам руководитель изображает, как он надевает на себя головной убор, ветровку, проверяет, как сделали тоже самое туристы). Проверить, у всех ли есть фляги с водой: нам предстоит длительный переход по безводной пустыне, наверняка захочется пить».
Шагая во время воображаемой экскурсии по болотистому месту, руководитель прости экскурсантов поднимать повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалится (при этом сам делает то, что нужно).
Отправляясь в зимний лес, воспитатель просит всех потеплее одеться, получше завязать шапки, чтобы не замерзнуть.
Во время воображаемого похода напоминает, чтобы не снимали варежки, прости растереть щеки, чтобы их не отморозить, постучать ногами, чтобы разогреть их.
Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику.
Например, в игре «Посещение зоопарка» воспитатель исполняет роль директора зоопарка, дети – роль посетителей (это главные роли). Сопутствующие роли – это шофер автобуса, на котором едут посетители; кассир, который проверяет и отбирает билеты, напоминает о правилах осмотра зверей; буфетчица, которая продает мороженое, конфеты и т.д.
Атрибутикой в игре является роль автобуса, касса, деньги, билеты, мороженое, конфеты, фартук и кокошник буфетчицы, пиджак т очки директора (для его солидности). Если все это будет подготовлено, а дети будут знать, как исполнять роли, то игра станет интересной, полноценной – программное содержание занятия (ознакомление детей с животными зоопарка и условиями их содержания) воспитателю в роли директора нетрудно реализовать.
В играх-путешествиях большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей. «Оптические приборы», ограничивая объективом пространство обзора, создают хорошие визуальные условия для наблюдения, для рассматривания новых объектов. Фотографировать, смотреть в бинокль или подзорную трубу – это игровые действия, которые помогают удерживать детей в пространстве игры.
Фотоаппарат обладает еще одним игровым преимуществом: дети не только фотографируют объекты, но и «проявляют» потом фотографии – рисуют и тем самым отражают свои впечатления, что ценно как в познавательном, так и эмоциональном плане.
Игры-путешествия рекомендуется использовать со средней группы. Практика показала, что оценить работу детей целесообразнее по ходу игры, а не в конце ее. При этом будет лучше, если замечания и подсказки (как исправить то или иное положение) будут исходить не от педагога, а от игрового персонажа. Указывая ребенку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создает для игрового персонажа. Такая форма занятий способствует естественному переходу учебного занятия в игру. От лица персонажа игры воспитатель может предложить выполнить те или иные действия, которые будут способствовать формированию или закреплению нужных навыков и умений. В игре-путешествии ребенок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценить выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств. Принимая определенную роль и действуя в ней, ребенок спокойно воспринимает критические замечания в свой адрес, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата.
В старшем дошкольном возрасте особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно обучить детей взаимодействию друг с другом. Работа по данному направлению начинается с постановки единой цели для всех, с объяснения в необходимости сотрудничества, с формирования заинтересованного отношения к общему действию.
Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени – это не опасно, т.к. качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Темы для путешествий могут быть разнообразными. Выбор зависит от непосредственного окружения, в котором живут дети, от их возраста, возможности показать те или иные предметы.
«Типы исследований»: путешествие по карте, путешествие по «реке времени» доступны и интересны дошкольникам, позволяют им занять активную исследовательскую позицию.
Путешествия инициируются взрослым, но органично принимаются ребенком. Создается благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи:
*Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира, частях света и родной стране);
*Путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта).
Темы, связанные с представлениями о живой и неживой природе, о социальных явлениях, рукотворном мире, а также некоторые основы географических и исторических представлений.
Источник