Путешествие композитора по италии

Музыкальное путешествие в Италию. По произведениям Дж.Верди
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Настоящая работа в игровой форме знакомит дошкольников с музыкой Дж.Верди. Музыукальной культурой Италии эпохи этого великого композитора.

Скачать:

Вложение Размер
verdi.doc 227.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №17 «Чебурашка»

Луховицкий район Московской области посёлок Сельхозтехника

Конспект комплексного занятия для детей 5-6-ти лет

« Музыкальное путешествие в Италию»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ИТАЛИЮ

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ДЖ.ВЕРДИ.

Цель: Познакомить детей с музыкальной культурой Италии и творчеством Дж.Верди.

1.Расширить музыкальный кругозор детей;

2. Расширить объём знаний о классической музыке;

3.Поддержать стремление самостоятельно искать средства для выражения своих эмоций (музыкально-игровая, музыкально-танцевальная импровизации);

4. Воспитание чувства толерантности.

Разучивание песни «Мечты» , муз. и сл. Л.Олифировой // «Дошкольное воспитание» 1998-№3-с.136.

Знакомство с музыкальными терминами на итальянском языке.

Материал и оборудование:

Портрет Дж.Верди, магнитофон, DVD-установка. Фильмы-оперы: «Аида», «Травиата», игровые пазлы с изображениями музыкальных инструментов.

Под музыку «Итальянской польки» С.Рахманинова дети входят в зал, садятся на стулья.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилась музыка, под которую вы вошли в зал? Какое она создала у вас настроение?

Дети: Радостное! Праздничное!

Музыкальный руководитель: Думаю, что это настроение останется у нас на протяжении всего занятия, а сейчас мы музыкально поприветствуем друг друга.

Поёт по ступеням звукоряда: «Здравствуйте ребята!»

Дети поют по трезвучию: «Здравствуйте!»

Музыкальный руководитель Дети, а вы любите мечтать?

Музыкальный руководитель: Давайте споём песню, которая так и называется: «Мечты».

Дети исполняют песню «Мечты», муз. и сл. Л.Олифировой // «Дошкольное воспитание» 1998-№3-с.136

Музыкальный руководитель Вы спели: «Мечтаю о дальних я странах».

Давайте совершим музыкальное путешествие в далёкую, чудесную страну. А в какую вам подскажет музыка .

Исполняет «Итальянскую песенку» из «Детского альбома» П.И.Чайковского

Музыкальный руководитель В какую же страну мы отправимся?

Музыкальный руководитель Конечно, потому, что я сыграла вам «Итальянскую песенку» из «Детского альбома» П.И.Чайковского, а полетим мы туда на самолёте.

Попевка: «Серебристый лайнер — самолёт

Скоро отправляется в полёт»

Наш полёт окончен. Мы ступили на благословенную землю Италии. Прекрасная, чудная страна Италия. Там светит ласковое солнце, плещут волны тёплого моря, зреют гроздья винограда. А знаете, почему мы оказались в Италии? Потому, что это Родина великого итальянского композитора Джузеппе Верди. А кто такой композитор?

Дети: Это человек- мастер, который сочиняет музыку.

Музыкальный руководитель Правильно, очень давно, более 200 лет назад в маленькой итальянской деревушке родился мальчик Джузеппе. И никто не знал, что когда он вырастет, то станет великим композитором, прославит свою родину, сочинит оперы, которые будут ставиться во всех музыкальных театрах мира. А что такое опера?

Дети: Это музыкальный спектакль, где все поют.

Музыкальный руководитель: Верно. Но не только поют. Опера — большое музыкальное действие, которое длится несколько часов, в нём участвуют и большой оркестр, и певцы, и хор. Действие происходит на огромной сцене, украшенной декорациями, все оперные артисты в красивых костюмах. С помощью световых эффектов на сцене может быть и раннее утро и глубокая ночь. А вы хотите посмотреть и послушать оперу? Садитесь перед телевизором, внимательно смотрите и слушайте. Действие оперы «Аида» происходит в Древнем Египте. Храбрый полководец возвращается с войны, он победил, народ радостно приветствует своего героя.

Смотрят видео-отрывок и «Марш» из фильма-оперы «Аида».

Музыкальный руководитель: Какое настроение передавала музыка.

Дети: Торжественное, героическое.

Музыкальный руководитель: Какие музыкальные инструменты вы услышали?

Дети: Трубы, барабаны.

Музыкальный руководитель: Да. Верди восстановил большие древние трубы. Когда они внезапно громко затрубили на репетиции, другие музыканты встали и испуганно оглянулись. С тех пор эти трубы так и называются – «египетские трубы».

А теперь антракт. Это перерыв в театре между действиями. Мы отдохнём и поиграем.

Музыкально-игровая импровизация: «Говорим по- итальянски» Музыкальный руководитель говорит музыкальные термины по-итальянски. Дети изображают их движениями.

Piano- тихие хлопки;

Legato-плавные движения рук;

Staccato- «щелчки» пальцами;

Dolce- гладят друг друга;-

Presto- быстрое поочерёдное похлопыванье ладонями по коленям.

Музыкальный руководитель: После отдыха в антракте нас ждёт другая опера. Верди назвал её «Травиата». Эта опера о несостоявшейся любви. Молодые люди, которые очень любят друг друга, спешат на встречу, мечтают о ней. А теперь вспомним слова из песни, с которой начиналось наше путешествие: «Мечтателей и фантазёров…» Давайте пофантазируем, какую же музыку мы сейчас услышим: печальную или радостную, взволнованную или спокойную, светлая или мрачная.

Музыкальный руководитель: А теперь посмотрим и послушаем, правильно ли мы угадали.

Смотрят видео-отрывок из начала 2-го акта фильма-оперы «Травиата » реж.Ф. Дзеффирелли.

Музыкальный руководитель: Понравился вам отрывок из «Травиаты»? Мы правильно отгадали характер музыки?

Музыкальный руководитель: Героиня оперы «Травиата» очень любила цветы. Пусть девочки красиво потанцуют с цветами, а мальчики будут им подыгрывать на скрипках.

Танцевальная импровизация: под музыку Дж.Верди из увертюры к опере «Травиата»

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним инструменты симфонического оркестра.

1.Показывает изображения инструментов симфонического оркестра. Дети их называют.

2.Дети по принципу пазлов собирают: 1-изображение трубы, 2- скрипки.

Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие. Нам пора возвращаться.

Попевка: «Серебристый лайнер — самолёт

Скоро отправляется в полёт»

Музыкальный руководитель: Музыку какого великого итальянского композитора мы с вами слушали?

Дети: Джузеппе Верди.

Музыкальный руководитель: Что такое антракт?

Дети: Перерыв в театральном действии

Музыкальный руководитель: Какие музыкальные произведения сочинял Верди? Балеты? Оперы? Симфонии?

Музыкальный руководитель: Мне хочется пожелать вам, когда вы вырастите и станете совсем взрослыми и может быть попадёте в оперный театр, вспомните наше занятие и прекрасную музыку Дж.Верди. Старшие ребята-школьники, которым я тоже рассказывала о жизни и творчестве Дж. Верди, сделали мне в подарок вот такие красивые названия его опер, давайте с ними все вместе сфотографируемся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область – формирование целостной картины мира, для подготовительной к школе группы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности. «Путешествие в Италию» для старшей группы.

по программе Алеева.

Конспект и презентация к программе «Дошколята вокруг света», направленной на ознакомление с разными странами, развитию умения работать в команде, развитию познавательного интереса.

Побывав на Родине Буратино,дети с удовольствием приготовили пиццу для колобка и своих друзей.

Данное мероприятие предназначено для детей старших и подготовительных к школе групп.

Игра путешествие позволяет в интересной форме познакомить детей с разными странами .

Источник

Музыкальное путешествие в Италию

Музыкальное путешествие в Италию

Содержание:

  1. Италия — страна хранительница величайших культурно исторических ценностей (краткий художественно исторический экскурс).
  2. Италия — родина оперы, родина бельканто.
  3. Чудо-город Венеция.
  4. Музыкальное посвящение М. Глинки — романс «Венецианская ночь».
  5. Знакомство с жанром баркаролы.

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь» (слушание);
  2. Н. Паганини. «Каприс» № 24 (ля минор);
  3. П. Чайковский. «Итальянское каприччио» (по желанию педагога);
  4. «Санта Лючия». Итальянская народная песня (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира.
  2. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
  3. Воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении.

Сегодня мы совершим музыкальное путешествие в прекрасную Италию – страну южных морей и гор, залитых солнцем долин, садов и виноградников.

Древняя Италия по праву считается хранительницей величайших исторических и художественных ценностей.

Почти в каждом городе страны мы можем увидеть великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и памятники.

С Италией связаны имена гениев мировой художественной культуры. Среди них Петрарка и Данте (литература), Леонардо да Винчи и Рафаэль (изобразительное искусство), Верди и Паганини (музыка).

Многие иностранные композиторы стремились побывать в Италии – на родине оперы, родине прекрасного пения – бельканто (bel canto по-итальянски — прекрасное пение).

Вы знакомы с творчеством русского композитора, основоположником русской классической музыки. М. И. Глинка создал основы русского музыкального языка.

Композитор Глинка родился недалеко от города Смоленска. Существует легенда о том, что в момент рождения мальчика в саду запел соловей, и это словно определило жизненный путь ребёнка – быть ему музыкантом.

Музыка М. Глинки полна народности, музыковед В. Стасов пояснял, откуда в творчестве композитора эта черта: «Глинка родился, провёл первые годы и получил первое своё образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности. Которые, не существуя в наших городах, сохранились лишь в сердце России». М. Глинка был первым русским композитором, который сочинил оперы, балетную музыку и симфонии, ставшие классическими, т. е. образцовыми. Вот почему М. Глинка считается первым русским композитором.

Но профессионально музыке Михаил Иванович Глинка учился в Италии, тогда в России не существовало своих учебных заведений для музыкантов. И занимался Глинка так старательно и хорошо, что вскоре обогнал своих педагогов, и они сами почтительно стали называть его «маэстро», что означает «учитель». В память о своём пребывании в Италии Глинка сочинил замечательный романс, который называется «Венецианская ночь».

Посмотрите на рисунок – на нём изображён итальянский город Венеция. Это очень необычный город, вместо привычных улиц там водные каналы, по которым неспешно и плавно скользят длинные гондолы (гондола – венецианская лодка). И в Венеции принято, чтобы гондольеры (лодочные гребцы) непременно пели песни. Эти песни получили название «баркарола». Слово «баркарола» в переводе на русский язык и означает «песня лодочника». Слово «лодка» на итальянском языке произносится как «барка».

Мелодия баркаролы нежная, лирическая, темп спокойный. Однообразный ритмический рисунок вызывает ощущение лёгкого покачивания.

В стиле баркаролы написан и нежный, мечтательный романс М. Глинки «Венецианская ночь». В музыке романса вы услышите переливы волн, звуки воды, которая стекает с вёсел.

И ещё Венеция славится своими карнавалами, которые длятся несколько дней и ночей подряд. Вот о таком венецианском карнавале и пойдёт речь в романсе М. Глинки.

Послушайте начало этого романса.

Ночь волшебница дышала
Светло-южною красой,
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной.
Окружён волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зелёных берегов.

Вслушайтесь в музыку романса, в его слова.

Слушание: М. Глинка. Романс «Венецианская ночь».

  1. Какой характер у романса? (Изящный, изысканный, утончённый, нежный.)
  2. В каком жанре сочинил композитор этот романс?
  3. Как переводится слово «Баркарола»?
  4. В каких жанрах создавал музыку М. И. Глинка?
  5. Какая музыка М. И. Глинки вам запомнилась больше всего?
  6. Что рисует сопровождение романса?

Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого итальянского композитора, автора произведений для скрипки по имени Никколо Паганини.

Паганини славился как виртуозный мастер игры на скрипке и сочинил для неё много разных пьес. Его произведения казались настолько сложными, что играть их мог только он сам. Имя Паганини было овеяно легендами. Люди, которым доводилось слушать его игру, не верили такому мастерству, говорили, что смычком Паганини водит сам дьявол. У Паганини было много завистников, не раз перед концертом ему старались навредить – обрывали струны у скрипки. Но мастерство этого скрипача было так велико, что он умудрялся свои сочинения исполнять даже на одной струне.

Познакомьтесь с одним из самых знаменитых произведений Н. Паганини, оно называется «Каприс». Обратите внимание на форму музыки и её развитие.

Слушание: Н. Паганини. «Каприс».

  1. Попробуйте спеть лейтмотив «Каприса» Н. Паганини.
  2. Повторялся ли лейтмотив в течении пьесы? (Да.)
  3. Менялся ли он в своём оформлении? (Да.)
  4. Как называется такая музыкальная форма? (Вариации.)
  5. Назовите автора этого произведения.
  6. Паганини был не только великим композитором, но и великим исполнителем. На каком музыкальном инструменте он играл?
  7. Как называется музыкант, который блестяще играет на музыкальном инструменте? (Виртуоз.)
  8. Надо ли быть виртуозом, чтобы исполнять сочинения Н. Паганини? (Да.)
  9. В какой стране родился и жил Н. Паганини? (В Италии.)

Запомни!
Баркарола

Вопросы и задания:

  1. Что в музыкальном путешествии по Италии вам запомнилось больше всего? Почему?
  2. Что такое баркарола? Каковы её особенности?
  3. Какие картины возникают во время прослушивания романса М. Глинки «Венецианская ночь»?
  4. Что, по-вашему, изображает ритм в этом романсе?

Дополнительный материал

Пётр Ильич Чайковский в 1879 -1880 годах жил в Италии.

Внимательно вслушивался композитор в итальянскую народную музыку, распеваемую уличными певцами. Особенно запомнился многодневный яркий, красочный карнавал (правда, немало утомивший своим шумом, «беснованием»). Под его впечатлением Чайковский решил написать фантазию на народные темы для симфонического оркестра — «Итальянское каприччио». Он хотел, чтобы весёлая, светлая пьеса возбуждала жажду жизни, охоту танцевать и веселиться.

Слушание: П. Чайковский. «Итальянское каприччио».

Открывается эта одночастная пьеса звуками фанфары — сигнала, который Пётр Ильич слышал ежедневно в Риме из военных казарм, находившихся рядом с его отелем. За медленным вступлением следуют, сменяя один другого, эпизоды, контрастные по настроению: то грустные, печальные, то празднично приподнятые, светлые, то песенные, то танцевальные.

Произведение состоит из нескольких танцев, следующих один за другим без перерыва, каждый из которых основан на мелодии, услышанной композитором в Италии, начиная с имитации военного духового оркестра и знаменитой неаполитанской песни — до захватывающей тарантеллы в финале.

В презентации использованы фото достопримечательностей Италии, репродукции картин художников Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рубенса Санторо, Ивана Айвазовского, Уильяма Тёрнера, Эмилио Фоссати и др.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Венецианская ночь
Паганини. Каприс для скрипки № 24
Чайковский. Итальянское каприччио, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Источник

Читайте также:  Подушка воротник для путешествий сшить своими руками
Оцените статью