Путешествие которого не было 2005

Путеводитель по 57-й биеннале современного искусства

Алисия Кваде. «Часть вместо целого». Основной проект биеннале современного искусства в Венеции

Фото: Andrea Avezzu/La Biennale di Venezia

Провозгласив лозунг «Да здравствует живое искусство!», 57-я Венецианская биеннале неожиданно заявила, что желает быть художественной выставкой, а не очередной ооновской конференцией по вопросам судеб мира, все участники которой, посетив положенное количество банкетов, разъезжаются по домам с чувством выполненного долга. Анна Толстова изучила главные проекты биеннале и обнаружила, что в параллельной и перпендикулярной программах хорошие персональные выставки преобладают над групповыми — живое искусство побеждает бюрократический формат

Центральный павильон в Джардини, Арсенал

Группа The Play
Фото: Italo Rondinella/La Biennale di Venezia

Маха Маллух. «Плохой», из серии «Пища для размышлений», 2016 год
Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia

Дэн Миллер
Фото: Italo Rondinella/La Biennale di Venezia

Кики Смит
Фото: Francesco Galli/La Biennale di Venezia

Чиприан Мурешан
Фото: Francesco Galli/La Biennale di Venezia

Группа ОНО
Фото: Italo Rondinella/La Biennale di Venezia

Мишель Стюарт
Фото: Italo Rondinella/La Biennale di Venezia

Франц Эрхард Вальтер
Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia

Выставка главного куратора Центра Помпиду Кристин Масель — тот редкий случай, когда основной проект биеннале стоит смотреть не для галочки. И проект этот показывает, чем так называемые независимые кураторы отличаются от кураторов музейных. Если присмотреться к этикеткам на выставках независимых, там частенько попадаются фразы вроде «с любезного разрешения галереи Гагосяна», видимо, подчеркивающие независимость кураторского вкуса. У Кристин Масель на этикетках — много новых и хорошо забытых старых имен художников (из 120 участников 103 впервые появляются на главной выставке в Венеции), но зато под ними идут имена не столь громких галерей и коллекций. Кроме того, независимому куратору положено заявить прогрессивную политическую позицию, а Кристин Масель говорила, что всего лишь хочет прислушаться к голосу самого искусства и позволить ему жить полной жизнью.

Куратор не обещала коллективного высказывания по проблемам беженцев и миграции, но достаточно одной только работы японца Симабуку «Помнят ли снежные обезьяны о снежных горах?», чтобы задуматься об этом не на три минуты. В начале 1970-х в Техас привезли японских макак — они выжили, приспособились к жаре, научились есть кактусы и драться со змеями, сделались крупнее и сильнее, словом, обамериканились. Симабуку привозит им в Техас снежный сугроб, надеясь пробудить в эмигрантах ностальгию. Куратор не рассуждала об инклюзии, так что мы можем и не узнать, что великий американский абстракционист Дэн Миллер — аутист и совсем не разговаривает. Не каялась в преступлениях западного колониализма — эпические рисунки Канангинака Путугука оказались на биеннале вовсе не потому, что он инуит. Не обещала открыть новые территории — работы хорвата Младена Стилиновича, словенской группы OHO, румына Чиприана Мурешана и художника из Любляны Вадима Фишкина взяты не ради того, чтобы «достойно представить» Восточную Европу. Куратор не выдвигала феминистских лозунгов — видимо, поэтому она показала так много замечательных художниц, от знаменитой Кики Смит до малоизвестных Махи Маллух, первой женщины Саудовской Аравии, которой разрешили выставляться публично, и Мишель Стюарт, пионерки ленд-арта, совершенно затертой мужским большинством нью-йоркского концептуализма. Кстати, об оставшихся в тени и затерянных на страницах большой истории искусства — их тут тьма тьмущая, и обладатель «Золотого льва» 78-летний немецкий концептуалист Франц Эрхард Вальтер, чьи перформативные объекты и инсталляции сравнительно недавно стали появляться в музеях и на выставках, тому пример.

Под живым искусством здесь, конечно, понимается не столько воскресшее из небытия, сколько процессуальное, длящееся во времени: перформанс, видео, саунд-арт, лабиринтообразные инсталляции, практики художественного взаимодействия со зрителем. С этим связано последнее отличие хорошего музейного куратора от плохого независимого: экспозиция Кристин Масель, и сама по себе живая, обладает внутренним ритмом и рифмами, так что ни в одном из видеобоксов вы не найдете мирно похрапывающего посетителя — несмотря на то, что на входе вас как раз встречал демонстративно спящий художник Младен Стилинович.

Джардини

Анна Имхоф, «Фауст», 2017 год
Фото: Francesco Galli/La Biennale di Venezia

Анна Имхоф, «Фауст», 2017 год
Фото: Francesco Galli/La Biennale di Venezia

И еще один редкий случай: «Золотого льва» получил павильон, отстоящий от всех прочих как небо от земли. Прогрессивная критика, промаявшись в огромной очереди на вход под лай доберманов, сторожащих павильон, словно концлагерь, и не поняв, что стала частью художественного замысла, уже кричит о фашизме, но «Фауст» 38-летней художницы из Франкфурта-на-Майне Анне Имхоф, похоже, предусматривает и такую реакцию. Все германские мифологии — от «Фауста» Гете до Gesamtkunstwerk’а Вагнера, от всевозможных «железных кулаков» до «красноармейского» 1968-го, от Бойса до Фассбиндера — соединились в этом синтетическом произведении искусства. Живопись, скульптура, архитектура, разделившая прозрачным и непрозрачным стеклом пространство павильона на разные уровни, музыка и, главное, 4-часовое хореографическое действо в духе «не-танца» — все это заставляет публику слиться с танцевально-перформативной труппой в коллективное тело. И, сделавшись частью этой социальной скульптуры, каждой клеточкой тела почувствовать все, что растворено в сегодняшнем обществе: агрессию, эротизм, отчуждение, растерянность, фаустовскую тоску по вечной молодости.

Джардини

Рядом с павильоном Германии все остальные теряются, но это не значит, что на биеннале нечего смотреть. Любителям умного и негрантового политического искусства предназначен павильон Ирака с выставкой «Архаика»: древности, модернизм и работы современных художников — Сакара Слемана, Садика Кваиша Альфраджи, Шерко Аббаса, Али Аркади, а также примкнувшего к ним Франсиса Алюса — с живописью и видео, сделанными в прошлом году в Мосуле и показывающими, что, пока весь мир оплакивает иракские древности и великое прошлое, страна теряет свое настоящее и будущее. Из политически грамотного, но небанального искусства — павильон Мексики с работой Карлоса Аморалеса, выдумавшего новый клинописный язык для рассказа о трагедии миграции, и павильон дебютировавшего в Венеции Кирибати с видеоинсталляцией Kairaken Betio Group, остроумно обыгрывающей колониальные стереотипы и в то же время говорящей об угрозе затопления тихоокеанских атоллов, на которых расположена маленькая республика.

Поклонников классики современного искусства порадуют павильоны Румынии с ретроспективой Джеты Братеску (экспозиция в двух частях — в павильоне в Джардини и в Румынском институте в Каннареджо) и павильон Австралии с новой кинофотопоэмой Трейси Моффатт. Жаждущим всего молодежного, постинтернетного и научно-фантастического стоит заглянуть в павильон Эстонии ради выставки Кати Новичковой и в павильон Италии ради инсталляции Роберто Куоги. А ценителей чистой поэзии ждет павильон Грузии с прекрасной работой Важико Чачхиани — настоящим старым домом, привезенным со всей обстановкой из грузинской глубинки, домом воспоминаний, в котором вечно идет дождь. Что же до героически отстоявших очередь в павильон Германии, им рекомендуется постоять и в павильон Японии — чтобы оценить чувство юмора Такахиро Ивасаки, художника из Хиросимы.

Палаццо Контарини-Полиньяк

Future Generation Art Prize 2017

Авторитет международной премии фонда Виктора Пинчука для молодых художников таков, что ее стремятся посетить музейные и независимые кураторы, критики и галеристы всего мира. И вовсе не потому, что их приезд или публикации в ведущих журналах по искусству оплачены олигархическим капиталом. Судите сами: специального упоминания жюри биеннале в этот раз удостоился павильон Бразилии — страну представляла Синтия Марселле, ставшая первой лауреаткой Future Generation Art Prize в 2010-м. Премия вручается всего в четвертый раз, но за этот недолгий срок из ее шорт-листов и призеров образовался своего рода клуб лучших художников поколения тридцати-сорокалетних. В этом году все призы достались африканским художницам: главный — Динео Сеши Бопапе из ЮАР, а специальный и абсолютно заслуженный — Фиби Босуэлл из Кении. Кроме них стоит обратить внимание на саунд-скульптуру бразильянки Вивиан Каккури и так или иначе связанные с видео работы китайца Ли Рана, датчанина Кристиана Фальснеса и грузина Важико Чачхиани, полюбившегося многим по павильону Грузии.

Источник

Что смотреть в Венеции

Путеводитель по 57-й биеннале современного искусства

Алисия Кваде. «Часть вместо целого». Основной проект биеннале современного искусства в Венеции

Фото: Andrea Avezzu/La Biennale di Venezia

Группа The Play

Фото: Italo Rondinella/La Biennale di Venezia

Маха Маллух. «Плохой», из серии «Пища для размышлений», 2016 год

Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia

Фото: Italo Rondinella/La Biennale di Venezia

Фото: Francesco Galli/La Biennale di Venezia

Фото: Italo Rondinella/La Biennale di Venezia

Фото: Italo Rondinella/La Biennale di Venezia

Франц Эрхард Вальтер

Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia

Фото: Francesco Galli/La Biennale di Venezia

Павильон Германии. Анна Имхоф, «Фауст», 2017 год

Фото: Francesco Galli/La Biennale di Venezia

Павильон Германии. Анна Имхоф, «Фауст», 2017 год

Фото: Francesco Galli/La Biennale di Venezia

Алигьеро Боэтти. «Самолеты», 1989 год

Фото: Collection Carmignac, Paris

Алигьеро Боэтти. «Все», 1992–1994 годы

Фото: Tornabuoni Art

Микеланджело Пистолетто. «Один плюс один равно три», 2017 год

Фото: Michelangelo / Pistoletto

Микеланджело Пистолетто. «Один плюс один равно три», 2017 год

Фото: Michelangelo / Pistoletto

Пьер Юиг. «Путешествие, которого не было», 2005 год

Фото: Pierre Huyghe

Марк Тоби. «Окно», 1953 год

Фото: 2017 Mark Tobey / Seattle Art Museum, Artists Rights Society (ARS), New York

Филип Гастон. «Автопортрет», 1944 год

Фото: Genevieve Hanson / Estate of Philip Guston / Private Collection

Филип Гастон. «Формы художника II», 1978 год

Фото: Tom Jenkins / The Estate of Philip Guston

Томас Деманд. «Пункт управления», 2011 год

Фото: Thomas Demand, VG Bild-Kunst, Bonn / SIAE, Rome

Анна Фиброк. «Тесса Бломстедт не сдается», 2014 год

Фото: Walter Mair

Фото: Damien Hirst and Science Ltd. / DACS/SIAE 2017

Дэмиен Хёрст. «Демон с чашей», 2017 год

Фото: Damien Hirst and Science Ltd / DACS/SIAE 2017

Дэмиен Хёрст. «Следы Аполлона», 2017 год

Фото: Damien Hirst and Science Ltd / DACS/SIAE 2017

Дэмиен Хёрст. «Сфинкс», 2017 год

Фото: Damien Hirst and Science Ltd / DACS/SIAE 2017

Дуглас Гордон. «Жители Палермо», 2017 год

Алисия Кваде. «Часть вместо целого». Основной проект биеннале современного искусства в Венеции

Фото: Andrea Avezzu/La Biennale di Venezia

Группа The Play

Фото: Italo Rondinella/La Biennale di Venezia

Маха Маллух. «Плохой», из серии «Пища для размышлений», 2016 год

Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia

Фото: Italo Rondinella/La Biennale di Venezia

Фото: Francesco Galli/La Biennale di Venezia

Фото: Italo Rondinella/La Biennale di Venezia

Фото: Italo Rondinella/La Biennale di Venezia

Франц Эрхард Вальтер

Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia

Фото: Francesco Galli/La Biennale di Venezia

Павильон Германии. Анна Имхоф, «Фауст», 2017 год

Фото: Francesco Galli/La Biennale di Venezia

Павильон Германии. Анна Имхоф, «Фауст», 2017 год

Фото: Francesco Galli/La Biennale di Venezia

Алигьеро Боэтти. «Самолеты», 1989 год

Фото: Collection Carmignac, Paris

Алигьеро Боэтти. «Все», 1992–1994 годы

Фото: Tornabuoni Art

Микеланджело Пистолетто. «Один плюс один равно три», 2017 год

Фото: Michelangelo / Pistoletto

Микеланджело Пистолетто. «Один плюс один равно три», 2017 год

Фото: Michelangelo / Pistoletto

Пьер Юиг. «Путешествие, которого не было», 2005 год

Фото: Pierre Huyghe

Марк Тоби. «Окно», 1953 год

Фото: 2017 Mark Tobey / Seattle Art Museum, Artists Rights Society (ARS), New York

Филип Гастон. «Автопортрет», 1944 год

Фото: Genevieve Hanson / Estate of Philip Guston / Private Collection

Филип Гастон. «Формы художника II», 1978 год

Фото: Tom Jenkins / The Estate of Philip Guston

Томас Деманд. «Пункт управления», 2011 год

Фото: Thomas Demand, VG Bild-Kunst, Bonn / SIAE, Rome

Анна Фиброк. «Тесса Бломстедт не сдается», 2014 год

Фото: Walter Mair

Фото: Damien Hirst and Science Ltd. / DACS/SIAE 2017

Дэмиен Хёрст. «Демон с чашей», 2017 год

Фото: Damien Hirst and Science Ltd / DACS/SIAE 2017

Дэмиен Хёрст. «Следы Аполлона», 2017 год

Фото: Damien Hirst and Science Ltd / DACS/SIAE 2017

Дэмиен Хёрст. «Сфинкс», 2017 год

Фото: Damien Hirst and Science Ltd / DACS/SIAE 2017

Источник

Читайте также:  Порт гримо франция достопримечательности
Оцените статью