- П.А. Соколова. Путешествие отца Иоанна по Волге
- Читайте также
- Письма священномученика Василия (Соколова)
- О чудесах отца Иоанна Кронштадтского
- Житие преподобного отца нашего Иоанна Молчальника
- Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина
- Светлана Соколова
- По Волге и на Кавказ
- ГЛАВА 7. Путешествие Иисуса в Иерусалим. Изгнание торговцев из храма. Беседа с Никодимом. Последнее свидетельство Иоанна об Иисусе
- Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града Златоустого избранные творения Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Книга первая.
- Глава VI. Иоанн Креститель. Путешествие к нему Иисуса. Его пребывание в Иудейской пустыне. Он принимает крещение от Иоанна
- На Волге
- Иоанновская семья
- Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому
- Чудеса св. прав. Иоанна Кронштадтского в Крыму
П.А. Соколова. Путешествие отца Иоанна по Волге
П.А. Соколова. Путешествие отца Иоанна по Волге
Чтобы познакомиться с батюшкой отцом Иоанном, мы с мужем ездили из Рыбинска, где гостили у родных, в Ярославль, к Архиепископу Агафангелу и в первый раз увидали своими глазами то, что читали в газетах и слышали от очевидцев.
После молебна батюшка прошел с владыкой в гостиную, куда приглашены были некоторые лица, в том числе и я с мужем. Нас представили батюшке. Он очень ласково расспрашивал нас и, узнав, что мы с Волги, батюшка как бы пророчески сказал: «А, с Волги, я очень люблю Волгу и мы, наверное, часто будем встречаться с вами».
Слова батюшки действительно сбылись полностью…
Ни один приезд наш в Петербург не прошел, чтобы мы не виделись с батюшкой, разве только когда он бывал в это время в отъезде; обычно или батюшка приезжал к нам в гостиницу, или мы ехали к нему в Кронштадт.
Был батюшка в нашем городе С. 3 раза и каждый раз бывал у нас в доме.
Батюшка приезжал в наш город два раза к больным, а один раз на освящение храма, построенного в память его посещения нашего города в честь его св. Ангела Иоанна Рыльского.
В этот раз произошел интересный случай: после освящения храма все духовенство, во главе с епископом Гурием и официальными лицами города, были приглашены на обед к городскому голове.
Все духовенство и приглашенные приехали, а батюшка заехал к больному и приехал позднее. Когда сказали, что батюшка приехал, владыка вышел из гостиной в зал встретить его и первый поклонился ему земным поклоном, а батюшка, в свою очередь, владыке и оказались оба в коленопреклоненном положении.
Батюшка из С. должен был ехать по Волге до Рыбинска, направляясь на родину в Архангельск. Городской голова предложил батюшке свой пароход. И он поехал со своим протоиереем, с личным секретарем и еще 2–3-мя лицами, приехавшими с батюшкой, затем городской голова с женой и я с мужем и двумя детьми, посторонней публики не было. Доехали до Нижнего Новгорода, дальше пароход идти не мог из-за мелководья. Тогда мой муж предложил батюшке небольшой пароход от Нижнего до Рыбинска. Батюшка согласился и так мы путешествовали 5 суток вместе с батюшкой.
Забыть этой поездки в обществе батюшки невозможно. С 7-ми часов утра до 11–12 часов ночи бывали мы с ним.
Вставал батюшка в 5 часов утра и шел на трап молиться.
Капитану было сказано, чтобы каждое утро пароход приставал к какому-нибудь селу, на берегу Волги (от Нижнего Новгорода до Рыбинска очень населенные берега). Часов в 6–7 пароход подходил к пристани, посылался гонец к местному священнику сказать, что отец Иоанн Кронштадтский будет служить литургию. И вот тут начиналось сильное движение: ехали верховые оповещать крестьян, помещиков, народ бежал, ехали на лошадях и собиралось столько народу, что не только церковь и ограда, но и вся площадь перед церковью полны были собравшегося народа. Пройти обратно на пароход было очень трудно.
По вечерам на пароходе батюшка служил всенощные, пароходная команда и наши мужчины пели.
Обедали и чай пили все вместе, во главе с батюшкой. Через полчаса после обеда батюшка выходил на палубу, и мы все шли за ним. Батюшка читал нам вслух или вел беседу.
В Костроме отец Иоанн служил литургию в соборе. Накануне послана была телеграмма, встречали батюшку очень много духовенства и светские власти.
На Волге для остановок пароходов ставятся «пристани» – это большие баржи, укрепленные якорями и цепями, к берегу с пристани шли широкие и длинные мостки. Когда батюшка возвращался из города на пароход, то выйти ему из кареты у мостков было невозможно, так много было народу, что могли смять батюшку. Тогда лошади с каретой въехали по мосткам на пристань к самому пароходу, а народ удерживала полиция на берегу, но не могла сдержать, и народ хлынул в воду, мимо пристани и стояли по пояс в воде, кричали, крестились, молились, а батюшка стоял на палубе парохода и благословлял народ.
Перед Костромой батюшка нас всех исповедал, а в Костроме мы причащались.
Та же картина встречи и проводов батюшки была в Ярославле и Рыбинске.
Бывая у нас в доме, батюшка всегда служил молебен. Сначала к молебну собирались знакомые, а затем уже наполнялись несколько комнат незнакомыми людьми. Перед молебном расставлялись на нескольких столах свежие и глазированные фрукты, мятные пряники, несколько бутылок прованского масла, разлитого в маленькие пузыречки, и несколько мисок с водой. Все это батюшка освящал и благословлял и мы раздавали присутствующим.
Провожать батюшку приходилось через другой, не главный, выход, а в парадном входе стояла громадная толпа, и вся улица была запружена народом, – нельзя было пройти.
Наша семья никогда ничего не начинала делать серьезного и важного, не спросив телеграммой батюшку и прося у него благословения.
У сестры моего мужа был болен сын 16 лет брюшным тифом. После тифа было осложнение, и ноги у него (пятки) были пригнуты к спине. Была очень высокая температура.
Послали телеграмму батюшке, просили помолиться. Батюшка ответил: «Молился и еще буду молиться. Господь милосердный поможет и помилует». К получению телеграммы температура у больного упала, ноги распрямились, и он начал быстро поправляться.
А вот еще случай. Дочь наша должна была выйти замуж; просили благословения у батюшки. Он ответил – «благословляю». Затем дело затянулось и свадьба расстроилась. Вскоре батюшка приехал в наш город. Говорим ему, что свадьба дочери не состоялась, а батюшка возразил: «А все-таки она выйдет за этого жениха!» Так и случилось.
Похоронен батюшка, как известно, в Петербурге, в Иоанновском монастыре, в нижней церкви, где до революции служились панихиды, целые дни без перерыва.
Однажды, будучи в Петербурге, мы решили поговеть и причаститься у могилы батюшки. После литургии игуменья пригласила нас на завтрак, а когда мы уходили от нее, то матушка игуменья и говорит мне: «Я хочу вас попросить, не сделаете ли вы в боковом приделе нижней церкви (где погребен батюшка) мраморный белый иконостас, а то у нас средний-то мраморный, где стоит гробница батюшки, а боковой деревянный». Мы ответили согласием, но заметили: «Сейчас у нас нет свободных денег, а как вернемся домой, вышлем». По приезде домой, с неделю или более не посылали денег, муж увлекся накопившимися делами и замедлил посылку денег.
Однажды батюшка приснился мужу: пришел к нам в комнату и грозно спрашивает моего мужа: «Что же ты обещал послать деньги на иконостас, а не посылаешь?!» В этот же день деньги были посланы.
Лет 5 тому назад писали нам, что монастырь разорен, монахини разошлись.
Бывало после того, как повидаешься с батюшкой, поговоришь с ним, да помолишься за его службой, так с неделю не хочется ни за что приниматься, ни за дела, ни за хозяйство. Все он дорогой и его чудные голубые блестящие глаза стоят перед тобой, а как он молился за литургией, как воодушевлял к молитве! Простоишь бывало 3–4 часа и не заметишь, и не устанешь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Письма священномученика Василия (Соколова)
Письма священномученика Василия (Соколова) Из тюрьмы на протяжении двух недель, предшествовавших казни, священномученик Василий (Соколов) писал письма своим кровным и духовным детям. Эти письма являются драгоценнейшим свидетельством исповедничества нового времени.* *
О чудесах отца Иоанна Кронштадтского
О чудесах отца Иоанна Кронштадтского Господин Ильяшевич, русский чиновник, рассказывал нам об отце Иоанне Кронштадтском следующее:»На моих глазах отец Иоанн исцелил душевнобольную женщину. Когда батюшка облачался к службе, лишенная рассудка женщина вырвалась из рук
Житие преподобного отца нашего Иоанна Молчальника
Житие преподобного отца нашего Иоанна Молчальника Молчаливый [1], неумолкающих похвал достойный, святой и преподобный отец наш Иоанн родился в Никополе Армянском [2], от отца Енкратия и матери Евфимии, в четвертой год царствования благочестивого императора Маркиана [3], в
Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина
Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина Преподобный Иоанн Дамаскин родился в столице Сирии Дамаске [1] от знатных и благочестивых родителей [2], пламенная вера коих во Христа, испытанная в скорбях и искушениях, явилась крепче и драгоценнее гибнущего, хотя и огнем
Светлана Соколова
Светлана Соколова Протоиерей Николай Соколов (р. 1950) – настоятель храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, декан миссионерского факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), духовник и член правления фонда Всехвального
По Волге и на Кавказ
По Волге и на Кавказ С моим детством и ранними школьными годами мие проще всего распрощаться, вспомнив налу летнюю школьную поездку по Волге и на Кавказ. Организовал ее и руководил ею в 1907 году, при нашем переходе нз третьего в четвертый класс, учитель наш, любвеобильный
ГЛАВА 7. Путешествие Иисуса в Иерусалим. Изгнание торговцев из храма. Беседа с Никодимом. Последнее свидетельство Иоанна об Иисусе
ГЛАВА 7. Путешествие Иисуса в Иерусалим. Изгнание торговцев из храма. Беседа с Никодимом. Последнее свидетельство Иоанна об Иисусе Прибытие Иисуса с учениками в КапернаумПосле совершения чуда в Кане Иисус пришел в Капернаум. Евангелист говорит, что пришел Он Сам и Матерь
Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града Златоустого избранные творения Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Книга первая.
Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града Златоустого избранные творения Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Книга первая. БЕСЕДА 1 (вступительная). 1. Похвала Евангелию от Иоанна. Его превосходство и польза. — Кто могут понимать его.
Глава VI. Иоанн Креститель. Путешествие к нему Иисуса. Его пребывание в Иудейской пустыне. Он принимает крещение от Иоанна
Глава VI. Иоанн Креститель. Путешествие к нему Иисуса. Его пребывание в Иудейской пустыне. Он принимает крещение от Иоанна Около этого времени появился и, несомненно, имел сношения с Иисусом необыкновенный человек, роль которого, за отсутствием документов, остается для нас
На Волге
На Волге I Выйдя на палубу бежавшего вверх парохода, Дмитрий Парфентьевич вздохнул полной грудью. День кончался, солнце висело над лесистой горой. Картина реки была величава и спокойна. Где-то далеко свистел пароход, беляна[122] расселась на стрежне[123] широко и грузно и,
Источник
Иоанновская семья
Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому
Чудеса св. прав. Иоанна Кронштадтского в Крыму
Всего один раз за свою жизнь, осенью 1894 года, святой праведный Иоанн Кронштадтский побывал в Крыму. Здесь он почти ежедневно служил Божественную Литургию и общался с жителями этой южной российской губернии. О самых ярких крымских беседах, встречах, исцелениях и пророчествах Кронштадтского пастыря повествует книга прот. Валентина Ромушина «Чудеса Святого Иоанна Кронштадтского в Крыму», отрывок из которой мы публикуем.
12 октября отец Иоанн посетил имение князя Юсупова — Корею. «Всю дорогу восторгался живописными видами иногда даже останавливался на короткое время, чтобы сильнее запечатлеть ту или другую картину, особенно поразившую его взор», — вспоминал об этой поездке причетник отца Иоанна.
Представители фамилии Юсуповых занимали высокие государственные посты, отличались любовью к искусству и были фантастически богаты. Среди них выделялся Николай Борисович — один из богатейших вельмож России; не было не только губернии, но даже уезда, где бы у него не имелось деревни или усадьбы. Он был первым директором Эрмитажа, русским посланником в Италии, главноуправляющим Кремлевской экспедицией и Оружейной палатой, а также всеми театрами России. Корни рода Юсуповых уходят в глубь веков. Ею основателем считается некто Абу-бекир Бен Райок, потомок пророка Али, племянник самого Магомета. Его потомки когда-то правили в Египте, Дамаске, Константинополе. Один из них ушел из Аравии к Азовскому и Каспийскому морям, где образовалась впоследствии Ногайская орда.
Представители будущих Юсуповых ходили в походы с Тамерланом, основателем второй монголо-татарской империи. Одним из самых сильных и умных правителей того времени был хан Юсуф. У Него было восемь сыновей и дочь Сумбека, властная, типажная красавица, казанская царица.
Один из правнуков Юсуфа — Абдул Мирза — был крещен. История крещения была такова: дело было в царствование Федора Алексеевича. Абдул Мирза принимал в городе Романове (ныне Тутаев) патриарха Иоакима. По незнанию православных постов он накормил патриарха гусем. Патриарх принял гуся за рыбу, отведал и похвалил, а хозяин возьми да скажи: это, мол, не рыба, а гусь, и повар мой столь искусен, что может приготовить гуся под рыбу. Патриарх разгневался и по возвращении в Москву рассказал всю историю царю Федору Алексеевичу. Царь лишил незадачливого татарина всех пожалований, и богач стал нищим. Три дня думал он и решил креститься в православной вере. Получил имя Димитрий и придумал себе фамилию в память предка своего Юсуфа — Юсупово-Княжево.
Имение потомков этого забавного православного татарина и посетил отец Иоанн.
Исцеление княгини Юсуповой и крымско-татарской женщины
Хозяйка усадьбы, Зинаида Николаевна Юсупова, в ожидании кронштадтского гостя беседовала с графиней Орловой.
— Если б вы знали, какой человек отец Иоанн, это, скорее, добрый волшебник, — сказала собеседнице княгиня Зинаида.
— Несколько лет назад я в этом тоже убедилась. Дело было в большом зале городской думы, где состоялось открытие Петербургского общества трезвости. Отец Иоанн там председательствовал. Когда наступил момент обращения его к аудитории с приглашением пожертвовать что-нибудь на «хорошее дело», произошло нечто стихийное. Огромная толпа элегантных дам и мужчин бросилась к эстраде и стала бросать на стол деньги, кольца, браслеты, портсигары. Не отставал и младший брат, простолюдин. Я лично видела, как простой извозчик в залатанном. кафтане достал из-под полы кошель и кидал медные деньги. Порыв был огромный, совершенно исключительный. В какие-нибудь 15-20 минут на это доброе начинание было собрано свыше пяти тысяч рублей, не считая различных драгоценностей.
— Это что! Меня он, на удивление всем, спас от смерти.
— Не может быть, — с легким дамским притворством сказала графиня.
— Истинная правда. Мне тогда было 23 года. 1884 год. Я была всего второй год замужем, и у нас был ребенок. Казалось, передо мной открывается самая счастливая жизнь. В то время я впервые услышала об отце Иоанне Кронштадтском, что он удивительный молитвенник И что молитва его творит исцеления. Эти рассказы произвели на меня большое впечатление, и я искала случая с ним встретиться. Мы думали пригласить батюшку отслужить Литургию в нашей домовой церкви, но почему-то не успели этого выполнить. Вскоре я тяжко заболела и три недели была между жизнью и смертью. Меня считали безнадежно больной. Болезнь была сложная: приливы к мозгу — почти до слепоты, страшный озноб, температура. до 42 градусов и, наконец, лиловые пятна на теле, Доктора не могли точно определить болезнь и назвали ее тифом, особого вида. Только впоследствии стало ясно, что это было заражение крови в тяжелой форме.
Лечил меня, как родную дочь, профессор Сергей Петрович Боткин, доброты и внимания которого я никогда не забуду.
Вскоре я почувствовала, что меня считают безнадежной; с течением болезни я и сама стала понимать всю серьезность моего положения. По целым суткам я не смыкала глаз и много думала о смерти. Но желание Жить так было во мне сильно, что я, не зная, откуда мне придет спасение, не отчаивалась и надеялась, что не умру. Странно только, что в течение этих трех недель, полных самых сильных душевных переживаний, я ни разу не вспомнила об отце Иоанне. Вдруг в одну из бессонных ночей образ отца Иоанна, которого я никогда не видела, но который был близок моей душе, предстал в моем сознании и не покидал меня всю ночь. Ранним утром я высказала моему мужу» желание видеть отца Иоанна. Удивительно, я не столько думала о возможности исцеления, сколько боялась умереть, не повидав его. Феликс тотчас же пошел вниз к моему отцу, чтобы сказать ему о моей просьбе. Каково же было удивление мужа, когда отец встретил его словами: «Я всю ночь видел отца Иоанна во сне и тоже хочу попросить его приехать помолиться с нами». Но окончательно изумило и убедило всех нас пришедшее тем же утром анонимное письмо. В нем какие-то сочувствующие нашей семье люди умоляли вызвать отца Иоанна к моей постели. Воистину Господь наш Триедин, — сказала, крестясь, княгиня.
— И что же было дальше, милая? — спросила графиня Орлова, не скрывая сильного любопытства, от нетерпения даже прихлопывая в ладоши.
— Дальше послали в Кронштадт нашего старого служащего. Отец Иоанн в тот день был очередным, но, слава Богу, узнав о моем положении, он нашел себе замену и тотчас поехал к нам. Помню, войдя в комнату, он первым делом положил свою руку мне на голову, и я почувствовала необыкновенное успокоение. После этого батюшка с Феликсом встали на колени перед образами и начали молиться.
Молитва отца Иоанна была поразительна, и трудно передать впечатление, которое она производила. Он просил у Господа моего исцеления. Не только просил, но даже как будто требовал. И так горячо молился, что и мой дух возносился со словами его молитвы к Богу, Все земное в это время для меня не существовало, исчезло.
После молитвы отец Иоанн снова подошел ко мне. Мы поговорили. А уходя, он сказал: «Она не умрет». Это страшно поразило мужа, так как все доктора объявили меня совершенно безнадежной. На выходе из комнаты отец Иоанн встретился с профессором Боткиным, который с волнением сказал ему: «Помогите нам!». Такое обращение крайне всех удивило, так как Боткин слыл человеком свободомыслящим.
После посещения батюшки на душе у меня стало совершенно спокойно. Через несколько дней мы снова пригласили отца Иоанна. Он пришел, сел ко мне на кровать и долго-долго горячо и убедительно говорил, что мне необходимо причаститься Святых Христовых Тайн. Я ответила, что собиралась говеть перед Пасхой. Тогда отец Иоанн убедил меня, что откладывать не следует, хотя Пасха и близко, и что он сейчас же поедет за Святыми Дарами. Батюшка ушел и отсутствовал около двух часов, которые показались мне бесконечными.
Когда он вернулся, я была глубоко счастлива, исповедалась в полной памяти и приняла Святые Тайны со светлым чувством на душе. Мне казалось, что все земное для меня умерло и я иду в рай. Всю меня наполнило чувство глубокого успокоения, мира, отрады и вообще всего того, что человек может испытать как верх счастья. Это трудно и даже невозможно выразить словами.
После причастия я заснула и впервые за три недели моей болезни проспала спокойным сном целых шесть часов. Когда проснулась, то поняла, что случилось чудо — почувствовала себя совершенно здоровой; термометр показывал 37,1 градуса.
Профессор Боткин, увидев такую поразительную перемену, долго молча смотрел на меня. Слезы катились из его глаз. «Уж это не мы сделали!» — проговорил он. Через неделю я встала и пошла без посторонней помощи.
С тех пор прошло десять лет, но все пережитое свежо в моей памяти и сегодня. То исцеление оставило на всю жизнь глубокий след в моей душе. Оно сильно меня изменило. Графиня, вы не представляете, как обрадовалось наше семейство, когда мы получили согласие батюшки на посещение нашего крымского имения. Обязательно, слышите, обязательно возьмите у него благословение.
Среди гостей у князя Юсупова был и граф И.Г. Ностиц, серьезно увлекавшийся фотографией. Он попросил гостей выйти на площадку и сделал несколько, фотоснимков, на которых центральным лицом был отец Иоанн.
В момент появления пастыря среди народа к нему подбежал местный татарин и с мольбой в голосе сказал:
— Батюшка, слышал я, что твой Бог сильнее нашего Аллаха. По молитве твоей у соседа поправился ребенок, помолись за мою больную жену, ей никто не может помочь.
Отец Иоанн посмотрел на него и ответил обычное: «Помолимся вместе». Затем опустился на колени и стал читать молитву. Татарин бил себя в грудь и усердно повторял за ним слова молитвы. Они молились долго. На глазах у татарина блестели слезы. Наконец батюшка встал, и татарин ушел домой. Кронштадтский пастырь уже садился в экипаж, когда увидел бегущего к нему татарина. Подбежав, он бросился на колени перед отцом Иоанном и воскликнул:
— Жена моя здорова! Я и весь мой дом принимаем Православие.
Глядя на это, провожающие батюшку Юсуповы невольно вспомнили историю крещения своего далекого татарского предка Абдул-Мирзы.
Молился ли когда-нибудь еще мусульманин вместе с православным священником?
Великое миссионерское значение имели подобные случаи. Ни одна самая красноречивая беседа не обратит в православие столько иноверцев, скольких обращала искренняя молитва пастыря, ибо нравственная сила не в диалектических умопомышлениях, а в искренней христианской любви. Сначала любовь и дружба, а потом уже и вера общая. Даже евреи, менее всего расположенные к христианству, и те чувствовали на себе примиряющее влияние отца Иоанна. Трогательно было видеть, как во время его поездок в западные края вместе с православными батюшку встречал и духовный раввин.
Молитва над ялтинским татарином
В субботу, 15 октября, отец Иоанн совершал богослужение в Успенской церкви 14 села Аутки. Эта тихая греческая деревушка, лежащая в прохладной долине ручья Учан-Су, многих привлекала своим покоем и гостеприимством. Узенькие улочки и закоулки с грациозными гречанками и оживленными детьми притягивали взор путника и уносили мысли в средневековое прошлое.
Профессор Университета Святого Владимира Юлиан Кулаковский утверждал, что лишь в Аутке живут потомки старого населения Крыма. Здесь было поселено несколько семейств, возвратившихся из Мариуполя по вызову князя Воронцова, чтобы заняться промыслом ловли устриц.
На этот раз отца Иоанна ждали в одном из сохранившихся с давних времен храме, где-то перестроенном, в чем-то измененном, но по-прежнему являвшемся богоспасительным кораблем Христовым. Древний каменный престол с впадиной, каменная алтарная преграда с Царскими вратами и одной лишь северной дверью и тонкий луч света, пробивающийся в средневековый алтарь из единственного маленького окошка, создавали у причетника Ивана ощущение средневековой службы в далекой Греции. Храм наполняли в большинстве своем греки, что усиливало чувство моления на чужбине и придавало мысленным путешествиям Киселева ощутимый реализм.
Но не только православные собрались вознести молитвы Богу и взглянуть на знаменитого пастыря. Пришли сюда и крымские татары, типичные лица которых резко выделялись и обращали на себя общее внимание. Вдумчиво и сосредоточенно вслушивались они в незнакомые слова молитв. По их глазам было видно, что они, так же как и православные, исполнены благоговения и веры.
После богослужения ауткинские жители долго общались с кронштадтским пастырем, рассказывая о доброй и мирной жизни их деревни. Упоминали и о многочисленных древних храмах, от которых остались одни развалины. Это были церкви во имя Рождества Богородицы и святых: Иоанна, Димитрия, Анастасии, Евфимии, преподобномученицы Параскевы, великомученицы Кириакии и других подвижников. Старожилы с печалью вспоминали, как их православным предкам, оставлявшим родину в лихую годину насильного переселения в Приазовье, зачастую приходилось самим разбирать многие церкви, спасая их тем самым от святотатственного поругания. Сломанный материал укладывали в середину нижней части храма, а сверху засыпали землей. Затем почти везде сажали деревья.
В этот вечер в Ливадию к отцу Иоанну принесли разбитого параличом татарина из Аутки. Он имел изможденный вид, глаза его беспокойно блуждали и точно искали спасения в каждом, к кому бы ни обращались. Молодые татары, принесшие его на своих плечах, обратились к причетнику Ивану на лиманом русском языке:
— А что, бачка, лекарь-то Божий дома?
— Кажи ему, что до него у нас дела есть.
— A вот погодите, батюшка скоро выйдет.
— А ты кажи, чтоб скорее шел, а то старику-то тяжело больно.
Отец Иоанн не заставил себя долго ждать. Приблизившись к группе верующих магометан, окружавших носилки, на которых неподвижно лежал больной, он ласково с ними заговорил:
— Будем, молиться Богу, веруя, что Он не может не услышать нас, потому что мы тут стоим перед Ним, как создания пред своим Творцом, как дети пред своим Отцом.
Старик-татарин силился улыбнуться, но улыбка ему не давалась. Отец Иоанн возложил руки на его голову. Люди на мгновение притихли, Видно было, что они переживали какие-то новые ощущения, непонятные, но волнующие кровь и пробуждающие мысли. На всех присутствовавших эта трогательная сцена произвела сильное впечатление.
Вразумление девушки из Гурзуфа
Воскресенье, 16 октября, отец Иоанн провел в Гурзуфе. Божественную литургию служил в местном храме Успения Пресвятой Богородицы. Эта чудная церковь, построенная в греко-византийском стиле, имела в основании форму креста. Ее белокаменные стены были украшены резьбой. Внутри храм был отделан разноцветным итальянским мрамором. Алтарные витражи и наружный крест, искусно подсвечивались электричеством. Сослужил отцу Иоанну священник гурзуфского храма — иеромонах Трифон.
По окончании Литургии верующие просили кронштадтского гостя отслужить панихиду по новопреставленному хозяину сего курорта Петру Ионовичу Губонину. Этот трудолюбивый устроитель Гурзуфа скончался в Москве 30 сентября и был похоронен в подалтарном склепе построенного им гурзуфского храма. Отец Иоанн согласился и прошел с прихожанами к могиле Губонина. На мраморной доске надгробия он прочитал следующее: «Милому и доброму Петру Ионовичу от товарищества «Нефть». Незабвенному и глубокоуважаемому Петру Ионовичу — от признательных гостей «Гурзуфа». «Дорогому и любимому человеку — от благодарных служащих». «От правления общества конно-железных дорог С.-Петербурга». «От правления общества Азово-Севастопольской железной дороги». «Жена строителя Гурзуфской церкви — Марина Севастъяновна».
По тому, как глубоко и искренне молились служащие Гурзуфского имения, можно было дога сколько необходимого и полезного сделал этот отошедший ко Господу человек для своего поселка.
В тот день отец Иоанн долго общался с местными жителями, внимательно выслушивая каждого и исполняя, по возможности, разнообразные просьбы. В какой-то момент к батюшке подошел мужчина. На лице его было написано отчаяние. Он терял единственную красавицу-дочь, страдающую от нестерпимых болей и приговоренную врачами к смерти. Он не просил и не умолял отца Иоанна — на это у отца, обезумевшего от горя, уже не было сил. Он склонил перед батюшкой голову и тихо заплакал. За него все рассказали сочувствующие ему люди. Добрый пастырь не замедлил отправиться к больной, взяв с собой все необходимое для исповеди и причастия. Придя в дом умирающей Девушки, отец Иоанн попросил оставить его наедине с больной.
Как только умирающая осталась наедине со священником, она сползла с кушетки к его ногам и закричала:
— Батюшка, доктора сказали, что я умру, а я жить хочу!
— И будешь жить. Чего ты плачешь? Только просить исцеления нужно не у тех врачей, что приговорили тебя к смерти, а вот у Этого Врача, — спокойно ответил отец Иоанн и указал на икону Спасителя.
Затем, опустившись на колени, он стал усердно и горячо молиться. Пот выступил на его лице, и волосы прилипли ко лбу.
Закончив молитву, кронштадтский пастырь обратился к девушке:
— Болезнь твою Господь попустил для вразумления и покаяния, дабы не умерла ты душой и не погубила много хороших семей. Ты красивая, но красотой нужно любить, а не губить. Забудь свои похотливые увлечения, покайся за разбитые тобой семьи и живи. Что творилось в тот момент в душе бедной девушки: отчаяние сменялось удивлением, удивление — надеждой.
— Живи, славя Бога, — продолжил отец Иоанн, — любя Его, прося Его, Помни, что ты Его дочь, как и мы все Его дети. Не обижай родителей твоих земных — и будешь жить долго.
Исповедав и причастив больную, батюшка вышел из комнаты и сказал ее отцу:
— Мне здесь больше нечего делать.
Мать в полном отчаянии со слезами бросилась к нему:
— Что, батюшка, она умрет? — Да нет же, она здорова! — успокоил ее священник и, попрощавшись, уехал.
Больная стала быстро поправляться, и скоро была совершенно здорова.
Источник: Протоиерей Валентин Ромушин. Чудеса Святого Иоанна Кронштадтского в Крыму. Симферополь: Н.Орiанда, 2011. 72 с.
Источник