Путешествие по алфавиту 1 класс

Обобщающий урок обучения грамоте «Путешествие по страницам Азбуки». 1-й класс

Класс: 1

Цели:

  • обобщить знания детей по изучению ключевых тем Азбуки;
  • подвести итог работы всего коллектива детей по обучению грамоте;
  • развивать речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей;
  • воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения;
  • обобщить умение детей работать в программе ПервоЛого (ПК).

Оборудование:

  • персональные компьютеры (1 компьютер на двух учеников);
  • медиапроектор;
  • наборы букв;
  • сигнальные блокноты для обратной связи (у каждого ученика);
  • конверты с заданиями для команд “Расставь героев сказки по алфавиту”;
  • презентация “Путешествие по страницам АЗБУКИ” (Приложение 1);
  • задания в программе ПервоЛого (ПК) “Анаграммы”, “Звуки и буквы”, “Собери пословицу”.

Ход урока:

Класс поделен на три команды. Дети сидят вокруг столов. Перед ними азбука, сигнальные блокноты, фломастеры, ноутбуки.

1. Организационный момент.

Учитель: Дети и дорогие наши гости, сегодня у нас необычный урок чтения. Нам предстоит путешествие по страницам АЗБУКИ, во время которого мы подведём итог, чему же нас научила эта замечательная книга. (Слайд 1)

Сядем мы в веселый поезд,
В дальний путь отправимся.
Ведь сегодня мы, друзья,
С Азбукой прощаемся.

(Слайд 2, звук паровозного гудка).

Обобщение по темам “Звуки и буквы”, “Алфавит”.

Учитель: Первая станция на нашем пути – Звукобуквенная. Я каждой команде даю наборы букв. Обсудите и разделите эти буквы на группы.

  • Первый набор: буквы а, о, ы, э, у, я, ё, ю, и, е.
  • Второй набор букв: б,п,г,к, д,т, ж,ш, з,с, в,ф.
  • Третий набор: ж,ш,ц,й,щ,ч.

Ученики работают в командах, затем рассказывают, на какие группы поделили свои наборы букв.

  1. Первая команда: Буквы гласных первого ряда и второго ряда.
  2. Вторая команда: буквы звонких и глухих согласных звуков (парные).
  3. Третья команда: Буквы непарных твердых и непарных мягких согласных звуков.

Учитель: А сейчас игра “Лишняя буква”. (Слайд 3)

На экране буквы: Б, А, В, К, Ь, Ш.

— Какая буква лишняя?

Ученики в сигнальных блокнотах по очереди указывают лишнюю букву, обосновывая, почему она лишняя. Лишняя буква по щелчку улетает с экрана. Порядок удаления букв:

Ь – звука не обозначает;

А – буква гласного звука;

Ш – буква всегда твердого согласного;

К – буква глухих согласных.

Учитель: Чтобы продолжить путь, необходимо выполнить еще одно задание, подсчитать, сколько букв и сколько звуков в словах. (Слайды 4, 5).

На экране слова ВОКЗАЛ, ПУТЬ, ПОЕЗД, РЕЛЬСЫ, СТАНЦИЯ, ДРУЗЬЯ.

Количество букв и звуков прикрыто “облаками”. Дети показывают ответы с помощью сигнальных блокнотов. По мере ответов детей на экране по щелчку “облака” улетают, открывая правильные ответы.

Ученики должны объяснить, почему количество букв и звуков отличается или не отличается.

Учитель: Молодцы! Мы можем продолжать путешествие. Впереди станция Алфавитная.

(Слайд 6. Звук паровозного гудка).

— Проверим, знаете ли вы алфавит. (Ученики хором рассказывают алфавит – одна команда начинает, другая продолжает).

— А для чего нужно знать алфавит? (Ответы детей.)

— Выполните задание – расположите героев сказок по алфавиту.

(Слайды 7,8,9). На экране – наборы героев из разных сказок. Детям даются конверты с напечатанными именами героев. Команда раскладывает карточки с именами по алфавиту.

— Проверим. (Слайды 10, 11, 12)

Первая команда отвечает – слайд с расставленными по алфавиту героями сказки:

Гусля, Знайка, Незнайка, Пилюлькин, Тюбик, Цветик.

— Из какой сказки эти герои? Кто написал ее?

(“Приключения Незнайки и его друзей” Николай Носов)

Вторая команда отвечает – слайд с расставленными по алфавиту героями сказки:

Винни-Пух, Иа-Иа, Кролик, пчёлы, Пятачок, Сова.

— Из какой сказки эти герои? Кто написал ее?

(“Винни-Пух и все-все-все” Борис Заходер, Алан Милн)

Третья команда отвечает – слайд с расставленными по алфавиту героями сказки:

Артемон, Буратино, Дуремар, Карабас-Барабас, Мальвина, Пьеро.

— Из какой сказки эти герои? Кто написал ее?

(“Золотой ключик, или приключения Буратино” Алексей Толстой).

При затруднениях в ответах, учитель помогает. Хорошо бы продемонстрировать названные книги.

Развитие речи. Физминутка.

Учитель: Продолжаем наш путь. (Слайд 13. Звук гудка).

Мы на станции Сказочная. Кто же идет к нам в гости?

Ученик в костюме Буратино выходит к доске.

Буратино: Ой, куда я попал? Ой, мамочки, опять эта школа! (хлопает себя по лбу)

Я ведь в цирк собирался!

Учитель. Буратино, здравствуй! Ты как раз вовремя, у нас праздник. Наши дети изучили всю грамоту, теперь они умеют читать и как раз сегодня прощаются со своим первым учебником.

Буратино. Вот, здорово! Значит, и я сейчас распрощаюсь со своей Азбукой, ух, как она мне надоела! (подкидывает вверх и ловит свою азбуку).

Ура! Ребята, а вы чего все сидите, как приклеенные, ведь праздник же, давайте веселиться!

Вставайте, вставайте, я сейчас вам движения классные покажу, они вам непременно понравятся.

Тетенька (обращается к учителю), подержите, пожалуйста, мою книжку.

Буратино проводит физминутку под песню “Бу-ра-ти-но!”

Мальвина: Добрый день! Буратино, мне кажется, ты слишком торопишься расстаться с азбукой.

Буратино. Мальвина! И ты здесь!

Мальвина: Вот возьми свой учебник, открой на любой странице и прочти нам.

Буратино: Да вы что! Я азбуку еще ни разу не открывал, я до школы еще не дошел, у меня дела поважнее были, чем ваша школа, я сейчас вам такое расскажу.

Учитель. Буратино, о твоих приключениях мы все давно наслышаны, похоже, что ты так и не исправился, ты ведь обещал папе Карло хорошо учиться, а сам до сих пор в цирке пропадаешь?

Буратино. Ну, все, я влип! Ну ладно, я пошел, мне пора. (пытается уйти, Мальвина его удерживает.)

Мальвина: Нет, дорогой наш Буратино! Мы уйдем с тобой вместе. Пока не выучим все буквы, и ты не научишься читать, я тебя никуда не отпущу. Зато как обрадуется этому бедный папа Карло! (Буратино в ужасе смотрит на Мальвину.)

Буратино: Ой, мамочки мои, все, я пропал! Ребята, может можно прожить и не умея читать?

Дети объясняют Буратино, зачем необходимо уметь читать.

Учитель: Как видишь, Буратино, и ребята говорят, что рано тебе уходить из школы. Так что оставайся у нас, посмотри, как много уже знают наши ребята, и быстрее учись читать.

Буратино и Мальвина занимают свои места за столами.

— О том, как важно быть грамотным, дружить с книгой народ издавна складывал пословицы. Ребята, сейчас вам предстоит выполнить задание – собрать рассыпавшиеся пословицы.

Ученики подбирают к правой части пословицы левую. По щелчку на экране появляется стрелка.

Пословицы:

  • С книгой поведёшься – ума наберёшься.
  • Золото добывают из Земли, а знания – из книг.
  • У Земли спутник – Луна, а у человека – книга.

Обобщение по темам “Слово. Значение слов”.

Учитель: А нам опять пора в дорогу. Впереди – станция Словарная. (Слайд 15, звук гудка).

— Ребята, на какие группы можно разбить данные слова? (Слайд 16)

Дети отвечают (слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов), приводят свои примеры.

— А сейчас вам предстоит вспомнить, что такое антонимы, синонимы, омонимы и привести примеры. (Слайд 17)

Каждая команда получает карточку с одним из терминов и после небольшой подготовки один из учеников отвечает.

Учитель: Как вы знаете, предложение – это группа слов, связанных по смыслу. Сейчас каждая команда получает набор слов, из которых нужно составить предложение, причем не просто предложение, а пословицу – народную мудрость, т.е. предложение с очень глубоким смыслом. (Слайды 18, 19, 20)

Дети составляют пословицы, озвучивают их. (Проверка – слайд 21).

Электронная физминутка для глаз.

Учитель: А сейчас у нас небольшая остановка для отдыха, на природе. Понаблюдаем за танцем насекомых – наши глаза отдохнут.

Электронная физминутка для глаз “Пляска” Л.Г.Масько.

Парная работа. Выполнение заданий на ноутбуках.

Учитель: Мы приближаемся к концу нашего путешествия — станции Компьютерной. (Слайд 22, гудок.)

Нам предстоит выполнить задания на ноутбуках. Работать вы будете в парах. Вспомните правила работы в парах, не мешайте, а помогайте друг другу. (Слайд 23)

Откройте альбом ПервоЛого “Задание”, расположенный на рабочем столе. Выполните задания:

Анаграммы: ракета – карета; росинка – соринка; смола – масло.

(Количество заданий варьируется в зависимости от оставшегося времени.) (Приложение 3)

Буквы второго ряда можно перемещать, составляя в нижней части новое слово.

Слова можно перемещать в нужную часть таблицы. (Приложение 4)

(По 2 слова в каждую часть, 2 слова не подходят).

Проверка – устное озвучивание результата работы.

— Теперь вас ждет интересное творческое задание, во время выполнения которого вы должны показать, что вы не только хорошо изучили азбуку, но и умете работать на компьютерах. Работать будете в паре. Вам предстоит выполнить в альбоме ПервоЛого любую работу, посвященную АЗБУКЕ. Вы можете:

  • оформить лист “Буква. ” — для этого выбрать любую букву, нарисовать ее, подобрать картинки и напечатать слова, записать звук — характеристику этой буквы;
  • создать иллюстрацию к любому тексту из азбуки, используя инструмент Рисовалка и формы черепашки.

Рекомендуются следующие тексты:

  • стихотворение И.Токмаковой “Разговор Старой ивы с Дождём” (ч.2 с. 84);
  • рассказ Н.Сладкова “Почему год круглый?” (ч.2 с.93);
  • отрывок рассказа Е.Соловьёвой “Коралловый риф” (ч.2 с.94);
  • загадки (ч.2 с.114-115).

Во время работы детей для гостей на экране показывается фильм “Наши работы в ПервоЛого”.

Проверка выполнения заданий.

Подведение итогов.

Учитель: У вас получились замечательные работы. Сейчас мы посмотрим, что у вас получилось.

На экран проецируются творческие работы детей (выборочно). (Приложение 2)

— Молодцы! Наше путешествие подходит к концу. Теперь и наши гости убедились, что азбука научила нас многому. Буратино, теперь ты понял, как важно уметь читать и дружить с книгой?

А мы приехали в конечный пункт – станцию “Литературное чтение”. Так называется ваш новый учебник, которому сегодня Азбука уступает своё место. Мы с вами отправимся в страну Литературию. Добрый вам путь! На память о сегодняшнем празднике каждому первокласснику вручается УДОСТОВЕРЕНИЕ об окончании Азбуки и книга “Внеклассное чтение”.

Источник

Конспект урока-путешествия русского языка по теме: «Алфавит» в 1 классе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДРУЖБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

урока-путешествия русского языка

Провела: учитель начальных классов

Алиева Салимат Тавлуевна

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: повторят русский алфавит и освоят алгоритм расположения слов в алфавитном порядке.

— умеют правильно называть буквы алфавита и расставлять слова по алфавиту;

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

— давать оценку своим действиям

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Содержание: алфавит, азбука, звук и буква, порядок.

Технология: деятельностный метод

Оборудование: учебник Климанова «Русский язык» 1 класс. – М.: издательство «Просвещение», 2011

-электронное приложение к учебнику Климановой «Русский язык»,1 класс.

— авторская презентация в программе PowerPoint.

— компьютер учителя, телевизор.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, математика,

1этап. Самоопределение к деятельности.

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Мы готовы! Стол в порядке!

Руки? Дети: На месте

Спина? Дети: Прямая

2этап. Постановка учебной задачи.

Внимание! Вас приветствует капитан звездолёта « Отважный» полковник Громов. Мы приняли сигналы с неизвестной планеты, которая хочет установить контакт с землёй. В связи с тем, все члены моего экипажа вылетели на орбитальную станцию, чтобы взяться за исследование этой планеты. У вас несколько заданий, которые необходимо выполнить. Если вы справитесь с заданиями, значит, члены моего экипажа успешно вернуться на борт корабля. Желаю Удачи.

Игра «Узнай слово»

Разгадать зашифрованное слово

На доске записи:

1 13 22 1 3 10 20 1 9 2 21 12 1

/Дети работают самостоятельно/

Алфавит и азбука.

-Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).

-Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит.

-Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).

-Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).

-Это первые две буквы из старославянского письма «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука.

-Русское слово Азбука и греческое слово Алфавит – обозначают одно и тоже.

-Кто может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).

-Правильно, Алфавит это когда буквы располагаются в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название.

-А знаете ли, вы кто создал азбуку? (Кирилл и Мефодий)

Это первые учителя, которые создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли совсем, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры.

-Сегодня 12 апреля, я знаю, что это особенный день для всей нашей страны. Кто тоже знает, о чем я говорю?

Сообщение подготовленного ученика.

12 апреля 1961 года мощная

ракета вывела на орбиту

«Восток» с первым

человеком на борту. Это

был Юрий Алексеевич Гагарин.

1час 48 минут длился

первый полёт. За это время

корабль облетел весь

Земной шар и опустился на

землю. Гагарин вернулся на

землю живым и здоровым. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Предлагаю превратить наш урок в увлекательное космическое путешествие, кто согласен, покажите знак готовности.

3 этап. Актуализация знаний.

Внимание! Объявляется предстартовая готовность, начнем с

(ученики: минутки чистописания).

Аа…Яя

что вспомните про эти

буквы.( ответы детей)

— Какая задача стоит

перед нами? (Писать

— Что значит «красиво»?

(соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

-Запишите в тетради.

—Подчеркни букву или нарисуйте корону над буквой, которая особенно удалась.

-Написать слово:

Маяк освещает путь кораблям.

подлежащее и сказуемое.

Учитель : для того, чтобы

быть успешными в

космическом полете, нам

надо знать космические

понятия, давайте разберем некоторые из них. Запись слов, деление их на слоги, определение ударного слога.

Словарь+ презентация+ объяснение подготовленного ученика

(Один ученик работает у доски,

деление на слоги)

Космос ( слайд 1-2)

вселенная и мироздание.

Ближний космос исследуется

Дальний космос – это мир звёзд и галактик. Космос это вселенная. И

мировая современная наука считает, что космос бесконечен..

Ученик: Космонавт – человек, совершающий полёт в космос с целью испытания космической техники и ведения научных наблюдений.

А как называют космонавтов

в разных сторанах? Космона́вт

Планета. ( слайд 5-7)

небесное тело, которое

вращается вокруг звезды,

получая от неё свет и тепло.

Планета Земля – это общий

дом всего человечества..

Орбита. ( слайд 8-9)

Ученик: ОРБИТА -это

круг. Орбита Земли

представляет собой окруж-

ность, эллипс. Путь по

которому Земля движется

вокруг солнца называют земной

орбитой. В результате движения Земли по орбите вокруг Солнца происходит смена дня и ночи.

Ракета. ( слайд 10-12)

Слово ракета пришло к

нам из итальянского

языка «рокко», то есть

только для фейерверков

и походили на веретено.

После выстрела ракета

Из толкового словаря . Имеет несколько значений.

1.Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд, который после выстрела ярко светится при полёте в воздухе. (Сигнальная ракета)

2.Летательный аппарат с реактивным двигателем.

-Какое слово может быть лишним и почему? ( ответы детей)

Проверьте и оцените работу записи словарных слов (образец на доске), предлагаю оценить по баллам работу.

слов написано верно-5 баллов, 4слова- 4 баллов…

-Физминутка. /видеозарядка «Космос»/

4этап. Задания для успешного возвращения экипажа

Из чего состоит речь?

Из чего состоит предложение? Слово? Слог?

Где находятся буквы?

Что такое алфавит?

Сколько букв в русском алфавите?

Сколько гласных букв? (10).

Сколько букв, не обозначают звука?

II Звукобуквенный разбор слов

Белка — [б’элка], 5 букв, 5 звуков, 3 согласные, 2 гласные, 2 слога.

Стрелка-[стр’элка] 7 букв, 7 звуков, 5 согласные, 2 гласные, 2 слога.

III Составить слова

Даны слоги. Дети собирают слова. Работа в группах.

Рука карман пальто коньки полка зерно звонок кролик медведь зайчик кабан кошка сова лиса.

Парта лодка камень пальма слова глаза ручка лошадь петух мальчик мышка чайка внучка щенок.

-Зачем нам знать и изучать алфавит?

-Как в жизни нам поможет алфавит?

-Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту, справочники составляются по алфавиту.( учитель показывает словари)

-Вывести нескольких учеников и расположить их в алфавитном порядке:

Амина, Ашурбек, Залина, Руслан, Саида, Султан.

5этап. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Предлагаю тебе попробовать теперь самому расположить слова по алфавиту. Расставь словарные слова, которые мы писали вначале путешествия в тетради, в алфавитном порядке.

Проверь и оцени себя (сверка с образцом на доске)

6этап. Рефлексия учебной деятельности.

Поставь плюс, если ты согласен с моим утверждением или минус, если не согласен:

Алфавит и азбука-это одно и то же

Алфавит-это расположение букв в определенном порядке.

В алфавите -33 буквы

Все буквы алфавита обозначают звуки.

Я хочу знать алфавит и называть все буквы правильно.

Я оценю свою работу (методика «Лесенка успеха»)…

Всем вам экипаж звездолета дарит памятные подарки. Это раскраска Алфавит-художник, соединив все буквы алфавита, ты получишь картинку, которую сможешь раскрасить дома.

Источник

Читайте также:  Путешествие по абхазии отчет
Оцените статью