Обобщающий урок обучения грамоте «Путешествие по страницам Азбуки». 1-й класс
Класс: 1
Цели:
- обобщить знания детей по изучению ключевых тем Азбуки;
- подвести итог работы всего коллектива детей по обучению грамоте;
- развивать речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей;
- воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения;
- обобщить умение детей работать в программе ПервоЛого (ПК).
Оборудование:
- персональные компьютеры (1 компьютер на двух учеников);
- медиапроектор;
- наборы букв;
- сигнальные блокноты для обратной связи (у каждого ученика);
- конверты с заданиями для команд “Расставь героев сказки по алфавиту”;
- презентация “Путешествие по страницам АЗБУКИ” (Приложение 1);
- задания в программе ПервоЛого (ПК) “Анаграммы”, “Звуки и буквы”, “Собери пословицу”.
Ход урока:
Класс поделен на три команды. Дети сидят вокруг столов. Перед ними азбука, сигнальные блокноты, фломастеры, ноутбуки.
1. Организационный момент.
Учитель: Дети и дорогие наши гости, сегодня у нас необычный урок чтения. Нам предстоит путешествие по страницам АЗБУКИ, во время которого мы подведём итог, чему же нас научила эта замечательная книга. (Слайд 1)
Сядем мы в веселый поезд,
В дальний путь отправимся.
Ведь сегодня мы, друзья,
С Азбукой прощаемся.
(Слайд 2, звук паровозного гудка).
Обобщение по темам “Звуки и буквы”, “Алфавит”.
Учитель: Первая станция на нашем пути – Звукобуквенная. Я каждой команде даю наборы букв. Обсудите и разделите эти буквы на группы.
- Первый набор: буквы а, о, ы, э, у, я, ё, ю, и, е.
- Второй набор букв: б,п,г,к, д,т, ж,ш, з,с, в,ф.
- Третий набор: ж,ш,ц,й,щ,ч.
Ученики работают в командах, затем рассказывают, на какие группы поделили свои наборы букв.
- Первая команда: Буквы гласных первого ряда и второго ряда.
- Вторая команда: буквы звонких и глухих согласных звуков (парные).
- Третья команда: Буквы непарных твердых и непарных мягких согласных звуков.
Учитель: А сейчас игра “Лишняя буква”. (Слайд 3)
На экране буквы: Б, А, В, К, Ь, Ш.
— Какая буква лишняя?
Ученики в сигнальных блокнотах по очереди указывают лишнюю букву, обосновывая, почему она лишняя. Лишняя буква по щелчку улетает с экрана. Порядок удаления букв:
Ь – звука не обозначает;
А – буква гласного звука;
Ш – буква всегда твердого согласного;
К – буква глухих согласных.
Учитель: Чтобы продолжить путь, необходимо выполнить еще одно задание, подсчитать, сколько букв и сколько звуков в словах. (Слайды 4, 5).
На экране слова ВОКЗАЛ, ПУТЬ, ПОЕЗД, РЕЛЬСЫ, СТАНЦИЯ, ДРУЗЬЯ.
Количество букв и звуков прикрыто “облаками”. Дети показывают ответы с помощью сигнальных блокнотов. По мере ответов детей на экране по щелчку “облака” улетают, открывая правильные ответы.
Ученики должны объяснить, почему количество букв и звуков отличается или не отличается.
Учитель: Молодцы! Мы можем продолжать путешествие. Впереди станция Алфавитная.
(Слайд 6. Звук паровозного гудка).
— Проверим, знаете ли вы алфавит. (Ученики хором рассказывают алфавит – одна команда начинает, другая продолжает).
— А для чего нужно знать алфавит? (Ответы детей.)
— Выполните задание – расположите героев сказок по алфавиту.
(Слайды 7,8,9). На экране – наборы героев из разных сказок. Детям даются конверты с напечатанными именами героев. Команда раскладывает карточки с именами по алфавиту.
— Проверим. (Слайды 10, 11, 12)
Первая команда отвечает – слайд с расставленными по алфавиту героями сказки:
Гусля, Знайка, Незнайка, Пилюлькин, Тюбик, Цветик.
— Из какой сказки эти герои? Кто написал ее?
(“Приключения Незнайки и его друзей” Николай Носов)
Вторая команда отвечает – слайд с расставленными по алфавиту героями сказки:
Винни-Пух, Иа-Иа, Кролик, пчёлы, Пятачок, Сова.
— Из какой сказки эти герои? Кто написал ее?
(“Винни-Пух и все-все-все” Борис Заходер, Алан Милн)
Третья команда отвечает – слайд с расставленными по алфавиту героями сказки:
Артемон, Буратино, Дуремар, Карабас-Барабас, Мальвина, Пьеро.
— Из какой сказки эти герои? Кто написал ее?
(“Золотой ключик, или приключения Буратино” Алексей Толстой).
При затруднениях в ответах, учитель помогает. Хорошо бы продемонстрировать названные книги.
Развитие речи. Физминутка.
Учитель: Продолжаем наш путь. (Слайд 13. Звук гудка).
Мы на станции Сказочная. Кто же идет к нам в гости?
Ученик в костюме Буратино выходит к доске.
Буратино: Ой, куда я попал? Ой, мамочки, опять эта школа! (хлопает себя по лбу)
Я ведь в цирк собирался!
Учитель. Буратино, здравствуй! Ты как раз вовремя, у нас праздник. Наши дети изучили всю грамоту, теперь они умеют читать и как раз сегодня прощаются со своим первым учебником.
Буратино. Вот, здорово! Значит, и я сейчас распрощаюсь со своей Азбукой, ух, как она мне надоела! (подкидывает вверх и ловит свою азбуку).
Ура! Ребята, а вы чего все сидите, как приклеенные, ведь праздник же, давайте веселиться!
Вставайте, вставайте, я сейчас вам движения классные покажу, они вам непременно понравятся.
Тетенька (обращается к учителю), подержите, пожалуйста, мою книжку.
Буратино проводит физминутку под песню “Бу-ра-ти-но!”
Мальвина: Добрый день! Буратино, мне кажется, ты слишком торопишься расстаться с азбукой.
Буратино. Мальвина! И ты здесь!
Мальвина: Вот возьми свой учебник, открой на любой странице и прочти нам.
Буратино: Да вы что! Я азбуку еще ни разу не открывал, я до школы еще не дошел, у меня дела поважнее были, чем ваша школа, я сейчас вам такое расскажу.
Учитель. Буратино, о твоих приключениях мы все давно наслышаны, похоже, что ты так и не исправился, ты ведь обещал папе Карло хорошо учиться, а сам до сих пор в цирке пропадаешь?
Буратино. Ну, все, я влип! Ну ладно, я пошел, мне пора. (пытается уйти, Мальвина его удерживает.)
Мальвина: Нет, дорогой наш Буратино! Мы уйдем с тобой вместе. Пока не выучим все буквы, и ты не научишься читать, я тебя никуда не отпущу. Зато как обрадуется этому бедный папа Карло! (Буратино в ужасе смотрит на Мальвину.)
Буратино: Ой, мамочки мои, все, я пропал! Ребята, может можно прожить и не умея читать?
Дети объясняют Буратино, зачем необходимо уметь читать.
Учитель: Как видишь, Буратино, и ребята говорят, что рано тебе уходить из школы. Так что оставайся у нас, посмотри, как много уже знают наши ребята, и быстрее учись читать.
Буратино и Мальвина занимают свои места за столами.
— О том, как важно быть грамотным, дружить с книгой народ издавна складывал пословицы. Ребята, сейчас вам предстоит выполнить задание – собрать рассыпавшиеся пословицы.
Ученики подбирают к правой части пословицы левую. По щелчку на экране появляется стрелка.
Пословицы:
- С книгой поведёшься – ума наберёшься.
- Золото добывают из Земли, а знания – из книг.
- У Земли спутник – Луна, а у человека – книга.
Обобщение по темам “Слово. Значение слов”.
Учитель: А нам опять пора в дорогу. Впереди – станция Словарная. (Слайд 15, звук гудка).
— Ребята, на какие группы можно разбить данные слова? (Слайд 16)
Дети отвечают (слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов), приводят свои примеры.
— А сейчас вам предстоит вспомнить, что такое антонимы, синонимы, омонимы и привести примеры. (Слайд 17)
Каждая команда получает карточку с одним из терминов и после небольшой подготовки один из учеников отвечает.
Учитель: Как вы знаете, предложение – это группа слов, связанных по смыслу. Сейчас каждая команда получает набор слов, из которых нужно составить предложение, причем не просто предложение, а пословицу – народную мудрость, т.е. предложение с очень глубоким смыслом. (Слайды 18, 19, 20)
Дети составляют пословицы, озвучивают их. (Проверка – слайд 21).
Электронная физминутка для глаз.
Учитель: А сейчас у нас небольшая остановка для отдыха, на природе. Понаблюдаем за танцем насекомых – наши глаза отдохнут.
Электронная физминутка для глаз “Пляска” Л.Г.Масько.
Парная работа. Выполнение заданий на ноутбуках.
Учитель: Мы приближаемся к концу нашего путешествия — станции Компьютерной. (Слайд 22, гудок.)
Нам предстоит выполнить задания на ноутбуках. Работать вы будете в парах. Вспомните правила работы в парах, не мешайте, а помогайте друг другу. (Слайд 23)
Откройте альбом ПервоЛого “Задание”, расположенный на рабочем столе. Выполните задания:
Анаграммы: ракета – карета; росинка – соринка; смола – масло.
(Количество заданий варьируется в зависимости от оставшегося времени.) (Приложение 3)
Буквы второго ряда можно перемещать, составляя в нижней части новое слово.
Слова можно перемещать в нужную часть таблицы. (Приложение 4)
(По 2 слова в каждую часть, 2 слова не подходят).
Проверка – устное озвучивание результата работы.
— Теперь вас ждет интересное творческое задание, во время выполнения которого вы должны показать, что вы не только хорошо изучили азбуку, но и умете работать на компьютерах. Работать будете в паре. Вам предстоит выполнить в альбоме ПервоЛого любую работу, посвященную АЗБУКЕ. Вы можете:
- оформить лист “Буква. ” — для этого выбрать любую букву, нарисовать ее, подобрать картинки и напечатать слова, записать звук — характеристику этой буквы;
- создать иллюстрацию к любому тексту из азбуки, используя инструмент Рисовалка и формы черепашки.
Рекомендуются следующие тексты:
- стихотворение И.Токмаковой “Разговор Старой ивы с Дождём” (ч.2 с. 84);
- рассказ Н.Сладкова “Почему год круглый?” (ч.2 с.93);
- отрывок рассказа Е.Соловьёвой “Коралловый риф” (ч.2 с.94);
- загадки (ч.2 с.114-115).
Во время работы детей для гостей на экране показывается фильм “Наши работы в ПервоЛого”.
Проверка выполнения заданий.
Подведение итогов.
Учитель: У вас получились замечательные работы. Сейчас мы посмотрим, что у вас получилось.
На экран проецируются творческие работы детей (выборочно). (Приложение 2)
— Молодцы! Наше путешествие подходит к концу. Теперь и наши гости убедились, что азбука научила нас многому. Буратино, теперь ты понял, как важно уметь читать и дружить с книгой?
А мы приехали в конечный пункт – станцию “Литературное чтение”. Так называется ваш новый учебник, которому сегодня Азбука уступает своё место. Мы с вами отправимся в страну Литературию. Добрый вам путь! На память о сегодняшнем празднике каждому первокласснику вручается УДОСТОВЕРЕНИЕ об окончании Азбуки и книга “Внеклассное чтение”.
Источник
Конспект урока-путешествия русского языка по теме: «Алфавит» в 1 классе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДРУЖБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
урока-путешествия русского языка
Провела: учитель начальных классов
Алиева Салимат Тавлуевна
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: повторят русский алфавит и освоят алгоритм расположения слов в алфавитном порядке.
— умеют правильно называть буквы алфавита и расставлять слова по алфавиту;
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
— давать оценку своим действиям
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Содержание: алфавит, азбука, звук и буква, порядок.
Технология: деятельностный метод
Оборудование: учебник Климанова «Русский язык» 1 класс. – М.: издательство «Просвещение», 2011
-электронное приложение к учебнику Климановой «Русский язык»,1 класс.
— авторская презентация в программе PowerPoint.
— компьютер учителя, телевизор.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, математика,
1этап. Самоопределение к деятельности.
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Мы готовы! Стол в порядке!
Руки? Дети: На месте
Спина? Дети: Прямая
2этап. Постановка учебной задачи.
Внимание! Вас приветствует капитан звездолёта « Отважный» полковник Громов. Мы приняли сигналы с неизвестной планеты, которая хочет установить контакт с землёй. В связи с тем, все члены моего экипажа вылетели на орбитальную станцию, чтобы взяться за исследование этой планеты. У вас несколько заданий, которые необходимо выполнить. Если вы справитесь с заданиями, значит, члены моего экипажа успешно вернуться на борт корабля. Желаю Удачи.
Игра «Узнай слово»
Разгадать зашифрованное слово
На доске записи:
1 13 22 1 3 10 20 1 9 2 21 12 1
/Дети работают самостоятельно/
Алфавит и азбука.
-Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).
-Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит.
-Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).
-Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).
-Это первые две буквы из старославянского письма «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука.
-Русское слово Азбука и греческое слово Алфавит – обозначают одно и тоже.
-Кто может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).
-Правильно, Алфавит это когда буквы располагаются в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название.
-А знаете ли, вы кто создал азбуку? (Кирилл и Мефодий)
Это первые учителя, которые создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли совсем, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры.
-Сегодня 12 апреля, я знаю, что это особенный день для всей нашей страны. Кто тоже знает, о чем я говорю?
Сообщение подготовленного ученика.
12 апреля 1961 года мощная
ракета вывела на орбиту
«Восток» с первым
человеком на борту. Это
был Юрий Алексеевич Гагарин.
1час 48 минут длился
первый полёт. За это время
корабль облетел весь
Земной шар и опустился на
землю. Гагарин вернулся на
землю живым и здоровым. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Предлагаю превратить наш урок в увлекательное космическое путешествие, кто согласен, покажите знак готовности.
3 этап. Актуализация знаний.
Внимание! Объявляется предстартовая готовность, начнем с
(ученики: минутки чистописания).
Аа…Яя
что вспомните про эти
буквы.( ответы детей)
— Какая задача стоит
перед нами? (Писать
— Что значит «красиво»?
(соблюдая наклон, высоту букв и т.д).
-Запишите в тетради.
—Подчеркни букву или нарисуйте корону над буквой, которая особенно удалась.
-Написать слово:
Маяк освещает путь кораблям.
подлежащее и сказуемое.
Учитель : для того, чтобы
быть успешными в
космическом полете, нам
надо знать космические
понятия, давайте разберем некоторые из них. Запись слов, деление их на слоги, определение ударного слога.
Словарь+ презентация+ объяснение подготовленного ученика
(Один ученик работает у доски,
деление на слоги)
Космос ( слайд 1-2)
вселенная и мироздание.
Ближний космос исследуется
Дальний космос – это мир звёзд и галактик. Космос это вселенная. И
мировая современная наука считает, что космос бесконечен..
Ученик: Космонавт – человек, совершающий полёт в космос с целью испытания космической техники и ведения научных наблюдений.
А как называют космонавтов
в разных сторанах? Космона́вт
Планета. ( слайд 5-7)
небесное тело, которое
вращается вокруг звезды,
получая от неё свет и тепло.
Планета Земля – это общий
дом всего человечества..
Орбита. ( слайд 8-9)
Ученик: ОРБИТА -это
круг. Орбита Земли
представляет собой окруж-
ность, эллипс. Путь по
которому Земля движется
вокруг солнца называют земной
орбитой. В результате движения Земли по орбите вокруг Солнца происходит смена дня и ночи.
Ракета. ( слайд 10-12)
Слово ракета пришло к
нам из итальянского
языка «рокко», то есть
только для фейерверков
и походили на веретено.
После выстрела ракета
Из толкового словаря . Имеет несколько значений.
1.Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд, который после выстрела ярко светится при полёте в воздухе. (Сигнальная ракета)
2.Летательный аппарат с реактивным двигателем.
-Какое слово может быть лишним и почему? ( ответы детей)
Проверьте и оцените работу записи словарных слов (образец на доске), предлагаю оценить по баллам работу.
слов написано верно-5 баллов, 4слова- 4 баллов…
-Физминутка. /видеозарядка «Космос»/
4этап. Задания для успешного возвращения экипажа
Из чего состоит речь?
Из чего состоит предложение? Слово? Слог?
Где находятся буквы?
Что такое алфавит?
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных букв? (10).
Сколько букв, не обозначают звука?
II Звукобуквенный разбор слов
Белка — [б’элка], 5 букв, 5 звуков, 3 согласные, 2 гласные, 2 слога.
Стрелка-[стр’элка] 7 букв, 7 звуков, 5 согласные, 2 гласные, 2 слога.
III Составить слова
Даны слоги. Дети собирают слова. Работа в группах.
Рука карман пальто коньки полка зерно звонок кролик медведь зайчик кабан кошка сова лиса.
Парта лодка камень пальма слова глаза ручка лошадь петух мальчик мышка чайка внучка щенок.
-Зачем нам знать и изучать алфавит?
-Как в жизни нам поможет алфавит?
-Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту, справочники составляются по алфавиту.( учитель показывает словари)
-Вывести нескольких учеников и расположить их в алфавитном порядке:
Амина, Ашурбек, Залина, Руслан, Саида, Султан.
5этап. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Предлагаю тебе попробовать теперь самому расположить слова по алфавиту. Расставь словарные слова, которые мы писали вначале путешествия в тетради, в алфавитном порядке.
Проверь и оцени себя (сверка с образцом на доске)
6этап. Рефлексия учебной деятельности.
Поставь плюс, если ты согласен с моим утверждением или минус, если не согласен:
Алфавит и азбука-это одно и то же
Алфавит-это расположение букв в определенном порядке.
В алфавите -33 буквы
Все буквы алфавита обозначают звуки.
Я хочу знать алфавит и называть все буквы правильно.
Я оценю свою работу (методика «Лесенка успеха»)…
Всем вам экипаж звездолета дарит памятные подарки. Это раскраска Алфавит-художник, соединив все буквы алфавита, ты получишь картинку, которую сможешь раскрасить дома.
Источник