Путешествие по атлантическому океану география 7 класс

«Атлантический океан». Урок географии в 7-м классе с применением ИКТ

Разделы: География

Цель: изучить особенности природы Атлантического океана, его хозяйственное использование.

  • карта океанов
  • мультимедийное оборудование, компьютер
  • мультимедийная презентация
  • интерактивная доска
  • телевизор, DVD, диск “Голубая планета”
  • магнитофон, аудиоэнциклопедия “Планета Земля”

И-1 I. Организационный момент

– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие.

Есть два разряда путешествий
Одно – пускайся с места вдаль,
Другой – сиди себе на месте
И географию читай.

И-2 II. Проверка домашнего задания

(Интерактивная к/к Тихого океана)

– Подписать материки, которые омывает Тихий океан.
– Рассказать об изрезанности береговой линии.
– Показать основные течения.
– Почему Тихий океан называют “самым-самым”? (Большой, глубокий, древний)
– Кто первым пересек океан? (Магеллан)
– Чем разделяется? (экватором, 180 меридианом)

Тел. III. Изучение нового материала

Фрагмент фильма “Голубая планета”

– Мы продолжаем наше путешествие по Мировому океану и сегодня более подробно познакомимся с Атлантическим океаном. Помогать нам в этом будут эксперты.
– Из всех океанов Атлантический занимает наиболее важное место в жизни человечества. С древних времен он осваивался человеком. Само название океана впервые появилось на карте в 1507 году и связано с мифом об Атланте и с легендой об Атлантиде.

2 1 эксперт

По древнему греческому преданию, это был большой остров в Атлантическом океане, расположенный к западу от Гибралтара. Остров населяли могущественные племена – атланты. В результате сильного землетрясения остров опустился на дно океана. Ученые до сих пор спорят о его существовании и причинах гибели. 3 “Атлантический океан! Необозримая водная равнина, величественная водная гладь! Из конца в конец бороздят эти воды корабли всех стран, под флагами всех наций мира, и охраняют их два огромных стража, внушающих страх мореплавателям, – мыс Горн и мыс Бурь!”
Жюль Верн

– Если бы вы задались целью найти эти мысы на карте, то мыс Горн нашли на южной оконечности Южной Америки, а мыс Бурь вы бы не нашли, так как он назван другим именем – мыс Доброй надежды (южная оконечность Африки) 4 Знакомиться с океаном мы будем по плану:

  1. ГП
  2. История исследования океана
  3. Особенности природы
  4. Хозяйственная деятельность
5

м/э – Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан”.

2. Характеристика географического положения океана

– Открыли учебники на стр. 313, охарактеризуем океан по плану.

Работа с атласами, запись в тетрадь.

Для того, чтобы записать основные характеристики океана воспользуемся мультимедийной энциклопедией Кирилла и Мефодия.

Основные характеристики океана:

– второй по величине
– площадь – 91, 6 млн. км²
– ср. глубина – 3600 м
– наибольшая глубина – 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико)

6 Происхождение, рельеф дна

– Атлантический океан самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны 7 – Рельеф дна не сложен. Почти посередине океана проходит Срединно-Атлантический хребет. Длина его более 17 тысяч км.
– На севере океана он выходит на поверхность – это остров Исландия.
– Ложе океана – океанические равнины. 8 3. История исследования океана

Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н. э. Маршруты древних мореходов, пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, пересекли Атлантику викинги. 9 С эпохи Великих географических открытий (плавания X. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и т. д. 10 Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием “Челленджера” в конце XIX в. 11 По степени изученности этот океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой. 12 4. Особенности природы

Взаимодействие океана, атмосферы и суши

Океан лежит во всех климатических поясах. Особенности климата отражаются и на свойствах водных масс. Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом океане. Объясняется это охлаждающим влиянием вод и льдов, выносимых из Северного Ледовитого океана и с Антарктиды, а также интенсивным перемешиванием поверхностных и глубинных водных масс под действием ветров и течений. Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов, осложняющих судоходство.

– А что еще на ваш взгляд может мешать судоходству? (Айсберг) 13 3 эксперт

АЙСБЕРГ – это отколовшиеся от ледника массивы различной формы. Высота над поверхностью воды до 70 -100 м; большая часть объема находится под водой.
Течения выносят айсберги в открытый океан до 40° с. ш. Эти районы Атлантики опасны для судоходства. Трагедия “Титаника”, который на полном ходу столкнулся с айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам, о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов.

Физминутка для глаз 14

м/у Соленость

Одна из особенностей водных масс Атлантического океана – повышение солености до 37 ‰ по сравнению со средним показателем. Это связано с тем, что значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на материки.

Запись в тетрадь: соленость – 34–37‰

– В водах Атлантического океана имеются теплые и холодные течения. Назовите их и покажите на карте.
– Течения здесь направлены не по широте, как в Тихом океане, а почти вдоль меридианов. Почему?
– Самым известным является течение – Гольфстрим.

15 Саргассово море

– В Атлантическом океане много уникальных мест. Такому как Бермудский треугольник приписывают даже сверхъестественные силы. А мы с вами отправимся сейчас в путешествие в одно увлекательное место. 16 а/з Аудиозапись “Саргассово море” (диск “Планета Земля”– аудиоэнциклопедия) 17 Органический мир

Органический мир беднее видами, чем Тихий. Объясняется это его молодостью. При небольшом количестве видов количество рыб и других морских животных значительно. Много промысловых рыб: треска, сельдь, морской окунь, скумбрия, мойва, тунец. 18 Есть киты, акулы, тюлени. 19 5. Хозяйственная деятельность

(Запись в тетрадь) 20 Рыбный промысел

Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла 21 Транспортные пути

Издавна океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. Для улучшения связи Атлантического океана с другими сооружены Суэцкий и Панамский каналы

Учебник с. 93, показать на карте каналы 22 Добыча полезных ископаемых

Шельфы океана богаты месторождениями нефти и других полезных ископаемых. Тысячи скважин пробурены в Мексиканском заливе и Северном море

(Показать на карте) 23 Рекреационные ресурсы

Атлантический океан и его моря принимают на свои берега миллионы отдыхающих. Ведущее место принадлежит Средиземному морю.

(Показать на карте) 24 Экологические проблемы

В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ. Атлантический океан уже не в состоянии сам очищаться. Требуются международные усилия по спасению океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.

25 IV. Итог урока

– Изучению какого океана мы посвятили урок?

Игра “ Кто это? Что это?”

  1. Саргассово – море
  2. Викинги – первые пересекли океан
  3. Скумбрия – промысловая рыба
  4. Суэцкий – канал
  5. Карибское – море
  6. Мексиканский – залив
  7. Гольфстрим – теплое течение
  8. Исландия –остров
  9. Срединно-Атлантический – хребет
  10. Средиземное – море
26 V. Домашнее задание: § 19, номенклатура , к/к стр. 64

Моря: Норвежское, Северное, Саргассово, Балтийское, Средиземное, Карибское

Заливы: Бискайский, Гвинейский, Мексиканский

Острова: Гренландия, Исландия, Великобритания, Ирландия, Зеленого Мыса, Большие Антильские, Малые Антильские, Бермудские

Полуострова: Скандинавский, Лабрадор

Источник

Урок по географии для 7 класса «Атлантический океан»

По учебнику «География материков и океанов: 7 класс»/В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев.-М.: Дрофа,2004.-320с.

Тема: «Атлантический океан».

Образовательные:сформировать представление об особенностях природы Атлантического океана, обогатить знания учащихся об истории освоения и хозяйственного использования океана.

Развивающие: продолжить формирование умений находить ответы на вопросы при работе с текстом учебника, картами атласов, выделять главное, анализировать.

Воспитательные: воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: атласы, карточки с заданиями, физическая карта мира.

Основные вопросы содержание

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Доска, мел, классный журнал, ручка

Проверка домашнего задания

Цифровой диктант по теме: «Тихий и Индийский океаны»

Словесный, беседа, наглядный

Изучение нового материала

Изучить географическое положение Атлантического океана, историю исследования, рассмотреть особенности рельефа, климата и органического мира. Подумать, какое значение оказывает океан на жизнь людей и экологию. Основные тезисы записать в тетрадь.

Упражнение для кистей рук «Змейка», упражнение для пальцев «Пальчики»

Работа с контурной картой, параграф 19 прочитать

Подведение итогов урока

Классный журнал, ручка

Приветствие, проверка готовности к уроку

2. Проверка домашнего задания

Сегодня на уроке нам откроет свои тайны ещё один океан – Атлантический. Прежде чем отправиться в путешествие по этому океану, вы должны хорошо усвоить знания о ранее изученных океанах – Тихом и Индийском. Проверку ваших знаний проведем в виде цифрового диктанта (выполняется на листочках).

Цифровой диктант по теме: «Тихий и Индийский океаны»

Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».

Индийский океан — 2

1) Третий океан на Земле по величине.2

2) Название океану дал Ф. Магеллан.1

3) В этом океане расположен Марианский желоб.1

4) Северной частью океан омывает материк Евразия.2

5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.2

6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.1

7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.2

8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.1

9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.1

10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.2

11) Этот океан занимает почти 1/3 земной поверхности.1

12) Западной частью омывает Африку.2

«5» — 11 — 12 правильных ответов;

«4» — 8 — 10 правильных ответов;

«3» — 6 — 7 правильных ответов;

«2» — 0 — 5 правильных ответов.

3. Изучение нового материала

Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан”(запись темы урока в тетрадь). Начнем изучение Атлантического океану с географического положения . Записываем основные тезисы в тетрадь. Как и Тихий океан Атлантический вытянут от субарктических широт до Антарктиды, но уступает ему по ширине. Наибольшей ширины Атлантика достигает в умеренных широтах и сужается к экватору. Береговая линия океана сильно расчленена в Северном полушарии, а в Южном изрезана слабо. Большая часть островов лежит близ материков.

История исследования. С древних времен Атлантический океан стал осваиваться человеком. На его берегах в разные эпохи возникли центры мореплавания в Древней Греции, Карфагене, Скандинавии. Его воды омывали легендарную Атлантиду, о географическом положении которой в океане до сих пор спорят учёные. Христофор Колумб — первый мореплаватель Нового Времени, который отважился пересечь Атлантический океан.

С эпохи Великих географических открытий Атлантический океан стал главным водным путём на Земле.

Переходим к рельефу дна Атлантического океана. Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны. Рельеф его дна не так сложен, как в Тихом океане. Через всю Атлантику почти по меридиану протянулся гигантский хребет. Почти посередине океана проходит Срединно -Атлантический хребет длиной более 17 тыс.км и шириной 1 000 км. На севере океана хребет выходит на поверхность – остров Исландия. Ложе океана занято океаническими равнинами, подводными поднятиями. Шельф занимает около 1/3 подводных окраин материков. Наиболее широк он у берегов Европы и Северной Америки.

Итак, переходим к климату океана. Климат Атлантического океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах. В северной Атлантике, особенно зимой, господствуют сильные западные ветры. Тропическая часть находиться под воздействием пассатов. В экваториальной части преобладает жара и обильные дожди. Температура воздуха над океаном колеблется от — 20 до +30 градусов. В экваториально – тропических широтах зарождаются тропические циклоны которые часто принося много бедствий на побережье Северной Америки. Средняя температура вод +16, но она меняется с широтой. Так же температура воды меняется с глубиной Средняя соленость составляет 35 промилле, так же меняется с широтой. В северной части Атлантического океана образуются айсберги. Течения двигаются в основном в меридиональном направлении, формируют кольцеобразное движение.

Богат органический мир Атлантического океана. Морской салат, морской мох, ламинарии, летучие рыбы, акулы, много рыб: палтус, камбала, сельди, кефали, район Канарских островов богат лангустами, анчоусами, в северной части встречаются морские ежи, моллюски.

По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. С незапамятных времён Атлантический океан – место интенсивного рыболовного и зверобойного промысла.

Природные условия Атлантики благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи морских продуктов приходится на северную часть океана. Шельфы Атлантического океана богаты месторождениям нефти и других полезных ископаемых. Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти, соли и других полезных ископаемых. Через Атлантический океан проходят самые важные морские пути.

Все это используется людьми. Богатства Атлантического океана используются давно и слишком интенсивно, что уже привело к сокращению рыбных ресурсов. Экология океана, особенно морей, уже требует немедленного вмешательства. Нефтяное загрязнение, загрязнение ядохимикатами и т.д. Кроме того моря Атлантического океана используются как основное место отдыха: Черное, Средиземное, Карибское моря.

Упражнение для кистей рук «Змейка», упражнение для пальцев «Пальчики»

1. Укажите особенность ГП Атлантического океана:

1) Атлантический океан пересекается экватором, но не пересекается начальным меридианом.

2) Атлантический океан не пересекается экватором, но пересекается начальным меридианом.

3) Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом.

4) Атлантический океан не пересекается ни экватором, ни начальным меридианом.

2. Обширные шельфы Атлантического океана прилегают к берегам:

1) Северной и Южной Америки;

2) Южной Америки и Африки;

3) Африки и Европы;

4) Европы и Северной Америки.

3. В каких широтах расположена наиболее широкая часть Атлантики?

1) в полярных и умеренных;

2) в тропических и умеренных;

4) в экваториальных.

4. «Эти два течения Атлантического океана теплые, переносят воду из тропических широт в умеренные и проходят вдоль восточных берегов материков». Какие это течения?

1) Канарское и Бенгальское;

2) Гвианское и Бразильское;

3) Гольфстрим и Бразильское;

4) Северо-Атлантическое течение и течение Западных ветров.

5. Почему в северной части Атлантического океана айсберги могут встречаться даже на сороковых широтах?

1) на эти широты их выносят течения;

2) из-за высокой солености вод океана в этой части они долго не тонут;

3) Гренландия – главный «производитель» айсбергов – находится на этих широтах;

4) климат в сороковых широтах очень суровый.

6. В каком из данных морей Атлантического океана добывают нефть?

2) в Саргассовом;

3) в море Уэдделла;

6. Домашнее задание

Нанести на контурную карту:

Моря: Норвежское, Северное, Саргассово, Балтийское, Средиземное, Карибское.

Заливы: Бискайский, Гвинейский, Мексиканский.

Острова: Гренландия, Канарские, Исландия, Великобритания, Ирландия, Зелёного Мыса, Большие Антильские, Малые Антильские, Бермудские, Ньюфаундленд.

Полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Флорида.,

Источник

Читайте также:  Экскурсия по аквапарку ривьера
Оцените статью