Путешествие на моторном катамаране по Баренцеву морю
- Бесплатно из любой точки России: 8-800-200-70-23, доб. 203
- Информация
- Маршрут
- Фото (33)
- Вопрос / Ответ
- Отзывы
Наш новый поход — путешествие на моторном катамаране по Баренцеву морю!
За один поход мы увидим все жемчужины русской Арктики, южного берега Баренцева моря. Коллекция впечатляющая и на любой вкус: посёлок-призрак Дальние Зеленцы, кинематографичное село Териберка, выросшее на месте рыбацкого становища 16 века, таинственный и отмеченный историей остров Кильдин, огромные скалистые мысы и глубокие заводи взморья — губы, полуостров Рыбачий, самое тёплое место в Мурманской области, и полуостров Средний, соединяющий Рыбачий с материком.
Пройдём на моторных лодках по Баренцеву морю около 300 километров, увидим то, что мало кому удаётся когда-либо увидеть. Будем жить в диких бухтах и гулять по прибрежным скалам. Увидим множество заброшенных посёлков, военной техники и кораблей прошлого века.
Поймаем и вкусно приготовим свежую морскую рыбу, найдём мидий, морских ежей и, возможно, других обитателей этого богатого северного моря. Если будем наблюдательны, встретим несколько разновидностей тюленей или косаток, единственных хищников среди китообразных.
Источник
Путешествие на Край света. Баренцево море. Териберка.
Это последняя часть рассказа как мы ездили на край света на машине и, как до него добрались.
Но сначала, несколько слов.
Вы часто путешествуете по России?
Читая различные сайты и форумы про путешествия, просматривая отчеты о поездках, я пришел к выводу, что большинство людей предпочитают поездки за границу: часто в Европу, чуть реже в Азию, порой в Африку, Америку. Немного грустно, потому что можно найти бесконечное количество рассказов о Риме, Париже и Лондоне, а вот почитать про какие-нибудь отдаленные русские города, села и деревни, про наши дикие уголки, удается редко. Я честно не могу понять почему так сложилось. Россия — это огромная территория. Жизни не хватит, чтобы все объездить, чтобы посетить хотя бы половину интересных мест. Россия разная, очень разная: степи и горы, леса и поля, моря и реки, вечная мерзлота и пальмы, просто выбирай, что больше нравится или хочется и вперед. Путешествовать по России очень просто: придумал маршрут, выбрал время и поехал, не нужны никакие визы и путевки. А еще путешествовать по России дешево. Меня удивляет, что например человек, живущий во Владимире, ни разу не был в Муроме (200 км), но был пять раз в Турции и два раза в Испании, или кто-то из Рязани не как не может добраться до Гуся-Железного (150 км), но слетал на Гоа и Кипр. Мы уже всю брусчатку европейских столиц истоптали, а по нашим колдобинам так толком и не покатались. Чешское пиво выпили, немецкие сосиски съели, а башкирской медовухи так и не попробовали. Жаль.
Я к тому это все, что нам в ходе поездки, удалось добраться до необыкновенного места, места где присутствует стойкое ощущение нереальности происходящего и нереальности самого места. Даже сейчас, спустя три месяца после поездки с трудом верится, что это место существует на самом деле, и то что я там был. И так сильно торкнуло первый раз, здесь у нас в России, в нашем заполярье.
Целью нашей поездки был берег Баренцева моря и купание в ледяной воде. Полторы тысячи километров было позади, осталось полторы сотни. Мы отправились в поселок Териберка, одно из немногих место, где можно на автомобиле добраться к побережью. Выехали вечером из Мурманска вечером, может в восемь, а может в одиннадцать. К концу путешествия, видимо под влияние белых ночей и ненормированного графика бодрствования и сна ощущение времени пропало. Да собственно, какая разница, светло и ладно. День когда спать не хочется, а как лег спать, значит ночь наступила.
По дороге наблюдали остатки угнетенного леса и горы. Очень скоро и этот лес кончился.
Вскоре свернули с асфальта, осталось сорок километров по дороге без покрытия. Трафик отсутствовал полностью. Наступила глубокая ночь.
По пути нам повстречался Страж Дороги (это мы его так назвали). Не знаю, кто и зачем его сделал: может ради шутки, а может по религиозным соображениям. Если знаете — подскажите, что это и зачем?
Стоит такой в шлеме и противогазе, с ножом, косой и палкой гаишника, лыжи в руке, бутылка пива в кармане.
Кто-то тоже пытался доехать до моря и искупаться, но так и не смог добраться.
Ехать получалось очень медленно. Во-первых качество дороги не позволяло разогнаться, а во-вторых приходилось часто останавливаться, выходить из машины и смотреть на красоту вокруг. Сначала смотрели на камни.
Потом на ледяные озера и заводи.
Вот так, неспеша мы и добрались до Териберки, а значит и до Баренцева моря.
Нашли место на берегу для ночевки, пожарили оленины, купленной в Мурманском супермаркете, и улеглись спать. Утро начали с горячего чая и купания в море. Вот примерно здесь мы и занырнули.
На улице явно был небольшой минус, потому что моросящий дождь превращался в льдинки на палатке, а газовая горелка не могла вскипятить воду, а только нагревала и испаряла ее. Но ощущения холода не было, хотя сильно не утеплялись, да и в палатке спокойно переночевали — никто не замерз.
После водных процедур рассовали вещи по машине и отправились смотреть поселок Териберку.
Поселок расположен на побережье у подножья гор. Места невероятно красивые.
Раньше жизнь в поселке жизнь била ключом. Работали всякие рыбхозы, промысловые хозяйства, перерабатывающие предприятия. Сейчас сюда приходит запустение, безработица и пьянство. Все кто мог и хотел отсюда уже свалили в поисках чего-то лучшего.
Наверное, это здание раньше было домом культуры.
Живут люди в основном морским промыслом. Для этого используют личный парк катеров и лодок.
То, что когда-то было государственным, давно сгнило и вросло в берег.
Сложно представить, что должно произойти, чтобы жизнь вернулась в эти края. Скорее всего через десять-двадцать лет Териберка превратится в город призрак, в забытый и никому не нужный край света…
Источник
Баренцево море 2016
Север европейской части России привлекал нас давно. Очень хотелось увидеть настоящую тундру, дикую, манящую. Выбор пал на полуостров Рыбачий.
Экипаж UAZ Patriot:
Эдуард (капитан, водитель, механик)
Татьяна (водитель, штурман, старпом механика)
Миша и Ваня (юные путешественники)
Артур (оптимист из Хабаровска)
Тайга (служба охраны, карело-финская лайка)
Автомобиль: UAZ Patriot (УАЗ-3163)
год выпуска: 2012
двигатель: ЗМЗ-409.10
объем: 2,7 л
мощность: 128 лс
комплектация: Limited
пробег: 114531 км
Переславль-Залесский. Плещеево озеро.
8 сентября. Выехали вечером, поэтому было решено перед традиционной ночевкой у друзей в Шексне, остановиться возле Плещеева озера. Есть у нас там проверенное надёжное местечко в лесу неподалёку от берега, где очень удобно расположиться в палатках.
Подъехали к заветному месту уже в полной темноте. К нашему удивлению, при съезде с асфальта на грунтовую дорогу мы наткнулись на преграду в виде высокой насыпи, а рядом и глубокого рва, которые невозможно преодолеть на машине. По обочинам были воткнуты железные трубы таким образом, чтобы желающие съехать на нее немедленно прокололи покрышки. Словом, въезд на полянку был надёжно оцеплён «линией Маннергейма». Я пошёл пешком. Наступил на ровно уложенные ветки рядом с насыпью и тут же почти по пояс провалился в яму. Ладно хоть со дна не торчали колья. Отделался лёгким удивлением. Как говорится — не пройти, не проехать.
С этого момента наша поездка перестала походить на многие предыдущие, по той простой причине, что выбрать место для ночёвки оказалось трудной задачей. И мы отправились вокруг озера в долгие поиски хоть какой-то полянки. Но все съезды с дороги в целях охраны природы были закрыты шлагбаумами. В итоге, мы почти полностью обогнули озеро против часовой стрелки и нашли великолепное пристанище на берегу речушки Векса возле поселка Купанское.
Река Векса возле поселка Купанское
А на утро к нам пришла кряква просить еды.
Позавтракав, отправились дальше, замкнули круг вокруг озера, сфотографировавшись на память на его берегу.
Заехали в Ростов Великий в Кремль, где «Иван Васильевич менял профессию».
Ростов Великий. Кремль.
Год выдался урожайным на яблоки, поэтому Митрополичий сад буквально усыпан ими. Яблони отяжелели от обилия плодов.
Любой посетитель может угоститься яблочками, даже оборудован кран для мытья. Есть их можно сколько угодно, но срывать с дерева запрещено. Можно или брать из ящика рядом с краном, или собирать упавшие с земли.
Спасибо за яблочки
С большой радостью заехали в Шексну к друзьям. На этот раз нас встречали копчёной курочкой.
Вытегра. Музей подводной лодки Б-440.
Много раз проезжали Вытегру, а так ни разу и не задумались, что же там интересного. Перед этой поездкой специально подготовились. Оказывается, в Вытегре есть музей подводной лодки. Приехали в город поздно вечером. Необходимо было где-то переночевать. И снова начались долгие поиски места в полной темноте. Накануне шли дожди, и вся земля была насквозь пропитана влагой, трава покрыта одеялом из дождевых капель. Не найдя ничего подходящего, встали прямо в городе на каменистой полянке рядом со шлюзом. Со стоянки можно было наблюдать за мачтами проходящих мимо судов.
Ночёвка в Вытегре
Музей был весьма интересен.
Музей подводной лодки Б-440
Слегка вскипает мозг, представляя, как во всех этих вентилях вообще возможно разобраться.
Музей подводной лодки Б-440
Комфорт для экипажа, конечно же, минимальный.
Музей подводной лодки Б-440
Музей подводной лодки Б-440
Музей подводной лодки Б-440
Но больше всего места выделено для торпед. Звездочки — это крышки торпедных отсеков.
Музей подводной лодки Б-440
Одним словом — рекомендуем. Интересно и взрослым, и детям.
Музей подводной лодки Б-440
Музей подводной лодки Б-440
А это Волго-Балтийский канал.
Пудож. Река Рагнукса.
Обычно мы проезжаем Вытегру и ночуем за Пудожем рядом с рекой Рагнуксой. Известна нам одна прекрасная стоянка вдали от дороги, укрытая лесочком. Мы решили туда заехать, чтобы спокойно перекусить. И нас ждал очередной сюрприз. Место не узнать. Весь лес вырублен и расчищен тракторами. Наша стоянка оказалась как на ладони. Долго гадали, что же тут произошло? Очень похоже на расчистку площадки для нового строительства. Тем более, что около дороги стоит заводик типа цементного или асфальтового.
Стоянка на реке Рагнукса
Немного поразмыслив, решили, что всё-таки вряд ли тут строят завод. Скорее всего лес сровняли с землей ради песка. Песок брали для строительства федеральной трассы, по которой мы так хорошо ездим по Карелии. К сожалению, наша стоянка лесом порастёт ещё не скоро.
Стоянка на реке Рагнукса
А заночевали мы уже далеко за Пудожем, рядом с Габсельгой. Ничего подходящего не нашли и просто заехали в лес. Со стоянки сквозь деревья была видна трасса.
РосАвтоДор постарался и обновил стелу на полярном круге. Пару лет назад было не такое красочное оформление.
Если позволяет время, то обычно мы едем вплоть до наступления темноты, либо до заранее известного места ночёвки. (Когда-нибудь я соберу в одной статье все координаты наших ночёвок.) На ночь встаём уже в полнейшей темноте. На севере в сентябре темнеет гораздо позже, чем в нашей полосе, это позволяет ехать дольше. Также мы завели очень полезную привычку отмечать координаты своих остановок, в том числе обеденных. В будущем обязательно пригодится.
Остановились за Кандалакшей недалеко от трассы. Дул достаточно сильный ветер. Встать прямо на берегу озера не удалось, сдувало в прямом смысле слова. Пришлось уехать в перелески.
Утро выдалось прохладным.
Ночевка в Заполярье
Как нельзя лучше от ветра спасала наша баня. За всю поездку мы ни разу её не применяли по прямому назначению, зато баня заменяла и укрытие от дождя и ветра, и кухню, и столовую. Даже при очень низких температурах тепла от газовой плиты хватает на то, чтобы сидеть в ней без шапок, расстегнув куртки. И пища готовится значительно быстрее.
Солнышко нас всё же порадовало своим появлением.
И мы поехали дальше
Буквально через пару километров пересекли реку Пиренга. Кстати, тоже неплохое место для ночёвки.
Каменная лесотундра на подступах к Мончегорску.
Трасса на Мурманск
Сам Мончегорск с трассы выглядит сугубо по-фабричному.
А в центре ничем не отличается от большинства наших городов. Здесь есть и свой парк с водоёмом.
Мончегорск. Памятник Защитникам Заполярья.
Мончегорск. Памятник Лосю.
И замечательные улочки.
Мончегорск. «Дублер» проспекта Металлургов.
Мурманск, как обычно, по-своему грандиозен. Крупнейший в мире город Крайнего Севера. Дорогу на въезде доделали. Теперь там отличная магистраль с панорамным видом на город.
Снова заехали навестить Алешу.
И прокатились по осенним улицам. Зашли в гипермаркет Окей, который удивил нас своими ценами. На многие товары производства Московской области цены ниже, чем в самой Московской области. Арбузы, завозимые из Астраахани (3300 км!) дешевле, чем в центральном регионе. Так что не стоимость перевозки сейчас определяет цены.
До полуострова Рыбачий оставалось совсем немного. Не более 200 км. Всё думали, какие же там дороги, а хватит ли бензина? Топливо заливали на самой последней заправке за городом, после моста через Кольский залив. Цены на бензин здесь очень высокие. Но пришлось залить полные баки, это около 73 литров, и канистру 20 л. УАЗик кушает около 14 л на 100 км, но это по асфальту за городом, а нам предстояла грунтовая дорога.
Ночевали где-то на полях, засеянных овсом. Было холодно, но небо высыпало звёздами и появилась луна.
Утром погода продолжала радовать.
Увы, но такое небо предвещает скорые дожди.
Перисто-слоистые облака — к дождю
Ночью неподалёку я слышал гул. Оказалось, что мы буквально метров 500 не доехали до замечательного перелеска на берегу реки с шумными порогами.
Полянка перед порогами
Любимая стойка а-ля Майкл Джексон
За Мурманском пейзаж заметно поменялся. Деревья почти исчезли. Появились мхи и множество озёр.
Перед поворотом на полуостров Рыбачий расположен пост со шлагбаумом. Уставший военный проверил паспорта у всех взрослых и без вопросов пропустил. Сам поворот метров через 100 за постом вправо.
Дорога сначала долго идёт вдоль реки Титовка, радуя взор великолепными пейзажами.
Водопад на реке Титовка
Водопад на реке Титовка
Титовка достаточно спокойная река со множеством рыбаков.
Рыбаки приезжают абсолютно на любых автомобилях. Там не требуется машина с высоким клиренсом.
Дорога на полуостров Рыбачий
Братские могилы и памятники ВОВ на каждом километре.
По мере удаления от трассы, приближаясь к полуостровам Средний и Рыбачий, уже требуется авто с клиренсом повыше.
Дорога на полуостров Рыбачий
Дорога так себе. Ехать можно, но очень не спеша. Стоит только чуть поднажать, как тут же начинает раскачивать из стороны в сторону. Одни ямы. И их невозможно объехать всеми колесами. Переключиться на вторую передачу — большая удача. Так и едешь со средней скоростью около 9 км/ч. Как бы крышу не оторвало, у нас там килограммов 60 груза.
Зато природа поражает. Суровая, красивая тундра. Мхи, камни, озёра и небо. И больше ничего.
Дорога на полуостров Рыбачий
Зеркальная гладь озер
Полуостров Средний проезжали по восточной стороне. В Мотовском заливе вдоль берега собираются к отлету за зимовку большие стаи средних (длинноклювых) крохалей.
И где-то на рейде стоит вспомогательное военное судно измерения физических полей «Владимир Перегудов».
Вспомогательное военное судно измерения физических полей «Владимир Перегудов»
После полуострова Средний начинается полуостров Рыбачий. Наш путь лежал по западной стороне до маяка возле поселка Вайда-губа. Дорога преобразилась. Ям стало гораздо меньше. Полотно из грунтового превратилось в щебень. Если появлялись глубокие лужи, то дно у них было таким же твёрдым. Может потому, что на самом полуострове военных действий во времена ВОВ не было.
Дорога на полуостров Рыбачий
Как бы ни был далёк этот край, довольно-таки часто можно встретить людей. Однажды одинокий турист прошёл нам навстречу. А на побережье разбит целый лагерь.
Лагерь на берегу Баренцева моря
Машины едут одна за другой. Конечно же, все передвигаются приблизительно с одинаковыми скоростями, поэтому складывается впечатление, что ты один в этой безмолвной тундре. Встретили зайца и лису.
А на одной из зеленых стоянок, когда начинало заметно смеркаться, нас опередил внедорожник. Не очень больших размеров и клиренсом пониже. Мы его быстро догнали, но обгонять не собирались. Очень удобно было за ним ехать. Сразу понимаешь с какой стороны форсировать очередную лужу. Когда мы остановились полюбоваться отливом, внедорожник от нас оторвался.
Отлив на Баренцевом море
Уже полностью стемнело, и нашего спутника мы могли отмечать далеко впереди только по светящимся габаритным фонарям. Он то пропадал, то появлялся, когда выезжал на очередную сопку. На дороге вдруг появились развилки. Неожиданно. Но габариты впереди вселяли уверенность. Вон он появился справа по курсу, значит и нам на этом перекрестке вправо. Ух ты! Что-то слишком большая лужа, неужели он тут проехал? Что ж, попробуем. Это только трусы сначала замеряют глубину, потом едут. А мы умные, мы сразу едем. А лужа всё не кончается и не кончается. Уж не по руслу ли реки едем? Вода как-то всё выше и выше. Пороги уже под водой, слышно бульканье заливающейся куда-то в машину воды. Хорошо, что ничего вокруг не видно. Не так страшно. Как же он тут ехал? Ему же водичка уже до фар могла дойти, а ни шноркелей, ни лифта у него я не заметил. Вот смелый же товарищ!
Лужа успешно закончилась. На сухом месте водичка начала выливаться из всех доступных мест. Журчала довольно долго. Хорошо, что в салон не протекла. Проехали ещё метров пятьдесят по сухому, и тут я ещё раз удивился. Впереди была уже не дорога, а сплошное месиво из грязи и воды. Это среди камней в тундре! На этот раз достали фонарики и пошли исследовать. Явно на уазиках проезжали, может ещё на камазах-уралах. Где же ехал наш «проводник»? Вроде бы и свежие следы, а вроде бы и нет. Тут по обочине-то пройти сложно — болото! Мозг лихорадочно ищет решение и приходит к выводу, что скорее всего наш спутник здесь не проезжал. На той развилке он свернул влево. А потом мы его увидели справа по курсу, потому что дорога на сопке повернула вправо. Надо возвращаться.
На перекрестке мы, наконец-то, поняли как определить точную дорогу на полуострове Рыбачем до поселка Вайда-губа, даже если здесь оказался впервые. Вдоль всей правильной дороги по обочинам установлены бочки с камнями. В середину бочки воткнут шест, метра три высотой. На самом верху шеста приклеена светоотражающая лента. Ни днём, ни ночью не заблудишься. Скорее всего зимой по этим меткам местные определяют точное направление. Больше проводники нам были не нужны.
Полуостров Рыбачий. Вешки
Приближаясь к поселку, появляется очень много развилок. Здесь уже опасаться нечего, каждая дорога хорошо наезжена и луж фактически не встречаешь. Бочки с шестами ушли вправо, в посёлок. А нам надо влево, к маяку. Его зеленоватое свечение видно из-далека. Сам маяк охраняется и обслуживается воинской частью, на территории которой он расположен.
Наших спутников мы встретили там же. У шлагбаума. Дальше проезд запрещён. Они начали раскладывать столик для ужина и, похоже, спать планировали в машине.
А мы полюбовались маяком и задумались, где же переночевать. Самой отдалённой точки маршрута мы достигли, всё, что будет дальше уже можно считать обратной дорогой. От Москвы до Вайдагубского маяка одометр показал 2427 км.
Метка на навигаторе
Время уже приближалось к полуночи, а мы всё мечемся между маяком и посёлком в поисках места для ночлега. Везде дует. Причём сильно дует. Недалеко от посёлка нашли местечко, где ветер почти не ощущается, но зато ощущается запах горелой солярки от работающей где-то дизельной электростанции. Нюхать соляру всю ночь никому не хотелось, пришлось продолжать поиски. В итоге, развернули палатки прямо на побережье, где слышен шум прибоя. Палатку попытались поставить в баню, чтобы не так сильно дуло. Но через час-другой баню снесло ветром…
Стоянка на берегу Баренцева моря
Прогноз не подвёл. На утро ветер усилился, а дождик, начавшийся с вечера, так и продолжал моросить.
Вдоль всего берега остались следы прошедшей войны: сквозь камни прорублены траншеи, которые тянутся от одного ДОТа к другому. Вполне отчетливо можно разглядеть сектора обстрела. Укрепления основательные, с моря атаковать практически невозможно.
Полуостров Рыбачий. ДОТ
Полуостров Рыбачий. Каменные окопы
После воображаемого боя
Само Баренцево море было достаточно спокойным. Не сказать, что сильно штормило, но байдарку бы точно перевернуло.
Баренцево море. Медуза
Пищу готовили уже традиционно в бане. Ветер надувал ее парусом. На улице готовить было невозможно даже при огромном желании.
Улучив момент без дождя, сделали групповое фото, собрали лагерь и отправились осматривать окрестности уже при дневном свете.
Наша команда на крайнем севере
Ветер поднимает палатку, только держи
П-ов Рыбачий. Собрали лагерь
Под ногами сплошной ковёр из мхов и ягод. В основном шикша и дёрен шведский. Встречаются грибы.
И ПОВСЮДУ валяется железо, будто люди в панике убегали от конца света. Железо спрятано во мхах на каждом метре. На фото этого не видно. Ходишь по железу, спишь на железе.
п-ов Рыбачий. Железо
Весь берег — железная свалка
Возле самого посёлка Вайда-губа целые парки ржавеющей техники.
Брошеная ржавеющая техника
Но жизнь там есть. Люди выполняют свои повседневные обязанности. Видны то ли антенны, то ли телескопы.
Дорога к посёлку.
Дорога к посёлку Вайда-губа
А сам посёлок поделён на две части. В одной живут.
Полуостров Рыбачий. Посёлок Вайда-губа
Полуостров Рыбачий. Посёлок Вайда-губа
В/ч 90719 состоит из трех-четырех построек, в основном деревянных.
И над всем этим одиночеством горделиво возвышается Вайдагубский маяк.
Дольше задерживаться мы не стали. Погода не благоприятствовала. Двинулись в обратный путь.
Полуостров Рыбачий. Радуга в горах.
А поток туристов навстречу не иссякает.
Переночевали на реке Титовка. Дров нет. Вообще нет. Рыбы тоже. И всё сырое. Ладно хоть без ветра. Но иногда солнышко выглядывало нас подразнить.
Спускаемся южнее. Появились нормальные леса. Но тоже дожди.
Учебный год никто не отменял.
Было решено, если не встретим на Рыбачем северного оленя, то заедем в саамскую деревню Самь-сыйт, что находится недалеко от города Ловозеро. Это на восток от трассы Кола.
Саамская деревня Самь-Сыйт
Начинали они с двух оленей. Потом дело пошло, и уже приглашают туристов покататься на упряжках. Сами вывели породу северных кроликов, которые теперь не нуждаются в уходе. Живут самостоятельно и бегают вокруг, как кошки. Поглядеть на оленей не бесплатно.
Саамская деревня Самь-Сыйт. Кролик
Саамская деревня Самь-Сыйт. Северные олени
Саамская деревня Самь-Сыйт. Северные олени
Саамская деревня Самь-Сыйт. Северные олени
Саамская деревня Самь-Сыйт. Заговорённые идолы
Кузема, Белое море.
На Рыбачьем из-за погоды порыбачить не удалось, а рыбки-то свежей хочется. Поехали на наше проверенное место на Белое море возле деревни Кузема.
Селёдка под шубой
Приехали, как обычно, далеко заполночь. С моря дует. Хорошо, что дождя нет. И повезло, что попали в отлив, проехали по сухому. В прошлый приезд в это время весь берег был усеян туристами. Сейчас же все стоянки оказались свободными. Погода всех выгнала. Нам это на руку, выбирай любое место. Но дует везде. Выбрали, где потише. Укрылись тентом и отрубились.
На следующий день тёплое солнышко разогнало тучи. Капитан сидел на камнях и прикидывал, можно ли в такую волну выйти на байдарке за треской. Решил, что можно.
Мелочь, а приятно. Треска и камбала.
Белое море. Улов
И не просто приятно, а очень вкусно.
Разделка рыбы. Пальцы застывают от холодного ветра.
В это трудно поверить, но на горизонте не острова, а миражи.
Белое море. Миражи
Белое море. Миражи
Белое море. Луна
На второй день солнышка уже не было.
Белое море. Филлипок
И мы поехали ещё южнее.
Белое море. Дорога в отлив
Родник на трассе Кола, обозначен дорожным знаком. Воду можно наливать сразу с четырёх сторон.
Следующим местом у нас планировалось озеро Ондозеро. Но до него ещё далеко. Пока искали, где бы переночевать, заехали не пойми куда. Причем сначала шла обычная лесная дорога. Я точно видел следы от автомобиля, по которым и уверил себя, что мы на верном пути. Но в какой-то момент начали одолевать смутные сомнения. Это случилось ровно посередине болота где-то в полночь. Мы только что проехали длинную лужу, перевалив через бревно поперёк. и выехали на сухое место. Но буквально в метре начиналась следующая лужа посерьёзнее. А автомобильные следы так и тянулись дальше. Пошёл с фонариком разглядывать опасности. Почти сразу же обнаружилось огромное бревно опять же поперёк дороги до середины. Но высота бревна от земли сантиметров 50. Я точно не проеду. Но как же тот другой проехал? Справа и слева от дороги болото. Встаёшь и засасывает. Анализирую дальше и понимаю, что колея от того другого слишком узкая — это квадроцикл! А я ехал за ним как за легковушкой… Теперь надо разворачиваться. Представьте ситуацию: ночь, моросит дождь, спереди и сзади машины один метр до вязкой грязи. Справа и слева по полметра до топкого болота. Задача: развернуться. В общем, было весело. Захочешь — развернешься. Мы развернулись. Поехали обратно на трассу, где-то свернули и переночевали.
До Ондозера мы ехали несколько лет. Каждый год при попытке туда проехать попадали не на то озеро. Но в эту поездку я подготовился основательно и нашёл верный поворот. Ондозеро обещало хорошую рыбалку. В теории. А также Яндекс со спутника обещал широкую, хорошо наезженную дорогу. Практика показала иное.
О том, что уже темнело и вскоре наступила ночь, наверное, говорить нет смысла. Почти каждый поиск стоянки или ночлега у нас заканчивается именно таким образом. Редко, когда удаётся приехать до темноты. Свернули в лес. Дорога хорошо наезженна. Через полчаса движения попали в пробку! Впереди на сухом местечке в 12 часов ночи нам встретился Volkswagen Amarok с московскими номерами. Они тоже следовали на Ондозеро. Сказали, что их там уже ждут с лодкой, а они сейчас не спешат и собирают грибочки. Конечно же, экипаж был выпивши. На том и расстались. Такая встреча вселила уверенность, что едем верной дорогой.
Ниже показаны фотографии обратной дороги. Ночью выглядит немного по-другому. К сожалению, техники для качественной ночной съемки у нас нет.
Дорога на Ондозеро
Дорога на Ондозеро
Совмещая карту с интуицией, нашли хорошую полянку для стоянки.
Источник