Туристический маршрут по Бразилии
Если вы ответственно подходите к планированию отдыха и еще только размышляете над возможным маршрутом, остановите свое внимание на Бразилии. При упоминании об этой южноамериканской стране в воображении, как правило, возникают кофе, футбол, карнавал и бесконечные мыльные оперы. На самом деле Бразилия гораздо шире и интереснее сложившихся о ней стереотипов. Самое большое в Южной Америке государство открыл в 1500 г. португальский мореплаватель Педро Кабрал. Благодаря ему Португалия более 300 лет была хозяином богатейшей колонии.
После принятия закона, запрещающего порабощение коренного населения, на бразильских землях был основан первый в Новом Свете невольничий рынок, куда поставлялись африканские рабы. После провозглашения независимости страны и последующей отмены рабства Бразилию заполонили европейские и азиатские иммигранты. Все это поспособствовало тому, что на территории государства смешались многочисленные этносы и культуры, сформировавшие его уникальный облик.
Бразилия — край контрастов. Здесь тропические леса соседствуют с шумными мегаполисами, колониальная застройка плавно переходит в белоснежные пляжи, а мистические религиозные ритуалы мирно уживаются с христианскими заповедями. В Бразилии грешно тратить время на сон: энергией этой страны нужно заряжаться круглосуточно. Зажигательные танцы, откровенные наряды, чарующие уличные представления навсегда оставят неизгладимый след в памяти каждого путешественника. Чтобы прикоснуться к многообразию богатств Бразилии, не хватит и нескольких месяцев, а дух свободы и беззаботности будет манить сюда снова и снова.
Информация для туристов:
Маршрут: Рио-де-Жанейро — Бразилиа — Сальвадор — Манаус — Водопады Игуасу — Сан-Паулу.
Расстояние: 1000 км.
Ориентировочное время: две недели.
Лучшая пора для поездки: лето в Бразилии длится с декабря по март. Желая попасть на карнавал, стоит выбрать время перед Великим постом.
Виза: гражданам России для посещения Бразилии сроком не более 90 дней виза не требуется.
Как добраться: самый дешевый вариант перелета из Москвы в Рио-де-Жанейро предлагает авиакомпания Emirates (с пересадкой в Дубае) — от 930 $. Время в пути — от 20 ч 35 мин. Лучшим по соотношению цены/ время станет рейс авиакомпании Iberia (с пересадкой в Мадриде). Стоимость перелета — от 1500 $, продолжительность — 17 ч 20 мин.
Рио-де-Жанейро (Rio de Janeiro)
Город-карнавал, город-мечта, сказка Южной Америки — как только не называют Рио! Бразильцы поговаривают, что Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой создал Рио-де-Жанейро, и это похоже на правду. Поэтичное название (Рио-де-Жанейро в переводе с португальского языка значит «Январская река») городу дали португальские мореплаватели, обнаружившие его 1 января 1502 г. Спустя 200 лет Рио стал столицей государства. Сегодня это второй по величине город Бразилии с населением более 6 млн человек. Визитная карточка Рио-де-Жанейро — роскошный карнавал, который проходит ежегодно накануне Великого поста. Этот сказочный парад школ самбы принадлежит к числу крупнейших в мире праздников. Буйство красок, накал страстей, торжество эмоций — карнавал невозможно описать словами, его нужно увидеть!
Еще один символ Рио, по которому этот город безошибочно узнает даже тот, кто никогда здесь не был, — это статуя Христа Искупителя, венчающая вершину горы Корковадо. К ней можно подняться пешком. Дорога к гигантскому монументу пролегает по территории национального парка «Тижука» — крупнейшего в мире городского лесного массива. С высоты смотровой площадки открывается умопомрачительный вид на залив Гуанабара и возвышающуюся над ним живописную гору Сахарная Голова. Чтобы проникнуться духом Бразилии, отправляйтесь на популярные пляжи «Ипанема» и «Копакабана», золотой песок которых привлекает любителей пляжного отдыха со всего мира.
Весьма интересным занятием окажется поездка на трамвае в богемный район Санта-Тереза или посещение чуда спортивной архитектуры — стадиона «Маракана». Не стоит забывать, что Рио-де-Жанейро — город контрастов. Здесь роскошь соседствует с нищетой: в Рио много трущоб — фавел, посещение которых при несоблюдении мер безопасности может оказаться опасным для жизни.
Бразилиа (Brasília)
Приходилось ли вам бывать в городе, построенном специально для того, чтобы стать столицей одного из крупнейших в мире государств? Возможно, да. Но вряд ли вы где-нибудь найдете еще один мегаполис, спроектированный в виде огромного самолета, птицы или бабочки — кому что подсказывает воображение. Бразилиа — плод коллективных идей президента Жуселину Кубичека и архитектора Лусио Коста. Город был возведен менее чем за три года и 1960 г. сменил Рио-де-Жанейро на столичном «посту».
Бразилиа славится модернистской архитектурой. Во многих правительственных и муниципальных зданиях нашли воплощение фантазии гениального архитектора Оскара Нимейера. Отправляясь на экскурсию по Бразилиа, непременно стоит посетить пронизанный светом кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, полюбоваться зеркальными стенами президентского дворца Алворада и асимметрией моста имени Кубичека, прогуляться по широкой площади Трех Властей.
Составить полное впечатление о столице можно только после посещения жилых микрорайонов, строгая геометрия которых контрастирует с замысловатыми формами административных построек в центре города. Столица, безусловно, не самое бюджетное место Бразилии, но она достойна того, чтобы провести здесь хотя бы сутки.
Сальвадор (Salvador)
Чтобы проникнуться карнавальным духом Бразилии, следует посетить культовый Рио-де-Жанейро, а чтобы ощутить всю суть страны — отправиться в Сальвадор. Этот старый город наполнен особым колоритом, не свойственным больше ни одному бразильскому поселению. Сальвадор основали португальские колонизаторы в 1549 г. Он почти два столетия был столицей государства. Благодаря наличию порта основной статьей экономики города долгое время являлась работорговля, приведшая на эти земли тысячи чернокожих невольников. В наши дни Сальвадор — третий по величине город Бразилии, культурная столица страны и одно из популярнейших туристических направлений.
Исторический центр Сальвадора в 1985 г. был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Гуляя по его узким мощеным улочкам, можно мысленно перенестись в колониальную эпоху. Здесь все дышит прошлым: здания пастельных оттенков, уютные кафе, музеи и храмы. Поговаривают, что последних здесь ровно 365 — по одному на каждый день в году. Чтобы из Верхнего города переместиться в Нижний, считающийся торговым ядром Сальвадора, придется воспользоваться уникальным видом бразильского транспорта — подъемником Ласерда. Лифт, расположенный внутри 72-метровой колонны, за 30 секунд доставит к набережной бухты Всех Святых, оживленному пляжу «Порто-да-Барра» и знаменитому рынку Меркадо Модело, где продаются местные сладости. Помимо всего прочего Сальвадор славится своим карнавалом. Возможно, он не настолько знаменит, как карнавал в Рио, но ни капли не уступает ему по масштабам и красочности.
Манаус (Manaus)
Насытившись городской суетой, стоит отправиться за глотком свежего воздуха в тропические леса Амазонии. В самом сердце бразильской сельвы затерялся город Манаус, поражающий туристов своей близостью к природе. Пышная растительность застилает горизонт, тут и там то и дело показываются диковинные представители южноамериканской фауны, а дружелюбные местные жители всегда готовы уделить минуту-другую любопытному страннику и поведать увлекательную историю о легендарном каучуковом бароне.
Манаус был основан как форт в 1669 г. Он долгое время оставался единственным островком цивилизации посреди необъятных амазонских джунглей. Изолированное положение как нельзя лучше способствовало сохранению неповторимой городской культуры. Каучуковая лихорадка 1879–1912 гг. превратила этот провинциальный поселок во всемирно известный «тропический Париж».
Сегодня Манаус — это крупнейший торговый порт, основной транспортный узел на Амазонке, свободная экономическая зона и центр бразильского экотуризма. Оказавшись в этом городе, стоит непременно полюбоваться великолепным убранством местного театра, подмостки которого помнят воздушную поступь Анны Павловой. Затем можно заглянуть в порт, где никогда не бывает безлюдно. Каждый день к его причалам прибывают корабли, привозящие самые разнообразные грузы, пассажиров, торговцев и моряков.
Определенно достоин восхищения Понте-Рио-Негро — вантовый мост длиной 3,5 км. Следующим пунктом экскурсионной программы должен стать круиз по загадочной Амазонке. Для полноты впечатлений можно поучаствовать в экстремальной рыбалке на пираний или прогуляться по тропическим дебрям в сопровождении гида-эколога. Красота здешней природы не оставит равнодушным никого.
Водопады Игуасу (Cataratas do Iguaçu)
Выбравшись из амазонской сельвы, следует прямиком направляться к границе Бразилии и Аргентины. Здесь туристам уготовано настоящее чудо, которое заставит онеметь, остолбенеть и потерять дар речи. Это водопады Игуасу, расположенные на территории одноименного национального парка, одно из главных природных богатств Бразилии.
Осмотреть этот природный феномен полностью, пожалуй, можно только с воздуха. На земле же увидеть Игуасу целиком не удастся. Под общим названием Игуасу скрывается система из 275 отдельных водопадов. В них соединились мощь огромной водной массы и изящество хрупких струй. Вода падает с огромным грохотом, который слышен за несколько километров. Снизу феерия скользящих водяных гирлянд смешивается с кусочками лазурного неба, расплавленным серебром бурлящей воды, таинственным мерцанием света.
В поисках лучшего обзора туристам предлагается 2 км специально оборудованных мостиков и смотровых площадок. Окрестности водопадов изобилуют пешеходными и автомобильными маршрутами, позволяющими наблюдать другую гордость национально парка — богатейшую флору и фауну. Кроме того, всем желающим доступно незабываемое водное сафари, во время которого можно подплыть прямо под падающие струи. Всего несколько дней, проведенных в этой чарующей местности, станут поистине незабываемыми.
Сан-Паулу (São Paulo)
Бразилия — удивительная страна. Здесь каждый уголок особенный, а все города в стране абсолютно разные, со своим шармом и атмосферой. Из ряда бразильских мегаполисов особенно выделяется Сан-Паулу — самый густонаселенный город Западного полушария и важнейший промышленный центр континента. Плотно застроенный небоскребами, он по праву носит звание латиноамериканского Чикаго. Неповторимый колорит городу придает потрясающе гармоничное смешение народов, культур и традиций. Так сложилось, что здесь проживает больше итальянцев, чем в Риме или Милане, а местная японская диаспора является самой многочисленной в мире.
Оказавшись в Сан-Паулу, стоит совершить моцион по важнейшей туристической магистрали города — Авенида Паулиста. Затем можно посетить Музей искусств, в котором выставлена коллекция полотен выдающихся западноевропейских художников, заглянуть на уличную ярмарку в районе Либердади, в католический кафедральный собор и футбольный стадион «Пакаэмбу», где некогда раскрыл свой талант легендарный Пеле, отдохнуть телом и душой в городском парке Ибирапуэра. Жизнь в Сан-Паулу кипит и днем и ночью. Чтобы понять и полюбить этот город, нужно прежде всего подстроиться под его ритм.
Источник
Урок по теме «Путешествие в Бразилию» (7-й класс)
Разделы: География
Класс: 7
Цель: формирование страноведческих знаний об особенностях природы, населения и хозяйственной деятельности Бразилии на основе применения всех тех общеземлеведческих понятий, знаний о связях и закономерностях, которыми учащиеся овладели ранее. Совершенствование приемов работы с различными географическими картами, таблицами, схемами, документами, картинами, видеофильмами.
Развитие у учащихся интереса к истории, культуре, обычаям, традициям народов других стран. Обучение приемам создания «образа страны».
Воспитание на лучших достижениях мировой культуры.
Оборудование: учебник для 7 класса «География материков и океанов» под редакцией Коринской В.А., Москва, «Дрофа» 2008г., атлас, тетрадь, физическая карта Южной Америки, социально-экономическая карта Южной Америки, политическая карта мира.
Картины: «Амазонская низменность», «Бразильское плоскогорье».
Видеофильм «Карнавал в Рио-де-Жанейро».
Песня «На далекой Амазонке» , сл. Р. Киплинга, муз. Берковского, Синельникова.
Дидактический материал: таблицы, схемы, документы, карточки, тесты, рисунки.
Наглядно-иллюстрированный материал: продукция сельскохозяйственного производства.
Выставка книг (серия «Я познаю мир»).
Тип урока: комбинированный, урок-путешествие.
Ход урока.
I. Подготовка учащихся к восприятию темы.
Учитель: «Географические открытия всегда привлекали к себе внимание жителей Земли. Особенно любознательные из них не тратили время даром, а садились в лодки или сани (а то и попросту пешком), и пускались в опасные путешествия по воде и по суше. Возможно, их девизом были следующие строки:
«Мы жаждем, обозрев под солнцем все, что есть,
На дно твое нырнуть – ад или рай – едино! –
В неведомую глубь — чтоб новое обресть».
Сегодня, ребята, мы тоже отправляемся в путешествие, только заочное, за новыми знаниями.
Попробуйте определить маршрут нашего путешествия, послушав песню».
Звучит песня « На далекой Амазонке».
Вопрос классу: «Итак, куда мы с вами отправляемся?»
Ответ: «В Бразилию».
Учитель: «Путешествуя по Бразилии, мы с вами узнаем…»
Далее знакомлю учащихся с планом работы на уроке.
1. История открытия.
2. Особенности географического положения.
3. Удивительные природные условия.
4. Население.
5. Три столицы Бразилии.
6. Хозяйственная деятельность.
7. Проверь свои знания.
8. Овощи — путешественники.
9. Подведение итогов. Домашнее задание.
Пожелание учащимся со стороны учителя: «Будьте в нашем путешествии внимательны, активны, старайтесь успешно преодолевать все трудности».
II. Изучение нового материала.
1. История открытия.
Учитель: «Первой ступила на землю Бразилии португальская экспедиция в 1500году.»
Вопрос классу: «Кто ее возглавил? Выберите правильный ответ:
Педру Кабрал
Джеймс Кук
Давид Ливингстон».
Ответ: «Педру Кабрал».
Учитель: «Португальцы искали новые пути в Индию. Они двигались, не приближаясь к африканским берегам. И обнаружили не Индию, а неизвестную землю, которую назвали «Землей старого креста».
Учитель: «Внимание на карту!» ( Физическая карта Южной Америки).
Вопрос классу: «Какое природное явление в южной части Атлантического океана на 17º ю.ш. изменило маршрут экспедиции?»
Ответ: «Теплое Бразильское течение».
Учитель: «Открытые Кабралом земли были провозглашены владениями Португалии. Это была новая португальская колония».
Вопрос классу: «Что такое колония?»
Ответ: «Колония – это страна, лишенная хозяйственной и политической самостоятельности».
Учитель: «Португальцы мечтали о грудах золота и драгоценных камней. Однако их поиски не увенчались успехом. Самым ценным, по мнению португальских переселенцев, было дерево, которое и дало название стране ».
Задание классу: «Обратитесь к документу. Возьмите карточку №1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Как называлось это дерево? В чем его ценность?»
Вывод учителя: «Итак, на политической карте митра появилась новая страна, у Португалии — новая колония, которую назвали Бразилия».
2. Особенности географического положения.
Учитель: «В наше время Бразилия — одна из самых развитых и богатых природными ресурсами стран Южной Америки».
Задание классу: «Возьмите сравнительную таблицу «Площадь и численность населения государств Южной Америки». Определите, какое место на материке по площади и численности населения занимает Бразилия?»
См. Приложение2: «Таблицы», (таблица №1).
Ответ: первое.
Далее вывешиваю две таблицы, в которых указано семь стран – лидеров по площади и численности населения (в мире).
Вопрос классу: «Какое место в мире по эти показателям занимает Бразилия?»
Ответ: пятое.
Учитель: «Обратимся к политической карте мира. На территории Южной Америки вместе с Бразилией 13 государств.
— С какими из них Бразилия имеет общую границу по суше? Покажите на карте.
— С какими из стран не имеет общей границы по суше? Покажите на карте.
— Докажите при помощи карты, что Бразилия — это морская страна».
После полученных ответов делаем вывод: «Огромная площадь, многомиллионное население, протяженная береговая линия, много стран соседей, с которыми можно сотрудничать – все это важные условия для успешного развития страны».
3. Удивительные природные условия.
Учитель: «На такой большой территории, которую занимает Бразилия, природа необыкновенно разнообразна, но все природные комплексы можно объединить в две крупные области. Как они называются? Покажите их на карте».
В помощь вывешиваю две картины: «Амазонская низменность», «Бразильское плоскогорье».
Учитель: «До 1 млн. туристов ежегодно посещают красивейшие места Бразилии и встречаются с необычными природными явлениями. Некоторые из них вам предлагается объяснить, работая в парах по вариантам».
Учащимся предлагаются варианты: а, б, в, г, д.
На обсуждение дается одна минута.
Далее учащиеся поочередно читают вопросы и отвечают на них.
Допускаются дополнения и корректировка ответов со стороны слушающих.
Вариант а: на юге Бразилии текут две большие реки – Парана и Уругвай. И самой Паране и ее притокам приходится постоянно « спрыгивать» с бесчисленных уступов, поэтому на Паране множество водопадов. Почему?
Перед ответом на этот вопрос предлагаю учащимся полюбоваться водопадом Игуасу.
Вариант б: путешествуя по Бразилии я наблюдала на одной из рек такое явление: огромная волна высотой 5 метров со скоростью 5 – 7 м/сек. С сильным гулом мчалась вверх по реке, заливая берега и производя разрушения.
На какой реке это было? О каком явлении идет речь? Какова его причина?
Вариант в: вернувшись из Рио-де-Жанейро, мой друг рассказал, что Новый год там встречают летом. Температура воздуха достигает +30°С. Возможно ли это?
Вариант г: путешествуя по бразильской сельве, мы наблюдали такую картину: местные жители подсекали стволы некоторых деревьев и стекающий по лоткам сок белого цвета собирали в специальные емкости. Как называется это дерево? Для чего собирают сок?
Вариант д: «У этой рыбешки зубки
Почище любой мясорубки!
И только такая прелесть,
Зевая, откроет челюсть,
Бежит все живое с купанья
С криком: «Спасайтесь!»
Как называется эта рыба?
После ответов на эти вопросы подвожу итог: «Ребята, об этих и многих других необычных природных явлениях южноамериканского континента можно узнать из книг школьной библиотеки, которые есть на нашей выставке. Эти книги расскажут вам так же много нового и интересного о народах, населяющих Бразилию». (Обращаю внимание на книжную выставку в кабинете).
4. Население.
Учитель: «Население Бразилии отличается сложным составом.
Кто живет в Бразилии?
Внимание на схему!»
Вывешиваю на доске плакат со схемой.
Предлагаю классу вопросы к схеме:
а) представители, какой расы относятся к коренному населению?
б) представители, каких рас относятся к пришлому населению?
в) как называют потомков от браков европейцев и негров?
г) как называют потомков от браков европейцев и индейцев?
д) как называют потомков от браков индейцев и негров?
Ответы на вопросы №3, 4, 5 в схеме закрыты. Открываю их при правильных ответах.
Учитель: «Внимание на карту: определяем районы проживания различных групп населения Бразилии. Индейцы и метисы живут на севере и западе страны. Европейцы и мулаты – на востоке и юге. Бразильцы относятся к одному из самых многочисленных народов мира. Кто же такие бразильцы? Слушаем репортаж нашего специального корреспондента из Бразилии».
Выступление (рассказ) ученика, получившего опережающее задание.
См. Приложение4: « Выступления учащихся по опережающему заданию». Бразильцы.
Учитель: «Большая часть населения Бразилии проживает в городах (78%). За всю историю развития страны у нее было три столицы»
5. Три столицы Бразилии.
Учитель дает задание классу: кто быстрее по карте в атласе определит эти три столицы по географическим координатам.
12ºю.ш. и 38ºз.д.
22ºю.ш. и 43ºз.д.
16ºю.ш. и 48ºз.д.
Проверка задания.
Учитель: «Первые португальцы, доплывшие до берегов Бразилии, поселились на Атлантическом побережье. Здесь они построили первый город и первую столицу страны – Сальвадор. ( Показываем на карте). Второй столицей с 1763 года стал город Рио-де-Жанейро (январская река), расположенный на берегу бухты Гуанабара. Мы отправляемся на экскурсию в этот город».
Выступление (рассказ) ученика, получившего опережающее задание.
См. Приложение4: «Выступления учащихся по опережающему заданию». Рио-де-Жанейро.
■ Просмотр фрагмента видеофильма.
Ответ на поставленный вопрос: «Бразильский карнавал – это не что иное, как измененная церемония коронации африканских вождей. Самбу, которую танцуют на карнавале, впервые исполняли негры-рабы».
Учитель: «В 1955 году принимается решение о строительстве новой столице. Ею стал город Бразилиа, расположенный близко к географическому центру страны. Почему принимается такое решение?
Воспользуйтесь карточкой №2. Из пяти вариантов ответа, выберите правильные на ваш взгляд».
а) она должна была стать подлинно национальным центром страны;
б) для защиты от морских разбойников (пиратов);
в) для освоения плодородных земель, добычи полезных ископаемых в центре страны;
г) так как в Рио-де-Жанейро часто происходят разрушительные землетрясения;
д) чтобы усилить развитие отсталых и удаленных северных районов.
Правильные ответы: а, в, д.
Далее следует рассказ ученика, получившего опережающее задание, о современной столице Бразилии.
См. Приложение4: «Выступления учащихся по опережающему заданию». Бразилиа.
Учитель: «Познакомившись с населением и столицами Бразилии, мы переходим к изучению хозяйства этой страны. В настоящее время экономика страны быстро и успешно развивается».
6. Хозяйственная деятельность.
Задание классу: «Вам сейчас предстоит выполнить практическую работу по определению основных видов хозяйственной деятельности бразильцев. При выполнении работы пользуйтесь комплексной картой Южной Америки. Работаем в группах. Каждая группа получает задание».
См. Приложение5: «Задания для практической работы по определению видов хозяйственной деятельности».
На обсуждение вопросов в группах дается две минуты.
В процессе обсуждения вопросов учащиеся, получившие опережающее задание, делают дополнение.
См. Приложение4: «Выступления учащихся по опережающему заданию». Экономика Бразилии.
Учитель: «Многочисленные и разнообразные полезные ископаемые используют для развития отраслей промышленности. В Бразилии много промышленных городов. Но, пожалуй, главный из них: Сан-Паулу, город – труженик, в котором создают и морские, и речные суда, и самолеты, и автомобили, и ЭВМ».
Учитель: «Бразилия – сейчас самая развитая страна на материке. В настоящее время между Россией и Бразилией наступил новый этап взаимоотношений.
Послушаем сообщение о визите президента России в Бразилию».
См. Приложение4: « Выступление учащихся по опережающему заданию». Визит в Бразилию.
Учитель: «Итак, наше путешествие в Бразилию завершилось. Бразилия – это не первая страна, с которой мы познакомились. Вам сейчас предлагается сравнить две страны: Австралийский Союз и Бразилию».
7. Проверь свои знания.
Учитель: «Работа будет выполняться по вариантам. Первому варианту нужно назвать признаки, характерные для Австралийского Союза. Второму варианту – для Бразилии. Ответ – ключевое слово».
Учащиеся при правильном выполнении работы получают ключевые слова: 1 вариант – Канберра; 2 вариант – Бразилиа.
8. Овощи – путешественники.
В заключительной части урока предлагаю учащимся узнать овощи и растения, разложенные на блюде: помидор, перец, картофель, подсолнечник, кукурузу, тыкву.
Учащимся предлагаются вопросы: «Выращивают ли эти овощи в нашей местности?
Где родина этих растений?
Какой русский ученый во время длительных экспедиций по разным материкам изучал культурные растения, а также центры их происхождения?»
Ответы сопровождаются показом на карте стран, ставших родиной предложенных овощных культур.
9. Домашнее задание.
После подведения итогов урока предлагается домашнее задание разного уровня сложности:
1) пересказ §46; 2) сравнительная характеристика Бразилии и Аргентины по типовому плану с использованием карт атласа и §46; 3) сравнительная характеристика Бразилии и Перу по типовому плану с использованием карт атласа и §46 — §47.
Источник