Путешествие по былям небылицам самостоятельная работа

Урок литературного чтения в 3 классе « Путешествие по «Былям — небылицам». Проверка и оценка достижений». (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

· обобщить знания учащихся по разделу «Были-небылицы»

· расширять словарный запас учащихся;

· формировать умение находить в тексте информацию;

· развивать умение сопереживать героям произведений;

· развивать творческую самостоятельность учащихся.

Оборудование: карточки со скороговоркой (Приложение 1); стихотворение (Приложение 2); карточки с заданиями (Приложение 3); карточки для самооценки (Приложение 4)

Скачать:

Вложение Размер
urok.docx 33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Бородина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Котлубанская средняя общеобразовательная школа Городищенского района Волгоградской области»

Урок литературного чтения в 3 классе « Путешествие по «Былям — небылицам». Проверка и оценка достижений». (УМК «Школа России»)

  • обобщить знания учащихся по разделу «Были-небылицы»
  • расширять словарный запас учащихся;
  • формировать умение находить в тексте информацию;
  • развивать умение сопереживать героям произведений;
  • развивать творческую самостоятельность учащихся.

Оборудование: карточки со скороговоркой (Приложение 1); стихотворение (Приложение 2); карточки с заданиями (Приложение 3); карточки для самооценки (Приложение 4)

1.Организация начала урока (класс делится на 3 группы)

Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?

Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по литературной стране. Эта страна волшебная. А путешествовать мы будем на крыльях птиц Мечты и Фантазии. Чтобы дверь в волшебную страну открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку:

Воробей, воробей, лети к кормушке не робей!

читают про себя;

– Итак, дверь открылась. Перед нами город «Былей-небылиц».

– Давайте вспомним, произведения каких писателей мы встретим в этом городе?

2. Работа с отрывками из ранее прочитанных текстов.

— Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова:

«… Ползет, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты. Боком-боком двигается краб, везде на камнях … , рассеяны актинии и всюду множество всяких любопытных штук.»

(М.Горький «Случай с Евсейкой».Вставить слова: «точно курные вишни».)

— Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова

«Слон оказывается больше. Чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги… . Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот — …».

(И.А. Куприн. «Слон». Вставить: 1.»Ноги толстые, как столбы». 2. «Уши большие, как лопухи». 3. «Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец).

— Вспомните автора произведения. Найдите и вставьте нужные слова.

« — От … смеются, — ответила мама, — а от … плачут. А теперь спи!

Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки».

(К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Вставить: 1. «От маленькой радости смеются…» 2. «а от большой – плачут». 3. «и крупный снег …». 4. «счастливые сны …»)

— Вспомните, чьи это слова, откуда они и о чем идет речь(для всех групп)

Мы объехали весь свет,

А теперь нам вышел срок,

Едем прямо на восток,

Мимо … (острова Буяна)

В царство славного Салтана.

(Это из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».)

— Мы проплыли мимо острова и попали на другой. Давайте на нем отдохнем.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура – замри!

4. Проверка изученного материала.

– Ребята, чтобы продолжить путешествие, мы должны пройти тестирование по произведению «Растрёпанный воробей».

1. Мама Маши работала:

а) в музее
б) в театре

2. Мама впервые танцевала в театре роль:

а) Белоснежки
б) Золушки

а) на полуострове Камчатка
б) на полуострове Сахалин

4. Папа подарил маме

а) стеклянный букетик
б) стеклянную вазу

5. Папин подарок утащила

а) сорока
б) ворона
в) воробей

6. Подарок нашёл и вернул маме:

а) воробей Пашка
б) милиционер

7. Воробей Пашка так поступил, чтобы:

а) отомстить вороне
б) отблагодарить девочку Машу

Проверка результатов тестирования, самооценка.

Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.

У воробушка головушка болела.

(Обхватить голову обеими руками и покачать ею из стороны в сторону, показывая, как у воробья болит голова.)

У воробушка спинушка болела.

(Положить руки на спину и раскачиваться.)

У воробушка крылышко,

(Погладить левой рукой правую руку.)

У воробушка ноженька,

(Разглаживать рукой «больную» ногу.)

«На дне рождения у слона».

-Мы попали на День рождения к слону. Мы там, оказывается, не одни. Мы могли бы прочитать кто еще был у слона, но…слоги в словах перепутались.

Начинаем склейку слов

Из рассыпанных слогов.

Изучите эти строчки,

Сложите правильно кусочки.

У слона на дне рождения

Это было в воскресенье

У слона на дне рождения.

Гости пели, веселились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать:

( Ответ: к слону пришли антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.)

Путешествие 3 (для всех групп)

-О каком авторе идет речь?

1.Учитель: Он любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг еговспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но он подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. “Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть”. На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Он за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.

2.Учитель: Он родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. Детство провёл на Украине у деда и бабки.

Всю свою жизнь он любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.

На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трём основным темам – людям, искусству и природе.

1.Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке.

2.Показать: вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья.

3.Изобразить: вы пожалели воробья.

-Определите ошибки в последовательности событий:

1) Девочка Маша и няня Петровна остались дома вдвоём.
2) Стенные часы пробили восемь раз.
3) Машина мама будет танцевать в театре Золушку.(Найти и прочитать описание театра)
4) Букет из тонкого стекла – папин подарок.
5) Тайна стеклянного букетика.
6) Разбойница ворона (дать характеристику).

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это … .

7) Однажды ворона застала в ларьке воробья Пашку.
8) Милиционер подобрал Пашку.
9) Ворона стукнула Пашку по голове клювом и выбросила.
10) Маша берет Пашку на воспитание (стр.17 – чтение отрывка).
11) Желание воробья отблагодарить Машу (стр.18 – чтение отрывка.)
12) Похищение стеклянного букета.

3 группа
13) Мама растроилась и долго плакала
14) Пашка узнал о пропаже.
15) Бой между воробьями и вороной (прочитать отрывок на стр. 20).
16) Маша и Петровна в театре.
17) Воробей подлетел к Золушке и бросил ей стеклянный букет.
18) От маленькой радости смеются,а от большой плачут.

5.Итог урока. Возвращение домой. Рефлексия.

— Пора нам возвращаться домой. Жаль расставаться со старыми друзьями. Как вы думаете, почему они попали в раздел «Были-небылицы»? (ответы детей)

-Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь окружающих тебя людей и животных)

Подведение итогов работы групп.

Самооценка участия в групповой работе.

Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.

Учитель: Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи – 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.

Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.

Лучше всех в группе работал.

Моя группа работала – 1 2 3 4 5

Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.

Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок” и подарить на память вот таких симпатичных слоников, воробышков и рыбок.

Карточки со скороговоркой (на 3 группы)

Воробей, воробей, лети к кормушке не робей!

Стихотворение (на 3 группы)

У слона на дне рожденья

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать:

Карточки с заданиями (на 3 группы)

1) Девочка Маша и няня Петровна остались дома вдвоём.

2) Стенные часы пробили восемь раз.

3) Машина мама будет танцевать в театре Золушку.(Найти и прочитать описание театра)

4) Букет из тонкого стекла – папин подарок.

5) Тайна стеклянного букетика.

6) Разбойница ворона (дать характеристику).

7) Однажды ворона застала в ларьке воробья Пашку.

8) Милиционер подобрал Пашку.

9) Ворона стукнула Пашку по голове клювом и выбросила.

10) Маша берет Пашку на воспитание.

11) Желание воробья отблагодарить Машу.

12) Похищение стеклянного букета.

13) Мама расстроилась и долго плакала.

14) Пашка узнал о пропаже.

15) Бой между воробьями и вороной.

16) Маша и Петровна в театре.

17) Воробей подлетел к Золушке и бросил ей стеклянный букет.

18) От маленькой радости смеются, а от большой плачут.

Карточки для самооценки (по количеству детей в классе)

Я предлагал идеи – 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.

Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.

Лучше всех в группе работал.

Моя группа работала – 1 2 3 4 5

1.Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Метод. Пособие к учеб. «Родная речь. 3 класс»/Л.Ф. Климанова В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2005. – 96с.

2.Сафронова Л. Н. Значение сказки в решении проблемы литературного образования. //Сибирский учитель. — № 5 (35). — 2004 год

Источник

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений

Предмет: Литературное чтение

Учитель: Изотова Юлия Юрьевна

Тема: Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анали-шровать их, творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Развивающая : развивать логическое мышление, внимание.

Образовательная : учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;

Воспитательная : воспитывать положительное отношение к писателю и формировать интерес к чтению и произведению К.Паустовского

учащиеся научатся отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения.

ПРЕДМЕТНЫЕ: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; понимать прием сравнения как основной прием описания подводного царства; готовить творческий пересказ: сочинять продолжение сказки.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ желают познавать новое.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ :организуют свое рабочее место, определяют цель учебной деятельности, совместно с учителем и учениками оценивают свою деятельность.

КОММУНИКАТИВНЫЕ : участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения.

ЛИЧНОСТНЫЕ : проявляют доброжелательность по отношению друг к другу.

Средства обучения (в том числе и интернет – ресурсы): учебник литературное чтение Л.А Климанова 3 класс, 2 часть УМК «Школа России ».

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

Вот с таким настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.

-Ребята, прочитайте пословицу(Слайд)

-Как вы понимаете данную пословицу?

2. Актуализация знаний.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по Литературной стране. И в этот раз заглянем в другие ее уголки.

— Чтобы заветная дверь открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку.

Зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат,

Пропали пять лопат.

— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, теперь — начиная тихим голосом, затем все громче, и наоборот — начиная громко, затем снижая силу голоса до шепота, с вопросительной интонацией, восклицательной, сердитой, веселой, скороговоркой).

— Кто быстрее произнесет скороговорку?

2. Сочинение историй учащимися

— Ребята, вы и не заметили, как мы с вами оказались в пруду вместе с Ипатом. Сочините историю о том, что с вами могло бы произойти в пруду.

— Чтобы вам было легче, вспомните обитателей водоема, отгадав загадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Зубаста, а не лает.

На воде увидел ты

Это жители воды

На ночь прячут лепестки.

Не кузнец, а с клещами.

Драчун и забияка,

И щука не проглотит.

Сел на белый одуванчик.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

— Вот вы и вспомнили только малую часть обитателей водоемов.

Источник

Читайте также:  Материк япония с достопримечательностями
Оцените статью