Путешествие по древнему востоку 5 класс

Внеклассное мероприятие по истории в 5 классе «Путешествие по Древнему Востоку»
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Данное внеклассное мероприятие позволяет закрепить в игровой форме полученные на уроках истории знания об истории цивилизаций Древнего Востока.

Скачать:

Вложение Размер
Внеклассное мероприятие по истории в 5 классе «Путешествие по Древнему Востоку» 47.5 КБ
Презентация к внеклассному мероприятию по истории в 5 классе «Путешествие по Древнему Востоку» 1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по истории в 5 классе

«Путешествие по Древнему Востоку»

обучающая – повторить изученный на уроках материал о цивилизациях Древнего Востока;

развивающая – развивать мыслительные и коммуникативные способности;

воспитывающая – формировать интерес к истории, воспитывать качества, необходимые в командной деятельности..

Оборудование урока: презентация и мультимедийное устройство.

Подготовка к уроку: класс делится на 2-4 команды, каждая из которых в ходе «путешествия» отвечает на вопросы, выбранные самой командой. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если дан ответ не полный – 0,5 балла. Другие команды имеют право дать ответ, если играющая команда не дает ответа или он не полный.

На экран выводится слайд с изображением карты Древнего Востока.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по Древнему Востоку! Мы снова побываем с вами у древних египтян, посетим Израильское царство, заглянем в древний финикийский город Тир, а завершим путешествие в Древнем Двуречье. Чтобы снова оказаться в этих местах, каждой команде необходимо будет вспомнить древнюю историю этих стран и народов и ответить на вопросы.

Давайте пожелаем друг другу счастливого путешествия!

И начальный пункт нашего путешествия Древний Египет.

На карте подчеркивается название столицы древнего Египта г. Мемфис и появляются 4 разноцветных круга с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают номер вопроса, кружок-кнопка активируется и на экране появляется выбранный вопрос. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.

1. Это растение произрастало в Египте по берегам реки Нил.

Как называется это растение и как его использовали египтяне ? (Ответ: это папирус – высокий тростник. Использовался для постройки домов, для крыш, изготавливались циновки на пол, а также для изготовления материала для письма – папируса)

2. Это сооружение можно было увидеть на берегу реки Нил.

Как называется это сооружение и для чего его использовали египтяне? (Ответ: это шадуф – приспособление для полива садов и огородов, куда не доходила вода во время разливов Нила)

3. Египетское войско выступило в военный поход.

Из каких частей состояло войско фараона и какой металл использовали египтяне для изготовления оружия? (Ответ: отряды египетской армии формировались из лучников, копейщиков и боевых колесниц. Наконечники копий, кинжалы и боевые топорики изготавливались из бронзы – сплава меди с оловом).

4. Это грандиозное сооружение – единственное из сохранившихся семи чудес света.

Что это за сооружение и для чего строились в Египте такие сооружения? (Ответ: это пирамиды, которые строились для погребения фараонов).

А сейчас мы отправляемся в столицу Израильского царства г. Иерусалим. Израильское царство.

На карте подчеркивается название столицы Израильского царства г. Иерусалим и появляются 4 разноцветных круга с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают номер вопроса, кружок-кнопка активируется и на экране появляется выбранный вопрос. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.

1. Как назывался древний город, стены которого, согласно сказанию, рухнули от звуков военных труб израильтян?

Подсказка: ОХИНЕИР (Ответ: Иерихон)

2. Как звали филистимлянского богатыря с которым вышел сразиться будущий царь Израиля – юный Давид?

Подсказка: ЛАФИГО (Ответ: Голиаф)

3. Как звали этого героя библейских сказаний, чья великая сила была в его длинных волосах?

Подсказка: СОНАМС (Ответ: Самсон)

4 . Как звали царя Израиля, славившегося богатством и мудростью?

Подсказка: НОЛОСОМ (Ответ: Соломон)

Наша следующая остановка в древнем финикийском городе Тир. Древняя Финикия.

На карте подчеркивается название г. Тир и появляются 4 разноцветных круга с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают номер вопроса, кружок-кнопка активируется и на экране появляется выбранный вопрос. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.

1. Одно из занятий жителей Финикии – торговля.

Что могли предлагать для продажи сами финикийцы? (Ответ: финикийские торговцы предлагали для продажи — оливковое масло, бревна из ливанского кедра, пурпурные ткани, вино, стеклянные бусы и сосуды).

2. Некоторые буквы финикийского алфавита.

В чем было преимущество финикийского алфавита перед письменностью Египта? (Ответ: в египетском письме было более 700 иероглифов, а финикийский алфавит состоял всего из 22 букв, которые запомнить было легче).

3. Владения финикийцев располагались на восточном побережье Средиземного моря, но финикийцам принадлежали и другие берега Средиземного моря.

Почему? (Ответ: для ведения торговли финикийцы основывали поселения в тех краях, где они постоянно бывали. Такие поселения стали называться колониями и располагались они по берегам Средиземного моря).

4. В древности Финикия была частью обширной области, называемой Ханаан. Название же Финикия придумали греки. Это они дали жителям Библа, Тира, Сидона прозвище «финикийцы», что по-гречески означает «красноватые», или, точнее, «красящие в лилово-красный цвет».

Чем можно объяснить такое прозвище? (Ответ: финикийцы на дне моря находили особые раковины и из улиток добывали пурпурную, т.е. лилово-красную краску. По названию этой краски древние греки и стали так называть эту территорию).

А сейчас наш путь в Древнее Двуречье и первая страна на нашем пути – Вавилонское царство и мы в его столице г. Вавилоне. Вавилонское царство.

На карте подчеркивается название г. Вавилон и появляются 4 разноцветных круга с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают номер вопроса, кружок-кнопка активируется и на экране появляется выбранный вопрос. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.

1. Вавилонское царство располагалось в Двуречье.

Какое второе название имеет эта территория? Почему она так называется? (Ответ: Двуречье по другому называется Междуречье, а называется эта территория так потому, что расположена она между двумя реками – Тигр и Евфрат).

2. Этот предмет был найден при раскопках в Вавилоне. (На слайде изображение глиняной таблички).

Что это? Почему именно на территории древнего Двуречья его можно было найти? (Ответ: это глиняная табличка, на которой писали клинописью жители городов Древнего Двуречья. Глина – это основной материал, который использовали жители Двуречья как для строительства, так и для изготовления материала для письма. Глина оставалась на берегах после бурных разливов рек Тигр и Евфрат).

3. В Вавилоне при самом могущественном царе Хаммурапи появились законы о преступлениях. А потом возникло выражение «око за око, зуб за зуб».

Объясните, почему могло возникнуть это выражение? (Ответ: в Вавилонском царстве, в соответствии с законами царя Хаммурапи обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли жертве. В законах прямо было записано: «Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб»).

4. В Вавилоне как и в других городах Двуречья возвышались высокие ступенчатые башни.

Для чего они строились? (Ответ: это были храмы богов, на вершине находилось святилище бога. Подниматься туда могли только жрецы, где они, как верили жители Двуречья, беседовали с богами. Жрецы на этих башнях также вели наблюдения за движением Солнца и Луны, за звездами).

И завершим мы наше путешествие в г. Ниневия – городе львов, как называли этот город жители Ассирийской державы. Ассирийская держава.

На карте подчеркивается название г. Ниневия и появляются 4 разноцветных круга с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают номер вопроса, кружок-кнопка активируется и на экране появляется выбранный вопрос. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.

1. Армия ассирийских царей была самой сильной в мире.

Почему? (Ответ: армия ассирийских царей была самой сильной потому, что ассирийские воины первыми имели оружие, изготовленное их железа – мечи и боевые топорики. Они также первыми стали использовать конницу, тараны, которыми они разрушали крепостные стены).

2. Столицу Ассирии город Ниневия в древности называли «городом крови».

Почему? (Ответ: в завоеванных странах ассирийцы устраивали массовые казни, уводили в плен целые народы, все, что было ценного увозили к себе в Ниневию. Ассирийские художники любили изображать писцов, считающих угнанный скот и отрубленные головы вражеских воинов. Поэтому жители покоренных стран называли столицу Ассирийской державы логовищем львов и городом крови).

3. Известно, что во время захвата Ниневии сгорел царский дворец вместе с библиотекой царя Ашшурбанапала. Но книги уцелели.

Почему? Какие книги находились в его библиотеке? (Ответ: эти книги были написаны на глиняных табличках, а в огне глина становится еще прочнее. В библиотеке Ашшурбанапала хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов, сочинения мудрецов).

4. Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне.

Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы? (Ответ: нет, не мог. Столица Ассирии г. Ниневия была захвачена в результате восстания вавилонян в 612 г. до н.э., а вавилонский царь Хаммурапи жил раньше – в 1792-1750 гг. до н.э.).

Заключительное слово учителя: Вот и закончилось наше путешествие! Оно было не легким, но интересным! А вам оно понравилось? (Ребята оценивают свою работу в командах и мероприятие в целом).

А теперь подведем итоги!

1. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений /А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – Просвещение, 2011.

2. Детская Библия. – Институт перевода Библии, 1991.

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2008.

Источник

Внеклассное мероприятие -игра-путешествие по теме «Древний Восток» (5 класс)

ИГРА « ДРЕВНИЙ ВОСТОК»

Цель : Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме.

1. Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»

2. Выделить особенности географического положения , природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой.

3. Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.

Мы совсем недавно с вами побывали в путешествии по странам Древнего Востока. Узнали о них очень много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу. На границе с Западом нас встречает богиня истории Клио. Она может пропустить нас через границу, только если мы покажем свой багаж, багаж знаний о странах Древнего Востока.

Итак, давайте покажем Клио, что мы имеем право пройти через границу.

Конкурс 1. Терминологическая разминка

1. Устройство для подъёма воды (шадуф).

2. Фантастические сказания о богах и героях (мифы).

3. Скульптура льва с головой человека (сфинкс).

4. Обязательные правила поведения (законы).

5. Поселение людей, переселившихся в другую страну (колония).

6. Жрец в Индии (брахман).

7. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (варны).

8. Большое сильное государство (держава).

9. Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).

10. Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы)

11. Люди, владеющие рабами (рабовладельцы).

12. Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли (каналы).

13. Гробница египетских фараонов (пирамиды)

14. Древнеегипетский письменный знак (иероглифы)

15. Денежный сбор в пользу государства (налог)

Конкурс 2 «Кот в мешке»

По описанию нужно узнать предмет, который находится в мешке.

1.Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).

2.То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)

3.Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)

4.Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех (стекло).

5.Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, укладывали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма (папирус).

6. Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре — царь и его советник, далее — боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).

3 Конкурс мудрецов

1 группа. Найдите ошибки.

Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте.

— Когда я попал в эту страну, — рассказывал он друзьям, — то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд. Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу — горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась.

— Перестань выдумывать, — прервали рассказчика слушатели, — ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе много ошибок.

Опишите эти ошибки.

Ответьте на вопросы.

Представьте себе, что один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

— Если бы ты только знал, — рассказывал он приятелю, — какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

— Ну какой же ты выдумщик и враль!

— Не хочешь — не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани. Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

— Вранье. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?

Ответьте на вопросы.

На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага — «папир», по-английски — «пэйпер», по-французски — «папье». По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.

Что это за слово? Какая страна является родиной первого материала для письма? Как его изготавливали?

Ответьте на вопрос.

Все знают, что книги горят и гибнут в огне. Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим библиотекам мира. Все это так, но вот один ученик читал вперемежку фантастические повести и книги по истории. Где-то он вычитал, что какая-то дворцовая библиотека была охвачена пламенем грандиозного пожара. Рухнули перекрытия между этажами, все вокруг выгорело дотла, а книги, будто заколдованные, уцелели. Ученик никак не мог вспомнить, фантастика ли то, о чем он читал, или же исторический факт.

Каково ваше мнение: существовала ли на самом деле такая библиотека или она придумана писателями-фантастами

Конкурс 4 “Отгадай” (Знание исторических личностей)

О ком идёт речь?

1.Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором — третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).

2.Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).

3.Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на столбе из чёрного камня (Хаммурапи).

4.Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей).

5. Он правил Египтом в 14 веке до н.э. Он провёл реформы в религиозной жизни египтян, приказав молиться единому богу и перенёс столицу в специально построенный город (Эхнатон)

6. Он именовался «великим царём», правил с 522 по 486 год до н.э. Им держава была разделена на сатрапии. (Дарий 1)

7. В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока).

8. Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий/Будда/

9. Он стал царём Вавилона в конце 7 века до н. э. Был талантливым правителем и подчинил себе почти все бывшие владения Ассирии. Приказал перестроить самый большой храм в городе, окружить его высокими и мощными каменными стенами. ( Навуходоносор)

Конкурс 5 « Ты мне, я тебе»

Команды задают по очереди друг другу заранее подготовленные вопросы. (по 2 вопроса)

Конкурс 6. « Рекламный проспект»

Команды в произвольной форме рисуют рекламный плакат по выбранной ими стране.

Подведение итогов и объявление результатов.

Источник

Читайте также:  Германия путешествие с ребенком
Оцените статью