Путешествие по древней александрии египетской 5 класс

Презентация по истории на тему «В Александрии Египетской» (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

В АЛЕКСАНДРИИ ЕГИПЕТСКОЙ.

ПЛАН УРОКА 1.Распад державы Александра Македонского. 2.В александрийском порту. 3.На улицах Александрии 4.В александрийском музее.

Распад империи Александра Македонского. Империя Александра Великого распалась на три государства: Сирийское царство Македонское царство Египетское царство.

Завоевания Александра. Завоевания Александра распространились на территорию Малой Азии, Финикийского царства, Египет. На территории Египетского царства Александр приказал заложить город, который назвал в свою честь – Александрия.

Бюст Александра Македонского. 332 – 331 годах по приказу Александра был выстроен город на Северном побережье Египта город Александрия. Она была построена по проекту самого Александра.

Главный архитектор. Деметрий. Диадох — архитектор Александра Македонского. Под его руководством был построен город Александрия Египетская.

Александрия была построена по единому плану и как и все города подобного типа её улицы пересекались под прямым углом. Главная улица города, длиной 6 км была вымощена мраморными плитами. Заблудиться в таком городе было невозможно.

В александрийском порту. Множество торговых кораблей из разных стран прибывало в столицу Египта Александрию. Из-за удобного расположения она стала столицей царства в период правления Птоломеевской династии, а также международным торговым и культурным центром Востока. Прежде всего, мы увидим маяк, который был построен на острове Фарос, связанном с материком с помощью дамбы. Надобность в маяке была велика: близ берегов тянулись мели и подводные скалы, маяк указывал вход в александрийскую гавань. По ночам под куполом, увенчанным статуей Посейдона, пылал огонь. Свет пламени усиливался металлическими зеркалами. Топливо доставляли на осликах по проходящей внутри маяка пологой винтообразной лестнице. Маяк использовали и как военную крепость, с его вершины наблюдали за морским простором. Греки называли его одним из «чудес света».

В Александрийском порту.

Фаросский маяк. Крупнейшим торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья стала Александрия Египетская. Знаменитый Фаросский маяк на о.Фарос был одним из 7 чудес света. Для города расположенного на берегу мелкой, каменистой бухты он был просто необходим.

Фаросский маяк Корабли уже издали видели Александрийский маяк. Ночью на верху башни горел огонь проплывающим кораблям. Днем сам маяк сверкал на солнце. Он был самым высоким сооружением в городе. Его высота равнялась 120 метрам.

В Египет привозили: древесину, серебро, пурпурные ткани, шерсть, вино.

Из Египта увозили: зерно, папирус, слоновую кость, льняные ткани, изделия из стекла.

Маяк в разрезе. Под куполом маяка находилась статуя Посейдона. Факел горел всю ночь, его свет усиливали специальные металлические зеркала. Топливо для факела доставляли в тележке запряженной парой осликов, которые поднимались по винтообразной, пологой лестнице. Путь на верх занимал около часа.

Седьмое чудо света. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Нижний этаж этой башни имел 4 грани, обращенные на север, восток, запад и юг. Над первой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню. Восемь граней этого яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. На вершине башни стояла статуя Посейдона высотой около 7 метров. Маяк строили 20 лет.

История строительства. Строителем Фаросского маяка, первого и единственного маяка таких колоссальных размеров, был Сострат Книдский. На мраморной стене сооружения Сострат высек надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Он закрыл эту надпись тонким слоем штукатурки с написанным на ней прославлением царя Птолемея. Со временем отвалившаяся штукатурка раскрыла подлинное имя строителя и великого инженера. Фаросский маяк начал разрушаться около 700 года нашей эры, когда рухнула его верхняя часть, а полностью он был уничтожен в начале 14 века, предположительно, в результате мощного землетрясения.

Культурным центром всего Средиземноморья был Александрийский МУЗЕЙОН, «место где обитали музы». В Музейон входили — обсерватория, ботанический сад, зоопарк, библиотека со 100 тысячами папирусов. Здесь же хранились произведения искусства .

Музей — место, где обитают музы.

Обсерватория — здание, оборудованное для наблюдений за небесными светилами.

Покровитель наук. Центральное место в Александрийском музее занимала статуя Зевса. Он являлся покровителем наук.

Дионис на пантере. Ещё одним покровителе искусств в Эллинском мире был Дионис. В честь него организовывались празднества – Дионисии.

Поисковая работа. Найти в параграфе учебника на странице 201 имена данных учёных и рассказать об их открытиях. Аристарх Самосский Эратосфен Евклид

Номер материала: ДБ-404596

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

В Александрии Египетской

Урок 48. История древнего мира 5 класс ФГОС

Конспект урока «В Александрии Египетской»

Александр Македонский отправился в смелый военный поход, целью которого было завоевание Персидской империи.

На уроке вы узнаете, что произошло после смерти Александра, рассмотрите главные достопримечательности Александрии Египетской – Фаросский маяк, Александрийский мусейон и библиотеку.

В первую очередь вам предстоит узнать, что такое эллини́зм. Слово может показаться знакомым, ведь вы помните, как греки называли свою родину? Правильно – Эллада. Именно от него и образовано понятие. Разберемся, что оно значит.

Империя Александра Македонского была огромной. После его смерти военачальники начали делить империю на части. Шли страшные войны, каждый пытался получить как можно большую территорию. Конец этой борьбе был положен в 301 году до нашей эры после битвы при Ипсе. Империя была разделена следующим образом.

В Македонии стал править Касса́ндр. Во Фракии и большей части Малой Азии – Лисима́х. В Египте – Птолеме́й. А от Сирии до Инда простирались земли Селе́вка.

Во главе каждого нового государства был царь, который обладал всей властью. Управлять ему помогали чиновники. Как правило, эти должности доставались выходцам из Греции и Македонии, именно они составляли элиту общества. Местная знать в каждом государстве пыталась всячески им подражать. Началось распространение греческого языка, культуры, обычаев и традиций. Две культуры – греческая и восточная –смешивались и дополняли друг друга.

Таким образом, эллини́зм – это такой период в истории стран Средиземноморья, который длился со смерти Александра до завоевания этих земель римлянами.

Среди всех городов эллинистического мира выделялась Александрия Египетская, которая пользовалась автономией, а ее жители обладали особыми правами и привилегиями.

Узнаем, как выглядел город и что в нем было необыкновенного. Его основателем стал Александр, которому очень нравился Египет. Македонский правитель выложил зернами на черной земле план будущего города. Неожиданно слетелись птицы и склевали это зерно. Александр счел это плохим знаком, но прорицатели успокоили его. Они объяснили, что в скором времени Александрия будет кормить весь мир.

Город имел четкий план. Он был разделен на кварталы, которые пересекались широкими прямыми улицами. Жители Александрии гуляли по мостовым, где было уличное освещение, дышали свежим воздухом в парках, посещали театры и ипподромы. В городе был водопровод.

Неподалеку от Александрийского порта можно было увидеть одно из семи чудес света – Фа́росский маяк. Он находился на острове, который соединялся с Александрией песчаной насыпью. У маяка было два основных назначения. Во-первых, он помогал многочисленным кораблям, прибывающим в порт, избежать мели и рифов. Во вторых, с вершины маяка можно было увидеть приближающийся флот неприятеля, если бы кто-нибудь решился напасть на Александрию. Только представьте себе, высота маяка равнялась почти 130 метрам, это 40-этажный дом. Разглядеть его можно было с расстояния в 50 километров. На вершине маяка горел огромный костер. Его свет отражался и усиливался в зеркале, и ночью моряки видели сигнал. А днем ориентиром служил дым, поднимающийся в небо.

На вершине маяка находилась статуя Посейдона, покровителя морей.

Жители Александрии очень гордились маяком и изображали его на посуде и монетах, делали статуэтки в форме маяка.

В Александрийском порту всегда было многолюдно и шумно. Сюда везли свои товары купцы из Азии и Средиземноморья. В Египет привозили: древесину, серебро, шерсть пурпурного цвета, вино, предназначенное для царя.

Вывозили из Египта: зерно, папирус, слоновую кость, ткани изо льна, стеклянные изделия.

Восхищали своей красотой дворцы правителей Египта из династии Птолемеев.

Еще одной гордостью Алесандрии был Мусейо́н. Так в Древней Греции называли храмы муз, которых было девять – Каллио́па, Эвте́рпа, Мельпоме́на, Та́лия, Эра́то, Полиги́мния, Терпсихо́ра, Кли́о и Ура́ния. А вы помните, музой чего была Клио? Верно, она покровительствовала истории.

В Мусейоне все было создано для того, чтобы лучшие ученые со всего мира могли здесь жить и работать. Они освобождались от всех других занятий, кроме науки. В Мусейоне были залы, где могли проводиться научные споры; комнаты, в которых жили ученые; ботанический и зоологический сады; аллеи, где можно было отдохнуть или во время прогулки поговорить о важном. Посторонних в Мусейон пускали только с разрешения самого царя.

Узнаем, кто из ученых жил в Александрийском Мусейоне. Это Ариста́рх Само́сский. Он был первым, кто предположил, что Земля вращается вокруг Солнца. А еще он сумел придумать метод, как определить расстояние от Земли до Солнца и Луны.

Эратосфе́н был очень разносторонним человеком. Он занимался астрономией, математикой, географией и филологией. Его выдающимися достижениями стали составление списка созвездий и доказательство того, что Земля имеет форму шара.

В Александрии работал и Архиме́д – математик, инженер и физик. В Александрии он построил планетарий. С именем Архимеда связано множество легенд. Одна из них, рассказывает, как ученый открыл один из своих самых известных законов. Царь попросил Архимеда узнать, правда ли, что его корона сделана из чистого золота. Для этого нужно было провести множество различных измерений, одним из которых было определение объема. Архимед очень устал и решил принять ванну. И тут заметил, что из ванны вытекло такое количество воды, каков объем его тела. Архимед понял, что точно так же можно измерить объем короны, и радостно закричал «Эврика!», «Нашел». В современном мире это слово часто произносят, когда хотят сказать, что кому-то в голову пришла отличная идея.

В Мусейоне находилась известная на весь мир Александрийская библиотека. В ней хранилось около 700 тысяч свитков с текстами. Вы можете спросить, как смогли собрать так много? Правители Александрии отправляли послов в Афины, чтобы они купили сочинения известных авторов. Также существовал закон, по которому все корабли, которые приходили в порт, подвергались досмотру. Если находили свитки с какими-либо произведениями, то их либо покупали, либо отдавали в библиотеку, чтобы со свитков сняли копию.

В Библиотеке работали переводчики. Ведь многие свитки содержали тексты на разных языках, их переводили на греческий. Все свитки хранились на стеллажах в специальных футлярах. На каждом была этикетка с названием и именем автора. Руководитель Александрийской библиотеки являлся также и воспитателем царского наследника. Это была очень почетная должность. К сожалению, библиотека не сохранилась до наших времен. Она полностью сгорела. Все уникальные произведения античности были утрачены.

Вы побывали в одном из самых значимых городов эллинистического мира. Давайте подведем итоги. На уроке вы узнали, что:

· эллинизм – это такой период в истории стран Средиземноморья, который длился со смерти Александра до завоевания этих земель римлянами;

· Александрия пользовалась автономией, а ее жители обладали особыми правами и привилегиями;

· в Александрии находилось одно из семи чудес света – Фаросский маяк;

· в Александрийском Мусейоне работали выдающиеся ученые античности, такие как Архимед, Аристарх Самосский, Эратосфен;

· в Александрии была крупнейшая библиотека, в которой хранилось около 700 тысяч свитков.

Источник

Конспект урока В Александрии Египетской (5 класс)

Тема: В древней Александ­рии Египетской.

Цели: Познакомить учащихся с Александрией Египетской как с центром культуры Древнего Мира; подвести учащихся к пониманию причин разрушения державы Александра Македонского. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, сравнивать, делать выводы, составлять рассказ. Формировать уважительное отношение к культуре и и стории зарубежных стран.

Научиться создавать яркие образы связанные с памятниками Александрии Египетской

Регулятивные Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней

Составлять рассказ — описание города Александрия

Объяснять причины распада державы Александра Македонского

Личностные УУД. Описывать значение распространения греческой культуры в странах

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, учебник

Тип урока: урок открытия новых знаний

I. Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка состояния рабочего места учеников, проверка отсутствующих.

II. Мотивация учащихся

Учитель: О выносливости Александра слагали легенды. Рассказывали, что однажды он в полном вооружении вместе с войском без отдыха прошел трижды по четыреста стадий и, не дав своему войску передышки, напал на врагов и разбил их.

Много это или мало? Стадий, к вашему сведению, уважаемые читатели, составлял около 200 м. Нормальный суточный переход составлял 150 стадиев. Вот и считайте.

Учитель: Александр Македонский 10 лет провел в завоевательных походах, за это время он сумел покорить многие народы, захватить обширные территории. После каждой своей победы Александр Македонский основывал города.

Александрия в Ариане

Из множества городов с названием Александрия, выделяется один, тот, в котором находилось одно из чудес света (дети предлагают варианты). Верно, это Фаросский маяк, так же называемый Александрийский. В каком городе находился маяк? (ученики говорят в Александрии Египетской). А теперь сформулируем тему нашего урока (ученики называют — В Александрии Египетской).

Открывают тетради, записывают число и тему урока

Учитель: Как вы думаете, какие стоят перед нами цели на уроке?

(дети предлагают свои варианты: узнать, каким было Македонское царство после смерти Александра Македонского ; узнать, как развивался город Александрия в Египте ; о культурных ценностях города )

III. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Причины ослабления Древней Греции в 4 в до. н.э? (междоусобицы, неравенство)

2. Кто такой Филипп II ? (Царь Македонии)

3. Как Филипп II достиг успеха в своих походах? (дисциплинированная, большая армия)

4. Как Александр Македонский оказался на престоле? (после смерти отца)

5. Какие походы совершил Александр Македонский, что было его целью? (захват Азии)

6. Причины побед Александра Македонского? (крепкая армия, ослабленное Персидское царство, полинациональный состав империи)

7. Как Александр требовал себя называть? (считал себя божеством)

Учитель подводит итоги домашнего задания

План изучения новой темы:

1. Распад державы Александра Македонского

2. В александрийском порту

3. На улицах и площадях

4. В александрийском музее

1. Распад державы Александра Македонского

Учитель: Сравните державу Александра Македонского (карта с. 211) с державой персидского царя Дария I (см. карту на стр. 91). Сделайте выводы.

Слушает ответы учеников

Учитель: Сразу же после того, как не стало Александра, его полководцы начали делить земли, которые входили в состав его державы. В начале 3 века до н.э. держава Македонского распалась на множество государств

Вспомните, что такое держава? (Держава – большое и сильное государство)

Работа с картой с.211.

— Перечислите, какие образовались государства после распада империи Александра Македонского?

— Каким цветом обозначены государства, на которые распалась держава Александра Македонского?

Ответ: Македония, Сирия, Египет.

Самыми главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. В этих государствах военачальники Александра провозгласили себя царями. Подобно Александру, они основывали города, в которых поселяли македонских воинов и греков-переселенцев. По греческому образцу в этих городах строили театры, гимнасии, портики.

Вопросы для закрепления: Что произошло с державой Александра Македонского после его смерти? Почему?

Когда распалась держава Александра Македонского? (в начале 3 в. до н.э.)

Какие государства стали главными? (Египетское, Македонское и Сирийское)

2. В александрийском порту

Держава распалась. Однако память об Александре Македонском сохранилась. В том числе и в названиях городов. Крупнейшим торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья стала Александрия Египетская. Она была основана в 332-331 гг. до н.э. в дельте Нила и стала столицей в период правления Птолемеевой династии. Птолемей был одним из полководцев Александра и при разделе его сатрапий (военных провинций), получил Египет. С самого начала он сумел путём гуманных и умных мероприятий утвердить свою власть.

Учитель: Рассмотрите план на стр.208, назовите мне , какие здания располагались на территории Александрии?

Ученики называют Храм Посейдона, Музей, Гимнасий, Театр, Стадион, Маяк, Царский дворец.

Учитель: Александрия являлась портом на берегу Средиземного моря, на небольшом острове Фаросс находился маяк. Что такое маяк? ( Сооружение, которое служит видимым ориентиром днем и испускает непрерывный свет или световые вспышки ночью).

Уже издали, даже в кромешной тьме и в непогоду, моряки видели огромный маяк, расположенный на острове Фарос. Надобность в маяке была велика: близ берегов тянулись мели и подводные скалы, а маяк указывал вход в гавань. Свет пламени усиливался металлическими зеркалами. Топливо доставляли на осликах по проходящей внутри маяка пологой винтообразной лестнице. С вершины маяка наблюдали за морским простором: не приближается ли вражеский флот. Фаросский маяк был не на много ниже пирамиды Хеопса. (138м)

Когда бы сооружен Александрийский маяк, царь Египта Птолемей приказал написать на нем свое имя. Строивший маяк архитектор Сострат начертал царское имя на покрывавшей каменную стену маяка непрочной штукатурке. А под ней на самой стене выбил собственное имя. Почему он так поступил?

Какой современный предмет приобрел функции Фаросского маяка? (фонарь,фары)

Множество торговых кораблей из разных стран прибывало в Александрию. По морю в Египет доставляли древесину, серебро, выкрашенные пурпуром шерстяные ткани, дорогие вина для царя и вельмож. Вывозили зерно, папирус, слоновую кость, тончайшие льняные ткани, изделия из стекла и многое другое.

«Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

3.На улицах и площадях

Самостоятельная работа с п.3. стр.209

Задание: определить, как были выстроены улицы, что на них располагалась, чем занимались

Самостоятельный поиск ученикам информации (3-4 минуты). Обобщение.

Учитель: Александрия была выстроена по единому плану, ее улицы пересекались под прямыми углами

ü Город с востока на запад пересекала центральная улица шириной 30 метров, которая под прямым углом перекрещивалась с другой улицей, идущей с севера на юг.

ü Посередине ее были высажены деревья, которые разделяли дорогу как бы на две части.

ü Улицы в Александрии имели названия, в основном они носили культовые или царские имена, например, «улица Арсинои II» (жены Птолемея).

Вывод: Таким образом, Александрия — типично эллинистический город, который имел около 5 километров в длину и чуть больше одного километра в ширину.

4.В александрийском музее

Учитель: Все вы знаете, конечно, что такое музей. Поднимите руку, кто из вас бывал хоть раз в музее? В каких музеях вы были? А что же означает само слово музей?

Музей – это слово означает «место, где обитают музы». В греческой мифологии музы – девять сестёр – богинь, покровительниц поэзии, искусств и наук.

Давайте с ними познакомимся.

Ученики на стр.210 самостоятельно находят имена муз и называют их.

Это: Мельпомена муза трагедии; Эрато-муза любовной поэзии; Эвтерпа-муза лирической поэзии; Каллиопа-муза эпической поэзии; Клио-муза истории; Полигимния-муза пантомимы и гимнов; Талия-муза комедия; Терпсихора-муза танца; Урания-муза астрономии. Все эти богини вдохновляли жителей Музея.

Какие отличия у александрийского музея от современного?

Самостоятельный поиск ученикам информации в п.4.

(в музее можно было жить, там предоставлялось питание, помещения для занятий)

Обитателями Музея, который занимал целый район, были учёные и поэты, съезжавшиеся сюда из многих стран по приглашению царя Египта. Так, Аристарх Самосский впервые в истории высказал догадку о вращении Земли вокруг Солнца. А географ Эратосфен, зная, что Земля представляет собой шар, предсказал возможность кругосветных путешествий. Жил в Музее и математик Евклид. Он занимался геометрией. Это наука является разделом математики, которая изучает различные фигуры и их свойства.

При музее находилась знаменитая библиотека, она насчитывала примерно 700 тысяч папирусных свитков. Что такое папирус? Где он был изобретен?

Учитель: Прочитайте исторический документ на стр.210 «Из истории древних библиотек» и ответьте на вопросы:

1. Почему так поступил Птолемей?

2. С какой библиотекой мы уже знакомились? Из чего были книги, собранные в той библиотеке? (библиотека Ашшурбанипала , глиняные дощечки)

3. Из чего были книги, хранившиеся в Александрийской библиотеке? (папирус)

4. Новый материал для письма? Где он возник? В чем его преимущества?

Запись в тетрадь:

Пергамент — тонко выделанная кожа молодых животных (ягнят, телят).

Вывод: Таким образом, крупнейшим центром науки в Александрии был Музей, который занимал целый район и при нем находилась знаменитая Александрийская библиотека.

IV. Первичное закрепление материала

Учитель: Итак, мы с вами проделали серьезную работу по изучение новой темы, сейчас нам необходимо с вами закрепить пройдённый материал.

— Почему Александр построил город Александрию, похожим на греческие города?

(Он понимал значимость культуры древних греков, поэтому все лучшее пытался перенимать у них.)

— Слово «фара» произошло от названия острова близ Александрии. Какая связь между автомобильными фарами и названием острова?

(На острове был построен маяк, который освещал путь кораблям, фары освещают путь машине.)

— Почему александрийский Музей и музеи наших дней называются одним и тем же словом?

(Музей – это своеобразный источник информации, знаний человека.)

Проблемный вопрос: Можно ли назвать Александрию научным центром своего времени? (Ответы учеников)

Три момента, которые удивили в процессе урока, и о каком из них захотелось узнать побольше.

(Ученики называют моменты)

VI. Домашнее задание # 43 читать, отвечать на вопросы после параграфа устно.
Повторить тему «Древняя Греция», подготовиться к повторительно – обобщающему уроку.

VII. Выставление отметок

(предложить ученикам отметить учеников, которые отвечали домашнее задание / работали на уроке)

Источник

Читайте также:  Окр мир 1 класс презентации путешествие колобка
Оцените статью