Урок окружающего мира по учебнику А.Плешакова «Страна городов». 4-й класс
Класс: 4
Презентация к уроку
Цели:
- Образовательные:
- сформировать у учащихся представление о городах Х-ХI веков Киеве и Новгороде;
- познакомить учащихся с архитектурными памятниками Древнего Киева и Древнего Новгорода.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь к истории родной страны;
- Развивающие:
- развивать устную речь, воображение.
Оборудование: физическая карта России, компьютер, проектор, экран, презентация по теме «Страна городов».
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по древним городам Руси. Посетим мы Древний Киев с его Золотыми воротами, побываем на торговой площади Древнего Новгорода.
2.Проверка домашнего задания
- Опрос учащихся по вопросам:
- Как было организовано управление в Древней Руси?
- За какие заслуги мы чтим князя Владимира?
- В чём значение принятия Русью христианства?
2) Тестирование знаний учащихся по теме «Во времена Древней Руси» (слайды 1-10). Работы собрать.
3. Работа над новым материалом
Учитель: Нам уже известно, как жили древние славяне, какими были их жилища, как выглядели посёлки славян-землепашцев.
Но у славян по-прежнему было много врагов, для защиты своих домов они стали строить крепости. Как вы думаете, где было самое подходящее место для строительства крепостей?
Учащиеся: Там, где было бы хорошо заметно врагов. Это высокий берег реки.
Учитель: Да, крепость строили в том месте, где с трёх сторон её закрывала река, а с четвёртой высокий берег. Со стороны, не защищённой рекой рыли глубокий ров, его заполняли водой, так получался остров, где было безопасно строить дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, на валу ставили высокую бревенчатую ограду, брёвна ставили близко друг к другу, заостряя их верхушки. Враги не могли преодолеть незамеченными эти преграды, а для друзей через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко поднять. Такие посёлки-крепости стали называть городами, от слова «городить, огораживать».
В таких городах жили князья со своими дружинниками да купцы с ремесленниками. Кто такие купцы и ремесленники?
Учащиеся: Купцы – богатые торговцы, владельцы торговых предприятий, ремесленник – человек , который занимается своим делом, ремеслом.
Учитель: Отправляемся в путешествие по Древней Руси. (Рассмотреть физическую карту и значками отметить расположение Киева)
Рассмотрим на странице 47 схему Древнего Киева, его же видим и на экране. (Слайд 11)
Расскажите об устройстве древнего города, Киева в частности. (Территория, постройки, как можно было попасть в город) Учащиеся: Попасть в город можно было через городские Золотые ворота. (Слайд 12)
Учитель: (Слайд 13) Софийский собор – одна из достопримечательностей Древнего города Киева. Он был построен Ярославом Мудрым в 1037 году в честь победы над печенегами. Митрополит Илларион так отзывался о соборе: «Он вызывает удивление и восхищение во всех сторонах, лежащих окрест, ибо не найдётся подобного ему во всех полунощных землях от востока до запада!» Храм назвали в честь святой Софии – мудрости Божией.
Храм окружён был с трёх сторон галереями. Двенадцать разновеликих куполов образовывали композицию , группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. (Слайд 14)
Своей величиной, внутренним убранством собор производил огромное впечатление на горожан. Он вознёсся почти на высоту 30 метров над низенькими окружавшими его избами. Необыкновенная высота сводов, и мозаика и фресковая роспись стен поражала горожан, привыкших с своим тесным полуземлянкам.
Как свидетельствует «Повесть временных лет», Ярослав украсил церковь «золотом, серебром и сосудами церковными». Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь располагалась резиденция главы русской церкви митрополита Киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека, древнейшая на Руси, мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава мудрого в Софийском соборе была создана одна из первых школ на Руси. Сам князь после смерти был погребён в Софийском соборе в мраморном саркофаге.
Физкультминутка
Мы город построить поможем,
Стены зданий по кирпичику сложим,
Лопатой клумбы покопаем покопаем,
Цветов насажаем,
Мост поднимем, фонари повесим,
А потом себе похлопаем:
МОЛОДЦЫ какие!
(Учащиеся имитируют движения за учителем)
Учитель:Из Киева мы перемещаемся в Древний Новгород. (Рассмотреть физическую карту и отметить местоположение Великого Новгорода) Рассмотрите схему Древнего Новгорода (стр 47) .
Учитель: (Слайд 15)
Новгород был самым богатым городом на Руси. Он стоял на реке Волхов , что у Ильмень-озера. Новгород известен с 859 года. Название «новый город» получил после того, как горожане основали его после первого, которое было ранее в начале реки Волхов.
Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью. (Слайд 16) От незваных гостей его защищали земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу возвышался красавец Кремль. Кремль – центральная часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями. На территории Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, Софийским. Собор был построен в середине XI века. Он был главным храмом и символом города.
Чтение статьи учебника стр. 48-52.
Учитель: В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновьями. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свою территорию, за что прозван был Долгоруким.
С его именем связана одна легенда.
Ехал как-то Долгорукий со своею дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу. Только ветки похрустывали под копытами конскими, да птица редкая с криком перелетала с дерева на дерево. Туман серый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий средь тумана зверя о трёх головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало. Старец один разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град.» Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул Долгорукий, – земля сия под град новый отведена!»
И в 1147 голу на этом месте был основан новый город. Какой?
Ученики: Город Москва.
Учитель: (Слайд 18) «Это была маленькая, бедная Москва, она вовсе не походила на нашу нынешнюю белокаменную, гордую Москву, – не прошло и года от её построения. Многие её ещё называли не Москвою, а Кучковом, по имени хозяина здешних мест богатого боярина Степана Кучки» – так пишет о Москве А.Ишимова в своей книге.
Чтение статьи учебника стр. 53-57.
4. Закрепление изученного
1) Беседа по вопросам. (Слайды 19, 20, 21)
2) Дидактическая игра «Имена, прозвища, даты» (Слайд 22)
Источник
Проект «Древние города России!»
проект (4 класс) на тему
Проект направлен на реализацию гражданско — патриотического воспитания. Участники проекта ученики 4 класса. В процессе проекта дети развиваются как личность, обладающая качествами гражданина патриота России, расширяются знания о родной стране, воспитывается гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа, воспитывается любовь и уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей. Развиваются творческие способности детей, умение выражать свое отношение через рисунки, написание рассказов, изготовление поделок. Формируются умения работать в коллективе, планировать свою деятельность, корректироватьеё в процессе работы, проводить самоанализ по полученному результату.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_drevnie_goroda_rossii_4_klass_7.doc | 497 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №14 имени полного кавалера ордена Славы
Николая Георгиевича Касьянова
города Жигулевска г.о.Жигулевск Самарской области
Древние города России
Работу выполнили: ученики 4 класса
учитель начальных классов
Богатова Ирина Сергеевна
Древние города России.
ЦЕЛЬ : Изучая темы по рисованию, по окружающему миру , мы заинтересовались темой «Древние города России». Нам было интересно узнать, как возникали города на Руси, какие существовали обычаи, традиции, как одевались люди. На уроках труда мы познакомились с архитектурой древнего города и создали макет, познакомились с народными праздниками, обычаями, традициями наших предков.
Класс был поделён на группы. Каждая группа познакомила нас с древним городом нашей страны. Мы вместе с классом совершили две экскурсии «В Богатырскую слободу» и «Историческим местам Ставропольского края».
1 . развивать личность, обладающую качествами гражданина-патриота Родины;
2. расширять знания о родной стране, городе;
3. воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;
4. воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа;
5. развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки, написание рассказов, изготовление поделок.
Проект проводится в форме выступления отдельных групп
Учитель заранее готовит с учащимися выступление и художественные номера, стараясь привлечь к этому максимальное количество детей.
До праздника среди учащихся класса проводятся конкурсы рисунков, сочинений,. Работы победителей (рисунки) оформляются в презентацию для использования во время проведения праздника. Отрывки из сочинений становятся надписями на слайдах, стихи учащихся используются в сценарии. Учащиеся начальных классов изготавливают макет древнего города.
Добрый день, дорогие друзья!
Совершим путешествие в далекие века,
В древнерусские крепости – города.
Издавна русский человек селился на богатых лесом берегах озёр и рек. Лесные чащи давали ему приют и кров, пищу и материал для построек. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, гордцы (маленький городок), кремли-крепости. Слово «город» произошло от «городить», «отгораживать», «крепостной стеной» — крепостить.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Кто Царь колокол подымет?
Кто царь- пушку повернёт?
Шляпы кто, гордец не снимет
У Святых в Кремле ворот!
Летописи рассказывают, что уже в 9 веке, на заре русской государственности, были построены города крепости, такие как Новгород, Псков, Суздаль, Владимир, Москва.
Ребята нашего класса ознакомились с историей каждого города.
Великий Новгород был основан в 859г. Это древний русский город. Стоит он на реке Волхове. Здесь родились сказания о Садко, отсюда отправился Садко на кораблях со своими товарищами путешествовать-торговать, смотреть мир, искать птицу счастья, да затосковал по родине. И тогда понял, что только дома живёт его счастье. Новгород-город вольнолюбивых, деловых и предприимчивых людей. Благородная простота и мужество — характерные признаки новгородского искусства. Подплывая к Новгороду прежде всего замечаем Софийский собор-это настоящий храм богатырь с могучими высокими белыми стенами. Храм покрыт шлемами-куполами, которые напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца.
Недалеко от Новгорода стоит Псков. Первое упоминание о Пскове было в 903г. Псковская земля может назваться драгоценной жемчужиной, украшающей нашу страну. Древние храмы и крепости, дворянские усадьбы и парки, живописные селенья, археологические сокровища и произведения современных мастеров, всё это Псковская земля и её культура. Псковичам выпала доля часто защищать свою землю от немецких рыцарей. Здесь на льду Чудского озера Александр Невский остановил яростный натиск немецких рыцарей. С городом Псковом связаны такие имена как – царь Пётр 1, Софья Ковалевская, Модест Мусоргский, Александр Блок, Александр Пушкин, Николай Римский-Корсаков.
Гордо стоя на широкой ладье,
Ольга-княгиня шла по реке.
И проезжая мимо холмов,
Город поставила именем Псков.
Кром оградился деревянной стеной,
Стал торговать Псков с немецкой Ганзой.
А коль приходила ко Пскову вражда,
Крепко бивали её мы тогда.
В город с округи народ прибывал,
Псков расширялся, могучим он стал.
Мощный форпост стал на Руси,
Им отбивались от немцев, Литвы.
Польский Баторий и шведский Адольф
Жажда сокровищ града — Москов,
Грозно сомкнув своих армий ряды,
Их направляя под стены твои.
Видя победу во тьме своих снов,
Честно боролись с тобой, мой Псков!
Первое упоминание о Суздале относится к 1024г. Суздаль — уникальный город. Один из красивейших древнерусских городов. Он является единственным в России городом – музеем. На территории города более 300 памятников ставших культурным достоянием не только России, но и мировой культурой. Его белокаменные памятники внесены в список мирового наследия Юнеско.
В старинном городке провинциальном
Сияют купола церквей сусально.
Колоколов хрустальный перезвон
В святые дни — со всех сторон.
Мощёная брусчаткой площадь,
Впряжённая в двуколку лошадь…
Домов резные палисады-
Здесь по старинке гостю рады…
России вечной изголовье
Хранит в себе средневековье
И ношею столетий прошлых
Не согнут Суздаль, не заброшен!
Над речкой Каменкой в Кремле
На русской праведной земле
Мне Суздаль душу отогреет!
Город основан в 1108г. князем Владимиром Мономахом. Первое летописное упоминание относится к 1157г. и связано с именем Андрея Боголюбского. Когда он отказался от княжения в Киеве и перенёс во Владимир святыню – икону Богоматери, известную как икона Владимирской божьей матери. До наших дней сохранились многие памятники архитектуры прошлых веков. Во Владимирских храмах работал иконописец Андрей Рублёв. В окрестностях Владимира можно увидеть храм Покрова на Нерли. Это одно из самых поэтичных произведений архитектуры.
О град Владимир! Стар и молод,
Давно стоишь ты на земле,
При Мономахе был основан,
Столице прежде был Руси.
На трёх холмах тебя слагали,
Велику силу даровали,
Победами крестили град,
И каждый видеть тебя рад!
Сражался ты с врагами стойко
И много перенёс ты бед,
Мой город, негасим твой свет!
Разросся город и вознёсся,
Дома растут и ввысь и вширь,
Мой город, ты – как песня льёшься,
Владимир – русский богатырь!
Всё хорошеешь год от года
На благо своего народа.
Сверкают купола соборов,
Церквей сияют купола,
Как дорог мне любимый город,
И как любовь к нему светла!
Тебя туристы посещают
Из разных стран и городов,
Своей красой ты их встречаешь,
И принимаешь их любовь!
Твоих заслуг не перечислить,
Ты много пожил и видал,
И я желаю, чтоб мой город
В Веках не старея, стоял!
Среди городов нашей страны особое место занимает Москва – столица России. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147г. Основателем Москвы является суздальский князь Юрий Долгорукий. Город неоднократно завоёвывался, разрушался и вновь восстанавливался. На протяжении сотен лет Москва является центром русской национальной культуры. Здесь находятся такие памятники как – Кремль, Новодевичий монастырь, Триумфальная арка и д.р. Москва знаменита своими музеями и выставочными залами – Третьяковской галерей, Пушкинским музеем, Манежем. В Москве проводятся крупные фестивали, олимпиады и различные международные конкурсы. Москва считается одним из самых красивых городов мира.
Там, за синей цепью гор,
За широкими полями,
Где усталый видит взор
Только землю с небесами,-
Там спит город-великан,
На холмы облокотившись,
К долам низменным склонившись,
Завернувшися в туман;
Весь из куполов, блистает
На главе венец златой;
Ветер с поясом играет,
С синим поясом – рекой.
То величья дочь святая,
То России голова
Наша матушка родная,
В течение этого учебного года мы совершили две поездки.
Ребята нашего класса смогли познакомиться с проектом строительства откидного моста через ров, где тридцать три богатыря приветствовали гостей при входе. Посетили художественную выставку «Жигули Былинные», автором которой является Виктор Петров, который является так же главным художником-проектировщиком этого архитектурного комплекса.
Мы с удовольствием покатались на лошадях, постреляли в тире «Ратибор» из лука; смогли примерить костюмы древнерусских воинов и сфотографироваться в них, когда экскурсовод знакомила их с историей русского костюма.
Напоследок нас угостились чаем на травах и булочками в трапезной, убранство которой соответствует древнерусскому духу.
Древние храмы, усадьбы Княгини Долгорукой
(Сёла: Винновка, Сосновый Солонец, Севрюкаево)
Винновка находится примерно в часе езды от Тольятти. И некоторые жители нашего города и других летом выезжают туда на отдых, так как место красивое и расположено в стороне от промышленных предприятий. Те, кто впервые поедет в Винновку, непременно обратят внимание на строение, возводимое на берегу Волги. На фоне низкорослых сельских деревянных домов Свято-Воскресенский мужской монастырь в несколько этажей кажется дворцом. В своё время живописнейшее место долгое время было обезображено видом полуразрушенной некогда красивой церкви. Затем Самарская Епархия приняла решение о восстановлении заброшенного храма, состоялось освещение куполов церкви иконы Казанской Божьей Матери. Сейчас реставрационные работы продолжаются как внутри храма, так и на фасаде. Мы побывали в монастыре, пообщались с монахами, батюшкой. Побывали в местной церкви, трапезной, на колокольне. Нам очень понравилось, если вы захотите там побывать, то на протяжении всего автомобильного маршрута от трассы М-5 до села Винновка стоят указатели в направлении Свято-Воскресенского монастыря и церкви.
Так же мы побывали в селе Осиновка .
Церковь была построена в 1714 году и является самой старой церквью на Самарской Луке. Существует предание, что построена она была графом Меньшиковым за чудесное спасение Николаем Чудотворцом во время шторма на Волге. Внутри сохранились фрески по штукатурке, но полностью утрачено декоративное убранство из камня.
В течение года мы занимались в кружке «Сказка своими руками» и познакомились с русским народным творчеством.
На выставке вместе с макетом города представлены наши работы.
На Руси всегда люди любили и любят танцевать и петь. И мы предлагаем вам русскую народную песню «Коробочка» и русский народный танец «Хоровод».
Источник