- 10 фактов о малоизвестных первобытных племенах и их необычных традициях
- Племена, кого не беспокоят соцсети, автомобили, гаджеты, — им важны их народ и традиции
- 1. Племя химба, по которому можно отследить историю всего человечества
- 2. Племя из одного человека
- 3. Красочное племя: хули
- 4. Племя Дани практикует нестандартный обычай траура по умершим
- 5. Женщины с лебедиными шеями: племя карен
- 6. Племя мунда: те, кто носит маску, чтобы не умереть
- 7. Древнейшие люди Африки: берберы
- 8. Племя на Андаманских островах — сентинельцы
- 9. Очередное племя, которое может быть убито цивилизацией, — кавахива
- 10. Запрет на посещение туалета: племя Тидонг
- Древние племена горного Вьетнама
- Черные хмонги
- Красные зао
- Тай и гиай.
- 10 племен, которые можно посетить в качестве путешественника
10 фактов о малоизвестных первобытных племенах и их необычных традициях
Племена, кого не беспокоят соцсети, автомобили, гаджеты, — им важны их народ и традиции
Племена, племена, племена… Много ли их осталось в нашем глобализированном мире? Этого мы точно не знаем, как не знают и ученые, которым до сих пор удается находить новые микроплемена, состоящие из 40, 20, 10 и даже нескольких человек, в самых отдаленных местах нашей планеты.
Эти достаточно примитивные люди, живущие первобытными устоями, к сожалению, не в силах избежать контактов с внешним миром (цивилизация сама приходит к ним), и это рано или поздно приводит их к разложению в плане самобытной культуры и растворению в современности. А ведь у каждого из племен, разбросанных по миру, есть свои уникальные черты, которые могут быть не обязательно жестокими или очень странными, но поучительными и даже важными с точки зрения изучения всего человечества.
Итак, посмотрим на 10 первобытных племен и узнаем, чем они так уникальны.
1. Племя химба, по которому можно отследить историю всего человечества
Племя химба, также известное как племя «обнаженных женщин». Племя достаточно большое, чтобы считаться народом, — по последним подсчетам, химба насчитывается порядка 20-50 тысяч человек.
Интересно племя тем, что на его примере можно достаточно подробно изучить не только верования и уникальную культуру (для каждого из древних племен эта культура по-своему уникальна, хотя и обладает общими структурными элементами), но и увидеть возникновение и движение племени.
Так, ученые считают, что химба (вместе с гереро) мигрировали в Намибию из Восточной Африки несколько сотен лет назад. Около 150 лет назад гереро отделились от химба и переселились дальше на юг. Подробнее о племени химба читайте здесь
Суть в том, что пути миграции и причины разделения племен под воздействием естественных или антропогенных причин (войны и конкуренция с другими племенами) — это крайне важно для понимания перемещения наших более далеких предков при расселении по всему миру десятки и сотни тысяч лет назад.
2. Племя из одного человека
фото: Funai / Business Insider
Его называли «самым изолированным человеком на планете», и в этом нет ничего удивительного, ведь этот человек живет в одних из самых труднодоступных мест планеты — где-то в зарослях Амазонки. Ученые очень хотят с ним познакомиться, но на сегодняшний день неизвестно, жив ли этот уникальный человек вообще.
Чем уникальна история этого человека? Исследователи утверждают, что он является последним представителем одного из самых изолированных племен Амазонии. Он — последний человек в мире, который сохранил обычаи и язык своего племени. Поэтому его так важно найти ученым. Но получится ли это у них. Вопрос пока остается открытым.
3. Красочное племя: хули
Племя хули , самое многочисленное племя в Папу-Новой Гвинее, представляет собой открытое для внешнего взаимодействия сообщество, на празднества которого допускаются даже участники извне. Несмотря на межкультурное взаимодействие, племя, которое живет на плато, окруженное высокими горами, по-прежнему сохраняет свои традиции, какие были у их предков тысячу лет назад.
У них есть особенная раскраска для тела и специальные завышенные парики, вроде французского аллонже, только поскромнее и на несколько сотен лет постарше.
Парик занимает особое место в народе хули, который состоит из кланов и подклассов социального класса. Эти парики сделаны парикмахерами, выросшими внутри племени, и каждый из этих париков 100% индивидуален. На изготовление парика уходит в среднем 18 месяцев. Для воинов делают другие, особые парики.
4. Племя Дани практикует нестандартный обычай траура по умершим
Первобытные законы жестоки и непонятны современному человеку. Вот, например, народность дани , живущая в Индонезии. Помимо того что они живут в крайне приближенных к естественным условиях, как жили их предки сотни и сотни лет назад, они сохраняют очень своеобразные, жестокие, но важные для своего уклада жизни традиции.
Речь идет о практике членовредительства после смерти близкого. Чтобы показать силу своей утраты, дани отрезают себе фалангу пальца. Но делать это нужно только женщинам, на мужчин этот ритуал не распространяется.
5. Женщины с лебедиными шеями: племя карен
Об этом племени, скорее всего, слышали многие. Их показывают по телевизору, и современные представители его народности не похожи на разукрашенных древних людей. Но есть у них изюминка, необычная традиция, делающая их совершенно нестандартными в нашем мире.
Дело в том, что женщины в этом племени носят специальные растягивающие кольца на шее. Девочки начинают носить кольца на шее в возрасте 5-6 лет — чем больше колец они носят, тем более высокий статус имеют в племени.
Они не могут снимать кольца с шеи. Это уже на всю жизнь. Если шея к тому моменту сильно растянута (между плечами и подбородком находится много колец), то снятие их неминуемо вызовет перелом шеи и мгновенную смерть.
Зачем они это делают? Основная цель женщин, которые могут носить до 35 колец на своей шее, — выглядеть красиво и защищать свои деревни и семьи от злых духов.
6. Племя мунда: те, кто носит маску, чтобы не умереть
Народ мунда , проживающий в Индии, а точнее в штате Бихар и небольшими группами в Западной Бенгалии, штатах Орисса и Мадхья-Прадеш, насчитывает 2 миллиона представителей. Крупнейшее племя Индии, и одно из крупнейших племен в мире.
Эта группа, ведущая примитивный образ жизни, живя с дикими животными и борясь за ареал обитания со львами, имеет очень необычный обряд, несвойственный другим племенам с аналогичным уровнем культуры. Они носят маски, чтобы выжить или отогнать смерть. В прямом смысле этого слова.
Дело в том, что на территории своих «анклавов», в дикой местности, проживает крайне много диких животных и нападения львов на жителей мунда не редкость.
Известно, что львы с меньшей вероятностью нападут на человека, когда посмотрят ему в глаза, и, понимая, что их заметили, просто ретируются. Таким образом, жители племени мунда носят большие маски с нарисованным лицом не только на лице, но и на спине в попытке предотвратить возможное нападение льва.
У них нет другого шанса выжить. Те, кто не носит маски, умирают от когтей и зубов львов чаще.
7. Древнейшие люди Африки: берберы
Берберы, которые жили в Северной Африке в роли кочевников или полукочевников (тот, кто ведет, соответственно, частично оседлый образ жизни), являются одним из древнейших из известных народов в мире. Известно, что берберские королевства были современниками Древнего Рима в период республики. Точнее — в 300-200 годы до нашей эры.
Это не просто племя, а действительно настоящий народ, который, по разным данным, насчитывает от 30 до 40 миллионов человек. Возможно, речь может идти и о 100 миллионах. Точнее определить никто не может из-за серьезной исламизации региона.
Они отличаются от всех групп жителей Северной Африки своими голубыми глазами и зелено-синими татуировками.
8. Племя на Андаманских островах — сентинельцы
фото: Dinodia Photos / Alamy
Сентинельцы проживают на Андаманских островах в Индии. Вот уже сотни лет занимаются охотой и собирательством. Популяция сентинельцев неизвестна, примерно их от 40 до 500 человек. Сентинельцы проживают на небольшом острове площадью в 72 км² (к примеру, площадь Москвы составляет 2 561 км²).
Но даже несмотря на все неудобства, племя уникально тем, что правительство Индии с 1996 года уже оставило всякие попытки наладить контакт с сентинельцами. Слишком агрессивное племя, и не перестает отстаивать свое право на самоопределение. Многим многомиллионным странам стоит у них поучиться!
9. Очередное племя, которое может быть убито цивилизацией, — кавахива
Кавахива считается одним из самых малочисленных неконтактных племен на планете. Проживают в штате Мату-Гросу, Бразилия, то есть в труднопроходимых тропиках. О племени и об их языке мало что известно. Охотятся, занимаются собирательством. Предполагается, что они находятся на грани исчезновения. Удивительно, но считается, что они не опираясь на опыт человечества смогли изобрести колесо, стрелы, гамак и корзину. В настоящее время в живых осталось лишь 15 человек. Племя стало сокращаться из-за неконтролируемой вырубки лесов современным человеком.
10. Запрет на посещение туалета: племя Тидонг
Молодожены племени тидонг, проживающие в Индонезии, не имеют права принимать душ, ходить в туалет или заниматься сексом в течение 3 дней после свадьбы. Считается, что пара, которая не принимает ванну 3 дня и строго придерживается других элементов своеобразного поста, будет иметь счастливый брак и здоровых детей. Эта традиция сохраняется в племени многие годы.
Источник
Древние племена горного Вьетнама
Сегодня я расскажу про горный город невероятной красоты – Сапа (Sapa) во Вьетнаме и про те сокровища, которые он таит в себе. Сам город расположен среди Тонкинских Альп (их так в народе называют) на высоте 1600 метров. Его основали в 1910 году французские колонисты для отдыха от жаркого климата. И только в 1993 году в этом районе стал развиваться туризм. До этого этот городок жил только за счёт сельского хозяйства.
Но самое удивительное – это то, какие контрасты сопровождают на протяжении всего путешествия по этим местам: роскошь и бедность, грязь и чистота, нетронутая природа и восхитительные здания. В этих местах даже можно найти фантастический пятизвездочный отель высочайшего уровня. Все безупречно и стильно, роскошно и элегантно!
Если говорить об ощущениях от этого места, то они, условно, расслаиваются на три уровня. Город внизу отеля – «Ужас. Ужас! Ужас. » Горы, рисовые террасы и облака – чистейший восторг. Отель – плакать хочется от умиления и личного счастья. И со временем это ощущение только усиливается. Это как бы курорт, но здесь грязь, мусор, бродят по улицам свиньи и куры, и нет ничего, чтобы хоть отдалено напоминало идею курорта. Хибары соседствуют с роскошными отелями, дверь в дверь. На озере променад напоминает швейцарские альпийские городки, но как только свернёшь в сторону – жёсткий Непал.
Здесь возвышается самая высокая года Индокитая – Фаншипан, 3143 м. Наверх ведёт фуникулёр и канатная дорога, а на вершине раскинулся огромный комплекс с множеством новодельных храмов, гигантских Будд, ресторанов, пагод. Как при строительстве все это туда затащили непонятно. Даже страшно подумать, какие финансы потребовались для этого. Канатная дорога проходит над пасторальной долиной и милыми деревеньками, а сверху все смотрится, конечно, лучезарно.
Черные хмонги
Окрестности Сапы являются колыбелью для множества этнических групп, восемь из которых до сих пор обитают здесь. Отличить одну этническую группу от другой можно по цвету и узорам традиционной одежды, как правило, вышитой типичными для той или иной группы узорами. Их уникальность заключается в том, что на протяжении многих столетий они сохранили образ жизни. Все они язычники, поэтому в этих краях практически нет церквей (каменное некрасивое здание на площади не считается). Некоторые деревни имеют почти средневековый вид, хотя некоторые жители имеют мобильный телефон и доступ к интернету. В основном же они живут суровой и бедной жизнью.
Одна из народностей особенно привлекла мое внимание – это чёрные хмонги , народность северного Вьетнама. И, скажу честно, такого кошмара я не припомню ни в боливийских, ни даже в бирманских деревнях. Недобрые неприветливые люди, жуткие дома, и просто невероятное количество босых, чумазых, полуголых детей. Фотографировать не очень хотелось, поскольку выглядели они печально, да и взрослые неприветливо косились. Лишь одна застенчивая девчушка следовала за мной все время. Ей очень хотелось пообщаться. Я сняла ее, показала ей фото на мониторе. Она осторожно подошла, взглянула на камеру, сначала широко открыла глаза, а потом разулыбалась и уже не отходила от меня. Самый милый и ухоженный ребенок.
Хмонгов также отличает на лбу кругляк тёмного цвета. Так они лечат головную боль – прикладывают либо раскалённую монету или рог буйвола. Верят, что боль уходит навсегда. Типичные цвета одежды – черный или темно-синий. Язык один, но почти у каждой деревни свой особый наряд. Хмонги более многочисленные, неграмотные, ведут несовременный образ жизни, мало используя достижения цивилизации. Они являются самой бедной этнической группой региона.
Красные зао
Красные зао живут достаточно далеко и к ним почти никогда не добираются туристы. Женщины носят красные платки как тюрбан, они полностью сбривают брови, волосы на висках и надо лбом, это знак замужества. Красные Зао до сих пор совершают обряды и приносят животных в жертву богам и духам.
Тай и гиай.
Ещё две народности – тай и гиай. Они придерживаются многих табу, например, есть запрет на употребление в пищу птиц. Считается, что именно люди Тай придумали и организовали систему орошения рисовых полей. Одежда напоминает туники из Китая, дополненные яркими поясами.
А вот гиай малообщительны и стараются держаться подальше от других. Их совсем нет в Сапе и нужно ехать довольно далеко. Одежда Гиай сочного розового цвета, ее комбинируют с ярко-зелёным цветом.
Фотографировать народы сложно, здесь весьма негативно относятся к съёмке, так что не со всеми получалось.
Источник
10 племен, которые можно посетить в качестве путешественника
В мире высоких технологий и стремительной коммерциализации еще остались представители человеческого рода, которые ничего не слышали о скоростном интернете, продукции компании Apple, демократии и ядерном оружии. Они по-прежнему живут по обычаям предков и скрупулезно соблюдают обряды и ритуалы, доставшиеся им в наследство. По статистике международной организации Survival International, людей, ведущих племенной образ жизни, до сих пор насчитывается около 150 млн.
Однако ежегодно эта цифра ощутимо сокращается. Причин этому великое множество. Это и организация массового туризма, и пренебрежение правами этнических меньшинств со стороны властей, и, конечно, натиск прогресса, ведь главное условие существования племен — это гармония с природой.
Но и сегодня все еще остается возможность посетить удивительные народы, жизнь которых коренным образом отличается от жизни в современной цивилизованной стране, и ею имеет смысл воспользоваться. Forbes выбрал несколько племен, которые можно посетить в качестве путешественника.
Где: окрестности селения Кибиш, ближайшие крупные населенные пункты Карат-Консо или Мизан Тэфэри (до него легче доехать)
Более всего племя сури известно своими обрядами ритуального насилия, из-за жестокости которых власти Эфиопии не раз пытались наложить на них запрет. Однако все попытки переубедить консервативных сури потерпели неудачу: каждую осень у них по-прежнему проходят кровопролитные бои на особых палках «донга» и опасные для жизни игры с быками. Но и будние дни членов племени способны вызвать некоторую оторопь: к примеру, женщинам еще в детстве удаляют нижние зубы, чтобы вставить губной диск, диаметр которого будут увеличивать вплоть до замужества. Кроме того, представители племени наносят на свои тела татуировки, художественные шрамы, пьют кровь животных, а будущее предсказывают по козьим внутренностям.
Помимо этих антигуманных с точки зрения европейца традиций сури также известны своей воинственностью и глубокими традициями кровной мести. До сих пор у них существуют три главных врага: соседние племена буме, ньянгатом и топоза, которые время от времени посягают на их территории и на главное богатство — крупный рогатый скот. Более того, в последнее время межплеменные конфликты стали более жестокими, поскольку в свое время многие сури приняли участие во Второй гражданской войне в Судане, что научило их прекрасно обращаться с огнестрельным оружием.
Вместе со всем этим они исключительно дружелюбны по отношению к иностранным гостям, что подтверждают те путешественники, которые неоднократно посещали это племя. Тем не менее осторожность никогда не помешает, а самое важное в отношениях с сури — понравиться их духовному лидеру, комору.
К кому обратиться, чтобы организовать посещение: Абель Абебе (Abel Abebe), тел. +251 911 392 432 (город Авасса, Эфиопия)
Где: территории вокруг Масаи-Мара
Образ чернокожего воина-масаи, закутанного в красный, переброшенный через плечо клетчатый плед, с копьем и овальным щитом в руке, был воспет еще в начале XX века баронессой Карен фон Бликсен в романе «Из Африки» — именно по этому роману Сидни Поллак снял впоследствии знаменитый фильм с Мерил Стрип. Возможно, именно благодаря этому масаи являются сегодня, пожалуй, одним из самых изученных и широко известных племен Восточной Африки. Однако, несмотря на пристальное внимание, им до сих пор удается сохранять свой традиционный уклад жизни, хотя с каждым годом это становится все труднее.
Про воинственность масаи и их трепетное отношение к скоту слышали многие, так же как и об их страсти к украшению собственного тела татуировками и пирсингом. Растянутые почти до плеч мочки ушей и отсутствие двух передних зубов нижней челюсти — такие же особенности племени, как и то, что основной пищей масаи по-прежнему являются коровьи кровь и молоко. Впрочем, для приезжающих к ним путешественников они, конечно, научились как готовить и более привычную пищу, так и строить особые хижины. Причем не из главного строительного материала масаи — навоза.
К сожалению, за последние десятилетия их выселили с большей части земель, запретили пасти там скот и объявили земли масаи «заповедными», из-за этого у них до сих пор часты проблемы с законом. Но даже несмотря на это, все еще остается шанс, что масаи в скором времени не превратятся еще в одно «туристическое» племя, а будут поддерживать свои традиции и сохранять этнические особенности.
К кому обратиться, чтобы организовать посещение: Майкл Муриити (Michael Muriithi)
Где: южная сторона озера Туркана, ближайший крупный населенный пункт — Лойянгалани
Самая малочисленная этническая группа Кении (по разным данным, от 200 до 4000 представителей) до сих пор живет в куполообразных хижинах, сооруженных из веерной дум-пальмы или египетского имбирного дерева. Живут они в нескольких небольших деревнях, рассеянных по берегу озера Туркана, которое является центром их жизнедеятельности.
Возможно, именно поэтому с языка масаи название племени переводится как «люди, которые едят рыбу». Но в озере (где, кстати, обитает самая большая в мире популяция нильских крокодилов), эль моло добывают не только гигантского нильского окуня, но и черепах и даже гиппопотамов. Впрочем, поймать последних — настоящий подарок судьбы, и чаще всего эль моло все же питаются мелкой озерной рыбой.
На сегодняшний день племя переживает не лучшие времена: нередко им не хватает продовольствия и, что самое ужасное, чистой питьевой воды. Поэтому от гостей они ожидают не только приятной компании, но и простых продуктов (некоторые представители племени будут рады жевательному табаку).
К кому обратиться, чтобы организовать посещение: Робет, тел. +254 724 967 523 (Лойянгалани, Кения)
Где: небольшие деревни вокруг поселков Турми и Димека, ближайший крупный населенный пункт — Карат-Консо
У хамеров, как и у многих других племен группы сурма, до сих пор сохранились традиции, которые антропологи называют термином «контролируемое насилие». В частности, племя знаменито обрядом избиения девушек с помощью прутьев, который проводится во время церемонии инициации юношей и выполняет функцию флирта. Шрамы на спине могут много рассказать о социальном положении их обладательниц: чем больше глубоких рубцов на теле, тем более уважаема женщина и любима.
Мужчины-хамеры по праву считаются самыми большими модниками в долине реки Омо. Племя вообще уделяет особое внимание украшениям, деталям одежды и раскраске тела, но все-таки главное в их образе — это прическа. Мужчины часто украшают ее с помощью перьев, а женщины заплетают свои волосы на голове в дреды, после чего смазывают их охрой.
Типичная деревня хамеров представляет собой беспорядочное скопище хаток, отделенных друг от друга подобием забора, в которых люди делят кров с коровами и козами. Питаются хамеры достаточно скудно — в основном сорго и другим злаковыми, — но в отличие от племени сури употребляют в пищу мясо крупного рогатого скота. Большинство напитков, в том числе и местное пиво, тоже делают на основе сорго (например, знаменитый бордей); также пьют настой кофейной шелухи.
Туристы достаточно часто посещают племя, и хамеры уже успели научиться зарабатывать на этом деньги. Впрочем, к урбанизации они не стремятся, и, как фиксирует статистика, на сегодняшний день не более 10 представителей племени официально получили среднее образование.
К кому обратиться, чтобы организовать посещение: Имануэль (Imanuel), тел. +251 913 250 641
Где: окрестности горы Хананг, ближайший населенный пункт — поселок Катеш
Нилотский народ барабайг — один из самых добрых и миролюбивых на всей этнической карте Танзании. Кроме того, они невероятно гостеприимны и дружелюбны ко всем посетителям: известны даже случаи, когда иностранный гость настолько нравился вождю племени, что тот предлагал ему взять в жены одну из своих дочерей-девственниц. И те, кто уже был у барабайг, предупреждают: вождь не шутит.
В целом же барабайг ведут тихий, полукочевой образ жизни, живут по лунному календарю, поклоняются природным божествам, практикуют ритуалы женского обрезания и полигамию. С культурной же точки зрения барабайг интересны своими танцами и особым искусством выделки козьих шкур. Кстати, гостя у барабайг, непременно стоит попробовать медовое пиво, которое хоть и готовится не самым стерильным образом, но зато, как отмечают, имеет действительно запоминающийся вкус.
К сожалению, сегодня численность барабайг постепенно сокращается: под давлением более крупных племен с одной стороны и промышленности — с другой. Барабайг пытаются бороться за свои права, обращаясь в правительство Танзании с призывом оградить территорию своего проживания от посягательств цивилизации, но эти попытки пока не очень успешны.
К кому обратиться, чтобы организовать посещение: Даниэль (Daniel) или миссионер местной церкви Стив
Где: окрестности поселка Кудат, ближайший крупный населенный пункт — Кота Кинабалу
Эта довольно многочисленная этническая группа живет в джунглях северной части острова Борнео в длинных и узких деревянных домах-коммунах, количество дверей в каждом из которых может достигать 75. Кухня рунгусов идеальна для вегетарианцев: их рацион составляют овощи, рис, тапиока, сладкий картофель, спаржа, рыба, а также традиционный напиток, сваренный на основе маиса.
От других этнических групп штата Сабах племя отличает декоративно-прикладное искусство женщин: всего в творческом арсенале рунгусов насчитывается более 20 разновидностей всевозможных украшений из подручных материалов: бисера, меди, ракушек, разноцветных бусинок и кораллов. Женщины, как правило, носят их в огромном количестве на руках, ногах, шеях и талиях поверх традиционного платья черного цвета. Впрочем, наряжаются таким образом они обычно на праздники или специально для туристов. В повседневной же жизни предпочитают более скромный внешний вид.
Кстати, помимо пополнения своей шкатулки украшений у рунгусов можно также научиться игре на носовой флейте, гонге и, конечно, этническим танцам. Особый смысл имеет успеть на главный ритуальный фестиваль — Кааматан, который рунгусы отмечают 31 мая.
К кому обратиться, чтобы организовать посещение: Питер, тел. +60 198 020 084 (город Кудат, Малайзия)
Где: озеро Инле, ближайший крупный населенный пункт — Ньяунг-Шве
Самым известным «озерным жителям» Мьянмы воды озера полностью заменяют сушу. Они живут в бамбуковых хижинах, которые строят на забитых в дно сваях; хозяйство ведут также прямо на водной глади в своих плавучих огородах, а передвигаются из деревни в деревню на лодках-сампанах, используя при этом необычный способ гребли ногами.
Помимо возможности пожить в экзотическом для европейцев доме на воде к инта едут также за знаменитыми платками, которые женщины племени ткут из волокон длинных стеблей лотоса, и, конечно, сигарами «черут» из тамариндовых листьев, которые, как считают местные, имеют целебные свойства: их курят даже монахи. Все это и многое другое можно купить, как и следовало ожидать, на «плавучем базаре», похожем на американскую систему в супермаркетах drive-in, где покупатели передвигаются между палатками продавцов на лодках.
Оказавшись в этих краях, необходимо также посетить и монастырь прыгающих кошек, который изолированно располагается прямо посередине озера Инле. Это исключительное место, где буддийские монахи в перерывах между духовными служениями занимаются обучением кошек и время от времени устраивают представления с их участием.
К кому обратиться, чтобы организовать посещение: Тху Тху Аунг (Thu Thu Aung), тел. +95 (0) 81 29258
Где: остров Сиберут, ближайший крупный населенный пункт — Паданг
Эксперты Всемирного фонда охраны дикой природы считают, что именно это немногочисленное сиберутское племя, живущее большими семьями-коммунами в длинных узких хижинах «ума», может сохранить первозданный тропический мир джунглей и оградить его от убивающего природу прогресса. И это неудивительно, учитывая то, насколько почтительно племя относится к природе, наделяя душой каждое растение и каждое животное. Согласно убеждениям ментаваи, прежде чем поймать животное или срезать дерево, его необходимо успокоить и попытаться убедить его душу в доброте своих намерений, чтобы потом пользоваться плотью без угрызений совести.
Примечательно, что и основная пища древнего племени до сих пор с трудом походит на современную: кокосы и бананы, саго и таро, личинки насекомых, обезьяны и черепахи. Ментаваи охотятся на них с помощью лука и стрел, наконечники которых пропитаны ядом анчара. Также у них можно попробовать и яванский табак, который на острове курят практически все.
У ментаваи также есть и свои потомственные колдуны, которые каждый день в определенное время бьют в ритуальные бубны или металлический гонг, взывая к духам леса. Эти же шаманы обыкновенными камнями стачивают женщинам зубы, делая их зауженными и острыми. Также особое место в философии племени занимают татуировки, которые, впрочем, не отличается сложностью рисунка: обычно это фигурные линии, которые покрывают все тело от лица до ступней ног. Чем не нави Джеймса Кэмерона?
К кому обратиться, чтобы организовать посещение: Геченг Сакалиу (Gejeng Sakaliou), тел. +6 281 363 811 736, (Паданг, Индонезия)
Индейцы бора (Перу)
Где: деревня Сан Андре, ближайший крупный населенный пункт — Икитос
К индейцам, живущим в джунглях вдоль реки Нанай, стоит поехать, чтобы попасть на прием к племенным шаманам. Считается, что представители племени бора — потомки последних майя, поэтому их традиционная медицина, основанная на травах и растениях, считается одной из самых древних и проверенных временем.
Ночью шаманы проводят ритуалы приема галюциногенного отвара из лианы аяхуаска, который используется для исцеления больных и путешествий по другим мирам. Прием отвара проходит под древние песни икарос, барабанные ритмы мангуарэ и танцы с гремучими жезлами.
Представителей племени можно отличить по характерным соломенным одеяниям и необычным головным уборам из перьев у женщин и из соломенных кругов у мужчин, а также по слегка подкрашенным лицам. Кстати, для охоты бора до сих пор используют нещадно эксплуатируемое в приключенческих фильмах специфическое оружие — плевательное ружье.
К кому обратиться, чтобы организовать посещение: Доктор Дэн Джеймс Пантон или его ассистент Кайе Морона, тел. +51 965 753 931
Где: горная местность Панг Мапха, ближайший крупный населенный пункт — город Пай
«Люди с черными костями», как сами себя называют лису, живут в колоритных бамбуковых деревнях, расположенных в горах. Племена Таиланда — одни из самых посещаемых туристами со всех уголков планеты, и степень комфорта здесь близка к общеевропейскому уровню.
Лису привлекают путешественников прежде всего своими красочными костюмами, высокими головными уборами из серебряных колец и монет, разноцветных длинных бус и своим фольклором. До сих пор здесь можно увидеть традиционный танец лису, похожий на вальс, под музыку флейт, банджо, бубнов и других самодельных музыкальных инструментов.
Кстати, еще совсем недавно лису полностью зависели от выращивания опиума, позже запрещенного властями Таиланда (впрочем, он так и не перевелся на тайских племенных землях). Новое законодательство заставило их искать альтернативные пути получения прибыли — и вот лису стали активно привлекать туристов, демонстрируя свой традиционный уклад жизни, обычаи и праздники, национальные костюмы и ремесло.
Как правило, туристы обычно стремятся посетить лису в период празднования Нового года (по китайскому календарю) — это сезон сватовства у лису. Кстати, представители этого племени считаются одними из самых красивых в горах северного Таиланда, и китайские гоминьдановские солдаты, отступившие в эти земли после победы в Китае коммунизма в 1949 году, обычно предпочитали брать в жены именно девушек из племени лису.
К кому обратиться, чтобы организовать посещение: Сюзана (Susanan), тел. +66 (0) 85 721 1575 и Синуал (Sinual)
Источник