- Куда поехать, чтобы окончательно влюбиться в Беларусь? Небанальный маршрут по Гродненской области
- Ивье: город трех религий и четырех конфессий
- Липнишки: костел-пришелец
- Суботники: храм с подземельем-усыпальницей
- Жемыславль: обломки шляхетской роскоши
- Геранены: свидетель большой любви (или политической многоходовочки)
- Лида: как ни странно, ночевка
- Если остались время и силы
- Белогруда: костел с двумя башнями
- Тарново и Моховичи: имение офицера, служившего Муравьеву, и деревня — свидетель восстания Калиновского
- Мурованка: 500-летнее величие
- Желудок: родовое гнездо уважаемых семей
- Если остались силы и время
- Народные 100 дорог. Очаровательная Гродненская область
Куда поехать, чтобы окончательно влюбиться в Беларусь? Небанальный маршрут по Гродненской области
«Каб любіць Беларусь нашу мілую, трэба ў родных краях пабываць». Мы часто ездим по заграницам, но порой забываем о том сокровище, которое находится рядом. Да, иногда с него нужно сдувать пыль времени, внимательно смотреть и присматриваться. Зато взамен можно открыть места силы и узнать о себе самих много нового.
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
На протяжении августа по четвергам мы будем рассказывать о небанальных и не изъезженных маршрутах по Беларуси. Каждый рассчитан примерно на два дня. Возможно, они помогут вам по-новому посмотреть на родные просторы. И — совершенно точно — ощутить «замілаванне» страной, которой есть что показать и рассказать о себе.
Составлять маршруты нам поможет эксперт Андрей Дыбовский — создатель проекта globus.tut.by. В его активе — более 350 поездок по Беларуси. Это 120 тысяч километров в пути, сотни мест, открытий, впечатлений, фотографий.
В первый раз мы отправимся в Гродненскую область. Ниже вы найдете карту, список точек и их описание. Готовы? Тогда поехали!
Ивье: город трех религий и четырех конфессий
Из какой точки вы бы ни стартовали, все дороги этого маршрута сперва ведут в Ивье.
По дороге из Минска можно заехать в деревню Дуды. Здесь находится костел, построенный в стиле позднего барокко. «И что здесь особенного?» — спросите вы. А то, что костел деревянный. Это «адметнае» явление в культуре Беларуси. И очень органичное. Увидите своими глазами — все поймете.
Ивье — это небольшой город, в котором переплелись истории сразу трех религий и четырех конфессий.
Семь лет назад в центре города установили памятник, посвященный разным религиям. Каждая из его сторон смотрит в сторону храма — костела, церкви, мечети и синагоги.
Костел святых Петра и Павла изнутри. Фото: Герман Сачук, TUT.BY
Костел Святых Петра и Павла считается одним из самых старых в Беларуси. Археологические и архивные исследования говорят, что его строили в 1491—1495 годах (это когда Франциску Скорине было всего 20 с лишним, представляете?). Если вам хочется ощутить дыхание «сівой даўніны», то вам точно сюда. В середине XVII века во время войны с Москвой костел сгорел, через столетие на его «падмурках» отстроили новый в стилистике барокко. Но если внимательно присмотреться, в нем все еще можно отыскать черты готики.
Рядом с костелом стоит статуя Христа, которая как будто обнимает город. Благодаря ей город в шутку называют Ивье-де-Жанейро — из-за схожести со статуей Христа Спасителя в Рио.
Статуя Христа — это копия статуи Кришту Рей (Христос-Царь) из португальского города Алмада. Фото: Герман Сачук, TUT.BY
Православная церковь появилась в городе лишь в 1995 году. До этого в нынешнем здании храма находились простой жилой дом, роддом и детский сад.
Деревянная мечеть стоит чуть в стороне. Ее построили в 1882 году на средства польской шляхтенки Эльвиры Замойской. Еще одно подтверждение тому, как тесно в Ивье переплелись религии.
Мечеть. Фото: Герман Сачук, TUT.BY
В 700 метрах от мечети, на окраине города, находится старое мусульманское кладбище. Таких в Беларуси сохранилось около 30. На камнях, некоторые из которых покрылись мхом, можно рассмотреть арабскую вязь и символ полумесяца. Прогуляться здесь определенно стоит.
Из четырех храмов не действует только синагога: сейчас в ней спортзал. Недавно здание отреставрировали, покрыли штукатуркой и розовой краской, скрыв под ней особую кладку. Когда-то рядом с синагогой находился целый комплекс зданий, принадлежавших еврейской общине. К слову, до 12 мая 1942 года евреи составляли 76 процентов населения города. Зато на улицах города отлично сохранилась еврейская застройка. Вы ее распознаете сразу.
Еврейская застройка в Ивье сохранилась неплохо. Фото: Герман Сачук, TUT.BY
Липнишки: костел-пришелец
В Липнишках, над приземистой деревянной застройкой, возвышается изящный неоготический костел. Выглядит он, словно пришелец. Ему всего чуть более 100 лет. Костел построен из кирпича, снаружи отделан камнем. Кажется, что это и не Беларусь совсем, а какая-нибудь туманная Ирландия.
Фото: Игорь Соколов, globys.tut.by. Ноябрь 2015 года
Суботники: храм с подземельем-усыпальницей
Деревня Суботники находится в приграничной зоне, поэтому предупреждаем: возьмите с собой паспорт. Причем документы должны быть у всех пассажиров машины. А если среди ваших компаньонов есть гражданин другого государства, то лучше в приграничную зону не ехать: ему или ей нужно иметь с собой специальное разрешение. Обратите на это особое внимание, чтобы обычная поездка не превратилась в приключение с задержанием.
В Суботниках есть костел, построенный из красного кирпича. Ему всего 115 лет. Но уникален он тем, что с момента постройки храм не менялся. Можете себе это представить в стране, по которой за эти годы прокатились две мировые войны?
Фото: Герман Сачук, TUT.BY
Строили храм на средства рода Умястовских — состоятельной семьи того времени. Под костелом находится их родовая усыпальница. Вход в нее — прямо посреди здания. Чтобы попасть внутрь, нужно сдвинуть тяжелую плиту. Сделать это можно только с помощью соответствующего рычага, например, бревна. Если во время вашего визита в костеле не будет проходить служба, не постесняйтесь и попросите ксендза показать вам подземелье, украшенное венецианской мозаикой.
Здесь же, в Суботниках, стоит дом, в котором родился политик Зенон Позняк. Найти его будет непросто: с виду это обычный деревянный дом. Поэтому спрашивайте у местных.
Жемыславль: обломки шляхетской роскоши
Еще несколько километров в сторону Литвы — и вы в Жемыславле. Здесь находится бывшая резиденция рода Умястовских. Ее строили как уменьшенную копию знаменитого «дворца на воде» в Варшаве — так местная шляхта ностальгировала по Речи Посполитой. Процесс растянулся на долгие годы, но точность от этого не пострадала.
Сейчас дворец выглядит забытым и заброшенным, но от этого не менее величественным: плоская крыша, изящная балюстрада, массивные деревянные двери.
Рядом находится пруд и парк. Если пробраться вглубь, можно сделать отличные снимки с видом на дворец. А еще — отыскать четыре каменных столба, на которых указано, чья эта усадьба, и крест в память об утонувшем члене семьи Умястовских.
Геранены: свидетель большой любви (или политической многоходовочки)
В Геранены стоит ехать за фрагментами замка, в котором разворачивались события, изменившие историю Речи Посполитой и ВКЛ. Несмотря на то, что территория сильно заросла кустарником, валы и рвы просматриваются даже сквозь слои времени и человеческого равнодушия к этому месту. А ему, между прочим, около 500 лет.
Предположительно так 500 лет назад выглядел замок.
Замок имел вид квадрата, на каждом углу возвышались каменные башни. Согласно легенде, именно в Гераненах разворачивалась большая любовь (или политическая многоходовочка) между великим князем Жигимонтом II Августом и Барбарой Радзивилл.
В 15 лет Барбару выдали замуж за Станислава Гаштольда, которому принадлежали Геранены. В 20 лет она стала вдовой. Поскольку в их браке наследника не родилось, имущество рода переходило великому князю. Он-то — Жигимонт Август — и приехал в замок, чтобы решить его судьбу. А там раз — и встретил свою собственную, Барбару Радзивилл.
По дороге в Лиду можно заехать в деревню Бердовка. Здесь расположена усадьба Александра Дембовицкого. По одной из версий, он был внебрачным сыном российского императора Александра II. Только представьте: физически между Бердовкой и Гераненами — около 23 километров, а в контексте истории — просто космическая пропасть.
Лида: как ни странно, ночевка
На ночевку Андрей Дыбовский предлагает остаться в Лиде: будет где и перекусить, и прогуляться, и переночевать.
Если остались время и силы
… можно еще рвануть в Дворище и Трокели.
В Трокелях понравится тем, кто любит деревянную архитектуру, чтит святыни (и верит в чудеса). Здесь хранится икона Божьей Матери «Трокельская». В приход икону привезли из Вильнюса около 1595 года. В конце XVII века костел полностью сгорел, но икона уцелела — ее нашли прямо на пепелище. Спустя 40 лет восстановленный храм опять сгорел, но икона опять осталась нетронутой. Десять лет назад, в 2009-м, на икону возложили папские короны (иконы в католической церкви, отмеченные особым актом коронации как почитаемые).
В Дворище сохранилась четырехэтажная башня XIX века и необычная мельница.
Белогруда: костел с двумя башнями
Из Лиды в Белогруду — 16 километров и около 20 минут пути. Ехать сюда стоит за тем, чтобы увидеть костел с двумя неоготическими башнями — такое в Беларуси встретишь нечасто. Внутри храм украшен орнаментальной росписью. Здесь, кстати, хранится икона Божьей Матери «Милосердная» (XVII век), а это копия сокровенной для Беларуси иконы Божьей Матери «Остробрамской».
Рядом расположено старое кладбище XVIII века, на котором в то время хоронили прихожан парафии.
Тарново и Моховичи: имение офицера, служившего Муравьеву, и деревня — свидетель восстания Калиновского
Главные достопримечательности Тарново — неоренессансный усадебный дом и ветряная мельница, которая построена не как обычно — из дерева, а из камня.
Усадьба когда-то принадлежала Дмитрию Мавросу — адъютанту Муравьева-«вешателя». (Интересно, что внук Мавроса был первым и последним королем Андорры.) Сам дом — двухэтажный, но башня — в целых четыре этажа. По многим параметрам он походит на итальянские ренессансные палаццо.
Неподалеку от Тарново раскинулась деревня Моховичи — свидетельница восстания Кастуся Калиновского. В память о тех событиях на этом месте давным-давно поставили крест, а относительно недавно — мемориальный камень.
Мурованка: 500-летнее величие
По пути в Мурованку можно свернуть в деревни Лебеда и Радивонишки. В них сохранились так называемые церкви-«муравьевки», построенные в XIX столетии.
Храм в Мурованке, он же Маломожейковский, — мощный памятник истории и архитектуры. Каким-то чудом он пережил пять столетий и сохранил себя во всем величии.
Считалось, что церковь была возведена в 1407 году, во времена Витовта, но этот «факт» оказался исторической фальсификацией. Более вероятно, что храм построили между 1516-м и 1542-м годами. Предполагается, что он служил не только для сакральных, но и оборонительных целей. Не зря церковь выглядит как крепость с окошками-бойницами, а ширина кирпичной кладки достигает двух метров.
Если присмотреться, на стенах Мурованки можно найти следы от пуль и картечи. Это «результат» войн между Россией и Речью Посполитой 1654−1667 годов и Северной войны, который можно увидеть своими глазами.
Желудок: родовое гнездо уважаемых семей
Тызенгаузы, Четвертинские — в Желудке когда-то жили очень уважаемые семьи. В наследство они оставили местечку шикарный дворец и усадьбу, которые сегодня, увы, выглядят сильно измученными временем.
Около двух веков Желудок был семейным гнездом Тызенгаузов — потомков крестоносцев из Прибалтики. После имение перешло к Четвертинским. Четвертинские были ребятами с деньгами, потому и строили они с размахом.
Усадьба Четвертинских. Фото: Александр Дыбовский, globus.tut.by. Май 2013-го
В 1907 году здесь началась «стройка века» — дворец в стиле необарокко. К нему приложил руку модный в те времена Владислав Маркони. Он не только спроектировал дворец, но и вписал в проект парк, пруд, мельницу, флигель и еще десяток хозяйственных построек.
Флигель усадьбы. Фото: Александр Косушкин, fgb.by. Август 2011-го
После того как территория современной Гродненской области вошла в состав СССР, с Желудком случилось много потрясений. Во дворце размещались то военный госпиталь, то военная часть. Последние 20 лет здесь снимали музыкальные клипы и фильмы, например, первый белорусский хоррор «Масакра».
Тем не менее здесь все еще можно увидеть сад, где тихо и умиротворенно. Чтобы зайти на территорию усадьбы, нужно заранее или на месте позвонить по телефону +37544 741 53 42 и заплатить четыре рубля. А вот внутрь здания туристов теперь не пускают. Там сохранились фрагменты оригинальной плитки, деревянные двери и дубовая лестница.
Фото: Сергей Ярохович. Май 2015-го
Фото: Александр Косушкин, fgb.by. Август 2011-го
Здесь же, в Желудке, есть костел в стилистике позднего классицизма, который строился тогда же, при Четвертинских. Свидетелем той же эпохи сохранила себя и синагога, которую перепрофилировали в клуб. Неподалеку находится еврейское кладбище — одно из самых больших среди сохранившихся. Самое старое из захоронений датируется 1800 годом, позднее — 1916-м.
Если остались силы и время
…на обратном пути можно заехать в Дикушки, Боярки, Дятлово, Новогрудок и Мир.
В Дикушках вы найдете руины усадебного дома Грабовских, в Боярках — стелу на кладбище (видели когда-нибудь такое?), в Дятлово — костел XVII века (какие там алтари!) и дворец Радзивиллов XVIII века, в котором до 2010 года располагалась стоматология местной больницы. Лечение зубов в стилистике позднего барокко и рококо — выглядело, наверное, довольно необычно.
Источник
Народные 100 дорог. Очаровательная Гродненская область
В августе этого года минчанка Ольга Николаева на три дня окунулась в путешествие по Гродненской области. Своими наблюдениями и опытом поездки Ольга рада поделиться со всеми читателями TUT.BY.
Текст и фото: Ольга Николаева
В августе ко мне приехал друг из Чехии, и мы решили не сидеть в Минске, а увидеть западную часть Беларуси. Отправились в путешествие по очаровательной Гродненской области. Этот маршрут я выбрала по той причине, что Гродненская область богата культурно-историческими памятниками как ни одна другая область в Беларуси. Также Гродненская область до 1939 года находилась в составе Польши, и именно там западная культура имела большое влияние, несомненно, и сейчас имеет. На территории области достаточно большой процент католических храмов и людей-приверженцев католической веры. Так как я путешествовала вместе со своим другом из Чехии, ему это было вдвойне интересно.
Итак, наш маршрут занял примерно 900 км и охватил такие места, как г.п. Мир (Мирский замок) – православный храм-крепость в д. Сынковичи – далее меловые озера в п. Красносельский – г. Гродно – г. Щучин – Маломожейковская церковь (Мурованка) – г. Лида – д. Липнишки (костел св. Казимира) – д. Суботники (костел св. Владислава) – д. Гольшаны – г. Ошмяны – д. Гервяты – агрогородок Солы.
В г.п. Мир мы приехали буквально через час после выезда из Минска. Сразу в глаза бросилась чистота и ухоженность маленького городка, словно администрация города позаботилась, чтобы создать у туристов позитивные чувства не только о знаменитом замке, но и о самом поселке.
Наша экскурсия длилась около часа, и мы узнали много интересных вещей о замке. Например то, что за свою историю он был в собственности у многих владельцев начиная от князей Ильиничей и Радзивиллов. А сейчас он находится в собственности у государства.
Во времена немецко-фашистской оккупации в замке размещались еврейское гетто и лагерь для военнопленных. А после войны, вплоть до 60-х гг., в замке жили люди, что привело к частичной утрате отделки его интерьеров.
Далее по маршруту у нас был запланирован православный храм-крепость в д. Сынковичи Зельвенского района. Добрались мы туда без проблем. Храм виднелся уже далеко на дороге, т.к. вокруг было чистое поле.
Церковь получила название св. Михаила Архангела и является одним из древнейших храмов оборонного типа. Наиболее вероятным временем ее строительства можно считать конец XV — начало XVI в.
Внутри храма.
Существует также версия (впрочем, весьма спорная), что эта церковь — перестроенный в 1405-07 гг. прусский замок начала XIV в.
После храма мы двинулись в самый интересный и захватывающий отрезок нашего путешествия — в п. Красносельский, который находится в Волковысском районе. По пути мы подвезли служителя православного храма в Волковыске Александра, который много нам рассказывал о православной вере и о различных православных монастырях и церквях, которые нам необходимо посетить во время путешествия.
Почему же это место настолько уникально? Здесь расположены древние шахты, в которых первобытные люди добывали кремень, а также именно здесь находятся уникальные для Беларуси меловые карьеры. В самом поселке Красносельский работает завод по производству цемента, поэтому, когда мы приехали туда, наша машина сразу стала полностью белой. Честно сказать, впечатление создается жутковатое, когда видишь заброшенные белые дома и ни одной живой души. Возникает чувство, что находишься где-то в отчужденной зоне. Посмотрите на фотографии:
Само же место меловых карьеров найти достаточно трудно, оно спрятано от глаз густым лесом. Как же его найти? Без GPS-навигатора не обойтись, сам поселок находится севернее г. Волковыска, а для того чтобы попасть на меловые озера, необходимо заезжать с юга п. Красносельский (со стороны Волковыска). Вот там, на юге, не доезжая до цементного завода, и находятся меловые озера. Чтобы до них добраться, нужно оставить машину где-нибудь на дороге у леса и идти пешком.
Хочется обратить внимание, что это не единственные озера, которые там есть. Примерно в пару километрах к северо-востоку от них есть озера, которые впечатляют даже больше. Чтобы их найти, нужно подъехать к цементному заводу, объехать его и уже ориентироваться на огромный экскаватор.
Четвертым пунктом нашего путешествия стал Гродно, один из самых древнейших городов Беларуси. Первое упоминание о нем относится к 1005 году. Официальной датой основания города считается 1128 год — первое упоминание в Ипатьевской летописи. Этот город по-настоящему красив! Там сохранился уникальный старый город, что не свойственно белорусским городам из-за прошедших здесь войн. Но Гродно не сильно пострадал во время ВОВ, скорее всего, он больше пострадал в составе Советского Союза — в те времена было снесено множество исторических зданий.
На сегодня в городе проживает 328 тысяч человек, и можно с большой уверенностью сказать, что этот город – самый любимый и красивый белорусский город для меня и моего чешского друга.
Вид на чудесный костел св. Франциска Ксаверия (Фарный).
Пожарная башня на ул. Замковой.
Старый домик в одном из жилых частных кварталов в центре Гродно.
Цветочки возле лютеранской церкви.
Вид на старый город.
Кирха – лютеранская церковь, 1870 г.
Отреставрированная ул. Советская.
Знаменитая Каложская церковь XI в.
В г. Щучине мы провели совсем немного времени, но он оставил у нас вполне бодрые воспоминания. Владели им попеременно Радзивиллы, затем Сципионы, Друцкие-Любецкие. Название города происходит от фамилии Щуки. На данный момент в Щучине проживает около 15 тысяч человек.
Мурованку мы также ждали с большим интересом. Здесь сохранился выдающийся памятник белорусского зодчества первой половины XVI в. — Маломожейковская церковь. Она относится к храмам оборонного типа. Монументальная каменная постройка по углам закреплена круглыми башнями с винтовыми лестницами, которые опоясывают верхнюю часть храма.
В храме нас встретила Елена Александровна, которая любезно рассказала нам историю храма, показала оригинальные кирпичные кладки, а также разрешила подняться наверх.
Вечером 5 августа мы приехали в Лиду, которая встретила нас своей подготовкой к Дожинкам-2010. Весь город был перекопан, Лидский замок был закрыт, поэтому мы немного разочаровались, что не смогли попасть в главную достопримечательность города. В Лиде проживает под 100 тысяч человек, а национальный колорит весьма разнообразен: 44% белорусов, 38,3% поляков и 14% русских.
Из Лиды мы отправились в костел св. Казимира, который находится в д. Липнишки Ивьевского района. Костел построен в стиле неоготика в 1910 году. Деревня, в которой стоит костел, очень обрадовала нас своей чистотой и аккуратностью. К сожалению, сам костел был закрыт, поэтому мы видели его только снаружи, но через маленькую щелочку в двери все-таки смогли взглянуть на его убранства внутри.
Далее мы приехали в д. Гольшаны, которая находится в Ошмянском районе. Гольшаны расположены на левом берегу реки Гольшанки. Это частновладельческое поселение князей Гольшанских (XIII—XVI вв.), с XVII в. — князя Сапеги. В XIV—XV вв. Гольшаны были центром удельного княжества в Великом княжестве Литовском и играли заметную роль в его политической и экономической жизни.
Историко-архитектурное наследие Гольшан занимает заметное место в истории белорусского зодчества. Оно являет выразительные примеры дворцового, культового, гражданского и жилого строительства.
Гольшанский костел францисканцев (костел св. Иоанна Крестителя) — памятник архитектуры стиля барокко. Построен в 1618 г., в середине XVIII в. перестраивался.
После Гольшан мы поехали в одно красивое место, которое нас впечатлило не менее, чем лазурные меловые карьеры или Мирский замок. Это деревня Гервяты, что в Островецком районе. В Гервятах расположился удивительный по красоте Троицкий костел, равных которому нет, наверное, во всей Беларуси. Сам костел, высота которого 61 м, построен в стиле неоготики на месте деревянного костела 1526 г. Дата строительства 1899-1903 гг.
Этот костел нас впечатлил до глубины души, особенно он понравился моему другу из Чехии. Мне кажется, что Троицкий костел мог бы вполне конкурировать с католическими костелами, расположенными на территории Чешской Республики. А парковая зона у костела настолько ухожена и красива, что создается впечатление, что ты находишься где-то в Западной Европе. Здесь видна оригинальность во всем: можно найти в кустиках и можжевельнике игрушечных гномиков и ангелочков.
Далее мы двинулись к последнему пункту нашего маршрута — в деревню Солы Сморгонского района. Здесь нас ждал костел Богоматери Руженцовой. Этот костел сочетает в себе необарокко и модерн. Дата строительства с 1926 по1934 гг. К сожалению, мы не смогли попасть внутрь костела, так как было поздно и он был закрыт.
В заключение хочется сказать, что за 3 дня нашего путешествия по Гродненской области мы видели только незначительную часть тех памятников архитектуры, которые там находятся, и еще много-много нам предстоит посетить в следующий раз. Гродненская область – как небольшой уникальный островок на территории нашей страны. Когда въезжаешь в Гродненскую область, четко видна разница между нашими регионами. Там – везде чистота и порядок, ухоженные дома, нигде мы не видели поваленных заборов, все окрашено и аккуратно. Деревни все чистенькие, а города полны историческими памятниками архитектуры. Люди очень доброжелательны и культурны. Но не понятно, как возможен такой контраст внутри одной страны, да и разделяет нас совсем ничего — какая-то сотня километров. Возможно, ответ на этот вопрос лежит в географической близости к Польше, а также исторических процессах, которые проходили в начале XX в., и в самосознании людей, у которых почти в 100% случаев течет западная кровь.
В рассказе использованы материалы с сайтов ru.wikipedia.org и www.globus.tut.by.
Дорогие читатели, принимайте участие в проекте «Народные 100 дорог»! У многих из вас есть что рассказать о своей малой родине. Только вы сможете объяснить, почему именно это место — самое красивое и самое важное для вас в нашей стране. Пусть о нем узнают все посетители портала TUT.BY. Присылайте нам свои текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы на адрес media@tutby.com с пометкой «Народные 100 дорог»! Мы опубликуем их и добавим вашу историю на наш интерактивный атлас Беларуси .
Природа и архитектура, люди и местный диалект, обряды и традиции, атмосфера и стиль жизни вашего любимого города-деревни-уголка Беларуси — нам интересна каждая мелочь!
Источник