Путешествие по истории нового года

Путешествие в прошлое. История новогодней игрушки,
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Конспект организованной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое: история новогодней игрушки»

Тема: «Путешествие в прошлое: история новогодней игрушки»

Воспитатель старшей-подготовительной группы Ильина Марина Викторовна

Повысить интерес к истории елочной игрушки, нового года, укрепить связи поколений, приобщить к народной культуре.

Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.

Повторить правила безопасности украшения елки.

Расширять кругозор детей: знакомство со старинным обычаем изготовления игрушек для елки.

Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.

воспитывать бережное отношение к новогодним игрушкам.

Развивать коммуникативные навыки, совершенствовать лексическую сторону речи.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы на зимнюю тему. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением елки, елочных украшений

Новый год – долгожданный праздник для многих, год за годом радующий нас подарками и хорошим настроением. И взрослые, и дети любят это торжественное, наполненное легкими нотками волшебства и сказки событие и начинают подготовку к нему задолго до его наступления.

На прилавках магазинов появляются яркие новогодние игрушки, серебристая мишура и гирлянды. А в каждом доме и во многих учреждениях спешат установить нарядную елку. Все эти праздничные атрибуты давно стали для нас привычными. И мало кто задумывается о том, какова история новогодней игрушки и почему появилась традиция устанавливать и украшать праздничное дерево.

Германские языческие племена свято верили в существование злых духов. Особенную силу эти сущности обретали холодными зимними вечерами. И для того, чтобы задобрить духов, германцы ходили в лес наряжать ели, на которых якобы жили злые силы. Плоды и различные сладости, которыми обвешивалось дерево, и стали прототипом современных елочных украшений. Такова история возникновения новогодней игрушки.

Традиция новогодней елки в России

В России отмечать Новый год стали 1 января 1700 года по указу Петра I. Он же велел, в подражание голландцам, украшать ворота и двери домов еловыми ветками. Игрушек на этих ветвях не развешивали, а елки ставили в основном на крышах питейных заведений. Первая же елка, украшенная свечами, игрушками и гирляндами, была установлена в Петербурге в 1852 году — считается, что обычай этот завела супруга императора Николая I Александра Федоровна, родившаяся и выросшая в Пруссии.

С этого момента наряжать елку на Рождество стало очень модно. Однако была одна трудность. Стеклянные украшения, привозимые из Германии, стоили очень дорого. На рубеже XX века за один стеклянный шар торговцы игрушками просили 20 рублей, а за набор могли взять и 200. И это при том, что за 20 рублей в те времена можно было купить корову, за 200 — дом под Петербургом.

Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Ёлочные шары были тяжелыми, поскольку тонкое стекло научились делать лишь к началу 20 века.

Простые люди украшали елку подручными средствами – орехами, яблоками, пряниками, поделками из дерева.

Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона.

На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги.

Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. Вот выдержка из журнала начала XX века: «Варим клейстер. На 1 и 1/2 стакана воды берем 2-3 столовые ложки крахмала, доводим до кипения. Затем из проволоки делаем каркас. Вату делим на полоски, смачиваем клейстером и наматываем на проволоку. Еще можно использовать технику папье-маше. То есть наклеивать на каркас смоченные в клейстере кусочки бумаги. Закрепляем все это на каркасе с помощью ниток. Сушим игрушку два дня. Затем раскрашиваем».

Фабричное производство елочных игрушек было впервые налажено в России в годы Первой мировой войны. В то время в городе Клин существовал стекольный завод, принадлежавший с 1848 года князьям Меншиковым. На этом заводе из цветного стекла изготавливались лампы, бутылки и пузырьки для аптек. В войну в Клин попали пленные немецкие солдаты. Они-то и научили русских мастеров выдувать из стекла елочные шарики и бусы.

В конце 1930 – начале 1940-х годов их промышленное производство начало развиваться и даже в сложные годы Второй мировой войны не остановилось. Изготавливали новогодние игрушки из различных отходов: проволоки, медицинских бинтов, ваты.

В конце 30-х на елках появились герои детской литературы — Чипполино, Крокодил Гена, Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит.

В 1950-1960-х годах открылось сразу несколько фабрик елочных игрушек — в Москве, Ленинграде, Клину, Кирове, Киеве. Появились новинки: игрушки на прищепках и миниатюрные игрушки для искусственных елок-малюток.

Слайд с 16 по 21

Примеры разных старинных новогодних игрушек.

Рефлексия: Ребята, кто запомнил какими игрушками украшали елку в старину? Кому понравилось наше занятие? Когда будете дома наряжать елку, спросите у родителей про новогодние игрушки из их детства.

Источник

Сценарий праздника «Путешествие по странам в Новый год»

Описание: материал предназначен для учащихся младшего школьного возраста, а также для воспитателей, педагогов. В разработке представлена информация о том, как празднуют Новый год в разных странах мира.

Цель: познакомить детей с интересными страноведческими фактами, традициями и обычаями празднования Нового года в разных государствах.

Задачи:

  • воспитание толерантности, уважительного отношения к культуре и обычаям народов разных стран;
  • развитие познавательной активности младших школьников;
  • расширение кругозора учащихся.

(Звучит фоновая музыка)

Ведущий 1: На дворе снежок идёт.

Скоро праздник. (Новый год) В каждой семье, в любом уголке Земли люди ждут прихода Нового года. Сегодня я предлагаю вам, отправиться в небольшое путешествие по разным странам и познакомиться с традициями празднования Нового года. В каждой стране на Новый год приходит свой Дед Мороз и прибывает он на своём транспорте. Сегодня нам предстоит побывать в далеких странах мира и узнать, как празднуют Новый год люди разных широт. Согласно восточному (китайскому) календарю, 2017 год пройдет под знаком Красного Огненного Петуха. Нам нужно найти символ наступающего года. Итак, в путь. Давайте узнаем, в каком направлении мы отправимся. А для этого предлагаю поиграть в “Петушиные бои”. Выбираются пары участников, каждому на спину при помощи булавки крепится число, которое обозначает номер страны. Задача каждого не показать спину противнику, а самому попытаться увидеть номер на спине противника.

Итак, первый победитель указал нам путь в страну .

1 ученик:

Над страною башня поднимается,
Выше всех она возвышается.
Всем туристам очень нравится.
Эйфелева башня — чудо-красавица.

Ведущий 1: Ребята, вы догадались, в какую страну мы прилетели? (Франция).

Дети показывают сценку “Подарки от Пера Ноэля”.

2 ученик:

Новый год во Франции встречают
Пер Ноэля в гости поджидают.
Он на ослике верхом
Объезжает каждый дом.

3 ученик:

У него мешок с подарками
Вкусными и очень яркими.
Ослика он возле дома оставляет,
И в трубу к детишкам он влетает.
Не один, а с другом Пьером
С Пьером Фуэтером.

4 ученик:

Если ты послушным был,
Гадости не говорил,
Не обманывал, не дрался
И над другом не смеялся.
Ждут тебя игрушки,
Пряники, хлопушки.

5 ученик:

Если ж мальчик ты плохой —
Розги ждут тебя с лихвой.
Если девочка дрянная —
Мы дадим лишь нагоняя.

6 ученик:

Мы детишки неплохие
Добрые и озорные.
Ждём подарков с нетерпеньем
И с хорошим настроеньем.

7 ученик:

Я вам испекла с “секретиком” пирог,
Чтобы лишь один из вас смог
Королём бобовым стать.
А желание его мы будем исполнять.

Ведущий 1: Во Франции петух звонко кричит “кокорико”. Давайте его позовем. (Дети кричат “кокорико”, но петушок не появляется.)

Ведущий 2: Однако, петушок не отзывается. Тогда снова в путь, нас ждёт много интересного. Вот на горизонте появилась новая страна.

Ведущий 1:

Гостеприимный здесь живёт народ,
Пиццу вкусную печёт,
Макароны там и тут,
А страну Италией зовут.

Ведущий 2: В Италии Новый год начинается 6 января. Все итальянские ребятишки с нетерпением ждут добрую фею Бефанни. Она прилетает на метле, открывает двери маленьким ключиком и, войдя в дом, наполняет подарками детские чулки. Тому, кто плохо учится, фея оставляет щепотку золы и уголёк.

Ведущий 1: В новогоднюю ночь из окон квартир итальянцы выбрасывают старую одежду. Подарки маленьким итальянцам дарит не только фея Бефанца, но и итальянский Дед Мороз. Зовут его Боббо Натале.

Ведущий 2: Сейчас вы почувствуете себя итальянцами. Вам предстоит избавиться от “мусора” — игра “Перебери горох”. Для этого нам нужны тарелки, горох, пшено (крупа перемешана).

Ведущий 1: В Италии петух кричит “чикчиричи”. Давайте его позовем. (Дети кричат “чикчиричи”, но петушок не появляется.)

Ведущий 2: Однако, петушок не отзывается. До свидания, Италия. Мы отправляемся в Англию.

Ведущий 1: Кто знает, как зовут английского Деда Мороза? (Санта Клаус)

Конкурс “Назовите 7 отличий Деда мороза от Санта Клауса”.

  1. Дед Мороз имеет густые серебристые волосы и седую длинную бороду.
  2. Одет Дед Мороз в длинную шубу по щиколотку или по голень, расшитую серебром и отороченную мехом, а Санта Клаус – носит короткую шубу.
  3. У Деда мороза под шубой – белые льняные рубашка и брюки, у Санта Клауса – красные или другого цвета.
  4. На голове у Деда Мороза – красная шапка, расшитая серебром, а не колпак как у Санта Клауса.
  5. На руках у Деда мороза – трёхпалые перчатки или варежки, расшитые серебром.
  6. На ногах у Деда Мороза красные сапоги, а не чёрные как у Санта Клауса или в морозную погоду – белые валенки.
  7. В руках у Деда Мороза – посох, хрустальный или серебряный, с витой ручкой, завершается он изображением месяца или головы быка (символ власти, плодородия и счастья).

Ведущий 1:

Нас Англия встречает
И в гости приглашает.

Дети показывают сценку “Новый год в Англии”. Участники: мама, Элли, Биг-Бен.

Мама укладывает Элли в кровать:
“Ведь скоро полночь — надо спать.
И пусть приснятся тебе сладкие сны.
Спи, моя радость, усни”.
Только мама из комнаты ушла.
Элли лампочку зажгла:
“Сегодня Санта ко мне придёт
И подарок принесёт.
Я тарелку поставлю для подарка такую.
Нет, возьму лучше большую.
А для ослика сено в башмак.
Примощу её рядом, вот так”.

Все засыпают. Выходит Биг-Бен.

Я – Биг-Бен,
Главный английский джентльмен.
Тихо в колокол звоню
В одеяле до 12 стою,
А в последние удары
Я снимаю одеяло.
И звоню, чтобы народ
Встретил этот Новый год.

Приходит Санта Клаус и кладёт на тарелку всем детям подарки.

Обычай в Англии такой:

Новый год встречать семьёй,
Захотели стать вы гостем,
Верный способ есть один —
В дом войдя, кусочек бросьте
Угля чёрного в камин!

Ведущий 2: О Новом годе в Англии вещает звон колокола (знаменитый колокол Биг-Бена), у англичан есть традиция, чтоб выпустить старый год из дома, они перед звоном колокола открываю задние двери домов, а потом открывают входные, чтоб впустить Новый год. Новогодние подарки в семейном кругу англичан раздаются по старой традиции — путем жребия. За несколько дней до 1-го января на улицы выходят музыканты и певцы, исполняющие песни.

Ведущий 1: В Англии петух кричит “кок-а-дудл-ду”. Давайте его позовем. (Дети кричат “кок-а-дудл-ду”, но петушок не появляется.)

Ведущий 2: Петушок не отзывается. И мы отправляемся в Германию.

Ведущий 1: В Германии считается счастливой приметой встретить в новогоднюю ночь трубочиста и выпачкаться о сажу. А в 12 часов ночи принято “впрыгивать” в Новый год с радостным криком: “Гоп!” Со словом “Гоп!” принято впрыгивать прямо в Новый год! Подарки в Новый год приносит Вайнахтсман (рождественский человек), который приходит в гости вечером перед Рождеством вместе с кроткой и милой Кристкинд. Вайнахтсман одет в вывернутую шубу, подпоясан цепью, в руке розги для наказания непослушных, а также мешок с подарками. Кристкинд одета вся в белое, лицо закрыто белой вуалью, в руках – корзина с яблоками, орехами и сладостями.

Ведущий 1: Ребята разучили на уроках немецкого языка песню “О, танненбаум”. Они исполнят ее для вас.

Ведущий 1: В Германии петушок кричит “кикерики”. Давайте позовем его на немецком языке. (Дети кричат “кикерики”, но петушок не появляется.)

Ведущий 2: Петушок не появляется. И мы отправляемся в Японию.

8 ученик:

Поверьте есть такое:
Если кто своей рукою
Нарисует то, что ждёт —
Всё исполнит Новый год.
А где? Скажите в двух словах.
На Японских. (островах)!

Ведущий 1: Отправляемся в Японию. Японского Деда Мороза зовут Сегацу-сан — Господин Новый год. Там Новый год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дома, что, как они полагают, приносит счастье. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году. Японские дети встречают Новый год в новой одежде.

Ведущий 2: Считается, что это приносит здоровье и удачу в Новом году. В новогоднюю ночь они прячут под подушку картинку с изображением парусника, на котором плывут семь сказочных волшебников — семь покровителей счастья. Ледяные дворцы и замки, огромные снежные скульптуры сказочных героев украшают под Новый год северные японские города.

9 ученик:

В Японии поверье есть —
Веков ему не счесть:
Сто восемь раз часы пробьют,
И недостатки все уйдут.

10 ученик:

Пороков нам не счесть
Но главных у японцев шесть:
жадность и лютая злость,
глупость и нерешительность,
легкомыслие и человеческая зависть —
Лучше жить от них избавясь.

У каждого качества 18тонов,
Вот и список 108 слов.
По ним звонят японские колокола,
Чтоб жизнь у всех была светла.

12 ученик:

Дети демонстрируют подарки, которые дарят японцы на Новый год.

Утром в гости все идём
И дары с собой несём.
Стрелы – дом оберегать.
Грабли счастье загребать.
Семь богов в кораблике плывут
Радость и удачу в дом несут.

13 ученик:

Японцы заботливый народ.
И на каждый Новый год.
Никого не забывают
Символ года всем вручают.

Ведущий 1: В Японии петух кричит “ко-ке-кок-ко-о”. Давайте позовем его на японском языке. (Дети кричат “ко-ке-кок-ко-о”, но петушок не появляется.)

Ведущий 2: Петушок не отзывается.

Ведущий 1: Отправляемся дальше. Нас ждут новые страны.

Под Новый год там не снега метут,
А пышно персики цветут!
Ответ быстрее дайте нам,
Страна зовётся та. (Вьетнам)!

Во Вьетнаме Новый Год называется «тэт». Его встречают между 21 января и 19 февраля. Точная дата праздника меняется из года в год. Ветви расцветающего персика — символ Нового года — должны быть в каждом доме. Дети с нетерпением ждут полночи, когда можно начать пальбу маленькими самодельными хлопушками.

Ведущий 2:

Ну, а зонтик для чего?
Не спасёт ни плащ, ни ширма.
Обольют водой вас в. (Бирме)!

Ведущий 1: В Бирме Деда Мороза зовут — Дед Жара! Новый год в Бирме начинается первого апреля, в самые знойные дни. Люди поливают целую неделю от души друг друга водой. Идет новогодний фестиваль воды — тинджан.

Ведущий 2: Новый год в Австралии начинается первого января. Но как раз в это время там стоит такая жара, что Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки в купальных костюмах.

Ведущий 1: Вам понравилось наше путешествие? Пора возвращаться домой.А то мы не успеем встретить свой Новый год.

Ведущий 2: Вот мы и дома. Отгадайте загадку.

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Ночью распевает,
Время считает.

Ведущий 1: Давайте позовем петушка по-русски. Итак, встречаем символ нового года. (Выбегает Петух)

Петух: Здравствуйте! А вот и я!
Заждались меня друзья?
Пусть будет полон счастья дом
У птицы года под крылом,
Пусть будет радость и уют
И денег куры не клюют!

2017 год станет благоприятным периодом для появления новых планов и идей, поэтому не воспользоваться этим будет большой ошибкой.

Начинайте встречу Нового 2017 года с искренних, красивых поздравлений и пожеланий, которые вы адресуете своим родным, близким и друзьям.

Год Петуха к вам в дом стучится —
Красивой, яркой, важной птицы.
Пусть год весь сказочно везет,
А беды все Петух склюет.
Накукарекаю вам счастья,
Удач, здоровья в одночасье.
И легким взмахом ярких крыльев.

Наполню жизнь добром и миром.
Хоть высоко я не летаю,
Но всё вас же я окрыляю.
Год мы встретим всем народом
И дружно скажем: “С Новым годом!”

У меня есть еще игра для вас.
Я начну, вы продолжайте
Дружно хором отвечайте. (Да или нет)

Дед Мороз старик веселый? – (Да)
Любит шутки и приколы?
Знает песни и загадки?
Съест все ваши шоколадки?
Он зажжет ребятам ёлку?
Носит шорты и футболку?
Он душою не стареет?
Нас на улице согреет?
Санта Клаус – Брат Мороза?
Хороша у нас береза?
Новый год идет все ближе?
Есть Снегурочка в Париже?
Дед Мороз несет подарки?
Ездит он на иномарке
Носит тросточку и шляпу?
Иногда похож на папу?

А что вы знаете о традициях встречи Нового года в нашей стране? Дети отвечают на вопрос.

14 ученик:

Прошел еще один прекрасный год,
В котором пелось и грустилось.
А то, что в нем не уместилось,
Пусть в новом все произойдет.

15 ученик:

Пусть в вечность канет все плохое,
С последним вздохом декабря!
И все прекрасное, живое,
Придет к вам в утро января.

Ведущий 1: В нашей стране мы становимся с друзьями в хоровод вокруг ёлки. Я приглашаю вас в хоровод.

Петух: Предлагаем исполнить песню “В лесу родилась ёлочка”, но по-особому: все существительные в песне заменять словами “ля-ля”. А кого не хватает на нашем празднике?

(Дети зовут Деда Мороза. Если приход Деда мороза не получается организовать, то можно приготовить письмо и мешок с подарками).

Дед Мороз:

За окном кружат снежинки
Пахнут в вазе мандаринки
В центре елочка – краса!
Вся сверкает от огня!
Не хватает лишь под нею
Вам подарков от меня.
Шел к вам долго я, старался
Через лес я пробирался
И мешок тяжелый нес
Кто Я, дети?

Дед Мороз.

Ох, устал, я
Посижу
На детишек погляжу
А порадовать меня
Не хотите ли друзья?

Дед Мороз: Ну, спасибо, детвора, праздник получился яркий.

Петух: А теперь пришла пора детям получить подарки.

Ведущий 1: За окном зима – время самых коротких дней и самых длинных ночей. Но мы любим это время года. Ведь именно зимой к нам приходит Новый год и вместе с ним хвойное радостное настроение счастья, перемен, надежд. А еще нам представилась уникальная возможность совершить путешествие в разные страны мира и узнать, какие традиции встречи Нового года существуют на разных широтах земного шара.

Ведущий 2: Дорогие друзья, наш праздник подошёл к концу. Мы надеемся, что наше путешествие было для вас интересным и увлекательным. Поздравляем вас с наступающим Новым годом. Желаем вам хорошего настроения, надёжных друзей и мирного неба над головой.

Источник

Читайте также:  Монголия краткое описание страны для детей достопримечательности
Оцените статью