Путешествие по кавказу отчет

Форум Винского

Поиск дешевых авиабилетов

Бронирование отелей, вилл, апартаментов

Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников

Аренда автомобиля за границей и в России

Сравнение цен аренды авто у разных прокатчиков. Вы задаете параметры поиска — сайт находит вам автомобиль в заданном месте по самой низкой цене

Цены в рублях и оплата в рублях — для тех у кого только рублевый счет

Цены в Евро и оплата в Евро — для тех у кого счет в Евро и аренда в Европе

Страхование для туристов

Сайт Винского

Реклама на форуме Винского

  • Список форумовЭкс-СССР форумРОССИЯ форумАвтопутешествия по России отзывы
  • Изменить размер шрифта
  • Smartfeed
  • Блоги
  • Правила
  • Инструкции
  • FAQ
  • Галерея
  • Регистрация
  • Вход

Автопутешествие за «Золотой осенью» на Северный Кавказ

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Автопутешествие за «Золотой осенью» на Северный Кавказ

Magnitka » 15 ноя 2018, 11:27

Отчет решил написать с целью- может кому-то что-то будет полезным и интересным. Осторожно много фото! Итак поехали…

Свое автопутешествие с супругой на Северный Кавказ, с целью поснимать красоты Кавказа в «золоте», я планировал давно. Смотрел много фото золотой осени Кавказа в интернете, спрашивал фотографов, и было решено ехать в середине октября. Поездка состоялась с 11 по 25 октября. Маршрут на автомобиле Шкода Октавиа: Челябинская обл.- Оренбург-Самара- Пугачев (левый берег Волги)- Саратов- Волгоград- Элиста- Ставрополь- Домбай- Кисловодск- Джилы-Су- Чегемское ущелье- Цейское ущелье – Фиагдон- Баксанское ущелье (Приэльбрусье)- Архыз- Ставрополь- Элиста- Астрахань- Уральск (Казахстан)- Оренбург- Челябинская обл. Пробег 6400 км. Бензин- 500л. (21 000руб). Первая остановка по дороге туда в Волгограде- гостиница Сталинград (2200 р. на двоих с завтраком), на обратном пути в богом забытом месте Казахстана около кафешки, спали в машине. От границы проехали 50 км. по ТАКОМУ асфальту и впереди еще было 230 км. ТАКОГО ЖЕ асфальта. 8 лет назад ездил через Казахстан в Астрахань, дорога была плохая, но сейчас дорога, нет неправильно- сейчас эта недорога в ужасном состоянии. Но об этом позже.

Читайте также:  Топ самых красивых мест для туристов

Дорога до Волгограда: до Оренбурга дорога вполне нормальная, камер нет, только уже стоят ближе к Оренбургу. Дальше везде и все понатыкано камерами разных видов- круглые, квадратные, маленькие, большие…мне показалось, что все на чем можно было повесить камеру было использовано и еще плюс много стоят у…плохих людей с треногами на гражданских авто, типа продают картошку , продав свою совесть. Таких много на участке Оренбург-Самара. До Самары дорога хорошая, но много знаков «Идут дорожные работы», ограничение 40 и под ним «Камеры» и расстояние в 5, 10, 15 км., хотя работы уже давно окончены и техники нет! В Самару можно не заезжать, если ехать по левому берегу Волги, через Пугачев. Так я и сделал, впрочем и не пожалел. Около Пугачева дорога ужасная, но ехать под сотню можно легко- ям нет, только как по волнам. В самом Пугачеве мой мозг буквально взорвался!- ну не может быть ТАКОЙ дороги в стране где есть ВСЕ. Дорога вся в заплатах и бугристо-волнистая- это просто нереально видеть, ладно на трассе, ладно где-то в глубине Сибири, но вдоль Волги, где такой трафик. Саратов уже проезжал по темноте по СКАД, что примечательно- на кольцевой дороге Саратова нет фонарей! От Саратова до Волгограда дорога хорошая, но узкая и ОЧЕНЬ загружена большегрузом!

Наше утро в Волгограде началось в 6 утра- небольшой морозец, ясное небо, восход солнца, Мать-Родина, никого из людей- это просто потрясающе. Далее дорога до Элисты, Ставрополя и Черкесска просто отличная- машин не так много, асфальт великолепный по русским меркам. После Черкесска продолжительный участок без асфальта – идут дорожные работы. В Домбай добрались уже затемно на второй день, пройдено 2400 км.

Первую ночь остановились в гостинице «Сосновый рай», находится она прямо на входе на тропу реки Аманауз, в конце поселка. Стоимость 1200р. за двоих!, думаю нормально! Вторую ночь ночевали в доме лесника «Гоначхир», тоже 1200 р. на двоих, удобства в номере, беседки, балкон, кухня. И здесь ОЧЕНЬ ВАЖНО написать все плюсы этого места. Первое- домик лесника находится в 8 км не доезжая поселка Домбай (через мост р.Гоначхир и сразу направо), отсюда все вытекающие- народа нет, кругом лес (особенно осенью красота голову сносит), прогулки по реке Аманауз. И второе- вход и въезд в ущелье Гоначхир к озеру Туманлы-кель БЕСПЛАТНЫЙ для проживающих в доме лесника! И еще по моей просьбе нас с супругой запустили не в 9 утра, как всех, а в 7. что очень важно для съемок утром, и мы два часа были там одни- вот это круть.

Третья ночевка на Домбае у нас была на горе в гостинице у кафе «У Баблины»- 1500 р. на двоих. Поднялись мы на гору на гондолах в воскресенье. Народа для НЕсезона было ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ много- все в основном ели!)))) Впечатление такое что больше нигде еды не осталось, последняя была только на горе!))) Между сувенирными лавками я чувствовал себя как на «Шанхайском» рынке, который думаю имеется в любом городе. В общем не протолкнуться! И вот после 5 вечера, когда все уехали вниз, мы остались одни наедине с природой. Вокруг никого, закат, горы и морозный вечерний воздух…и еще миллиарды звезд на небе, на которые мы любовались полночи с окна нашего номера, укутавшись в одеяло! Утром, поснимав, мы ждали в 9 утра гондолы, но они не заработали- встали на ремонт. Пришлось спускаться на старом «трамвайном» вагоне. Первый вагон приехал с людьми, в основном продавцы и обслуживающий персонал кафе, напичканный так как килька в банке…, нет кильке в банке даже свободнее!))) Естественно мы поехали вниз одни! Двери почему-то, как в трамвае, не закрылись сами, внизу нам сказали, что их нужно закрывать самим, но это даже лучше!) Я, держась одной рукой за поручень, второй быстро щелкал окружающую нас красоту! Это было очень круто.

Машину мы оставляли в доме лесника и добирались до Домбая на такси- 300 р. В самом Домбае поставить машину негде, только если договариваться с отелями рядом. А стоянка у подъемников, как нам сказали, ночью не охраняется. Ну что же- три ночи позади, переезжаем в ущелье на Джилы-Су к Эльбрусу по красивейшей дороге через перевал Гум-Баши.

Зуб Суфуруджи

Гора Белалакая и река Аманауз недалеко от дома лесника



Ущелье Алибек с горы утром

То же вечером

Пик Инэ



Гора Белалакая

Вид на ущелье Аманауз

Вечер на горе


Из трамвайчика на спуске


В ущелье Гоначхир



Вечером


Утром















Источник

mg5642

Яркие фотопутешествия по Кавказу. И не только

Блог горного туриста и фотографа Михаила Голубева

1 к.с. по среднегорью Центрального Кавказа в декабре 2020 — январе 2021 г. mg5642 February 4th, 8:00

В конце декабря 2020 — начале января 2021 мы прошли поход по среднегорью Центрального Кавказа. Изначально планировался 11-дневный маршрут в одном районе, однако, успешно пройдя его за 6 дней, удалось еще неплохо погулять в районе Верхней Балкарии.

С. Эльтюбю — р. Кардан — разв. Аче — пер. Тузулгу* (н/к, 2029 м) — п. Машло (2401 м) — радиально г. Нахетайбаши (н/к, 2653 м) — дол. Илекутю — траверс верховий Илекутю до дол. Сегиштису — переход в дол. Быкмылгы — дол. Чегем — пер. Джунгу (н/к, 1720 м) — дол. Джунгусу — пер. Лзгора (н/к, 2000 м) — дол. Кёкташ — пер. Голугарде (н/к, 1960 м) — дол. Кестанты — подъем по

1А на пер. Актопрак — пер. Лха (н/к, 2466 м) — траверс массива Лха (н/к-1А, до 2774 м) — хр. Качкорташ — с. Нижний Чегем.

Переезд.

Дол. Черек Балкарский — дол. Курунгусу — перелаз

1А под склонами г. Мехтыген в дол. Хашхасу — пер. Курноят Северный (н/к, 2160 м) — р-н г. Айдарукасырт (2271 м) — радиально г. Эркедыген (1А, 3160 м)** — пер. Курноят Южный (н/к, 2160 м) — дол. Курноятсу — дол. Турметсу — с. Верхняя Балкария.

С. Верхняя Балкария — башня Абаевых — разв. Шаурдат — дол. Чайнашки — радиально основание скальной стены пер. Буштору — дол. Чайнашки — с. Верхняя Балкария.

Гноенский Илья
Годлевский Глеб
Голубев Михаил
Пивень Виктория
Самбуров Алексей

* название перевала по расположенной к северу долине, которая на картах ошибочно подписана как Шузулгусу, однако по словам местных правильно именно Тузулгусу.
** на г. Эркедыген ходили Годлевский Глеб, Пивень Виктория, Самбуров Алексей.
*** Голубев Михаил.

Без учета соло-выхода пройдено около 100 км, набор высоты около 8,5 км. С соло-выходом 123 км, набор высоты 10,5 км.

ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА

Оставив по пути заброску (сумку с продуктами и газом на вторую часть маршрута), доезжаем по долине Чегема до Эльтюбю и на правый берег Чегема повыше устья его притока реки Кардан к подножию горы Зинки (ф.1). В 13:40 начинаем подъем по грунтовой дороге на правом берегу р. Кардан около 1 км до поворота влево по ходу. Сегодня задача дойти до покинутого селения Аче или до перевала Тузулгу. По пути, указанному на ф.1-4, миновав Аче, к 15:40 выходим на перевал:

1. Гугл-снимок пути от Эльтюбю к пер. Тузулгу.

2. Путь мимо Аче к мини-ущелью под пер. Тузулгу. Можно обойти справа выше, по грунтовой дороге, но так менее интересно (дорога хорошо видна на ф.4).

3. Путь от Аче к пер. Тузулгу.

4. Гугл-снимок пути через пер. Тузулгу.

Перевал — широкое заснеженное (в декабре) травянистое поле. В Аче не стали ставиться на ночевку, т.к. вода в ручейке, текущем из-под перевала, мутновата и течет через коровьи лепешки, а учитывая положительные дневные температуры, это не позволяет её пить. Да и времени было достаточно.

На перевале ставим палатки. В ходе разведки, в 5 минутах вниз по пологому склону (и 7-8 мин. обратно вверх) находим слабенький родник. После небольших копательных работ вполне можно кружкой набрать воды.

Дальнейший маршрут первого этапа похода обозначен как на треке в начале этого отчета, так и на карте ф.5:

5. Карта 1-го этапа похода через западные отроги Скалистого хребта на правобережье Чегема.

Выход в 8:15. По некрутым, немного заснеженным склонам, как показано на ф.6, выходим на хребет (водораздел), ведущий к отметкам Машло и Нахетайбаши, что на карте выше:

6. Начало подъема на хребет Машло-Нахетайбаши.

Гребень хребта пологий, широкий травянистый, сложности не представляет. Миновав слабовыраженную отметку г. Машло, к 10:15 минуем следующую отметку на топокарте (ф.5), 2468 м. Перед этой отметкой на север уходит грунтовая дорога, однако нам она не нужна — нужная тропа по склону, хорошо видимая на космоснимках, более удобна для наших планов. За отметкой 2468 м на широком плато оставляем рюкзаки и ходим радиально на вершину Нахетайбаши (ф.7). Подъем занял 30 минут, спуск 15.

7. Завершение подъема по гребню, радиальный выход на г. Нахетайбаши.

Вернувшись к рюкзакам, делаем большой отдых-перекус, приятно греясь на солнце (температура на солнце по ощущениям +10, а то и +15). Переодевшись в шорты (кто мог), в 12:30 начинаем траверс верховий дол. Илекутю по одной из троп, переходящей в старую грунтовую дорогу (ф.8, 9).

8. Начало траверса верховий Илекутю. У окончания третьей стрелки была вода, но места не очень ровные для палаток.

9. Гугл-снимок пути по верховьям р. Илекутю.

Как видно на ф.9, в какой-то момент траверсирующая склон дорога начала уводить сильно вправо и вверх, нам же нужно было спускаться в район огромной скалы, для дальнейшего пути в дол Сегиштису через перелаз у отметки 2266.8 м. Так что сворачиваем влево-вниз и по некрутым несильно заснеженным тр. склонам спускаемся к скале (ф.10).

10. Спуск к огромной скале и начало завтрашнего пути.

Перед скалой на склоне обнаруживаем хороший незамерзший родниковый ручей, а чуть выше скалы — ровные площадки. У самой же скалы есть бесснежные пятна травы, где удобно разбирать рюкзак, готовить, ходить в тапках и т.д. Время 14 ч, рано, но от добра добра не ищут — в речке Илекутю вода наверняка есть (потом убедились), но там много снега и нет ровных площадок. Далее вода гарантированно только в р. Сегиштису в районе коша (правый исток), но туда нет смысла ломиться до темноты. Так что устраиваем полудневку, благо график выполнен на сегодня. Да и место прекрасное (ф.11).

11. Место второй ночевки.

Выход в 8:40. За 5-10 минут спускаемся к одному из истоков р. Илекутю (ф.10) и выходим на тропу, траверсирующую отроги Скалистого хребта в общем северном направлении, мимо в. 2266.8 м (ф. 9, 12). По пути ходим и на саму эту вершину с хорошим обзором.

12. Путь от места ночевки за большой скалой к отм. 2266.8 м.

Далее спускаемся в верховья левого истока р. Сегиштису (ф.13).

13.

Траверсируем по овечьим тропам местами весьма крутой травянистый склон в направлении правого истока Сегиштису (ф. 14).

14.

Траверсирующие тропки обходят каньон и обрывы поверху, затем спускаются в район слияния истоков правого истока Сегиштису перед кошем (ф. 15).

15.

После короткого подъема (3-5 минут) выходим к старому кошу. Вода недалеко, при необходимости можно ночевать (внутри грязно, вокруг площадки есть). Но не очень уютное место. От места ночевки с учетом радиального выхода и привалов шли около 2 часов.

15а. Кош в верховье р. Сегиштису

От коша высоко на правом борту долины начинается старая грунтовая дорога (ф. 16, 17).

16.

17. По дороге правого борта Сегиштису к перелазу через хребет в дол. Быкмылгы

В 12.40 доходим к месту перевала дороги в соседнюю к северу долину Быкмылгы (ф.18).

18. Спуск в дол. Быкмылгы, и по ней — в дол. Чегем.

18а. Общий вид пути по Илекутю, Сегиштису, Быкмылгы.

В месте спуска в дол. Быкмылгы, недалеко от коша, в русле течет слабый ручей. Но и вставать на ночевку рано, и ровных площадок не видно, либо они все в коровьих лепешках или оттаявшем на солнце грунте. Идем по грунтовой дороге правого берега дол. Быкмылгы в надежде ниже по долине найти воду и площадки. Однако ниже речка всюду замерзшая, а ниже уходит в каньон с непроходимыми конгломератными стенами. Так и приходится идти и идти в надежде встретить, возможно, какой-то родник — вплоть до дороги в долине Чегем, куда спускаемся к 15 ч.

Выйдя к дороге, идем вниз по долине Чегема до моста и еще немного ниже. Встречаем ручей со склона, но выясняется, что выше валяются останки коровы. Так что либо топить снег, либо брать воду из Чегема. Он выглядит кристально прозрачным. Надеемся, в вышерасположенных селениях Эльтюбю и Булунгу ничего туда не сливают. В месте, обозначенном на ф.19, в пасеке в виде грузового прицепа с ульями, у нас сумка с заброской, которую еще надо разобрать. Так что дальше идти нет смысла, да и время близится к темноте. На берегу Чегема, на идеально ровной песчаной отмели (правда, под слоем снега, который откопали — вот и лопаты пригодились), ставимся на ночевку.

19. Космоснимок района завершения 1-го этапа и старта 2-го.

20. Третья ночевка. Летом тут не поставить палатки — течет вода (или может подняться после ливня).

За 3 дня мы прошли путь, планировавшийся на 6 дней (с запасом на непогоду, с расчетом на возможную тропежку). Поэтому немало продуктов оказываются лишними, и мы оставляем заброску на завершение похода в том же месте.

За 2-2,5 часа общего времени по грунтовой дороге мимо коша и новой небольшой гостиницы (ф.21) поднимаемся на перевал, ведущий в долину Джунгусу. Логично его назвать «Джунгу».

21. Путь подъема на пер. Джунгу со стороны Чегема

С перевала налегке гуляем на недалеко расположенную вершину 1833 м — отличные виды. Погода 4-й день солнечная, теплая (днем). Ночью небольшой мороз.

В долину Джунгусу за 20 минут спускаемся по старой, местами заросшей, местами размытой дождями, дороге Z-образным серпантином (ф.22).

22. Спуск с пер. Джунгу и начало подъема к пер. Лзгора.

Вода в р. Джунгусу хорошая, чистая. При необходимости есть (заснеженные) ровные площадки. Мы же по продолжающейся на северных склонах массива Кёкташ старой грунтовой дороге выходим на солнечную бесснежную поляну, где делаем обед и сушим палатки и спальники, намокшие из-за конденсата. Далее, как указано на ф.22, продолжаем идти по грунтовой дороге в общем направлении на вершину Лха. Встретили небольшой ручей — пошли вдоль него до ближайшей ровной полянки, где и встали на ночевку.

23. Карта пути от дол. Чегем до дол. Кестанты через перевалы Джунгу, Лзгора и Голугарде.

От места ночевки поднимаемся по слабовыраженному гребню вверх до старой грунтовой дороги, и по ней выходим на перемычку юго-западнее г. Лзгора. Логично также назвать и этот перевал. Он соединяет дол. Джунгусу с безымянным правым притоком р. Кёкташ (см. карту ф.23).

На сегодня задача — дойти до ближайшей следующей воды с удобными площадками неподалеку, чтобы встретить новый год с комфортом. Поскольку график сильно опережаем, сгодится и полудневка. По плану маршрута было подняться на г. Лзгора (см. карту ф.23), спуститься с нее на северо-восток в долю Кёкташ, откуда подниматься к пер. Актопрак. Однако, чтобы потянуть время, и при наличии явно хорошей тропы для спуска в более высокую часть дол. Кёкташ, решаем по этой тропе и спуститься, и идти вверх по дол. Кёкташ до комфортных площадок.

Спуск с перевала идет по хорошей тропе (заснежена, но натоптана лошадьми) траверсом влево, затем по пологим заснеженным тр. склонам вниз и снова влево к месту, где ущелье Кёкташ легко пересечь. Далее, если задача выйти на пер. Голугарде, лучше сразу подняться к грунтовой дороге, ведущей туда (ф.24). Мы же прошли по берегу в поисках уютного места, однако такового не нашли, а небольшое ущелье — левый приток р. Кёкташ оказался без воды.

24. Путь к пер. Голугарде из дол. Кёкташ

Ну, времени еще немного, так что идем к гарантированной жидкой воде — через пер. Голугарде в долину Кестанты.

Выходим на ведущую на перевал дорогу, по ней выходим на перевал (ф. 25) и спускаемся в дол. Кестанты (ф. 26) к 15 ч.

25. Путь к пер. Голугарде из дол. Кёкташ

26. Трек маршрута на участке пер. Лзгора — дол. Кестанты — пер. Актопрак

С перевала Голугарде в долину Кестанты ведет грунтовая дорога со множеством серпантинов. По пути жидкой воды не встретили. В месте спуска к р. Кестанты (вода в ней зимой прозрачная) ровные площадки под слоем снега. Идем ниже по долине около 1,5 км до резкого поворота долины на запад. Примерно посередине этого пути переходим реку по наледи, мостика нет. После поворота долины бродим реку еще раз — на этот раз наледь ненадежная, находим переход по двум большим камням (ф. 27).

27. Переход р. Кестанты.

На правом берегу реки, немного поодаль, находим ровные площадки, пусть и немного заснеженные. Зато есть и бесснежные места для перебора рюкзака и т.п. (ф. 28). Время наступления нового года объявляется 21.00.

28. Место ночевки на новый год на правом берегу р. Кестанты

В завершающей части базового маршрута наша задача выйти на пер. Актопрак, с него подняться через пер. Лха на вершину Лха и по длинному пологому хребту Качкорташ по грунтовой дороге выйти в Нижний Чегем.

Выходим около 10ч. По пути, указанному на ф.29,30, преодолеваем довольно крутой тр. склон, пока не выходим на старую тракторную дорогу (есть на OpenTopoMap и читается на космоснимках).

29. Путь из дол. Кестанты в сторону пер. Актопрак (сам он ближе к склонам Лха, справа).

30. Начало подъема из дол. Кестанты к пер. Актопрак

Через 2-3 витка серпантина дороги выходим на выполаживание, некий холмистый водораздел (ф. 31).

31. Верхняя, пологая часть пути из дол. Кестанты к плато пер. Актопрак.

По этому водоразделу выходим к 13ч на своеобразное плато перед перевалом Актопрак (ф. 32, 33).

32. Выход на пер. Актопрак.

Впереди по маршруту долго не будет жидкой воды. Делаем разведку ближе к пер. Актопрак, где по карте генштаба есть родник («есть вода» на ф.33). Ниже дороги, под коркой натечного льда действительно журчит. В проталине удается пробить камнем выемку, где черпалась чистая вода. Отлично. Погода тоже отличная, на солнце без ветра настоящее лето. И немного выше основной автодороги через пер. Актопрак находим ровную площадку. И впереди 9 дней времени и 2-3 ходовых. Что ж, почему бы не сделать полудневку.

В месте, обозначенном на ф. 33, ставим лагерь. Подъезжают чабаны, дарят мандарины, виноград и шампанское, показывают, где родник (см. ф. 33). Ещё лучше.

Выходим в 9:30. По некрутым тр. склонам, придерживаясь бесснежных участков, поднимаемся к хорошо читающейся «косой» тропе, явно довольно древней, ведущей на пер. Лха, как показано на ф.33.

33. Общий вид пути через пер. Лха к вершине Лха. Хорошо читается косая тропа под скалами.

Некоторые участки тропы показаны на ф.34-37.

34. Начало косой тропы.

35. Участок тропы с небольшой потерей высоты.

36. Участок тропы, взгляд назад.

37. Финальная часть тропы, выход на пер. Лха.

В бесснежное время эта тропа не представляет никакой сложности, лишь местами требует немного самообладания. При большом же количестве снега (наверно, уже от 30 см), будет несколько опасных и значительно лавиноопасных участков, и ходить её при такой снежной обстановке крайне не рекомендуется.

К 11:30 выходим на пер. Лха. С северной стороны он, как и большая часть массива, представляет собой очень слабо наклонное травянистое плато (покрыто неглубоким снегом).

Сходив на небольшую вершину к западу от перевала, пошли на восток по краю «яйлы» в сторону вершины Лха (ф.38).

38. Характер пути от пер. Лха по яйле к вершине Лха.

По пути чередуются наборы и сбросы высоты, но преобладают, конечно, подъемы.

39. Путь по яйле.

В 14:30 выходим на вершину (ф.40).

40. На вершине Лха.

На самой вершине палатку ставить негде, зато метрах в 50 по расстоянию севернее есть небольшая ровная полочка. Расчищаем снег, ставим лагерь (ф. 41).

41. Бивуак немного севернее вершины Лха.

Вечером сходили на вершину (3 минуты от палаток), любовались красочным закатом.

(как всегда, технический отчет — сугубо технический, а фоторассказ будет отдельно)

Выходим в 9:30. Продолжаем идти по пологим слегка заснеженным склонам яйлы массива Лха на восток — северо-восток в направлении начинающейся видимой старой грунтовой дороги (ф.42).

42. Продолжение пути по яйле, выход к дороге по хр. Качкорташ.

Дорога обозначена на OpenTopoMap:

42а.

43. По хребту Качкорташ.

К 15 часам доходим до перемычки, где одна дорога уходит влево к кошам и в долину Бедык, а направо — в Нижний Чегем (ф.44).

44. Перевал на восточный склон хр. Качкорташ, где начинается грунтовая дорога в Н.Чегем

45. Трек пути от вершины Лха до Нижнего Чегема.

Через час находим ровную площадку у дороги, ставимся но ночевку (ф.46), воды по пути не было и дальше только в ручье на подходе к Нижнему Чегему. Топим снег.

46. Ночевка перед спуском в Нижний Чегем.

Продолжаем идти по дороге, за 1,5 ч выходим в с. Нижний Чегем. Находим транспорт до Нальчика, где ночуем в гостинице.

Едем по долине Черека Балкарского немного выше Черекской теснины до ответвления дороги в сторону горы Мехтыген, и по этому ответвлению доезжаем до указанного на ф.47 места:

47.

Ставим палатки (воды нет — придется топить снег), и идем на разведку тропы на массив Мехтыген (Метеген) (ф.48, белый трек слева от места ночевки).

48. Синим обозначено местоположение тропы.

У нас была информация, что в этом месте есть тропа на противоположную, пологую сторону массива Мехтыген. Она частично читается на космоснимках:

49. Космоснимок тропы на Мехтыген.

50. Фото местоположения тропы.

51. Вид с максимально близкого расстояния.

52. Другой ракурс.

К началу тропы на удивление идет грунтовая дорога. После лесного участка упёрлись в скальный участок 5 метров, который в принципе на подъём вполне проходим (на спуск с рюкзаками нужна веревка). Но вот выше всё смотрелось довольно опасно, особенно заключительный участок, выглядящий как просто стена (см. фото выше). Однако там есть проход:
https://www.instagram.com/p/B93k5NxKNUO/?igshid=171sf5mh0f6yw
(спасибо Кральбию Жангуразову за консультацию и ролик)
Но мы не решились идти такой «тропой» — много мест, где есть, куда падать — а в таких местах только со страховкой, это не для данного некатегорийного похода, в который никаких веревок мы не брали.

По данной «тропе» мы планировали выйти на яйлу массива Мехтыген, дойти и заночевать по аналогии с г. Лха около вершины, затем спуститься на север по пологим склонам к Верхним Голубым озёрам. Но пришлось менять планы по «плану Б». Этот план заключался в выходе на пер. Курноят Северный, ночевке в районе г. Айдарука-Сырт, восхождении на г. Эркедыген (3160 м), спуске в Верхнюю Балкарию, и был успешно реализован.

Путь к пер. Сев. Курноят через долину Курунгусу отмечен на фото 53:

53.

Прошли траверсом к дороге, использовавшейся для строительства новой ЛЭП в обход Верхней Балкарии, прошли немного по этой дороге, протраверсировали склон в сторону водораздела с долиной Хашхасу в поисках прохода туда:

54.

Но прохода не нашлось (крутые склоны). Либо спускаться, и обходить по дороге с ЛЭП (скучновато), либо пытаться пройти верхом — пошли по второму варианту:

55.

Как отмечено на ф. 55, в итоге вышли на перемычку по мощной конно-овечьей тропе. Она продолжилась и далее по склонам г. Мехтыген:

56.

Но затем тропа пропала, а дальнейший траверс выводил на крутые склоны, промоины, овраги. Пришлось спуститься в поисках адекватного выхода на дорогу, ведущую на пер. С.Курноят, как отмечено на ф. 56. По дороге вышли на пер. С.Курноят, откуда через г. Айдарука-Сырт вышли на поляну, не видимую с перевала, где и поставились (ф.56а, 57).

56а.

Годлевский Глеб, Пивень Виктория, Самбуров Алексей ходят на вершину Эркедыген по северо-восточному гребню (ф.57). Маршрут простой, идется пешком. Северный заснеженный склон ближе к вершине легче обойти по бесснежному осыпному южному склону.

57.

Спускаемся в В.Балкарию по долине Курноятсу и в нижней части — Турметсу (ф.58, 59).

58.

59.

Группа уезжает домой. Я (М.Голубев) же остаюсь еще на 2-3 дня. Идея сходить под перевал Буштору, посмотреть, есть ли на него проход, или там действительно стена, как выглядит издалека.

Путь к пер. Буштору идет из долины Чайнашки. Я решил зайти в долину не снизу по дороге, а более интересным путем — через урочище Шаурдат (ф. 60):

60.

На этом пути важно найти тропу через два оврага (ущелья) — без тропы их очень трудно и опасно пересечь. Также важно не пройти поворот к мосту через Чайнашки. Я сначала прошел несколько дальше необходимого по дороге правого борта, но вовремя понял, что прошел мост (ф. 61).

61.

Далее по хорошей дороге левого берега Чайнашки дошел до коша у начала подъема на перевалы Соухауз и Буштору (ф. 62).

62.

Немного выше коша нашел площадку и исток чистого ручья, где и поставил палатку:

63. Место ночевки.

Налегке, по пологим травянистым склонам, местами овечьим, ячьим тропам поднялся к верхнему кошу под стеной Соухаузкаи, оттуда траверсом по хорошей ячьей тропе на крутом травянистом склоне подошел под стену перевала Буштору, погулял под самой стеной и вернулся к палатке:

64.

65. Верхний кош под стеной г. Соухаузкая. Воды тут нет, видимо, летом чабаны привозят снизу на лошадях.

66. Путь от коша под стену пер. Буштору.

Некоторые фотографии перевала Буштору вблизи:

67. Перевал Буштору, южный склон. Обозначена щель, в которой просматривалась веревка. Но даже с ней пролезть там очень сложно (щель узкая, с рюкзаком невозможно, на верху щели еще и каменная пробка). Но даже преодолев первый скальный пояс, после травянистого склона всюду крутые стены, в самой низкой части не менее 50 м.

68. Другой ракурс. Видна сплошная стена выше травянистой полки. Перевал можно оценить как «сильную» одностороннюю скальную 2А. И то на спуск. На подъем тут нужен в группе хороший скалолаз с соответствующим снаряжением и скальными тапками.

69. Под стеной ровная полка шириной 1-3 м, есть места для палаток, только вот снега нет вообще даже зимой, топить нечего.

70. Та самая щель с тросом в нижней части. Какая-то веревка просматривалась. Тут наверно еще кое-как можно пролезть, но потом под основную стену идти придется по крутому скально-травянистому склону над отвесами — нужна непрерывная страховка.

71. Панорама из-под стены.

Что ж, отрицательный результат — тоже результат. Вывод сделан: пешком с этой стороны на перевал (а значит, и далее на вершину Соухаузкая) не подняться. Надо заходить с обратной стороны (см. отчеты: https://mg5642.livejournal.com/124071.html , http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4928)

Радиальный выход занял около 5 часов общего времени.

По долине Чайнашки спускаюсь за 1,5 часа в Верхнюю Балкарию. Поход завершен.

Снаряжение для пешего зимнего похода в среднегорье Центрального Кавказа
(на Западном Кавказе и в Грузии может быть существенно больше снега)

Источник

Оцените статью