Путешествие по клетке биология 5 класс сочинение
Здравствуйте, уважаемые туристы!
Сегодня мы с вами совершаем экскурсию в удивительный город. Он называется Растительная Клетка. В целях безопасности прошу всех надеть скафандры и уменьшиться в сто тысяч раз. Большое спасибо.
Итак, мы находимся перед городской стеной, построенной из прочной целлюлозы (клеточная стенка). Она надежно защищает от вторжения врагов, а также придает форму нашему городу. Как и в любой городской стене, здесь мы можем увидеть ворота (мельчайшие поры), через которые осуществляется взаимосвязь с внешней средой или с другими городами. Приглашаю вас пройти вперед через одну из этих пор. Сейчас перед нами проходит двухслойная граница города (мембрана), мы предъявляем разрешение на экскурсию, и пограничники мембранного канала благополучно пропускают нас внутрь.
Обратите внимание, вокруг нас вязкая жидкость, которая бережно подхватывает нас и перемещает по клетке (цитоплазма). Уважаемые туристы, большая просьба не расплываться, держите направление на правительственное здание (ядро). В этом вам помогут специально проложенные удобные дороги (каналы эндоплазматической сети), на обочинах которых можно заметить мастерские по производству разнообразных белков (рибосомы).
Мы у ворот ядра. Историческая справка: ядро растительной клетки впервые описал Роберт Броун в 1833 году. Вход в правительственное здание только по специальным пропускам, т.к. там находится главный архив, и работают министры (хромосомы). Не будем им мешать.
рисунок растительной клетки
Сейчас мы отправляемся на градообразующий промышленный комплекс, где создаются сложные вещества растительной клетки, такие как целлюлоза, смола, нектар и многие другие. Он называется комплекс Гольджи по имени итальянского ученого Камилло Гольджи, впервые описавшего его в 1898 году.
Как при любом заводе, при комплексе Гольджи имеются созданные им дочерние предприятия – очистные сооружения. Они получили название лизосомы. В них происходит утилизация вышедших из строя органоидов, очищение клетки и уничтожение врагов, если таковые все-таки проникли в город.
Следующий пункт нашей экскурсии – энергетическая станция (митохондрия). Вход в нее для посторонних закрыт двумя мембранами. Здесь происходят важные процессы выработки энергии за счет окисления питательных веществ кислородом. Экскурсии здесь проводятся только для старшеклассников. Поэтому мы с вами отправляемся дальше.
Центральную часть города занимает огромное водохранилище с клеточным соком (вакуоль). Вы можете некоторое время отдохнуть и поплавать.
Уважаемые туристы, вы, наверное, уже проголодались. Во время нашей экскурсии предусмотрено посещение столовой, но не обычной, а работающей на солнечной батарее. Вход в нее так же по пропускам через двойную мембрану. Повара этой столовой – настоящие волшебники – они приготовят для вас еду, используя углекислый газ и воду. Свое волшебство они называют фотосинтезом, а столовую, обеспечивающую пищей все растение, – хлоропласт.
Уважаемые гости города, наша экскурсия подошла к концу. Не забудьте снять скафандры и увеличиться в размерах. Надеюсь, что наша экскурсия вам понравилась. Нарисуйте город-клетку, как вы ее себе представляете, обозначьте на ней маршрут нашего путешествия.
Источник
Сочинение на тему клетка по биологии 5 класс
2 варианта
В далеком королевстве “Клетка”, жил да был король “Ядрышко”. У короля
был свой замок “Ядро”. В его королевстве всегда был порядок, и каждый выполнял
свою функцию и свои обязанности. Вместо
воздуха в их королевстве была “Цитоплазма”, они плавали в ней, как в море. Все их
королевство было заполнено “Цитоплазмой”, а границей окружавшей их королевство
была “Плазматическая мембрана”, которая не позволяла никому выбраться из этого
королевства, и также не позволяла проникнуть в него. Она защищала жителей и
короля королевства. У короля “Ядрышка” была огромная “ДНК” библиотека, хранившая
всю его наследственную информацию. Еще у короля были верные слуги “Хромосомы”,
которые и охраняли ту самую библиотеку. В королевстве “Клетка” была самая
новейшая и современная энергетическая станция “Митохондрия” и самая вкусная кухня “Лизосома”. “Эндоплазматическая сеть” служила для транспортировки полезных веществ,
а “Комплекс Гольджи” принимал продукты. Еще в королевстве “Ядрышка” был “Клеточный
центр”, который играл важную роль в численности населения. Все жители королевства “Клетка” жили в мире и покое. Они жили долго и счастливо.
Мое художество! На уроке биологии нарисовала)
Это элементарная живая система, которая способна к самовоспроизведению. Клетка лежит в основе строения и развития всех организмов, это наименьшая часть организма, наделенная его признаками. Клетки живых организмов отличаются по форме, размерам, особенностям организации и функциям. Размеры большинства клеток от 10 до 100 мкм. Клетки, из которых состоят разные организмы, не идентичны, но все они образованы по одному принципу, что свидетельствует об общности происхождения живых организмов.
Клеточная теория — учение о животных и растений, то о клетках, как образованиях. Немецкий биолог Т. Шванн в 1839 г. сформулировал основные положения клеточной теории:
— все живые организмы состоят из клеток;
— клетки животных и растений сходны по строению и химическому составу.
В 1858 г. немецкий патолог Р. Вирхов доказал:
— каждая клетка происходит от клетки;
— вне клеток нет жизни.
Эстонский ученый К. Бэр в 1827 г. открыл яйцеклетку млекопитающих и доказал, что многоклеточные организмы начинают свое развитие с одной клетки — оплодотворенной яйцеклетки (зиготы):
— клетка — не только единица строения, но и единица развития живых организмов.
Положения современной клеточной теории:
— клетка — элементарная единица строения и развития всех живых организмов;
— клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны по происхождению (гомологичны), строению, химическому составу, основным процессам жизнедеятельности;
— каждая новая клетка образуется исключительно вследствие размножения материнской путем деления;
— у многоклеточных организмов, развивающихся из одной клетки — зиготы, споры — различные типы клеток, формируются путем их специализации на протяжении индивидуального развития особи и образуют ткани;
— из тканей формируются органы, которые тесно связаны между собой и подчинены нейрогумо-ральным и иммунным системам регуляции.
Методы цитологических исследований. Прохождение лучей света через объект исследований. Увеличение в 2—3 тысячи раз. Изучение общего плана строения клетки и ее орга-нелл, размеры которых меньше 200 нм. Применение красителей, которые избирательно окрашивают отдельные органеллы или их компоненты. Метод прижизненного изучения клеток позволяет изучить определенные процессы жизнедеятельности клеток. Электронная микроскопия. Прохождение потока электронов через объект. Изучение строения клетки и её органелл под увеличением от 500 тыс. раз и более. Метод растровой (сканирующей) электронной микроскопии позволяет провести изучение структуры поверхности клеток, отдельных органелл. Поток электронов при этом не проходит через объект исследования, а отражается от его поверхности. Метод меченых атомов. Введение в клетку веществ с радиоактивными изотопами. Метод позволяет проследить за миграцией веществ в клетке, их превращениями, обнаружить локализацию и характер биохимических процессов.
Активный транспорт веществ, связан с затратами энергии. Ее источником могут быть либо энергия, освобождающаяся при расщеплении молекул АТФ, либо разница концентрации ионов, возникающая по обе стороны мембраны. Вещества перемещаются с участием подвижных белков-переносчиков или за счет изменения конфигурации внутренних белков. Способность поглощать (эндоцитоз) или выводить (экзоцитоз) наружу большие молекулы или частички, которые состоят из многих молекул Разновидностями эндоцитоза являются фагоцитоз и пиноцитоз. Фагоцитоз — активное поглощение микроскопических твердых объектов. Пиноцитоз — захватывание и поглощение клеткой жидкостей вместе с растворенными в них соединениями.
Хромосомы. Основу составляет двуцепочная молекула ДНК, связанная с ядерными белками и образующая нуклеопротеиды. Каждая хромосома состоит из двух продольных частей — хроматид. Обе хроматиды соединяются между собой в зоне первичной перетяжки, разделяющей хромосому на участки — плечи. Некоторые хромосомы имеют и вторичные перетяжки. Хранят наследственную информацию, которая передается из поколения в поколение.
Гиалоплазма. Прозрачный раствор органических и неорганических соединений в воде. Находится в состояниях золя и геля. Содержит 75—78 % воды, 10—12 % белков, 4—6 % углеводов, 2—3 % липидов, 10 % неорганических веществ. Непостоянные структуры, возникающие и исчезающие в процессе жизнедеятельности клетки. Могут быть в твердом или жидком состоянии, имеют вид кристаллов (соли), зерен (белки, полисахариды) или капель (жиры).
Митохондрии имеют сферическую, нитевидную, овальную и прочие формы. От цитоплазмы отделены двойной мембраной, через которую проникает много соединений. Внутренний слой мембраны образует многочисленные складки — кристы, на которых расположены ферменты дыхательной цепи. Хлоропласты имеют зеленый цвет, овальную форму. Мембрана двойная, внутренний слой мембраны образует складки, направленные внутрь стромы — ламеллы и тилакоиды. Ламеллы имеют вид плоских удлиненных складок, тилакоиды — плоских дискообразных мешочков. Тилакоиды собраны в скопления — граны. Молекулы хлорофилла вмонтированы в мембраны тилакоидов.
Источник
Урок по биологии для 5 класса: «Клеточный мир, урок путешествие»
Выбранный для просмотра документ Клеточный мир урок путешествие. Пигин О.Ф. 2015.docx
Учитель биологии: Пигин О.Ф.
Клеточный мир. Урок – путешествие.
Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»
5 класс ФГОС ООО
— обобщить и закрепить знания о строении клетки; познакомить с видами тканей растений;
— развить у учащихся образную память, логическое мышление
— продолжить формирование навыков самостоятельной работы с материалом, отработка активного умения слушать выступающего, совершенствовать навыки самоконтроля.
определение цели своего обучения
установление причинно-следственных связей строения организмов, их свойств, процессов жизнедеятельности и единства происхождения
рефлексия способов и условий действия в соответствии с решением практических и теоретических задач
умение формулировать выводы
умение работать индивидуально (в парах, группе)
отстаивать мнение и позицию
формирование целостного мировоззрения
оценка учащимися качества и уровня усвоения материала
умение корректировать свои действия относительно заданного эталона
Предметные: у учащихся формируются первоначальные представления о
жизнедеятельности клетки, видах тканей растительного организма, закрепляются знания о строении клетки;
Личностные: учащиеся учатся организовывать свою работу, выполнять индивидуальные задания, формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живого
Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование : дидактический материал «Рабочий лист учащегося», учебник, тетрадь, презентация: «Клеточный мир» (компьютер, проектор).
I . Организационно – мотивационный этап:
Учитель. Добрый утро, ребята! Давайте познакомимся, меня зовут Олег Федорович, я учитель биологии Антоньевской школы.
Давайте сядем удобно посмотрим, друг на друга и улыбнёмся . Я рад, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь, проверьте все ли принадлежности урока у вас на парте.
А начнем мы с вами с того что послушаем сказку о растительной клетке, я прошу вас быть очень внимательными и отметить какую биологическую информацию несет эта сказка.
Учитель. Сказка о растительной клетке
Загляните на часок в нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут органоиды живут.
Там такое происходит — цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье в клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук, удивился б Роберт Гук.
В клетку пища проникает очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год поступает кислород.
Часть веществ построит клетку — так растет листок иль ветка.
Часть – отложится в запас.
Что не нужно, в тот же час — удаляется из клетки.
Коли пища поступает, клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья, это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение столько, сколь живет растение.
И название «растение» получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали, что о клетке вы узнали?
Сегодня наш урок необыкновенный.
Мы совершим путешествие по пройденным страничкам нашей учебной книги, повторим изученное и узнаем кое-что новое. Возьмите в руки учебник биологии и откройте его на странице 22.
Мы не просто перелистаем страницы учебника, мы вспомним и закрепим все, что узнали о строении живых организмов, совершим путешествие в мир клетки.
Подведем итоги нашей работы, обобщим материал темы, кратко вспомнить историю открытия клетки и повторим клеточное строение.
Ребята! Вспомните все, что я сказал, подумайте и скажите, как же мы назовем тему сегодняшнего урока? (Ответы). Слайд 1.
Запишем тему урока в рабочий лист
Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока? (Ответы).
Цель нашего урока следующая: знать строение клетки .
II. Актуализация пройденного материала.
1 Повторение и закрепление знаний
Повторение начинаем с вопросов ( устные ответы учеников , после каждого ответа листаем учебник и делаем записи в рабочий лист, который лежит у каждого ученика на парте)
Какие царства живых организмов вы знаете? ( Бактерии, грибы, растения, животные). Давайте выполним задание №1
Какое строение имеет любой живой организм? ( Клеточное). Слайд 2
Давайте выполним задание №2. Клетка – единица строения живых организмов.
Как называется наука, изучающая клетку. ( Цитология).
С помощью чего мы можем рассмотреть клетки различных организмов? ( С помощью увеличительных приборов). §-7, Стр. 24
Как устроен микроскоп? Как узнать, какое увеличение дает микроскоп? Стр. 24,26 табл. 3.
Первые микроскопы были похожи на современные?
Кто впервые увидел клетки? Слайд 3. Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. «Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…» писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название «клетки». Мы с вами сделали то же, что сделал Гук 300 лет назад. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.
Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. Слайд 4-5.
Какое строение имеет клетка? Назовите составные элементы (органоиды) клетки?
Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая покрывает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах. Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Ребята! В рабочих листах, подпишите части клетки. Давайте выполним задание №3
. Затем Слайд 7 «Строение растительной клетки»
— какую функцию выполняет оболочка клетки?
— зачем в клетке нужна цитоплазма?
— какой органоид клетки принимает участие в деление?
— где находится клеточный сок в клетке и что в нем содержится?
— какие органоиды мы с вами не назвали?
Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?
Давайте выполним задание №4
( Питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие и деление, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость).
Учитель. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.
Какие вещества входят в состав клеток?
( Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников, они делятся на органические и неорганические).
Как делится клетка? Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм.
Что называют тканью? Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определенные функции, называют тканью. Обратимся к учебнику стр. 31, рис. 21.(описание функций на стр. 30)
Давайте выполним задание №5 в ваших рабочих листах, Впишем: Ткань=клетки+межклеточное вещество
Какие же виды тканей известны у растений? Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные. Давайте выполним задание №6
Чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани? Особенности строения клеток разных тканей связаны с выполняемой ими функцией. Давайте выполним задание №7
Физкультминутка 3 минуты
Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. Проверьте сами себя – усвоили ли вы этот материал, о котором говорили сегодня на уроке.
Выполните контрольный тест устно. ( Если останется время на уроке)
Контроль знаний, тест №1
Какие утверждения верны. (да +; нет -)
1. Все живые организмы состоят из клеток? (+)
2. Расти могут только растения? (-)
3. Размножение — это воспроизведение себе подобных? (+)
4. Растения и грибы относятся к одному царству? (-)
5. Ядро содержит одно или несколько ядрышек? (+)
6. Все клетки живых организмов имеют пластиды? (-)
7. Хромосомы находятся в ядре? (+)
8. Деление клеток лежит в основе размножения и развития организмов? (+)
— Взаимоконтроль — попарно под диктовку учитель.
Контроль знаний, тест № 2 . (Приложение1)
Учитель: Вот и заканчивается путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который присутствует в каждом из нас. Вы сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки:
— за работу на уроке;
— за тестирование и работу по карточкам.
Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».
Технологическая карта урока «Клеточный мир»
Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» 5 класс ФГОС ООО».
Формируемые способы деятельности
Формируемые способы деятельности
Формируемые способы деятельности
I .Организационно – мотивационный этап
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
Поиск формулирования темы урока через решение проблемного вопроса.
Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса
Чему будет посвящена наша тема урока?
Прослушивают и анализируют сказку « о растительной клетки»
Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Включаются в урок во взаимодействии с учителем.
Источник