- Крейсер Аврора. Как добраться, экскурсии, режим работы
- Где находится крейсер Аврора в Санкт-Петербурге
- Как добраться до достопримечательности на машине, общественно транспорте
- Предпосылки к созданию
- Проектирование
- Постройка и испытания
- Описание конструкции
- Корпус
- Бронирование
- Энергетическая установка и ходовые качества
- Водоотливная система
- Осушительная система
- Балластная система
- Пожарная система
- Шлюпочное вооружение
- Вооружение
- Артиллерийское вооружение
- Минно-торпедное вооружение
- Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
- История службы
- Первый выход в море
- Служба во время русско-японской войны
- Межвоенный период
- Служба во время Первой мировой войны. Революция 1917 г.
- Служба в составе РККФ и ВМФ СССР
- Крейсер Аврора в роли достопримечательности Санкт-Петербурга
- Режим работы музея
- Стоимость билетов в музей
- Правила посещения музея
Крейсер Аврора. Как добраться, экскурсии, режим работы
Знаменитый крейсер «Аврора» является не только памятью об Октябрьской революции, но и символом начала новой эпохи. Легендарное судно в 1960 г. было признано культурным достоянием России. Крейсер был отреставрирован и стал кораблем-музеем, время работы которого увеличивается в праздничные дни.
Где находится крейсер Аврора в Санкт-Петербурге
Судно располагается на стоянке в Петроградском районе Санкт-Петербурга, где берет свое начало река Большая Невка, недалеко от знаменитого отеля «Санкт-Петербург». Крейсер стоит со стороны Петроградской набережной напротив училища имени П.С. Нахимова.
Как добраться до достопримечательности на машине, общественно транспорте
Чтобы попасть на знаменитый крейсер на автомобиле, необходимо проехать через город до Петровской или Петроградской набережной, а затем двигаться по дорожным указателям до самого музея.
Добраться до судна также можно на общественном транспорте:
- на автобусах;
- на маршрутных такси;
- на троллейбусах.
Номер автобуса | Номер маршрутного такси | Номер троллейбуса | Место отправления |
121 49 | 3 | — | Метро «Гражданский Проспект», район Калининский |
К-30 137 | 14 | 38 | Ренуар, Калининский район |
100 К-30 | 40 | — | Отделение связи на улице Шевченко, Василеостровский район |
К-262 49 | 3 | 13 | Лицей имени Павлова, Выборгский район |
5 49 | — | Метро «Ломоносовская», Невский район |
Добраться до крейсера можно:
- пешком от метро «Горьковская»: необходимо выйти к Каменноостровскому проспекту и Петровской набережной, с которой видно крейсер.
- от метро «Площадь Ленина»: сесть на трамвай номер 6 и проехать до остановки «Чапаевская улица», пройти через реку Большая Невка.
Предпосылки к созданию
Необходимость создания боевых кораблей появилась в начале 20 в., когда усилилось давление Германии в Балтийской части России. Также к усовершенствованию Российского флота привела возрастающая вооруженная сила Японии.
В 1895 г. в программу судостроения были введены дополнения, по которым должны были строиться корабли нового поколения. В этом же году был произведен государственный заказ на 2 судна с бронированной палубой.
Проектирование
Строительство велось по эскизам С.К. Ратника, который работал на Балтийском заводе. Его проекты предполагали создание 2 кораблей «Дианы» и «Паллады», но в 1896 г., когда было проведено последнее утверждение его плана, морской комитет принял решение о строительстве 3 корабля, которым и являлась «Аврора».
Проектной базой элементов всех 3 кораблей являлись крейсеры Талбот из Англии и Д-Энтрекастакс из Франции. Крейсер «Аврора» (режим работы музея будет описан дальше) был заложен в Новом Адмиралтействе. Все 3 судна имели силу вытеснения в 6 тыс. т, из-за чего им был присвоен I военный ранг.
Постройка «Авроры» велась медленнее, чем остальных крейсеров, так как ее считали кораблем запаса военно-морских сил.
Постройка и испытания
Осенью 1896 г. в Новом Адмиралтействе под руководством Э.Р. де Грофе началось строительство корпуса корабля. Но из-за нехватки материалов и рабочих, создание крейсера затягивалось.
По указу вице-адмирала В.П. Верховского, его элементы создавались на разных предприятиях:
- завод Пульмана: литье из бронзы;
- Ижорский завод: стальной корпус;
- Александровский завод: стальные элементы креплений корпуса;
- Металлический завод: торпеды и системы пуска;
- Шатильон-Коментри: бронированные элементы.
- Обуховский завод: артиллерийское оружие.
Главным контролирующим механиком был назначен А.А. Перов. Строительство всех кораблей велось на одних заводах, но в результате «Аврора» имела наиболее современные и удобные в обслуживании устройства и котлы.
В 1898 г. было предложено усовершенствовать аппараты запуска и хранения торпед, они были видоизменены по проектам судовых офицеров и механика А.А. Петрова. Работу по изготовлению всех торпедных систем взял на себя Петербургский завод металлов.
С 1897 г. по 1900 г. продолжались корпусные работы. Процент готовности крейсера «Аврора» весной 1900 г. составлял 82 %. В мае этого года фюзеляж корабля торжественно спустили на воду в присутствии Николая II.
После этого на корпус крейсера стали устанавливать оборудование и механизмы. В конце всех работ водоизмещение судна составило более 6,6 тыс. т. На судне были установлены пушки с увеличенным углом обстрела и новая система якорной стоянки. В июле 1900 г. «Аврора» совершила первое плавание до Кронштадта.
В течение еще 3 лет крейсер проходил испытания:
- в 1902 г. проверка систем ориентирования и главных машин;
- в 1903 г. проверка котлов, торпедной системы и максимальной скорости.
Описание конструкции
Крейсер «Аврора», на борту которого находится современный музей, отличается от корабля, спущенного на воду в 1900 г. Во время работы экспозиций можно детально рассмотреть строение корабля.
Корпус
У судна есть 3 палубы:
а также судовая надстройка. Ниже броневой части есть трюм, который разделяется на 13 частей, 4 из которых обеспечивают плавучесть корабля.
Корпус корабля с внешней стороны обит стальными блоками длиной 6,5 м и толщиной в 20 мм. Части корабля, находящиеся под водой и над ватерлинией обшиты пластинами меди. Это обеспечивало защиту от коррозии. На броневой палубе расположены фок — мачта высотой 24 м и грот — мачта размером 22 м. Корпусная длина «Авроры» составляет 127 м, а ширина 17 м.
Бронирование
Броневая палуба в верхней части корабля защищает все его важные отсеки. Толщина брони карапасной палубы 40 мм и 63 мм ближе к бортовым скосам.
Рубка, из которой ведется командование, укреплена со всех сторон листами брони толщиной 150 мм. В части судна, которые не защищены карапасной палубой, обшиты бронелистами толщиной 40 мм.
Энергетическая установка и ходовые качества
В состав энергетической системы входит больше 20 котлов Бельвиля, произведенных по макету 1894 г. Система паровых труб протягивается по всему периметру судна.
Котельные отсеки располагаются:
Они объединяются одной трубой, высота которой достигает 27 м. На борту «Авроры» находится собственная система опреснения воды, которая обеспечивала поступление 62 т воды в паровую систему дополнительно к 330 т, хранящимся в сборных резервуарах.
Уголь для печей корабля хранится в 32 отсеках между бортами судна.
Общий объем перевозимого угля доходит до 970 т, что позволяет «Авроре» проходить до 6,5 тыс. км водного пути при средней скорости 9 км/ч.
Крейсер имеет 3 основных двигателя на паровой тяге мощностью 12 тыс. л.с. Максимальная скорость судна при такой мощности достигает 19 узлов. Передвигается «Аврора» с помощью системы 3 винтов, состоящих из 3 лопастей. Левый и правый винт были направляющими и крутились против и по часовой стрелке.
Водоотливная система
Крейсер «Аврора» считается непотопляемым, так как имеет систему откачивания воды. Работу насосов обеспечивали турбины с водной проводимостью 250т/ч и 400 т/ч.
Осушительная система
После ликвидации пробоин и откачки основной массы воды, осушительная система удаляет ее остатки. Осушение проводилось с помощью подачи горячей воды по трубе из красной меди насосами фирмы Вортингтон.
Балластная система
Крейсер имеет 4 задвижки, которые помогают снизить процент затопления отсеков корабля. Через них скопившаяся вода выбрасывается за борт.
Пожарная система
Система пожаротушения соединена с осушительным аппаратом. К медной трубе присоединены шланги для залива огня, в которые насосами Варингтона качалась вода.
Шлюпочное вооружение
На «Авроре» есть несколько разнотипных шлюпок:
- по одному баркасу на 16 и 18 весел;
- по одной лодке на 12 и 14 весел;
- 2 больших катера с паровой тягой;
- 2 узких быстроходных лодки на 6 весел;
- 2 парусные шлюпки.
Вооружение
Крейсер «Аврора» имеет достаточно мощный набор оружия для ведения боя.
Артиллерийское вооружение
На крейсеры установлены:
Вид пушки | Калибр | Дальность полета пули, тыс. м | Скорость стрельбы, выстрел/мин | Боезапас, шт | Количество орудий, шт | |
Механическая, | ручная | |||||
150-мм Канэ | 45 | 10 | 5 | 2 | 1500 | 8 |
75-мм Канэ | 50 | 7 | 10 | 4 | 6300 | 24 |
37-мм Гочкис | 23 | 8 | 43 | — | 3600 | 8 |
64-мм система Барановского | 20 | 3 | 5 | — | 1500 | 2 |
Минно-торпедное вооружение
Судно «Аврора» оснащена 3 торпедными системами:
- 1 надводная в носовой части;
- 2 подводные по боковым сторонам.
Торпедный выстрел производится с помощью сжатого воздуха при скорости движения крейсера от 10 до 18 узлов. Прицеливание ведется из боевой рубки.
Запас боеприпасов находится в носовой и подводной части корабля состоит из 8 торпед 381 калибра с дальностью поражения до 1,5 км. На борту «Авроры» также находится 34 мины, а при нахождении судна на стоянке, по бокам могут раскидываться специальные противоминные сети.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Связь крейсера с берегом осуществляется с помощью сигнальных флагов и больших прожекторов, которые в ночное время освещали посторонние суда. Для связи и подачи информации на дальние расстояния на «Авроре» есть сигнальные фонари белого и красного цветов. Связь осуществлялась помощью по азбуки Морзе.
Визуальный контроль над ситуацией на воде осуществляется с помощью подзорных труб и биноклей, а измерение расстояния до необходимой точки с помощью дальномера Барра и Струда.
История службы
Крейсер «Аврора» (режим работы этого музея будет описан ниже) прошел несколько войн и прослужил 38 лет в составе Балтийского флота.
Первый выход в море
Первый маршрут крейсера проходил через Портленд, Пирей и Саид. В порте Суец контр-адмирал «Авроры» Вирениус А.А. развернул судно, так как в Балтийской части России начиналась война с Японией. Весной 1904 г. корабль прибыл к Российским берегам.
Служба во время русско-японской войны
Весной 1904 г. судно включили в Тихоокеанский флот. Крейсер направился к берегам Владивостока для помощи первой эскадре и атаки японского флота. Командование судном получил вице-адмирал Рождественский.
Осенью 1904 г., проходя у берегов Великобритании, российские корабли по ошибке обстреляли рыбацкие суда. Инцидент получил название Гулльский. Весной 1905 г. 2 эскадра Тихоокеанского флота достигла Корейского пролива.
Там произошло Цусимское столкновение, закончившееся поражением русских кораблей. Уйти от атаки вражеского флота удалось только 3 кораблям, среди которых была «Аврора». Без запаса топлива они достигли берегов Филиппин, где их задержали американские солдаты.
Межвоенный период
В американском плену служащие на «Авроре» моряки восстанавливал поврежденные отсеки. После окончания войны с Японией, корабли были отпущены на Родину, где начался 2-летний ремонт корабля.
В 1907 г. «Аврора» сделали судном для обучения, на нем в Средиземном море служили курсанты вплоть до 1913 г.
Служба во время Первой мировой войны. Революция 1917 г.
Летом 1914 г. , когда началась Первая мировая война, «Авроре» вернули статус боевого корабля, но использовали только как разведывательное судно.
Через 2 года Морской корпус, которому принадлежала «Аврора» модернизировал артиллерийские орудия так, что они стали способны сбивать низколетящие вражеские самолеты. Подойдя в Рижский залив, крейсер отбивал воздушные атаки, но получил серьезные повреждения, после чего в 1916 г. его отогнали в Кронштадт для проведения ремонта.
В революционный 1917 г. «Аврора» по приказу временного комитета прибыла по Неве к Николаевскому мосту и не дала развести его своды, соединив Василеостровский район с центром Санкт-Петербурга. Перед захватом большевиками Зимнего Дворца, капитан крейсера Антонов-Овсеенко отдал приказ совершить холостой залп из носовой пушки, который по легенде был командой к началу захвата главного здания.
Служба в составе РККФ и ВМФ СССР
В 1922 г. было принято решение о реставрации и модернизации корабля. Начался масштабный ремонт. На крейсере были заменены артиллерийские пушки, установлены зенитные установки и пулеметы. Осенью 1922 г. корабль Балтийского флота прошел все испытания.
В 1923 г. управление судном принял Центральный комитет, что сделало его символом революционного времени. С 1924 г. по 1927 г. крейсер «Аврора» курсировал по водам Советского союза, обогнул Скандинавские острова и совершил поход до Архангельска. В 1927 г. крейсер наградили орденом Красного Знамени, а также сняли фильм с его участием.
В 1928 г. «Аврора» снова стала тренировочным судном и использовалась для плаванья за границу. В 1933 г. энергетическая система крейсера вышла из строя, и его отправили на ремонт. Но полностью восстановить «Аврору» не удалось, так как замена всех ее систем и реставрация корпуса были бессмысленными.
Ремонт остановили, а судно оставили несамоходным. С помощью буксиров «Аврору» выводили к берегам Кронштадта, где на ней проводили обучение курсантов.
В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны крейсер служил противовоздушной защитой у берегов Кронштадта. Для военных нужд с крейсера сняли артиллерийское вооружение, которое потом использовалось на других кораблях. В сентябре 1941 г. «Аврора» участвовала в защите Ленинграда, производя выстрелы по немецким самолетам. Из-за плохой погоды зимой экипаж покинул корабль.
Крейсер Аврора в роли достопримечательности Санкт-Петербурга
В 1944 г. Жданов А.А. выступил с предложением поставить «Аврору» на реке Нева в память о службе корабля и экипажа в Балтийском флоте. Судно начали восстанавливать. Капитальный ремонт длился несколько лет, но из-за массовой реорганизации отсеков и агрегатов корабля, первоначальный его вид был утерян.
17 ноября 1948 г. «Аврору» установили на стоянку на реке Большая Невка и сделали ее плавучей базой для курсантов Нахимовского училища, а в 1950 г. на ее борту открылся исторический музей. За несколько лет «Аврору» посетили более полумиллиона человек из разных стран.
Летом 1960 г. приказом Совета Министров судну присвоили статус исторического памятника и звание памятника наследия России. Через год оно получило орден Октябрьской революции.
Бронемашина Ленина находится на борту крейсера Аврора
В 1992 г. корабль передали Военно-морскому флоту, но в 2010 г. он стал активом Центрального музея военно-морского искусства. Через 2 года «Аврору» включили в состав федерального учреждения культуры и обороны России. «Аврора до настоящего времени считается военным кораблем.
Режим работы музея
Крейсер «Аврора», режим работы которого изменяется только в праздничные дни, открыт для посещения со среды до воскресенья с 11 часов дня до 6 часов вечера.
Билетная касса закрывается на час раньше музея.
Выходные дни: понедельник и вторник.
Стоимость билетов в музей
Стоимость билетов может варьироваться в зависимости от выбранного обслуживания:
Вид услуги | Категория билета | Стоимость за каждого посетителя, руб | |
Входной билет с осмотром главной экспозиции | Иностранные граждане | Взрослый | 600 |
Школьный, студенческий | 400 | ||
Граждане РФ | Взрослый | 400 | |
Школьный, студенческий, пенсионный | 200 | ||
Обзорная экскурсия (до 20 человек) | На иностранном языке | 500 | |
На русском языке | 400 | ||
Льготный | 250 | ||
Школьный | 100 | ||
Лекция-экскурсия (до 20 человек) | На иностранном языке | 600 | |
На русском языке | 500 | ||
Льготный | 300 | ||
Индивидуальная лекция-экскурсия (1 — 5 человек) | На иностранном языке | 3000 (за всю группу) | |
На русском языке | 2500 (за всю группу) | ||
Льготный | 2000 (за всю группу) | ||
Аренда аудиогида | Русский язык | 300 + 1000 (залог) | |
Иностранный язык | 600 + 1000 (залог) | ||
Съемка | Фотосъемка | 100 | |
Видеосъемка | 200 | ||
Киносъемка | 3000 (за час) |
Правила посещения музея
Существует несколько стандартных правил посещения «Авроры»:
1. Производить съемку без разрешения не допустима, ее оплата производится в кассах музея:
Съемка | Фотосъемка | 100 |
Видеосъемка | 200 | |
Киносъемка | 3000 (за час) |
2. Любая съемка разрешена только при наличии талона на фото- или видеоаппаратуру, с выключенной вспышкой.
3. Не разрешается проносить на территорию музея:
4. Бесплатно посещать «Аврору» могут:
- Герои РФ;
- инвалиды и ветераны Великой Отечественной Войны;
- инвалиды 1-2 группы и инвалиды-колясочники;
- люди, имеющие ордена времен блокады Ленинграда;
- бывшие заключенные концлагерей;
- сопровождающие инвалидов и экскурсионные группы;
- бывшие жители Чернобыля;
- вдовы и родственники погибших военнослужащих;
- многодетные семьи;
- дети до 7 лет;
- курсанты кадетских корпусов, Суворовского и Нахимовского училищ;
- сотрудники других музеев;
- члены союза Культуры и Искусства;
- работники Международного совета музеев.
5. На территории экспозиции запрещено:
- нарушать общественный порядок;
- заходить за ограждения;
- употреблять алкоголь;
- курить;
- осуществлять торговлю.
6. Групповые экскурсии осуществляются только предварительной договоренности с администрацией.
Знаменитый крейсер «Аврора» является популярным местом в Санкт-Петербурге среди российских и иностранных туристов. Удобный режим работы и большой список услуг для посетителей этого музея позволяет подобрать необходимый вид экскурсии и время для посещения.
Автор: Анна Шалунова
Оформление статьи: Владимир Великий
Источник