Урок-экспедиция по лесной природной зоне (региональный компонент)
- сформировать у учащихся представление о лесной зоне;
- познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями этой зоны:
тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром.
- Повторить: природные зоны России.
- Знать: основные стороны горизонта.
- Уметь: работать с дополнительной литературой по предмету, работать с картой, определять стороны горизонта по природным признакам
- Развивать: внимание, зрительную и слуховую память, познавательную активность, навыки коллективной работы, умение анализировать, делать выводы, творческие способности, кругозор.
- Воспитывать: дисциплинированность, ответственность, интерес к предмету, самостоятельность.
- карта природных зон России,
- учебники, атласы Кемеровской области,
- атласы-определители, гербарий, картины,
- запись голосов птиц, карточки – названия команд:
1-я группа ботаников, 2-я группа ботаников, - зоологи, экологи, карточки с кроссвордами для каждой команды,
- карточки с цифрами от 1 до 4, фотографии растений и животных, изучаемых в данной теме,
- компьютер, мультимедийный проектор, экран,
- презентация (Приложение)
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
(На слайде изображение улыбающегося солнца.)
Рис. 1
Поглядело солнце вправо (поворот головы направо, глубокий вдох и выдох),
А потом налево (поворот налево, глубокий вдох и выдох).
учи свои расправило (руки вверх, потянулись)
И нас теплом согрело (пальчиками пошевелили).
Дети присаживаются на места.
2. Сообщение темы и целей урока.
– Послушайте стихотворение и скажите, в какую природную зону отправится сегодня наша экспедиция. Слайд 1. Приложение
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? (Слайд 2)
Что там шепчешь на заре, весь в росе как в серебре? (Слайд 3)
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? (Слайд 4)
Все открой, не утаи: ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
– Куда отправляемся в путешествие? (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону)
– А что мы будем там изучать? (Какие в лесу есть растения? Какие живут звери и птицы?)
– Ребята, а как вы понимаете слово “дремучий”? (“Дремучий” – это значит темный, страшный, как в сказке.)
– А есть ли леса, в которых не темно и не страшно? (Да, например, в березовой роще светло и весело.)
– Да, правильно. И сегодня наша экспедиция в составе четырех команд (2 группы ботаников, зоологи и экологи) должна найти ответ на вопрос: почему одни леса темные, а другие – светлые. (Слайд 5)
Но мы не можем отправляться в новую экспедицию, пока не обобщим знания, которыми обогатились в предыдущие путешествия.
3. Повторение пройденного.
А) Угадайте, о какой природной зоне идет речь?
– В этой природной зоне полярная ночь длится полгода, а земля покрыта льдом. Растительность бедная.
(Зона арктических пустынь) СЛАЙД 6
Б) О какой природной зоне идет речь?
– В этой природной зоне долгая холодная зима и короткое прохладное лето. Растения низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
(Зона тундры) Слайд 7
В) Угадайте, какое животное лишнее и почему? (Слайд 8)
– Молодцы, ребята! Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны собраться и взять с собой в дорогу только те вещи, которые нам пригодятся. В этом поможет кроссворд, который лежит на столах у каждой группы.
Зарядка для ума, которую предлагает выполнить умная сова.
- Прибор для определения сторон света. (Компас)
- Емкость для приготовления пищи в походе (Котелок)
- Сумка туриста. (Рюкзак)
- С их помощью можно разжечь костер. (Спички)
– Разгадав кроссворд правильно, вы узнаете, как называется вид временного укрытия. (Палатка)
– Давайте проверим, как справились команды с заданием. Как называется ключевое слово в кроссворде? (Слайд 9)
(Капитаны команд выбирают правильный ответ и показывают его с помощью карточек с цифрами от 1 до 4.)
Учитель. Чтобы не заблудиться, мы должны хорошо ориентироваться в лесу. Какой прибор поможет нам в этом?
– Какие основные стороны горизонта вы знаете?
– А как без компаса определить стороны горизонта? (По солнцу)
– А по каким еще признакам можно определить стороны горизонта? (По природным признакам)
– Молодцы, ребята, вижу, к экспедиции вы готовы.
– Делаем привал и отправляемся в экспедицию. (Слайд 10)
“По родному краю дружно мы шагаем…”
Носом – вдох, (Поднимание рук на вдохе вверх).
А выдох – ртом, (Свободное опускание рук на выдохе)
Дышим глубже, а потом – марш на месте, не спеша,
Коль погода хороша!
5. Работа по новой теме.
– Чтобы иметь представление о том, куда направляется наша экспедиция, давайте поработаем по карте природных зон России. (Работа по карте.)
1) Каким цветом обозначена на карте природная зона лесов?
(На карте зона лесов обозначена зеленым цветом)
2) Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
(Лесная зона находится южнее зоны тундры)
3) В каком климатическом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
(Зона лесов расположена в умеренном поясе, поэтому здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето)
4) Какая она в сравнении с другими природными зонами?
(Эта природная зона самая большая)
5) Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади?
(Я увидел, что в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно– зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее)
6) Почему именно эта природная зона для нас родная? (Мы живем в Кемеровской области, а она расположена в зоне лесов. На карте это хорошо видно, т.к. большая часть закрашена зеленым цветом)
– Какие деревья растут у нас в тайге, поможет разобраться первая группа ботаников. Что растет в смешанных и широколиственных лесах нашего края, выяснит вторая группа ботаников. Зоологи изучат, кто живет в лесной зоне.
А группа экологов расскажет нам о редких и исчезающих видах растений и животных лесов нашего края.
Подготовиться к ответу вам помогут карточки – “помогайки”, которые есть у каждой группы.
(Организуется работа в группах. Каждая группа получает карточку – “помогайку”)
Карточка – “помогайка” для первой группы ботаников.
- Что называют тайгой?
- Природные условия тайги.
- Что общего у всех растений тайги?
- Какие растения растут в тайге?
Карточка – “помогайка” для второй группы ботаников.
- Природные условия в смешанных и широколиственных лесах.
- Что объединяет растения этих лесов?
- Какие растения растут в этих лесах?
Карточка – “помогайка” для зоологов.
- Животные и птицы тайги.
- Животный мир смешанного и широколиственного леса.
(Краткие рассказы о животных и птицах)
Карточка – “помогайка” для экологов.
- Рассказать о редких и исчезающих видах растений Кемеровской области.
- Рассказать о редких и исчезающих видах животных нашего края.
– Давайте послушаем рассказ ботаников, изучающих тайгу.
Рассказ первой группы ботаников
(Рассказывая, учащиеся на карту прикрепляют картинки с растениями и животными.)
Более половины территории области покрыто таежными лесами. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. Листья у них – хвоинки, и они всегда зеленые. В тайге господствуют (Слайд 11) сосна сибирская, ель сибирская. Это высокие деревья с мощными корнями. Кроны хвойных деревьев образуют сплошной зеленый шатер.
Сыро и сумрачно под пологом хвойных деревьев. Почва, в основном, покрыта моховым ковром.
Богаты таежные леса орехами, ягодами, грибами.
– Спасибо, уважаемые ботаники. Сейчас слово предоставляется вашим коллегам, изучающим смешанный и широколиственный лес нашего края.
Рассказ второй группы ботаников
На смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут осина и береза бородавчатая. (Слайд 12)
Зима в смешанных лесах мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Березу можно узнать по белой коре, такой коры нет больше ни у одного дерева. Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра.
Смешанные леса светлые и сухие. В этих лесах много разнообразных кустарников и трав.
Среди лесных массивов сохранился представитель широколиственных лесов – липа сибирская, которая образует небольшие лесные массивы в долинах реки Кондомы и ее притоков, названные “Кузедеевским липовым островом” (Показ на карте).
– Спасибо вам, ботаники за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем наших зоологов, немного отдохнем.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
7. Продолжение работы по теме урока.
– А сейчас мы заслушаем наших зоологов.
Рассказ группы зоологов
Разнообразен животный мир лесной зоны. Под своей кроной лес приютил и кормит многих зверей, птиц и насекомых.
Здесь живут лось, марал, медведь бурый, соболь, бурундук, (Слайд 13) Приложение
заяц-беляк, волк, лиса, белка обыкновенная. (Слайд 14)
Охраняют лес от насекомых-вредителей (Слайд 15) клесты, дятлы, мухоловки, иволги.
Кормом для них являются орехи, семена деревьев и трав, ягоды.
– Спасибо, ребята, за работу.
Заканчивают наше выступление группа экологов.
Рассказ группы экологов
Богатства природы исчерпаемы и часто невосполнимы, поэтому так необходимо их беречь и охранять.
Многие спрашивают: “А нужно ли это? Ведь лес такой большой, и, конечно, там много всяких растений и животных”.
Но в Кузбассе уже каждый 5 вид фауны и каждый 10 вид флоры требуют срочных мер охраны.
Как сигнал об опасности, которая угрожает редким и исчезающим видам растений и животных, и у нас в Кузбассе создана “Красная книга”.
В нее занесены такие виды животных и растений леса.
Балобан, черный аист, выдра, шмель обыкновенный, бабочка– аполлон.
Кандык сибирский, башмачок известняковый, адонис весенний, башмачок крупноцветковый, любка двулистная, липа сибирская, баранец обыкновенный.
– Вы хорошо, ребята, поработали в экспедиции.
Гуляя в лесу, вы должны помнить о ядовитых растениях.
Нужно быть очень внимательными и осторожными.
8. Закрепление. Подведение итогов.
А чтобы узнать, что вы запомнили, побывав в экспедиции, проведем блицтурнир “Я знаю лес”.
– Какой лес мы называем тайгой?
– Какие деревья растут у нас в тайге?
– Какое особое отличие есть у хвойных деревьев?
– Какие леса называются смешанными?
– Какие деревья растут в наших смешанных лесах?
– Какое дерево при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?
– Узнай животное по описанию: “Любит темные леса. К жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас и кисточки на ушах?”
– Молодцы, ребята! (Слайд 16)
9. Домашнее задание.
– Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые отражают опасные для леса действия человека.
- Атлас Кемеровской области.
- Атлас-определитель.
- Учебник “Мир вокруг нас”. 4-й класс. Ч. 1, 2. Автор: Плешаков А.А., 2007 год, издательство “Просвещение”.
- В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 4-й класс. Авторы: Дмитриева О. И., Мокрушина О. А., 2004 год, издательство “Вако”.
Источник
Путешествие по природным зонам Земли
Презентация к уроку
Цели: сформировать представление о разнообразии природных зон на Земле, рассказать о способах приспособления растений и животных к условиям обитания в природной зоне, закрепить понятие «широтная зональность», развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе, воспитывать чувство коллективизма и товарищества.
Оборудование: презентация «Природные зоны Земли», фрагменты видеофильмов о животных и растениях разных природных зон (пустыни, саванн и редколесий, экваториальных лесов), карта природных зон мира, набор картинок разных животных и растений, путеводные листы на каждого ученика, фломастеры, клей-карандаш, листы А3 с фоном разных природных зон.
Ключевые слова и понятия: природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесная зона, степи, пустыни, саванны, влажные экваториальные леса.
Ход урока
Перед началом урока учитель делит учащихся на две команды. Парты составляются для групповой работы, на партах раскладываются карандаши, клей, ножницы и другие принадлежности.
I. Изучение нового материала
1. Постановка целей урока (5 минут)
Сегодня у нас необычный урок. На прошлом уроке мы познакомились с понятием «широтная зональность» и узнали, что на Земле существует множество природных зон. Сегодня мы отправляемся в экспедицию по природным зонам Земли.
Нам предстоит выяснить, как сменяются природные зоны, узнать их климатические особенности, познакомиться с животным и растительным миром. Сегодня мы побываем в роли путешественников.
Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, делать фотографии и записи в черновиках, чтобы вернувшись назад, обработать все собранные материалы, просмотреть их, и затем оформить в виде плакатов, тем самым навсегда запечатлеть наше путешествие.
Для начала давайте вспомним важные моменты, которые помогут нам понять смену природных зон.
Фронтальный опрос
- Везде ли на Земле одинаковый климат? (Нет)Слайд 4
- От чего зависит различие климат? (От количества тепла, температуры, о угла падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше температуры, чем дальше от экватора – ближе к полюсам, тем ниже температуры.) [2] Слайд 5
- Что такое широтная зональность? (Изменение природных зон с широтой)
- Как на Земле изменяется широтная зональность? (От экватора к полюсам, по широтам)
- Что такое природная зона? (Природная зона – это большая территория со сходными климатическими условиями, имеющая определенный растительный и животный мира) [2]. Слайд 6
- Какие ученые внесли свой вклад в изучение биосферы и природных зон Земли? (Владимир Иванович Вернадский и Александр Гумбольдт)
Рисунок 1. Вернадский Владимир Иванович
Рисунок 2. Александр Гумбольдт
Слайд 7. Учитель раздает листы-путеводители по природным зонам.
Таблица 1. Путеводный лист по природным зонам
Природные зоны | Климатические особенности | Животный мир | Растительный мир |
Арктические пустыни и тундра | |||
Лесная зона | |||
Степная зона | |||
Зона пустынь | |||
Зона саванны | |||
Зона экваториальных лесов |
– Каждый из вас получает листы-путеводтели. Это ваши черновики, в которых вы можете во время нашего виртуального путешествия (при просмотре презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия животных, растений и особенности климата разных природных зон.
Мы поделились на команды, поэтому вам предстоит работать в команде.
– Не забывайте, что, работая в команде, нужно помогать друг другу, выслушивать мнения друг друга, каждый человек команды вносит свои идеи и старания в общее дело.
– Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие по природным зонам Земли. После нашего возвращения из путешествия, каждая команда получит по три любые природные зоны. И вам предстоит, используя ваши записи и «фотографии», которые мы сделаем во время путешествия, оформить эти природные зоны на плакатах и отобразить в них животный и растительный мир. Поэтому будьте внимательны, записывайте названия растений и животных природных зон и особенности климата.
После оформления работ, вы посовещаетесь и выберите представителей команды, которые будут демонстрировать ваши плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон.
– Отправляемся в наше путешествие!
2. Природные зоны Земли (10 минут)
Просмотр презентации и рассказ учителя
Арктические пустыни и тундра
Зона арктических пустынь находится в Севером Ледовитом океане, на островах, покрытых льдами. Здесь среди растений встречаются мхи и лишайники. Растительный мир очень скуден, поэтому среди животных встречаются хищники, так как травоядным здесь нет пищи. Хищники – белые медведи, которые занимаются ловлей рыбы, защищены от сурового климата толстой кожей и мехом, подкожным слоем жира [2].
Здесь часто встречаются птичьи базары – это большое скопление птиц. Птицы прилетают сюда и улетаю при наступлении сильных морозов. Кайры, тупики.
В зоне тундры растений становится больше, здесь уже встречаются карликовые березки и карликовые ивы, также мхи и лишайники, кустарнички (клюква, брусника, морошка) и грибы. На фоне низкой растительности грибы хорошо видны, а так как здесь лето короткое и прохладное, то грибы никогда не бывают червивыми.
Животный мир богаче, чем растительный, так как растительной пищи мало. Здесь встречаются олени, которые питаются лишайниками, грызуны – лемминги, которые строят норы в земле, очень много птиц: уток, лебедей [2].
Характерной особенностью тундры являются болота, так как здесь очень сильная увлажненность и низкие температуры, поэтому влага не успевает испариться.
Слайд 15. Лесная зона
Лесная зона встречается на материках Евразия и Северная Америка.
В лесной зоне встречаются различные виды деревьев. Если в лесной зоне преобладают хвойные деревья (кедр, лиственница, сосна, пихта), то это зона тайги, если встречаются и хвойные и лиственные деревья (березы, осины) – это зона смешанных лесов.
В лесной зоне очень много растительности, которая служит одним животным пищей – олени, лоси, птицы, белки, бурундуки, другим жилищем и укрытием – кабаны, волки, лисы.
Деревья задерживают корнями воду при таянии снега, влагу во время дождей, поэтому здесь достаточное увлажнение и большое разнообразие растений и животных.
Слайд 19. Степная зона
Найдите на картах зону степей.
Степная зона представляет собой большие пространства травянистой растительности. Здесь очень много света, поэтому растут светолюбивые травы. В степях находятся самые плодородные почвы – черноземы, которые используются в сельском хозяйстве, поэтому почти все степные зоны распаханы людьми.
Здесь очень много грызунов, которые роют в земле норы, живут большими группами, потому что в открытом пространстве легко стать добычей хищных птиц – орлов, ястребов. Грызуны питаются злаками и другими растениями. Дрофа – птица, которая быстро бегает, также обитает в степной зоне. Здесь можно встретить змей, хомяков, а также быстро бегающих антилоп, диких лошадей.
Слайд 23. Зона пустыни
Просмотр фильма «Пустыни»[6]
Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года. Растения приспособились к добыванию воды – очень длинной корневой системой, уходящей на большую глубину. Листья некоторых растений превратились в колючки, для уменьшения испарения воды.
Животные, как правило хищники – ящерицы, пауки, скорпионы, насекомые (жуки, муравьи), змеи. Животные ведут подвижный ночной образ жизни, так как раскаленный днем песок заставляет их прятаться от зноя в укрытиях, зарываться в землю.
Знаменитые «корабли пустыни» – верблюды, запасают воду в горбах и в водных мешках в желудке, способны преодолевать сотни километров без воды и еды [6].
Слайд 26. Зона саванны
Просмотр фильма «Саванны и редколесья» [5]
На Земле нет такого места больше нигде, как в саване, в котором встречается самое большое разнообразие хищников и травоядных. Особенностью саванн является травянистые равнины, на которых встречаются небольшие группы деревьев. Траву в больших количествах поедают насекомые, например, саранча [1]. Растительноядные животные: антилопы, слоны, жирафы, грызуны, хищники: гепард (рекордсмен по бегу), леопарды, хищные птицы. Животные травоядные проходят большие расстояния в поисках воды, держатся большими группами, многие очень быстро бегаю, чтобы спасаться от хищников [5].
Слайд 30. Зона экваториальных лесов
Слайд 31–32. Просмотр фильма «Экваториальные леса» [7]
Экваториальные леса – это зона самого теплого и влажного климата на Земле, поэтому здесь произрастает пышная растительность, которая служит пищей и укрытием для многих животных, птиц, насекомых.
Экваториальный лес очень густой, деревьям приходится бороться за место под солнцем, поэтому гигантские деревья достигают 50 – 60 метров [1].
В лесах живут слоны, тигры, гориллы, мартышки. Очень много насекомых – термитов, муравьев. Большое разнообразие птиц, которые питаются плодами деревьев, нектаром цветов (нектарницы) [7].
3. Физминутка (1 минута)
Я по природным зонам иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы нам грибов набрать.
Вот лисица пробежала (рукой провести слева вправо)
Тут же белка проскакала (другой рукой провести справа влево)
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места) [4].
II. Работа в группах (12 минут)
– Мы вернулись из нашего путешествия и сейчас нам предстоит обработать и оформить всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии.
Учитель раздает командам карточки с названиями природных зон.
1 команда: арктические пустыни и тундра, зона саванн и редколесий, степная зона.
2 команда: лесная зона, зона пустыни, зона экваториальных лесов.
– Каждой группе достаются свои природные зоны для исследования.
– У вас есть ваши листы-путеводители с записями, которые вам помогут, вот у нас фотографии, которые мы сделали во время путешествия.
Учитель раздает командам фотографии и рисунки животных и растений разных природных зон.
Задача каждой группы – собрать материал по своим природным зонам: внешний облик, климатические условия, представители растительного и животного мира, их приспособление к условия обитания и т.д.
Вы можете поделить природные зоны между собой, можете работать все вместе, все это по вашему усмотрению, но не забывайте, что вы одна команда и нужно друг другу помогать.
Учащиеся должны подобрать соответствующий материал, оформить его на листе А3. Очередность отчетов соответствует порядку расположения природных зон на Земле в соответствии с законом широтной зональности.
Учащиеся получают рисунки животных и растений, плакаты с фоном природных зон и начинают составлять картины природных зон из рисунков, дорисовывая, докрашивая и оформляя картину.
– Теперь ваша задача выбрать представителей, которые будут демонстрировать плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон. Обсудите, кто будет выступать и что необходимо сказать.
Учащиеся выбирают представителей и подготавливают их к выступлению.
Выступления команд (8 минут)
От каждой команды выходят по очереди ученики, показывают свои собранные природные зоны, рассказывает об особенностях животного и растительного мира, климате. После рассказа участники других команд могут дополнять ответ.
Загадка
Где-то бушует вьюга,
Где-то метет метель,
Где-то полгода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло-
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то реки, озера,
Где-то край топких болот,
Где-то с ясного неба
И капля дождя не идет.
Где-то сосны и ели,
Густой и тенистый лес,
Где-то мхи и лишайник-
Край пустоты окрест [4].
– Почему в разных природных зонах обитают разные животные и произрастают разные растения?
(Разные климатические условия, рельеф и т.д.)
III. Обобщение и вывод (3 минуты)
– Перед нашем путешествием мы ставили цели. Вспомните, ребята, зачем мы отправлялись в путешествие, с какой целью?
Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны Земли, их животный и растительный мира, климатические особенности.
– Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?
Значит мы рассмотрели природные зоны и теперь мы знаем их особенности, можем отличить и определить их по животным и растениям, которые для них характерны.
– Как вы считаете, в какой природной зоне живем мы? (В лесной, зона тайги).
– Как вы считаете, нужно ли знать особенности каждой природной зоны и для чего?
Учащиеся высказывают свое мнение и делают предположения.
– Как вы думаете, только ли растения и животные вынуждены приспосабливаться к разным природным зонам? Приспосабливаются ли к ним люди и как?
(Жилье, одежда, питание, занятие или работа)
– Действительно, чтобы жить в определенной природной зоне, необходимо знать ее особенности. Например, в северных районах нашей страны, в строительстве домов используются совсем другие технологии, по сравнению с южными районами, на юге окна часто открыты в течении всего года, а на севере в домах используют тройное остекление. Чтобы проложить дороги, газопроводы, добывать полезные ископаемые в северных районах нужно затрачивать гораздо больше денег и использовать особые материалы, так как там очень суровые климатические условия.
– А можно ли вмешиваться в дикую природу и изменять ее, не зная как все растения и животные взаимосвязаны в ней и к чему это может привести?
Нет. Прежде чем что-либо менять в природе, нужно выяснить, как это связано с животными, растениями, климатом, чтобы не нарушить всю природу.
Например, вырубая лес, мы уничтожим жилище животных и птиц, а вместе с этим и их пищу.
IV. Домашнее задание (1 минута)
§ 47 пересказ. Нарисовать любую природную зону в тетради.
Учитель выставляет оценки за урок всем учащимся.
Источник