Путешествие по мини музеям детского сада

«Путешествие по мини-музеям нашего детского сада»

Газета детей, родителей, педагогов

Муниципальное

дошкольное

учреждение

«Путешествие по мини-музеям нашего детского сада»

18 мая – всемирный День музея.

Что такое мини-музей в детском саду?

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, как отмечает , они имеют приставку — «мини» — это и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенная ограниченность тематики.

Характерная особенность старшего дошкольного возраста – познавательный интерес, выражающийся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать новое. Именно такая форма дополнительного образования как организация мини-музея будет отвечать потребностям дошкольника.

Важная особенность мини-музея – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

«Бурёнка и её семья»

Цель создания: познакомить детей младшего дошкольного возраста с домашними животными: коровой и ее «семьей».

Цель создания: Познакомить детей среднего и старшего дошкольного возраста с разными породами собак, их происхождением. Показать значение собак в жизни человека. Научить вести себя при встрече на улице с незнакомой собакой. Познакомить с различными материалами, из которых может быть изготовлена игрушка – собака.

«Климатические зоны Земли»

Цель создания: Дать детям старшего дошкольного возраста первоначальное представление о климатических зонах Земли: Тайге, Пустыне, Севере, Саванне.

Цель создания: помочь детям старшего дошкольного возраста заглянуть в удивительный мир динозавров и других исчезнувших животных; пополнить знания о загадочных животных, обитавших на нашей планете миллионы лет назад.

МИНИ-МУЗЕЙ

Цель создания: Ознакомление с родным городом: его историей, традициями, бытом и трудом людей, с самобытностью павловского народа; дать возможность участвовать в заботе о своей малой Родине..

Цель создания: Расширять и углублять у детей среднего и старшего дошкольного возраста знания о русском народном промысле. Познакомить с историей дымковской игрушки, хохломской и городецкой росписи. Формировать знания об особенностях колорита, основных элементах узоров изделий. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Обратить внимание на тесную связь народных традиций, декоративно-прикладного искусства и устного народного творчества. Создать условия для развития детского творчества на основе полученных знаний.

Цель создания: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения книги, письменности. Расширение представлений о роли книги в жизни человека, о разнообразии современной детской книги. Воспитание грамотного читателя, понимающего и любящего книгу.

Цель создания: Знакомство детей среднего и старшего дошкольного возраста с богатством культурного наследия, с самобытностью и своеобразием русской народной культуры, которые выражаются в фольклоре, быте, ремеслах. Организация доброжелательного, непринужденного, содержательного общения детей, родителей и педагогов.

«Самодельные музыкальные инструменты»

Цель создания: Сформировать представления детей разных дошкольных возрастов о возможности использования различных материалов для создания новых разнообразных музыкальных инструментов

«Светлый праздник Пасхи»

Цель создания: Познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником Пасха и его символом – пасхальным яйцом.

МИНИ-МУЗЕЙ

Цель создания: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях. Знакомство с историей космонавтики и героями космических исследований.

Цель создания: Дать детям представления о культурном наследии павловчан, о традициях и возможностях использования павловского лимона.

Работа по тематическому принципу в организации воспитательно-образовательной работы с детьми позволила педагогическому коллективу освоить:

    новые формы работы с детьми; развивающие методы и приемы в организации проектной деятельности; современные технологии организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников – коллекционирование, экспериментирование; способы организации предметно-развивающей среды.

Одной из современных форм работы с детьми и способом организации предметно-развивающей среды в ДОУ является мини-музей, который позволяет применять развивающие технологии и разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками по теме.

Почему мини-музей в детском саду?

    В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому они имеют приставку – «мини» — это и возраст детей, для которых они предназначены, и очень небольшое пространство, которое они занимают в детском саду, и размеры экспозиций, и определенная ограниченность тематики. В обычном музее ребенок только созерцатель, а в мини-музее он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка, братья и сестры. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Музей в ДОУ интерактивный — экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. Мини-музей — это еще и одна из форм проектной деятельности в работе с детьми по теме. Мини-музей можно посещать каждый день, он открыт для дошколят постоянно. Мини-музей должны отличать не только научная достоверность, но и удачно найденная образная форма, чтобы информация была для ребенка запоминающейся. Хранителем мини-музея может быть любимый для детей и сказочный герой, и игрушка, животное или оживленный образ предмета или явления природы.

Основные принципы построения музейной композиции.

    Принцип научности – любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию в понимании картины мира. Принцип предметности – основу экспозиции составляют предметы, которые ярко характеризуют исследуемую тему. Коммуникативно-информационный принцип – дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась дошкольниками. Принцип краеведения – формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений родного края.

Правила поведения в мини-музее

· В руки экспонат возьми, хорошенько рассмотри.

· На него ты посмотри и на место положи.

· Экспонат нельзя ломать и без спроса забирать.

· Если что-то не понятно – получить ответ приятно. Посетитель, не робей, задавай вопрос скорей!

· Что нового в музее узнаешь ты – своим друзьям ты расскажи.

Редакция газеты: ул. Транспортная, Методкабинет,

Источник

Опыт работы «Мини-музеи в ДОУ»

Галина Новосёлова
Опыт работы «Мини-музеи в ДОУ»

Доклад «Мини – музеи в ДОУ»

Галина Новосёлова

МБДОУ «Детский сад № 17» г. Верхотурье

Сложно найти взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не был в музее. Тематика экспозиций музеев и самих музеев стали очень разными и необычными. Но часто ли наши дети бывают в музее? Скорее всего, большая часть воспитанников детских садов ни разу не были в музее. Во-первых, это не всегда доступно ввиду расположения населённых пунктов. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Именно поэтому в детских садах было решено создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды и нашего дошкольного учреждения.

Музей в образовательном учреждении даёт простор для творческой активности. Дети любят тайны, и, имея дело с некоторыми предметами, можно озадачить их вопросом «что это?».

Можно выделить следующие способы, помогающие стимулировать интерес детей к истории, изучению музейных предметов.

1.Умение задавать вопросы: для чего сделан этот предмет, кто его использовал, он настоящий или копия?

2. Побуждать к рассуждению.

3. Связывать и сравнивать новую информацию с имеющимися занятиями или добавляя доказательство к тому, что уже было известно.

4.Исследовать: почему вещи именно такие, какие они есть, представлять какой была тогда жизнь, каким был тот человек.

Дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения ребенка: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей. Поэтому нашей главной задачей является развитие познавательных способностей дошкольников.

Мини-музеи в детском саду — это особые виды детского музея, которые, чаще всего, располагаются в групповых комнатах, а если это общий проект, то в каком-либо общем пространстве (холл, методический кабинет). Это позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.

Мини-музеи в детском саду начинаются с малого – темы недели, темы проекта или темы предстоящего праздника.

Например: ко дню Защитника Отечества мы организовали мини- музей «Военной техники», к Новому году — выставку коллекции старинных новогодних игрушек, мини-музей кукол организовали в рамках проекта «Куклы наших бабушек»

Рисунки, поделки, книги, журналы, фотографии, игрушки – всё самое ценное и дорогое приносят дети для создания выставок в музее.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях детского сада, созданных детьми и их родителями не только можно, но и нужно все обязательно брать в руки!

В обычном музее ребенок — лишь зритель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — познавательный и воспитательный центр, результат совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Мини-музей расширяет кругозор дошкольников, формирует самосознание, развивает творческое, логическое и креативное мышление детей, способствует развитию речи, словарного запаса. И, как следствие, растёт детский интерес к познанию нового, легче усваиваются знания и программа ДОО.

Мини-музеи всегда открыты для посетителей, а экспонаты используются для проведения занятий. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересного занятия, или темой беседы.

Используя экспонаты мини-музеев, мы проводим разнообразную образовательную деятельность,включающую:

— элементы экспериментирования (мини – музей «Камня», «Воздух – невидимка»)

— путешествия по реке времени; (мини-музей часов, мини- музей кукол, мини-музей игрушечных автомобилей)

— путешествие по карте (коллекция морских раковин)

— знакомство с художественными произведениями;

— изобразительную деятельность и конструирование,

— а также игровую деятельность.

Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, пословицы, поговорки про экспонаты музея,рассказанные игровыми персонажами: домовенком Кузей, Хозяйкой Медной горы, Бабушкой – Загадушкой, помогают донести до детей материал доступно.

В наших мини-музеяхсуществуют правила поведения:

o «Экспонаты разрешено трогать руками»,

o «Рассмотренные экспонаты нужно положить на место»,

o «Экспонаты нельзя ломать»,

o «Можно и нужно задавать вопросы»,

o «Можно пополнять музей новыми экспонатами».

Эти правила предполагают активное и постоянное общение детей и взрослых, взаимодействие, сотрудничество. Сама работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив.

Музейная педагогика в нашем детском саду охватывает все возраста от самых маленьких до выпускников.

Если с детьми старшего дошкольного возраста мы организуем мини-музеи, собираем коллекции, то в работе с малышами чаще всего используем тематические выставки,такие как: «Мой любимый зайка», «Герои сказок», «Петушок – золотой гребешок»

Сейчас вашему вниманию я хочу представить небольшую презентацию «Мини – музеи в нашем детском саду»

Вся эта работа в совокупности, шаг за шагом, развивает в детях основные нравственные и гражданские ценности — доброту, заботливость, сознательность, умение помогать друг другу, любовь к близким и родному краю. Кроме того, они получают первоначальные сведения о том, что такое музей, история, естествознание, краеведение, искусство, культура, театр.

Источник

Читайте также:  Поздравить друга с путешествием
Оцените статью