- Презентация :»Опера,путешествие в оперный театр» презентация к уроку по музыке (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- презентация «Первое путешествие в оперный театр» — 5кл. презентация к уроку по музыке (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок по музыке на тему «Путешествие в музыкальные страны.» Опера.
Презентация :»Опера,путешествие в оперный театр»
презентация к уроку по музыке (5 класс)
Презентация показывает как велико Оперное искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация :»Опера,путешествие в оперный театр» | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Путешествие в музыкальный театр ОПЕРА
Опера Опера (ит. opera — действие, произведение, от лат. opus — труд, творение) — жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение и танцы, сопровождаемые оркестровой музыкой, а также живописно-декоративное оформление. Оперное произведение слагается из сольных эпизодов — арий, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен, самостоятельных оркестровых номеров. Опе ра делится на акты и картины. Как самостоятельный жанр Опера распространилась в Европе в XVII веке, в России — с середины XVIII века.
Оперный театр Сан-Карло в Неаполе. 1737 год.
Сцена Большого театра
ОПЕРЕТТА ( итал . operetta , букв. — маленькая опера), музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 — нач . 20 вв. ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других странах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, Ш. Лекок , Ф. Зуппе , И. Штраус-сын, Ф. Легар , Р. Планкет , И. Кальман; Н. М. Стрельников , Б. А. Александров, И. О. Дунаевский , Г. С. Милютин , Д. Д. Шостакович
Опера Джоакинно Россини «Севильский цирюльник»
Опера Клаудио Монтеверди «Орфей»
Опера –Былина «Садко» Н.А.Римский –Корсаков.
Источник
презентация «Первое путешествие в оперный театр» — 5кл.
презентация к уроку по музыке (5 класс) на тему
презентация урока музыки «Первое путешествие в оперный театр» — 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opernaya_mozaika.pptx | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опера – самый богатый и сложный жанр музыки. Слово «оре r а» в переводе с итальянского буквально означает «труд, сочинение» . В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство , вокальная и инструментальная музыка , мимика , танцы ( хореография ), живопись , декорации и костюмы . Опера возникла в Италии на рубеже XVI – XVII веков. «Что может сравниться с удовольствием быть в опере? Только удовольствие быть с друзьями. » Арамис из романа А.Дюма «Три мущкетера » «. Пора нам в оперу скорей. » А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Виды искусств, которые присутствуют в опере: Музыка, хореография, изобразительное искусство литература
Либретто ( итал . Libretto ) – « книжечка ». Это полный текст музыкально-сценического сочинения, т.е. оперы, оперетты. Либретист – тот, кто сочиняет этот текст в стихах или прозе. Основой оперного либретто может быть литературное или драматическое произведение , и сторическое событие или народная легенда ( первоисточник)
Увертюра (от фр. O uverture ) – начало , открытие . Почти каждая опера начинается с увертюры — с имфонического вступления, которое знакомит слушателя в общих чертах с содержанием будущего действия. Место оркестра – оркестровая яма.
Кто управляет оркестром?
Оперные номера: Ария – вокальное произведение для одного голоса. Дуэт, трио – вокальное произведение для двух, трех голосов. Хор – совместное звучание многих голосов. Речитатив – вокальная музыкальная форма, вид певучего разговора.
Ария (с итал . – «воздух») –сольный эпизод в опере, основная музыкальная характеристика главного героя оперы, его музыкальный «портрет». Часто арии предшествует речитатив – род певучего разговора, декламации под музыку. Когда герой поет свою арию, действие останавливается. Все слушают арию. Ария Ивана Сусанина Ария Бориса Годунова Ария Снегурочки
Массовые сцены в опере М.И. Глинка «Иван Сусанин» Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка» П.И. Чайковский «Евгений Онегин» А.П. Бородин «Князь Игорь»
Оперные а нсамбли В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро» М.И.Глинка «Иван Сусанин» П.И. Чайковский «Евгений Онегин» Н.А. Р-К «Сказка о царе Салтане » В.А.Моцарт «Волшебная флейта»
Хореография в опере Половецкие пляски из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» Сцена из оперы Дж. Гершвина « Порги и Бесс » Сцена из оперы Ж. Бизе « Кармен »
Декорации к оперным спектаклям «Сказка о царе Салтане » «Снегурочка » «Пиковая дама» «Садко »
Энрике Карузо Марио Дель Монако Ф.И. Шаляпин С.Я. Лемешев Лучано Паваротти Монсерат Кабалье Елена Образцова Ирина Архипова А. В. Нежданова Л.В. Собинов Оперные знаменитости
Главные оперные театры нашей страны Москва . Большой театр Санкт-Петербург. Мариинский театр Санкт-Петербург. Михайловский театр
Нью-Йорк. Метрополитен- опера Лондон. Ковент-Гарден Милан. La Scala Венская опера Оперные театры мира Здание Оперы в Сиднее
Домашнее задание: 1)записать известные оперы перечисленных композиторов: В.А. Моцарт — Д. Верди — Р. Вагнер — М.И. Глинка — М.П. Мусоргский — П.И. Чайковский — Н.А. Римский-Корсаков — С.С. Прокофьев —
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Путешествие в музыкальный театр», созданный для 4-го класса, является повторно-обобщающим уроком, на котором основное внимание уделяется связям музыки с мастерством композитора, мастерством испо.
Данное занятие проводится с целью ознакомления с таким культурно-социальным явлением, как опера, однако акцент перенесён в область аксиологии. Необходимо работать над развитием чуткого эстетичес.
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск.
Данное мероприятие приурочено к международному Дню театра. Актуальность его состоит в том, что в современном мире школьники далеки от мира театра, они не знают, что это такое. Театры посещаются редко .
В презентации представлен материал об истории оперного театра в г. Улан-Удэ. Можно использовать на уроках музыки по теме «оперные театры мира», а также во внеурочной деятельности для развити.
Презентация показывает как велико Оперное искусство.
Источник
Урок по музыке на тему «Путешествие в музыкальные страны.» Опера.
Урок музыки во 2 классе
Тема урока: Путешествие в музыкальные страны. Опера.
МБОУ «Приветненская ОШ»
Учитель: Прищепо В.П.
Тема: Путешествие в музыкальные страны. Опера.
Раздел: «В музыкальном театре»
Цель: Ввести в музыкальный мир оперы «Руслан и Людмила»
Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки;
Развивать вокально-хоровые навыки;
Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
Осознание музыкальной речи с помощью ориентации на нотную запись главных тем оперы;
Формировать патриотические качества личности.
Интерес к музыке и музыкальной деятельности;
Привлечение жизненно — музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями.
Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке;
Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.
Умение ставить задачи при восприятии музыкальных сочинений;
Прогнозирование результатов музыкальной деятельности;
Понимание и оценка собственной музыкальной деятельности;
Совершенствование действий контроля и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.
Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Технологии: проблемного обучения, оценивания — (приём «мелодия — загадка»). ИКТ.
Оборудование: магнитофон, фортепиано.
Раздаточный материал: карточки красного и синего цвета, нотный стан с «мелодией — загадкой», карточки для ролевой игры «Композитор».
Вначале урока звучит песня «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкин
У: Здравствуйте, рада я вам.
Д: Здравствуйте, рады мы вам.
Вместе: Здравствуйте, рады гостям.
2.Актуализация опорных знаний.
— Что такое опера?
— Где можно услышать оперу?
-Я приглашаю вас в музыкальный театр, в удивительный сказочный мир.
Учитель : — Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. Какую песню мы сейчас споём, если сказка будет впереди?
Исполняют знакомую песню Е. Птичкина « Сказки гуляют по свету »
(2 куплета), вспоминают героев
Учитель: — Кто рассказывает сказки детям?
Работают с разворотом учебника «Сцены из оперы» Дети перечисляют, вспоминают Кота ученого .
Индивидуальное и коллективное чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Учитель : Какие замечательные строки русского поэта А.С. Пушкина А хотите узнать, что было 172 года назад? …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Марииненском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила.
Почему опера волшебная и сказочная? (Как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу).
«Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь. Фарлаф встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать ее дальнейших повелений. Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора. Коварная Наина завлекла в свои владения Ратмира и Руслана, а Людмила в неволе скучает. Она готова умереть, чем подчиниться Черномору. Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила. Однако преждевременная радость не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев. Наина и Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога и Руслан бросается в погоню. По призыву Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновение перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых» ( рассказ будет сопровождаться иллюстрациями героев оперы)
3. Изучение нового материала
Создать условия для усвоения обучающимися понятий: опера, хор, увертюра, контраст.
Формировать умение определять образ героев.
звучит Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинка
Учитель : Как звучит произведение? Какой тут возникает образ? Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? (Образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана)
Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана ( у детей набор карточек разных цветов ярких и темных Работа с карточками определение характера).
Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА ( вступление )
Учитель: Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя? Слушают «Дай, Перун, булатный меч…» Учитель: Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? ( Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен)
Как вы думает, кто исполняет это произведение? Правильно, поет один человек и его называют СОЛИСТ.
Учитель: Добро в сказке борется со злом. Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина? Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою.
. Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая. – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
–Как вы думаете , какая музыка должна быть у злых сил ? ( Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.)
Учитель: Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.
– Определите, какой из трех жанров он для этого выбирает? (жанр марш)
Учитель: Попробуем промаршировать под эту музыку. ( маршируют ) Удобно вам было маршировать?
Учитель: По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный? ( звучание колокольчиков).
Учитель : Какими чертами характера он обладает? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы). Черномор в опере не поет, у него нет вокальной партии. Почему? ( он – сила зла ).
Выберите карточку, которая соответствует образу Черномора ( у детей набор карточек разных цветов ярких и темных Работа с карточками определение характера
Учитель: Давайте с вами еще раз послушаем сказочный марш Черномора.
Учитель : Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?
А какой герой понравился больше? Почему?
Учитель : Своим прототипом Руслан имеет легендарных богатырей из русских былин и сказок, которые защищали русский народ. Каких вы знаете богатырей? С каким цветом ассоциируется у вас его образ? (красный – цвет крови). А как вы думаете, образ Людмилы, каким цветом можно изобразить? (желтый – цвет солнца, радости, Родины).
Учитель : А как вы думаете, какой музыкой у Глинки заканчивается опера?
Учитель : Как звучал финал оперы? ( Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная ). Кто исполняет это произведение? ( хор ). А какой хор? ( смешанный )
4. Физкультминутка «Весна»
Упражнение на дыхание «Нюхаем цветочек», распевание (звукоряд, ступени лада в мажоре и миноре)
Учитель : У композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым, мы представляем мужественного Руслана, нежную Людмилу, коварного Черномора. Они сегодня как будто бы побывали в нашем классе. В сказках добро всегда побеждает зло, и в нашей музыке, звучащей на уроке были доброта, свет, вдохновение и все самое лучшее, что может быть в жизни.
Разучивание песни «Если добрый ты » Б.Савельев
-Наш урок подходит к концу.
— Я предлагаю вам вспомнить музыкальные фрагменты из оперы и их исполнителя.
-Игра «Музыкальная угадайка»
-Что нового открыли для себя?
-Музыкальный спектакль, где герои поют — это ——- (опера)
-Оперу можно встретить в ——- (музыкальный театр)
-Театр- это мир сказок и приключений.
-Я предлагаю закончить урок песней
Исполнение Песни «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкин.
Источник