Путешествие по недрам земли

путешествие в недра Земли
проект по географии (6 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
6klputeshestvie_v_nedra_zemli._urok-proektk_dokladu.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК — ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ в НЕДРА ЗЕМЛИ»

Тип проекта: исследовательский

Оборудование: таблица «Строение земной коры», коллекция горных пород и минералов, таблицы для определения твердости, открытки «Мир камней», таблицы для заполнения, лист рефлексии

Данный проект адресован учащимся 6 класса в курсе географии при изучении

темы «Литосфера» (Урок: горные породы и минералы.)

Работа над проектом занимает 1 урок.

Цель данного проекта : усвоение программного материала по теме «Литосфера» через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, развитие творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности.

-познакомиться с некоторыми примерами работы над проектом на уроке;

-определить чему должны научиться учащиеся в результате работы над проектом;

-познакомиться с некоторыми возможными способами презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;

-познакомиться с возможными способами самостоятельного обсуждения методов исследования в группах, выдвижения гипотез, а также с формулированием выводов, оформлением результатов проекта.

I этап. Подготовительный

Цель – пробуждение интереса учащихся к данной проблеме и желание включиться в работу над проектом.

Вступительное слово учителя

Земная кора состоит из горных пород, Они очень разнообразны по своему цвету, блеску, зернистости, температуре плавления и многим другим свойствам. По происхождению горные породы делят на 3 группы: магматические, образовавшиеся в результате затвердения магмы в толще земной коры или на поверхности, осадочные, возникшие при осаждении на дне океанов, морей, других водоемов и на суше: метаморфические, получившиеся при изменении других горных пород (первично-осадочных и магматических) в глубинах земной коры под действием тепла и давления.

Демонстрация коллекции горных пород

Определите, к какой из трех групп пород принадлежат эти горные породы.

II этап. Концептуализация. Программирование.

Построение ориентировочной схемы действий. Обсуждение вариантов решения,

Составление маршрута получения результатов, способов и средств деятельности.

У нас нет сейчас возможности абсолютно правильно определить группу, к которой принадлежит каждый из этих экземпляров горных пород, каждая группа имеет свои определенные характеристики: результат образования, цвет, блеск, зернистость, твердость, температура плавления.

Поэтому я предлагаю объединиться в творческие группы и распределить предметы исследования – образцы горных пород.

III этап. Планирование

Продумывание плана деятельности, распределения заданий в работе.

1 группа — Описать свойства гранита по готовому плану.

2 группа — Описать свойства мрамора по готовому плану.

3 группа — Описать свойства известняка по готовому плану.

4 группа — Описать свойства песчаника по готовому плану.

Ожидаемое поведение: Я ожидаю увидеть, как вы работаете совместно, помогая друг другу, если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе.

IY этап Практический

Цель : Получение результата.

Самостоятельная работа учащихся.

V этап Аналитический

Цель: Сбор и обработка данных, сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.

Консультация с учителем — предметником.

VI этап Контрольно-коррекционный

Цель: Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок.

Консультация с учителем–предметником.

VII этап. Заключительный

Цель: Защита проекта «Экскурсия в недра Земли»

Происходит защита проектов каждой группой с соответствующей демонстрацией и описанием экспонатов. Остальные учащиеся класса фиксируют необходимые результаты в таблицу:

Источник

Спелеотуризм: путешествие в недра земли

Пещеры всегда привлекали людей. Древние укрывались в них от непогоды, обживали. Знаменитые авторы 19 века описывали фантастические приключения, происходившие глубоко под землей. Наверное, каждый в детстве читал «Путешествие к центру Земли» Жюля Верна и представлял себя на месте главных героев. Именно спелеотуризм позволяет почувствовать себя первооткрывателем и узнать все тайны подземного мира. С каждым годом все больше и больше людей начинает увлекаться спелеологическим туризмом. Они путешествуют по пещерам, открывают для себя новый мир, полный опасностей, открытий и чудес.

Чем же так привлекает спелеотуризм?

Что отличает спелеолога от других людей? В первую очередь, спокойствие. В пещерах нельзя суетиться. Паника и разногласия в группе – залог провала всей экспедиции. Поэтому эти отчаянные люди развивают в себе уравновешенность и стрессоустойчивость.

Им больше ничего не страшно, они умеют радоваться таким простым вещам, как яркое солнце и безоблачное небо. Действительно, проведя большое количество времени в темноте, ты понимаешь, что даже сама возможность увидеть свет уже является залогом счастья.

А еще микроклимат пещер оказывает целебный эффект на физическое состояние человека. Благодаря высокой влажности и низким температурам кожа омолаживается, а также повышается общий тонус организма, становится лучше самочувствие. Серьезные физические нагрузки повышают выносливость.

Но все эти преимущества меркнут перед теми эмоциям, что спелеолог испытывает под землей. Чувство первооткрывателя не сравнить ни с чем, а завораживающие виды подземных озер, сталактитов, сталагмитов заставляют многих возвращаться под землю снова и снова.

Спелеотуризм для начинающих: с чего начать?

Спелеотуризм, в зависимости от сложностей маршрутов, на которые допускают путешественника, делится на любительский и спортивный. Спелеомаршруты 1 категории довольно просты, пройти их можно за 12 часов. Те, которым присвоена 5 категория, подразумевают, что пройти по ним смогут только наиболее опытные спортсмены. Такое путешествие длится не менее 2 недель.

Но даже любительский спелеотуризм требует серьезной подготовки. В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, в городах Урала открываются секции спелеотуризма. В них можно узнать обо всех особенностях таких походов, о необходимых тренировках. Вам расскажут всю теорию, а также отработают на практике необходимые приемы и покажут, как проходить определенные маршруты.

Помимо хорошей физической подготовки следует развивать психологическую устойчивость, чтобы уже под землей избежать приступов паники, конфликтов. Поэтому возможно стоит посетить какие-нибудь психологические тренинги. Для развития внимательности можно выполнять некоторые задания. Например, запоминать числа или вспоминать вечером, кого встретили в течение дня.

Подходящее снаряжение и правильная экипировка также играет немаловажную роль. Нужны теплая одежда, спальный мешок, палатка (если идете не на один день). Пригодится также верёвка, дрель альпиниста (ее ещё называют пробойник), анкеры, карабины, в которых вы уверены, и страховочная обвязка. Это только базовый набор. Также не забудьте компас, схемы, барометр и альтиметр (чтобы определять глубину).

Безопасность в спелеотуризме: новичкам на заметку

И вот вы стоите перед входом в пещеру. Позади месяцы подготовки. Чтобы ваш поход прошел на высоком уровне и принес только положительные эмоции, стоит помнить о следующем:

  • никогда не спускайтесь в пещеру в одиночку, регистрируйте свой поход;
  • под землей слово инструктора – закон;
  • не отходите от группы без разрешения и всегда вовремя возвращайтесь;
  • научитесь оказывать первую помощь;
  • внимательность и ещё раз внимательность, постоянный контроль расстояний до стен и потолка;
  • имейте с собой как минимум два источника света

Уважайте право на жизнь обитателей пещеры – не спугните их. Не нарушайте то, что создавалось природой на протяжении стольких лет – после вмешательства человека экосистема может уже не восстановиться.

Лучшие места для спелеотуризма

Россия как будто специально создана для путешествий к центру Земли. Самыми популярными местами для спелеотуризма в России являются Урал, Алтайский край, Тульская область и Краснодарский край.

Спелеотуризм в Крыму также активно развивается. Здесь огромное количество «диких» пещер. Но для туризма прекрасно подойдут, например, 17-километровая Красная пещера или одна из самых красивых в мире – Мраморная. Любителей истории может привлечь пещера Трёхглазка, ведь именно оттуда на стол графа Воронцова поставлялся лед.

Наверное, каждый должен хоть раз посетить пещеры, попробовать на малые расстояния погрузиться под землю, чтобы узнать, полюбит ли он в дальнейшем спелеотуризм. И если он решится вернуться уже со снаряжением и рискнёт узнать, что же скрывают недра, то перед ним откроются тайны подземного царства, он услышит, как шумят подземные водопады, погрузится в подземные озера, увидит необычные рисунки природы на скалах под землёй.

Источник

Путешествие по недрам земли

…Есть в сердце земном неизмеримое могущество, которое на месте гор море зиждет и на месте моря — горы…

Мы плохо знаем нашу Землю. Самые глубокие буровые скважины достигают глубин около 10 км, что составляет менее 1/600 земного радиуса. О том, что творится в недрах Земли, нам известно лишь по косвенным данным, которые подчас можно истолковать по-разному. До сих пор не прекращаются споры о природе цетраль-ного ядра Земли, происхождении нефти, расширении земного шара. Легко указать и ряд других дискуссионных тем в области геофизики и геологии.

Не лучше обстоит дело и с изучением внешней газовой оболочки Земли. Неудачные прогнозы погоды (а они весьма часты) говорят не только о сложности проблемы, но и о плохой изученности многочисленных связей между Землей и Солнцем. Земная магнитосфера, как признают специалисты, изучена очень поверхностно. Долгое время считалось, что земная атмосфера постепенно сходит на нет где-то на высотах 1000–2000 км. Сенсационным оказалось недавнее открытие вокруг нашей планеты внешней плазменной оболочки. Хотя ясно, что процессы в ней оказывают громадное влияние на Землю и солнечно-земные связи, механизм этих процессов пока почти не известен. Между тем в этом случае речь идет о причинах магнитных бурь, полярных сияний, нарушениях радиосвязи, что имеет большое практическое значение.

Общеизвестно, что все познается в сравнении. Так как Земля вовсе не является уникальным объектом во Вселенной, еще в начале века возникло новое направление в науке, названное планетологией. Создателем ее был известный исследователь Марса и его каналов П. Ловелл. В 1906 г. он прочитал лекцию о своих тринадцатилетних исследованиях загадочной планеты и в этой лекции впервые прозвучало слово планетология. По мысли П. Ловелла, этот раздел естествознания должен подробно изучать эволюцию планетных миров с момента их образования. Тем самым предполагалось, что планетология заполнит брешь, существовавшую в то время между популярной космогонической гипотезой Д. Мультона и эволюционной теорией Ч. Дарвина. Сам П. Ловелл писал об этом так: «Поэма нашей Солнечной системы начинается великой катастрофой. Столкнулись два солнца. Что было, погибло; чему предстояло быть, родилось. Весьма мало шансов, чтобы встретившиеся тела ударились прямо друг о друга, но и без столкновения результаты встречи были столь же гибельны. Из наружных осколков образовались большие и малые массы, а обломки разбитого ядра дали начало нашему центральному телу…»

Далее, подробно рассматривая, как он говорил, «генезис мира», П. Ловелл утверждал, что масса является основным фактором во всем процессе эволюции и всякая планета проходит шесть стадий развития. На первой и второй стадиях она самосветящееся тело, подобное Солнцу. Затем планета остывает, затвердевает, на ней образуются кора и океаны (третья и четвертая стадии). Постепенно испаряясь, океаны в конце концов исчезают, рассеивается атмосфера — и планета заканчивает свое существование в виде безжизненного тела (пятая и шестая стадии). П. Ловеллу казалось, что астрономия начала XX века блестяще подтверждает его эволюционную схему. Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) находятся во второй стадии, Земля — в четвертой стадии, пустынный и безводный Марс завершает пятую стадию, которая сменится той безжизненной шестой стадией, на которой находится Луна.

С современной точки зрения первые планетологи-ческие построения П. Ловелла выглядят, конечно, очень наивными, но главная идея — сравнительный анализ Земли и планет — остается и сейчас актуальной. Верно, конечно, и то, что физическое состояние тела зависит главным образом от его массы. С этой позиции рассматривается космос и в предлагаемой вниманию читателей книге. Мы совершим с вами прогулку по «лестнице» масс, не задерживаясь при этом на самых верхних и самых нижних ее ступенях. В первом случае разговор пойдет о звездах, во втором — о столь малых космических телах, что говорить об их «недрах» просто бессмысленно. А вот средняя часть «лестницы», занятая планетами и Землей, привлечет наше особое внимание.

Успехи космонавтики за последние годы существен-не пополнили наши знания о Солнечной системе. В этой иерархии планет Земля занимает среднее место, возглавляя группу планет земного типа. Для нас она навсегда останется родиной, домом, хотя человечество предполагает и впредь осваивать космические дали. В этой титанической работе знание физической природы планет совершенно необходимо. Автор надеется, что и о Земле в книге для многих найдется что-то новое, неизвестное и это рассеет ложное предубеждение, что нам о Земле все известно. Эволюция жизни на Земле тесно связана с ее недрами, с взаимодействием различных оболочек Земли — геосфер. Двум из них — биосфере и ноосфере — в книге уделено особое внимание.

В любом случае приобретение новых знаний доставит любознательному человеку высокое интеллектуальное удовлетворение.

О ТЕЛАХ МАССИВНЕЕ ЗЕМЛИ

Самые простые на свете тела — это звезды…

Центрами максимального сгущения материи и энергии в Галактике являются звезды…

Подавляющее большинство космических тел гораздо массивнее Земли. Эти тела мы называем звездами и они составляют типичное «население» космоса. Есть немало убедительных аргументов в пользу того, что наша планетная система далеко не уникальна. Подобные системы, скорее всего, есть вокруг многих звезд. Однако не все из них обладают населенными планетами, подобными Земле. Пример Солнечной системы наглядно показывает, что для возникновения и развития жизни нужно особое сочетание массы планеты и внешних условий. Так что существование планетной системы само по себе еще не является гарантией того, что в окрестностях данной звезды существует жизнь.

Любуясь звездным небом, человек не всегда сознает, что перед его глазами — самые распространенные космические образования. И наоборот — земная твердь, ощущаемая под ногами, — это величайшая редкость, и по крайней мере по массе планетам в космосе отведена незначительная роль.

Любой, самый неискушенный наблюдатель замечает не только разницу в блеске звезд, но и различие в их окраске. Причина этому — размеры звезд, их температура и расстояние до них. Но, как бы ни были многообразны звезды, их объединяет одно — это тела самосветящиеся, излучающие свет за счет своей внутренней энергии. Одно время полагали, что эта энергия выделяется при постепенном сжатии звезды. Подобно тому, как накачивая велосипедным насосом камеру, Вы заставляете его разогреваться, сжатие за счет гравитации исполинского газового шара звезды неизбежно вызывало его разогрев. Правда, подсчеты вскоре показали, что такой механизм не может обеспечить самосвечение звезды в течение миллиардов лет.

Несостоятельной оказалась и другая гипотеза — предположение, что звезда разогревается за счет непрерывного падения на нее метеоритов. Наконец, только к середине текущего века нашлось как будто правильное решение — энергия звезд поддерживается теми ядерными реакциями, которые совершаются в их недрах. Трудно наглядно представить себе эти недра, где давление газа достигает миллиарда мегапаскалей, а температура — миллиона градусов. Теоретики-астрофизики строят модель звезды и происходящих внутри нее ядерных реакций, а затем сравнивают эту умозрительную схему с наблюдениями. Кто-то из них однажды сказал, что самое простое на свете — это звезда. И на самом деле, даже любое мельчайшее знакомое нам живое существо несравнимо сложнее звезды. Речь идет не только о сложных высокомолекулярных соединениях, составляющих тело всех организмов, но и о тех процессах, которые поддерживают в них жизнь.

Источник

Читайте также:  Театр кукол образцова путешествия гулливера
Оцените статью