Учебный проект «Путешествие по стране Орфографии»
Проект используется в рамках урочной и внеурочной деятельности с учащимися начальной школы по программе «Русский язык». В процессе работы над проектом дети активизируют знания, полученные на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и на факультативе «Развитие речи», развивают творческие способности, формируют ключевые компетентности.Итог проекта — это книга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kniga_po_orfografii.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие по стране Орфографии»
Учитель начальных классов
МКОУ «Коченёвская средняя общеобразовательная школа №1им. героя Советского Союза Аргунова Н. Ф.»
Суховерова Светлана Анатольевна
Проект используется в рамках урочной и внеурочной деятельности с учащимися начальной школы по программе «Русский язык». В процессе работы над проектом дети активизируют знания, полученные на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и на факультативе «Развитие речи», развивают творческие способности, формируют ключевые компетентности.
- повысить грамотность младших школьников через использование творческих проблемных заданий.
- знакомить обучающихся с орфограммами, используя принципы развивающей системы Л.В.Занкова;
- учить детей самостоятельно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать письменную речь;
- приобрести навык применения орфограмм на практике.
При работе обучающихся над проектом произойдет более глубокое изучение орфограмм и приобретение навыков их использования.
Орфограмма – герой положительный или отрицательный?
Творческое изучение орфограмм.
Творческое название проекта
Путешествие по стране Орфографии.
- Как лучше запомнить словарные слова ?
- Что важнее: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, или ЧУ-ЩУ?
- Для чего нужны части речи?
- Как пишутся сочетания ЧК,ЧН,РЩ?
Этапы проведения проекта
Формулировка и обсуждение основополагающего вопроса;
формулировка проблемных вопросов;
деление класса на проблемные группы;
распределение заданий между группами (выбор орфограмм)
Самостоятельное сочинение сказок на изученные орфограммы;
художественное оформление сказок;
Презентация сказок на уроках русского языка и занятиях факультатива «Развитие речи»;
Выбор лучших сказок для создания сборника;
печать сборника сказок;
Глава I. Словарные слова.
Глава II. Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Путешествие в страну Орфографию …………………………………2
Сказка о ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ …………………………………2
Глава III. Про части речи.
Сказка о том, как части речи проучили Колю ……………………….3
Глава I Словарные слова.
Жила – была лягушка. И как все жители леса имела свою квартиру. Квартира была хоть и маленькая, но очень комфортная и стильная. Лягушка часто приглашала к себе друзей. В гостях они чувствовали себя хорошо. Некоторые сидели у роскошного и теплого камина, пили чай и смотрели модные журналы. А лягушка тем временем все время повторяла:
— Ах, ква-ква-квартира, ква-ква-квартирочка!
Глава II Правописание ЖИ-ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ- ЩУ.
Путешествие в страну Орфографию.
В стране Орфографии жили её обитатели – верные друзья ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. У каждой орфограммы был свой домик, и очень часто жители страны Орфографии ходили друг к другу в гости. Какое это было счастливое время!
Но однажды случилось несчастье: на страну Орфографию налетел ураган и поломал все домики. Но орфограммы не погибли, они перемешались. И теперь непонятно, какое слово что обозначает, потому что с ЧА живёт ЖИ, ЩА живёт с — ЧУ, ШИ живёт с ЩУ. Так и ходят орфограммы в беспорядке и просят помочь им.
Помочь им могут только примерные ученики, которые выучат правила и вернут орфограммы в свои домики. Так давайте не забывать о правописании ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, чтобы они больше никогда не потерялись в стране Орфографии!
Сказка о ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Жила одна орфограмма, звали её ЖИ-ШИ. Один раз она пошла гулять. И встретила ЧА-ЩА и спросила : «Как тебя зовут?» «Меня зовут ЧА-ЩА, а тебя?», — спросила ЧА-ЩА «Меня зовут ЖИ-ШИ. Ну пойдём!,»- сказала ЧА-ЩА. Они пошли домой. Вышли они на лужайку и видят на траве лежит ЧУ-ЩУ. ЧУ-ЩУ открыла глаза и увидела ЖИ-ШИ и ЧА-ЩА и спросила: «Кто вы?» «Мы друзья,»- сказала ЧА-ЩА. «Пошли с нами»,-сказала ЖИ-ШИ.«А вы куда?» «Мы домой»- ответили они хором. И пошли они домой. Стали жить — поживать да добра наживать.
Рассказ о ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.
Мы поехали на Жигулях и прокололи шину. Отремонтировали машину и поехали в парк. Очень красиво! Возле шиповника росли розы. Это цветы и кусты с шипами. По веткам скакал рыжий пушистый зверек. Мама сказала, что это белка. Белка ела из наших рук, показывала свой пушистый хвост и животик. Нам понравилось в парке!
Глава III Про части речи.
Сказка о том, как части речи проучили Колю.
В одном сказочном городе жил мальчик Коля. Он не любил учить правила по русскому языку и всегда делал ошибки. Однажды учительница задала выучить правило о частях речи. Коля поленился. Взял коньки и пошёл на каток.
Перед Новым годом родители подарили ему интересную книжку и билет на участие в новогоднем представлении. Коля хотел прочитать книгу и поехать в Ледовый дворец на новогоднее представление. Но тут свершилось чудо. Части речи решили проучить Колю. Они убежали со страниц интересной книги. Листы остались белые. Коля заплакал от обиды. Но тут на столе появился Волшебный Гном. Он знал, что случилось с Колей, и решил помочь, если мальчик выполнит три условия. Первое – выучить правило о частях речи. Второе – найдёт в заданных пословицах части речи, вопрос, на который они отвечают, как обозначаются на письме. Третье – даст честное слово родителям никогда не быть лодырем. Эти условия надо выполнить до начала новогоднего представления. Коля согласился. Он выучил все правила.
Правда (что?) хорошо, а счастье (что?) лучше.
Под лежачий (какой?) камень вода не течёт.
Терпение и труд всё перетрут (что сделают?)
В пословицах нашёл имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Определил, на какой вопрос отвечают и как обозначаются на письме.
-Ура!- закричал Коля. В книгу вернулись все части речи.
Мальчик прочитал несколько страниц. Пообещал родителям учиться на 4 и 5.
Родители поверили Коле и вместе поехали на праздник.
Вот такая сказочная история произошла с мальчиком.
А вы ребята знаете правила? С вами такое не случалось?
Сказка о частях речи.
Жили три брата: существительное, глагол и союз. Жили они дружно. Просыпались рано. У каждого была своя работа. Существительное – кашу с тыквой варило. Глагол – дрова рубил и мебель мастерил, а союз по дому хозяйничал.
Однажды ночью глаголу приснился кошмар, и он шлёпнулся с кровати.
— Упал! –воскликнул он.
— Кто? Что? – закричало испуганно существительное.
— А?!- сонно сказал союз.
Разобрались и засмеялись. Так они и жили. Глагол – делал, существительное – выясняло – кто и что, а союз — а, да а.
ГлаваV Сказка про «ЧК», «ЧН», «РЩ».
Жили-были три орфограммы. Они всегда спорили. То одна начнёт хвалиться, то другая. И главное, что каждая орфограмма думала, что она лучшая на свете! Один раз и говорит орфограмма «ЧК»: «Я хожу, брожу по свету, и лучше меня нет», а другая ей в ответ: «Лучше меня нет». А «РЩ» как начал: «Лучшая на свете я!»
Спорили они спорили, повздорили и разбежались. Идут они по улице по разным сторонам и вдруг столкнулись. Упала «РЩ», свалилась «ЧК», помяли «ЧН» и все стали злиться друг на друга.
Однажды произошла такая история, «РЩ» наткнулась на камень и сказала, что во всём виновата «ЧК». А «ЧК» возмущенно сказала, что это неправда. «ЧН» почему-то встала на сторону «ЧК». «РЩ» подумала, что они друзья. Это на самом деле было так. «ЧК» и «ЧН» рассказали, что они давно дружат, но скрывают это от «РЩ». «РЩ» подумала, что все они должны дружить, и подружились. Три орфограммы решили, что всем они нужны и очень все важны.
Источник
Тема урока: «Правописание слов с двойными согласными. Путешествие по островам орфографии» (по системе Л.В. Занкова). 3-й класс
Класс: 3
Цели:
- познакомить учащихся с новой орфограммой;
- научить писать слова на данную орфограмму;
- повторить изученные орфограммы;
- учить группировать слова по разным признакам;
- учить работать в парах;
- расширять кругозор учащихся.
План.
- Сообщение темы урока. Минутка чистописания.
- Повторение пройденного.
- Путешествие к острову двойных согласных.
- Работа по учебнику упр. 156 и 157.
- Закрепление нового материала (кроссворд).
- Физкультминутка.
- Работа в парах с пословицами.
- Работа с текстом.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Сообщение темы урока. Минутка чистописания.
— Сегодня на уроке мы будем продолжать плавать по океану Орфографии, познакомимся и откроем ещё один необитаемый нами остров. Но сначала откроем тетради и запишем число.
А теперь мы попробуем нарисовать сначала взволнованное море, потом спокойное, а над ним летающих чаек и якорь. А теперь в плавание!
2. Повторение пройденного.
Давайте вспомним, какие острова мы уже успели исследовать?
(Остров Безударных гласных; остров Парных согласных, остров ЧК, ЧН,НЩ ОРО, ОЛО; остров Мягкого знака; остров ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)
Посмотрите, на нашей карте появился ещё один остров, но на пути к нему нас ожидает препятствие.
Отгадайте загадку, на ком мы будем сегодня путешествовать:
И ночью и днём мы стремимся вперёд,
Хотим мы понять, что такое полёт.
Как радостно стать на мгновение птицей
Взлететь и увидеть, как море искрится
Как славно, упав в голубую волну, быть рыбой
И вновь – уплывать в глубину. (летучая рыба) – повесить рыб на доску
Сели поудобнее, приготовились к полёту.
Но посмотрите, кто встал у нас на пути? Узнайте их!
(морской конёк, пятнистый осьминог, электрический скат)
Кто знает, почему они так названы?
*Морской конёк живёт в море, может менять цвет. Осветит солнце морскую траву – он зелёный. Солнце зайдёт, трава будет коричневая и морской конёк станет коричневым. Ни за что не разглядишь его среди водорослей и морской травы. ( закон экологии – Природа знает лучше. )
*Осьминог – морской житель, имеет 8-10 ног. Врагов отпугивает чернильным мешком.
*Почему ската величают электрическим? Он вырабатывает в своём организме электричество и отпугивает им врагов.
Они пропустят нас дальше, если мы выполним задание и отправим их на нужный им остров.
Посмотрите на слова:
М. РСКОЙ КОНЁ. П. ТНИСТЫЙ ОСЬМИНО.
ЭЛ. КТРИЧЕСКИЙ СКА.
— Чем похожи эти слова? ( все мужского рода)
— На какие группы можно распределить эти слова?
— На какие острова мы можем их отправить?
Подберём проверочные слова. (веер) Спишите в 2 столбика.
Путь свободен. Продолжаем путешествие!
3. Путешествие к острову “Двойных согласных”
-Посмотрите, кто встречает нас у острова? Эти животные часто стайками или парами следуют за теплоходом, развивая скорость до 50 км/час. Они игривы и сообразительны.
Посмотрим, какое задание они нам принесли. Послушайте внимательно стихотворение и назовите слова одинаковые по звучанию.
Если в море много сора,
В море может вспыхнуть ссора.
-Можно ли назвать их родственными? Подбери синоним к слову – сора.
Послушай внимательно – сора – ссора. Чем отличаются? (долгим звуком С).
Напишем транскрипцию этих слов и обозначим долгий звук наверху горизонтальной линией.
[сора] [сора] А на письме будем писать двойную согласную.
Появился первый житель острова.
4. Работа по учебнику.
Читаем загадки в упр. 156 и упр. 157, отгадки записываем в тетрадь.
5. Закрепление нового материала.
Посмотрите на остров! Ещё много незаселённых домиков, мы познакомились ещё не со всеми жильцами. Давайте отгадаем кроссворд.
Расшифруй жителей острова!
- Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (хоккей)
- Дорога с рядами деревьев по сторонам. (аллея)
- Место, где продают билеты. (касса)
- Человек, который совершает поездку на самолёте, поезде или пароходе. (пассажир)
- Дорога, покрытая асфальтом. (шоссе)
6. Помещние в школе для занятий. (класс)
Запишите эти слова и запомните их.
7. Физкультминутка.
8. Работа в парах.
Используя слова данных строчек составьте предложения.
Как называются такие предложения?
К чему относятся пословицы? (к малым фольклорным жанрам русского народного творчества)
коллектива У сила большая
преград знает Не русский солдат
добра до Ссора не доводит
Назови слова с двойными согласными? Почему там пишем двойную букву?
Как вы их понимаете? Спишите, запомните.
9. Работа с текстом.
Весь остров исследован и мы с вами уже знаем, что на нём живут двойные согласные. Попросим дельфинов отправить телеграмму о нашем возвращении.
Те(р, рр)итория острова и(с,сс)ледована. Ребята отплывают д. мой
ра(н,нн)им утром. Встр. чайте в су(б, бб)оту на теплоходе “Ро(с,сс)ия” с гру(п,пп)ой па(с,сс)ажиров из Оде(с,сс)ы.
— Что мы записали?(текст-повествование)
Вставим пропущенные орфограммы и докажем. Разберём 2 предложение .
Садимся на теплоход и отправляемся домой.
10. Итог урока.
С какой орфограммой познакомились? Когда пишется двойная согласная в словах?
Источник
Урок русского языка. 3 класс Тема: Путешествие на остров Орфографии. Итоговый урок по теме.
Урок русского языка. 3 класс
Тема: Путешествие на остров Орфографии. Итоговый урок по теме.
Форма урока: Повторение и обобщения материала в занимательной форме путешествия на “Остров Орфографии” в целях воспитания интересе к родному языку.
Цели урока : 1) образовательные: обобщить изученный материал по разделу русского языка (орфография); формировать умения применять полученные знания на практике;
2) развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
3) воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.
Личностные: формировать личную заинтересованность, чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, планировать учебное сотрудничество, формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности, умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки, учить взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, умение адекватно воспринимать оценки и отметки.
Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, применять метод информационного поиска, создавать алгоритм деятельности, развивать знаково-символические действия, структурировать знания, анализировать объекты с целью выделения признаков, доказывать правильность выполнения заданий, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, планировать учебное сотрудничество, воспитывать культуру диалогового общения, умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые результаты: демонстрировать понимание звуко- буквенных соотношений, устанавливать характер затруднений правописания гласной проверяемой и непроверяемой, согласной парной, непроизносимой согласной в корне слов, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания, находить корень в однокоренных словах, осуществлять взаимопроверку выполненной работы, полно и точно выражать свои мысли, чувства, познакомить с эстетическими ценностями.
Межпредметные связи: литературное чтение и окружающий мир,.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы!
Будем слушать рассуждать
И друг другу помогать
— . Сегодня мы совершим путешествие на остров Орфографии.
— Что такое орфограмма?
Всех отважных, пытливых и зорких
Приглашаем на борт мы сейчас.
Вместо флага веселая зорька
Пламенеет на мачте у нас.
И ни грозные ветры, ни штили
Не страшат нас, ребята, ничуть.
Мы как песню корабль сочинили
И на нем отправляемся в путь!
Актуализация опорных знаний. Трехголовый дракончик.
— Но кто это? Трехголовый дракончик .
Просит ответить на его вопросы
— Какая речь бывает?
— Что такое устная и письменная речь?
— Из чего состоит наша речь?
— Какие предложения бывают?
— Из чего состоят предложения?
— Какие слоги бывают?
— Из чего состоят слоги? (из звуков)
— Что мы знаем о звуках? ( Звуки слышим, буквы пишем )
— Записать гласные, которые обозначают твердость согласных?
— Назвать непарные твердые?
Парные согласные самые опасные!
Парный сразу проверяй,
Гласный рядом подставляй.
— А сейчас наш корабль проплывает Город важных правил.
— Я буду показывать домики, а вы будете называть их жителей и правила о них.
Источник