Путешествие по пищеварительной системе человека проект

Путешествие по пищеварительной системе человека проект

«Только одна ложечка сахара..», поется в песне. Но что происходит с сахаром, как только он попадает в желудок? Пищеварительная система каждый день совершает удивительные подвиги, не важно, едите ли вы двойной чизбургер или стебель сельдерея. Прочтите, что именно происходит с пищей, и ее пути через пищеварительную систему.

Что такое пищеварение?

Пищеварение — это сложный процесс, при котором пища усваивается и превращается в энергию, которая необходима человеку для выживания. Также в ходе работы пищеварительной системы вырабатываются продукты жизнедеятельности.
Пищеварительный тракт представляет собой длинную извивающуюся трубку, которая начинается ротовой полостью и заканчивается анальным отверстием. Трубка состоит из мышц, которые и координируют движение еды. Также в процессе пищеварения важную роль играют такие органы, как печень, желчный пузырь и поджелудочная железа.

Остановка 1: Рот
Пищеварительный тракт начинается с ротовой полости, фактически, процесс пищеварения начинается до того, как вы принялись за еду. Запах еды побуждает слюнные железы вырабатывать слюну, увлажняя ротовую полость. Когда вы пробуете пищу, количество слюны повышается.
Как только вы начинаете пережевывать пищу, она превращается в небольшие кусочки, которые начинают перевариваться. Вырабатывается большее количество слюны для тщательного переваривания пищи, для ее абсорбции. Вдобавок к этому вырабатываются «соки», которые также помогают процессу переваривания пищи.

Остановка 2: Глотка и пищевод
Глотка или горло образует часть пищеварительного тракта, которая «принимает» пищу из ротовой полости. Пищевод — продолжение глотки, он принимает пищу из глотки и «несет» ее в желудок, а через трахею или дыхательное горло воздух проходит в легкие.
Акт глотания пищи происходит в глотке, это рефлекс, который отчасти контролируется. Язык и мягкое небо толкают пищу в глотку, которая закрывает проход в трахею. Затем пища попадает в пищевод.
Пищевод представляет собой мышечную трубку. Еда «проталкивается» через пищевод в желудок посредством серий сокращений, которые называются перистальтикой.
Перед самым входом в желудок расположена очень важная мышца — нижний пищеводный сфинктер. Сфинктер открывается для того, чтобы позволить пище пройти в желудок, и закрывается для удержания пищи в желудке. Если сфинктер функционирует неправильно, то может развиться желудочно-пищеводный рефлюкс (гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь), который вызывает изжогу и движение пищи обратно из желудка.

Читайте также:  Аптекарский огород экскурсии расписание

Остановка 3: желудок и тонкий кишечник
Желудок — это орган, по форме напоминающий мешок, у него мышечные стенки. Вдобавок к тому, что желудок удерживает пищу, также он служит для перемешивания и переваривания пищи. Желудок вырабатывает необходимые секреты и мощные энзимы, которые участвуют в процессе переваривания пищи и изменения консистенции еды, превращая ее в жидкую смесь. Из желудка еда попадает в тонкую кишку. В перерывах между принятиями пищи остатки пищи выходят из желудка и дальше попадают в кишечник.
Тонкий кишечник состоит из трех частей: двенадцатиперстной кишки, тощей кишки и подвздошной кишки, которые также участвуют в процесс пищеварения при помощи энзимов, которые вырабатываются поджелудочной железой и желчью из печени. Благодаря перистальтике пища продвигается через кишку и смешивается с пищеварительными секретами из поджелудочной железы и печени. Двенадцатиперстная кишка также участвует в продолжении процесса пищеварения, вместе с тощей и подвздошной кишкой, из которых происходит абсорбция питательных веществ в кровь.
Перистальтика или моторика — сократительная способность желудочно-кишечного тракта. Этот процесс полностью зависит от активности сложной системы нервных клеток, гормонов и мышц. Проблемы с некоторыми из этих компонентов могут привести к осложнениям.
В то время как в тонкой кишке питательные вещества, получаемые из пищи, поглощаются стенками кишки и попадают в кровь, остатки пищи, которые не усваиваются организмом, попадают в большую или толстую кишку.
Все, что находится выше толстой кишки, носит название верхнего желудочно-кишечного тракта. Все, что находится ниже, носит название нижнего отдела желудочно-кишечного тракта.

Остановка 4: Толстая кишка, прямая кишка и анальное отверстие
Ободочная кишка (часть толстой кишки) представляет собой длинную мышечную трубку, которая соединяет тонкую кишку с прямой кишкой. Она состоит из восходящей кишки (справа), поперечной кишки и нисходящей кишки (слева), также из сигмовидной кишки, которая соединяет ее с прямой кишкой. Аппендикс представляет собой небольшой отросток, который присоединяется к восходящей ободочной кишке. Толстая кишка — это орган, который выполняет функцию выведения отходов из организма.
Стул или отходы жизнедеятельности в результате работы пищеварительной системы проходят через толстую кишку при помощи перистальтики. Когда остатки непереваренной пищи проходят через толстую кишку из них всасываеться вода. Стул сохраняется в сигмовидной кишке до тех пор, пока он не переходит в прямую кишку, обычно один или два раза в день.
Обычно процесс продвижения остатков жизнедеятельности через толстую кишку занимает 36 часов. Стул, в основном, состоит из остатков непереваренной пищи и бактерий. Эти бактерии выполняют несколько важных функций, например, синтезирование различных витаминов, обработку отходов и остатков пищи и также выполняют защитную функцию (против вредных бактерий). Как только нисходящая ободочная кишка заполнена стулом, она начинает избавляться от него, продвигая содержимое в прямую кишку, и начинается процесс дефекации.
Прямая кишка — это кишка, которая соединяет толстую кишку и анальное отверстие. Прямая кишка:
— Получает стул из толстой кишки
— Дает человеку «знать» о том, что нужно избавиться от стула
— Хранит стул до начала процесса дефекации
Когда что–либо (газ или стул) попадает в прямую кишку, сенсоры посылают сигналы в мозг. И именно мозг управляет сигналами и подает их, когда нужно произвести очистку организма (дефекацию). Если это происходит, то начинается расслабление сфинктера, толстая кишка начинает сокращаться, прямая кишка опорожняется, и поэтому сенсоры на какое-то время прекращают свою работу.
Анус — это последняя часть пищеварительного тракта. Он состоит из мышц таза и анальных сфинктеров (внешнего и внутреннего).
Мышцы таза создают угол между прямой кишкой и анусом, который предотвращает выведение стула, когда это не нужно. Анальные сфинктеры контролируют движение стула. Внутренний сфинктер всегда тугой, кроме того момента, когда стул попадает в прямую кишку. Это и сдерживает нас от дефекации, когда мы спим, например, или же когда не знаем о скоплении стула. Когда в наш мозг поступает сигнал о том, что нужна очистка (сходить в туалет), мы полагаемся на внешний сфинктер, который позволяет нам держать стул в кишечнике, до похода в туалет.

Читайте также:  Что такое достопримечательность как объяснить детям

Дополнительные органы

Поджелудочная железа
Поджелудочная железа представляет собой главную фабрику по выработке пищеварительных энзимов, которые секретируються в двенадцатиперстную кишку, первый элемент тонкой кишки. Энзимы разрушают протеины, жиры и углеводы.

Печень
Печень выполняет множество функций, двумя наиболее важными функциями в процессе переваривания пищи являются: выработка и выделение важного вещества, которое называется желчью, и обработка крови, которая поступает из тонкой кишки, и в которой содержатся только что абсорбированные питательные вещества. Печень очищает кровь от многих загрязнений.

Желчный пузырь
Желчный пузырь представляет собой орган, напоминающий мешок, который хранит желчь. Желчь вырабатывается в печени, затем попадает в тонкую кишку через желчные каналы. Если же тонкой кишке это не нужно, то желчь попадает в желчный пузырь, где она «ждет» сигнала от кишечника, о поступлении пищи. Желчь выполняет 2 главные функции: она помогает абсорбировать жиры из пищи, и переносит отходы из печени, которые не могут «пройти» через почки.

Источник

Интегрированный урок по пищеварительной системе
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Цель урока: развитие экологически целесообразной культуры поведения, разумного отношения к своему здоровью, его сохранению, умения принимать решения и разрешать практические задачи.

Скачать:

Вложение Размер
pishchevaritelnaya_sistema.doc 180 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по пищеварительной системе

Интегрированный урок химии и биологии по теме

Путешествие по пищеварительной системе »

Цель : развитие экологически целесообразной культуры поведения, разумного отношения к своему здоровью, его сохранению, умения принимать решения и разрешать практические задачи .

  1. развивать понимание сущности биохимических процессов, лежащих в основе обмена веществ здорового организма;
  2. формировать оценочные представления об отношениях между человеком и природой;
  3. способствовать пониманию необратимости химических изменений, как следствия неразумного отношения к своему здоровью;
  4. совершенствовать умения:
  1. исследовательской направленности;
  2. находить решения по преодолению кризисных явлений и поиску новых выходов из сложных жизненных ситуаций.

Виды деятельности: г рупповая работа (создает условия для общения, обмена информацией и опытом, позволяет учащимся учиться друг у друга; носит целостный характер, объединяя эмоции, интеллект, сенсомоторику, а также воображение и интуицию, эвристическая беседа, элементы исследовательской деятельности .

1. Технология интегрированного обучения :

  1. Способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  2. В большей степени, чем обычные уроки способствует развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
  1. Технология интегрированного обучения расширяет кругозор уч-ся, способствует формированию разносторонне- развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

2. Технология проблемного обучения:

1. Побуждение к поиску новых знаний.

2. Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда уч-ся на основании известных знаний высказывают суждения.

3. Объяснение фактов на основании известной теории.

4. С помощью неизвестной теории строится гипотеза и затем проверяется практикой. Учащиеся высказывают предположения, учитель ставит эксперимент, а затем даётся теоретическое объяснение.

Оборудование и реактивы:

Таблица по биологии «Пищеварительная система», пробирки, пипетки, штатив для пробирок, . реактивы : раствор слюны, раствор йода (5%), крахмальный клейстер, пробирки, пипетка , раствор белка, желудочного сока, раствор желчи, жир, кусочки хлеба, пинцеты.

Пояснение к данному уроку:

Я провожу интегрированные уроки химии и биологии самостоятельно без привлечения др. учителя биологии, т. к. сама преподаю химию и биологию в школе, а для помощи в проведении урока приглашаю ученика(цу), интересующегося биологией, называемого ниже «Биолог».

1 этап: вступление (мотивационный аспект)

Учитель: У вас сегодня уже третий урок со мной. Вы конечно подустали. Кто не испытывал этого чувства? Вторая половина дня, а уже не сил не желания что-либо делать нет. А учебный процесс в самом разгаре. Как же в такие моменты не хочется работать, да и вообще ничего не хочется делать. Но не стоит отчаиваться, так как способы борьбы с такой усталостью точно есть. А может, вы знаете эти способы?

Учащиеся: ( возможные ответы учащихся)

(учитель старается подвести разговор к необходимости приема пищи . Питательные вещества, поступающие в наш организм, снабжают его энергией. Чтобы жить – человек должен питаться )

Учитель: Вы можете назвать эти питательные вещества ?

Учащиеся: белки, жиры и углеводы …

Учитель: Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?

Учащиеся: возможные ответы учащихся

Учитель: Да, действительно, для того, чтобы находящаяся в окружающей среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму.

Биолог: А вы сегодня все покушали в столовой? (предлагает маленькие кусочки хлеба). Пережевывайте хлеб тщательно, не торопитесь.

Вы сейчас жуете, а ваш организм осуществляет химическое расщепление пищи на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Поэтому для переваривания белков, жиров и углеводов, составляющих основу любой пищи, эволюция сумела создать почти универсальный аппарат – пищеварительную систему, практически одинаковую у большинства позвоночных животных.

2 этап: постановка проблемы: клип 4 мин « Строение пищеварительной системы» (съёмки видеокамерой в полости пищеварительного тракта).

Учитель: Почему пищу нужно тщательно пережевывать?

Учащиеся: Потому что успешное пищеварение – дело сложное, многоступенчатое и совершенно не видимое глазу. Поэтому сложно представить себе те превращения, которые происходят внутри нас. И все-таки мы попробуем это сделать, современные методы позволяют (возможный вариант).

3 этап: исследовательская деятельность

Учитель: Итак, первый отдел, в который попадает пища из окружающей среды – ротовая полость. Пищеварение здесь происходит под действием слюны. Она состоит на 99,4% из воды. У здорового человека она имеет щелочную реакцию, т.к. содержит соли щелочных металлов.

Биолог: Ну что, прожевали? Что вы ощущаете?

Учащиеся: Сладкий вкус!

Учитель: Да, слюна содержит ферменты птиалин и амилазу. Они расщепили сложный углевод крахмал до простых сахаров (глюкоза) – простой сахар имеет сладкий вкус.А почему врачи рекомендуют хорошо пережевывать пищу?

Учащиеся: ( варианты ответов детей)

Учитель: И с целью обеззараживания в том числе. Лизоцим убивает микробы. Чем больше будет вырабатываться слюны, тем процесс переваривания будет идти активнее. (сервировка стола, запахи). Предлагаю вам самим смоделировать ситуацию.

Лабораторная работа №1 «Действие слюны на крахмал»

Цель работы: показать способность слюны расщеплять углеводы (крахмал).

Оборудование: пробирки, пипетка, штатив для пробирок.

Реактивы: раствор слюны, раствор йода (5%), крахмальный клейстер.

  1. Собрать в пробирку небольшое количество слюны и разбавить ее водой в соотношении 1:2.
  2. Добавьте в пробирку 2 мл крахмального клейстера.
  3. Тщательно перемешайте содержимое.
  4. Через 1-2 минуты к содержимому пробирки добавить 1 каплю раствора йода.
  5. Отметьте, какие изменения произошли в пробирке. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
  6. Сделайте вывод о действии амилазы (фермента слюны) на крахмал.

Вывод: в ротовой полости сложные углеводы расщепляются до простых под действием ферментов и в слабощелочной среде. Выделяется тепловая энергия, которая идет на работу организма, поддержания постоянной температуры тела.

(проведение опытов комментирует учитель )

Учитель: Итак, ваш организм получил маленькую порцию углеводов, которая сделала вас бодрее, так как немного поднялось кровеносное давление. Но по истечении одного часа оно вновь придет в норму, и состояние бодрости пройдет, а с ним и концентрация внимания, и работоспособность. Чтобы это состояние не наваливалось на вас к 5-6 уроку, чтобы вы могли качественно начать и закончить рабочий день, вашему организму нужно больше белка, так как белок придает больше сил. А расщепляется белок в желудке.

Биолог: С помощью пищевода пищевой комок продвигается в желудок, где попадает «во власть» желудочного сока. Сок содержит фермент пепсин, который принимается за расщепление белков до аминокислот, т.к. только в таком виде они могут всасываться через стенки кишечника в кровь.

Учитель: Предлагаем смоделировать ситуацию.

Лабораторная работа №2 «Пищеварение в желудке. Действие желудочного сока на белок»

Цель работы: показать способность желудочного сока расщеплять белок.

Оборудование: пробирки, пипетка, штатив для пробирок.

Реактивы: раствор белка, желудочного сока.

  1. Налейте в пробирку белковую массу.
  2. Добавьте в пробирку 1 мл желудочного сока.
  3. Тщательно перемешайте содержимое.
  4. Через 1-2 минуты отметьте, какие изменения произошли в пробирке. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
  5. Сделайте вывод о действии желудочного сока на белок.

Вывод: белки расщепляются под воздействием ферментов желудочного сока, которые действуют лишь при определенной температуре и в кислой среде. При их расщеплении на более простые также выделяется энергия, а аминокислоты, попав в клетки, будут строительным материалом для белков, свойственных данному организму.

(проведение опытов комментирует учитель )

Поэтому для человека очень важно правильно позавтракать — употребляйте на завтрак продукты с высоким содержанием белка. В рационе должны быть йогурт, молоко, сыр, хлеб из муки грубого помола, яйца – все это придаст вам бодрости на весь день.

Учитель: Практически в каждом продукте содержится определенное количество жира, как мощного источника энергии. Какой же отдел пищеварительной системы справится с переработкой данного вещества?

Учащиеся: (варианты ответов детей)

Биолог: Дальше частично переваренная пища попадает в тонкий кишечник. . Ребята, как вы считаете, а почему желудок объемистый, а тонкая кишка длинная и узкая?

Учащиеся: варианты ответов детей (лучше перевариваться, всасывание)

Учитель : Действительно, в кишечнике происходит окончательное переваривание пищи. На данный момент мы увидели, что происходит с углеводами и белками в пищеварительном тракте. Жиры тоже подвергаются обработке, и происходит это в тонком кишечнике. Сюда открываются желчные протоки, желчь способствует расщеплению жиров до глицерина и солей жирных кислот, которые хорошо растворяются и всасываются в кровь. Предлагаем смоделировать ситуацию.

Лабораторная работа №3 «Действие желчи на жиры»

Цель работы: показать способность желчи расщеплять жир.

Оборудование: пробирки, пипетка, штатив для пробирок.

Реактивы: раствор желчи, жир.

  1. Налейте в пробирку жир.
  2. Добавьте в пробирку 1 мл желчи.
  3. Тщательно перемешайте содержимое.
  4. Через 1-2 минуты отметьте, какие изменения произошли в пробирке. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
  5. Сделайте вывод о действии желчи на жиры.

Вывод: происходит расщепление жиров до глицерина и солей жирных кислот под действием желчи, которые затем легко всасываются в кровь.

(проведение опытов комментирует учитель или уч-ся )

Биолог : В результате обработки жиров ваш организм получил и необходимое количество тепловой энергии, и строительный материал для формирования теплоизолирующего слоя — подкожно-жировой клетчатки. Жир жизненно необходим человеку, поэтому не исключайте из своего рациона продукты питания, содержащие жир.

Учительхимии: Но есть вещества, которые не усваиваются нашим организмом, на них не действуют ферменты пищеварительных соков, например, растительная клетчатка. В толстом кишечнике происходит активное всасывание воды через стенки кишки в кровь. В прямой кишке образуются каловые массы.

4 этап: рефлексия ( предлагаются проблемные задачи на основе жизненных ситуаций )

  1. Ферменты слюны расщепляют только варёный крахмал, а сырой лишь частично. Однако в рацион должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Объясните почему?
  2. В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности, подсудимого предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он невиновен, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось испытание рисом?

«А напоследок я скажу…»

  1. Из сегодняшнего урока я понял, что ……………………………………………………………………………………….
  2. До сих пор в моем питании были такие огрехи:……………………………….

Данные задания вызвали некоторые затруднения, что позволило сделать вывод о том, что объёма имеющихся знаний недостаточно. Это явилось мотивацией к изучению последующих тем раздела «Питание и пищеварение»

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы узнали много нового и интересного, а главное полезного! Посмотрели на себя изнутри, увидели химические процессы, происходящие в пищеварительной системе.

5этап: Выставление оценок и пояснение Д/З

Подготовить проекты по темам: а) «Пищевые добавки —все «За» и «Против»»

б) «Питание в Макдональдс»

в) «Роль ферментов в процессах пищеварения»

Источник

Оцените статью