- Путешествие по природным зонам, конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам»
- Тип занятия:
- Вид занятия:
- Задачи:
- Литература:
- Методы и приемы:
- Оборудование:
- Ход занятия:
- Загадка про глобус
- Конспект занятия «Путешествие в разные климатические зоны. Север, пустыня, море» (старшая группа)
Путешествие по природным зонам, конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам»
Автор занятия: Анкудинова Наталья Васильевна, воспитатель МАДОУ № 6 г. Перми.
Тип занятия:
Актуализация ранее полученных знаний.
Вид занятия:
Формирование целостного представления о природных зонах России.
Задачи:
1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возникающих по вине человека;
2) воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.
3) умение работать в парах, учитывать мнение партнера.
Литература:
При разработке презентации использовались фотоматериалы Интернет-ресурсов, иллюстрации из Красной Книги РФ, Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
Методы и приемы:
Беседа, демонстрация слайдов.
Оборудование:
Ноутбук, экран, диапроектор, материал для детских работ.
Ход занятия:
Дети стоят около воспитателя.
Загадка про глобус
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю .
(Глобус)
— Вы любите путешествовать?
— Отправляемся в путешествие по природным зонам. Представьте, что мы полетим вот на таком самолёте. Начнём наше путешествие с самой крайней точки Земли. Прикрепляет на доску картинку самолёта.
— Приглашаю вас садиться поудобнее (дети садятся на стулья). Начинаем наше путешествие!
— Где мы находимся?
Ответы детей (в Арктике).
— А как ещё называют эту природную зону?
Ответы детей (царство льда и снега).
— Почему она получила такое название?
Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, 6 месяцев –ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут).
— Как приспособились животные к суровому климату Арктики?
Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).
– Какие экологические проблемы существуют в Арктике?
Ответы детей (убивают животных из-за красивой шкуры).
— Как решается вопрос об охране животных?
Ответы детей (созданы заповедники).
– А кто скажет, что такое заповедник?
Ответы детей (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).
– Куда вносят наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть? Ответы детей (в Красную Книгу).
— Почему она красного цвета?
Ответы детей (красный цвет знак тревоги и опасности. Книгу так назвали, чтобы привлечь внимание людей и остановить их).
— Какие животные внесены в Красную Книгу зоны Арктики?
Ответы детей (моржи, белые медведи, тюлени, чайки).
– А теперь давайте посмотрим несколько слайдов об арктической пустыне.
Слайды № 3, 4, 5, 6
– Итак, наше «путешествие» продолжается. А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки.
«Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает».
– Что это за природная зона?
Ответы детей (тундра).
— Что указывает на то, что это тундра?
Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти нее греет землю, много болот).
— Как приспособились животные и растения к климатическим условиям?
Ответы детей (олень копытами разгребает снег и достаёт мох-ягель, олени помогают песцам и куропаткам найти себе корм, волки преследуют стада оленей. У них густой мех и густое оперение, растения невысокие, растут близко к земле. Так они спасаются от холодного ветра).
— А какие экологические проблемы есть в этом краю?
Ответы детей (люди занимаются браконьерством, взять под охрану оленьи пастбища, бережно относиться к природным богатствам).
– Кто взят под охрану?
Ответы детей (олень, песец, тюлень, краснозобая казарка, полярный мак). Несколько слайдов о тундре.
— Отправляемся путешествовать дальше.
«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?»
— Кто догадался, где мы находимся?
Ответы детей (в зоне лесов).
— Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, это лес.
— Какое значение для человека и животных имеет лес?
Ответы детей (дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).
– Назовите экологические проблемы леса.
Ответы детей (пожары, вырубка лесов).
– А какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу?
— Какие растения и животные внесены в Красную Книгу?
– Как связаны между собой осина, заяц, волк?
Ответы детей (цепочкой питания).
— Какое дерево является символом России?
Ответы детей (берёзка).
— Встали и представили себя березкой. Как расположены ветви у березки? (Дети поднимают руки).
— Приглашаю садиться. Отправляемся дальше. Куда ни глянь – один песок и небо, ярко светит солнце. Как называется эта природная зона?
Ответы детей (пустыня).
— Как приспособились растения к жизни в пустыне?
Ответы детей (у растений вместо листьев колючки, мелкие листья, длинные корни).
— Почему в пустыне редко встречаются растения? Ответы детей (мало воды).
— Где скрываются животные от жары?
Ответы детей (в норах, в тени камней).
— Эти животные тоже занесены в Красную Книгу.
— Вот и закончилось наше путешествие.
– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать? Спасибо!
— У нас осталось с вами еще одно задание, в котором мы подведем итог нашего путешествия. Подойдите к столу. Здесь лежат картинки животных и растений всех природных зон. Вы в выбранную природную зону помещаете, те животные и растения, которые им соответствуют.
— Мы соединяем все природные зоны. Получился земной шар, населённый животными и растениями. Прикрепляем на доску.
И на прощание я хочу вручить вам билеты на следующее путешествие. Но это непростые билеты. Вы можете смело продолжить путешествия в страну знаний.
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .
Источник
Конспект занятия «Путешествие в разные климатические зоны. Север, пустыня, море» (старшая группа)
Ольга Пашко
Конспект занятия «Путешествие в разные климатические зоны. Север, пустыня, море» (старшая группа)
Тема «Путешествие в разные климатические зоны (север, пустыня, море)».
Цель: Знакомство с различными климатическими зонами и обитателями. Закрепление знаний о необходимости воды для растений животных, людей. Воспитание бережного отношения к воде, умение и желанию очищать воду от загрязнения посредством проведения опытов.
Предварительная работа: Проведение опытов, беседы, рассматривание иллюстраций, игры с животными разных климатических зон.
Материал: Макеты климатических зон, лаборатория (воронки, марля, халаты); глобус, песок, вода, лед, стрелки, следы.
Словарная работа: Млекопитающие, фильтры, колосняк, оазис.
Дидактические игры: «Волшебница вода», «загадки о животных», «узнай животный мир».
Ход занятия. Теоретическая часть. Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Мы отправимся в увлекательное путешествие по разным климатическим зонам. Сначала отправимся на Северный полюс, а затем, чудесным образом окажемся в жаркой пустыне. После пустыни ы попадем на Балтийское море, а так как море находится рядом с нашим городом, мы вернемся в наш детский сад.
Дети: Да.
Воспитатель: Прежде, чем отправиться в путешествие отгадайте загадку:
Загадка о глобусе: На одной ноге стоит модель земного шара. Покружив вокруг оси можно много здесь найти: леса, развалины, горы, огромные просторы; найти здесь можно много стран, узнать где живет какой народ: где русский, где японец, где испанец, где француз, а где индус, потому что это — глобус.
Воспитатель: Да, действительно, это глобус. Глобус- это маленький макет земного шара, на котором живет много разных народов, находится большое количеств о больших и маленьких городов, большое количество разных животных, птиц, насекомых, горы, реки, моря и океаны.
Воспитатель: Посмотрит пожалуйста, какие цвета вы видите на глобусе?
Дети: На глобусе мы видим зеленый, желтый, коричневый, синий, белый цвет.
Воспитатель: Что же означает все эти цвета?
Дети: Зеленый цвет – означает деревья, кустарники, лес; коричневый – горы; желтый – песок, пустыни ; синий – моря, океаны, реки, озера; белый – лед, снег.
Воспитатель: Ребята, моря, реки, озера, снег, лед – как можно назвать все одним словом?
Дети: Все это вода.
Воспитатель: Мы с вами внимательно рассмотрели глобус, вспомнили, что означают разные цвета на нем, а сейчас, при помощи глобуса мы отправимся в разные климатические зоны. Сначала мы попадем на Северный полюс.
Воспитатель: Закрыли глаза. 1,2, 3, — я глобус покручу, вас на Север приглашу! воткнуть флажок белого цвета на Северном полюсе, обратить внимание детей на белые следы, которые помогут нам дойти Севера).
Воспитатель: Дети, посмотрите, чего очень много на Северном полюсе?
Дети: Очень много снега, льда.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что солнце находится очень низко и лучи только скользят по поверхности земли, совсем не нагревая ее, и вода замерзает. Потому что там низкие температуры, холод.
Воспитатель: Правильно, Северный полюс – это настоящее царство льда и снега.
Воспитатель: Опыт: Давайте потрогаем лед, какой он?
Дети: Лед холодный, твердый, колется, в руке тает.
Воспитатель: Молодцы. Лед – это твердое состояние воды.
Воспитатель: А вы знаете, что даже в таких суровых условиях на Севере есть жизнь?
Воспитатель:(ребенок) приготовил загадку об одном из животных, которые там живут:
Он на Севере живет, очень любит рыбу.
Плавает, ныряет, волнами играет.
А на сушу выйти лень, потому что он – тюлень.
Воспитатель:(ребенок) тоже приготовил вам загадку:
Он огромен, неуклюж.
Весь покрыт он жиром.
Есть усы, клыки и хвост.
На кого же он похож, ну конечно это – морж!
Воспитатель: Что можно сказать о морже, тюлене?
Дети: Эти животные очень толстые, жирные.
Воспитатель: А почему они таки?
Дети: Потому что жир помогает им спасаться от холода.
Воспитатель: А вы знаете какой самый большой зверь живет на Севере?
Дети: Самый большой – белый медведь.
Воспитатель: Как вы думаете, почему у него мех белый?
Дети: Он сливается со снегом чтобы охотиться, и белый цвет не притягивает солнечные лучики, а отталкивает.
Воспитатель: Ребята, а чем питаются детеныши тюленя, моржа, белого медведя.
Дети: Они питаются молоком.
Воспитатель: Правильно. Все эти животные называются млекопитающие. Потому что прежде чем вырасти и лакомиться рыбкой они пьют молоко у своих мам.
Воспитатель: Кроме животных еще кто живет на Севере?
Дети: Птицы: чайка, гагары.
Воспитатель: Правильно. Кроме этих птиц, там еще живет птица кайра. А места, где собираются и живет много птиц называются – птичьим базаром.
Воспитатель: Ну что же, мы побывали на Северном полюсе. Пора продолжать путешествие. Но прежде давайте захватим немного льда, ведь наш путь лежит в пустыню, вдруг понадобиться кому- то вода.
Воспитатель: Закрыли глаза. 1,2, 3, вокруг себя повернись и в пустыне окажись. (покрутить глобус, воткнуть флажок желтого цвета, обратить внимание детей на желтые следы, которые помогут нам попасть в пустыню).
Воспитатель: Ребята, что мы видим в пустыне?
Дети: В пустыне мало растений, деревьев, кустарников, цветов и ягод.
Воспитатель: А почему, как вы думаете?
Дети: В пустыне очень жарко, нет воды, мало дождя.
Воспитатель: Правильно. Бывает, что все лето может не выпасть не одной капли дождя. Поэтому, человек побывший в пустыне начинает ценить воду. Давайте посмотрим, кто сумел выжить в таком жарком климате?
Воспитатель: (Ребенок) подготовила загадку об одном из животных пустыни.
По пустыне жаркой, знойной
Караванами идут, На своих горбах огромных
Грузы для людей везут. Они едят одни колючки,
А воду редко пьют. Кто же это, догадались?
Ну конечно же – верблюд.
Воспитатель: Да верблюд в пустыне, настоящий помощник людей. Его называют «Кораблем пустыни»
Воспитатель: А кто еще сумел выжить в пустыне?
Воспитатель: Ушастый еж, ящерица, змейки, сайгак, антилопа, кенгуровая крыса, растут кактусы, верблюжья колючка.
Воспитатель: Как эти животные смолки приспособиться в жизни пустыне?
Дети: Им нужно мало воды, некоторые подолгу могут обходиться без нее.
Воспитатель: Ну а растения, они же вырастут без вода?
Дети: У кактуса и верблюжья колючки очень длинные корни, до 20 метров, они глубоко под землей достают воду.
Воспитатель: Ребята, очень ценным растением пустыне является – колосняк. Кони его крепко крепятся среди песков и удерживаются от ветра. Его очень любят верблюды, сайгаки, антилопы.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на всех животных пустыни, как вы думаете, почему они желтого или светлого цвета?
Дети: У них цвет песка, т. е. они прячутся в песок от солнца, а ночью тоже сливаются с песком и выходят на охоту.
Воспитатель: Давайте потрогаем песок. Какой он?
Дети: Сухой. рассыпчатый, т. к. в пустыне мало воды и дождя.
Воспитатель: Теперь вы видите, какое значение имеет вода? Нет ее и все высыхает, погибает. Давайте оставим кусочки льда, он растает и кто – то из наших животных ее попьет.
Воспитатель: А теперь продолжим наше путешествие. Наш путь лежит к Балтийскому морю.
Воспитатель: 1,2,3- повернись, из Балтийского мор окажись. (дети закрывают глаза, глобус вертится, флажок синий на Балтийское море, обратить внимание на синие следы.
Релаксация: звучит шум моря.
Дети: Мы слышим шум моря, крик чаек.
Воспитатель: Вот наконец – то мы с вами на берегу Балтийского моря.
Воспитатель: с древних времен на берегу Балтийского моря добывали красивый, солнечный камень. Как он называется?
Дети: Это янтарь.
Воспитатель: Что это за камень?
Дети: Это окаменевшая смола, дети рассматривают его.
Воспитатель: Из янтаря делают различные украшения. А еще люди занимались рыболовством. Вы знаете, какая рыба водится в Балтийском море?
Воспитатель: В Балтийском море водится салака, скумбрия, камбала, килька, корюшка, судак, морской окунь.
Дети: Моллюсками, планктоном, водорослями.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем воду и узнаем каково она на вкус в Балтийском море.
Дети: Вода соленая.
Воспитатель: Вы, наверное, устали от нашего длинного путешествия. Давайте немного отдохнем на берегу Балтийского моря.
Физ. Минутка.
Воспитатель: К морю быстро мы спустились, наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз, это – брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой,
Все как один плывем как дельфины
жал И отправились домой.
Воспитатель: Дети где находиться наш город?
Дети: На берегу Балтийского моря.
Воспитатель: а как называется наш город?
Дети: Калинин град.
Воспитатель: Пора возвращаться в наш город, в наш детский сад.
Воспитатель: 1, 2,3 — повернись, в детский сад, возвратись. (по зеленым следам).
Воспитатель: Сегодня вы увидели, что без воды не могут жить животные, рыбы вообще живут только в воде, растения без воды не вырастут. А нужна ли вода людям? Доя чего?
Дети: Пить, стирать, умываться, купаться.
Воспитатель: Я предлагаю вам подготовить воду для чая, который мы выпьем после длинного путешествия. А вы внимательно посмотрите, что случиться с водой. Если она вскипит.
(включить чайник, обратить на то, что вода испаряется.
[b]Воспитатель: И так, вы увидели, что вода бывает твердой, парообразной. А если я возьму из стакана в стакан воду, что можно сказать о воде?
Дети: она льется, она жидкая.
Практическая работа.
Воспитатель: Ребята к сожалению, люди не берегут воду на море, ни в реках, нив озерах. Сбрасывается мусор, сливаются различные вредные вещества. Я надеюсь, что когда вы вырастите, не будете этого делать, а наоборот придумайте разные фильтры для очистки воды.
Воспитатель: Дома вы пьёте воду из крана?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что вы для этого делают ваши родители?
Дети: Ставят на кран фильтр.
Воспитатель: Давайте пойдем в нашу лабораторию. Оденьте, пожалуйста халаты. Посмотрите, как при помощи стакана, воронки, марли можно очистить воду. (дети показывают, как сделать фильтр).
Проведение опыта.
Воспитатель: Сейчас мы с вами научимся очищать загрязненную воду в ваших стаканах. (ответы детей).
Проведение опыта.
Рассмотреть результаты поделанного опыта.
Воспитатель: Ребенок подготовил стихотворение о воде.
Давайте послушаем. Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом вползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайник, шипит, растворяет сахар в чае, мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Итог:
Воспитатель: Сегодня мы с вами путешествовали. Что же вы запомнили? Что вам во время путешествия понравилось? Спасибо всем, вы хорошо отвечали, помогли мне провести это увлекательное путешествие. Спасибо.
Конспект итогового занятия «Путешествие в математическое королевство» (старшая группа) Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке Закрепить знания о составе чисел.
Конспект НОД «Увлекательное путешествие на Крайний Север» в подготовительной группе Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север» Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере. Задачи:.
Конспект ООД по снятию тревожности «Путешествие» (старшая группа) Задачи: *снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить тревогу, неуверенность в себе; *развить навыки взаимодействия друг с другом,.
Конспект открытого занятия старшая группа «Путешествие в страну безопасности» Цели занятия: закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации;.
Конспект совместной образовательной деятельности «Путешествие на Крайний Север» Образовательная область: «Познавательное развитие» Старшая группа компенсирующей направленности Цель: расширение представлений детей о.
Конспект занятия «Путешествие на Север» (подготовительная к школе группа) Конспект занятия «Путешествие на север» (подготовительная к школе группа) Черняева Таисия Викторовна Конспект занятия «Путешествие на север».
Конспект занятия по ФЦКМ с интеграцией образовательных областей «Путешествие в мир профессий с Куйгорожем» (старшая группа) Программное содержание: Образовательные задачи: • расширять знания и представления детей о сельскохозяйственных профессиях; • познакомить.
Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в страну Знаний» (старшая группа) Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности. ФЭМП. Старшая группа. «Путешествие в страну Знаний». Воспитатель 1 категории.
«Такие разные мальчики и девочки». НОД в области «Познавательное развитие» (старшая группа) НОД в области «Познавательное развитие» «Такие разные мальчики и девочки» (старшая группа) МАДОУ «Детский сад № 25» г. Печора, Республика.
Конспект занятия «Природные зоны Африки» Цель: дать детям элементарные представления о природных зонах Африки,развивать любознательность,воображение, активизировать словарь за.
Источник