Путешествие по реке сож

Путешествие по реке сож

Даты начала сборных туров:

Если вы хотите поехать своей компанией — мы можем организовать сплав по Вашим пожеланиям в удобные для Вас сроки в интересное Вам место (при условии, что Ваша компания не меньше 5 человек)!

Тип маршрута: водный, сплав, активный отдых.

Данный маршрут – один из наиболее популярных водных маршрутов в окрестностях Гомеля. Сплав по маршруту: город Ветка — город Гомель очень удобен своей простотой, удобством, доступностью и дешевизной. Реке Сож на этом участке чистая, с большим количеством пляжей. Маршрут рекомендуется для походов с детьми.

Расстояние: 25 км

Длительность: 2 дня / 1 ночь

Сложность: минимальная (опыта походов не требуется, только желание поучаствовать в данном виде отдыха). Маршрут доступен участникам с обычной физической подготовкой. Сплав проводится на туристских разборных катамаранах и/или разборных туристских байдарках. Возраст участников – от 6 лет. Дети до 14 лет участвуют вместе с родителями.

Бюджет похода: 60 бел. руб/чел. Дети до 10 лет – 50% от стоимости.

Нитка маршрута: Республика Беларусь. Хальч, Ветка (начало сплава) — урочище «Хатки» — урочище «Боровая» — Гомель (окончание сплава).

Как добраться, выбраться, место встречи, время

Туда: Встреча группы – в Гомеле на проспекте Победы возле площади Победы (фонтан) в субботу в 10:00. Переезд к началу маршрута на заказном автотранспорте.

Обратно: С финиша маршрута на «Обкомовском озере» 750 метров до остановки общественного транспорта «Пролетарский Луг». До Привокзальной площади с авто и Ж/Д вокзалами добираться не более 30 минут.

Описание маршрута

Наш маршрут мы начинаем от города Ветка. По дороге к началу маршрута мы заезжаем в дер. Хальч посмотреть усадьбу Войнич-Сеножацких (а ранее – Халецких) с усадебным домом начала 19 века, построенным в стиле позднего классицизма.

Затем прибываем в Ветку, где желающие могут совершить экскурсию в Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова. В экспозиции музея немало уникальных экспонатов – экскурсию очень рекомендуем.

Немного прогулявшись по городу, мы приходим на берег Сожа к месту старта нашего маршрута.

Сож — второй по водности и протяженности приток Днепра. Его общая длина составляет 648 км, из них 493 км — в пределах Беларуси. Мы пройдём по Сожу и его протокам 25 км за 2 дня.

Ранее на Соже было немало проток. По одному народных объяснений названия города Ветка: когда сюда пришли поселиться бежавшие из Москвы старообрядцы, русло реки Сож в этом месте разветвлялось, как ветка дерева, омывая остров на котором и расположился небольшой город. Русло реки Сож и сейчас местами петляет, образовывая старицы, доставляющие радость рыбакам.

Вода в реке чистая (лет 50 назад Сож считался одной из чистейших рек Европы) и в Соже водится множество видов рыб: судак и окунь, щука и сом, язь и жерех, лещ, плотва и другие виды. Поэтому по выходным дням на берегах реки много рыбаков и просто отдыхающих. Об особенностях Сожа говорит даже название реки – на индоиранском Сож — «чистый», на древнеславянском — «река, имеющая сухие места». И действительно — на пологих берегах нередки песчаные пляжи. По количеству пляжей Сож – один из лидеров среди Белорусских рек.

По Сожу в первый день мы сплавляемся до урочищ «Хатки» либо «Боровая» (около 15 км.), делая остановки на отдых, купание, рыбалку и т.п.

На второй день сплава, пройдя по Сожу около 10 км., мы входим в протоку «Волотова». На острове (так же весьма интересное и атмосферное место) мы обедаем.

Потом, пройдя мимо красивой Николаевской церкви с 200-летней историей, входим в так называемое «Обкомовское озеро», где и заканчиваем наш маршрут.

До остановки общественного транспорта «Пролетарский Луг» — 750 метров. Приехав в центр города, можно осмотреть достопримечательности Гомеля, зайти в кафе или провести время иным, приятным для себя, образом.

Программа по дням

«Программа по дням» имеет предварительно-ознакомительный характер и может быть скорректирована инструктором похода исходя из обстоятельств и пожеланий участников.

  • Встреча группы в Гомеле в 10:00 на проспекте Победы возле площади Победы (фонтан). Переезд к началу маршрута на заказном транспорте.
  • 10.50. Посещение усадьбы Войнич-Сеножацких (а ранее – Халецких) в дер. Хальч.
  • 11.30 – 13.30. Приезд в Ветку. Экскурсия в Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова.
  • 13:45 – 15:30 – Обед. Сборка судов, упаковка и загрузка снаряжения, инструктаж по технике безопасности, инструктаж по технике гребли, распределение по экипажам, выход на воду.
  • 15:30 — 18:00 — Сплав по реке Сож.
  • 18:00 — 21:00 — Установка лагеря, обучение технике гребли, тренировочные заезды, ужин.
  • 21:00 — 23:00 — Свободное время, костер (знакомство, обсуждение маршрута, чаепитие, общение и т.д.).
  • 08:30 — Подъем.
  • 09:00 — Завтрак.
  • 09:40 — 11:00 — Сбор лагеря, спуск байдарок на воду, загрузка снаряжения, краткий инструктаж по т/б, инструктаж по технике гребли.
  • 11:00 — Старт второго дня сплава.
  • 11:00 — 13:00 — Сплав по реке Сож.
  • 13:00 — 14:00 — Обед.
  • 14:00 — 15:30 — Продолжение сплава по реке Сож.
  • 15:30 — Завершение сплава в городе Гомеле на «обкомовском озере».
  • 16:00 – Окончание похода, разъезд участников.

В бюджет похода включено: автотранспорт (трансфер) к началу сплава и с окончания сплава, 3-х разовое питание на маршруте, туристское снаряжение (место в палатке, коврик, спальник, место на судне, спасжилет, гермоупаковка), бивуачное снаряжение (тент, костровые принадлежности, котлы, топоры, пилы и т.п.), групповая медицинская аптечка, ремнабор, сопровождение инструктора.

В бюджет похода не включено: трансфер с окончания маршрута, медицинская страховка, личное снаряжение, посуда, личная медаптечка, стоимость билета в Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова, стоимость экскурсионного обслуживания в музее, карманные расходы.

Размер бюджета похода актуален на январь 2019. Он может меняться. Уточняйте стоимость в контактах с организаторами.

Количество участников: 5/14 (минимум / максимум).

Дополнительная информация: 14 человек – количество, в любой момент обеспечиваемое всем необходимым снаряжением и средствами сплава.

Возможно большее число участников. При большем количестве участников потребуется больше времени для предварительной организации похода, подготовки судов и снаряжения. Число инструкторов увеличивается до необходимого исходя из конкретной ситуации и количества участников.

Пищу готовят по очереди дежурные из состава участников похода вместе с инструктором/инструкторами.

Сплав по маршруту так же можно заказать, если у вас сформировалась группа единомышленников. Мы организуем поход по вашим пожеланиям в любое удобное для вас время. Вы можете заказать поход на любые дни (праздничные, выходные и будние), при наличии в группе не менее 5 участников. Мы можем видоизменить маршрут в соответствии с вашими пожеланиями и предложить различные варианты проведения Вашего похода!

Сопутствующая информация: Посещение Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова надо оговаривать при заказе тура. Возможно начать маршрут вечером в пятницу. В этом случае бюджет похода составит 70 бел. руб/чел.

ВАЖНО: в апреле – мае лов рыбы с воды категорически запрещён.

Контактная информация организатора похода:

ФИО: Голушко Игорь Викторович

ИП Голушко Игорь Викторович, свидетельство о госрегистрации №491435253

Платёжные реквизиты: Р/С BY25 ALFA 3013 2459 5300 1027 0000 в ЗАО «АЛЬФА-БАНК». 220013, РБ, Минск, Сурганова, 43-47. СВИФТ – ALFABY2X

Источник

Удивительня река Сож: сведения и факты

Крупнейший приток Днепра, стоящий по водности на втором месте, – это Сож, река, протекающая из России через Беларусь. Она также имеет левые и правые притоки – Проню, Беседь, Ипуть. Начало реки — в Смоленском районе. Река пересекает разные геоморфологические районы, имеющие ледниковое происхождение. В районе города Лоева Сож впадает в Днепр.

Географическое положение

Итак, одна из самых удивительных рек, протекающих на территории бывшего Советского Союза, начинает свой путь из возвышенности Смоленско-Московской, в 12 км на юг от самого Смоленска.

Проходит река Сож через две области Беларуси: Гомельскую и Могилёвскую. Протяженность ее в общем составляет 648 километров. К России относится верховье реки, протяжённость которого составляет 155 километров. Водосбор общий по реке составляет площадь в 42 140 км². Из них в пределах в пределах Беларуси площадь водосбора — 21 700 км².

Река Сож не только красива, но и чиста. Она чище большинства рек, протекающих в Европе. Ее притоки в основном находятся в пределах Беларуси. Так, Проня имеет протяженность 172 километра, Беседь – 261 километр, Ипуть – 437 километров. Города Чериков, Гомель, Кричев, Славгород, Ветка, Чечерск величаво расположились на берегах Сож.

Водная артерия Беларуси имеет хорошо выраженную трапецеидальную долину, с глубиной от 20 до 30 м. В местах района Кричевского река Сож имеет ширину от 1,5 до 3 км, причём на довольно-таки продолжительном расстоянии. А в долине Остёр, где реки соединяются воедино, ее ширина достигает 5 км. Слившись с рекой Беседь, река Сож продолжает течение по Полесью Беларуси.

Ее склоны преимущественно умеренно крутые и пологие. Высота их доходит до 25 м. Берега реки богаты на овраги, балки и долины притоков.

Берега

На левом берегу описываемого водного потока в основном расположились леса, на правом – открытые пространства и пахотные земли. Обнажённые участки долин содержат моргельно-меловые породы с кремневым сырьём. Русло реки извилистое, особенно у Славгорода. На пути до Гомеля можно встретить песчаные островки. Длина островов — от 30 до 300 м.

Если двигаться по реке к устью Прони, берега становятся крутыми, потом пологими, а ниже Славгорода – обрывистыми.

В нижнем течении ширина русла доходит до размеров 230 м, а глубина его составляет от 5 до 6 метров. Скорость течения реки бывает более 1,5 м/с.

Сож имеет свой порт — Гомель, и здесь расположился филиал речного пароходства Беларуси. Водная артерия служит речным путём для пассажирских и грузовых перевозок.

Уровень

К сожалению, бывает, что уровень реки Сож поднимается настолько, что подтапливает близлежащие населённые районы. К примеру, поднявшись на уровень 578 см, река подтопила 118 подворий, и более всего был признан пострадавшим Новобелицкий район Гомеля. Только благодаря тому, что фундамент частных домов очень высокий, вода не попала внутрь жилища. Но огороды были затоплены. Больше всего, когда уровень воды в реке Сож поднимается в этих местах, страдает улица Полевая. Тут вынуждены постоянно дежурить спасатели из МЧС, и некоторые жители оказываются в буквальном смысле отрезанными от цивилизации. Жителей вывозят из затопленных участков на лодках.

Повышение уровня в реке продолжается до двух недель в верхнем течении и до одного месяца в низовьях реки. Наименьшая высота – это 4 метра, а самая большая – 7,5 метров. Если наблюдаются затяжные ливни, то вероятность возрастания уровня увеличивается. Особенно если такой период длится больше месяца.

Рельеф

Долина реки характеризуется наличием рельефных, достаточно хорошо выраженных, сквозных террас: одна пойма и две надпойменных. Они имеют значительную протяжённость. У Лоева Сож впадает в могучий и широкий Днепр.

Рельеф реки уникален, а большое количество маленьких и впадающих в Сож притоков, спасают ее от засухи во времена жаркого лета, наполняя водой. Множество мелких притоков становятся для реки Сож источником пополнения воды в самое жаркое время лета. Песчаные берега можно наблюдать ниже города Ветка. Здесь и располагаются, соответственно, песчаные пляжи.

Справа Сож имеет притоками реки Вихру, Узу, Волчас, Проню. Слева – Хмару, Ипуть, Остер, Уть, Беседь. Река на своём протяжении имеет множество извивов, мелких осоковых островов. Зимой лёд на реке может иметь толщину до 60 сантиметров. Весной — с середины марта, реже в начале апреля — начинается половодье. Оно может длиться до 25 суток (минимум 10 суток).

Рыба и её добыча

Практически на протяжении всей реки ведётся рыбная ловля. Водные просторы Сож богаты на окуня, плотву, щуку, судака, леща. Здесь ловят линя, золотого карася, верховодку, украинскую миногу, голавля и густера.

Безусловно, река Сож, температура которой в летнее время показывает за 22 °С, а в августе может достигать и 28 °С, является привлекательной для туристов и местного населения.

И это несмотря на то, что некоторая часть реки проходит через Чернобыль — зону великой катастрофы. Здесь вода загрязнена радионуклидами.

В среднем вода в устье расходуется в количестве 19 м³/сек, а средний наклон поверхности речной воды составляет 0,17 %. Среднее течение реки приходится на Оршанско-Могилевскую равнину. На время половодья, весну, приходится больше половины (57 %) годового стока речной воды. Ледоход, который начинается в марте, длится обычно от трёх до пяти суток.

Для восточных славян — радимичей — Сож была центральной рекой. В их истории она играла политическую, социально-экономическую и духовную роль. Именно Сож оказал решающую роль в обустройстве города Гомеля. Река была частью торгового пути «из варяг в греки».

Источник

Путешествие по реке сож

Гости нашего города, да и многие местные жители с любопытством рассматривают знак с большим якорем на вершине. У них возникают вопросы: «Почему установлен этот знак?», «Какие корабли имели подобные якоря?» и т.п. Кроме того, знак с якорем сохранился на берегу реки Сож в районе старой бани. Этот знак называется «Якоря не бросать» и устанавливается в местах, гдепод руслом реки проложены кабели или трубопроводы.

Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Используя данные сети Интернет, воспоминания старожилов района, старые публикации краеведов в районной газете, данные из музеев, удалось собрать вот такую информацию.

Знак в виде якоря, около Пропойска, на картах появился давно. Например, он уже есть на карте, которая делалась для войск Наполеона в 1812 году. Этот знак указывает на наличие пристани и судоходности по реке Сож. Аналогичные знаки можно найти и на более поздних картах.

Можно утверждать, что река Сож была судоходной с давних пор. По нем, мимо Пропойска, проплывали суда купцов, направлявшихся в далекие страны . Вероятно , по р.Сож возвращался из своего путешествия в Индию и русский купец Афанасий Никитин. В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что именно пропойские купцы передали знаменитые записки Афанасия Никитина, «о хождении за три моря», в Москву.

Видела эта река и корабли, которые делались на Кричевской судоверфи. В 1786 году со стапелей Кричевской судоверфи сошли 13 яхт и 12 гребных судов, способных ходить под парусами. Мачты некоторых судов, сделанные из цельных деревьев, достигали 44 метров. Принимавший флотилию адмирал Пущин (дед декабриста Пущина) привез с собой несколько морских офицеров и матросов — в основном команды кораблей комплектовались из местных жителей. Затем флотилия двинулась к Черному морю.

Мимо Пропойска проплывали галеры «Днепр», «Сож», «Тверь», «Буг» и самая красивая – «Десна». Именно на ней плыла затем по Днепру от Киева до Кременчуга императрица Екатерина Вторая. Плыли мимо города и суда, перевозившие продукцию Старинковского железоделательного завода отставного поручика Бенкендорфа. Этот завод был одним из крупнейших в Российской империи.

В 1859 г. на Старинковском заводе имелось более 500 рабочих и 30 учеников. Близость Сожа давала заводу возможность сообщаться с черноморскими портами. Петербургские и московские медеплавильные и железоделательные заводы при тогдашних гужевых путях сообщения не могли конкурировать со Старинковским заводом. Продукция завода подвозилась к реке по железнодорожным путям с использованием конной тяги, а затем перегружалась на корабли.

Из архивных источников следует, что «…судоходство по Сожу начинается у м. Кричева, Чериковского уезда; сплав же леса начинается от д. Мартиновки, Мстиславльского уезда, находящейся на 1/2 версты ниже м. Хославич. Устройство и размеры судов те же, как и на Днепре. Кроме того между Гомелем и м. Хальч ходит ежедневно пассажирский пароход. В Чериковском уезде строится ежегодно 2-3 барки, из которых каждая обходится в 1500 руб., на Дубновской и Бакуновичской лесных пристанях.

… Пароходную линию из Гомеля в небольшой городок Пропойск обслуживали частные пароходы «Мир», «Решительный», «Деловой», «Восход», «Проня», «Беседь», «Чикаго». Постоянное плавание по этой линии началось с 1858 года.

В 1910 году эти суда совершили 265 пассажирских рейсов, во время которых перевезли почти 44 тысячи человек. Да еще 57 раз буксировали баржи с различными грузами ».

По Сожу, кроме пароходов, ходили и непаровые суда — барки, берлины, лодки.

Барка — речное плоскодонное ,несамоходное судно, буксируемое с помощью людской или конной тяги. Длинной 20-50 м и шириной 14-16м. Строилась из елового леса с осиновыми или сосновыми крюками в основе. У них не было крыши и кают, а также и парусов с мачтами. Барки снабжались лишь двумя или тремя якорями, весом от 160 до 240 кг. Для обслуживания требовалось 20-25 рабочих и один лоцман или атаман. После доставки груза барка часто разбиралась и продавалась.

Берлина – это также, как и барка плоскодонное речное судно, но немного меньших размеров. Кроме того имело двухскатную крышу, а внутренность была разделена на 5 частей. Чердак, каюта хозяина , два отделения для разных товаров и отсек для стока воды. Берлина имела мачту высотой 30-38м из елового дерева с двумя реями для парусов. Команда состоит из лоцмана, водолива и рабочих. Число рабочих зависит от направления движения и количества груза, бывало от 6 до 50 человек. Пища готовилась на очаге, который располагался на чердаке в передней части лодки.

К более мелким судам, которые плавали по Сожу, относятся лайбы, гиляры и дубы.

Шло время, менялись суда , плывущие по водам реки мимо Пропойска, а затем и Славгорода. Парусные лодки сменили колесные пароходы, затем винтовые . Видели на реке и суда на подводных крыльях. Менялись и названия судов. Исчезли «Чикаго» и «Орион», а появились «Краб», «Маяк», «Днепр» , «Стремительный», «Ипуть», «Сож». Так звались катера, ходившие по реке в 1958-60 годы. Последние, пароходы, замеченные на реке , назывались «Красная звезда», «Исаченко», «Коммунист», «Якуб Колас». Судно на подводных крыльях- ракета, называлась — «50-лет ЦК КПБ». Катер на фото, которое сделал уроженец д.Кремянка Семкин Алексей Николаевич, звался прозаично -«Теплотехник». Такие катера приплывали из Гомеля ранней весной, во время разлива и перевозили жителей, живших за Сожем. Катер ходил по маршруту Славгород-Кремянка, Славгород-Старик.

На фотографии катер стоит у берега около Кремянки в мае 1983 года.

Перестали ходить катера в тяжелые 90-е годы.

Территория вдоль берегов реки Сож была богата запасами леса, поэтому здесь издавна существовал сплав леса плотами. Работа эта была сезонной- от ранней весны до поздней осени. Занимались ей в основном жители Кремянки, Гайшина, Добрянки и в меньшей мере – Пропойска. Из истории Гайшина: «… в 1876 г. в Гайшине проживало 556 человек. Из них двадцать крестьян были плотогонами, которые зимой отправлялись на заработки на Украину и становились шахтерами».

Существует несколько способов вязки плотов. В нашей местности применялся способ вязки с помощью виц. Вица- это скрученный стволик березы, ивы, черемухи, ели, длиной 3-4м и диаметром в комле 3-5 см. При скрутке стволик расщепляется на волокна и приобретает гибкость, не теряя прочности на разрыв. Получается нечто вроде толстой, нерастягивающейся веревки.

Технология производства виц несложна, хотя и требует некоторых навыков. Для виц используются высокие стволики без толстых сучков и с малой конусностью; обычно они растут в густых местах леса. Очищая деревце от веток. На самой вершине стволика ветки не срубают, оставляя полуметровую метелочку. Для хранения более 2—3 часов заготовки кладут в воду, чтобы они не высыхали.

Для скрутки стволик расщепляют у комля, в трещину вставляют петлю (связанную из метрового куска нетолстой веревки), в которую вдевают палку длиной 0, 5—1 м. Петлю скручивают в подобие жгута. Этим жгутом обматывают комель стволика, удерживая его тем самым от дальнейшего расщепления; после этого заготовку можно закручивать.

Проще всего крутить вицы вдвоем. Первый прижимает вершину вицы к стволу дерева диаметром 30—40 см а второй, взявшись за палку-ворот, приступает к скручиванию стволика. Операция сперва идет легко, так как скручивается наиболее тонкая часть стволика у самой вершины. Когда эта часть стволика достаточно перекрутилась, но волокна еще не начали рваться, по сигналу первого второй делает несколько шагов вокруг ствола дерева так, что скрученная часть вицы уже не висит в воздухе, а оказывается прижатой к стволу дерева. Первый дополнительно прижимает ее рукой, в результате чего теперь скручивается более толстая часть вицы. Так, постепенно наматывая вицу на дерево, доводят скрутку почти до самого комля. Окончив скрутку, вицу сматывают с дерева, несколько раскручивая ее.

При некоторой сноровке вицы можно крутить и одному, закрепив для этого вершину с помощью клина. При сборке плота бревна става попарно притягивают кольцами из виц к ронжине — поперечному бревну диаметром 10—15 см. Кольцо лучше изготавливать, обматывая вершиной вицы ее комель.

Кольцо из вицы надевают на торцы бревен, регулируют его длину по месту и крепким колом натягивают вокруг ронжины. После этого вместо кола вставляется клин, изготовленный из расколотого полена диаметром 12—15 см и длиной около 0, 5 м.

В нашей местности данная технология использовалась в полной мере, но с некоторыми не существенными особенностями, которые касаются терминологии. Вместо слова «вица» у нас говорили- гужба. Происходит это слово вероятно от слова «гуж»- петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой. Да, очень понятно, многие уже не видели этих предметов и не знают их назначения. Иначе, гужем называли петлю, кольцо из кожи для привязки чего-либо. Кольцо из вицы подходит под это определение, поэтому и появилось название гужба.

Заготовкой гужбы, так как она использовалась один раз, занимались в лесу, а в зимний период- и на дому. В избе ставилось вертикально бревно диаметром 25-30см, которое называлось «бабка», и закреплялось клиньями. Вокруг этого бревна хозяин и закручивал с помощью «камбалки» стволик молодой березки. Гужба из березы ценилась, так как была прочнее. Камбалкой в Кремянке называли палку, применявшуюся как рычаг при скручивании гужбы. Часто в процессе заготовки гужбы принимали участие и дети. Сторожилы с юмором вспоминали, что иногда «камбалка вырывалась из детских рук и раскрутившись, довольно больно била по макушке».

Готовую гужбу принимали за деньги и отправляли к месту вязки плотов. Существовали специальные магазины для сплавщиков — сплав-лавки, где продукты и товары продавались только им. Руководство процессом сплава осуществлялось из сплав-конторы, которая размещалась на старой пристани, в районе сегодняшнего коммунхоза.

В дальнейшем, вместо гужбы для вязки плотов стали применять проволоку диаметром 4 мм, предварительно отожженную. От проволоки в дальнейшем отказались, так как она повторно не применялась и перешли на металлические цепи.

Плотогонов у нас еще называли «плытниками», от слов «плыть», «плыт». Плот состоял из несколько гребенок, связанных между собой. Гребенка- маленький плот похож на гребень — бревна как зубья расчески. Количество их зависело от длины бревен. Обычно было три гребенки. Ширина плота задавалось шириной реки – не более 18 м. Бревна для плотов использовались диаметром 20-25см, более толстые перевозились судами.

Плоты вязались в поселке Гроново и прибывали по реке на сортировочный пункт, который находился в урочище «Старик», недалеко от Славгорода. Из воспоминаний бывших плотогонов известно, что путь из Гронова до «Старика», плот неторопливо проплывал под управлением одного человека за четверо суток. Пищу готовили на плоту, в специальном кострище.

Вечером дым костра, смешанный с запахом ухи , иногда и звонким голосом гармошки, далеко разносился по берегам, создавая неповторимую картину жизни на реке, которая навсегда врезалась в память тогдашних подростков.

В «Старике» из гребенок формировался большой плот – плотокараван. Длина его не превышала 400м и зависела от радиуса изгибов русла реки Сож. В летний период плотокараван состоял из 1000-1200 куб.метров древесины, весной – из 1500.

Передней частью плотокаравана управлял буксировочный катер, а задней – бригада из пяти рабочих, во главе с бригадиром. Бригадир обычно находился в большой лодке с якорем, которая называлась – дуб. Поэтому и бригадира звали — дубовик. Дубовик давал команду рабочим, когда нужно сбрасывать якорь, чтобы притормозить и не позволить плотокаравану сесть на мель. Препятствиями для продвижения плотов были мелкие косы, старые русла, крутые повороты реки. После прохождения препятствия, бригада с помощью блока поднимала якорь в лодку. Якорь был довольно большим и тяжелым и требовал усилий шести человек. Таким образом, плот двигался до Гомеля, где древесину разбирали предприятия: ДОК, бумажный комбинат, спичечная фабрика и частники.

Некоторое время в д.Кремянка существовала пристань, где вязались плоты. Работали три бригады. В 60-е годы их сократили и создали леспромхоз по заготовке леса.

Так сложилось, что среди плотогонов нашей местности самыми многочисленными были жители деревни Кремянка. Существовали даже целые династии. Потомственными дубовиками были Гарцуев Дмитрий Евтихович, Уткин Иосиф Данилович (на фото), Ильенков Петр Ильич, Уткин Владимир Иосифрвич. Долгое время «гоняли» плоты Студнев Иван Николаевич, Крюшкин Иван Федорович, Уткин Иван Александрович, Семкин Николай Егорович, Семкин Даниил Варфоломеевич, Андросов Дмитрий Иосифович, Студнев Антон Иванович, Найденков Василий Иосифович. Жители Кремянки могли мгновенно собрать бригаду для разргузки-погрузки баржи в «Старике». Многие молодые кремянские парни, первые свои деньги заработали, участвуя именно в таких стихийных бригадах.

Из воспитаний Маркусенко Василия Тихоновича, дошли до нас несколько фамилий Гайшинских плотогонов: Кураленко, Дубовиков Демьян и Конутенко по прозвищу «салобай».

С судоходством на реке связаны и появление профессии бакенщика, человека который управлял работой бакенов. Бакен- это плавучий знак, устанавливаемый на якоре для обозначения опасностей на пути следования судов. Бригада бакенщиков из Кремянки, под руководством Студнева Алексея Тимофеевича, управлялась с бакенами от Бакова до Славгорода.

С уменьшением интенсивности сплава плотами по реке Сож, плотогоны пытались искать работу в других местах. Уезжали на заработки в Гродненскую область на реку Неман, вербовались даже в Карелию. Кому-то удавалось заработать, а кому-то нет. Случались и курьезные истории. Несколько плотогонов из Кремянки в 60-е годы поехали в Коми АССР. Директор встретил новых рабочих очень хорошо, им выдали спецодежду- добротные синие комбинезоны. Руководство было довольно тем, что новые рабочие уже имели опыт работы. Все закончилось очень быстро: когда новички увидели, как стремительно несутся плоты с плотогонами по бушующей горной реке, их первым желанием было поскорее «уносить ноги, пока живы». Вернувшись в Кремянку, неудачники некоторое время щеголяли в комбинезонах, но потом пришлось выплачивать деньги за спецодежду, которую даже не успели сдать.

Последние плоты видели на реке Сож в начале 70-х годов. Они были короткими – от 3 до 5 гребенок и людей на них уже не было. Из собранного материала можно предположить, что якорь, установленный в Славгороде, использовался не на каком-либо судне, а при сплаве леса на плотах. Подобный якорь есть в «Музее якорей», который создает в деревне Мирогощь Чериковского района, Дубяга Сергей Николаевич. Сегодня в нем — 24 уникальных экспоната. Самый легкий из якорей весит около шести килограммов, самый тяжелый — более ста. Возраст у большинства реликвий тоже солидный — от двухсот лет и больше. Почти все эти якоря найдены на дне реки Сож в Славгородском, Чериковском, Кричевском районах. Славгородский якорь найден на дне реки Сож , выше деревни Кремянка. Это произошло в 1983 году. Работники Славгородской спортивной школы Советов Анатолий Дмитриевич и Утяткин Владимир Васильевич, вместе с учащимися секции по гребле извлекли якорь на берег и на двух лодках доставили к зданию секции по гребле. Там якорь простоял до 1989 года. В 90-е годы при реконструкции склона и создании площадки, где сегодня проводятся массовые праздники, его использовали при возведении знака «Якорь».

Инициатором установки и «главным архитектором» знака выступил Гуторов Вячеслав Борисович, в то время начальник Славгородского РСУ. Уроженец Славгородской земли, он интересуется историей родного края и приложил много усилий для появления памятного знака в городе. После завершения работ , с его слов, он «получил выговор и был лишен премии на полгода за внеплановый объект».

Можно смело сказать, что знак «Якорь» не случайно появился в Славгороде. Это как память о далеком романтическом прошлом, о кораблях, плотах и баржах плававших по реке Сож, о потомственных «дубовиках» из Кремянки и о всех тех, кто работал на реке и кого она кормила.

Источник

Читайте также:  Самая удивительная достопримечательность камчатки это
Оцените статью