Путешествие по реке времени познавательно исследовательская деятельность

Технология путешествие «по реке времени»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира.Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologiya._opyt_raboty_praktiki.docx 25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад комбинированного вида №8 г. Боготол

Путешествие «по реке времени»

Современные люди и тем более дети, глядя на своих родителей, полностью погрузились в виртуальную жизнь компьютеров и других гаджетов. Окружающий мир уже не вызывает у них такой интерес как раньше. Но ребенок настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать . То, что будет дальше в этой жизни, ребёнок узнает и увидит сам. Но, каждому ребёнку безумно интересно узнать, что же было, когда его не было. Узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность, в которой ребенок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность:

Но проблема в том, что для дошкольников время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания. У них наблюдается смешение временных рамок, и время существует лишь в понятии «сейчас»

Поэтому я пришла к выводу о необходимости внедрения инновационной технологии « Путешествие « по реке времени» , которая направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

Мною были поставлены следующие задачи:

1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

2. Устанавливать причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению (древность, старина. наше время, будущее)

3. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.

4. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.

Впервые эта технология была предложена Надеждой Александровной Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности. Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний.

Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» — символы материальной цивилизации.

Технология строится на следующих принципах:

  • Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
  • Принцип наглядности — предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
  • Принцип эмоционального восприятия информации — позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Используются следующие методы:

* Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование аудио-записи.

Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод.

  • а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
  • б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
  • в) Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практический метод.

  • Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4. Игровой метод.

  • Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей это:

  • работа с пособием-панно «река времени», которая символизируют линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
  • рассказ и обсуждение подкрепляется не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.

Изготовленное дидактическое пособие-панно «река времени» –это длинное полотно из картона, примерным размером 50 х 120 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река.

Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» — «старина» — «наше время».

1. «древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей;

2. «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже,

3. «наше время» — современный мир.

А также в большом количестве и разнообразии требуются картинки — «метки» для наклеивания или накладывания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см) для каждой остановки во времени.

Алгоритм проведения « Путешествий по « реке времени »

Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так и смоделированные.

Отталкиваясь от события, ставится вопрос для исследования. Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, устанавливать возможные связи и отношения между событиями.

Обсуждаются вместе высказанные идеи, предположения. Обсуждение проходит в ситуации «круглого стола» вокруг ключевого предметного материала.

Следующий этап: фиксация «меток» времени на панно. Дети могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в зависимости от контекста и предложенного материала. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за « круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

Как показал опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия

Данная технология позволяет детям работать коллективно, в парах или небольших подгруппах, они учатся договариваться, составлять план, выполнять работу по теме , а в этом и есть успешность взаимодействия.

Панно «река времени » всегда «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей. При этом оно еще и мобильно: на очередном занятии мы имеем возможность снять её со стены и использовать для дальнейших «исследований».

Начинается работа с самого доступного для дошкольника — обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и еще раньше — в «древности».

В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т. д., или использовать тематику путешествий Н.А. Коротковой.

Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами).

Успешно реализуется и проектная деятельность в рамках этой технологии. с детьми были организованы проекты: «В прошлое денег», «Моя малая Родина», «Как меняются игрушки» и т. д.

Существует много методик изучения временных промежутков и изменения образа, и предназначения тех или иных вещей, но игра – путешествие является наиболее актуальным методом. Использование подобных игр позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее.

Развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления.

Данная технология направлена на включение родителей в новые формы сотрудничества. Родители являются активными участниками образовательного процесса. Они оказывают нам неоценимую помощь: вместе с ребёнком могут приготовить сообщение к занятию, помогают собрать и оформить необходимый материал ( старинные вещи ). Родители сопровождают детей во время экскурсий в городской музей, где дети тоже знакомиться с историей возникновения тех или иных предметов.

Считаю работу по данной технологии эффективной, так как она показывает положительную динамику развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Представления детей об окружающем мире стали системны, они стали задавать больше познавательных вопросов и рассуждать. Дети проявляют самостоятельность и стремятся к преодолению трудностей, проявляют интерес к содержанию объекта познания и различным способам решения поставленных задач. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, дети учатся соотносить память о прошлом, знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир и как множество связей, сущностей, вещей, а также обогащают свой словарный запас и развивают речь.

Технология «Путешествие по «реке времени», отвечает запросам ФГОС и помогает приобрести на этапе завершения дошкольного образования детям необходимые предпосылки к учебной деятельности.

Практика была представлена на муниципальном форуме г. Боготола «Современная образовательная среда: идеи, опыт, практика». Межмуниципальном методическом мосте г. Ачинск в 2018-2019гг., получены положительные отзывы коллег.

Но, как и в любых начинаниях, в любой работе встречаются трудности.

Проблема в том, что недостаточно предметов старины, в основном имеется иллюстративный материал. Заметила, что детям более интересно рассматривать настоящие старинные предметы (потрогать, открыть), нежели иллюстрации.

Источник

Познавательно-исследовательская деятельность. Современная педагогическая технология «Река времени».
учебно-методический материал

В данном докладе будет идти речь о технологии «Путешествие по реке времени», как о поисково — исследовательской деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
reka_vremeni_doklad.docx 22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Современная педагогическая технология «Река времени».

Подготовила воспитатель: Фискова Ольга Сергеевна

МАДОУ ЦРР д/с №19

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Нас заинтересовал один из типов детского исследования — путешествие по «реке времени». Технология носит инновационный характер, т.к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей: работа с пособием-панно «река времени», рассказ и обсуждение подкрепляется не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии. Существует много методик изучения временных промежутков и изменения образа и предназначения тех или иных вещей, но игра-путешествие является наиболее актуальным методом. Использование подобных игр позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления. Актуальность в том, что данная продуктивная деятельность с использованием различных видов деятельности является наиболее благоприятной для познавательного развития детей. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Введение данной технологии в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует познавательному развитию, развитию активного словаря, а также образному представлению о времени.

Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями.

Основной развивающей задачей исследований — путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему)

Эта задача указана во всех ныне действующих примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования. Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм её реализации.

Дидактическое пособие «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.

К примеру: «древность» — «старина» — «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» — современный мир.

На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации (размером примерно в половину стандартного листа формата А4 — «метки» каждой остановке во времени. Такими символами — «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.

В начале года, на первом игровом мероприятии демонстрируется заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагается попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели? »

Начинается работа с самого доступного для дошкольника — обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и еще раньше — в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки».

В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным и справочным текстам, привлекая для этого родителей, организуя экскурсии в библиотеку, музей.

Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. Панно «река времени» должно быть «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их. При этом оно должно быть мобильно: на очередном занятии надо иметь возможность снять её со стены и использовать для дальнейших «исследований».

Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами). Такие картины-иллюстрации размером примерно в стандартный лист бумаги (формат А4) используются многократно.

Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки — «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см).

Как показал опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия. Нет смысла запутывать дошкольников деталями и строгими определениями исторических периодов из школьного курса. Если же у детей возникают вопросы по поводу каких-либо исторических реалий, можно предложить дополнительные «остановки» (например, найти место на «реке времени» для великих культур древнего мира).

Решение образовательных задач предусматривает:

— опору на природную детскую любознательность;

— поощрение познавательной инициативы ребенка — детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;

— опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность;

— организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребенка;

— предоставление информации из разных областей культуры (естественных наук, экологии, истории, географии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные и специфичные для них виды деятельности.

Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам, используются следующие методы:

1. Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.

Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод.

а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов, показ слайдов-презентации.

в) Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практический метод.

Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4. Игровой метод.

Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Для проведения игр – путешествий в течение учебного года используется время непосредственно образовательной деятельности (ОО «Познавательное развитие»), и время, отведенное на образовательную деятельность в режимных моментах, чаще всего во вторую половину дня (ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).

Тематика путешествий, предложенная Н. А. Коротковой:

  • История жилища и бытоустройства;
  • История сухопутного транспорта;
  • История огня (освещение и тепло);
  • История мореплавания и воздухоплавания;
  • История письменности (книгопечатание);
  • История коммуникации (почта);
  • История профессий.

Опыт работы показывает, что технология «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. «Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Дети стали более открытыми, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности у ребенка развивается речь, пополняется пассивный и активный словарь.

То, что будет дальше в этой жизни – ребёнок увидит и узнает сам. Но, каждому ребёнку безумно интересно увидеть, что же было, когда его не было?! Каким же увлекательным покажется ему путешествие по Реке времени»!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт НОД на тему «Одежда русского человека» для детей пятого и шестого года жизни. Форма организации групповая, подгрупповая.

Познавательно-исследовательское занятие на тему: «Путешествие по реке времени. История создания книги».Цель: Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги.

Памятка для педагогов.

конструкт занятия по технологии «Река времени» организованной образовательной деятельности с детьмиТема:«История часов»Возрастная группа:подготовительнаяФорма НОД: Познав.

Конспект содержит историю создания книги в доступной форме для детей старшего и подготовительного возраста.

Тема: «Путешествие в прошлое лампочки»Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета.Задачи:Воспитательные.

познакомить детей с обувью «Древности», «Старины», «Нашего времени».

Источник

Читайте также:  Художественные экскурсии по минску
Оцените статью