Путешествие по реке времени с дошкольниками

Занятие-исследование «Путешествие по реке времени» в старшей группе на тему «Животные разного времени»

Марина Мошкова
Занятие-исследование «Путешествие по реке времени» в старшей группе на тему «Животные разного времени»

Технолоическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «Животные разного времени»

Возрастная группа: дети от пяти до шести лет.

Форма НОД: Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени»

Форма организации: подгрупповая

Учебно-методический комплект: Толстикова О. В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. ; Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средних и старших групп детского сада: книга для воспитателей детского сада — М. : Просвещение, 2004

Наглядные – панно «Река времени», набор картинок животных разных времен для сравнения и выстраивания временных рядов, одноразовые картинки – «символ времени» для наклеивания на панно;

мультимедийные — слайды, отображающие животных разных времен, причины нанесения ущерба природе и живому миру;

раздаточный материал – кисти, стеки, перчатки (для раскопок, клеевой карандаш;

оборудование – песочница, песок, окаменевшие останки животных (имитация).

ЗАДАЧИ образовательной программы

1. Формировать представление детей о животных в историческом времени (прошлое и настоящее).

2. Развивать у детей представление о причинах исчезновения некоторых видов животных.

3. Развивать способности выстраивать умозаключения и выводы.

4. Познакомить детей с профессией – палеонтолог, пополнить словарь: ископаемые, раскопки, вымершие, окаменевшие.

5. Продолжать знакомить детей с Красной книгой, формировать понимание значимости Красной книги для сохранения и защиты животных.

6. Развивать любознательно-познавательную активность.

7. Воспитывать бережное отношение к животным, чувство ответственности, желание сохранить богатство животного мира.

1этап. Обсуждение реального события

— Ребята, вчера вечером я по телевизору увидела рекламу нового фильма о динозаврах, но, к сожалению, не запомнила названия. Никто из вас случайно не видел эту рекламу?

— Может быть, вы знаете другие фильмы или мультфильмы про этих животных?

— Да, существует много разных передач, кинофильмов и мультфильмов. Как вы думаете, они до сих пор живут на нашей планете?

— Да, к сожалению, в наше время их уже нет на Земле, они жили и вымерли очень давно, когда не было людей на Земле, поэтому они и называются вымершими. Но откуда известно тогда, что они были именно такие, какими мы их видим на экранах и в книгах?

— О вымерших животных известно благодаря одной профессии – палеонтолог. Вы слышали о ней? Вам хотелось бы узнать?

— Палеонтологи — это ученые, которые ищут и изучают останки вымерших животных, из останков они собирают скелеты, по которым становится видно, как выглядели эти животные. В мире есть несколько специальных музеев, которые могут посещать обычные люди и рассматривать скелеты вымерших животных.

2этап. Планирование совместной деятельности

— Вам хотелось бы посетить такой музей?

— А вы хотите больше узнать о животных, которые жили в далеком прошлом, какие животные населяют нашу планету в настоящем времени, и как они живут?

— Ребята, как вы думаете, где можно найти ответы на ваши вопросы о жизни всех животных?

— Конечно, мы можем пользоваться интернетом, энциклопедиями и телевидением. Но я предлагаю вам найти ответы на ваши вопросы в путешествии. Кто хочет, может присоединиться ко мне и отправиться в далекое прошлое, когда жили вымершие животные по «реке времени». Присаживайтесь на стульчики – это наша лодочка.

3этап. Актуализация знаний де тей

— Посмотрите, какие большие динозавры, какие они все разные, в каких природных условиях они жили.

— Динозавры были разные, и питание у них было разное. Чем питались динозавры? Динозавров, которые питались травой и растениями, как называют травоядными. Кроме этих мирных гигантов были динозавры – хищники. Чем они питались мясом. Хищники охотились на травоядных, убивая их с помощью острых зубов и когтей. Если травоядным не удавалось спастись бегством или у них не было защитного панциря, то у них не оставалось ни единого шанса на спасение.

— Как вы думаете, смогли бы люди жить рядом с такими животными? Почему?

— Вы знаете, почему они вымерли?

— А хотите больше узнать, почему это произошло?

4этап. Получение нового знания

— Ученые считают, что на Землю упал очень большой метеорит и на планете начался ледниковый период. Земля покрылась льдом, исчезла вода, пища и все эти большие животные вымерли. Но может быть на Землю выпал метеоритный дождь, начались пожары, погибло очень много животных, а которые спаслись от огня умерли от голода.

— Ребята, вы хотели бы стать палеонтологами? А теперь немного пофантазируем и представим, что вы ученые, которые ведут раскопки, чтобы найти окаменевшие кости. Но есть одно условие, пользоваться специальным инструментом нужно очень осторожно, чтобы не ничего не разрушить.

5этап. Введение нового знания в деятельность

— Как вы думаете, что произошло через много лет на планете, когда закончился ледниковый период?

— После ледникового периода прошло очень много времени и наступило потепление. На нашей планете снова появились различные животные.

— А вы ребята знаете, какие животные живут на Земле в настоящее время?

— А хотите больше узнать, какие еще животные населяют планету?

— Чтобы это сделать, давайте вернемся в наше время по «реке времени», присаживайтесь на стульчики.

6этап. Постановка проблемного вопроса

— Ребята, очень много разных животных мы встретили, пока путешествовали по «реке времени», но некоторых животных становится все меньше и меньше, а некоторые виды начали совсем исчезать.

— Как вы думаете, что влияет на исчезновение и гибель животных?

— Как человек наносит вред животному миру?

— Как вы думаете, мы можем сохранить животных, как мы можем о них заботиться?

— А вы знаете, как называется основной государственный документ для защиты редких и исчезающих животных?

— А почему она так называется?

7этап. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река време ни»

— Ребята, вам интересно узнать, что лежит на столах?

— Это «река времени», она длинная и меняет цвет.

— Как вы думаете, почему она меняет цвет?

— Я вам предлагаю самостоятельно расположить на реке символы времени и картинки животных. Животных надо расположить так, чтобы они оказались в своем времени, пользуйтесь клеевым карандашом.

8этап. Сопоставление результатов исследования

— Как вы думаете, почему будущее время на нашей реке осталось без картинок с животными?

— Как вы думаете почему?

— Я предлагаю продолжить эту работу, когда вы нарисуете животных бедущего, и пополните ими «реку времени».

— Что вы нового узнали сегодня?

9этап. Практическая деятельность

— Ребята ученые-палеонтологи помогают очень многое узнавать о динозаврах. Но окраску динозавров до сих пор не могут восстановить. Я вам предлагаю побыть учеными и попробовать восстановить окраску динозавров. Для этого возьмите цветные карандаши и раскрасьте динозавров (дети раскрашивают рисунки динозавров под музыку песни “Динозаврики”).

«Путешествие куклы по реке времени». Коллективный проект Актуальность проекта. Кукла — это радость, кукла — это сказка, Кукла — это детство, что вернётся вдруг., С куклой очень дружат и любовь.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие на машине времени» Старший воспитатель МБДОУ ЦРР-Д/с №21 Жаплова В. Н. ТЕМА: «Путешествие на машине времени». ЦЕЛЬ: o Формировать представление у детей дошкольного.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну времени» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема : «Путешествие в страну времени».

Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие во времени» Цели и задачи: — Знакомить детей с отрезками времени (утро, день, вечер, ночь, неделя, их последовательность). — Познакомить с разными видами.

План-конспект познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Путешествие по реке времени» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Путешествие по «реке времени»: «Как человек осваивал космос» Путешествие по реке времени «Как человек осваивал космос» Составила конспект зам. заведующей по УМР Глазырина Е. Р. Возраст детей: подготовительная.

Сценарий праздника для детей подготовительной группы «Путешествие по Реке Времени» ВЕД: Здравствуй Русь! Седые дали, Нивы, села, города, Память подвигов и славы, Войн, молитв, любви, труда. Сколько бед прошло над Русью,.

Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное.

Занятие для подготовительной группы «Путешествие во времени» (средства связи) «Путешествие во времени» (средства связи) Уши слушают – и все слышат, Глаза смотрят – и все видят. Ноги не мешают, руки помогают. А голова.

Занятие по обучению детей старшей группы ориентировке во времени «Приключение гномов в стране Неделии» Интегрированное занятие в группе общеразвивающей направленности для детей с 5 до 6 лет «Приключение гномов в стране Неделии»Подготовила.

Источник

Познавательно-исследовательская деятельность детей по технологии «Путешествие по реке времени»

Кристина Луковникова
Познавательно-исследовательская деятельность детей по технологии «Путешествие по реке времени»

Ф. И. О.педагога: Луковникова Кристина Ильинична

Название учреждения: муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21»

«Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь» Я. Корчак

Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Учитывая вышесказанное, пришла к выводу о необходимости внедрения инновационной технологии «Путешествие «по реке времени» Н. А. Коротковой, которая позволяет решать задачи стандарта. Благодаря её использованию в работе, возможно, охватить следующие направления в развитии и образовании детей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Актуальность применения проведения образовательной деятельности в форме «Путешествие «по реке времени» в том, что данная продуктивная деятельность с использованием различных видов деятельности является наиболее благоприятной для познавательного развития детей. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и позволяет дать детям представление об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности у ребенка развивается речь, он познает много новых для него слов.

В систематической и целенаправленной работе по внедрению технологии «Река времени» развитие активного словаря возрастает и может непосредственно влиять на их интеллектуальное развитие.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка,в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Дидактическое пособие «река времени» – это длинный лист. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.К примеру: «древность»«старина»«наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время»современный мир, может быть и будущее.

Карта-панно «Река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации — «метки» каждой остановке во времени. Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.

Технологиястроится на следующих принципах:

Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

Принцип наглядности — предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Принцип эмоционального восприятия информации — позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

В качестве примера предлагаю материал из опыта работы.

Мною был разработан проект на тему: «Путешествие в прошлое часов»

Проблема: зачем человеку понадобились часы?

Цель: знакомить детей с историей создания часов.

1. Совершенствовать знания детей о предмете рукотворного мира «часах», понятии «время».

2. Знакомство детейс историей появления часов:

с разными видами часов;

детей с устройством часов;

детей с профессией — часовщик.

3. Воспитывать бережное отношение к предметному рукотворному миру, труду взрослых, аккуратность и пунктуальность.

Возраст детей:5-6 лет.

Форма презентации: открытие «Музея часов».

Вид: исследовательско – творческий

Тип проекта: краткосрочный проект.

Этапы работы над проектом:

1 этап — подготовительный

Цель: определить основные направления работы.

Систематизация материала по данному вопросу.

Подбор экспонатов для организации мини-музея «Часы».

Изучение научной литературы по данному вопросу.

Подбор художественной литературы.

Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.

Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.

Подбор материалов для проведения исследования.

Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап — основной

Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

Работа с детьми:

Беседы: «Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время, «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Что я знаю о часах».

Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)», «Самые известные часы в мире».

Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин, «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени».

Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».

Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».

Чтение познавательной литературы о различных видах часов.

Рассматривание иллюстраций часов.

Рисование часов. Дидактическая игра «Путешествие в страну часов».

Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»

Создание презентации «Путешествие в прошлое часов».

Работа с родителями:

Просьба принести для мини-музея группы «Часы» интересные экспонаты.

Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов).

3 этап — заключительный

Цель: обобщение полученного опыта.

Создание мини-музея «Часы».

Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов».

Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.

Рефлексия с детьми по проведенной проектной деятельности (Понравилось ли вам создавать панно «Река времени»? Какие эмоции вы испытывали при рассматривании мини-музея «Часы»? Что запомнилось вам больше всего? и т. д.)

Список использованной литературы:

1. Глухова Н., Колесо времени, Обруч, № 6, 2005.

2. Савенков А., Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания, Самара, «Учебная литература», 2000.

3. Зарипова А., Элементарная поисковая деятельность в детском саду, Дошкольное воспитание, № 7, 1994.

4. Савенков А., Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании, Дошкольное воспитание, № 4, 2006.

5. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, Москва, Просвещение, 1991.

6. Жуковская Р. И., Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, Москва, Просвещение,1968.

7. Артамонова О. В., Организация предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях, Тольятти, Информационно-технический центр при Комитете по образованию администрации,1994.

8. Петровский В. А., Построение развивающей среды в дошкольном учреждении, Москва, 1993.

Мастер-класс к педсовету «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» Доклад и мастер – класс к педсовету Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» Цель: систематизация.

Конспект нестандартного развивающего познавательного занятия в подготовительной группе «Путешествие по реке времени» «Экскурсия в музей истории железнодорожного транспорта или путешествие по реке времени»[/h3] Цель: создать условия для ознакомления детей.

Конспект занятия в старшей группе 5–6 лет с использованием ИКТ «Путешествие по «реке времени» в прошлое телефона Тема: «Путешествие по «реке времени» в прошлое телефона» Цель занятия: Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов, посредством.

Познавательно-исследовательская деятельность детей младшей группы «Огород на окне» Воспитатели: Терещенко О. Н, Безрукова М. А. На окнах нашего детского сада зазеленел огород. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной.

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период Составитель: Сергеева Ирина.

Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшей группы «Где живёт капелька?» Тема: Где живёт капелька? Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности Задачи:.

Познавательно-исследовательская деятельность «Вода-водичка» для детей 3–4 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8 Познавательно – исследовательская деятельность.

Презентация технологии «Путешествие по реке времени» Мини-технология «Путешествие по «реке времени»» как форма познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Источник

Читайте также:  Новости крыма отдых 2021
Оцените статью