Путешествие по родному краю доклад

Путешествие по родному краю
статья на тему

Никакой личностный результат не может быть получен сразу и мгновенно. Любой личностный результат выращивается в течение долгого времени. В какой-то степени, мы можем лишь говорить о «подготовке и обработке “почвы” человеческой души, засеванию этой почвы качественными семенами (идеями, образами, ценностями), обогащении этой “почвы” (культурой, смыслами, опытом), а также поддержки проклюнувшихся ростков (содействием, любовью, уважением, успехом) и изъятием из “почвы” души разного рода сорняков,таких как лень, гордыня, ложь» (К.В. Зелинский).

Скачать:

Вложение Размер
statya._puteshestvie_po_rodnomu_krayu.docx 61.28 КБ

Предварительный просмотр:

Горемыкина Ольга Геннадьевна , директор МБОО «Новониколаевская СОШ № 2»

Путешествие по родному краю

Никакой личностный результат не может быть получен сразу и мгновенно. Любой личностный результат выращиваетсяв течение долгого времени. В какой-то степени, мы можем лишь говорить о «подготовке и обработке “почвы” человеческой души, засеванию этой почвы качественными семенами (идеями, образами, ценностями), обогащении этой “почвы” (культурой, смыслами, опытом), а также поддержки проклюнувшихся ростков (содействием, любовью, уважением, успехом) и изъятием из “почвы” души разного рода сорняков,таких как лень, гордыня, ложь» (К.В. Зелинский).

Поэтому, акцентируя внимание на таком личностном результате как воспитание гражданской идентичности (личностный результат № 1 ФГОС ООО), мы попытаемся обозначить некоторые важнейшие элементы образовательного процесса, благодаря которым можно постепенно «вырастить» личностный результат. При этом необходимо отметить, что, уделяя внимание первому личностному результату, мы ни в коем случае не оставляем иные личностные результаты. Во-первых, «все личностные результаты, – как об этом пишет К.В. Зелинский, – полагают друг друга, находятся в связке как звенья одной цепи. Во-вторых, «строительный материал» того или иного личностного результата может использоваться и для поддержки и выращивания других личностных результатов» (К.В. Зелинский). Рассмотрим эти важнейшие элементы движения к личностным результатам на примере создания школьниками проекта «Экскурсия-путешествие по родному краю».

Известно, что наше современное общество и, соответственно, школа стоит перед глобальными вызовами современности. Вездесущие идеологии постмодернизма и глобализации, довлея над миром, утверждают, что все в мире относительно и все критерии жизни условны. Они направлены на то, чтобы разрушить исторически сложившиеся иммунные системы в виде ценностей национальной культуры, традиционного образа жизни. Происходит разрушение форм культурной самоидентификации человека, размывание мировоззренческих основ самоопределения человека.

Отрадно видеть, что Федеральные государственные образовательные стандарты на первое место ставят личностные, а не предметные результаты, причем среди личностных результатов на первом месте заявлено воспитание российской гражданской идентичности, а именно: «патриотизма, уважения к Отечеству… знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества» [ФГОС ООО]. Учитывая представленные характеристики гражданской идентичности, мы решили в первую очередь направить внимание наших учащихся на родную сторонку, на культуру и историю района, в котором проживают наши дети. При этом ни в коем случае не упускаем из виду и Отечество наше: ибо малая родина живет в Родине большой. Полюбив малую родину, нельзя не полюбить и Отечество, частичкой которого является земля, где родился и проживаешь. А потому так важно, чтобы дети впитали в себя страницы истории, достопримечательностей родного края.

Для выращивания гражданской идентичности нам необходимо было выделить основные ступени, по которым можно продвигаться в осознании себя причастным бытию родного края. От ведения исторических событий,персоналий, легенд и мифов, а также достопримечательностей отчей земли, через пробуждение чувства восхищения, любви и заботы, к действию сохранения исторической памяти, поддержки красоты и преображения. Без этих трех составляющих вряд ли можно говорить о полноте причастности к гражданской идентичности. Здесь важно отметить, что задействованы три важнейших компонента: когнитивно-смысловой, эмоционально-ценностный, регуляторно-волевой [Зелинский]. Люди путешествуют по разным странам, знакомятся с достопримечательностями того или иного государства, города. Возможно, они удивляются и восхищаются, но вряд ли они реально содействуют сохранению той красоты, которую видят в разных странах. Они не идентифицируют себя с иной сторонкой.

Поэтому наш проект включал в себя не только знакомство (когнитивно-смысловой компонент), не только удивление и восхищение (эмоционально-ценностный), но и поддержку исторической памяти и красоты края, в котором мы живем.

Проще простого было бы взрослым самим составить экскурсию, назначить тех, кто будет ее проводить, а затем приглашать учащихся и рассказывать, показывать все то, что было заранее заготовлено. В принципе и это неплохо. Однако наша задумка иная: суть ее в том, чтобы помочь учащимся самим обнаружить, выявить основное содержание, которое могло бы рассказать о родной земле. Здесь действие по известной китайской пословице: « Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Как бы добавляя, можно сказать: дай мне сделать и я не только пойму, но и полюблю.

Итак, мы выбираем форму экскурсия и готовим ее. Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристических поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. В разные времена в термин «экскурсия» вкладывали разное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию. Но менялись не только взгляды на экскурсию, менялась она сама как явление общественной жизни.

Сегодня экскурсия — это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними [http://io.nios.ru/articles2/78/5/peshehodnaya-ekskursiya-odna-iz-form-raboty-shkolnogo-muzeya].

Итак, идея проекта : представить жителям района достопримечательности родного края.

Продукт проекта: экскурсия, брошюра, фильм.

Педагогическая цель проекта делится на две части: а) для тех, кто готовит проект и б) для тех, кто знакомится с продуктом проекта. Учащиеся, которые готовят проект, т.е. относящиеся к группе «а», обретают в предметном плане знания о родном крае, в метапредметных результатах – коммуникативные, исследовательские, регулятивные умения и навыки, а в личностных результатах – причастности себя к истории родного края (здесь и идентификация, нравственное отношение к миру и событиям, самообразование и самосовершенствование и т.д.). Для второй группы педагогическая цель заключается в пробуждении чувства радости, восхищения и удивления о родном крае, а также получения определенного знания. Девиз: « это мой район, моя земля, я буду радоваться о ней, сохранять ее и преображать» .

Собственно цель самого проекта – познакомить жителей района, независимо от их возраста, с замечательными и неизвестными страницами истории и достопримечательности родного края.

Наш проект включал пять этапов:1) подготовительный (поиск идеи, выработка принципов работы, распределение зон ответственности и т.д.); 2) исследовательский (поиск материала в соответствии с основной идеей, анализ, обобщение, структурирование материала, создание основного текста); 3) репетиционный (необходимость репетиции представления экскурсии имеет большое значение. От того, как будет представлена экскурсия, будет зависеть успех проекта и участность жителей в познании родного края); 4) экскурсионный, самый большой по времени этап (проведение экскурсий для различных групп жителей района). Данный этап включает в себя и создание второго продукта – брошюры экскурсионного маршрута; 5) рефлексивно-проектный (оценивая всю проведенную работу, не останавливаясь на достигнутом, планируем продолжение проекта).

Я не буду перечислять подробно всю работу по подготовке проекта. Мы уже выделили основные цели, этапы. Далее все зависит о творчества учителей и учащихся. Я расскажу непосредственно о самой экскурсии.

Первая наша экскурсия состоялась под названием«Новониколаевская земля – земля православная». Разработка данной экскурсии обусловлена стремлением к повышению интереса к истории и культуре родного района, отсутствием экскурсионных маршрутов в настоящее время.

Еще в древних русских поселениях наличие церкви, школы, товарной лавки (магазина) было обязательным условием. Поэтому невозможно представить себе современный русский город, посёлок без храма. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу и каждому русскому человеку архитектурные сооружения являются украшением городских и сельских пейзажей России. И поднимаются храмы, встают один за другим, строятся, восстанавливаются, реставрируются, возвращаются к нам из небытия. Храмы облагораживают наш мир, украшают, умиротворяют душу внешней красотой, гармоничным звоном колоколов.

В нашей стране традиционно духовно-нравственное становление человека происходило на основе православной культуры. Доброта, милосердие, трудолюбие, сострадание, благочестие, уважение к другим людям формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры. Более того, православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты имеют немалые возможности для противостояния духовной коррозии, поразившей наше общество. Именно поэтому мы с учащимися и обратились к данной теме, теме неисследованной в нашем районе, а соответственно и неизвестной.

Цель этой экскурсии:

— знакомство учащихся общеобразовательных школ, их родителей, а также жителей поселка и гостей Новониколаевского района с некоторыми православными святынями родной земли;

— изучение истории и культуры родного края, его духовно- нравственных традиций.

— формирование у обучающихся представления о ценностях культурно-исторического наследия малой родины.

Конечно же, в основу любой экскурсии должны быть положены принципы, позволяющие выделить в ней главное. Их следует рассматривать во взаимной связи друг с другом. Принципы всем известны. Это принципы научности, идейности, жизненности (связь теории с жизнью), доходчивости, убедительности.

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительской работы, имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее некоторые признаки говорят о сходстве с другими формами работы, другие, наоборот, подчеркивают ее коренное отличие от них. Соответственно мы учитывали и эти позиции, когда составляли экскурсию.

«Общими признаками для всех экскурсий являются:1. Продолжительность по времени проведения от одного академического часа (40-45 минут) до одних суток.2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.5. Передвижение участников по заранее составленному маршруту.6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.7. Активная деятельность участников экскурсии (наблюдение, изучение, исследование объектов)» [http://sikachi.ippk.ru/index.php?catid=102%3A-q—q&id=265%3A2011-04-02-00-1743&Itemid=70&option=com_content&view=article]

Было проведено социологическое исследование (анкетирование «Знаете ли вы историю православных храмов своего района). Вопросы рассчитаны нав возрастные группы от 10 лет и старшеМБОО «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №2». Анкета представлена ниже.

Уважаемый респондент! Мы, члены инициативной группы МБОУ «Новониколаевская СОШ № 2», просим вас ответить на следующие вопросы.Обведите кружком номер ответа, близкого вашей точке зрения .

  1. Достаточно ли хорошо вы знаете историю нашего района, его исторические и православные памятники?

1. Да; 2.Нет; 3. Не достаточно хорошо;

  1. Нужно ли, на ваш взгляд, изучать историю родного района и больше освещать ее в СМИ?

1. Да; 2. Нет; 3. Не знаю;

  1. Как вы считаете, нужен ли туристический маршрут «Новониколаевская земля православная»?

1. Да; 2. Нет; 3.Не знаю;

  1. Хотели бы вы отправиться на экскурсию по этому маршруту?

1.Да; 2. Нет; 3. Не знаю;

Социологические опрос показал следующие результаты. Ответы респондентов свидетельствовали, что участники опроса понимают значимостьистории своей страны, своей малой Родины, однако этих знаний недостаточно. Следовательно, необходима просветительская работа.

Затем начался сбор информации: встречи с работниками музея, со священнослужителями, изучения краеведческого материала, с прихожанами района, был проведен анализ собранной информации, обобщение, выводы;изучение условий на маршруте для разных социальных групп.Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна, но при этом не была перегружена потоком мелких деталей, а сам способ подачи материала не был утомительным для той или иной категории экскурсантов (для этого проводился тщательный отбор материалов и репетиции). Поэтому экскурсия обязательно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых и детей, молодежь, иностранцев и т.д.), т.е. должен соблюдаться принцип дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию.

В экскурсии мы выделили четыре маршрутные точки.Протяженность маршрута составляет 4 км.

Маршрут начинается с посещения храма Архангела Михаила (х. Алексиковский) точка №1. Это территория храмового Михайло-Архангельского комплекса. Михайло-Архангельский приход восстановлен и освящён в 1994 году.Две главы Храма Архангела Михаила символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа. Шлемовидная форма куполов обозначает духовную брань (борьбу), которую Святая Церковь ведёт с силами зла. Храм построен в форме корабля (ковчега) – самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведёт их к Царствию Божию.

Православный храм – образ Небесного града – внутри наполнен образами. Это иконы, которых более 100, богослужебная утварь и книги, Евангелие и Крест. Храмовые иконы, написанные заслуженным художником России, священником Стефаном Михайловичем Домусчи делают близким и зримым невидимый мир небожителей и помогают верующим молиться, устанавливая связь с теми, кто изображены на иконах. Надкладезная часовня, здание для паломников, являются неотъемлемой частью территории Михайло-Архангельского комплекса. Это первый храм, который был восстановлен не только в нашем районе, но и в области под руководством настоятеля Михайло-Архангельского прихода священника Константина Зелинского.

Затем на автобусе мы передвигаемся до МБОО «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №2» «Зала Отечественной культуры» (р.п.Новониколаевский).Это точка №2 маршрута.

Проезжая по территории хутора Алексиковского, вспоминаем красивую трогательную, легенду о его возникновении. При подавлении Булавинского восстания в 1709 году на этих землях погибли в неравном бою сыновья одной женщины. Мать все восстание сопровождала своих детей – с обозом шла следом. После их гибели похоронила сынов под раскидистым дубом, вырыла неподалеку землянку и осталась здесь жить. Звали ту женщину Алексией. С нее, по легенде, и началась история хутора.

На въезде в районный поселок обращаем внимание на часовню святого Николая Чудотворца, покровителя новониколаевцев, которая была установлена в 2011 году. Святой покровитель Николай Чудотворец имеет неотрывную связь с историей названия нашего поселка. Когда хуторок вырос до 15 – 20 домов, атаман Михайловской станицы, в состав которой входил наш хутор, решил дать ему имя. По рассказам старожилов это было под церковный праздник св. Николая, и атаман решил назвать хутор Николаевский. Через некоторое время он вспомнил, что в пределах станицы такой хутор уже есть, и переименовал его в Новониколаевский.

Вот и школа. Здесь есть зал Отечественной культуры, где в истории оживает наше Отечество. Окинув взором наш зал отечественной культуры, перед вами возникает небольшая картинная галерея современных Российских художников. Большинство из этих картин написаны Павлом Рыженко – представителем «Классического русского реализма». В своих картинах художник возвращает нам прекрасный и героический мир нашей Родины.

В зале Отечественная культура есть портрет Михаила Васильевича Ломоносова, который был написан и подарен школе заслуженным художникомРоссии, священником Стефаном Михайловичем Домусчи.Кроме того, в нашем зале есть макеты храмов: колокольня Ивана Великого, храм Покрова на Нерли, а также уменьшенная в 25 раз копия настоящего храма Архангела Михаила, что в х. Алексиковском. Если снять крышку этого макета, то можно увидеть все внутреннее убранство: алтарь, престол, иконы, Евангелие, подсвечники. Почетное место внашем зале заняла Книга – колокол. Каждая страница этой книги отражает отдельную историческую эпоху нашей Русской Земли.

Продвигаемся далее на автобусе до часовни Александра Невского и храма Серафима Саровского точка №3. В парке Победы поселка находится часовня Александра Невского. Где проходят молебны по погибшим воинам во время Великой Отечественной войны. Часовню венчает купол в виде горящей свечи, а на фасаде часовни – мозаичная икона благоверного князя Александра Невского.

В центре рабочего поселка находится храм Преподобного Серафима Саровского, который был построен по инициативе жителей района, главы администрации и спонсора Юрия Георгиевича Шугайкина.11 мая 2009 года владыка Герман сделал закладку камня и освятил фундамент и с тех пор работа закипела. Пятикупольный храм, весь сияющий белым светом – символ преображения жизни человека. Купола имеют шлемовидную форму. Главный центральный купол – символ Христа,ачетыре купола – символ апостоловевангелистов. Храм небольшой – это не корабль, а возвышающая горящая свеча. Купола горят золотом, как тянущаяся к небу свеча огнем.Красивый и золотой иконостас находится в храме Серафима Саровского. В храметакже есть иконы Стефана Домусчи Божья Матерь Умиление и Господь Вседержитель.

Далее пешеходное передвижение (200 м) до центра духовного образования при приходе Архангела Михаила – точка №4 .Здесь находится Центр духовно-нравственного образования «Архангел».В 2007 году Администрацией Новониколаевского района было принято решение передать часть здания поселка ГЭС приходу храма Архангела Михаила. По проекту архитектора В.И. Долгачева здание было реконструировано: над частью здания возведен второй этаж, благодаря чему расширено внутреннее пространство Центра; к зданию пристроена колокольня. Особое внимание уделено интерьерам Центра, которые выполнены в едином архитектурном стиле. В «Центре» проводятся занятия по изобразительному искусству, музыке, основам отечественной культуры.«Центр» имеет свой театр, проводятся занятия педагогического класса, а также организован интеллектуальный досуг для взрослых. Но это лишь маленькая толика того, что на данный момент созидается в «Центре». При «Центре» имеется библиотека, планируется создание малой обсерватории.

Маршрут наш однодневный, продолжительностью 1 час 40 минут, время пребывания в храмах 30 минут, в школе 20 минут, время передвижения от начального до конечного пункта 20 минут. Разработаны карта, путеводитель по маршруту, портфель экскурсовода.

Первая экскурсия была проведена 14 ноября 2014года в день ВГСПУ. Где присутствовали Плотников Владимир Николаевич, заместитель председателя Волгоградской областной Думы, Сергеев Николай Константинович, ректор Волгоградского государственного социально-педагогическогоуниверситета, проректор по учебной работе Зудина Елена Владимировна, Сериков Владислав Владиславович, известный ученый-педагог, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор. В данное время экскурсии проводятся по заявкам образовательных организаций, не только района, но и области.

Реализация проекта способствовала решению актуальных проблем в воспитании подрастающего поколения, создала здоровую альтернативу асоциальным явлениям. Ребята повышают уровень знаний о православной культуре родного края, осознают неповторимость своей родной земли, её истории. Экскурсия пробуждает интерес детей к своей малой Родине, формирует потребность в нравственном совершенствовании и в конечном итоге формирует любовь к Отечеству. Мы увидели большой интерес ребят как к работе над проектом, жажду творить еще, просвещать, приобщать людей, так и собственно к познанию родного края.

Мы презентовали этот экскурсионный маршрут на Региональном этапе Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в г. Волгограде. Участие в ней приняли более 200 преподавателей школьных и дошкольных учреждений муниципалитетов региона и областного центра. Экскурсия «Новониколаевская земля – земля православная» стала победителем и получила право представлять Волгоградскую область на Международной ярмарке социально-педагогических инноваций в г. Перми.

Обменяться опытом, наладить продуктивный учительский и управленческий диалог, а также представить коллегам свои наработки в столицу Прикамья съехалось более трехсот самых активных и творческих педагогов из 39 регионов России, а также стран ближнего зарубежья Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Армении, Приднестровья. На три дня, с 13 по 15 апреля, Пермь стала педагогической столицей России. Проект детей педагогов школы был достойно оценен и получил диплом «За вклад в развитие Российского образования».

С целью популяризации различных видов туризма, путешествий по родному краю, продвижение новых объектов туристско-рекреационного интереса учащимися школы был снят короткометражный фильм «Новониколаевский земля православная». Творческая группа представила его на III-й областной научной краеведческой конференции школьников, посвящённой 65-летию Волгоградского отделения Русского географического общества в номинации «Родной край через объектив», которая проходила в педагогическом университете и заняла третье место.

Уверены, что маршрут необходим людям различных поколений, проявляющих интересен к духовному возрождению России, православной культуре. В настоящее время на экскурсионном маршруте побывало более 700 учащихся, педагогов и родителей.

Таким образом, уникальный туристический маршрут «Новониколаевская земля – земля православная» решает целый комплекс проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи. Ребята, которые побывали на этой экскурсии, говорят о том, что получили новые знания о православной культуре родного края, осознали неповторимость своей родной земли, её истории.

Маршрут продолжает жить! У учащихся появилась идея расширить маршрут и провести экскурсию по интересным местам нашей малой Родины. У каждого человека есть Родина – край, где он родился. Конечно, исторические, культурные, природные объекты родного края не сравнятся со всемирно известными памятниками по своему величию и значимости, но они ближе каждому из нас тем, что связаны с нами историей наших предков, нашим детством, в котором первый настоящий восторг и гордость за свою землю, нашими встречами с ними на разных возрастных этапах жизненного пути. Всё в нём знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Не зная таких мест и памятников культуры и истории Новониколаевского района, своей малой родины, мы не сможем по-настоящему оценить и величайшие произведения живописи и архитектуры, услышать дыхание веков в заповедных местах как нашей страны, так и всего мира.

Мы собрали материал о семи значимых историко-культурных и природных объектов, которыми может славиться и гордиться наш Новониколаевский район. В результате была создана книга «Семь чудес Новониколаевского района», которую мы дарим нашим гостям, и сайт, где размещена информация о природных объектах на территории Новониколаевского района и информация об историко-культурном и духовном наследии нашей малой Родины.

Источник

Читайте также:  Что тебя интересует культура еда или путешествие
Оцените статью