- Юрий Лоза + «Примус» Путешествие в рок-н-ролл (1983)
- Читайте также
- Как популярный нагревательный прибор получил название «примус» и что оно означает?
- Виноградная лоза
- Девки, пушки, рок-н-ролл (Александр Маленков)
- Рок-н-ролл
- Примус или газовая горелка
- ЛОЗА ЮРИЙ
- Рок-н-ролл (Интерконтинентальные Наблюдения) Весна идет, весне дорогу! (Как рок-н-ролл спас западную цивилизацию от вымирания)
- Юрий Чернавский и Владимир Матецкий Банановые острова (1983)
- Ник Рок-н-Ролл + «Лолита» Московские каникулы (1990)
- Как популярный нагревательный прибор получил название «примус» и что оно означает?
- Юрий Лоза — Путешествие В Рок-Н-Ролл (1983)
- Все это рок-н-ролл!
Юрий Лоза + «Примус» Путешествие в рок-н-ролл (1983)
Юрий Лоза + «Примус» Путешествие в рок-н-ролл (1983)
Телефон-рок
Девочка в баре
Мой приятель — «голубой»
Достала
Пора по чуть-чуть
Старый лимузин
Купи мне, мама, джинсы!
Дядя швейцар
У меня мал папа
Утро с похмелья
Прелюдия
Баба Люба
Удивительно, но факт: за полгода до записи своего самого известного альбома «Путешествие в рок-н-ролл» певец и композитор Юрий Лоза подумывал бросить музыку. За пять лет работы в эстрадном шоу саратовского «Интеграла» у Юрия накопилось более сотни собственных песен, которые никак не удавалось реализовать в рамках группы. Кроме того, кочевая артистическая жизнь привела к тому, что со временем Лоза превратился в настоящего бомжа. Уроженец Алма-Аты, он переехал в Саратов, в котором жил без прописки и квартиры. После того, как художественный руководитель «Интеграла» Бари Алибасов вместе с директором саратовской филармонии не выполнили обещаний о предоставлении Лозе местной прописки, Юрий уходит из ансамбля и в начале 83-го года перебирается в Москву.
Это был сложный период в его судьбе. Не поступив в ГИТИС, Лоза по-прежнему ведет кочевой образ жизни и существует на остатки «интеграловских» заначек. Иногда ему приходится прифарцовывать музинструментами, а новые песни писать в тамбурах электричек.
«Я постарался понять этот город, и вскоре мне стало ясно, что здесь можно найти собственную нишу, — вспоминает Лоза. — Сначала я пытался читать какие-то произведения, писать вступительные монологи, но вскоре понял, что это никому не надо и максимальная естественность — моя стезя».
Однажды судьба забросила Лозу на репетиционную базу группы «Примус», которой руководил его бывший приятель по «Интегралу» Слава Ангелюк. По выходным «Примус» играл в подмосковном Голицыно на дискотеке в Доме офицеров, а в остальное время упорно репетировал собственную англоязычную программу. Помимо Ангелюка, выполнявшего функции худрука, в группу также входили гитарист Александр Боднарь и клавишник Игорь Плеханов.
Основным достоинством «Примуса» того периода был собранный Ангелюком комплект аппаратуры: синтезатор с секвенсорным блоком памяти, ритм-бокс Roland 110 и масса всевозможных эффектов и звукообработок.
В один из июньских дней 83-го года в отсутствии Ангелюка Лоза начал при помощи Боднаря и Плеханова экспериментировать с неожиданно освободившейся аппаратурой.
«Я быстро освоил принцип работы ритм-бокса и правила «забивки» в него несложных ритмических структур, — вспоминает Лоза. — В свое время я учился в музыкальном училище по классу барабанных инструментов, и мне были знакомы основные ритмические рисунки. Я взял и «заколотил» в ритм-бокс первый попавшийся рисунок и вскоре понял, что подобным образом можно сделать целую композицию».
Решив не упускать случай, Лоза предложил музыкантам «Примуса» (которых он знал от силы несколько месяцев) попробовать «с ходу» сыграть несколько его песен.
Попробовали — получилось. Сначала к этой затее никто серьезно не относился, и поэтому все играли максимально раскрепощенно. Лоза пел и играл на ритм-гитаре, Плеханов следил за ритм-боксом и подыгрывал одним пальцем на синтезаторе, а Боднарь, не знающий нот песен, играл соло, ориентируясь на положение Юриных пальцев на ладах. Все эта импровизированная сессия выглядела вполне в духе Лозы, живущего исключительно сегодняшним днем и не слишком задумывающегося о том, что ждет его завтра.
. В углу репетиционной комнаты стоял разобранный магнитофон «Нота», на который этот спонтанный джем записывался живьем. «Звукорежиссера нет и не было в помине», — напишет Лоза спустя 15 лет на внутренней обложке компакт-диска «Путешествие в рок-н-ролл», и это будет чистой правдой.
Первым был отрепетирован «Телефон-рок» — квадратная основа, стандартный рок-н-ролл, написанный Лозой еще в «Интеграле» на стихи московского поэта Алексея Дидурова. Тексты остальных песен принадлежали самому Лозе (кроме «Купи мне, мама, джинсы!») и представляли собой натуралистические зарисовки про плейбоя, самодельный коньяк, джинсы, девочку в баре, голубых, стерву-жену, жестокое похмелье и т.п.
В основе большинства мелодий лежали классические рок-н-ролльные ходы: от риффов из репертуара Mamas & Papas («У меня мал папа») до знаменитых рефренов Чака Берри и Билла Хейли («Баба Люба»). В нескольких композициях есть попытки фрагментарных стилизаций — от применения восточного лада «мугам» в песне «Мой приятель — голубой» до чуть ли не оперного вокала в увертюре к «Бабе Любе».
«Сделать с музыкантами «Примуса» что-нибудь помимо рок-н-ролла было невозможно, — считает Лоза. — Как только я показывал им сложную гармонию, все шло «мимо кассы». Они сидели, раскрыв рты, и мы технически не могли исполнять другие песни, а техническая сторона рок-н-ролльной структуры подразумевает использование примитивных формул — когда в ритм-бокс забивается один такт, а следующий повторяет его при ручном переключении тональности».
Незамысловатые инструментальные аранжировки большинства номеров Лоза частенько вытягивал за счет вокала. Природная артистичность позволяла ему вытворять с голосом все что угодно — от имитации похотливых интонаций голодного мартовского кота до разъяренного рычания незадачливого мужика. Эстрадные окраски в голосе Лозы органично соседствовали с дворовыми подростковыми интонациями, а все вместе — играло на усредненный и вполне узнаваемый образ непутевого подростка из соседнего подъезда, гнусавящего под гитару поздним вечером что-то «заводное и забойное». При этом — много грязи, стрема и бытовой романтики в текстах, воспринимаемых спустя годы с улыбкой («Мой приятель — голубой»).
Лоза стал одним из первых, кто доказал, что эстрада может быть энергичной и остроумной, а рок-н-ролл — массово-доступным и неагрессивным. Хотя нельзя не отметить на «Путешествии» появление слабой по тексту композиции «У меня мал папа» и несколько выпадающей по стилю минорной зарисовки «Утро с похмелья», анонсирующей пессимистическую направленность последующих работ Лозы («Тоска», «Плот» и др.).
. На второй день, ближе к концу записи, в репетиционный подвал нагрянули добродушные прапорщики из близлежащей воинской части. Они принесли с собой ящик пива, а также помогли разыграть алкогольные реплики у пивного ларька, вошедшие в сатирическую композицию «Пора по чуть-чуть».
После того, как работа над альбомом была завершена, события, происходящие с ним, неожиданно начали приобретать детективный характер. Лоза взял копию записи, назвал ее «Путешествие в рок-н-ролл» и уехал с ней «хвастаться к друзьям».
В это же время по стране начал распространяться второй вариант записи, отличавшийся от первого тем, что в самом начале пленки голосом Боднаря было сказано: «Для вас поет свои песни группа «Примус».
«Когда я это услышал, — вспоминает Лоза, — у меня волосы дыбом встали. Почему вдруг «Примус»? Я не давал на это никакого разрешения, это мои песни, мои тексты, моя музыка, я все спел и сыграл. В конце концов, я не являлся членом группы «Примус».
Но было уже поздно — альбом пошел в народ именно в таком виде. Лоза порвал все отношения с «Примусом», Ангелюк обиделся на Лозу. Сам Лоза был вынужден придумать версию, что «Примус» — это не название проекта, а, в переводе с латинского, номер альбома, т. е. — «первый». Как бы там ни было, уже через несколько месяцев «Путешествие в рок-н-ролл» стал бешено популярным и естественным образом оказалcя одним из самых слушаемых альбомов 83-го года. «Девочка в баре» звучала на каждой дискотеке — это был один из главных хитов сезона. Техническая халявность записи лишь усиливала ее правдоподобие и доверие к исполнителю. Во всяком случае, на уровне «наш — не наш».
Примечательно, что, несмотря на гиперпопулярность, сам альбом в течение нескольких лет подвергался массированной атаке в прессе — как слева, так и справа. Андеграундные рок-издания критиковали «Путешествие» за «попсовость», слабые аранжировки и «кислые гармонии», а адвокатов чистой поэзии из официальной прессы приводили в неописуемое бешенство «мещанские, созерцательные и пошлые» тексты. Особое возмущение у советских музыковедов вызывали невинные (глазами сегодняшнего дня) строчки про самодельный коньяк, которые во время концертных выступлений Лоза был вынужден заменять на более нейтральный текст.
В положительном контексте альбом был упомянут лишь однажды — в радиопередаче Севы Новгородцева, импортируемой в СССР на волнах русской службы «Би Би Си». С философской точки зрения, подобная реакция Запада воспринималась тогда почти как закономерность. Большое, как известно, видится на расстоянии.
Читайте также
Как популярный нагревательный прибор получил название «примус» и что оно означает?
Как популярный нагревательный прибор получил название «примус» и что оно означает? Приблизительно в 1880 году шведский изобретатель Франц Вильгельм Лундквист создал первую керосиновую горелку, работавшую без образования сажи. К тому же она обеспечивала лучший
Виноградная лоза
Виноградная лоза Орнамент – мотив виноградной лозыВиноград – один из древнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы. Виноградная лоза – один из символов Христа. Важность вина во многих религиозных ритуалах основана на символической связи винограда с
Девки, пушки, рок-н-ролл (Александр Маленков)
Девки, пушки, рок-н-ролл (Александр Маленков) Когда мне говорят, что все мужики — злые и тупые свиньи, я не спорю. Если выкинуть из недовольного женского бормотания все околичности, оговорки и метафоры, то суть будет именно такой: все мы — грязные животные. Так вот, я не
Рок-н-ролл
Рок-н-ролл С середины 1970-х годов слово «рок-н-ролл» подменяет понятие «рок» и включает в себя почти все музыкальные стили: от психоделии и панк-рока до хард-энд-хэви, индастриал и модерна. Сформировался рок-н-ролл на основе ритм-энд-блюза. Элвис Пресли Билл Хэйли и его
Примус или газовая горелка
Примус или газовая горелка Когда вы, путешествуя, живете в палатке, естественно, приходится готовить самостоятельно. Разведение костров в большинстве развитых стран категорически запрещено, а в горах и пустынях трудно найти дрова. Поэтому там для приготовления пищи
ЛОЗА ЮРИЙ
ЛОЗА ЮРИЙ В 1977 году Юрий Лоза начал работать в «Интеграле» Бари Алибасова. В составе «Интеграла» выступал на легендарном рок-фестивале Тбилиси-80. В 1983 перебрался в Москву и в конце года начал играть и петь в группе «Зодчие» (вместе с В. Сютки-ным и Ю. Давыдовым). Однако это
Лоза Лоза, 1) кустарники или небольшие деревья рода ива с гибкими, хлыстовидными побегами. 2) Удлинённый гибкий стебель (побег) или ветвь некоторых кустарников, преимущественно ивы или
Ролл Ролл (от нем. Rolle — каток, валик), аппарат периодического действия для размола волокнистых материалов в производстве бумаги. Впервые был применен в Голландии на рубеже 17—18 вв. Представляет собой ванну объёмом 3—18 м3, разделённую на две части (канала). В одном из каналов
Рок-н-ролл (Интерконтинентальные Наблюдения) Весна идет, весне дорогу! (Как рок-н-ролл спас западную цивилизацию от вымирания)
Рок-н-ролл (Интерконтинентальные Наблюдения) Весна идет, весне дорогу! (Как рок-н-ролл спас западную цивилизацию от вымирания) Сейчас сложно себе это представить, но до шестидесятых годов писание песен было уделом специально обученных профессионалов. В Нью-Йорке даже
Юрий Чернавский и Владимир Матецкий Банановые острова (1983)
Юрий Чернавский и Владимир Матецкий Банановые острова (1983) сторона А Банановые островаЗебраЗдравствуй, мальчик Бананан!Становитесь в очередь за мной!сторона ВЯ сам Мечта идиота Робот Я иду к
Ник Рок-н-Ролл + «Лолита» Московские каникулы (1990)
Ник Рок-н-Ролл + «Лолита» Московские каникулы (1990) сторона АПечальный уличный блюзГород на крови (Украли праздник)Улялюмсторона ВХабаровские дниФилька-ШквореньДежурный по небуМетодистВеселись, старуха Зная историю запутанной и нелегкой судьбы Ника Рок-н-Ролла, можно
Как популярный нагревательный прибор получил название «примус» и что оно означает?
Как популярный нагревательный прибор получил название «примус» и что оно означает? Приблизительно в 1880 году шведский изобретатель Франц Вильгельм Лундквист создал первую керосиновую горелку, работавшую без образования сажи. К тому же она обеспечивала лучший
Источник
Юрий Лоза — Путешествие В Рок-Н-Ролл (1983)
Играл в ансамбле «Калейдоскоп». С 1977 года стал работать в ансамбле «Интеграл». Ансамблем руководил Бари Алибасов, который в то время работал художественным руководителем в Усть-Каменогорском Дворце культуры металлургов (ДКМ). Позже ансамбль числился при Саратовской филармонии. В составе ансамбля Лоза участвовал в рок-фестивале «Весенние ритмы» (Тбилиси, 1980), ставшим знаковым явлением в истории советской рок-музыки.
За пять лет работы в «Интеграле» у Юрия накопилось более сотни собственных песен, которые никак не удавалось реализовать в рамках группы.
Случайно Юрий в 1983 году знакомится с музыкантами группы «Примус» Александром Боднарем[4] (гитара) и Игорем Плехановым (клавишные) и с их помощью и на технической базе «Примуса» записывает свой первый альбом «Путешествие в рок-н-ролл» (1983).
После завершения работы над альбомом Лоза забирает свою копию записи, но по стране распространяется вариант записи, где в самом начале голосом Боднаря сказано: «Для вас поёт свои песни группа „Примус“». «Когда я это услышал, — вспоминает Лоза, — у меня волосы дыбом встали. Почему вдруг „Примус“? Я не давал на это никакого разрешения, это мои песни, мои тексты, моя музыка, я всё спел и сыграл. В конце концов, я не являлся членом группы „Примус“». Лоза порывает все отношения с участниками группы и придумывает версию, что «Примус» — это не название проекта, а, в переводе с латинского, номер альбома, то есть «первый»[5].
Позже Юрий Лоза становится участником группы «Зодчие», в которой также играли Валерий Сюткин и Юрий Давыдов. В середине 80-х годов песни Лозы составляли основу репертуара «Зодчих». Одну из своих популярнейших песен — «Плот» — написал в 1982, записал в 1983 году, но на альбом и к широкому слушателю она попала только в 1988.
С 1987 года начал официальную сольную карьеру. Песни Юрия Лозы стали особенно популярными в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Манеру исполнения певца можно охарактеризовать как синтез авторской песни, традиционной эстрады и рок-музыки.
С 1990 по 1991 работал администратором в рязанской филармонии.
В 1993 году Лоза создал собственную студию звукозаписи «Студия Юрия Лозы»[6].
В 2009 году опубликовал в Интернете пьесу «Культур-мультур»[7].
Источник
Все это рок-н-ролл!
Насладившись красотой хоккея и захватывающим шоу в Питтсбурге на матче регулярного сезона НХЛ, я отправился дальше в своем путешествии по США. Рано утром погрузившись в автобус компании MegaBus, уже через два с небольшим часа он доставил меня на автостанцию города Кливленд.
Об этом городе мне было известно совсем немного. Во-первых, здесь находиться знаменитая команда Главной бейсбольной лиги «Кливленд Индианс», известная по кинофильму «Высшая лига»; во-вторых, в этом городе начинал свою звездную карьеру ЛеБрон Джеймс, в настоящий момент лучший баскетболист мира, ну, и в третьих, именно в Кливленде находиться музей Зала Славы Рок-н-ролла.
Последнее место меня больше всего интересовало и притягивало, посмотреть раритетные пластинки, послушать величайшие композиции легенд рока, а также узнать как можно больше об истории рок-н-ролла хотелось до безумия. Ради этого я и отправился в второй по величине город штата Огайо, на берегу красивого озера Эри.
Город встретил меня сильным холодным ветром и тающим снегом, прогулявшись по улицам и хорошенько замерзнув, спустя двадцать минут я оказался в холле своего отеля. Горячий кофе и обильный завтрак в соседнем кафе разогрели кровь и вернули меня к радостям жизни. Теперь можно было отправляться на знакомство с главной целью моего прибытия в Кливленд — музеем рок-н-ролла. Мой отель располагался в пешей доступности от музея, и если учитывать, что на улице было довольно холодно, это было явным преимуществом. Напомню, что моя поездка по Штатам состоялась ранней весной 2014 года, поэтому в некоторых городах моего маршрута о теплой погоде думать не приходилось.
Пластинка “короля”
Итак, прогулявшись быстрым шагом, я очутился на площади перед стеклянной пирамидой. Это здание чем-то отдаленно напоминало всемирно знаменитый музей Лувр в Париже, однако, в этом музее вы не найдете «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, но сможете увидеть первую записанную пластинку короля рок-н-ролла Элвиса Пресли, и даже послушать ее. Войдя внутрь я оказался в просторном, залитый дневным светом зале, где также находилась большая сцена, и как я позже узнал, на ней проводят разные концерты и промо-акции. Билет стоил около 26 американских доллара, и его без проблем можно купить в кассе непосредственно в день посещения или через официальный сайт музея заранее.
I said I know it’s only rock’n’roll but I like it
I said I know it’s only rock’n’roll but I like it
Из песни “The Rolling Stones”
Организация по включению артистов в Зал Славы Рок-н-ролла была учреждена 20 Апреля 1983 года, но только в 1986 году начала включать исполнителей в свой список, не имея своей штаб-квартиры.
Выбор где расположить Зал Славы и музей, проходил среди нескольких «музыкальных» городов Америки: Мемфис, Детройт, Цинциннати, Нью-Йорк и Кливленд. Остановились на последнем, потому как в этом городе на радиостанции WMMS работал ди-джей Алан Фрид, который и придумал термин «рок-н-ролл» в начале 50-х годов прошлого столетия.
Кроме того, станция WMMS играла ключевую роль в развитии музыки в течении 70-х — 80-х годов, именно она открыла Дэвида Боуи для американских слушателей, который начал свой первый тур по Америке в этом городе. Само же здание музея Зала Славы Рок-н-ролла было открыто только 1 сентября 1995 года.
Стенд легендарной группы AC/DC
Музей состоит из семи уровней. И в нем представлена вся палитра рок-н-ролла от времен его зарождения до современных направлений. В этом месте отлично прослеживается, как появилась музыка, которая повлияла на умы многих поколений.
Здесь представлены госпел, ритм энд блюз, блюграсс, фолк, кантри и многие другие жанры музыки, которые по сути, стали корнями рок-н-ролла и всей последующей современной музыки.
Но, что самое замечательное, очень много старой музыки можно прослушать и составить собственное представление о ней. Я имею в виду, записи старых блюзовых музыкантов, фолк исполнителей и соул певцов, таких как Blind Willie Johnson, Woody Guthrie, Pete Seeger, Robert Johnson и многих других, творчество которых совершенно не представлено на радиостанциях. Влияние этих жанров музыки в последствии можно заметить у Bob Dylan, The Rolling Stones, The Animals и других исполнителей 50-х — 60-х годов прошлого столетия.
Аудио техника прошлого
На втором этаже музея находиться выставка посвященная эволюции аудио технологий. На этой экспозиции представлены старинные граммофоны, первые микрофоны, которые использовались на радио на заре зарождения этой индустрии, очень популярные в 80-х годах бумбоксы, бабинные катушки и первые компактные плееры Sony Walkman, ну и конечно, нынешнее поколении аудио устройств. Очень впечатляет своеобразная временная линия развития устройств для прослушивания музыки, от первых фонографов до современных супер навороченных звуковых систем.
В музее Зала Славы Рок-н-ролла находиться и первая пластинка «короля», конечно, тут я говорю про Элвиса Пресли, там же, есть отдельный павильон посвященный его творчеству и своеобразная линия жизни сделанная из кадров его выступлений по годам.
Гитара одного из битлов
В музее есть отдельные павильоны посвященные британскому музыкальному вторжению 60-х годов. Я имею в виду необычайную популярность в Америке того времени, групп из Великобритании, всем известных The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks и многих других.
Здесь находятся самые разные предметы, которые ассоциируются с этими исполнителями. Можно увидеть рукописи стихов на песни, старые афиши, костюмы, гитары, ну и само собой, послушать их нетленные композиции.
Отдельной экспозицией представлена знаменитая пластинка группы Pink Floyd – The Wall, а также все обложки одного из старейших музыкальных журналов Rolling Stones. Кроме того, в этом музее есть большой кинозал, где можно посмотреть на выступления многих музыкантов, которых приняли в Зал Славы. И надо заметить, это очень завораживает, смотреть на большом экране, как играют Led Zeppelin, U2, AC/DC или Eric Clapton.
The Wall группы Pink Floyd
Безусловно это место для тех, кто хочет больше узнать об истории развития популярной музыки в современном мире, а также кто не может представить свою жить без этих нетленных композиций прошлого, когда от первых аккордов начинают бегать мурашки по коже.
Еще в музее представлено много других, самых разных постоянных экспозиций про рок-н-ролл. В этом месте регулярно проходят временные выставки посвященные конкретным музыкантам, которые оставили неизгладимый след в истории музыки, устраиваются встречи и лекции с композиторами, продюсерами и музыкальными группами, естественно с представлением своего творчества.
В общем, я получил огромное удовольствие от тех нескольких часов, которые провел в этом вдохновляющем месте. Все-таки музыка, одна из тех вещей, которые заставляют нас продолжать жить не смотря ни на что.
Увлекательных и незабываемых путешествий! С уважением, Павел.
Источник