Путешествие по россии молдавии турции святой земле

Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. Том 1

Содержание

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Книга открывает двухтомное издание автобиографических записок известного миссионера и духовного писателя-инока, впоследствии схиигумена Парфения (Агеева). Она повествует о многолетних его странствиях и путешествиях по многим странам и святым местам.

Книга разделена на четыре части. В первом томе объединены первые две части, рассказывающие о странствиях автора по России, Молдавии, Турции и Святой Горе Афон.

Двухтомник печатается с издания 1856 года в современной орфографии, без изменения авторской стилистики.

Книга адресована широкому кругу читателей.

К 130-летию со дня блаженной кончины

От издателей

Будущий схиигумен Парфений (в миру Петр Агеев) родился 14 ноября 1806 года в Молдавии, в городе Яссы. Рано осиротев, он был усыновлен богатым купцом старообрядцем. Получив домашнее образование, Петр еще в детстве начал ездить с приемным отцом по торговым делам. Но душа его тянулась к жизни монашеской, а также к странствиям и юродству ради Христа. После долгих путешествий Петр в 1831 году в Белой Кринице принял от старообрядцев иночество с именем Паисий и продолжил свои путешествия по святым местам. В тридцатилетнем возрасте, убедившись в заблуждении раскола, он, вместе со своими единомышленниками, среди которых были будущие известные старцы Гефсиманского скита, присоединился к Православию в молдавском монастыре «Во́рона».

В 1839 году отец Парфений решил осуществить свое давнее намерение и отправился на Афон. На Святой Горе он поступил в послушание к духовнику иеросхимонаху Арсению, который препоручил нового послушника своему ближайшему ученику монаху Иоанникию (Соломенцову), будущему старцу Русского Пантелеимонова монастыря иеросхимонаху Иерониму. Через год старец Арсений постриг отца Парфения в монашество, после чего тот вместе с отцом Иоанникием переселился в Русский монастырь, в котором и подвизался последующие пять лет.

Читайте также:  Путешествие по земле гугл

В 1841 году отец Парфений принял великую схиму и в том же году был отправлен на послушание в Россию. В 1845 году он по благословению своих наставников поехал в город Томск, предварительно посетив Иерусалим. Исполняя послушание отца Арсения: ничего в пути не просить и не брать ни от кого ни копейки, – он через год достиг цели своего путешествия, испытав многие скорби и лишения.

В Томске отец Парфений жил в архиерейском доме у епископа Афанасия (Соколова), ставшего еще одним из его наставников. Именно по благословению и настоятельной рекомендации владыки Афанасия отец Парфений и начал писать свою знаменитую книгу «Сказание о странствии и путешествии no России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика Святой Горы Афонской инока Парфения». Этот труд и сделал его известным духовным писателем.

Впоследствии отец Парфений напишет еще много миссионерских, исторических, духовных и автобиографических произведений (в общей сложности около двадцати), но ни одно из них не сможет сравниться со «Сказанием о странствии», которое по значимости и интересу к себе у современников и последующих поколений читателей остались непревзойденными.

В 1852 году святитель Филарет митрополит Московский прочитал рукопись этой в будущем знаменитой книги, после чего всячески содействовал ее изданию. В переписке с наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым) владыка Филарет, одобрительно отзываясь о «Сказании», обсуждает вопросы цензуры и редакции книги, из чего видно насколько живое участие принимал он, в продвижении этого дела.

«Сказание». прочла вся серьезно читающая Россия», – писал в то время A. А. Григорьев. Уникальность книги была в том, что «Сказания», как литературное произведение приняли даже многие враждебно настроенные против Церкви критики. M. E. Салтыков-Щедрин, признавая свое неприятие взглядов православного монаха, отмечал «громадность подъятого автором подвига», а И. С. Тургенев охарактеризовал автора «Сказания» так: «Великий русский художник и русская душа». A. В. Дружинин писал о книге, как о «великой поэтической фантасмагории, переданной оригинальнейшим художником на оригинальном языке. Мы не видели еще такого высокого таланта со времен Гоголя», – писал он и отмечал, что во втором томе «Мертвых душ» следовало бы вывести как положительный пример именно таких героев, какие описаны в книге инока Парфения. Таким образом, «Сказание о странствии» как нельзя лучше послужило делу проповеди истинно евангельской жизни и явилось для потерявшей Бога творческой интеллигенции того времени свидетельством наличия этой жизни в Церкви Христовой.

Книга отца Парфения оказала сильное влияние и на творчество Ф. М. Достоевского. Познакомившись с ней, по-видимому еще в ссылке, он неоднократно использовал образы и мотивы из нее в своих произведениях, заимствовал словесные выражения. Даже образ самого автора писатель собирался вывести в «Житии великого грешника». Взяв «Сказание» за границу в 1867 году, Достоевский хранил его всю оставшуюся жизнь. Последний раз упоминание об этой книге в его дневнике сделано за полгода до смерти писателя.

Церковной же общественностью, в особенности русским монашеством, книга инока Парфения была принята с большой радостью и с благодарностью к ее автору и издателям.

Вся дальнейшая жизнь отца Парфения была тесно связана со святителем Филаретом. Первое заочное их знакомство произошло еще в 1851 году, когда отец Парфений написал московскому митрополиту свое первое письмо с просьбой получить благословение и одобрение церковных властей на новое назначение. Дело в том, что в Бухарии и Кульдже, на окраине Китая, проживало в то время более двухсот русских семей – потомки пленных, сохранивших христианскую веру. Они имели церковные книги, но не имели ни храма, ни священника и не были крещены. Обо всем этом отец Парфений сообщил митрополиту Филарету и высказал свое желание посвятить оставшиеся дни жизни делу миссионерства. Владыка положительно и живо откликнулся на это доброе намерение, но, к сожалению их обоих, путешествию не суждено было осуществиться.

В 1854 году отец Парфений написал прошение митрополиту Филарету о принятии его в Гефсиманский скит, где в то время уже подвизались его бывшие сподвижники из Молдавии. Митрополит Филарет написал наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву) и обер-прокурору Святейшего синода, после чего последовало положительное решение. После зачисления в насельники Гефсиманского скита отец Парфений практически нес послушание на Троицком Сухаревском подворье Лавры по вразумлению раскольников и обращению их к Православной Церкви. В январе 1855 года митрополит Филарет рукоположил его сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха.

В 1855 году отец Парфений был переведен в Николаевскую Берлюковскую пустынь, где с 1856 по I860 год был строителем. При нем владыка Филарет освятил храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Но уже в 1858 году был утвержден проект учреждения нового по своему значению Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря. На отца Парфения была возложена нелегкая миссия – возглавить эту обитель и понести все труды по ее становлению. Монастырь должен был послужить обращению и окормлению староверов. Владыка Филарет вместе с наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием, имевшим большой опыт воспитания новоначальных иноков, принимал самое активное участие в этом важном деле.

Столкнувшись с большими трудностями в должности наместника монастыря, отец Парфений часто порывался оставить эту хлопотную обязанность и удалиться в возлюбленную им с юности пустыню. Неоднократно открывал он владыке Филарету свое желание уехать на Афон. Тот обыкновенно молчал, и только однажды, посетовав, со скорбью сказал: «Ну, бросим дело Божие, к которому мы призваны: вот и я, глядя на тебя, все оставлю, оставим Церковь Христову на расхищение врагам. Да разве ты чем оскорблен, что хочешь оставить меня, а мне одному что делать без вас?» Это было в 1861 году. А вскоре митрополит писал: «С участием сожаления узнаю, что вы внезапно потерпели повреждение слуха. Ho no сему случаю вы слишком далеко простираете ваши размышления. Закрытие уха никак не говорит вам: оставь no своей воле службу, в которую ты устроен Провидением Божиим, и иди туда, где неизвестно, сколько добра приобретешь для себя и где не будешь иметь, как здесь, случая служить спасению других. Напротив того, слово Божие повелевает вам говорить: не Богу ли повинется душа моя; от Того бо терпение мое. Слово человека Божия послало вас из Афона в Россию, и вы повиновались ко благу своему и других. Надобно остерегаться, чтобы не нарушить сего спасительного повиновения. Человек Божий не разрешал вам возвратиться из России, а приказал идти в Россию, и только. Размыслите о сем, и надеюсь, не оставите вашего поприща. He без трудностей путь ваш, но вы на пути Господнем». А когда на отца Парфения и обитель появились доносы, владыка Филарет написал ему: «Сколько прискорбно то, что на вас, на обитель вашу есть доносы, столько утешительно, что они ложные. Вы подвизаетесь ради Христа, за правую веру Его, за святость Православной Церкви Его. Обитель ваша требует продолжения вашего подвига для ее утверждения и для принесения ожидаемого от нее плода. Преемнику вашему нужно было бы много труда и времени, чтобы приобрести то значение, которое вы имеете и которое споспешествует дальнейшему вашему подвигу. Укрепитесь надеждою на Бога и благодушествуйте. Охраните себя и терпением. He много ли сказано, что ваша братия и богослужение образцовые no всей России? Дело, no которому вы дали ответы на вопросы, без сомнения, не будет иметь неприятных последствий ни для вас, ни для обители».

Из приведенных писем видно, какую действенную духовную помощь и заступление получал отец Парфений от великого святителя Московского.

Потрудившись достаточно на благо Церкви, схиигумен Парфений был уволен на покой 30 мая 1872 года, после чего жил в Гефсиманском скиту до 1874 года, а затем перешел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где после тяжелой болезни скончался 17 мая 1878 года.

Как нельзя лучше личность схиигумена Парфения характеризуют слова Архиепископа Никона (Рождественского): «Отец Парфений был цельный русский человек: прямодушный, неспособный к тем сделкам с совестью, каким нередко прибегает рационалист-европеец в вопросах веры и христианской нравственности. Он вырос вне всяких европейских влияний, не учился ни в каких школах, и всем своим духовным настроением и литературным развитием обязан не школе, не науке, а той церковности воспитания, которая составляет отличительную черту истинно русского человека».

Настоящее издание осуществляется с сохранением авторской орфографии за исключением немногих случаев, когда изменение написания некоторых слов и словосочетаний виделось необходимым с целью исключить возможные затруднения в понимании текста современным читателем. Издатели приносят извинения за все недостатки и погрешности, допущенные при подготовке издания.

Предисловие

Книга сия началася писатися по благословению Преосвященного Афанасия, епископа Томского и Енисейского. Принявши под свое покровительство меня, странника, не имеющего себе на земли, в этом многомятежном и суетном мире, пребывающего града, архипастырь понудил меня описать многолетнее мое странствие и путешествие по разным странам и государствам и по многим святым местам, монастырям, лаврам и киновиям. Это его желание и понуждение мнилося мне выше сил моих, потому что, от многих лет и времени, уже много я и позабыл: дни, месяцы и лица; и весьма трудно было все это собрать и сообразить. Еще и второе, паче первого, меня отягащало: да не явлюся хваляся и тщеславяся своим странствием, и тем приобретая маловременную славу суетного мира сего, которая иссушает и бесплодными творит все человеческие добродетели, как трава смилакс (плющ) иссушает древа на Афоне. И якобы славы от человек ищущи, боялся я страшного того ответа, что прииму благая в животе своем. Еще боялся и того, да не угашу светильника моего тщеславием и похвалением мира сего, и да не затворю дверей чертога небесного, и да не услышу того грозного гласа: не вем тя, откуда ecu. Сие меня смущало и устрашало. Но, впрочем, буди воля Господня на мне! Исполняя волю и заповедь своего архипастыря, отца и покровителя, да не явлюся неблагодарен к своему благодетелю, с помощью Господа Бога моего и с архипастырского благословения приступил к трудам и описанию странствия моего. И писал не ради чести или тщеславия, или суетной хвалы мира сего, но ради славы и чести святого имени Господа Бога моего, в Троице славимого и покланяемаго; ибо сказано: тайну Цареву добро хранити, дела же Божия открывати славно (Товий, 12. 7). Боялся и того, да не уподоблюся ленивому рабу, скрывшему талант господина своего. Но возвещу во языцех правду Бога нашего, во всех людях чудеса Господня, и поведаю о том, какие Господь и Бог мой, Царь Небесный, в жизни моей излиял неизреченные Свои милости на меня окаянного, грешного и недостойного раба Своего, не сотворшего ни единыя добродетели. Писал же первое о том, как я странствовал тогда, когда еще находился в раскольническом заблуждении, вне Святой Восточной Соборной Апостольской Христовой Церкви; и ходил по своим раскольническим монастырям, и что в них видел и слышал. Но подробности не описывал, да не явлюся судия чуждым делам: ибо есть у нас един Праведный Судия, Которому открыты все наши дела и помышления; а я с пророком скажу: да не возглаголют уста моя дел человеческих ( Пс.16:4 ). Второе писал, какими судьбами меня и сущих со мной Господь Бог мой, по Своей великой милости, извел из душегубного раскола, и присоединил нас к Своей Святой Восточной Православной Церкви. Третие, как я странствовал по восточным знаменитым святым местам, по Святой Горе Афонской и во Святой град Иерусалим, и по Святой Земле.

Сказание же мое о странствии и путешествии, по невместительности оного в единой книге, ради множества мест, мною виденных и описанных, такожде ради множества происшествий, мною слышанных, разделил я на четыре части; впрочем, не по ряду времен и мест, когда что видел или слышал, или где был и проживал, но иным образом, как мне показалося более вместительным для читателей. Именно же: в первой описал путешествия мои по России и Молдавии, прежде обращения моего из раскола к Православной Христовой Церкви, а потом – из Святыя Горы Афонския; во второй описал путешествие мое посуху чрез Европейскую Турцию во Святую Афонскую Гору и проживание мое в Афоне до путешествия оттуда в Россию; в третьей описал путешествие мое из Святой Горы Афонской до России, возвращение в Афон, проживание в Афоне и последний выезд из Афона в Россию, в Сибирскую страну; в четвертой описал путешествие мое в Святой град Иерусалим и по святым местам Палестины; последи же описаны обители и славные подвижники Святой Горы Афонской. А о чем в Сказании моем по ряду не упомянул по забвению или по другим причинам, а после рассудил упомянуть, то́ поместил в прибавлениях и дополнениях.

Написал же все сие без пристрастия, по совести, где сам ходил своими ногами, и что́ видел собственными своими очами или что́ слышал от людей, всякого вероятия достойных и свидетельствованных. Может быть, некоторым мое описание покажется и невместительно, но аз о том не разжизаюся 1 ; пусть кто как знает, так и рассуждает. А в чем по неведению моему согрешил, яко человек, по грубости ума моего, в том прошу прощения, потому что аз не учен есмь внешней премудрости, но груб есмь и невежда словом.

Трудившийся в сочинении, бывший Святой Горы Афонской Русской Общежительной святого Великомученика Пантелеимона обители грешный и всех последний инок, ныне скита: Гефсимания, что при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре,

Январь 1855 года.

Разжизаться – (церк. слав.) соблазняться, смущаться. (Прим. изд.)

Источник

Оцените статью