Путешествие по симфоническому оркестру для детей

«Путешествие по симфоническому оркестру»

Екатерина Копылова
«Путешествие по симфоническому оркестру»

Познавательное занятие «Путеводитель по оркестру»

Мир музыкальных инструментов очень богат и разнообразен. Дети с удовольствием берут инструменты в руки и пробуют каким бы то ни было способом извлечь звук, а когда у них это получается, то их радости нет предела. Недавно мы провели интересное занятие с детьми старшей и подготовительной группы «путеводитель по оркестру». Каким образом была проведена работа? Самое интересное всегда самое простое. Для знакомства с симфоническим оркестром можно начать с видео ряда, дети увидят настоящий оркестр, в исполнении которого можно послушать любое детское произведение, в нашем музыкальном наследии их очень много (Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля», П. Чайковский «Баба Яга», Э. Григ «В пещере горного короля» и многое другое). Затем с помощью презентации познакомится с группами симфонического оркестра и конкретными инструментами, так же для этого можно использовать ЛЕПБУК. Дети посмотрят инструменты, выполнят задания из ЛЕПБУКА (разрезные картинки, соотношение инструмент-исполнитель). А в самом конце занятия можно предложить детям самим превратиться в симфонический оркестр под руководством настоящего дирижера. Дети с удовольствием играют по движениям дирижера.

Открытое мероприятие «Космическое путешествие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Ласточка» ОРВ п. Урдома, Ленского р., Архангельской обл.

«Путешествие на жд транспорте» Тема занятия: “Путешествие на ж/д транспорте”. Цель: Систематизировать знания и закрепить умения по теме «Симметрия. Симметричное вырезание».

Читайте также:  Н м пржевальский первое путешествие

«Путешествие по сказкам» Дидактическая игра. «Путешествие по сказкам» Цель: Положительные эмоции у детей в ходе развивающей дидактической игры. Задачи: Обогатить.

Игра-путешествие «Домашние животные. Путешествие на деревенское подворье» Игра — путешествие»Домашние животные» Путешествие на деревенское подворье. Воспитатель ГКУ СО «СРЦН «Солнечный лучик» Баннова Н. В. Тема:.

Игра-путешествие «Путешествие по городу» Игра-путешествие «Путешествие по городу». Задачи: — закреплять знания об отличительных особенностях города как населенного пункта, городском.

Игра-путешествие «Путешествие в страну Геометрию» (средняя группа) Игра-путешествие «Путешествие в страну Геометрию» средняя группа Игра-путешествие «Путешествие в страну Геометрию» средняя группа Программное.

Конспект НОД «Путешествие в Арктику (путешествие по карте)» для детей подготовительной группы Путешествие в Арктику (путешествие по карте). Интеграция образовательных областей: познавательная деятельность, речевая деятельность, коммуникативная.

НОД-путешествие с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие по природным зонам» Задачи: Развивающие: • Развивать у детей географические представления о земном шаре через знакомство с глобусом и картой. Образовательные:.

Путешествие Капельки средней группе «Почемучки»в рамках «Неделя воды» шаг за шагом мы вместе со своими маленькими исследователями снова прошли по маршруту «путешествия.

Путешествие в Африку Введение 1. Актуальность проекта: Актуальность проекта неоспорима. Дети в дошкольном детстве имеют ограниченные представления о жителях.

Источник

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОРКЕСТРУ

Читает Наталья Сац

«Путеводитель ло оркестру для юношества (Вариации и фуга на тему Перселла)» Б. Бриттена написан десятью годами позже «Пети и волка» Сергея Прокофьева — произведения, начавшего цикл знакомства детей с инструментами симфонического оркестра.

Бенджамин Бриттен — наш современник (1913-1976). Его произведения исполнялись неоднократно в Советском Союзе. Композитор и сам бывал у нас. Большой художник, Бриттен откликается на все животрепещущие проблемы современности. Перу его принадлежат «Баллада о героях», посвященная бойцам Интернациональной бригады, сражавшейся в Испании против фашизма, и Военный реквием — памяти жертв второй мировой войны. В то же время он — автор Весенней симфонии и оперетты «Пол Баньян».

Бриттен любит писать для детей. Написав три оперы, он создал специально для ребят веселую оперу, которая так и называлась «Давайте ставить оперу, или Маленький трубочист» (1949). Это было веселое представление, в котором участвовали дети в возрасте от восьми до четырнадцати лет, но и присутствующая публика должна была петь песни по нотам, которые тут же раздавались всем, и подражать голосам птиц в одной из сцен. Впоследствии Бриттен в своих «взрослых операх» писал очень ответственные партии, которые должны исполняться детьми («Поворот винта», «Сон в летнюю ночь» и др.).

На партитуре Вариаций и фуги на тему Перселла стоит посвящение: «Это произведение с нежностью посвящается детям Джона и Джейн Моуд — Хемфри, Памеле, Каролине и Вирджинии — в целях образовательных и для развлечения».

Бриттен очень любил гениального английского композитора, жившего в XVII столетии, Генри Перселла, автора первой национальной оперы «Дидона и Эней». Он многому учился у своего знаменитого предшественника. «Он обязан Перселллу больше, чем любому другому композитору, — пишет его биограф Имоджин Холст, — не только тому, что он называет «ясностью, блеском, нежностью и странностью» песен, но также и живости инструментальных пьес. На тему одного из его хорнпайпов («хорнпайп» — «волынка» — название матросского танца) Бриттен написал свой «Путеводитель по оркестру» (ор. 34) — самый веселый из всех уроков инструментовки».

Запись 1

Русский текст Наталии Сац

Государственный академический симфонический оркестр. Дирижер Евгений Светланов
Читает Наталия Сац

Источник

Путешествие в мир симфонического оркестра. 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4

Форма урока: Обобщающий урок – игра по станциям.

Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре.

Образовательные задачи:

  • Повторить материал о симфоническом оркестре.
  • Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний.
  • Развивающие задачи:

  • Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.
  • Способствовать формированию духовного мира детей.
  • Развитие чувства ритма, творческих способностей.
  • Развитие внимания, мышления, речи.
  • Способствовать формированию умения работать с интерактивной доской во время самостоятельной работы.
  • Воспитательные задачи:

  • Воспитание интереса, любви к искусству.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости.
  • Создание ситуации успеха для каждого ученика.
  • Оборудование урока:

    1. Электронная доска Smart Board, компьютер, проектор.
    2. Презентация.
    3. Синтезатор (фортепиано).
    4. Буклет-подарок “Симфоническое братство музыкальных инструментов”.
    5. Аудиозаписи:
      – фрагменты – примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
      – фрагменты – примеры звучания различных видов оркестра;
      – Ж. Оффенбах “Кан-Кан;
      – П. Чайковский. Марш из балета “Щелкунчик”;
      – фонограмма песни “Я хочу увидеть музыку” Г. Струве, И. Исаковой;
      – фонограмма песни “Всюду музыка живет” Я. Дубравина, В. Суслова.

    Музыка, литература, изобразительное искусство.

    Ход урока

    1. Орг. момент. Музыкальное приветствие.

    Распевка “Колокольчик” (под аккомпанемент синтезатора или фортепиано):

    Колокольчик нам поет,
    Всех на музыку зовет.
    Слышишь тонкий голосок?
    Нам пора начать урок.
    Динь-дон, динь-дон…
    Здравствуйте!

    2. Объявление темы и задач урока.

    Учитель: – Наш сегодняшний урок посвящен повторению и обобщению темы “Симфонический оркестр”.

    На предыдущих уроках мы знакомились с инструментами симфонического оркестра, слушали их звучание, обсуждали, какие группы могут они образовывать. А теперь я приглашаю вас в удивительный мир симфонического оркестра, в веселое путешествие по волшебной стране Музыка.

    (Исполнение песни “Всюду музыка живет” Я. Дубравина. На доске записан текст. Обучающиеся исполняют песню под минусовую фонограмму).

    3. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.

    Учитель: – Сейчас мы проверим, готовы ли вы к путешествию. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

    Блиц-опрос:

  • Что такое оркестр?
  • Какие виды оркестров бывают?
  • Назовите самый любимый вид оркестра русских и зарубежных композиторов?
  • Назовите группы симфонического оркестра.
  • Перечислите инструменты симфонического оркестра:
    • струнно-смычковые;
    • духовые деревянные;
    • медные духовые;
    • ударные;
    • одиночные и клавишные.
  • 6. Зачем в оркестре нужен дирижер?
    7. Что такое партитура?

    Учитель: – Во время нашего путешествия вы будете делать остановки на станциях и выполнять веселые задания. Попрошу вас разделиться на команды

    (Класс делится на две команды, выбирают капитанов и придумывают название команд, члены жюри (по 2 учащихся от команды) садятся за отдельным столиком).

    Учитель: Давайте познакомимся с маршрутом нашего сегодняшнего путешествия.

    (С помощью инструмента “Перья” учитель стрелками изображает направления пути: “Повторялкино”, “Дирижеркино”, “Кроссвордово”, “Угадалкино”, “Звучалкино”, “Вообразилкино”, “Рассуждалкино”, “Рисовалкино”,“Играй-город”).

    Учитель: – Правила нашей игры таковы: на станциях обе команды по очереди либо одновременно будут выполнять задания, а жюри оценит результаты. Следующий конкурс начинает команда, назвавшая большее количество правильных ответов. Побеждает та команда, которая наберет за все конкурсы наибольшее количество баллов. Итак, начинаем игру.

    1 станция – “Повторялкино”.

    Задание: Определить по изображению и по звучанию вид оркестра:

    • Духовой
    • Народный
    • Эстрадно-симфонический
    • Джазовый
    • Симфонический

    (Учитель нажимает на объекты-изображения. Звучат музыкальные фрагменты. Команды по очереди выполняют задания. Устно отвечают с места. За каждый правильный ответ – 1 балл).

    2 станция – “Дирижеркино”.

    (Конкурс капитанов команд. Капитаны, пользуясь инструментом “Линии”, соединяют стрелочками слова, подходящие по смыслу. Каждый находит по 3 связки. Учитывается время и правильность выполнения задания. За каждый правильный ответ – 1 балл).

    Задание: Установить логические связи между словами:

    ДИРИЖЕР – песня, увертюра, народный оркестр, полифония, пьеса, эстрадно-симфонический оркестр, певец, гусли, духовой оркестр, скрипка, орган, хор, джазовый оркестр, домра, баян, симфонический оркестр.

    3 станция – “Кроссвордово”.

    Задание: Команды по очереди разгадывают загадки учителя. Ответы записываются в клетки кроссворда.

    (У доски находятся по одному участнику от команды, которые записывают отгадки своей команды в клетки кроссворда. За каждый правильный ответ – 1 балл).

    2. Какой инструмент по тембру напоминает человеческий голос? (Виолончель)

    3. Этот медный духовой
    То короче, то длиннее.
    Ведь кулису он имеет!
    Громче всех в оркестре он.
    Как зовут его. (Тромбон)

    4. Звенят серебряные струны
    Как будто струйки водяные,
    И на волнах, качая шхуны,
    Резвятся ветры удалые!
    И ветер, и волну морскую –
    Всё струны нам изображают.
    Всё звуки музыки рисуют.
    Какой же это инструмент играет?
    Зовут его красиво, звонко,
    Но не Татьяна или Марфа.
    А звуки нежны, струны тонки.
    Наш инструмент зовется… (Арфа)

    5. Три медные подруги-
    Три лучшие подруги
    В оркестре они помогают
    Друг другу.
    Играют подруги
    То громко, то тихо.
    Их медные платья
    Закручены лихо. (Валторны)

    6. В самый сказочный момент
    Вступит этот инструмент.
    Но совсем не каждый знает,
    Что в оркестре он играет!
    Тихо, нежно зазвеня,
    Будто всё посеребрит.
    А затем умолкнет скоро
    По сигналу дирижера.
    Знает ли то каждый школьник,
    Что такое… (Треугольник)

    7. Как будто девушка запела,
    И в зале словно посветлело.
    Скользит мелодия так гибко.
    Затихло всё: играет… (Скрипка)

    8. Я стою на трех ногах,
    Ноги в черных сапогах,
    Зубы черные, педаль.
    Как зовут меня. (Рояль)

    4 станция – “Звучалкино”. ,

    Задание: “Звучащая викторина”.

    (Участники команды по одному выходят к доске, слушают музыкальный фрагмент, выбирают изображение звучащего музыкального инструмента и делают на нем с помощью инструмента “Перья”, отметку – порядковый номер. За каждый правильный ответ – 1 балл).

    5 станция – “Угадалкино”.

    (Задание выполняют по одному участнику от команды. Учитывается время и правильность выполнения. Используется инструмент “Шторка” для поверки правильных ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл).

    Задание: Найти в группе инструментов “лишний”, не соответствующий по какому-либо признаку.

    1 команда:

      Труба, валторна, флейта.
    • Литавры, арфа, тарелки.
    • Скрипка, контрабас, саксофон.

    2 команда:

      Гобой, труба, кларнет.
    • Барабан, альт, тарелки.
    • Тромбон, фагот, валторна.

    6 станция – “Вообразилкино”.

    (Участвуют одновременно обе команды. Жюри выбирает наиболее выразительное исполнение. За каждый правильный ответ – 3 балла).

    Задание: С помощью жестов и мимики изобразить “звучащие” музыкальные инструменты.

    Учитель: – Представьте, что вас заколдовал волшебник, но представил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра. Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами “звучание” этого инструмента.

    7 станция – “Рассуждалкино”

    (У доски – по 4 участника от команды. Каждый дает только один ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл).

    Задание: Из музыкальных жанров, предложенных на доске, выбрать и разместить в поле “Симфонические жанры” только те, которые может исполнять симфонический оркестр. Объяснить свой выбор: Сюита, соната, песня, музыка к опере, концерт, симфония, пьеса, вокализ, музыка к кинофильму, романс, увертюра, былина, симфоническая сказка, музыка к балету.

    8 станция – “Рисовалкино”.

    (У доски – по 2 участника от каждой команды. Работа с инструментом “Перья”. Оценивается правильность выполнения задания. За каждый правильный ответ – 1 балл).

    Задание: найти на рисунке по 4 изображения инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.

    9 станция – “Играй город”.

    (Учащимся предлагаются шумовые инструменты. От каждой команды вызывается “дирижер”. Жюри оценивает ритмическую точность и дирижерские жесты участников команд. За самое выразительное исполнение – 3 балла).

    Задание: Звучит запись “Марша” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского. Обе команды по очереди играют на шумовых инструментах, пользуясь партитурой, изображенной на доске, управляет оркестром “дирижер” от команды.

    (Жюри подводит итоги).

    Учитель: – Сегодня мы с вами интересно и весело поговорили о симфоническом оркестре. Я думаю, что вы стали ещё лучше понимать язык музыки. По результатам сегодняшней игры победила дружба. Все ребята поработали на “отлично. В память о сегодняшнем уроке”, я хочу подарить вам буклеты “Симфоническое братство музыкальных инструментов”. Приложение 1

    Учитель: – Закончим наш урок прекрасной песней о музыке.

    (Исполнение песни Г. Струве “Я хочу увидеть музыку”. На доске записан текст. Обучающиеся исполняют песню под минусовую фонограмму).

    Учитель: – А в заключение урока хочу сказать: “Слушайте музыку и будьте здоровы!”.

  • Агапова И.А., Давыдова М.А. “Мир музыкальных праздников” (методические разработки и сценарии. В 2-х книгах). Изд.: 5 за знание, Москва, 2006.
  • Веселые уроки музыки в школе и дома. З.Н. Бугаева. Изд.: АСТ, Москва, 2002.
  • Музыка в школе (научно-методический журнал) №5/2008.
  • Источник

    Оцените статью