Путешествие в страну Этикет
классный час (1 класс) на тему
Занятие по этической грамматике можно проводить и как классный час, и как внеурочное занятие, либо в группе продленного дня. В основе конспекта разработка учителя начальных классов, заимствованная с фестиваля «Открытый урок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия Путешествие в страну Этикет | 18.49 КБ |
презентация к занятию | 779.9 КБ |
Набор карточек — задания для командной работы | 14.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по этической грамматике «Путешествие в страну Этикета»
Цель: формирование и закрепление умений вести себя в соответствии с правилами и рекомендациями этикета.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к занятию, жетоны ,карточки с заданиями.
1. — Здравствуйте, ребята Сегодня у нас с вами необычное занятие. — Надеюсь, что сегодня вы будете активными на занятии, внимательными, старательными.
2. — У вас на столах лежит лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок, теперь нижний левый. Оторвите кусочек в центре. А теперь разверните листы и сравните с соседними, одинаковы ли они? Так и мы, люди, все абсолютно разные и живём в самых разных уголках Земли, но всё-таки есть кое-что нас для всех государств общее, без чего любое государство обходиться не может. Что это? — Конечно же, это правила поведения в обществе, т.е. этикет.
3. — И сегодня мы с вами совершим не совсем обычное путешествие в страну Этикета.
Прочитайте название нашего занятия. (презентация слайд 1)
— В ходе нашего путешествия мы с вами вспомним и закрепим основные правила этикета. Для этого нам нужны 2 команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце занятия мы подсчитаем количество жетонов у каждой команды. А чтобы получить больше жетонов, нужно активно принять участие в нашем занятии. Давайте вспомним правила работы в команде?
4. — Итак, команды готовы . Прежде чем отправиться в наше путешествие, давайте вспомним, а что же такое Этикет и откуда он к нам пришел ? Прочитайте понятие этикета, найдите верное (презентация слайд 2 )
-Вспомнили что такое этикет, откуда он пришел и теперь можем смело отправляться в наше путешествие. На каждом острове нас будут ждать приключения, а кое-где и испытания.
В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя. Начнём с приветствий . И первый остров , который встречается нам на пути , (презентация слайд 3 ) Остров приветствий
— В разных странах люди приветствовали друг друга по-разному.
*У некоторых индейских племён ( слайд 4 )принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.
*Тибетцы, (слайд 5 ) здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.
*В Конго ( слайд 6 ) во время приветствия протягивают друг другу обе руки и при этом дуют на них.
*В Новой Зеландии, ( слайд 7 ) встречаясь и приветствуя друг друга, люди трутся носами.
Но мы с вами все же не тибетцы и индейцы и поэтому на этом острове я предлагаю вам поиграть в игру. Игра « Аукцион приветствий ». Вам по очереди нужно будет назвать слова приветствия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, причем повторять ранее сказанное нельзя. За каждое приветствие вы получаете жетон.
— Молодцы! Справились с заданием. Получите жетоны. Давайте посчитаем, сколько жетонов у команд.
— На пути у нас следующий остров . (презентация слайд 8 остров «Волшебные слова »)
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на этом острове? — А какие слова мы называем волшебными?
В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроение, расположение духа.
На этом острове мы поиграем в игру . которая называется «Допиши словечко «.
Вам предложен набор карточек, в которых вы должны будете дописать по смыслу волшебное слово (приложение 1 )
— Итак, предоставим слово командам. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Это конечно малая часть существующих вежливых слов. Согласитесь, что очень важно знать и произносить все вежливые и потому волшебные слова.
— Подведем итог после этого конкурса, посчитаем жетоны.
— Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. И следующий остров, который встречается нам на пути — это остров. « Этикет в пословицах » ( слайд 9 ). Вам предлагается из двух половинок собрать пословицу, будьте очень внимательны.(приложение 1). За каждую правильно сложенную пословицу команда получает жетон.
— Проверяем, как справились команды. — Как вы понимаете значение этих пословиц!
— Молодцы! Посчитаем жетоны за этот конкурс.
— А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и пройти тест на знание правил этикета. Для этого поиграем в игру «Верно-неверно». Предлагаю всем встать в круг. Я зачитываю вам ситуацию, если она верна- вы делаете хлопок, если нет- притоп ногами
-Поздороваться при встрече.
-Толкнуть, не извиниться.
— Во время беседы быть тактичным.
— Не выслушивать своего собеседника.
— Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?»
— Перебить во время разговора взрослого или ребенка.
— Поблагодарить за подарок…
— Какие молодцы! Вы прошли тест на знание правил этикета.
— Ребята, наше путешествие по стране Этикета подходит к концу и последний наш остров, на котором мы остановимся. называется остров «Ежели вы вежливы» (слайд 10)
— разбор ситуаций (Приложение 1). Вам нужно посовещавшись, выбрать один из лепестков ромашки (слайд 11), обсудить, как бы вы поступили в данной ситуации.
Источник
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Путешествие по стране Этикета» Тема: «Путешествие в страну ВЕЖЛИВОСТИ и ДОБРОТЫ»
план-конспект на тему
Представленный материал будет полезен педагогам при подготовке и проведении классных часов, занятий внеурочной деятельности по теме «Этикет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_zanyatie.doc | 77.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Путешествие по стране Этикета»
Тема: «Путешествие в страну ВЕЖЛИВОСТИ и ДОБРОТЫ»
Тип занятия : комплексное.
Вид занятия : путешествие.
Цель : формирование и закрепление у обучающихся 1 класса умения вести себя в соответствии с правилами и рекомендациями речевого этикета.
- продолжать формировать опыт речевого этикетного поведения и закрепить знания основных речевых этикетных формул, правил их использования в различных ситуациях общения;
- развивать внимание, воображение, творческое мышление, творческие способности, способность сопереживать (эмпатию);
- способствовать формированию коммуникативных навыков общения, умению вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета
Методы и приемы : метод проблемного изложения (постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации, анализ полученного решения, игра).
Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в
страну Вежливости и Доброты», карточки с заданиями, карточки- солнышки,
тучки, волшебная палочка «солнышко».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Формы организации: беседа, вопросы, чтение стихотворений, загадывание загадки, напоминание.
Предварительная работа: беседа о правилах этикета и культуры общения, заучивание стихотворений о вежливых словах.
Учитель : Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
Сегодня мы собрались на занятие по внеурочной деятельности по теме «Путешествие по стране этикета» (дети хором говорят название).
-Ребята, давайте расскажем, что же это такое — этикет?
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
— Сегодня на занятии мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну. А как она называется, попробуйте, угадать сами.
— В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова. Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь.
— Как она называется? (ответы детей).
— Верно! Это — Страна Вежливости и Доброты (слайд 1)
— Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости и Доброты. По дороге в эту удивительную Страну мы посетим: (слайд 2).
1 . Море Доброты.
2 . Море Вежливости.
3 . Аллею Приветствий.
4 . Дворец Извинений.
5. Остров «Размышляй-ка».
— Первое море, которое мы должны переплыть – «Море Доброты» (слайд3).
— Ребята, как вы думаете, что такое – доброта? (ответы детей).
-Давайте прочитаем, высказывания великих людей о доброте.(слайд 4)
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. ( Л. Толстой )
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид. ( В. Розов )
— А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми? (ответы детей).
— Что же обозначает слово «добрый»?
— Давайте с вами заглянем в волшебный словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова «добрый» ( слайд 5 -1 часть).
Добрый – это человек, делающий добро другим, отзывчивый.
Добрый – это такой человек, который несет благо, благополучие.
— В словаре мы видим, что слово «добрый» имеет два значения.
— Ребята, а давайте попробуем подобрать к слову «Добрый» слова, близкие по значению (слайд 5 –часть 2).
— И так давайте проверим, какие слова «дружат» со словом «Добрый»? (ответ).
— Ребята, какие слова вы не соединили со словом «добрый», почему?
3. Проведение игры «Доброе солнышко».
Сейчас мы с вами поиграем в игру « Доброе солнышко».
— В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.
— Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время.
— Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
— Ну, а нам пора двигаться дальше.
Впереди еще одно море – Море Вежливости ( слайд 6)
— А как вы думаете, что такое вежливость? (ответы ).
— Давайте прочитаем (слайд 7)
Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
— Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? (ответы).
— Но всегда ли частое употребление «вежливых» слов, является показателем вежливости человека? (ответ).
— А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене.
На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
— Что нужно сказать?
— Здрасьте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись.
— Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?
— Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова? (ответы).
— Как нужно употреблять волшебные слова? (Правильно.)
— А что значит правильно? (ответ).
-Молодцы! Подходящее, в данной ситуации по смыслу.
— Давайте сделаем вывод? (слайд 8).
Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять «Вежливые слова», но и употреблять их … (правильно ).
4. Практическая работа.
А сейчас у нас будет практическая работа. Проведём мы её тоже в форме игры, которая называется «Беспроигрышная лотерея»
Я сюда приглашаю всех наших мальчиков. Каждый из вас по очереди вытянет вот из этой коробки лотерейный билет, назовёт его номер, а я прочитаю, какое правило этикета вам нужно будет выполнить. Если выполняете правильно- получаете награду – аплодисменты наших девочек.
- Ты звонишь другу, но тебе отвечают: «Здесь таких нет» Что ты скажешь?
- Ты опоздал на урок, что ты будешь делать и какие слова говорить?
- Помоги надеть куртку девочке.
- Сядь на стул. Теперь уступи место мне.
- Ты неожиданно чихнул. Какие слова ты должен сказать?
- Ты идёшь по улице. Впереди тебя старушка несёт тяжёлую сумку. Предложи ей помощь.
- Тебе на День рождения твой друг подарил подарок. Что ты скажешь ему?
- Две девочки о чём — то беседуют. А тебе нужно узнать время. Как ты это сделаешь?
- Тебя друг пригласил на День рождения. Как ты его поздравишь ?
- Ты подходишь с девочкой к дверям школы. Что ты сделаешь?
Учитель: игра закончилась. Вы все, наши мальчики, выиграли аплодисменты девочек, а это значит, что вы вели себя культурно. Вы просто молодцы!
Присаживайтесь на свои места.
5.Игра «Разрешается – запрещается»
Я буду читать житейский совет, если вы считаете, что он правильный, — вы встаёте, хлопаете в ладоши и говорите слово «разрешается». Если совет неправильный – сидя топаете ногами и говорите слово «запрещается». Всем понятно? Начинаем.
- Быть добрым, весёлым – разрешается
- Грубить и кричать – запрещается
- Громко смеяться на улице – запрещается
- Извиниться, если нечаянно толкнёшь кого – то – разрешается
- Быть с товарищем и только самому есть вкусное яблоко – запрещается
- Благодарить маму за вкусный обед – разрешается.
- Иметь в кармане чистый носовой платок – разрешается
- Съесть конфету и бросить на землю фантик – запрещается
- Знать дни рождения мамы, папы, бабушки, дедушки – разрешается.
- Во время концерта есть мороженое – запрещается.
Молодцы, тогда продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею приветствий » (слайд 9).
— Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение? (ответы), (слайд 10).
— Правильно, люди начинают знакомиться со слова «здравствуйте». Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
— А что же значит простое, обыкновенное слово «здравствуйте» ?
— А какие еще волшебные слова вы знаете? — Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!
— Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
: Игра «Поприветствуй друга необычным способом». Под музыку дети здороваются друг с другом:
ФИЗминутка «Две руки».
А сейчас мы поиграем в игру «Верю-не верю»
7. Тест-игра «Верно – не верно »
(зелёный круг – верно, красный круг -неверно)
Поздороваться при встрече.
- Толкнуть, не извиниться.
- Во время беседы быть тактичным.
- Не выслушивать своего собеседника.
- Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?»
- Перебить во время разговора взрослого или ребенка.
- Поблагодарить за подарок…
- Никогда не делись игрушкой с другом
- Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается
- Злись и завидуй, когда проигрываешь
- Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно
- Никогда не уступай, ссорься по пустякам
- Умей принять помощь, совет, замечание друга
- Если друг попал в беду, не помогай ему. Можешь посмеяться.
- Решай споры словами, а не кулаками
Педагог : Молодцы! Вы справились с заданием.
Динамическая музыкальная пауза с элементами релаксации и визуализации.
— А сейчас, ребята, мы продолжаем наше путешествие… Нам нужно пройти через заколдованный лес. Я буду предупреждать вас о каком-либо препятствии, а вы вместе со мной показываете, как его преодолеть.
-Итак, отправляемся в путь. Мы идём по земле. Раздвигаем ветки деревьев и вступаем в волшебный лес. Вот сейчас мы идём по зелёной мягкой траве. Она приятно греет ноги. А теперь у нас под ногами песок. Он становится всё горячее и горячее. Он просто обжигает ножки. Ой! Посмотрите, вдруг выпал снег, и теперь мы идём по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу. И снова всё изменилось. Теперь мы идём по лесу и перепрыгиваем через лужи, ручьи. Проходим под еловыми, колючими ветками. Пролезаем под нависшими деревьями. И снова побежали по тропинке. У нас под ногами иголочки, веточки. Они щекочут и покалывают наши ноги.
Молодцы. Наше путешествие продолжается. Мы прибыли на остров «Размышляйка». Нас встречает Обезьянка Чи-Чи. Давайте вежливо поприветствуем её. Какими словами можно это сделать?
-Ребята, обезьянка просит вас помочь. Для этого нужно закончит пословицы правильным словом.
8.Игра «Угадай конец пословицы».
1.Вежливости открываются все двери.
2. Слово- не воробей: вылетит – не поймаешь .
3. Жизнь дана на добрые дела.
4. Худо жить без ласкового слова.
5. Добра желаешь – добро и делай.
-Дети, как вы понимаете смысл этих пословиц?
Дети, постарайтесь в жизни поступать так, чему учат эти пословицы.
9.Закрепление материала занятия. Просмотр и обсуждение презентации «Вежливые слова».
10. Коллективное исполнение песни.
— А сейчас все ребята исполнят песню «Если добрый ты» из мультипликационного фильма «Приключения кота Леопольда» (звучит музыкальная фонограмма, дети исполняют песню).
11. Подведение итога занятия.
— Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились! Наше увлекательное путешествие в Страну вежливости и доброты подошло к концу.
Вежливые, добрые люди похожи на солнышки!(показываю карточку с солнцем).
А те, кто не пользуется волшебными словам , ходят грустные, как эта тучка(показываю карточку с тучкой).Скажите, кем бы вы хотели быть? Солнышками или тучками? Раскрасьте на карточке солнышко, если у вас хорошее настроение, или тучку, если настроение грустное. Объясните свой выбор. Молодцы!
— В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали? (ответы детей).
-Давайте прочитаем правила добрых поступков (слайд 15).
— Здоровайся при встрече.
— Не груби, даже если сердит.
— Проявляй доброжелательность.
— Будь вежлив и воспитан.
— Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
— Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
Как бы не было в жизни трудно,
Нужно вежливость не растерять.
Мы окажем вниманье друг другу
И сумеем друг друга понять!
Домашнее задание – нарисовать портрет доброго, вежливого человека и потренироваться всю неделю в употреблении слов приветствий, прощаний, благодарности, просьбы, извинения.
Источник