Лингвистическая игра «Путешествие в страну фразеология»
В этом учебном году в рамках Недели словесности для учащихся 5-7 классов была подготовлена и проведена лингвистическая игра «Путешествие в страну Фразеологию».
Цель — привлечь внимание учащихся к самым занимательным конструкциям, обладающим переносным значением, — фразеологизмам; показать многообразие этих словосочетаний; развивать мышление, логику, память, учить работать в группе; проверять эрудицию школьников, поддерживать интерес к русскому языку.
Дорогие ребята, коллеги, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике юных филологов. Предметная неделя в школе — это особое событие.
И уж коли наш праздник посвящен русскому языку, то пусть прозвучат сегодня и слова восхищения и благодарности, обращенные к нему, «великому и могучему русскому языку» (И.Тургенев «Русский язык»).
Послушайте строки из стихотворения Марии Комиссаровой:
Народ — властитель тайны слова
И всех сокровищ языка,
Им выткана его основа
Для поколений на века.
Он создал чудо тени, света,
И звука взлет, и слова лад,
И жизнь поэзии согрета,
В нем звезды вечности горят.
Народ — певец, ваятель воин,
И в безмятежности своей
Бессмертия он удостоен,
Одной с ним жизнью жить умей.
Пусть эти слова станут эпиграфом к нашему конкурсу.
Итак, сегодня — «Путешествие в страну Фразеологию».
Мы желаем каждому из вас, дорогие ребята, оказаться самым знающим, эрудированным, настоящим филологом! За право оказаться лучшим сегодня сражаются : команды.
Мы представляем вам членов жюри.
Правила игры:
- Время для подготовки задания — 5 минут.
- Готовность к ответу команда демонстрирует поднятым флажком.
- За каждый правильный ответ команда получает 3 балла.
- Болельщики могут принести «своей» команде 1 балл.
- Команды должны работать слаженно и четко. В случае, если представители команды мешают проведению конкурса, жюри имеет право назначить штрафные очки.
Сегодня мы с вами будем говорить об очень интересном разделе языка — фразеологии. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далеких времен, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
Шла я к вам сегодня на игру, а какой-то шустрый мальчишка-первоклассник наскочил на меня, и все карточки, которые я несла, рассыпались. Одна надежда теперь на вас. Помогите их собрать. На карточках 10 фразеологических оборотов.
Без сучка и задоринки Море по колено Тертый калач Стреляный воробей Тянуть кота за хвост Заткнуть за пояс Считать ворон Козел отпущения Сидеть сложа руки Заварить кашу
Внимание на экран. Командам предстоит «разгадать» загадки фразеологизмов. На экране записаны античные и библейские имена. Назовите фразеологические обороты античного и библейского происхождения. Раскройте смысл одного из них.
- Ахилл — Ахиллесова пята (уязвимое место)
- Ариадна — нить Ариадна (путеводная нить)
- Гордий — Гордиев узел (запутанное дело)
- Прометей — Прометеев огонь (спасительный огонь)
- Авгий — Авгиевы конюшни
- Соломон — Соломоново решение
- Ной — Ноев ковчег
Сейчас мы дадим время жюри подвести итоги 2-х конкурсов, а ребята вам расскажут о происхождении некоторых фразеологизмов.
Наш третий конкурс называется «Эстафета»
Замените фразеологизмы синонимами:
- Кожа да кости
- Лететь сломя голову
- Из рук валиться
- Дырявая память
- Много воды утекло
- На всех парусах
- Перемывать косточки
- Попасть пальцем в небо
- Рукой подать
- Как рыба в воде
Четвертый конкурс «Эстафета наоборот»
Замените слова синонимичными им фразеологическими оборотами:
- Метко — не в бровь, а в глаз
- Неожиданно — как снег на голову
- Тесно — яблоку негде упасть
- Опытный — стреляный воробей
- Мокрый — ни одной сухой нити
- Молчать — держать язык за зубами
Прежде, чем рассказать о следующем конкурсе, каждая команда должна выбрать двух человек. Они должны будут при помощи мимики и жестов показать фразеологизм. Та команда, которая быстрее всех догадается, получится 3 балла. Ребята могут использовать реквизит. Но помните, вы не должны произносить ни звука. Желаю удачи!
Пока ребята будут в течение 5 минут готовиться, мы с вами услышим еще очень много интересного о фразеологизмах.
Пятый конкурс «Угадай-ка»
- Реветь в три ручья
- Попасть пальцем в небо
- Водить за нос
- Взять себя в руки
- Стричь под одну гребенку
- Возносить до небес
- Два сапога — пара
- Считать ворон
- Хоть глаз выколи
- Заткнуть за пояс
- Пальчики оближешь
Шестой конкурс «Профессионалы»
К какой профессии относятся данные фразеологизмы, что они означают?
- Стричь под одну гребенку
- Сложить оружие
- Петь с чужого голоса
- Закусить удила
- Брать на прицел
- На живую нитку
- Закидывать удочку
- Сгущать краски
- Ход конем
- Играть первую скрипку
Седьмой конкурс. Фразеологические загадки
Правило в игре такое. Я подхожу по очереди к каждой команде и читаю первое высказывание. Если вы отгадываете, то получаете 3 балла, если нет, то я читаю следующую подсказку. Но вы получите уже 2 балла. Итак, начинаем
- Его вешают, приходя в уныние.
- Его задирают, зазнаваясь.
- Его суют, вмешиваясь не в свое дело.
(нос)
- Не цветы, а вянут.
- Не ладоши, а ими хлопают.
- Не белье, а их развешивают чрезвычайно доверчивые и любопытные.
(уши)
- Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
- Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.
- На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
(ветер)
- Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.
- Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
- Ее просит рваная обувь.
(каша)
- Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
- Ее набирают в рот, когда молчат.
- Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.
(вода)
- Его проглатывают, упорно не желая говорить.
- Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.
- Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
Сейчас на экране появятся рисунки, но художник забыл их подписать. Догадайтесь, какие фразеологизмы изобразил он.
За пять минут вы должны записывать как можно больше устойчивых оборотов.
Нос Зуб Задирать нос Зуб на зуб не попадает Вешать нос Око за око, зуб за зуб Водить за нос Говорить сквозь зубы Зарубить на носу Иметь зуб Клевать носом В зубах навязло Держать нос по ветру Положить зубы на полку Остаться с носом Ни в зуб ногой Не видеть дальше собственного носа Скалить зубы
Вы сегодня так много и узнали о фразеологизмах, и научились их распознавать, что вам ничего не стоит выполнить последнее задание.
Допишите фразеологизмы:
- Дрожит как :
- Катается как :
- Выводить на :
- Держать в :
- Поразить как :
- Сидеть :
- Вариться в :
- Знать как:
Жюри подводит итоги конкурса. Сейчас будет определена команда, которая получит звание «Победитель».
Но, как мне кажется, важнее всего было то, что мы еще раз прикоснулись к удивительным тайнам русского языка.
Обогащайте свой лексический запас. Читайте больше книг. И не забывайте заглядывать в словарь! В «умелых руках и опытных устах русский язык становится красивым, певучим, послушным и выразительным».
Источник
Игра «Путешествие в страну Фразеологию»
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Игра разработана для учащихся 6 — 7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра “Путешествие в страну Фразеологию”
— Стимулировать интерес к изучению русского языка;
— Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;
— Воспитывать уважение к русскому языку.
Мы с вами отправляемся в путешествие по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Это лингвистическая страна Фразеология. Здесь вам понадобятся ваши знания и «весёлое лукавство ума», как поёт в своей песенке В.С.Высоцкий…
Много прекрасного в странной стране:
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться.
Вот будет пропасть – и нужен прыжок.
Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело..
Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!
в этом-то всё и дело.
1. Разминка (хоровые ответы).
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперёк)
И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, … (кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).
2. Конкурс-разминка “Знаешь ли ты…?”
Угадай слово по шутливой характеристике:
1) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)
2) Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)
3) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)
4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого – нибудь одурачить. Что это? (Нос)
5) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)
6) Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)
Объясни значение фразеологизмов.
1) Водой не разольёшь (неразлучные друзья).
2) Как в воду опущенный (грустный человек).
3) Толочь воду в ступе (бесполезная работа).
4) Седьмая вода на киселе (дальний родственник).
5) Набрал в рот воды (молчаливый человек).
6) Как в воду глядел (предсказал, угадал).
7) Как две капли воды (очень похожи).
8) Прошли огонь и воду (всё испытали).
9)Воды не замутит (тихий человек)
10) Носить воду решетом (бессмысленная работа)
- Кожа да кости (худой)
- Дырявая память (плохая)
- На всех парусах (быстро)
- Перемывать косточки (сплетничать)
- Хоть кровь из носу (обязательно)
- Сбить с толку (запутать)
- Кот наплакал (мало)
- Комар носа не подточит (идеально)
- Клевать носом (дремать)
- Пускать пыль в глаза (обманывать)
- Как снег на голову (неожиданно)
- Человек с головой (умный)
- Набить оскомину (надоесть)
- Задать стрекача (удрать)
3. Восстановите фразеологизмы.
- Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
- Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.
- Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
- Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.
- Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей.
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
— Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь идёт речь не о жидкости, а о времени.
Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая – составляет предложение с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. (После 5 примеров команды меняются ролями).
*гладить по голове,
кормить завтраками,
вырвать с корнем,
поставить в тупик,
ходить на цыпочках
* протянуть руку,
прокладывать дорогу,
выйти из строя,
сесть в лужу,
намылить шею
- Задание: найти устойчивые обороты в стихотворных отрывках (тексты на карточках). Объяснить их значение.
Оказался молодцом, За домом едва
Смог осилить ношу — Пожелтела трава
Не ударил в грязь лицом .Два брата рубили дрова
И не сел в калошу Один это делал спустя рукава
Другой – засучив рукава
- Задание требует не только знания фразеологизмов, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда должна назвать его.
Карточка: сесть в галошу, водить за нос дело в шляпе, льёт как из ведра, намылить шею, лить крокодиловы слёзы, реветь в три ручья, связать руки.
4. Найдите русский аналог иностранной пословице.
- Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец. (Тише едешь — дальше будешь)
- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт)
- В каждом стаде есть своя черная овца. (В семье не без урода)
- Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. (Лучше синица в руке, чем журавль в небе)
- Жена и муж — словно палочки для еды: всегда парой. (Муж и жена — одна сатана)
- Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает. (У семи нянек дитя без глаза)
- Нечего ругать кошку, когда сыр съеден. (После драки кулаками не машут)
5. Шуточные вопросы.
- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
- Что общего в словах дуга, бараний рог и три погибели? (Фразеологизмы со словом “гнуть”)
- В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Как дважды два)
Каждое слово замените антонимом и получите известную фразу.
- Во дворе мух ловили (По улицам слона водили)
- Искусство проигрывать (Наука побеждать)
- С грохочущего мелководья ангелы убегают (В тихом омуте черти водятся)
- Кот наплакал (с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчелся).
- Во всю прыть (со всех ног, во весь дух, сломя голову, на всех парусах).
- Видимо-невидимо (тьма-тьмущая, пруд пруди, как собак нерезаных, конца краю нет ).
- Гонять лодыря (бить баклуши, собак гонять,
8. Игра “Кто быстрее?”
Подберите фразеологизмы, начинающиеся глаголами.
Встать (с левой ноги, поперек горла, в тупик, поперёк дороги).
Выйти (сухим из воды, из терпения, в люди, из себя).
Держать (в ежовых рукавицах, себя в руках, порох сухим, ухо востро).
Дать (слово, голову на отсечение, по шапке, жару, задний ход).
Взять (себя в руки, быка за рога, за горло, в оборот)
9 . Фразеологическая викторина по творчеству И.А. Крылова.
Определите, из какой басни крылатые слова
- И в сердце льстец всегда отыщет уголок («Ворона и Лисица»)
- От радости в зобу дыханье спёрло («Ворона и Лисица»)
- А ларчик просто открывался («Ларчик»)
- За дерзость такову я голову с тебя сорву («Волк и Ягнёнок»)
- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и ягнёнок»)
- Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела («Стрекоза и Муравей»)
Назовите фразеологизмы со словами:
НОС (водить за нос, клевать носом, зарубить на носу, задирать нос и др.)
ГЛАЗ (мозолить глаза, хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи др.)
ЯЗЫК (язык проглотил, тянуть за язык, прикусить язык, найти общий язык)
НОГА (сбиться с ног, встать на ноги, унести ноги)
ЗУБ (ни в зуб ногой, зубы заговаривать, зуб на зуб не попадает, положить зубы на полку)
11. Сказочные фразеологизмы (закончите хором).
Поди туда — не знаю куда . (принеси то, не знаю что).
Скоро сказка сказывается (. да не скоро дело делается).
Это всё присказка (. сказка будет впереди).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистическая сказка поможет в занимательной и доступной форме изучить тему «Фразеологизмы».
С незапамятных времён, когда люди начали плавать по морям и путешествовать по пустыням , они сверяли свой путь по Солнцу и звёздам. Они выбирали в качестве ориентира звезду, ко.
Внеклассное мероприятие по русскому языку.
Обобщающий урок по теме «Фразеология» в 6 классе.
Обобщающий урок по теме «Фразеология» для 6 класса.
Материал 6 класса. Для использования учителем на уроке русского языка при изучении темы «Фразеология». Презентация.
Источник