Предисловие 5 ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ. Веселые человечки начинают заниматься геометрией. Точки и линии. Прямая 8 Упражнения 14
ВСТРЕЧА ВТОРАЯ. Как строят дома. Приключения Точки. (Точка отправляется в путь. Знакомство с отрезками.) Веселые человечки сравнивают отрезки по длине 18 Упражнения 34
ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ. Приключения Точки. (Как лучи соединяются в углы. Резинка-разбойница.) Веселые человечки узнают, что углы бывают прямые, острые и тупые 36 Упражнения 50
ВСТРЕЧА ЧЕТВЕРТАЯ. Приключения Точки. (Мост через чернильное море. В Городе треугольников.) Веселые человечки обсуждают, какие бывают треугольники 54 Упражнения 66
ВСТРЕЧА ПЯТАЯ. Веселые человечки приходят в школу. Какие бывают четырехугольники. Приключения Точки. (Погоня за Резинкой-разбойницей. Авария. В Городе четырехугольников.) 72 Упражнения 84
ВСТРЕЧА ШЕСТАЯ. Веселые человечки чертят круги. Центр и радиус круга 88 Упражнения 96
ВСТРЕЧА ВОСЬМАЯ. Веселые человечки узнают, как измеряют площадь. Квадратный сантиметр, квадратный метр 124 Упражнения 134
ВСТРЕЧА ДЕВЯТАЯ. Приключения Точки. (Как перебраться через море, в котором нет островков. Решено плыть на плотах. Какие плоты можно построить из квадратов.) Веселые человечки тоже строят плоты из квадратов. Симметричные фигуры 142 Упражнения 156
ВСТРЕЧА ДЕСЯТАЯ. Веселые человечки снова в школе. Куб, шар, цилиндр. Приключения Точки. (Резинка-разбойница поймана. Можно ли стереть бесконечную прямую? Никто больше не будет безобразничать в стране Геометрии 162
HAШA PEKЛAMA: 500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD или на карте 64GB
Предисловие Много лет назад мы задумали написать книгу по геометрии для малышей. Нами руководило убеждение, что познавательные возможности детей дошкольного к младшего школьного возраста выше, чем это обычно было принято считать, и мы желали содействовать развитию таких возможностей на геометрическом материале. При этом нам хотелось создать вполне «малышовую» книгу: веселую и занимательную, построенную на игре, со сказкой и приключениями. Так родилась «Геометрия для малышей», вышедшая впервые в 1969 г. и впоследствии многократно переиздававшаяся в нашей стране и за рубежом. Счастливая судьба «Геометрии для малышей» вдохновила авторов на создание другой книги, родственной ей по духу и адресованной той же категории читателей, — «Математической азбуки». Она вышла первым изданием в 1980 г. (а также издавалась в последующие годы на разных языках). Работа над «Математической азбукой» надолго отодвинула выполнение обещания, данного авторами в предисловии к первому изданию «Геометрии для малышей»: написать продолжение этой книги. Теперь это давнее обещание выполнено. Книга «Путешествие по стране Геометрии» включает в себя и «Геометрию для малышей», и ее продолжение. Нам кажется целесообразным высказать несколько советов и указаний тем, кто будет использовать данную книгу для занятий с детьми. Поскольку в ней нашли отражение те же установки, которыми руководствовались авторы в работе над «Геометрией для малышей», мы решили попросту повторить здесь основную часть предисловия к нашей первой книге. 1. Книга адресована детям от 6 до 8 лет. Но она может оказаться интересной и школьникам постарше, и пятилетним малышам. 2. Возможны следующие способы работы с книгой: чтение в семье, использование книги в качестве пособия для занятий в старших и подготовительных группах детских л садов и для внеклассного чтения в в начальной школе. 3. Наша книга не учебник. В ней нет систематического и полного изложения начальных разделов а геометрии. Цель книги — в доступной и занимательной форме познакомить детей с некоторыми основными геометрическими понятиями, научить их ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические образы в окружающей обстановке. 4. Но, несмотря на облегченность изложения, книга содержит первоначальные научные сведения. Поэтому использование ее требует от взрослых продуманного и активного отношения: в необходимых случаях следует разъяснять своими словами, более подробно, чем в тексте те места, которые вызвали затруднение, комментировать чертежи и картинки, обращая внимание детей на те или иные важные детали. 5. Поскольку в книге приводится с много новых для детей сведений, читать ее нужно постепенно, соблюдая разумную дозировку. Конечно, дозы чтения существенно зависят от индивидуальных особенностей § ребенка, но нам кажется, что ежедневная «порция» не должна превышать 25 — 30 минут (особенно это о относится к тем случаям, когда g книгу одновременно будут слушать s несколько детей). 6. Каждый термин, соответствующий новому понятию, когда он впервые появляется в тексте, выделяется красным шрифтом. В таких случаях целесообразно останавливаться, обращая внимание слушателей на новый термин, повторять его несколько раз. Не беда, если ребенок не сразу запомнит все новые слова. Важнее, чтобы он внимательно слушал и понимал услышанное. 7. Всякий раз занятия с книгой ? полезно начинать с повторения: вспомнить несколько предыдущих 7 эпизодов, повторить определения 5 некоторых введенных ранее понятий. 8. Важную роль в книге играют § вставленные в текст обращения к 8 слушателю-малышу и упражнения. Они будут способствовать более 1 глубокому и сознательному усвоению математического содержания 8. книги и приобретению некоторых 8 практических навыков. Дети обязательно должны отвечать на § вопросы и выполнять задания, g содержащиеся в упомянутых вставках-обращениях. 9. Что касается упражнений, то среди них (особенно во второй половине книги) есть такие, которые значительно труднее заданий, вставленных в основной текст. В нескольких из этих упражнений вводятся новые понятия. Взрослые должны сами решить, могут ли слушатели справиться с этими упражнениями, и не настаивать на выполнении всех упражнений подряд, особенно если это будет вызывать у детей отрицательные эмоции. 10. Для занятий с книгой будут нужны цветные карандаши, бумага, линейка, ножницы, циркуль, угольник, палочки, пластилин. Все это необходимо приготовить заранее и использовать по мере надобности. 11. Если книгу одновременно слушают несколько малышей, то можно устраивать соревнование (кто скорее ответит на вопрос или справится с заданием?), совместные обсуждения и т. п. 12. Мы будем благодарны всем, кто сообщит нам, как использовалась эта книга: детям какого возраста и за какой срок она была прочитана, насколько успешно усваивались те или иные ее разделы. Мы с благодарностью воспримем также замечания, пожелания и предложения, направленные на улучшение книги. Авторы
ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ Веселые человечки начинают заниматься геометрией. Точки и линии. Прямая. Однажды Карандаш пригласил своих друзей — веселых человечков Буратино, Незнайку и Самоделкина — и предложил: — Давайте заниматься геометрией. Это очень интересно! — Давайте! — хором ответили Самоделкин и Незнайка, а БуратиноВ спросил: — А что такое гео-мер-тия? — Не геомертия, а геометрия, — поправил Карандаш. — Геометрия — это. это. Мне трудно тебе сразу объяснить. Давайте начнем заниматься, и постепенно ты все узнаешь. Друзья уселись вокруг стола. — Ну, — сказал Карандаш, — смотрите! — И он ткнул носом в лист бумаги. — Точка, — повторил за ним Незнайка. А Буратино ничего не ответил, он сунул нос в чернильницу и быстробыстро застучал носом по бумаге. ооа. — Что это такое? — Точка, — ответил Самоделкин. — А у меня много точек! кликнул Буратино. — Не торопись, — остановил его Карандаш и нарисовал на своем листке две точки. лпгь Теперь у меня нарисованы две точки. — Две точки, — повторил Незнайка. И тоже нарисовал на своем листке две точки. И Самоделкин тоже нарисовал две точки. Нарисуй и ты на своем листке две точки. — На моем листочке поселились точки, — затянул было песенку Буратино, но умолк под строгим взглядом Карандаша. — Теперь я соединяю точки, — сказал Карандаш. — Получилась линия. И вы сделайте то же. Незнайка сделал так: Самоделкин — так: Соедини и ты свои две точки линией. — А можно сразу линию рисовать, а не сначала две точки? — спросил Незнайка. — Конечно, можно, — сказал Карандаш и нарисовал новую линию. — Значит, это линия без точек? — продолжал Незнайка. — Нет, что ты! Линия — вся из точек. В любом месте на ней можно отметить точку. Смотри, я на своей линии отмечу несколько точек. Нарисуй и ты какую-нибудь линию и отметь на ней в разных местах точки. Незнайка и Самоделкин тоже нарисовали линии. — А у меня вот что получилось! — закричал Буратино. — Эх ты, мазилка, — укоризненно покачал головой Самоделкин. — У тебя же ничего нельзя понять! Только листок испортил! — Да, — сказал Карандаш. — Придется чернила у тебя отобрать. Вот тебе синий карандаш и чистый лист бумаги. Нарисуй линию. Посмотри, какая ровная линия получилась у Самоделкина. Буратино постарался: — Получилось! — обрадовался Буратино. — Вот как ровно! — Это прямая линия, — объяснил Карандаш. Прямая линия у нас Нарисовалась в первый раз! Прямая линия у нас Нарисовалась в первый раз! — запел Буратино. — И мне линейку, — попросил Незнайка. — Ия хочу рисовать прямые линии. — У меня так ровно, как у Самоделкина, не получается, — огорчился он. — А ты возьми линейку, — подсказал Самоделкин, — рукой прижми ее к бумаге и веди карандаш вдоль линейки. — Вот, нарисовал! Даже две прямые линии! — Молодец! — похвалил Незнайку Карандаш. — А сейчас на той прямой, которая у тебя нарисована сверху, отметь какую-нибудь точку. — Отметил. — А на той, которая снизу, отметь две точки. — Отметил две точки, — сказал довольный Незнайка. Возьми и ты линейку, нарисуй прямые линии и отметь на них точки. — А вот задача потруднее, — продолжил Карандаш. — Нарисуйте точку и потом проведите через нее прямую линию. Точку нарисовать легко: Провести через точку прямую линию труднее. Вот как это получилось у Само-делкина: — Ага, — обрадовался Незнайка. — Надо мной смеялся, а у самого и не вышло! Твоя точка тоже не на линии. Самоделкин уточнил: — У тебя, Буратино, точка оказалась под прямой линией. Пришлось Незнайке и Буратино еще раз проводить прямые линии. И вот что у них теперь получилось: У Незнайки получилось так: Скажи-ка, кто из них справился с задачей? Буратино же вертел головой во все стороны и, хотя сам еще ничего не сделал, стал подсмеиваться над Незнайкой: — Ха-ха, не сумел! Незнайка не сумел! — Да, — сказал Карандаш. — У тебя, Незнайка, точка оказалась над линией. А ты, Буратино, не подсмеивайся. Ведь ты-то совсем ничего не сделал. Попробуй сам правильно провести прямую через точку. — Пожалуйста! — воскликнул Буратино. — Я с этим легко справлюсь. И он провел прямую линию так: # Потом Карандаш показал им, как провести прямую линию через две точки: Нарисуй и ты точку, возьми линейку и проведи через эту точку прямую линию. Нарисуй две точки и проведи через них прямую линию. Самоделкин провел через одну точку две прямые линии и показал друзьям, что у него получилось. — Посмотрите, — сказал Карандаш. — Прямые линии, которые нарисовал Самоделкин, пересекаются. Покажи точку, в которой пересекаются эти прямые. — У меня тоже линии пересекаются, — быстро проговорил Буратино. Посмотри на эти пересекающиеся линии. Покажи точки, в которых они пересекаются. Сколько точек пересечения у этих линий? Нарисуй сам пересекающиеся линии и отметь точки их пересечения. 1. Нарисуй: 2. Нарисуй такие линии: 3. Нарисуй: 4. Нарисуй такие палочки: Теперь возьми линейку и проведи через эти точки прямую линию. Теперь — через эти двточки: Теперь — через эти: А теперь — через эти: 7. Какие точки расположены над прямой линией, а какие — под прямой линией?
УПРАЖНЕНИЯ 8. Рядом поставили стул и табуретку. Посмотри: табуретка стоит слева от стула, а стул — справа от табуретки. А вот стоят мальчик и девочка. Скажи: кто из них стоит слева, а кто — справа? 9. Подними свою левую руку, теперь — правую. Притопни правой ногой, а потом левой. 10. Две точки расположены по разные стороны от прямой линии. Покажи, какая из них слева от прямой и какая справа. 11. Рядом растут ель, сосна и береза. Посмотри: сосна растет между березой и елью. Какое дерево растет справа от сосны? Какие деревья растут справа от березы? 12. На столе стоят игрушки: медведь, заяц, лиса и еж. Скажи: кто стоит между лисой и ежом? Между медведем и ежом? Какие игрушки стоят слева от лисы? Справа от медведя? ВСТРЕЧА ВТОРАЯ Как строят дома. Приключения Точки. (Точка отправляется в путь. Знакомство с отрезками.) Веселые человечки сравнивают отрезки по длине. еселые человечки отправились гулять. Над ними в голубом небе ярко светило солнце. И высоко-высоко летел самолет, оставляя за собой белый след. Увидел этот след Самоделкин, и показалось ему, будто белый карандаш рисует на огромном голубом листе бумаги. — Смотрите, — закричал он, — какую интересную линию нарисовал в небе самолет! Буратино запрыгал на одной ножке и запел: Вот какая линия — белая, не синяя! Линия, линия, белая, не синяя! Незнайке очень захотелось тоже показать друзьям какую-нибудь линию. Он посмотрел вверх, вниз, вправо, влево, но не заметил никакой линии. — Эх, — вздохнул Незнайка, — наверно, вокруг нас больше нет линий. — А посмотри-ка туда, — посоветовал Карандаш. — Ой! — обрадовался Незнайка. — Провода! Это тоже линии! — Правильно, — подтвердил Карандаш. — Эти провода — даже прямые линии. Видишь, как они натянуты? А вот те провода провисли. И получились не прямые, а кривые линии. Тут Буратино хитро заулыбался, подмигнул Незнайке и таинственно произнес: — Смотрите на меня. Я сейчас что-то буду показывать. Я достаю из кармана веревочку и бросаю ее. Вот вам кривая линия! Теперь ты, Незнайка, возьмись за один конец веревочки и крепко держи его. Я берусь за другой конец и натягиваю веревочку. Возьми и ты веревочку и изобрази с ее помощью разные линии. Карандаш похвалил Буратино: — Молодец! Ты хорошо придумал. Давайте, друзья, еще посмотрим, какие линии можно увидеть вокруг нас. Веселые человечки стали внимательно смотреть по сторонам. И они увидели много интересного. Трамвайные рельсы по прямой линии бежали вдоль улицы и изгибались по кривой на повороте. Веселый дождик протянул к земле свои прозрачные линии. Широкой дугой из разноцветных линий раскинулась в небе радуга. Скажи, какого цвета линии в радуге? А совсем рядом, между ветками дерева, висела паутина. Тонкие линии-паутинки, пересекая друг друга, сплетались в красивый узор. Вот вам прямая линия! Из этой веревочки всякие линии могут получаться. Ну, а какие линии ты видишь вокруг себя? Какие из этих линий прямые? Веселые человечки шли по дороге. Возле дороги стоял дом. Вернее, это был еще не дом, а только полдома. Над землей уже поднялись два этажа, и строители возводили третий. Строителям помогал подъемный кран. Он поднимал с земли большие плиты-перекрытия и подавал их строителям. Под тяжестью груза стальной трос туго натягивался. — Вот еще прямая линия, — показал на трос Самоделкин. — Она протянулась точно сверху вниз. — Такую прямую называют вертикальной, — объяснил Карандаш. — Вертикальной, — повторил за ним Незнайка. — Да-да, — сказал Карандаш, — вертикальная прямая идет точно сверху вниз или точно снизу вверх. Вот если взяться за один конец веревочки, а к другому подвесить грузик, то веревочка с грузиком повиснет вертикально. И Карандаш взглянул на Буратино: — Ну, где твоя веревочка? — Сейчас. минуточку. готово! Он высоко поднял веревочку с привязанным к ней камнем и запел: Вот веревочка моя! Привязал к ней камень я, И веревка моментально Натянулась вертикально! — Хорошая у тебя песенка, Буратино, — услышали веселые человечки незнакомый голос. Рядом с ними стоял рабочий-строитель и приветливо улыбался. — А знаешь, ведь мы, строители, часто используем в своей работе такую веревочку с грузиком. — Для чего? — спросил Буратино. — Для того чтобы проверить, вертикально ли стоит стена дома, не наклонилась ли она в какую-нибудь сторону. Тут Самоделкцн спросил: — А как это проверить? — Вот как: если стена наклонилась, то веревочка с грузиком пойдет не по стене, а так: Строители же должны поставить стену вертикально, вот так: — Не только стены домов должны стоять вертикально, — продолжал рабочий. — И заводские трубы, и столбы для проводов. — И деревья тоже растут вертикально, — показал Незнайка на высокую сосну. — Не всякое дерево растет вертикально, — поправил его рабочий. — Посмотри вон на те деревья. Видишь, они наклонились. Ты можешь это легко проверить веревочкой с грузиком. Возьми и ты веревочку, привяжи какой-нибудь грузик и проверь, вертикально или наклонно идут ножки стола, ножки стула, дверца шкафа, дверь в комнату. Какие вертикальные и наклонные прямые видишь ты вокруг себя? Когда веселые человечки попрощались с рабочим-строителем, Незнайка робко спросил у Карандаша: — А сказок про геометрию не бывает? Я так люблю сказги! Самоделкин засмеялся: — Ну и Незнайка! Просит сказку. Совсем как маленький. Какие могут быть сказки в таком серьезном деле?! Это же геометрия! — Ха-ха, — поддакнул Буратино, — маленький Незнайка сказку захотел! Ха-ха-ха! — Ты не прав, Самоделкин, — сказал Карандаш. — Я как раз знаю геометрическую сказку. Хотите расскажу? — Хотим! — первым закричал Буратино. — Конечно, хотим, — ответил Незнайка. — Я особенно люблю слушать геометрические сказки. — И он довольный повернулся к Самодел-кину: — Вот видишь, а ты дразнился. Самоделкин молча пожал плечами, но весь вид его говорил о том, что и он не прочь послушать сказку. — Ну, слушайте, — сказал Карандаш. — Моя сказка называется Приключения Точки. Жила-была Точка. Она была очень любопытна и хотела всё знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: — Как эта линия называется? Длинная она или короткая? Подумала однажды Точка: «Как же я смогу всё узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!» Сказано — сделано. Вышла Точка на прямую линию и пошла по этой линии. Шла-шла по прямой линии. Долго шла. и говорит: — Долго ли я еще буду идти? Скоро ли конец прямой линии? Засмеялась Прямая: — Эх ты, Точка! Ведь ты не дойдешь до конца: разве ты не знаешь, что у Прямой нет конца? — Тогда я поверну назад, — сказала Точка. — Я, наверно, пошла не в ту сторону. — Ив другую сторону не будет конца. У прямой линии совсем нет концов. Опечалилась Точка: — Как же быть? Что же, мне так и придется идти, идти и идти без конца? — Ну, если ты не хочешь идти без конца, давай-ка позовем на помощь Ножницы. — Давай, позовем, — обрадовалась Точка. — А зачем Ножницы? — Сейчас увидишь, — ответила Прямая. Тут, откуда ни возьмись, появились Ножницы, щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую. — Ура! — закричала Точка. — Вот и конец получился! Ай да Ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны. — Можно и с другой, щелкнули Ножницы. — Как интересно! — воскликнула Точка. — Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец. Как это называется? — Это отрезок, — сказали Ножницы. — Теперь ты, Точка, на отрезке прямой. — Отрезок прямой, отрезок прямой, — с удовольствием повторила Точка, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого. — Я запомню это название, мне нравится на отрезке! Здесь я устрою свой дом. Но прямая мне тоже нравилась. Жаль, что ее не стало. Ведь теперь вместо прямой есть мой отрезок и еще два этих. не знаю, как их назвать. Тоже отрезки? — Нет, — ответили Ножницы. — Ведь у них конец только с одной стороны, а в другую сторону нет конца. И называются они по-другому. — А как они называются? — Лучами. Это луч и это луч. — А! — радостно сказала Точка. — Я знаю, почему они так называются. Они похожи на солнечные лучи. — Да, — подтвердили Ножницы. — Солнечные лучи начинаются на солнце и идут от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своем пути. Например, Землю, Луну или спутник. — Значит, из прямой вот что получилось: мой отрезок и еще два луча. А прямой не стало. Ножницы, миленькие, сделайте, пожалуйста, прямую снова! Только так, чтобы и мой отрезок остался! — Ну, мы-то этого сделать не можем. Вот если позвать на помощь Циркуль и Линейку. Тут Ножницы кликнули помощников. Пришли Циркуль с Линейкой и принялись за дело. Циркуль приложил к Линейке сначала один луч, подтянул их друг к другу и соединил концами. Да так ловко соединил, что получилась точно такая же прямая линия, какая была раньше. И как ни старалась Точка, она не могла найти то место, где соединились лучи. Обрадовалась Точка, что ее знакомая прямая, которая подарила ей дом-отрезок, снова цела и невредима. «Значит, — подумала она, — из прямой можно вырезать еще один отрезок или даже много отрезков». А Циркуль с Линейкой опять соединили оставшиеся лучи. И все увидели, что прямая снова цела и невредима. — Ну, что, — прервал свой рассказ Карандаш, — нравится вам сказка? — Нравится! — закричал Буратино. — Я даже уже песенку придумал про прямую: Без конца и края Линия прямая! Хоть сто лет по ней идти — Не найти конца пути! Я хотел еще и про отрезки придумать, только не успел. — А отрезки вон Самоделкин чертит, — показал Незнайка. — И как это успел столько начертить? В самом деле, трудолюбивый Самоделкин уже где-то раздобыл листок бумаги, линейку и чертил. Вот какие отрезки начертил Самоделкин: Покажи и ты самый короткий и самый длинный отрезок из тех, что начертил Самоделкин. Найди среди них отрезки одинаковой длинь). Теперь сам начерти несколько отрезков. Найди среди них самый короткий и самый длинный. Есть среди них отрезки одинаковой длины? — Молодцы! Правильно показали, — похвалил Карандаш. — Теперь возьмемся за более трудную задачу. Начерти-ка, Самоделкин, отрезки не один под другим, а как попало. — Почему опять Самоделкин? Я тоже хочу чертить! — закричал Буратино. — Ия, — подхватил Незнайка. — Хорошо, — сказал Карандаш. — Пусть каждый из нас начертит по отрезку. Возьми и ты бумагу, карандаш, линейку и начерти столько же отрезков, сколько начертил Самоделкин. Сосчитай, сколько отрезков ты начертил. — Послушай, Самоделкин, отрезки-то у тебя разной длины получились, — сказал Буратино. — Я это нарочно сделал, — ответил Самоделкин. — Покажи-ка самый короткий из моих отрезков. — Вот он, — быстро нашел Буратино. — А вот этот — самый длинный. — А вот эти два отрезка одинаковой длины. Правильно? — вставил Незнайка. — Так, — продолжал Карандаш. — Эти отрезки труднее сравнить. Как найти среди них самый короткий и самый длинный? — Я нашел самый длинный отрезок, — сказал Буратино. — Это красный. — Нет, синий самый длинный, — перебил его Незнайка. — Так можно спорить до утра, — вступил в разговор Самоделкин. — Ведь все эти отрезки примерно одинаковой длины. И на глаз не определить, какой из них самый длинный и какой — самый короткий. Тут нужен способ поточнее. Только я не знаю такого способа. Как быть? А ты можешь точно определить, какой из этих отрезков самый длинный и какой — самый короткий? Самоделкин, Буратино и Незнайка с надеждой посмотрели на Карандаша: уж он-то наверняка знает, как поступить. И правда, умный Карандаш, конечно, знал, что здесь нужен циркуль-измеритель. Он стал объяснять своим друзьям, как с помощью такого циркуля сравнивать, какой из отрезков длиннее, а какой — короче. — Сравним, например, красный отрезок с зеленым. Приложим циркуль к красному отрезку. Теперь как — Ага! Я же говорил, что красный самый длинный. — И Буратино торжествующе посмотрел на Незнайку. — А ты спорил! — Не рано ли ты радуешься, Буратино? — произнес Самоделкин. — Ведь мы еще не сравнивали красный бы перенесем красный отрезок к зеленому. Ножки циркуля не сдвигать и не раздвигать! Сейчас каждому ясно, что красный отрезок длиннее зеленого. Вот видишь, Буратино, красный отрезок короче синего. Ты был не прав. — Тогда, наверно, прав я, — робко вставил Незнайка. — Синий отрезок самый длинный? Надо сравнить его с зеленым и с черным. — Ну, с зеленым-то сравнивать его не нужно, — заметил Карандаш. — Ведь синий отрезок длиннее красного, а красный длиннее зеленого. Значит, синий и подавно длиннее зеленого. Так что осталось сравнить его только с черным отрезком. Приложим циркуль к синему отрезку. Теперь перенесем циркуль к черному отрезку. Мы видим, что черный отрезок длиннее синего. Выходит, и ты, Незнайка, был не прав. Самый длинный отрезок — черный. А какой из этих отрезков самый короткий? Теперь ты сам начерти несколько отрезков (не один под другим, а как попало). Возьми циркуль-измеритель и найди с его помощью среди них самый длинный и самый короткий. Карандаш продолжал: — Ну вот, мы и научились сравнивать отрезки при помощи циркуля. Циркуль поможет нам решить и такую задачу: узнать, какой из двух предметов длиннее (например, дверная или оконная ручка). Но для этого не всегда нужно пользоваться циркулем. Чтобы узнать, какой из карандашей длиннее, можно просто приложить их друг к другу. Так же можно сравнивать палочки, разные игрушки и другие предметы. Но представьте себе, что мы захотели сравнить диван и кровать — что из них длиннее? Циркуль здесь не поможет — он слишком мал. Приложить диван и кровать друг к другу трудно: ведь не станешь же ради этого двигать мебель. Как быть? Подумай и ты, как можно сравнить по длине диван и кровать, не двигая мебель. Самоделкин и Буратино догадались, как тут поступить. ПЬсмотри на эти рисунки и расскажи, как они узнали, что длиннее — диван или кровать. 1. При помощи циркуля сравни между собой эти отрезки. Найди среди них самый длинный и самый короткий. 2. Есть ли среди этих отрезков отрезки одинаковой длины? А среди этих? 3. Петя расположил свои караН даши «по росту», вот так: Возьми и ты свои цветные карандаши и тоже расположи их «по росту». 4. У Кати желтый карандаш короче синего, а синий короче красного. Какой карандаш длиннее — желтый или красный? 5. Коля ростом выше Васи, но ниже Сережи. Кто выше — Вася или Сережа? 6. Ира и Лена одинакового роста. Лена ростом выше Оли, а Таня выше Иры. Кто выше — Таня или Оля? 7. Федя ростом выше Алеши, Игорь ниже Толи, но выше Феди. Мальчики выстроились по росту, впереди стал самый высокий. Скажи: кто за кем стоит? 8. Посмотри на предметы в твоей квартире: стол, стул, шкаф, табуретка, подоконник. Определи, что длиннее — подоконник в комнате или подоконник на кухне; что шире — книжный шкаф или шкаф для белья; что выше от пола — табуретка или сиденье стула. Сравнивай и другие предметы.