Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну Лингвинию»
материал по русскому языку
Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну Лингвинию»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здобнякова Светлана Дмитриевна
учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Гимназии№50» г. Нижнего Новгорода
«Путешествие в страну Лингвинию»
Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели русского языка и литературы. При проведении игры используются информационные технологи. Это позволяет учителю значительно расширить формы работы, опираясь на обобщенный учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.
На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация с минимумом текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует повышению мотивационных установок обучающихся и вовлечению их в ход игры, дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы внеучебной деятельности (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.
- Привитие обучающимся интереса к изучению родного языка в игровой форме, обобщение изученного материала по основным разделам русского языка.
- развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность обучающихся;
- развивать культуру речи обучающихся.
- формировать умение работать в группах;
- воспитывать любовь к родному языку.
- Компьютер, проектор, магнитная доска, ватман, маркеры.
- Набор красных и зеленых карточек (смайликов) для оценки ответов обучающихся.
- Иллюстрации к заданиям на слайдах презентации.
Оформление класса: пространство класса оформлено плакатами с высказываниями о русском языке. В центре доски название страны – Лингвиния (закрыто чистыми листами А4).
Ребята, сегодня мы побываем в загадочной стране. Эта чудесная страна огромна. Ее жители вам, конечно, знакомы. Знакомы вы и с законами этой необычной страны. К сожалению, время нашего путешествия ограничено, поэтому мы сможем попасть лишь в некоторые города, а в какие именно – узнаете чуть позже. Поддерживая дух соревнований, разделимся на 4 команды. Каждой команде необходимо выбрать капитана и придумать название. (Обучающиеся в течение 2 минут выполняют задание). Капитан представляет свою команду.
Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Н, Я, И
-Как вы думаете, какие города- станции есть в Лингвинии? (Ребята отвечают) На некоторых из них наш виртуальный поезд сделает остановку. Поехали. (звучит музыка из м/ф « Паровозик из Ромашково»)
— Наш поезд приближается к станции. Ее название — раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?
— Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции. Отгадаем загадки?
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
— Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.
— Проверим ваши ответы и отправляемся дальше.
— Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.
— Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию
Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли
— Назовите способ образования слов.
— Двигаемся дальше. Подъезжаем к следующей станции.
— Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.
— Отгадайте шарады “Из волшебного короба” (из короба капитаны достают шарады)
Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)
Начало слова – лес, конец – стихотворение,
А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)
Начало – голос птицы, конец на дне пруда,
А целое в музее найдете без труда. (Картина)
Начало деревом зовется, конец – местоимение.
Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)
— Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.
Еще великий М. Ломоносов называл устойчивые сочетания речи «фразесами», предлагая включать их в словари. Ученые поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Так появилась новая наука – фразеология.
— Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение”
— Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.
Сейчас мы посмотрим, насколько вы грамотны. Вам предлагается исправить ошибки в письме мальчика Миши. (Команды получают листы с заданием, а на доске вывешивается плакат).
«Грустные вести» А. Шибаев
Пришло письмишко мне,
Из лагеря, от Мишки…
«Здесь чудный лук, и я лижу», —
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
«Здесь – лиса, красивый длинный прут».
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
«Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить…
— Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.
Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
Как называется изменение имен существительных?
Какой частью речи является определяемое слово у причастия?
Определи часть речи выделенного слова:
Снежное покрывало землю покрывало.
Подъезжаем к следующей станции.
— Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.
— Соберите предложение, выполнив ряд действий
1. Из предложения
Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы
возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.
2. Из предложения
Пушкин очень любил осень
3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения
Осень щедро одаривает леса краской.
4. Добавьте сказуемое из предложения
Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.
5. Из предложения
Куда ведете нас, дороги?
возьмите имя существительное, которое является обращением.
Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.
— Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. А впереди вас ждут новые открытия, новые путешествия. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас будет чувствовать себя победителем, ведь вы проявили смекалку, интерес и неординарный подход к решению лингвистических задач. Мне бы хотелось, чтобы вы оставили на магнитной доске тот смайлик, который отражает ваше настроение после путешествия по стране Лингвинии.
Подведение итогов игры. Учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек. Награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по теме: «Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции» разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы «Древний Восток» и «Древняя Греция».
Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса .
Игра-конкурс для обучающихся 5-х классов.
Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов.
Сценарий внеклассного мероприятия с элементами сказкотерапии.
Данный материал можно использовать как повторение раздела «Лексика».
Игра направлена на закрепление знаний учащихся 6-7 классов, в игровой форме по теме «Грамматика», привитие любви к предмету.
Источник
Путешествие по стране Лингвинии
Цели:
- прививать интерес к изучению русского языка;
- повторить и обобщить изученный материал;
- развивать умение работать в группах;
- формировать умение применять на практике полученные знания;
- развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).
Оборудование:
- карта страны Лингвинии с княжествами: Морфология, Лексика, Грамматика, Словообразование;
- девиз:
Не забывай на праведном пути
То, что старик Марк Твен сказал когда-то:
“Ты должен слово нужное найти,
А не его двоюродного брата!”;
- ключ-путеводитель по станциям-княжествам:
Команда ___________________________ | ||||||
Станции | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос | Общая сумма |
Морфология | ||||||
Лексика | ||||||
Словообразование | ||||||
Грамматика | ||||||
Болельщики — _________________________________________ Итого | _____ |
- медали (5 – для команды-победителя, 1 – “Лучший чтец”, 1 – “За смекалку”, 2 – “Почетный гость Лингвинии”, всего 9);
- жетоны для болельщиков;
- листы, ручки;
- эмблемы для команд;
- названия княжеств на каждом столе;
- призы победителям.
1. Вступительное слово ведущего:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по необъятной стране, полной тайн и загадок, название которой – Лингвиния.
Правит этой страной царь, имя которого – Русский язык. У этого могучего, сильного, богатого, крепкого, мужественного, правдивого, свободного (а именно такими эпитетами наделяли его писатели и ученые, живущие в этом государстве), — в подчинении множество сказочно богатых княжеств, и богатства эти дороже бриллиантов, жемчуга и золота: в их кладовых хранятся Слова – вся мудрость русского народа.
2. Жители Лингвинии любят своего правителя; об этом говорят стихи, созданные в честь Языка и его подданных – Слов. Давайте и мы познакомимся с ними.
Чтение стихов детьми.
- “Мой верный друг!”, Брюсов В.
- “Русский язык”, Бальмонт К.
- “Русский язык”, Щипачев С.
- “Мужество”, Ахматова А.
- “Русская речь”, Шефнер И.
- “Наш язык”, Сергеев-Ценский С.
- “Слово”, Гумилев Н.
- “Любите слово”, Боков В.
- “Родное слово”, Балюк В.
3. Ждет нас путешествие непростое. Кто же окажется мудрее всех? Это мы узнаем только на финише.
В состязании на право носить имя победителя участвуют три команды – “Эрудиты”, “Всезнайки”, “Грамотеи”. А прежде чем отправиться в путь, ответьте:
— Чем одно княжество отличается от другого?
— Что изучает морфология?
— Что такое лексика, лексикология?
— Что такое грамматика?
Каждой команде вручается ключ, с помощью которого вы шаг за шагом будете прокладывать себе путь. Немало встретится преград, но они не должны вас пугать. Постарайтесь безошибочно выбрать правильное решение, еще раз обратите внимание на наш девиз.
Условия таковы: за отдельным столом – послы Великих Княжеств (4 консультанта, которые проверяют выполненные задания). Команда садится за стол, отвечает на 5 поставленных вопросов за определенное время. Затем, после оценки каждого вопроса, подводится итог, выставляется в вашу карту-ключ и на карту Страны. А пока подводятся итоги, болельщики могут принести дополнительные очки своей команде, правильно ответив на вопросы. Затем команды меняются местами. И так – пока все четыре испытания не будут у вас позади. Ну, ни пуха ни пера. В путь!
Каждая команда занимает место за одним из столов.
4. КНЯЖЕСТВО МОРФОЛОГИИ
- Перечислить все части речи (с примерами)
- Назвать существительные мужского рода: корова — …, курица — …, утка — …, овца — …, свинья — …, ласточка — …
- Назвать 5 существительных, имеющих форму только множественного числа.
- Образуйте от глаголов причастия: бить, везти, дремать, греть, обидеть, залаять, смеяться.
- Записать словами: 3 (девушки, юноши, щечки, дети, балерина), 4 (сутки, детеныш).
5. КНЯЖЕСТВО ЛЕКСИКИ
Подберите синонимы: горе — . стужа — …, хотеть — …, желать — …, твердый — …, базар — …, зной — …
“Доскажи словечко”, объясни значение фразеологизма:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь,
О них обычно говорят:
……… (водой не разольешь)
Мы исходили городок
Буквально ……(вдоль и поперек),
И так устали мы в дороге,
Что еле …… (волочили ноги).
3) Найти антонимы:
Вы – свет, а я похож на тьму,
Вы параллельны ко всему,
А я, напротив, вертикален.
Они сошлись. Волна и камень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не так различны меж собой.
Угадайте загадку. Что это – омонимы или многозначные слова?
Я – жилище для зверька,
Для сверчка и паучка.
Есть еще и тезка мой:
Редкостный зверек пушной. (норка)
А) Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.
Б) Помещики жестоко угнетали своих крепостников.
В) Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.
6. КНЯЖЕСТВО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1) Сердцевиной слова является корень. От него слова растут, как ветви на дереве. Создайте такое дерево из слов с корнем –вод-.
2) Как будет звучать слово:
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.
3) Записать по одному слову, состоящему из:
— корня и окончания;
— корня, суффикса и окончания,
— приставки, корня, окончания,
— приставки, корня, суффикса и окончания.
4) Найдите лишнее:
Желток, железо, желтый;
Носильщик, нос, носатый;
Гусь, гусыня, гусеница.
5) Образовать прилагательные по лексическому значению и способу образования:
А) приставочным способом: очень опасный — … (преопасный),
Б) суффиксальным: с большими зубами,
В) сложение: сладкий с кислым привкусом,
Г) суффиксальным: очень высокий,
Д) сложение: имеющий отношение к железной дороге
7. КНЯЖЕСТВО ГРАММАТИКИ
1) Как правильно: у рыбей нет зубей, у рыбов нет зубов, у рыб нет зуб?
Я – то же, что и ураган,
Но только гость восточных стран,
На море я – гроза для шхун,
А называюсь я — …. (тайфун)
Мой первый слог тягуч и сладок,
Второй – частица, вместе – зверь,
Живет в лесу, на ульи падок,
Ну, угадал его теперь? (мед-ведь)
4) Заполнить квадраты (окончания одинаковые).
У | Г |
Г | |
С | Т |
П | |
У | К |
5) Разгадать и прочитать китайскую пословицу.
(Люди, а не стены создают города)
8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСТЕЙ И БОЛЕЛЬЩИКОВ:
Обратите внимание на девиз урока: нужно найти нужное слово! Определите, о чем идет речь:
1. Большой, бесформенный кусок земли, льда (глыба)
2. Занимающий очень много места, слишком большой (громоздкий).
3. Внезапно и с силой раздаться, загреметь (грянуть).
4. Полный телом, крупного телосложения (дородный).
5. Крайне усталый, утомленный (изнуренный).
6. Терять силы, ослабевать (изнемогать).
7. Постепенно утрачивать яркость, блеск (меркнуть).
8. Светиться прерывистым, слабым светом (мерцать).
9. Выделанная овечья шкура (овчина).
10. О чем говорится в стихотворении и как называется это явление в русском языке?
Я – сборник карт. От ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)
Я – синоним осьминога,
А без С – в метле нас много.
11. Что значит слово ПОЗОР? Какое значение имело оно в прошлом? Что общего в этих словах?
9. Вот и подходит к концу наше занимательное путешествие. А пока жюри подводит итоги, скажите, кто же из болельщиков набрал большее количество жетонов за правильные ответы?
— Почетный гость Лингвинии.
Уважаемые гости, еще вы должны решить, кто из ребят был лучшим при чтении стихотворений.
(Выводы и замечания консультантов, сделанные по ходу урока)
НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНДЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: написать отзыв о путешествии в классную стенгазету.
Источник