Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи» | 59.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие по Стране правильной речи»
в подготовительной логопедической группе
Цель: Развивать фонематическое восприятие, формировать интонационную выразительность речи.
- Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах и фразах.
- Упражнять в придумывании слов, начинающихся на заданный звук. Упражнять в составление слов из звуков.
- Упражнять в умении четко произносить чистоговорку, с разной силой голоса.
- Совершенствовать умение проговаривать скороговорку по картинке в различном темпе (быстро, медленно), с разной интонацией (удивлено, восхищенно, вопросительно).
- Развивать умение определять место звука в слове.
- Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание.
- Развивать длительный плавный выдох.
- Развивать речь, внимание, память, мышление.
- Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук и воображение.
- Воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать.
- Воспитывать любовь к родному языку.
- Воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.
Оборудование и материалы : ноутбук, мультимидийная установка, презентация слайдов, видео «круиз по Тихому Океану», интерактивная речевая игра «Назови первый и последний звук в слове» (интернет ресурсы), штурвал, карточки-схемы позиции звуков в словах, предметные картинки, шарики «Су-Джок», стекла для песка, цветной песок.
Предварительная работа : Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки по теме. Дидактическая игра «Назови первый и последний звук в слове»
Воспитатель . – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. (Установление эмоционального контакта).
Становитесь дети в круг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Игра «Назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени». (Машенька – М…)
Воспитатель . Дети, для чего нужно правильно говорить? Дети. — Чтобы общаться с другими людьми, — Чтобы общаться друг с другом, — Чтобы понимать друг друга. Да, дети, красивую речь приятно слушать. Воспитатель. Дети, а вы хотите отправиться в путешествие в страну «Красивой и правильной речи»? Чтобы попасть в эту страну, нужно подготовить наши язычки.
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
Вот наши язычки подготовлены к работе.
Воспитатель (показ слайда)
Страна «Красивой и правильной речи» находится за высокими горами, за глубокими морями, на другом краю земли.
И поплывем мы в эту чудную страну на корабле.
Я буду вашим капитаном.
Приглашаю вас на корабль.
(Надевает капитанскую фуражку, дети садятся в корабль, включаем видео)
Мы отправляемся в плавание.
И вот уже наш корабль уже плывет по волнам.
На море полный штиль и наш корабль плывет не очень быстро.
Ребята, а как нужно помочь нашему кораблю поплыть быстрее?
Дети : Сделать ветерок.
- Работа над речевым дыханием «Ветерок»
Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик. (показ слайда)
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик подгоняй.
Дети делают вдох и выдох по 3 раза.
— воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются;
— выдох должен быть длительным, плавным;
— ребенок не должен надувать щеки;
5. Воспитатель . Молодцы ребята! Вы старались, и у вас получился сильный ветер.
И вот мы приплыли уже к «Острову звуков», где нас ждут много интересных игр. (слайд )
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!
Чики, чики, чикичок, не стесняйся язычок.
Не стесняйся, не ленись, повторяй не ошибись:
- Речевая гимнастика «Добавь звук»
Послушайте стихотворение «Разные звуки» и дополните его.
Где-то собаки рычали: р-р-р-р
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж-ж.
Мимо машины бежали: тр-р-р-р.
В небе далеком гудел самолет: л-л-л-л.
Свистели от ветра все поезда: с-с-с-с.
Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч-ч-ч.
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш-ш.
А комары все пели: з-з-з-з-з.
Скажем вместе: Чики — чики –чики — чок!
Стал послушный язычок!
- Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру: «Поймай звуки»
Я бросаю звуки, а вы должны поймать их и составить слово:
с, о, н (сон, н, о, с (нос);
Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего.
Например: зима — арбуз — заяц — цапля — яйцо — очки — игла.
- Задание «Подберите картинки по схеме»
Теперь ребята садитесь за столы. внимательно рассмотреть схемы слов. Что обозначает первая схема? (это слово, в котором, например звук [С] слышится в начале).
Аналогично рассматривается остальные схемы, где заданный звук слышится в середине и в конце слова. Выполнив задание, дети рассказывают, где находится звук.
И.П. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук «Б», хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки на пояс. (барабан, ворона, булка, почка, бочка, полка, дубы, зуб, барабан, корабль, вата, подарок, суп, дуб).
И.П. – основная стойка, руки на поясе. На слова со звуком «З» наклон вперед, со звуком «С» наклон назад (зайка, санки, коза, коса, зонт, сосулька, барсук, забор, роса, пузырь).
11. Интерактивная речевая игра «Назови первый и последний звук в слове»
На экране будут задания. Если вы правильно называете первый и последний звук в слове, то появляется снежинка, а когда правильно выполните все задания, то заиграет музыка.
Воспитатель: Давайте ребята отдохнем: посидим на берегу, на песочке, поиграем с камушками.
Чтобы чётко говорить нужно с пальцами ……..дружить.
Дети хором произносят слова, катают по ладоням шарик.
“По руке круги катаю, из-под рук не выпускаю
Взад-вперёд его качу, вправо, влево
Танцевать умеет танец!
На мяче мой каждый палец!
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч катаю,
Мячик мой не отдыхает, между пальцами гуляет.
Вот я фокусник какой!”
А сейчас ребята, вы хотите поиграть с песочком?
13. Песочная терапия
Воспитатель: Дети возьмите в руки розеточки с песочком. Насыпьте песочек в кулачок и потихоньку высыпайте его на стекло. Вот как он с нами разговаривает — с-с-с-с-с!
А теперь руками разровняйте его по стеклу, погладьте его.
Какой он?(сухой или мокрый, теплый или холодный).
Давайте развеселим песочек, пощекочем его сначала пальчиком одной руки, затем, другой.
А теперь пощекочем двумя руками. Слышите, как песочек смеется?
Ему это понравилось. Он хочет с вами поиграть.
Игра «Необычные следы»
Ребята, давайте оставим следы на песке.
* «идут медведи» — ребенок кулачком и ладошками с силой давит на песок;
* «прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок бьет по поверхности песка, перемещаясь в разных направлениях.
* «ползут змеи» — ребенок пальцами рук оставляет на песке волнистый след в разных направлениях:
* «бегут жучки, паучки» — ребенок двигает всеми пальчиками, имитируя движения жуков (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются — «жучки здороваются»)
Ребята, посмотрите на свои ладошки. У вас на руках остались песчинки. Потрите ладошки друг о друга.
Корабль с якоря снимаем, путешествие продолжаем! (Крутит штурвал).
Мы плывем к острову «Скороговорок». (показ слайда)
Посмотрите на экран. Кто изображен на картинке? (мыши)
О них есть такая скороговорка: «Шесть мышат в шалаше шуршат»
Какой звук часто повторяется в скороговорке? (Ш)
Давайте медленно и четко произносим в каждом слове звук (Ш).
Теперь скороговорку расскажем шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко.
Проговорите скороговорку медленно, как будто вы спрашиваете, а потом быстрее. (Индивидуальные и хоровые ответы).
Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки. «Три сороки тараторки тараторили на горке. (показ слайда)
Четко произносим в каждом слове тот звук, который чаще других повторяется в скороговорке? (Р)
Проговорите скороговорку медленно, как будто вы удивляетесь, а потом быстрее. Совсем быстро. Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки. (Индивидуальные и хоровые ответы).
«Сидели, свистели семь свиристелей». (показ слайда)
Какой звук часто повторяется в скороговорке? (С)
Где находится язычок, когда мы произносим (С)?
Проговорите скороговорку медленно, как будто вы восхищаетесь, а потом быстрее. Совсем быстро. (Индивидуальные и хоровые ответы).
Воспитатель . Молодцы ребята, со всеми заданиями справиться смогли! Корабль с якоря снимаем, путешествовать продолжаем. (Крутит штурвал).
У нас по курсу (смотрит в бинокль) бухта, где произошла «штранная история» (показ слайда)
18. Чтение стихотворения Петра Синявского «Штранная иштория» (слайд)
Встретил жук в одном лесу
– Ах, какая модница!
Ну на сто это похозе!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите!
И красавица оса
Улетела в небеса.
Жук с досады кренделями
По поляне носится.
– Это ж надо было так
Воспитатель : Дети вам понравилось это стихотворение и почему? ( интересное и смешное).
Ребята, давайте исправим звуки в словах, которые неправильно произносил жук. Как правильно сказать слова «пожвольте пожнакомиться».?
Нам было смешно – когда жук говорил неправильно.
Если говорить слова неправильно, тебя могут не понять другие и над тобой могут смеяться. Вот, что бывает, когда звуки речи не правильно произносят, поэтому следить за правильным звукопроизношением!
Давайте вспомним правило:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Пора нам, дети, возвращаться в детский сад.
Воспитатель : В какой стране мы с вами побывали? На каких островах? Что вам особенно запомнилось? Что для вас было трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: закреплять знания детей по лексической теме «Домашние животные»,расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений,продолжать учить разгадывать загадки,развивать логич.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо.
Цель: закреплять знания детей по лексической теме «Домашние животные»,расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений,продолжать учить разгадывать загадки,развивать логич.
Задачи:Образовательные: Закреплять умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения. Закреплять умение строить ответ путем рассуждения. Закрепление согласования п.
Практикум для родителей по развитию речи.
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»Программное содержание: выявить знания и умения детей, полученные на занятиях по развитию речи:-пони.
Тема: «Путешествие в страну правильной и красивой речи»Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: создавать оптимальные условия в ходе приключенческой игры-поиска, позволяющи.
Источник
«Путешествие по стране правильной речи»
«Путешествие по стране правильной речи«
Ход урока
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте ребята!
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды. Я “соберу” все огорчения в шкатулку.
2. Основная часть:
Логопед: А теперь ребята я предлагаю Вам отправиться в путешествие по стране “Правильной речи”.
Логопед: В этой стране есть города, горы, моря и озёра. Вы готовы отправиться со мной. Давайте вспомним наше правило:
Выход фей дети знакомятся и она превращает их в звукознаек.Ну-ка глазки закрывайте в “звукознаек” превращайтесь (звучит фонограмма) на счёт “3” перепрыгнем через лентумуыка
Слайд№1. “Звукоград”
Логопед: Чтобы попасть в первый город на нашем пути “Звукоград”, вам надо превратится в “звукознаек”.
Вот вы и превратились в “Звукознаек” и оказались в “Звукограде”. Ну, а “звукознайки” должны знать все звуки. Какие звуки вы знаете? (ответы детей). Молодцы
Логопед: А сейчас мы с вами поиграем. Игра: “Верни мне гласный”.
1. “Мяч лови и мяч бросай,
Какой гласный – называй”. (Дети встают в круг.Логопед по очереди бросает мяч каждому ребёнку, называя слово, ребёнок возвращает мяч в руки логопеду, называя гласный из этого слова.)
Слова: (лак, мак, рот, лук, мир, бак, том, бал).
2. Фея Игра: “ Раз, два три сигнальчик подними”. а дети поднимают сигнальчики: красный-гласный, синий – согласный зеленый).молодцы
Логопед: Отправляемся дальше в путь. Посмотрите, что это раскинулось перед нами? Это
Логопед: Вот мы и пришли в “Буквоград”.
(Слайд №3).
– Здесь живут “Буквознайки”. А давайте нас наша фея превратит нас в буквознаек (фея превращает. Ну-ка глазки закрывайте в “буквознаек” превращайтесь (звучит фонограмма) на счёт “3” перепрыгнем через ленту.
и мы превратимся в “буквознаек”.
– Посмотрите кто это идёт к нам?
(Появляется Незнайка; в роли Незнайки АсемгульНурлановна; посещает логопедические занятия)
Логопед: Здравствуй Незнайка! Как ты оказался в “Буквограде”?
Незнайка: мне сказали, что у вас праздник “Правильной речи” и вы знаете все буквы. Вот я решил проверить, правда это или нет. Давайте поиграем, ребята!
- Игра“Узнайбукву”. Незнайка в руках держит образец с элементами букв, у детей аналогичные карточки.
- Ответыучеников.
2. Игра “Волшебное слово”. Найдите слово, спрятанное в картинках.
Слайд №4. Апельсин
Слайд №5. Весна
Слайд №6. Мячь
Слайд №7. Астана
Ответы учеников.
Незнайка: Вы хорошо справились с заданиями, отправляйтесь дальше в путь.
Логопед: Посмотрите, на нашем пути возникло препятствие – очень высокие, опасные горы. Надо быть очень внимательными. Эти горы так и называются: “Горы Внимания”.
Слайд №8.
Вставайте по порядку, фея превращает. Ну-ка глазки закрывайте в “дети в змейку ” превращайтесь (звучит фонограмма) на счёт “3” перепрыгнем через ленту.
“змейкой” подниматься в горы (дети “змейкой” ходят по залу). Вот, наконец, мы и оказались на вершине горы. (Дети садятся на стулья).
- Задание (работа по карточкам.Начало середина конец ига.молодцы а теперь спускаемся с горы
- Логопед:. Задание на дыхание. Вдох носом и выдох через нос (-у-у-у-х – поднимаем руки вверх и опускаем руки вниз.(повторить 3 раза).
Логопед: Отправляемся дальше в путь.
Логопед: Ребята, перед вами город “Словоград”.
Слайд №9.
– Здесь живут “Словознайки”. К нам идёт “Фея Правильной речи”.
Фея: (в роли Феи – ….; посещает логопедические занятия). Добро пожаловать в “Словоград”. Я приготовила для вас интересные задания. Вы с ними легко справитесь.
Логопед: Мы с радостью выполним все задания.
Рамашка составить предложения сущ
1. Игра “Подскажи словечко”.
Ба-ба-ба – у верблюда два….(горба). Га-га-га – в ступе бабушка….(Яга). Ча-ча-ча – птицы нет черней….(грача). Ца-ца-ца – птица вывела ….(птенца).
Фея: Молодцы, ребята, весело играли, верно отвечали.
Логопед: Послушайте, что это за шум? Что за плеск волн? Это же огромное море, море “Молчания”.
Будем ловить рыбок. Слайд. Музыка
Слайд №10.
– Я предлагаю вам немного отдохнуть. Релаксация…
Логопед предлагает представить картину. “Берег моря. Светит тёплое солнышко. Вот над пенной волной пролетела чайка, высматривая серебристую рыбку, дует лёгкий ветерок”. Выход из релаксации.
Логопед предлагает отправиться дальше в путь.
Логопед: А сейчас мы с вами прибыли на пик и “Запоминаек”
Слайд №11
– Нам надо передать телеграмму родным и близким. Для этого надо запомнить и повторить цепочку слов. Логопед произносит цепочку слов, ученики по очереди повторяют цепочку слов.
Мак – бак – так. Ток – тук – так. Бык – бак – бок. Дам – дом – дым. Ком – дом – дым. Комок – каток – поток.
Логопед: Отправляемся дальше в путь. Перед вами раскинулся город “Фразоград” слайды придумать. В этом городе живут “Фразознайки”.
Работа слова с картинками
Слайд №12Слайд №13. Весна…….
Заключительная часть.
Всезнайка входит и дарит подарки
Подарки: дети! Вы мне очень понравились. Вы любознательные, сообразительные. Я думаю, Вам понравятся и пригодятся мои подарки.
Источник