Дидактическое пособие «Путешествие по стране»
Наталья Левашова
Дидактическое пособие «Путешествие по стране»
Дидактическое пособие «Путешествие по планете»
откроет ребёнку главное — что наш мир огромен и разнообразен, разные страны не похожи друг на друга, у них своя культура, традиции, климат и природа. Полученные первоначальные географические представления создадут предпосылки для формирования таких чувств, как уважение к другим народам и их ценностям, развития интереса к большому миру вокруг нас.
формирование гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу через ознакомление детей старшего дошкольного возраста со странами мира, их культурой и традициями. (Германия, Франция, Англия, Греция, Китай, США, Япония, Италия)
Задачи:
— создать условия для расширения познавательной сферы дошкольников, пробуждения интереса к миру, формирования кругозора ребенка;
– вызвать интерес к жизни народов других стран;
– создать условия для формирования у дошкольников системы знаний об окружающем мире, понимания особенностей культуры, природы и достопримечательностей различных стран, расширять элементарные представления об особенностях каждой стране (расположение на карте, флаг, народный костюм, достопримечательности, национальная валюта, столица страны, традиции празднования нового года, интересные факты и др.);
– воспитывать уважение к народам различных стран, их обычаям, устоям, особенностям;
Каждый сектор обозначен условным знаком: форма материка – расположение на карте, круг – национальная валюта, маленький флаг – столица страны, большой флаг — флаг страны, рука – известные изобретения, башенка – наиболее известная достопримечательность, ёлочка – традиции празднования Нового года, кофта – национальная одежда, бегущий человечек – спортивные традиции, книжка с ручкой – известное детское художественное произведение, книжка – интересные факты, восклицательный знак – информация, полученная ребёнком дома.
Методика организации работы с детьми.
1. На первоначальном этапе работы с данным пособием необходимо рассмотреть с ребёнком карту, найти знакомую страну, вспомнить достопримечательности, традиции страны. Гладкая поверхность карты позволяет рисовать на ней маркером и легко стирать нарисованное. Ребёнок сможет прокладывать по карте различные маршруты, изображать на территории стран изученные достопримечательности, помечать флажками те места, в которых он уже побывал или в которых бывали его родные.
2. Сначала необходимо познакомить отдельно с каждой группой рисунков, предварительно объяснив детям, что обозначают условные обозначения для каждой подгруппы карточек, составляющих в целом общее представление об особенностях той или иной страны. Раскройте ребёнку целый блок, например, Япония, пусть он повторит за вами название страны, её столицу, государственные символы и денежную единицу. Начинать необходимо с 3-4 карточек-характеристик страны (флаг, валюта, столица, национальный костюм, постепенно усложняя задание дополнением новой информацией. На следующем этапе уберите карточки с блока, попросите ребёнка самостоятельно подобрать из перекидных карточек те, что подходят к изображению. Умеющие читать дети, могут прочитать на обороте подсказки. Особое внимание необходимо уделить рассматриванию флагов различных стран (все элементы флага не случайны: цвет, детали, полосы и их расположение имеют определённый смысл, отражают значительные события в жизни страны). Такие короткие игры проведите с каждым блоком, чтобы дети усвоили материал. Старайтесь, чтобы ребёнок комментировал свои действия, это будет способствовать развитию речи дошкольников. Играть можно как с одним ребёнком, так и с группой детей. В данном случае игра превращается в соревнование — кто быстрее справиться с заданием
Кроме упомянутых выше речевых способностей, данные задания будут способствовать развитию у дошкольников пространственного мышления, памяти, внимания, эрудиции, а благодаря рисованию маркером – и мелкой моторики рук. Они также усвоят понятие расстояние, получат представления о расположении частей света, материков и океанов.
1. «Угадай страну» Взрослый выкладывает все карточки –характеристики определённой страны. Ребёнок должен отгадать по ряду изображений, о какой стране идёт речь. Усложнение: взрослый открывает только несколько изображений, самых распространённых характеристик страны (например, флаг, валюта, столица, национальный костюм, а ребёнок должен отгадать страну и дополнить блок недостающими изображениями с остальными характеристиками.
2. «Найди ошибку» Взрослый открывает группу карточек – характеристик определённой страны, заведомо делая ошибки в некоторых из них. Ребёнок, должен найти и исправить ошибки, составить краткий рассказ о стране.
3. «Что ты знаешь о стране» Взрослый называет определённую страну, ребёнок должен подобрать карточки по каждой характеристике, ориентируясь на условное обозначение, тем самым составляя целостное представление об особенностях страны. Условное обозначение в виде восклицательного знака даёт возможность ребёнку дополнить имеющиеся данные своей информацией о культуре, традициях страны, полученной от взрослых, из литературы и других источников.
В процессе самостоятельной игры с данным пособием ребёнок имеет возможность не только рассматривать изображения как по отдельным характеристикам, в целом составляя самостоятельно целостное представление о той или иной стране, но и также прочитать краткую информацию на оборотной стороне карточек, тем самым уточняя и расширяя имеющиеся представления
Авторская дидактическая игра «Волшебный сад» Авторское дидактическое пособие «Волшебный сад» Цель: Обогащать сенсорный опыт; совершенствовать координацию движений рук, зрительную.
Презентация к досугу «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Предлагаем вашему вниманию мультимедийное пособие к досугу: «Если очень захотеть, можно в космос полететь» Данное дидактическое мультимедийное.
Источник
Конспект НОД с использованием ИКТ «Виртуальное путешествие по России — знакомство с народами и традициями»
Виктория Угренева
Конспект НОД с использованием ИКТ «Виртуальное путешествие по России — знакомство с народами и традициями»
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы
Цель: Расширение знаний детей о Родине.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.
Оборудование: Карта Мира, карта РФ, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, глобус, предметы национальных промыслов народов России, аудиозаписи национальных мелодий разных округов, аудиозапись песни о Родине, презентация к занятию
Предварительная работа: чтение сказок народов России, знакомство с народными промыслами, с бытом и традициями народов, прослушивание песен разных народов, разгадывание загадок. Прослушивание песен разных народов.
Ход НОД:
Звучит в аудиозаписи песня о Родине, дети заходят и рассаживаются по местам.
1. Вводная часть — Погружение в тему занятия
Воспитатель: Ребята, перед вами модель земного шара. Как она называется?
Дети: глобус.
Воспитатель: Правильно. На земном шаре много разных стран и народностей. Какие страны вы знаете? (Дети перечисляют)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кто, где живет». Я называю страну, а вы называете народ, который там живет.
Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна?
Дети: Россия Рассматривание карты России (слайд №2).
Фоном звучит мелодия русской народной мелодии Калинка-малинка
Воспитатель: Посмотрите, какая наша страна большая, великая, сильная и красивая. Страна – это не только горы, леса и поля, это, прежде всего люди, которые в ней живут.
Воспитатель: А можно сказать, что в России живут только русские? (ответы детей) Нет, ребята, потому что наша страна многонациональная, это означает, что в ней живут люди разных национальностей, и мы сильны дружбой разных народов. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции?
Дети: это праздники, игры
Воспитатель: Правильно, это народные праздники, свадебные традиции. Это то, что передаётся из поколения в поколение. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
2. Основная часть
2.1 Русская культура (повторение ранее изученного материала)
Воспитатель: Как вы думаете, представителей какого народа живет в России больше всего?
Дети: Русских.
Воспитатель: Вы правы, ребята. С русской культурой мы с вами уже знакомы, давайте вспомним:
На каком языке разговаривают русские (слайд №3).
Какие предметы национального костюма вы знаете? (слайды №4, №5).
Какие у русских национальные блюда? (слайд №6).
Национальные традиции и праздники? (слайд №7).
Народные промыслы? (слайд №8).
Воспитатель задает вопрос, дает детям возможность ответить и только, когда все желающие выскажутся, открывает соответствующий слайд на презентации.
2.2 Путешествие по России – знакомство с народностями.
Воспитатель: Хотели бы вы отправиться в путешествие по нашей огромной стране и посмотреть, какие еще народы в ней живут? (слайд №9).
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте отправимся в путешествие. Помогать перемещаться по стране нам будет волшебное заклинание. Давайте сначала отправимся в самый далекий от нашего посёлка край – на Кавказ.
Повторяйте за мной:
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть, сесть и встать,
То к народностям Кавказа
Можем в гости мы попасть
Звучит национальная народная мелодия одного из народов Кавказа
Воспитатель: Здесь живут такие народы как: осетины, черкесы, кабардинцы, аварцы и чеченцы (слайд №10).
Посмотрите, какие красивые узоры вышивали кавказские народы на своей одежде. Вышивка не только украшала одежду, люди верили, что узоры защищают человека от беды. Узоры украшали рубаху мужчину – война. Национальная одежда очень красива. Женщины носили длинные – до пят платья и шаровары. Платье украшали золотыми или иным шитьем и затягивали на талии красивым поясом. Женская одежда создавалась таким образом, чтобы подчеркнуть стройность и достоинства фигуры.
Верхняя часть мужского костюма – штаны, бешмет, черкеска, башлык, бурка, папаха. На черкеске по обеим сторонам груди пришиваются гнезда для патронов, которые помещаются в специальных гильзах (газырях) (слайд №11).
Воспитатель: У людей, живущих на Кавказе смелый и гордый характер, это люди, которые живут среди гор, они занимаются животноводством – пасут овец, выращивают виноград и фрукты.
И у народов Кавказа тоже есть свои голубцы. Только у них совсем другой вкус. Они называются – Долма. Вместо капустных листьев они используют виноградные листья. Так же туда добавляют говядину, баранину, рис, лук, соль, перец и куркуму. А еще горцы любят кушать много мяса и сыра. Национальные блюда – шашлык, плов, самса, лаваш (слайд №12).
На Кавказе тоже есть свои традиции и обычаи. Одной из них является народный танец «Лезгинка». (Звучит запись соответствующей мелодией)
Кавказские народы славятся своим гостеприимством. Когда они первый раз приходят в гости, то всегда дарят хозяевам подарок. Старинное кавказское изречение гласит: «Подбодряй семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветлив к гостю!» (слайд №13).
Воспитатель: Продолжим наше путешествие…
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть, сесть и встать,
Можно в Татарстан попасть.
Звучит народная татарская мелодия
Воспитатель: Республика Татарстан, тоже часть Российской Федерации, и живут в ней люди, национальность которых называется татары.
Одежда у татар очень богата вышивками Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан). Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. Неотъемлемой частью женской рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.
Известный головной убор татар – тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек, ритуальные головные уборы (чалма). Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Национальной татарской обувью были сапожки (читек, ичиги (слайды №14,15).
Татары очень гостеприимный народ. Вы никогда не уйдёте из татарской семьи без угощения. Татарский народ добрый, доброжелательный, чистоплотный: даже не имея бытовых условий, водопровода, ни одна татарская женщина не будет готовить, не причесавшись, не укрыв голову. Интересна и разнообразна татарская национальная кухня плов, пельмени, беляши, чак-чак и многие другие блюда. Но есть у них и запреты на определённые продукты: запрещается употреблять мясо свиньи, а также некоторых птиц, например, сокола, лебедя. Лебедь — считается священным (слайд №16).
Традиционные занятия татар — земледелие и скотоводство. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитье, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву и многое другое. Татары очень трудолюбивый народ, их поговорки «Безделье — ключ к бедности», «Лучше знать одно ремесло хорошо, чем десять плохо» (слайд №16).
Физминутка.
Воспитатель: Все что изготовили, татары продают на рынке, даже игра у них на эту тему есть. Давайте поиграем в татарскую народную игру «Продаем горшки».
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— Эй, дружок продай горшок!
— Сколько дать тебе рублей?
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Звучит татарская музыка, дети играют в игру.
Звучит запись горлового пения народов Севера
Воспитатель: Долго мы путешествовали, много народов повидали, пора возвращаться в родной регион, на Дальний восток. А у нас, ребята, на Дальнем востоке живут малочисленные народы севера: эвенки, угидальцы, чукчи, нанайцы, орочи, алеуты, манси и другие.
Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить там нелегко. Поселение таких народов называется – стойбище. Традиционный дом народов севера чум — летнее и зимнее жилище, или юрта. Их делают из оленьих шкур (слайд №17).
В тайге зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду. Они очень талантливые, делают красивые изделия из меха, рыбьей кожи, бисера, цветных ниток (слайд №18,19).
Северные мастера славятся резьбой по кости, изделиями из меха и кожи, самобытными вышивками и рисунками, украшающими национальную одежду и предметы быта (слайд №20).
Основная профессия этих народностей – оленевод. Они ведут кочевой образ жизни. Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы. Северный край нашей области очень богат реками и озерами, поэтому кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством (слайд №21).
У северных народов свои песни и танцы, игры не похожие на русские народные.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Пора возвращать из нашего путешествия (дети повторяют за воспитателем «заклинание»):
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть, сесть и встать,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть
Воспитатель. Что сегодня вы узнали на занятии?
Дети: что в нашей стране – России живут люди разных национальностей.
Воспитатель: Сегодня мы были в гостях только у малого количества народов, в России их гораздо больше. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее (слайд №22).
Много народов в России живет
К новым вершинам Отчизну ведет
В единстве народов сила страны,
Дети России дружбой сильны!
Язык порой разный и разная вера.
Мы стали для всех образцом и примером.
Дети России дружны с детских лет
В этом, пожалуй, наш главный секрет!
Общие игры у нас и забавы,
Общая школа и общее право,
Общее солнце, земля, где живем,
Учимся вместе и вместе растем!
Прикреплённые файлы:
puteshestvie-po-rosi-narody-i-tradici_95mf5.ppt | 4493,5 Кб |
Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.
Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.
Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.
Конспект НОД по познавательному развитию «Виртуальное путешествие по городу Королеву» (старшая группа) Цель:продолжать формировать представления детей о родном городе, его достопримечательностях. Задачи:• продолжать знакомить с историей возникновения.
Конспект НОД с использованием ИКТ в старшей группе «Москва — сердце России» Цель: формирование у детей представлений о Москве как о главном городе нашей страны. Задачи: 1. уточнить и систематизировать знания детей.
Конспект образовательной деятельности «Знакомство с городами России. Посткроссинг» Соавтор: воспитатель Глуходедова Татьяна Николаевна Цель: расширение представлений детей о родной стране, ее географии Задачи: образовательные:.
Конспект урока по математике во 2 классе «Знакомство с уравнением» по УМК «Школа России» Тема урока: «Знакомство с уравнениями» Цель: познакомить обучающихся с понятием «уравнение», его отличительными особенностями. Задачи: дать.
Широкая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами Видео Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие.
Виртуальное путешествие на озеро Байкал с мастер-классом К нам тоже пришла бандероль из далекой Бурятии от моей коллеги по сайту Maam.ru. Ланы Черкашиной. А в ней находились: Вот такая красивая.
Выступление на Августовской педагогической конференции «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.
Источник